Приглашаем посетить сайт

Культурология (cult-lib.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ОТЧУЖДЕНИЕ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ОТЧУЖДЕНИЕ

ОТЧУЖДЕНИЕ - филос.-социологич. категория, выражающая объективное превращение деятельности человека и ее результатов в самостоят. силу, господствующую над ним самим и враждебную ему, и связанное с этим превращение человека из активного субъекта в объект обществ. процесса. О. характеризует как исторически определ. характер деятельности человека, отношение его к продуктам деятельности и к обществу, так и разрушающее влияние социальной жизни антагонистич. формаций на личность человека. О. является исторически преходящей формой опредмечивания человеком своих деятельных способностей в классово-антагонистич. обществе (см. Опредмечивание и распредмечивание). О. связано с овеществлением, фетишизацией обществ. связей, с опосредованием отношений между людьми институционально-"вещными" организациями. Истоки О. - в разделении труда.

Проблема О. в истории домарксистской философии.

Постановка проблемы О. связана с возникновением бурж. отношений. Теоретики обществ. договора (Гоббс, Руссо и др.), фиксируя юридич.-правовую форму товарных отношений, рассматривали О. как акт передачи прав личности политич. организму. Руссо отмечает отчужденность обществ. воли устремлениям отд. человека, ее безличный и авторитарный характер. В результате обществ. договора "...из свободного и независимого, каким был человек первоначально, он превратился как бы в подвластного всей природе, особенно же ему подобным, рабом которых до некоторой степени он становится, даже становясь их господином" ("О причинах неравенства", СПБ, 1907, с. 82). Люди, скрывая свои подлинные намерения, предстают друг перед другом в масках, общество превратилось в "...собрание искусственных людей с деланными страстями..."; совр. человек живет "...всегда вне самого себя; он может жить лишь во мнении других, и одно только это мнение дает ему, так сказать, ощущение его бытия" (там же, с. 106, 107).

В нем. классич. философии проблема О. была связана с идеалистически интерпретируемой активностью, деятельностью человека. Поскольку человек рассматривается в нем. классич. философии как самосознание, постольку любая форма его объективации предстает как О., отождествляемое с опредмечиванием. Согласно Фихте, самосознание, чистое "Я" отчуждает, противополагает в своей деятельности предмет, "не-Я", а затем снимает его, возвращаясь к самому себе. Полагание предметности Фихте и обозначает "...как своего рода о т ч у ж д е н и е" (см. Избр. соч., т. 1, М., 1916, с. 142). Продолжая традиции мыслителей Просвещения, нем. классич. философия фиксирует враждебность человеку бурж. прогресса. Ф. Шиллер, отмечая расколотость человека, его способностей, усматривает причины этого в разделении труда. Он уподобляет совр. общество "...искусному часовому механизму, в к-ром из соединения бесконечного множества безжизненных частей возникает в целом механическая жизнь... Вечно прикованный к отдельному малому обрывку целого, человек сам становится обрывком; ...Постепенно уничтожается отдельная конкретная жизнь ради того, чтобы абстракция целого могла поддержать свое скудное существование..." ("Статьи по эстетике", М.-Л., 1935, с. 213, 214). Критика Шиллером совр. цивилизации покоится на эстетич. философии истории, согласно к-рой иск-во может преодолеть раздробленность человека, восстановить его целостность. Эта социально-критич. и эстетически-утопич. тенденция в истолковании О. была продолжена затем нем. романтиками (см. Романтизм).

Проблема О. - одна из центральных в философии Гегеля. Она выступает у него, во-первых, как проблема объективации абс. духа в природе и истории, связанная с деятельным отношением субъекта к объекту, и, во-вторых, как специфич. проблема бурж. общества. В ранних произв. Гегель фиксирует авторитарный, "позитивный" характер христ. религии, к-рой он противопоставляет неотчужденную религию античности (см. "Hegels theologische Jugendschriften", Tüb., 1907, S. 3). Позднее в "Феноменологии духа" проблема позитивности перерастает в проблему О. духа, к-рый в процессе своей деятельности отчуждает себя от самого себя для того, чтобы познать себя в этом инобытии. Развертывание духа происходит в отчужденных формообразованиях - от морали до гос-ва, где "...субстанциальность теперь больше уже не представляет собою лишь о с о б о е достояние того или другого и н д и в и д у у м а, а существует сама по себе и развита всеобщим и необходимым образом во всех своих сторонах до мельчайших деталей" (Соч., т. 12, М., 1938, с. 186-87). Снятие О. тождественно самопознанию духа, воспоминанию его о своей внутр. сущности.

