Приглашаем посетить сайт

Спорт (www.sport-data.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГВИ"-"ГЕО")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГВИ"-"ГЕО")

ГВИЧЧАРДИНИ

ГВИЧЧАРДИНИ (Guicciardini), Франческо (6 марта 1483 - 23 мая 1540) - итал. историк, политич. деятель и социолог, адвокат по профессии. Служил во Флоренции, затем при папах Льве X и Клименте VII. В соч. "История Италии" ("Storia d'Italia", 1561-64) Г. вслед за Макиавелли, но отступая от его демократич. тенденций, ратовал за нац. и гос. объединение Италии. Г. считал вполне допустимым для достижения политич. целей применение любых средств (обмана, притворства и т.п.). В соч. "Диалог об управлении Флоренцией" ("Dialogo del reggimento di Firenze", напис. 1521-25), "Размышления относительно речей Макиавелли" ("Considerazioni intorno ai discorsi del Machiavelli", напис. ок. 1529), "Политические мемуары" ("Ricordi politici e civili") Г. рассматривал природу гос-ва. Согласно Г., разум является высшим законодателем человеч. общества, в к-ром он действует через гос-во. "Божественный промысел" не имеет никакого отношения к существованию гос-ва, поскольку оно является совокупностью индивидов, движимых стремлением к самосохранению и эгоизмом; гос-во является не результатом согласия, а органом насилия, к-рое должно быть ограничено правильным пониманием обществ. блага. Боясь участия нар. масс в гос. управлении, Г. допускал их подавление силой и считал наилучшим гос. устройством аристократич. республику (см. Соч., М., 1934, с. 49), во главе к-рой стоят выборный президент ("гонфалоньер") и совет "лучших и наиболее достойных" - богатых и знатных людей, привлекающих к управлению представителей ремесленных и торг. кругов. Г. был убежденным противником светской власти папы и "негодяев попов". Однако республиканские и антиклерикальные взгляды Г. примирялись с усердной службой тиранам Медичи и папскому двору. Осмеивая церк. мистику, Г. усматривал в религии моральную силу, призывал уважать церк. установления.

Идеи Г. оказали сильное влияние на философов и социологов 17-18 вв.

Соч.: Opere inedite, v. l-10, Firenze, 1857-67. Соч. в рус. пер. - Сочинения, вступ. ст. и ред. А. К. Дживелегова, M., "Academia", 1934. Лит.: Всемирная история, т. 4, М., 1958 (см. Именной указатель); Житомирская С. В., Политические воззрения Франческо Гвиччардини, М., 1945 (Дисс.); Оtet.teа А., François Guichardin, P., 1926; Malagoli L., Guicciardini, Firenze, 1939; Luсiani V., Francesco Guicciardini e la fortune dell' opera sua Firenze, 1949; Sailla G., Il pensiero italiano nell'umanesimo e nel Rinascimento, v 3, Bologna, 1951, cap. 6.

З. Мелещенко. Ленинград.

ГЕВЛИЧ

Авксентий Павлович (12 июля 1790 - 6 марта 1861) - рус. гос. деятель, в молодости занимавшийся эстетикой. Окончил Харьковский ун-т (1811); магистр (1813) и доктор (1815) наук. В дисс. "Об изящном" (СПБ, 1818), дав краткий очерк истории понимания прекрасного в новое время, Г. присоединялся к определению прекрасного нем. классицистом. Гагедорном как "согласного отношения разнообразия к единству". Это понимание прекрасного отвечает, по мнению Г., "естественному" расположению человека к красоте. Требуя от художника изображения истины, "одеянной в образ, в формы", считал, что идеал содержится лишь в субъекте, склоняясь, т.о., в определении "идеала" к субъективизму.

З. Каменский. Москва.

ГЕГЕЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕГЕЛЬЯНСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕГЕМОНИЯ ПРОЛЕТАРИАТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЁДЕЛЬ

ГЁДЕЛЬ (Gödel), Курт (р. 28 апр. 1906) - австр. логик и математик. Родился в г. Брно, в Австро-Венгрии (ныне Чехословакия). В 1933-38 - приват-доцент Венского ун-та. В 1940 эмигрировал в США (с 1953 - проф. Ин-та высших исследований в Принстоне). Известен своими трудами в области математич. логики, в к-рую внес существ. вклад. Ему принадлежат: теорема о полноте узкого исчисления предикатов (1930); метод арифметизации метаматематики (1931); теорема о неполноте формальных систем (т.н. первая теорема Г., или теорема о неполноте, 1931); теорема о невозможности доказать непротиворечивость формальной системы средствами самой системы (т.н. вторая теорема Г., 1931); важные результаты об интерпретации конструктивной логики (1931-33); первое определение общей рекурсивной функции (1934); установление непротиворечивости ряда важнейших гипотез теории множеств (1938).