В рамках идеалистически-спекулятивного понимания О. Гегель поставил проблемы активности познающего субъекта, объективной закономерности историч. процесса, к-рая прокладывает себе дорогу в деятельности отд. людей, движимых частными интересами; она - результат их действий, "...нечто такое, что скрыто содержится в них, но не сознавалось ими и не входило в их намерения" (там же, т. 8, М.-Л., 1935, с. 27). В "Феноменологии духа", в "Философии права" и в "Эстетике" Гегель обращает внимание на различия историч. форм О. в условиях рим. общества, крепостничества и совр. бурж. правового состояния. Описывая разложение греч. непосредств. нравственности, ее превращение в абстрактную систему права, Гегель рассматривает юридически-правовое О. как первую, простейшую форму О., характерного для гражд. общества. Правовое состояние есть "лишенная духа общественность", всеобщее, раздробленное на атомы, где каждый индивид предстает как самодовлеющая сущность, как "...отделенная от этой множественности одинокая самость..." (там же, т. 4, М., 1959, с. 259). Действительность, хотя она и создана индивидом, для него "...есть нечто непосредственно отчужденное и имеет для него форму непоколебимой действительности"; самосознание "...создает свой мир и относится к нему как к нек-рому чуждому миру, так что отныне оно должно завладевать им" (там же, с. 264, 263). О. становится здесь всепронизывающей характеристикой бурж. общества - мира "отчужденного от себя духа". Иллюзия Гегеля заключается в том, что реальное О. он истолковывает как О. духа, а преодоление О. - как теоретич. осознание неистинности предмета (и в этом заключается, по словам Маркса, его "некритический позитивизм").

Фейербах использует категорию О. в критике религии и идеализма. В религии человек отчуждает от себя свою реальную предметно-чувств. сущность, наделяя ею иллюзорное существо - бога."Теология раздваивает и отчуждает человека, чтобы эту отчужденную сущность опять с ним отождествить" (Избр. филос. произв., т. 1, М., 1955, с. 117). Собств. силы человека предстают как сверхъестеств. божеств, силы, господствующие над ним (см. тамже, т. 2, М., 1955, с. 56). Причину О. человека Фейербах видит в психологич. состояниях - чувстве зависимости, страха, экстаза и т.д. Идеалистич. философия - также форма О. человеч. сущности, рациональное выражение религии. Чувственность рассматривается Фейербахом как "неотчужденный" фундамент человека; "неистинному" отчужденному миру он противопоставляет человеч. мир любви. Гесс также противопоставляет "ложной" отчужденной собственности "истинную" собственность патриархального общества, основанного на натуральном х-ве (см. "Sozialistische Aufsätze", В., 1921, S. 153). О. человека он связывает с развитием денежных отношений: "Деньги - это продукт взаимно отчужденных людей, это отчужденный человек" (там же, S. 167).

Проблема О. в новейшей бурж. философии и социологии. Бурж. филос.-историч. и социологич. мысль 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. описывает многие феномены О., мистифицируя в тоже время сам процесс О. Ницше фиксирует О. человека в форме морали и прежде всего в форме христ. морали любви к ближнему, в к-рой выражается инстинкт отрицания жизни, "отвращение от воли к бытию" (см. Соч., т. 9, М., 1910, с. 11). Преодоление О. адекватно у Ницше отрицанию морали ("необходимо уничтожить мораль, чтобы освободить жизнь" - там же, с. 137), сливается с утверждением эстетич. имморализма, аристократич. элитарной концепции. Тённис в своем противопоставлении "общины" и "общества" отмечает сложность и запутанность институциональной структуры совр. общества. Шпенглер проводит идею о том, что европ. культура, умирая, превращается в цивилизацию, для к-рой характерны безличные механизмы социальной связи. Зиммель связывает трагедию совр. культуры с разделением труда, к-рое "отрывает продукт от каждого из принимающих в работе участие", так что объективность, создаваемая в частичной деятельности, лишена "...внутренней одушевленности, которую только целый человек может вдохнуть в целое произведение" ("Логос", 1911-12, кн. 2-3, с. 24). Созданные человеком и предназначенные для него предметы культуры "...проходят как бы промежуточную форму объективности, где и следуют имманентной логике ее развития, отчуждающей их как от их происхождения, так и от их назначения" (там же, с. 20). Фрейд обратил внимание на связь феномена О. с патологией личности. Развитие цивилизации предстает у Фрейда как процесс О. от непосредств. жизненных влечений человека, а культура - как нечто чуждое и враждебное его естеств. устремлениям. "Всякая культура... построена на принуждении и на отказе от влечений" ("Будущность одной иллюзии", М.-Л., 1930, с. 9). Самоотчуждение человека, связываемое Фрейдом с развитием культуры, находит выражение в неврозе, в потере своего "Я" (деперсонализация) и чувстве чуждости окружающего мира (дереализация).

Гл. особенностями анализа О. в совр. бурж. лит-ре являются: 1) антиисторизм в понимании О.; 2) поиски причин О. в технике, а не в социальных отношениях; 3) отождествление опредмечивания и О.; 4) психологизация О. Так, для Бердяева любое материализованное бытие есть отчужденное бытие (см. "Смысл творчества", М., 1915, с. 45). Полемизируя с марксистским расчленением опредмечивания и О., Сартр и Ипполит полагают, что "объективация есть отчуждение" (см. J. P. Sartre, Critique de la raison dialectique, P., 1960, p. 234-36; см. также J. Hyppolite, Études sur Marx et Hegel, P., 1955, p. 10). Бердяев связывает О. человека и кризис гуманизма с возникновением машинной техники, разрушающей органическое отношение между человеком и природой. "Буржуазная цивилизация есть предел некосмичности мира. В ней гибнет внутренний человек, подменяется внешним автоматическим человеком. Цивилизация развила огромные технические силы... Но технические силы цивилизации властвуют над самим человеком, делают его рабом, убивают его душу" ("Смысл творчества", М., 1915, с. 285). Для экзистенциализма также характерна фетишизация техники. Ясперсу техника представляется "самостоятельной силой, увлекающей все за собой", так что общество "превращается в единую большую машину" (см. "Vom Ursprung und Ziel der Geschichte", Münch., 1949, S. 158-59). Ф. Хейнеман пишет о новой фазе "человеческого самоотчуждения" в 20 в., обусловленной влиянием техники: "средства труда и машины обладают действенной тенденцией сделаться независимыми от своего создателя и развиваться по своим собственным законам. Это техническое отчуждение становится центральным" ("Existenzphilosophie: lebendig oder tot?", Stuttg.,1954, S.21). Мн. представители совр. бурж. социологии также видят истоки О. в технике, напр. Арвон (см. "La philosophie du travail", P., 1961, p. 82, 86), П. Навиль (см. "Le nouveau Leviathan", P., 1957, p. 151) и др.

С фетишизацией техники, непониманием социально-историч. обусловленности О. тесно связана и психологизация О. Сартр видит в О. "следствие однозначного внутреннего отношения, к-рое соединяет человека как практическое существо с его окружением" ("Critique de la raison dialectique", P., 1960, p. 236). Для Хейдеггера О. - это способ бытия в условиях общественности, в мире повседневных забот; обезличивание человека, превращение его в функциональную единицу общества он описывает как растворение человеч. "экзистенции" в Man - отчужденных обществ. нормах поведения и образа мыслей. "Используя общественные средства сообщения, используя связь (газеты), каждый уподобляется другому... Мы наслаждаемся и развлекаемся так, как наслаждаются другие, мы читаем, смотрим и высказываем суждения о произведениях литературы и искусства так, как смотрят и высказывают суждения другие; но мы сторонимся также "толпы" так, как сторонятся другие; мы "возмущаемся" тем, чем возмущаются другие. Способ бытия повседневности предпосылает Man, которое не является чем-то определенным и которым является все..." ("Sein und Zeit", Tüb., 1953, S. 126-27). Психологизация О. присуща и совр. социологии. Так, Ж. Фридман определяет "отчужденный труд как всякий труд, ощущаемый как нечто чуждое тем, кто его выполняет" ("Traité de sociologie du travail", P., 1960, p. 15).

Вместе с тем нек-рые направления бурж. филос.-социологич. мысли связывают психологич. проявления О. с объективными социальными процессами. Фромм, один из крупнейших представителей неофрейдизма, отмечая, что совр. человеку угрожают "могущественные сверхчеловеческие силы - капитал и рынок" (см. "Escape from freedom", N. Y., 1941, p. 62-63), рассматривает психич. феномены О. как следствие определ. социальных причин: капитализм формирует в человеке импульсивную мотивацию (в капиталисте - садизм, иррациональную жажду власти; в рабочем - мазохизм), к-рая, возникнув, превращается в одно из условий функционирования и развития буржуазного общества.

Анализируя различные проявления О., совр. бурж. социология рассматривает О. как единственно возможный способ организации человеч. отношений. Так, в микросоциологии возможность преодоления О. связывается только с малыми группами и утверждается неизбежность О. для др. социальных образований. В институциональной социологии изучаются различные типы отчужденных социальных ин-тов (гос-во, право, семья и т.д.), в социального действия теории изображается положение и поведение человека в чуждых ему бюрократич. ин-тах (человек как актер, исполняющий роль, ориентирующийся на ситуацию и институциональные ценности) и т.д. Принципиально-методологич. значение проблема О. имеет для представителей т.н. "социальной критики" (Миллс, Рисмен и др.). Миллс, анализируя механизм обезличивания социальных связей, превращения активной общественности в пассивную, манипулируемую массу, отмечает значение элитарных социальных ин-тов. "Работа, выполняемая людьми в различных иерархически построенных экономических институтах,... распадается в силу разделения труда на множество более или менее узких и ограниченных зон и звеньев, а позиции, с которых можно обозревать процесс производства в целом, централизованы; таким образом, люди лишены не только продуктов и орудий своего труда, но и понимания общей структуры и общей связи производственных процессов" ("Властвующая элита", М., 1959, с. 429).