Среди результатов Г. особое значение имеет теорема о неполноте, опубликованная в 1931 в его статье "О формально неразрешимых предложениях Principia Mathematica и родственных систем". В этой статье Г. показал, что в формальной системе, изложенной в соч. Уайтхэда и Рассела "Principia Mathematica", и в других достаточно содержательных формальных системах (критерием содержательности является способность выразить арифметику натуральных чисел) имеются неразрешимые (т.е. недоказуемые и одновременно неопровержимые в данной системе) предложения. Теорема Г. о неполноте имеет важное логич. и гносеологич. значение, поскольку показывает невозможность полной формализации человеческого мышления.

Из теоремы о неполноте по существу вытекает и существование неразрешимых массовых проблем, а именно: неразрешимой является семантич. проблема разрешения любой достаточно содержательной формальной системы (однако это обстоятельство не могло быть обнаружено своевременно ввиду отсутствия четкого понятия алгоритма, и первый пример неразрешимой массовой проблемы был опубликован лишь в 1936 независимо от результатов Г.; то, что существование неразрешимых массовых проблем вытекает из теоремы о неполноте, было осознано еще позднее).

В начальный период своей деятельности Г. был членом Венского кружка неопозитивистов. Впоследствии выступил с критикой субъективизма Рассела и др. в философских вопросах логики с позиций "реализма" и признания объективного характера логико-математических абстракций. В "реализме" Г. встречаются черты объективного идеализма в духе Платона.

Лит.: Nagel E., Newman J., Gödel's proof, "Scient. Amer.", 1956, t. 194, No 6, p. 71-84, 86; Клини С. К., Введение в метаматематику, пер. с англ., М., 1957 (имеется библиогр.).

ГЕДИС КАБРАЛ

Д. - см. Кабрал.

ГЕДОНИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕЙГЕР

ГЕ́ЙГЕР (Geiger), Теодор (9 нояб. 1891 - 16 июня 1952) - нем. бурж. социолог и юрист. В 1933 эмигрировал в Данию, с 1938 - проф. ун-та в Орхусе. Согласно идеалистич. взглядам Г., человеч. общество основано на "психическом родстве людей". Не обществ. классы, а отд. группы людей, к-рые постепенно начинают ощущать себя как единое целое, образуют "коллективы". Они отличаются от "общества", где люди связаны в силу установленного порядка. Г. разрабатывает типологию групп, различая их в первую очередь по трем типам: содержания, смысла и формы. Он выделяет также три разновидности социологии: формальную, материальную и обществ.-историческую. Полемизируя в своем труде "Масса и ее действие" ("Die Masse und ihre Aktion", 1926) с франц. социологом Лебоном, Г. защищал идею о благотворном влиянии коллектива на развитие способностей индивида.

Соч.: Die Gestalten der Gesellung, Karlsruhe, 1928; Die soziale Schichtung des deutschen Volkes, Stuttgart, 1932; Soziologische Kritik der eugenischen Bewegung, B., 1933; Erbpflege. Grundlagen, Planung, Grenzen, Stuttgart, 1934; Aufgaben und Stellung der Intelligenz in der Gesellschaft, Stuttgart, 1949; Vorstunden zu einer Soziologie des Recnts, Aarus-København, 1947; Die Klassengesellschaft im Schrnelztiegel, Köln, [1949]; Ideologie und Wahrheit, eine soziologische Kritik des Denkens, Stuttgart-W., 1953.

В. Михеев. Москва.

ГЕЙЕР

ГЕ́ЙЕР (Geijer), Эрик Густав (12 янв. 1783 - 23 апр. 1847) - шведский философ-идеалист, историк, композитор и поэт. Проф. ун-та в Упсале. В соч. "История человечества" ("Människans historia", 1856) Г., занимаясь проблемами философии истории, пытался примирить идею свободы человеч. воли с религ. учением, утверждая, что личность, созданная богом, стремится к божеств. совершенству как высшей цели и идеалу. В то же время, как реально существующая и действующая по личным побуждениям, она ответственна за свои поступки. Г. сыграл большую роль в собирании скандинавских нар. песен.

Соч.: Samlade skrifter, ny uppl., av J. Landquist, del 1-13, Stockh., 1923-31.

Лит.: Liljequist P. E., Erik Gustaf Geijer. Ein schwedischer Geschichtsphilosoph, "Die Akademie", [No l], Erlangen, 1924; Ueberweg F., Grundriss der Geschichte der Philosophie, Bd 5, B., 1928; Norberg E., Geijers väg från romantik till realism, Stockh., 1944; Jacobson G., Från Geijer till Hjörne, Stockh., 1945; Landquist J., Norberg E., Geijer. En levnadsteckning, Stockh., [1954].

Ц. Арзаканьян. Москва.

ГЕЙЗЕНБЕРГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕЙЛИНКС

ГЕЙЛИНКС (Geulincx), Арнольд (1625-69) - голландский философ-идеалист. Проф. Лувенского (1646-58), Лейденского (с 1665) ун-тов. При жизни издал неск. произведений, к-рые были переизданы посмертно под общим назв. "Познай самого себя, или Этика" (1675); по записям учеников были опубликованы "Истинная физика" ("Physica vera", 1688), "Истинная метафизика..." ("Metaphisica vera...", 1691) и др. Как один из гл. представителей окказионализма, Г. всемерно подчеркивал противоположность духа и тела и доказывал невозможность их взаимовлияния в человеке (психофизический параллелизм). Взаимоотношения души и тела Г. иллюстрировал примером двух часов, так заведенных богом, что ход их постоянно согласован (пример этот в дальнейшем использован Лейбницем для теории предустановленной гармонии). В основе идеалистич. этики Г. лежал принцип: "где ничего не можешь, там и не желай ничего". Бог требует от людей не дела, а только умонастроения, поэтому нравств. задача состоит в отречении от мира, углублении в самих себя (отсюда название гл. труда Г.), в любви к богу и разуму как образу божества в человеке. В теории познания Г. отрицал способность человека познавать вещи; поэтому идеи, по Г., есть лишь познание разумом своих собственных модусов, проявлений.

Соч.: Quaestiones quodlibeticae, 4 ed., Hanoviae, 1669; Logica..., Amst., 1698; Methodus inveniendi argumenta..., Lugduni Batavorum, 1663; Disputatio ethica de virtute, Lugduni, 1664; A. G. Annotata majora in principia philosophie..., Dordraci, 1691; Opera philosophica..., v. 1-3, Hagae, 1891-93.

Лит.: История философии, т. 1, M., 1957, с. 406-08; Pfleiderer E., Arnold Geulincx als Hauptvertreter der okkasionallstischen Metaphysik und Ethik, Tübingen, 1882; Land J. P. N., Arnold Geulincx und seine Philosophie, Haar, 1895; Brulez L., Holländische Philosophie, Breslau, 1926; Schmilz G., Mystische Wurzeln der Geulincxschen Pilosophie, Bonn, 1944 (Diss.); Vleeschauwer H. J. de, Three centuries of Geulincx research. A bibliographical survey, Pretoria, 1957.

В. Соколов. Москва.

ГЕЙНЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕККЕЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕКСЛИ

Х а к с л и (Huxley), Томас Генри (4 мая 1825 - 29 июня 1895) - английский биолог, представитель естеств.-науч. материализма, пытавшийся примирить веру и знание в рамках агностицизма, первый популяризатор дарвинизма. Получил мед. образование; проф. Королевской горной школы (1854-85); с 1871 - секретарь, в 1881-85 - президент Лондонского королевского об-ва. Г. принадлежат исследования в области зоологии, сравнит. анатомии, эмбриологии, палеонтологии, антропологии, а также геологии. Особое место занимают работы, направленные на защиту и развитие дарвинизма. В 1863 Г. издал цикл лекций под общим назв. "Man's place in nature..." (рус. пер. - "О положении человека в ряду органических существ", 1864), где доказывал происхождение человека из животного мира. В философии Г. считал себя последователем Юма. "Субстанция материи, - писал он, - есть неизвестное метафизическое качество, относительно существования которого нет доказательства... несуществование духовной субстанции равным образом недоказуемо" (Collected essays, v. 9, p. 66). Свою позицию Г. в 1869 в докладе в Лондонском метафизич. об-ве метко назвал агностицизмом (см. L. Huxley, Life and Letters..., v. l, p. 319-20), считая ее сходной с позицией Юма ("Hume", L., 1879, p. 60). Однако Г. стоял на позициях материализма, когда решал конкретные естеств.-науч. проблемы. Поэтому "под его агностицизмом скрывался в сущности материализм" (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 14, с. 80; ср. с. 195 и 23-24). Г. возражал против попыток переносить законы развития органич. природы на объяснение обществ. отношений. Г. известен также прогрессивными идеями в области воспитания. Он считал, что построенное на самодеятельности учащихся изучение законов природы должно занять в воспитании гл. место (см. "Об университетском воспитании", СПБ, 1876).