В целом бурж. мысль фиксирует лишь поверхностные формы превращенных социальных связей, она не понимает подлинных причин и реального процесса О., описывая часто его феномены с позиций самого О.

Создание и развитие марксистской концепции О.

Марксистское понятие О. выражает сущность исторически преходящих обществ. отношений, основанных на разделении труда и частной собственности. В работах 1842-43 Маркс и Энгельс исследовали сначала О. в сфере духовной жизни (религия, идеалистич. философия и т.д.), а затем в области политич. жизни (напр., анализ бюрократизации гос-ва в работе Маркса "К критике гегелевской философии права" - см. Соч., 2 изд., т. 1, с. 269-73). В "Экономическо-философ. рукописях 1844 г." исходным пунктом понимания О. становится проблема отчужденного труда. Маркс отмечает, что в условиях антагонистич. обществ. отношений рабочий относится к труду, к акту произ-ва как к принудит. внешнему процессу: в нем он "...не развёртывает свободно свою физическую и духовную энергию, а изнуряет свою физическую природу и разрушает свой дух" (Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., 1956, с. 563). Человек ощущает себя свободным не в процессе труда, а лишь в том бытии, к-рое не отличает его от животного. Отношение рабочего к своей деятельности определяет и отношение его к предметам и продуктам своего труда, к-рые принадлежат не ему, а либо отд. частному собственнику, либо всеобщему капиталисту - гос-ву и выступают по отношению к рабочему как чуждые, враждебные ему сущности, во власть к-рых он все более попадает (см. тамже, с. 561). В "Святом семействе" Маркс и Энгельс отмечают различие в отношении эксплуататора и эксплуатируемого к процессу О.: буржуа "...чувствует себя в этом самоотчуждении удовлетворённым и утверждённым", а пролетарий "...чувствует себя в этом отчуждении уничтоженным..." (Соч., 2 изд., т. 2, с. 39).

В "Экономическо-филос. рукописях 1844 г." Маркс выводит О. из отношения рабочего к своему труду, к-рое как результат определ. социальных процессов само должно быть объяснено. В "Немецкой идеологии" Маркс и Энгельс развивают свое понимание О. Критикуя М. Штирнера, к-рый сводит проблему "...только к тому, чтобы все действительные отношения, а равно и действительных индивидов заранее объявить отчуждёнными..., чтобы свести их к совершенно абстрактной фразе об отчуждении...", они ставят перед собой задачу - "...изобразить действительных индивидов в их действительном отчуждении и в эмпирических условиях этого отчуждения..." (там же, т. 3, с. 270-71) и фиксируют след. моменты процесса О.: 1) О. частной собственности; 2) О. гос-ва, когда общий интерес "...принимает самостоятельную форму, оторванную от действительных - как отдельных,: так и совместных - интересов, и вместе с тем форму иллюзорной общности" (там же, с. 32); 3) О. социальной деятельности, к-рая превращается в "отрицательную форму самодеятельности" - труд. Существенно новым в "Немецкой идеологии" является то, что О. связывается здесь с разделением труда и рассматривается как его следствие. Обращая внимание на стихийный характер совокупной социальной деятельности в условиях разделения труда и антагонистич. обществ. отношений, Маркс и Энгельс отмечают, что О., "закрепление социальной деятельности", "консолидирование нашего собственного продукта" в некую вещную силу, "... господствующую над нами, вышедшую из-под нашего контроля, идущую в разрез с нашими ожиданиями и сводящую на нет наши расчёты, является одним из главных моментов в предшествующем историческом развитии" (там же).

Теоретически завершенный вид концепция О. приобретает в классич. работах Маркса и Энгельса 50-60-х гг.: экономич. рукописях 1857-58-х гг., "Капитале", "Происхождении семьи, частной собственности и государства", "Анти-Дюринге" и др.

Общая структура О. фиксируется Марксом в соподчинении категорий Veräußerung, Entäußerung, Entfremdung, Fremdartigkeit, Versachlichung, Verdinglichung, выражающих различные стороны О. Категории Veräußerung, Entäußerung, Entfremdung выражают углубление процесса О. по мере развития товарно-денежных отношений. "Veräußerung" характеризует факт передачи, О. товара одним товаровладельцем другому, т.е. изображает отношения простого товарного обмена; капиталистич. отношения эта категория описывает с их внешней, обменно-правовой стороны. Теоретики обществ. договора фиксировали преим. это юридич. выражение экономич. отношений капиталистич. общества. Категория Entäußerung (О. во внешнем бытии) дает более глубокую характеристику превращенных социальных отношений: она выражает овеществление социальных отношений в деньгах - вещном носителе абстрактного богатства. Наконец, категория Entfremdung носит наиболее всеобщий и глубокий характер, выражая О. всего социального мира, создаваемого человеком, превращение его в чуждый человеку мир капитала. При этом и юридич. О. (Veräußerung), и О. во внешнем бытии (Entäußerung) являются внешними формами процесса О. (Entfremdung). Если бурж. идеологи ограничиваются описанием чуждости (Fremdartigkeit) предметного мира, создаваемого человеком, фиксируют "отчужденность", состояние О., то Маркс анализирует самый процесс О., вскрывает за вещной оболочкой исторически определ. тип обществ. отношений. Именно в "Капитале" выявляется специфика этих сторон О., что позволило связать теорию О. с теорией фетишизма, в частности товарного фетишизма: овеществление (Verdinglichung, Versachlichung) обществ. отношений и персонификация вещей есть одно из проявлений О.