Соч.: Collected éssays, v. 1-9, [N. Y.], 1896-1902; The scientific memoirs, v. 1-[5], L.-N. Y., 1898-1903. Соч. в рус. пер.: Введение в науку, M., 1902; Наши сведения о причинах явлений в органической природе, СПБ-Μ., 1866; Основы физиологии, М., 1899. Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, Μ., 1955, с. 39; его же, Развитие социализма от утопии к науке, М., 1953 (см. Введение к англ. изд.); Из переписки Дарвина, в кн.: Дарвин Ч., Иллюстрированное собр. соч., т. 8, М., 1909 (Приложение); Тимирязев К. А., Сочинения, т. 10, М., 1940 (см. Указатель имен. с. 381-82); Давиташвили Л. Ш., В.О. Ковалевский и Т. Гексли как естествоиспытатели-эволюционисты, в кн.: Тр. Ин-та истории естествозн., т. 3, М.-Л., 1949; История философии, т. 3, М., 1959, с. 453-55; Huxley L., Lifo and letters of Thomas Henry Huxley, v. 1-2, L., 1900.

Б. Пышков. Москва.

ГЕЛИОЦЕНТРИЧЕСКАЯ И ГЕОЦЕНТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ МИРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕЛЬВАЛЬД

Хельвальд (Hellwald), Фридрих Антон (1842-92) - реакц. австр. социолог, этнограф и историк культуры. Автор книг: "Естественная история человека" ("Naturgeschichte des Menschen", Bd 1-2, 1883-85), "Человеческая семья в ее возникновении и естественном развитии" ("Die menschliche Familio nach ihrer Entstehung und natürlichen Entwickelung", 1889) и др., где проповедовал идею существования высших и низших рас. Он сформулировал антинауч. расистское положение: "... способность к культуре вообще увеличивается соразмерно с более светлым цветом кожи..." ("Естественная история племен и народов", т. 1, СПБ, 1885, с. 194).

М. Баскин. Москва.

ГЕЛЬВЕЦИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЁЛЬДЕРЛИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕЛЬМГОЛЬЦ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕЛЬМОНТ ФРАНЦИСКУС МЕРКУРИУС ВАН

ГЕ́ЛЬМОНТ Францискус Меркуриус ван (Helmont), (20 окт. 1618-99) - нем. натурфилософ, развивший на основании воззрений Парацельса и Я. Б. Гельмонта (своего отца) учение о монадах. Возможно, что Лейбниц, общаясь с Г., перенял у него понятие "монада". По мнению Г., мир состоит из самостоят. физич. и духовных субстанций. Физич. мир состоит из конечных мельчайших частиц, духовный - из многих духов, или мыслей. Все субстанции по своей сущности различаются между собой не качественно, а лишь по степени. Над миром созданных субстанций владычествует в качестве их центр. монады бог. Благодаря ему в мире господствует единство. Каждое существо представляет собой соединения соподчиненных монад и подлежит изменениям. Неизменна одна лишь центр. монада. Эту схему неоплатонизма Г. противопоставлял развивающемуся механистич. пониманию природы и дуализму Декарта.

Соч.: Alphabeti vere naturalis Hebraici delineatio..., Sulzbaci, [1667]; The paradoxal discourses..., pt. 1-2, L. 1685; Opuscula philosophica, Amst., 1690.

Лит.: Уден Ф., Академические чтения о хронических болезнях, ч. 4, СПБ, 1817, с. 103-108; Вroeckx С., Le Baron F. M. van Helmont, "Ann. Soc. méd. d'Anvers", Brux., 1870, v. 31.

Г. Бартш. Берлин.

ГЕЛЬМОНТ ЯН БАПТИСТ ВАН

ГЕ́ЛЬМОНТ Ян Баптист ван (Helmont), (1577 - 30 дек. 1644) - нем. натурфилософ, ученик Парацельса. Все происходящее в природе совершается, по Г., вследствие двух имманентных ей причин: внешней материи как субстанции всех вещей и формирующего принципа. Первонач. элементы - воздух и вода - не поддаются изменениям. С помощью воздуха вода может быть превращена в новые формы- газ и пар. Г. ввел выражение "газ" и подразумевал под ним агрегатное состояние. Три т.н. осн. субстанции - соль, сера, меркурий - происходят из воды и могут быть снова превращены в нее. Тем самым Г. подходил к созданию механико-материалистич. картины мира, по к-рой все свойства материи объясняются различным составом первонач. элементов. В то же время Г. был убежден в бессмертии души.

Соч.: Ortus medicinae..., Amst., 1648; Aufgang der Artzney-Kunst..., in die hochdeutsche Sprache übersetzt [von C. K. von Rosenroth], Sultzbach, 1683; Opera omnia, Frankf., 1707. Лит.: Меншуткин Б. H., Химия и пути ее развития, М., 1937; Spiess G. Α., Van Helmonťs System der Medicin, verglichen mit den bedeutenderen Systemen... Frankf./M., 1840; Gieseke F., Die Mystik J. B. van Helmonts, Erlangen, 1908 (Diss.); Pagel W., Jo. Bapt. van Helmont, B., 1930; его же, The religious and philosophical aspects of van Helmont's science and medicine, Balt., 1944; De Waele H. J. B. van Helmont, Brux., 1947; Multhauf R. P., J. B. van Helmonť s reformation of the galenic doctrine of digestion, "Bull. History Med.", 1955, v. 29, p. 154-63.

Г. Бартш. Берлин.

ГЕНЕЗИС

ГЕНЕЗИС (от греч. γένεσις - рождение, происхождение) - понятие, выражающее как момент зарождения, возникновения, так и процесс развития к.-л. качественно определенного предмета, явления. Г. есть момент закономерного процесса развития явлений, связанного с перерывом постепенности и скачкообразным переходом в новое качеств. состояние. Как становление нового качества Г. осуществляется на базе определенных предпосылок, созданных предшеств. развитием, и представляет собой процесс ассимиляции и преобразования известных предпосылок в новую целостность, новую систему взаимодействия.

ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ

ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ (от лат. generalis - общий) - термин, введенный И. П. Павловым для обозначения обобщенного характера условных рефлексов (1926) ("Лекции о работе больших полушарий головного мозга"). Так, напр., если условным раздражителем сделано прикосновение к одному месту кожи животного, то прикосновение и к др. местам кожи вызывает условную реакцию, при этом тем меньшую, чем дальше эти места отстоят от пункта применения условного раздражителя. Согласно Павлову, явление Г. детерминировано сходством агентов внешней среды. Сближая явления Г. и ассоциации по сходству, Павлов писал: "Генерализация условной связи отвечает тому, что зовется ассоциацией по сходству" (см. ст. Условный рефлекс, БСЭ, 1-е изд., т. 56, с. 331). Павлов считал, что механизмом Г. является иррадиация возбуждения и торможения по коре больших полушарий. Обычно величина Г. прямо пропорциональна сходству раздражителей с условным агентом. По своему содержанию Г. представляет собой элементарную форму обобщения. Вместе с тем она обладает и специфич. особенностями. Свойство объекта, по к-рому происходит Г., как бы замещает собой весь объект. Действие этого свойства отрицательно индуцирует, ослабляет действие др. свойств объектов. Объекты, входящие в Г., не дифференцируются по своим отличит. признакам. В том же случае, если на два сходных раздражителя вырабатываются различные реакции, т.е. осуществляется их дифференцировка, черты различия раздражителей целиком подавляют общий признак. В противоположность Г., в логич. обобщении содержатся как общие, так и отличит. свойства объектов.

Обычно вначале Г. происходит по физически более сильным признакам раздражителей (первичная Г.). Однако в результате неподкрепления реакции на такие сильные признаки Г. может пойти по другим, более слабым свойствам объектов (вторичная Г.). Г. может происходить по одному и многим признакам предмета, а также по отношению признаков (транспозиция).