Осн. моменты О. 1) О. деятельности человека, к-рый выходит из процесса труда обедненным и опустошенным, поскольку творч., продуктивные силы человека противостоят ему как чуждые, господствующие над ним силы капитала. В бурж. обществе "всестороннее проявление человеческой сущности предстает как полное опустошение, универсальное опредмечивание как тотальное отчуждение, уничтожение всех определенных односторонних целей как принесение в жертву самоцели неким совершенно внешним целям" (Marx К., Grundrisse der Kritik der politischen Ökonomie..., В., 1953, S. 387). Трудящийся превращен в придаток, в рабочий орган машины. Его труд раздроблен на мельчайшие операции и не требует обнаружения целостности его социальных св-в, превращая рабочего в частичного человека. Из процесса труда исключено всякое эстетич. и интеллектуальное содержание. Труд рабочего "все более и более превращается в чисто абстрактную деятельность, чисто механическую, поэтому равнодушную, индифферентную по отношению к ее особым формам деятельность" (там же, S. 204). Наемный труд - это "отчужденный от самого себя" труд, к-рому "...созданное им богатство противостоит как чуждое богатство, его собственная производительная сила - как производительная сила его продукта, его обогащение - как самообеднение, его общественная сила - как "сила общества, властвующего над ним" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 3, с. 268). О. не тождественно эксплуатации. Эксплуатация наемного труда - это действенное обнаружение процесса О., его "действительное проявление" (см. тамже, с. 520).

2) О. условий процесса труда и его результатов. Между рабочим и предметными условиями труда устанавливаются отношения полного безразличия, обособленности и отчужденности. "Объективные условия труда приобретают... по отношению к живому труду громадную, все более увеличивающуюся самостоятельность..." (Маrх К., Grundrisse..., S. 715-16).

3) Извращение отношения между субъектом и объектом: человек становится объектом производств. процесса, а отчужденная вещь, капитал, получает самостоят. активное существование. Происходит то субъективирование вещей и овеществление субъектов, к-рое Маркс вскрыл в учении о фетишизме. Капитал из отношения превращается в вещь, но "...в такую вещь, которая содержит в себе, проглотила в себя общественное отношение, - в вещь, обладающую фиктивной жизнью и самостоятельностью, вступающую в отношение с самой собой, в чувственно-сверхчувственное существо" (Маркс и Энгельс, Соч., 2 изд., т. 26, ч. 3, с. 507). Средства произ-ва, приобретшие форму капитала, становятся средством высасывания живого труда: не рабочий потребляет их как веществ, элементы своей производит. деятельности, а они потребляют его как фермент их собств. жизненного процесса. Человек становится лишь персонификацией овеществл. обществ. сил: капиталист - персонификацией капитала, рабочий - персонификацией наемного труда. Все отношения между людьми складываются как отношения между исполнителями частичных социальных функций. Их деятельность утратила подлинно человеческое, целостное содержание и превратилась в роль, смысл к-рой предписывается безличным социальным институтом.

О. и социальные институты. Хотя все социальные институты как совокупность образований, призванных регулировать жизнь людей, возникают в процессе человеч. деятельности и не заключают в себе никакой материи, кроме этой деятельности, они приобретают независимый от человека вещный характер и становятся посредниками между людьми; как превращенные формы организации общества они связаны с О. от реального процесса обществ. жизни.

Разделение труда как социальный институт есть историч. форма распределения масс живого и опредмеч. труда. Обществ. богатство рассматривается здесь лишь с количеств. стороны, его распределение регулируется стихийным образом, целостная деятельность человека расчленяется на частичные, односторонние операции. Разделение труда превращает специализацию, вытекающую из качеств. неоднородности различных типов человеч. деятельности, в профессионализацию - пожизненное выполнение рабочим своей частичной функции.