Понятие "Г.", применявшееся вначале лишь к элементарному обобщению, характерному для животных, в наст. время употребляется в психологии для обозначения 1-й ступени в усвоении всякого нового материала (овладение ребенком речью, усвоение знаний и т.д.).

Лит.: Павлов И. П., Условный рефлекс, Полн. собр. соч., 2 изд., т. 3, кн. 2, М., 1951, с. 320-43; его же, Лекции о работе больших полушарий головного мозга, там же, т. 4, М., 1951, гл. 7, 9, 10; Павловские среды, т. 3, М.-Л., 1949 (среды от 20 и 27 марта и 2 окт. 1935); Клещов С. В., Отношение звуков как условно-рефлекторный раздражитель, в кн.: Труды физиологических лабораторий акад. И. П. Павлова, 2 изд., т. 5, М., 1954; его же, К вопросу об обобщении отношения раздражителей в тормозных условных рефлексах, в кн.: Международный физиологический конгресс, 15-й. Тезисы сообщений, М.-Л., 1935; Протопопов В. П. Исследование высшей нервной деятельности в естественном эксперименте, Киев, 1950; Богоявленский Д. Η., Ο некоторых особенностях анализа и синтеза при усвоении знаний, "Вопр. психологии", 1956, No 2.

Л. Анцыферова. Москва.

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛО́ГИЯ (от греч. γένεσις - происхождение) - раздел бурж. социологии, изучающий вопросы возникновения (генезиса) человеч. общества и его важнейших учреждений. Наиболее распространенное определение Г. с. дано во 2-м томе Соч. Ковалевского "Социология", к-рый вышел с подзаголовком "Генетическая социология, или учение об исходных моментах в развитии семьи, рода, собственности, политической власти и психической деятельности" (1910). По своему предмету Г. с. близка к этнографии, истории первобытной культуры, от к-рых она отличается стремлением найти общие законы происхождения и развития социальных институтов и всего общества в целом. Вопросам Г. с. особое внимание уделяется в работах Конта, Спенсера, Гумпловича, Летурно, Уорда, Тарда, Гиддингса, Граафа, Ковалевского, Л. Бернарда, Богардуса и др. Бурж. социологи, давшие немало ценных фактич. исследований по истории первобытного общества, не смогли научно объяснить происхождение человеч. общества, т.к. они игнорировали решающую причину выделения человека из царства животных - целесообразную трудовую деятельность, произ-во материальных благ при помощи орудий труда (см. Общество). Подавляющая часть представителей Г. с. утверждает, что человеч. общество возникло под влиянием психич. эмоций ("стремление к подражанию" - Тард, "сексуальные влечения" - Фрейд, и др.). Ряд бурж. социологов (Гумплович и др.) связывает возникновение общества с биологич. законом борьбы зa существование. Прогрессивную роль в развитии Г. с. сыграли труды Л. Г. Моргана, в особенности его "Древнее общество" (1877, рус. пер. 1900), где Морган материалистически рассмотрел развитие первобытного общества (см. Ф. Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства, 1953 с. 3-5). Марксистско-ленинская наука не выделяет особой самостоятельной Г. с. Материалистич. и диалектич. рассмотрение общественных явлений предполагает исследование их возникновения и развития. См. Историзм.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, М., 1955, гл. 5; Энгельс Ф., Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека, М., 1952; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, М., 1952; Ленин В. И, Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Соч., 4 изд., т. 1, с. 113-83, Bernard L. L. and Bernard J. S., Origins of american sociology, N. Y., 1943.

М. Баскин. Москва.

ГЕННИНГ

X e н н и н г (Henning), Леопольд (4 окт. 1791 - 5 окт. 1866) - нем. философ, ученик Гегеля. Проф. (с 1825) Берлинского ун-та, в к-ром читал курсы по философии Гегеля, гл. обр. философии права. Г. считал гос-во всеобщим духовным и разумным началом, сочетающим общие и частные интересы. Выступал против теории общественного договора, отвергал необходимость парламентских институтов. В 1845-48 Г. выступил против левых гегельянцев. Участвовал в издании журн. "Jahrbücher für wissenschaftliche Kritik", ставшего в конце 30-х гг. 19 в. рупором правого гегельянства. Г. был одним из издателей первого собр. соч. Гегеля (в к-ром на основе записей лекций Гегеля по логике им сделаны дополнения и комментарии к 1-й части "Энциклопедии филос. наук" - "Малой логике").