Классовое гос-во как социальный институт, в к-ром общественно-политич. жизнь отчуждается от жизнедеятельности самих индивидов, - наиболее концентрированное выражение "мнимой коллективности" (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, там же, т. 3, с. 75), "суррогат коллективности". Анализируя генезис гос-ва, его зависимость от экономич. базиса и от воли господств, класса, Маркс, Энгельс и Ленин отмечают, что в процессе историч. развития углубляется О. классового гос-ва от действит. индивидов (см. В. И. Ленин, Соч., т. 25, с. 357-73, 429-46) и одновременно создаются объективные условия для преодоления этого О., для отмирания гос-ва. Превращение социальных институтов в сложные рационализированные бюрократич. системы, построенные по иерархич. принципу, является одним из следствий О. Бюрократизация социальных институтов связана с пассивностью нар. масс, к-рые из подлинных творцов историч. развития превращаются в объект политич. управления со стороны господств, класса.

О. и культура. О. характеризует не только материальную, но и духовную жизнь классово-антагонистич. общества. Формируются специфич. формы ложного идеологич. сознания (от религии в собственном смысле до "светской" авторитарной идеологии). Классовое сознание превращается в институцион. идеологию, к-рая адекватно выражает волю господств. класса, враждебного народу и демократич. интеллигенции, но превратно отражает самую социальную реальность. Увеличивается власть политич. институтов над культурой (господство цензуры, консолидация органов печати в руках небольшой группы политиканов и т.д.), а также разрушит. влияние средств массовой коммуникации и пропаганды (печать, радио, телевидение и пр.), с помощью к-рых осуществляется психологич. обработка масс, навязываются идеологич. штампы, стереотипы мысли и поведения.

Возникает разобщенность внутри самой культуры: формируется т.н. "массовая культура", ориентирующаяся на эстетич. неразвитость обыденного сознания и закрепляющая ее, и элитарное искусство, находящееся в негативной зависимости от критикуемой им "массовой культуры". Господство в позднебурж. обществе иррацион. вещных сил, утративших свою видимую связь с жизнью самого человека, обусловливает тот факт, что перед взором многих мыслителей, писателей и художников 20 в. это общество предстает как мир абсурда и алогичности (см. Иррационализм). Но, изображая О. с позиций самого О., искусство вместе с тем осуществляет свое дефетишизирующее призвание. Оно раскрывает парадоксы фетишистского сознания и, разламывая мертвую предметность, разрушает само вещное отношение человека к реальности.

О. вместе с разделением труда проникает и в науку. В совр. науке, организованной по образу и подобию материального произ-ва, растет число исследователей, не понимающих цели своей деятельности, не постигающих целостного процесса исследования и выполняющих вспомогательно-вычислительные, формальные операции. Дегуманизация науки особенно ярко проявляется в том, что ее открытия ставятся на службу разрушит. военным целям, используются для создания средств массового уничтожения.

Преодоление О. - сложный, противоречивый и длит. процесс, связанный с уничтожением эксплуатации и социального разделения труда, прикрепляющего человека к частичной обществ. функции, с отмиранием гос-ва и становлением коммунистич. отношений. Идея о снятии О. отражает тенденции социального развития. Автоматич. произ-во, являющееся технич. базой коммунистич. общества, создает возможности для изменения всего облика труда: рабочий перестает быть гл. агентом произ-ва, а его деятельность превращается "во все усиливающуюся деятельность по наблюдению и регулированию" (см. К. Marx, Grundrisse..., S. 592). Уничтожение разделения труда и профессионализации не означает уничтожения специализации, т.е. специфики различных типов деятельности. Точно так же отмирание социальных институтов, связанное с уничтожением О., означает не исчезновение организации общественной жизни, а изменение ее форм: совокупная обществ. деятельность будет регулироваться сознательным и планомерным распределением труда пропорционально обществ. потребностям. Коммунизм - это общество реального гуманизма. Мерой обществ. богатства становится здесь всестороннее развитие человека.

Бурж. истолкователи марксовой концепции О. противопоставляют работы молодого Маркса (в особенности "Экономическо-филос. рукописи 1844 г.") его поздним произв., в к-рых у Маркса якобы исчезает проблема О. (П. Биго, Э. Тир и др.). Марксизм превращается ими в разновидность антропологии, близкой экзистенциализму, концепция О. у Маркса сближается с истолкованием О. у Гегеля или Фейербаха (Г. Лейх, Г. Дике, Р. Хайс и др.), интерпретируется как романтич. "реакция против технического мира и технического человека" (см. Н. Popitz, Der entfremdete Mensch, Basel, 1953, S. 134). Мн. протестантские (Тиллих, Г. Шрай, Ф. Делекат, И. Фетчер и др.) и католические (П. Биго, Кальвез, Beттep) критики марксизма ищут теологич. содержание в марксовом понятии О., сближая его с христ. концепцией грехопадения человека.

В работах сов. ученых подвергается резкой критике бурж.-ревизионистская интерпретация марксова понимания О., истолкование О. в экзистенциализме, во фрейдизме, в совр. бурж. социологии, а также освещается становление проблемы О. в домарксистской философии, формирование и развитие этой проблемы в работах Маркса, Энгельса, Ленина, анализируется связь проблемы О. с явлениями фетишизма, социального разделения труда, бюрократизации, с идеологич. формами сознания, дискутируется вопрос о существовании и формах О. при социализме и путях его преодоления.