Соч.: De systematis feudalis notione, В., 1821; Das Verhältniss der Philosophie zu den exacten Wissenschaften, "Neue Berliner Monatsschr. für Philos. ...", 1821; Zur Verständigung über die Preussische Verfassungsfrage..., B., 1845. Лит.: Энгельс Ф., Дневник вольнослушателя, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 2, М.-Л., 1931, с. 232-34; Серебряков М. В., Фридрих Энгельс в молодости, [Л.], 1958, гл. 6; Moog W., Hegel und die Hegeische Schule, Münch.-Reinhardt. 1930; Siebert O., Geschichte der neueren deutschen Philosophie seit Hegel..., 2 Aufl., Göttingen, 1905.

Б. Раббот. Москва.

ГЕНОТЕИЗМ

ГЕНОТЕИЗМ (от греч. εἷς, род. п. ἑνός - один, единый и ϑεός - бог) - "однобожие". Термин предложен англ. санскритологом и историком религии Φ. Μ. Мюллером в 1878 (F. Mueller, Lectures on the origin and growth of religion), к-рый обозначал им характерную форму древнеиндийских религий, отраженную в Ведах: из множества инд. богов ни один не выделялся как главный, но тот бог, к к-рому в данный момент обращался молящийся, рассматривался как главный и даже как единственный. Мюллер считал Г. ранней стадией развития религии, предшествующей политеизму и монотеизму. В сходном смысле понятие "Г." употреблял протестантский богослов и историк религии О. Пфлейдерер, считавший "патриархальным Г." культ племенного бога. По мнению Пфлейдерера, с объединением племен происходит слияние всех племенных богов и установление системы политеизма. Этот взгляд признал правильным Плеханов в рецензии на книгу Пфлейдерера "О религии и религиях" (Г. В. Плеханов, О религии и церкви, 1957, с. 186-91). В совр. историч. науке термин "Г." употребляется очень редко.

Лит.: Мюллер М., Религия как предмет сравнительного изучения, пер. [с англ.], Харьков, 1887.

С. Токарев. Москва.

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕОПОЛИТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕОРГИЕВ ГАВРИИЛ

ГЕО́РГИЕВ Гавриил (1870-1917) - один из основателей болг. с.-д. рабочей партии, близкий соратник Благоева. Длит. время был членом ЦК партии "тесных" социалистов и возглавлял парт. органы "Работник", "Социалист", "Работнически вестник". С 1909 из-за болезни Г. отошел от активной парт. деятельности. Г. - автор статей "Задачи те на социалдемократическата партия" (1903), "Дребнобуржоазната интелигенция в нашата партия" (1905), "Социализмът и буржоазията" (1909), сыгравших значит. роль в борьбе против ревизионизма. Работы Г. способствовали идейному вооружению революц. марксистской партии в Болгарии.

Соч.: Избрани произведения, С., [1953].

Лит.: Шарова К., Гаврил Георгиев, в кн.: Ярки имена в нашата история, Сб., [С., 1955], с. 97-100.

И. Кирилов. Болгария.

ГЕОРГИЕВ ФИЛИПП ИГНАТЬЕВИЧ

ГЕО́РГИЕВ Филипп Игнатьевич [р. 3 (16) июля 1904] - сов. философ, профессор (с 1943), д-р педагогич. наук (с 1943). Окончил Ин-т красной профессуры (1936) и аспирантуру Моск. ин-та психологии (1936). Преподает философию в Моск. ун-те (с 1938). Работает в области диалектич. материализма и над филос. проблемами естествознания. В 1956-58 преподавал в Китайской Народной Республике.