Хотя тенденция к преодолению О. является ведущей в социалистич. обществе (уничтожение капиталистич. эксплуатации и частной собственности на средства произ-ва, поиски путей обществ. самоуправления и др.), последнее, будучи лишь первой фазой коммунизма, сохраняет еще различные формы О. (идеология и практика культа личности, бюрократич. и религ. пережитки и т.п.). Общими путями преодоления О. для стран, строящих социализм, являются всемерное развитие обществ. богатства, преодоление противоположностей между умств. и физич. трудом, между городом и деревней, активное привлечение широких нар. масс к управлению обществом, высокое развитие коммунистич. сознания, науки и культуры, демократизация всей жизни социалистич. общества.

Лит.: Проблема О. в истории домарксистской философии. Лукач Г., Материализация и пролет. сознание, "Вестн. Соц. Академии", 1923, кн. 4-6; Асмус В. Ф., Противоречия специализации в бурж. сознании, "ПЗМ", 1926, No 9-10; Давыдов Ю., "Феноменология духа" и ее место в истории филос. мысли, в кн.: Гегель, Соч., т. 4, М., 1959, с. V-XLV; Hapский И. С, Об историко-филос. развитии понятия "О.", "ФН" (НДВШ), 1963, No 4; Luкасs G., Der Junge Hegel, Z.-W., 1948; Löwith К., Von Hegel zu Nietzsche, 4 Aufl., Stuttg., 1958; Franklin M., On Hegel's.theory ol alienation and its historic forces, в кн.: Studies in Hegel, v. 9, New Orleans, 1960; Rоhrmoser G., Subjektivität und Verdinglichung. Theologie und Gesellschaft im Denken des Jungen Hegel, [Gütersloh], 1961; Gauvin G., "Entfremdung" et "Entäußerung" dans la Phänomenologie de l'esprit de Hegel, "Archiv Philosophie", 1962, N 25.

Проблема О. в совр. бурж. ф и л о с о ф и и. Бердяев Н., Кризис искусства, М., 1918; Heidegger M., Über den Humanismus, Fr./M., [1947]; Kofler L., Geschichte und Dialektik, Hamb., 1955; Lefоrt C., L'aliénation comme concept sociologique, "Cahiers Internationaux de sociologie", 1955, v. 18; Оrtega y Gasset J., Insichselbstversenkung und Selbstentfremdung, в его кн.: Gesammelte Werke, Bd 4, Stuttg., 1956; его же, Der Aufstand der Massen, там me, Bd 3, Stuttg., 1956; Bell D., The meaning of alienation. "Thought", 1959, v. 11, No 38-39; Döring P., Verfremdete Welt und Wirklichkeit in der modernen Dichtung, Dortmund, [1959]; Pappenheim F.,The alienation of modern man. An interpretation based on Marx and Tönnies, Ν. Υ., 1959; Thompson W. and Horton J., Political alienation as a force in political action, "Social Forces", 1960, v. 38, No 3; Fulton R., Original marxism estranged offspering, Boston, 1960; Αxelоs К., Marx penseur de la technique. De l'aliénation de l'homme, [P.], 1961; Frоmm E., Marx' concept of man, Ν. Υ., 1961; Tucker R., Philosophy and myth in K. Marx, [Camb.], 1961; Malterre J., L'aliénation de l'homme dans la civilisation industrielle 1961, "Christianisme social", 1961, No 1-2; Gabel J., La reification, P., 1962 (имеется подробная библ. франц. лит-ры); König R., Freiheit und Selbstentfremdung in soziologischer Sicht, в кн.: Freiheit als Problem der Wissenschaft, В., [1962]; Man alone: alienation in modern society, ed. E. and M. Josephson, Ν. Υ., 1962 (имеется подробная библ. амер. лит-ры); Rotenstreich N., On the ecstatic sources of the concept of "alienation", "Review of metaphysics", 1963, No 3; eго жe, Alienation, transformation of a concept, Jerusalem, 1963; Langslet L. R., Den unge Karl Marx of menneskets "fremmedg]" reise", Oslo, 1963; Blauner R., Alienation and freedom. The factory worker and his industry, Chi.-L., 1964; Brun J., Technique et aliénation, "Revue d'histoire et de philosophie religieuses", 1964, No 2; The new sociology. Essays in social science and social theory of in honor of С. Wright Mills, N. Y., 1964; Τopitsсh E., Entfremdung und Ideologie, и кн.: Hamburger Jahrbuch für Wirtschaft-und Gesellschaftspolitik, Tübingen, 1964; Birou Α., Forces d'aliénation et chemins de la liberté, "Economie et humanisme", 1965, mars-avr., No 159.

Марксизм и проблема О. Рубин И., Очерки по теории стоимости Маркса, М.-Л., 1928; Розенберг Д. И., Очерки развития экономич. учения Маркса и Энгельса в сороковые годы XIX в., М., 1954; Гароди Р., О понятии "О.", "ВФ", 1959, No 8; его же, Марксистский гуманизм, пер. с франц., М., 1959; Корню О., К. Маркс и Ф. Энгельс, пер. с нем., т. 1-2, М., 1959-61; Пажитнов Л. Н., У истоков революц. переворота в философии. "Экономическо-филос. рукописи 1844 г." К. Маркса, М., 1961); Замошкин Ю. Α., Бюрократизация бурж. общества и судьбы личности, "ВФ", 1961, No 4; Maркуш Д., К анализу "Экономическо-филос. рукописей" К. Маркса, "ФН" (НДВШ), 1961, No 1; Батищев Г. С., Противоречие как категория диалектич. логики, М., 1962; Давыдов Ю. Н., Труд и свобода, М., 1962; Ойзерман Т. И., Формирование философии марксизма, Μ., 1962; Великовский С., Приглашение поразмыслить (К проблеме "О."), "Вопр. лит-ры", 1965, No 9; Левада Ю. Α., Социальная природа религии, М., 1965, с. 24-37; Наумова Η. Φ., Социальные аспекты разделения труда. Разделение труда и О. труда, в кн.: Рабочий класс и технич. прогресс, М., 1965, с. 26-49; Огурцов А. П., Проблема О. в работах К. Маркса, "Труды ин-та (Моск. ин-т нар. хоз-ва им. Г. В. Плеханова)", 1965, вып. 31; Jahn W., Der ökonomische Inhalt des Begriffs der Entfremdung der Arbeit in den Frühschriften von K. Marx, "Wirtschaftswissenschaft", 1957, Jg. 5, H. 6, Aug.-Sept.; Кurеlla Α., Der Mensch als Schöpfer seiner Selbst, В., 1958; Ρetroviс G., Marksova teorija alienacije, "Filozofija", 1959, M 3-4; Sur le Jeune Marx, [P.], 1960; Fischer E., Entfremdung, Dekadenz, Realismus, "Sinn und Form". 1962, H. 5-6; Коrač V., Marks i savremena sociologija, Beograd, 1962; Garaudy R., K. Marx, [P., 1964]; Entfremdung und Humanität. Marx und seine klerikalen Kritiker, В., 1964; Höfer Μ., Bürokratie und Entfremdung, "Wissenschaftliche Zeitschrift der Friedrich-Schiller-Universität Jena - Thüringen. Gesellschafts- und Sprachwissenschaftliche Reihe", 1964, H. 3; Panasiuk R., Problem biukokracje we wczesnej twórczości Marksa, "Studia filozoficzne", 1964, No 1 (36); Supek R., Teorija otuctenja i sociologija, "Sociologija", 1964, No 1-2; Marks i savremenost, t. 1-2, Beograd, 1964; Vraniсki P., Socijalizam i problem alijenaclje, "Praxis", 1964, nov.-dec., No 2; Heise W., Über die Entfremdung und ihre Oberwindung, "Deutsche Zeitschrift für Philosophie", 1965, No 6; Welskopf E. Сh.. Entfremdung, historisch gesehen, там же, Hlávek Α., Problémy sociallsmu a odeudzenie, "Otázky marxisticke] filozofie", 1965, No 1.

Марксистская критика бурж.- реформисткого истолкования О.

Ойзерман Т. И., Фальсификация филос. учения Маркса с позиций иррационализма, "ВФ", 1958, No 3; Огурцов А. П., Критика бурж. и ревизионистских фальсификаторов работы К. Маркса "Экономическо-филос. рукописи 1844 г.", в кн.: "Науч. труды Моск. технологич. ин-та легкой пром.", сб. 17, М., 1960 (имеется библ.); Попович М. В., Похiд проти розуму, К., 1960; Ситников Э. М., Проблема "О." в бурж. философии и фальсификаторы марксизма, М., 1962; Давыдов Ю. Н., А. Лефевр и его "концепция О.", "ВФ", 1963, No 1; Наумова Η. Φ., Бурж. социология о разделении труда, "ВФ", 1965, No 2; Lukaсs G., Die Zerstörung der Vernunft, В., 1955; Marinkovic J., Pojam Otudivanja u Radovina G. Friedmana, "Filosofija", 1964, No 4.

Обзорная лит-ра. Лапин Н. И., Борьба вокруг идейного наследия молодого Маркса, М., 1962; Habermas J., Zur philosophischen Diskussion um Marx und den Marxismus, "Philosophische Rundschau", 1957, H. 3/4; Lieber H. J. und Ludz P., Zur Situation der Marxforschung, "Kölner Zeitschrift für Sociologie und Socialpsychologie",1958, H. 3.

А. Огурцов. Москва.

В начало энциклопедии