Соч.: Ощущение и мышление - субъективный образ объективного мира, "Вестн. МГУ", 1948, No 6; Познаваемость мира и его закономерностей, М., 1955; Марксистский философский материализм - единственно научная теория познания, "Вести. МГУ. Сер. обществ. наук", 1954, No 1; Проблема чувственного и рационального в познании, "Вопр. философии", 1955, No 1; Бяньчжэн вэйучжуи вэньти (Проблемы диалектического материализма), Пекин, 1957 (на кит. яз.); Бяньчжэн вэйучжуиди жогань вэньти (Некоторые проблемы диалектического материализма), Шанхай, 1959 (на кит. яз.); Лунь Ленинди "Чжэсюэ бицзи" (О "Философских тетрадях" Ленина), Шанхай, 1959 (на кит. яз.); Лунь бяньчжэнфа, лоцзи юй жэньшилуньди тунъи (О единстве диалектики, логики и теории познания), Шанхай, 1959 (на кит. яз.); В. И. Ленин о взаимоотношении психического и физиологического, "Научн. докл. высшей школы. Философские науки", 1959, No 1; Категории материалистической диалектики, М., 1960.

ГЕОРГИЕВСКИЙ

Петр Егорович (1791 - 16 окт. 1852) - рус. эстетик. Окончил Калужскую семинарию и Петерб. пед. ин-т (1815); с 1816 - адъюнкт, с 1826 - проф. Царскосельского лицея. В 1815-16 читал курс лекций по эстетике [опубликован только в 1937 по записям А. М. Горчакова в "Красном архиве" No 1 (80)], в к-ром рассмотрел ряд существ. проблем этой науки. В полемике с Кантом Г. определял эстетику как филос. науку о "чувствовании изящного", о правилах суждения "об изящном или прекрасном в природо и в искусстве". Решая вопрос об отношении "изящного в природе к изящному в искусстве", Г. исходил из теории подражания, соединяя ее с теорией творчества по идеалу; в полемике с Аристотелем и Баттё Г. подчеркивал активность субъекта в акте подражания (роль рассудка и фантазии) и, отвергая положение романтиков о том, что идеала нет в природе, доказывал, что идеал как образец и цель художника есть отражение совершенства природы, поскольку воображение художника следует "законам природы и рассудка" и "не нарушает... печати естественного" ["Красный архив", 1937, No 1 (80), с. 187]. Отвергая все попытки дать определение прекрасного (со времен Аристотеля и до Канта и кантианцев), Г. исходил из антропологич. т. зр. на прекрасное как на естеств. "чувствование", синтезирующее физиологич., нравств., интеллектуальные и религ. моменты, но не сводимое ни к одному из них; наметив такой путь исследования прекрасного, Г. не дал, однако, точного его определения. Рассматривая проблему отношения формы и содержания в искусстве, Г. писал, что "... с одним формальным понятием об изящном истинная эстетика не делает больших успехов" и что "совершенная красота должна соединять в себе прекрасную форму... с выражением занимательных чувств и мыслей" (там же, с. 179). Более позднее соч. Г. "Руководство к изучению русской словесности..." (ч. 1-4, 1836, 2 изд. 1842) было уже в момент своего выхода устаревшей в теоретич. отношении работой (см. В. Г. Белинский, Полное собр. соч., т. 6, 1955 с. 344-47).

З. Каменский. Москва.

ГЕОРГИЙ СХОЛАРСКИЙ

ГЕО́РГИЙ СХОЛА́РСКИЙ (Γεώργιος ὁ Σχολάριος) (Георгий Схоларий, после пострижения - Г е н н а д и й; р. ок. 1400 - ум. ок. 1464) - визант. церковный писатель и философ. Константинопольский патриарх после тур. завоевания (1453-59). Г. С. принадлежит более 100 произведений, в т. ч. и философские. Г. С. боролся против неоплатонизма Плифона и отстаивал традиц. визант. аристотелизм; переводил и излагал соч. Фомы Аквинского, к-рого считал философом, всесторонне охватившим систему христ. богословия. Г. С. способствовал влиянию запад-ноевроп. схоластики на визант. философию. Примыкая к движению исихастов, выступал против прогрессивного течения варлаамитов, стремясь найти опору в филос. произведениях Дунса Скота и Фомы Аквинского.

Соч.: Opera omnia, recogn. J. P. Mignę, P., 1866 (Patrolopiae cursus compl., ser. graeca, accur. J. P. Migne, t. 160); Oeuvres complètes, t. 1-8, P., 1928-36. Лит.: Gass W., Geimadius und Pletho, Aristotelismus und Platonismus in der griechischen Kirche..., Abtl. 1-2, Breslau, 1844; Social and political thought in Byzantium .... transl. by E. Barker, Oxf., 1957.

Б. Горянов. Москва.

ГЕОРГИУ-ДЕЖ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница