Приглашаем посетить сайт

Романтизм (19v-euro-lit.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "Г" (часть 1, "ГАА"-"ГАС")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 1, "ГАА"-"ГАС")

ГААЛ

ГА́АЛ (Сааl), Габор (1891-1954) - румынский художеств. критик и эстетик. Проф. Клужского ун-та, член Академии РНР. С 1929 по 1940 - гл. редактор антифашистского журн. "Korunk". Будучи гл. редактором журн. "Ütunk" (1946-54), Г. публиковал в нем лит.-критич. статьи по вопросам социалистич. реализма. В соч. "Действительность и литература" ("Valóság és irodalom", 1950) Г. с марксистских позиций выступал за реалистич. иск-во, глубоко отражающее обществ. жизнь. Ставя задачу отображать общие чаяния трудящихся венгров и румын, Г. боролся за социалистич. реализм в иск-ве, отстаивал реалистич. традиции мировой, венг. и рум. лит-ры, выступал против филос. идеализма.

Соч.: Válogatott müvei, t. 1-2, [Bukuresti], 1958.

Институт философии Румынской АН.

ГАБРИЭЛЬЯН

Генри Габриэлович [р. 2(15) нояб. 1903] - сов. философ, профессор (с 1936), д-р филос. наук (с 1945). Член КПСС с 1922. Окончил Ереванский ун-т (1928) и Ин-т красной профессуры (1933). Зав. кафедрой философии Ереванского ун-та (1935-37 и с 1955). Работает преимущественно в области истории арм. философии.

ГАБРИЭЛЬЯН

Наука и ее роль в обществе, Ереван, 1956; Dialektinis materializmas - marksistinès-lenininès partijos pasaulèziura, Vilnius, 1954.

ГАВЛИЧЕК-БОРОВСКИЙ

ГА́ВЛИЧЕК-БО́РОВСКИЙ (Havlíček Borovský), Карел (31 окт. 1821-29 июля 1856) - чешский публицист и политич. деятель, автор работ, направленных против религии. Изучал философию в Пражском ун-те (с 1838). В 1840 поступил в архиепископскую семинарию, но, не окончив ее, уехал в Москву. По возвращении из России Г.-Б. занялся публицистич. деятельностью: редактировал газету "Pražské noviny" (1846-48) и приложение к ней "Česká včela", где опубликовал серию статей "Картины России" ("Obrazy z Rus"), в к-рых, защищая идеи патриотизма, критиковал панславизм. В 1848, будучи сторонником компромиссной либеральной политики, как ред. "Národní noviny" (1848-50) поддерживал австр. пр-во, выступая против демократич. партии чеш. радикалов. После 1848 в условиях реакции Г.-Б. в редактируемом лм журнале "Slovan" (1850-51) критиковал абсолютизм и защищал демократич. требования чеш. народа. "Кутногорские письма" ("Kutnohorské epištoly", 1851) Г.-Б. - филиппика против религ. догматизма и духовенства. После запрета "Slovan" Г.-Б. был до 1855 заключен в тюрьму, где написал свои сатирич. произведения: "Король Лавра" ("Král Lávra", 1854, опубл. 1870), "Крещение св. Владимира" ("Křest Svatého Vladimíra", опубл. 1877), "Тирольские элегии" ("Tyrolské elegie", 1852, опубл. 1861), обнажающие социальную функцию религии. Гл. газетные статьи Г.-Б. объединены в соч. "Дух народной газеты" ("Duch Národních novin", 1851).

Соч.: Spisy, sv. 1-3, Praha, 1906-1907; в рус. пер.- Избранное, М., 1957.

Лит.: Chalupný E., Havlíček, Praha, 1908; Stanislav В., Karel Havlíček Borovský, Praha, 1954; Masaryk T. K., Havlíček, Praha, 1896; История философии, т. 2, M., 1957, с. 492-93.

M. Тлуста. Чехословакия.

ГАВРИИЛ

ГАВРИИЛ (В о с к р е с е н с к и й, Василий Николаевич, 1795-10 мая 1868) - рус. теолог, автор "Истории философии" (ч. 1-6, 1837-40, 2 изд. 1839-40), две последние части к-рой были посвящены рассмотрению вост. (в т. ч. инд. и китайской) и рус. философии. Отрицая связи рус. философии с зап.-европейской, Г. с ложных теологич. позиций пытался обосновать специфически религ. характер рус. философии. В соч. "Философия правды" (1843) Г. рассматривал религ. верование как "истинную основу прав и порядка между людьми и народами" (с. 10). Учеником Г. был М. Погодин.

ГАГАРИН

Алексей Петрович [14(26) марта 1895 - 6 сент. 1960] - сов. философ, д-р филос. наук (с 1939), профессор (с 1939). Член КПСС с 1918. После Октябрьской революции 1917 - на парт. работе. С 1925 преподавал философию. В 1933 окончил Ин-т красной профессуры; декан философского ф-та Моск. ун-та (1949-53), проф. Моск. ун-та (до 1959). Специалист в области истории философии и проблем атеизма.

Соч.: Франц Меринг и его философские взгляды, М., 1937; Иосиф Дицген (К 50-летию со дня смерти), "Под знаменем марксизма" 1938, No 7; Мелье и его "Завещание", в кн.: Мелье Жан, Завещание, пер. с франц., М., 1937 (см. вступит. ст.); Американская буржуазная философия и социология на службе империализма, 2 изд., М., 1953; О классовом характере религиозной морали, М., 1950; Проникновение идей марксизма в Россию до 1883 года в кн.: Из истории русской философии XVIII-XIX веков. Сб. статей, [М.], 1952; Философский фронт классовой борьбы накануне и в первый период, социалистической революции в России и Московский университет, в сб.: Московский университет и развитие философской и общественно-политич. мысли в России, [М.], 1957; Некоторые вопросы идеологической борьбы коммунистической партии в области культуры в 1917-1921 гг., в кн.: Коммунистическая партия в борьбе за победу Октября, М., 1959.

ГАЗАЛИ

ГАЗАЛИ (аль-Газали), Абу Хамид Мухаммед ибн Мухаммед (1059-1111) - ср.-век. мусульм. богослов, легализовавший суфизм, введя его в систему ортодоксального вероучения ислама. Родился в Хорасане (Иран); был руководителем медресе (уч. заведения) "Низамие" в Багдаде.

В соч. "Цели философов" ("Макасад аль-фаласафа") Г., опираясь на реакц. направление в араб, аристотелизме, изложил логику, физику и метафизику Аристотеля, Фараби и Ибн Сины, а в соч. "Опровержение философов" ("Тахафут аль-фаласафа") подвергал их взгляды критике. В др. соч. и особенно в "Элексире счастья" ("Кимийя ас-саада"; в 1904 в Ташкенте было выпущено литографированное издание в переводе с перс. на узб. яз.) Г. защищал учение ислама о творении мира богом из ничего, учение о том, что бог создал тело и душу человека, что дух человеческий вечен, о возможности для бога творить чудеса и т.д. Г. выступал против идеи вечности мира и его закономерного развития и доказывал, что человек, опираясь на чувств. данные, не может быть уверен в истинности познания, к-рая возможна лишь с помощью мистич. философии суфизма. Мусульм. теология строго придерживалась концепции Г.

Соч.: Worship in Islam, Cairo, [1957]; Ответы на вопросы, предложенные ему, в кн.: Григорян С. Н., Из истории философии Средней Азии и Ирана VII-XII вв., М., 1960; Избавляющий от заблуждения, там же.

Лит.: История философии, т. 1, М., 1957, с. 219; Тpахтенберг В. О., Очерки по истории западноевропейской средневековой философии, М., 1957, с. 59-61; Asin Pаlaсiов M., Algazel, dogmática, moral y ascética, Zaragoza, 1901; Obermann J., Der philosophische und religiöse Subjektiven из Ghazalis, W.-Lpz., 1921; Wensinсk A. J., La pensée de Ghazãli, P., 1940; Smith M. M., Al-Ghazãаli, the Mystic..., L., 1945; Ley H., Studie zur Geschichte des Materialismus im Mittelalter, B., 1957 (см. Указатель имен); Jabre F., La Notion de la ma'rifa chez Ghazali, Beyrouth, 1958.

С. Григорьян. Москва.

ГАЙМ

Хайм (Науm), Рудольф (5 окт. 1821 - 27 авг. 1901) - нем. историк философии и лит-ры; с 1851 - приват-доцент, с 1860 - проф. в Галле. Будучи членом франкфуртского парламента (1848), прусского ландтага (1866-67), основателем и руководителем "Preußische Jahrbücher" (1858-64), защищал интересы буржуазии. Как философ и историк культуры Г. выступал с позиций позитивизма; его работы, посвященные нем. просвещению и романтизму, содержат большой фактич. материал.

Соч.: Feuerbach und die Philosophie, Halle, 1847; Hegel und seine Zeit, B., 1857 (сокращ. рус. пер. - Гегель и его время, СПБ, 1861); Arthur Schopenhauer, В., 1864; Соч. в рус. пер. - Гердер, его жизнь и сочинения, т. 1-2, М., 1888; Романтическая школа, М., 1891; Вильгельм фон-Гумбольдт, М., 1898.

Лит.: Антонович М. [А.], О гегелевской философии ([рец. на кн.] Р. Гайм, Гегель и его время), Избр. философские соч., [М.], 1945.

ГАЙНДМАН

ГА́ЙНДМАН (Hyndman), Генри Майерс (1842-1921) - один из идеологов социалистич. движения в Англии, его оппортунистич. социал-шовинистич. течения. В 1881 основал "Демократическую федерацию", объединявшую полубуржуазные, полупролетарские орг-ции (с 1884 - "Социал-демократическая федерация"). Как организатор Г., по отзыву Энгельса,- "жалкая каррикатура на Лассаля"; его интриги и заигрывания с консерваторами вызвали раскол федерации и превращение ее в узкую секту. Г. проповедовал реформы и парламентскую тактику, отрицал стачечную борьбу, во 2-м Интернационале блокировался с франц. поссибилистами против революционных марксистов. В теории и на практике Г. был неспособен окончательно перейти от бурж. демократизма к социализму, от идеализма к историч. материализму. За социал-империализм Г. был в 1913 удален из правления социалистич. партии Англии, а в 1916 исключен из ее рядов. Работы Г. не носят оригинального характера. В последней кн. "Эволюция революции" ("Evolution of Revolution", 1920) он выступает против "ограниченностей" историч. детерминизма, против материалистич. монизма, отстаивая равноправие двух факторов - экономического и психологического. Ярый враг Октябрьской революции, к-рая совершалась, по его словам, "не по Марксу", Г. выступал с проповедью антисоветской интервенции, с клеветой на коммунизм.

Соч.: The historical basis of socialism in England, L., 1883; The bancruptcy of India, L., 1886; The economics of socialism, 2 ed., L., 1896; The record of adventurous life, N. Y., 1911; The future of democracy, L., [1915]; The awakening of Asia, L.-N. Y., 1919.

Лит.: Ленин В. И., Гайндман о Марксе, Соч., 4 изд., т. 17, с. 271-77.

В. В. Колбановский. Москва.

ГАК

Григорий Моисеевич [р. 13 (25) марта 1893] - сов. философ, профессор (с 1943). Член КПСС с 1920. Окончил Психоневрологич. ин-т в Петрограде (1917). С 1923 преподает философию (с 1925 - в вузах Москвы). Вел редакторскую работу в парт. теоретич. журналах. Проф. Академии обществ. наук (с 1943). Работает гл. обр. в области историч. материализма (особенно по вопросу о соотношении общественного и личного), а также над нек-рыми вопросами теории познания.

Соч.: Очерки исторического материализма, М.-Л., 1929, 2 изд., 1931, в соавторстве с М. В. Вольфсоном; Личность и общество, "Под знаменем марксизма", 1941, No 5; Вопросы этики в марксистско-ленинском мировоззрении, в сб.: О коммунистической морали, М., 1951; О категориях материалистической диалектики и их изучении, "Коммунист", 1954 No 13; Марксизм-ленинизм о роли народных масс и личности в истории, М., 1954; Общественные и личные интересы и их сочетание при социализме, "Вопр. философии", 1954, No 4; О соотношении диалектики, логики и теории познания, "Уч. зап. Моск. обл. пед. ин-та", 1956, т. 42, вып. 3; Строительство коммунизма и всестороннее развитие личности, "Коммунист", 1959, No 12.

ГАЛАКТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГАЛЁН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГАЛИЛЕЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГАЛИЧ

ГАЛИЧ (Н и к и ф о р о в, Г о в о р о в), Александр Иванович (1783 - 9 сент. 1848) - рус. психолог и философ-идеалист. В 1809-13 учился в Германии. Преподавал рус. и лат. языки в Царскосельском лицее и философию в Педагогич. ин-те (с 1817- ун-т); при реакц. преобразовании ун-та Руничем (1821-22) был лишен права чтения лекций. В своих университетских лекциях (подготовленных к печати, но неизданных; описаны впервые Н. С. Гордиенко, см. журн. "Вопросы философии", 1958, No 5) Г. доказывал независимость объективного мира от познават. сил человека, подчиненность мышления объективным законам, неуничтожимость "сотворенной материи". Понимая истину как соответствие знания предметам, Г. критиковал в этой связи субъективный идеализм.

В "Истории философских систем, по иностранным руководствам составленной ..." (2 кн., 1818-19), включавшей рассмотрение философии Шеллинга и "Науки логики" Гегеля, Г. определял предмет истории философии как "покушения человеческого духа решить важнейшие для него задачи помощью умозрения", требовал установления причин возникновения филос. систем и систематизации историко-филос. фактов. Отдавая дань уважения методологии опытных наук, Г. выступал против материализма. Приложенный к книге "Опыт философского словаря" явился вместе с "Лексиконом философских предметов" Г. (т. 1, 1845) одной из первых в России попыток создания справочника по философии.

В эстетике Г. выступал с позиций объективного идеализма ("Опыт науки изящного", 1825). Для него гений художника - частица божеств. духа (указ. кн., с. 61-62), а произведения этого гения запечатлевают божеств. идею (с. 74-75). "Изящное" имеет свою цель в самом себе (с. 20), чем отличается от нравственного и истинного. В "изящном", по Г. "устраняются случайные черты, временные и местные ограничения и удерживается только существенный х а р а к т е р ц е л о г о р о д а или класса" (с. 25; см. также с. 23, 155). С этих позиций Г. критиковал теорию подражания, классифицировал виды иск-ва по родам чувств человека; считал романтизм иск-вом будущего (с. 56). В психологии ("Картина человека...", 1834) Г. пытался совместить идеалистич. и естеств.-науч. трактовку духовной жизни. Изложению своей психологич. системы он предпосылал описание тела и его функций. Первоисточник познания Г. видел в ощущениях. Мышление развивается по ступеням - от "полумыслей" (гипотез) через понятия к идеям, имеющим "принудительную силу законов". Г. дал описание различных качеств ума - от гениальности до "безумия".

Лит.: Никитенко А., Александр Иванович Галич, СПБ, 1869 (в приложении - отрывки и в произведений Г., с. 88-100); Ельницкий А., Галич А. И. в кн.: Русский биографич. словарь, [т. 4], М., 1914 (имеется библиогр.); Ананьев Б. Г., Очерки истории русской психологии XVIII и XIX веков, [М.], 1947, гл. 3, с. 74-79; Гордиенко Н. С., А. И. Галич как историк философии, "Тр. Ленингр. сан.-гигиен. мед. ин-та", 1959, т. 145-А.

З. Каменский, М. Соколов. Москва.

ГАМАН

ГАМАН (Hamann), Иоганн Георг (27 авг. 1730 - 21 июня 1788) - нем. филолог и философ-идеалист, сторонник учения о непосредственном знании. Соч. Г. "Крестовые походы филолога" ("Kreuzzüge des Philologen", 1762, в книгу входит соч. по эстетике - "Aesthetica in nuce"), "Метакритика о пуризме разума" ("Metakritik über den Purismum der Vernunft", 1784, изд. посмертно, 1800) и др., направленные против идей просветителей, а также философии Канта, содержат элементы диалектики, мысль о единстве человеческой природы, привлекшие к Г. интерес Гердера и Гёте (см. его автобиографию- "Собр. соч. в 13 томах", т. 9). Этими идеями, а также своей борьбой с рассудочным методом мышления, мыслями о совмещении противоположностей как о всеобщем законе бытия, высокой оценкой роли чувства и образа в поэзии (к-рая, по Г., древнее прозы и составляет первоначальный язык человечества), утверждением "культа Гения", критическим отношением к феод.-сословному строю ("Мысли о моем жизненном пути" - "Gedanken über meinen Lebenslauf", 1758, изд. 1821) Г. оказал влияние на бурж.-демократич. лит. движение "бури и натиска". Г. - автор работ по языку, поэзии и эстетике, в к-рых он полемизировал с теорией языка Гердера. Враждебность рационализму Просвещения получила у Г. религ.-мистич. окраску и сочеталась с защитой христ. догматики, а протест против рассудочности вел Г. к интуитивизму. Защита веры и интуитивного познания Г. используется совр. реакц. иррационалистич. течениями бурж. философии.

Соч.: Schriften und Briefe, Bd l-4, Hannover, 1872-74; Hauptschriften, Lpz., [1937]; Sämtliche Werke, Bd 1-4, W. 1949-52.

Лит.: Гайм Р., Гердер, его жизнь и сочинения, т. 1-2 пер. с нем., M., 1888 (по Указателю); Кожевников В. А. Философия чувства и веры ..., ч. 1, М., 1897; Асмус В. Ф. Учение о непосредственном знании в истории философии нового времени, "Вопр. философии", 1957, No 6, 1959, No11; Weber H., Hamann und Kant..., Münch., 1904; Нillner G., I. G. Hamann und das Christentum, [Bd] l-3, Riga, 1924-1925; Unger R., Hamann und die Aufklärung, Bd 1-2, 2 Aufl., Halle, 1925; Metzke E., J. G. Hamanns Stellung in der Philosophie des 18. Jahrhunderts, Halle, 1934.

Г. Фридлендер. Ленинград.

ГАМАРРА

ГАМА́РРА (Gamarra), Хуан Бенито Диас де (1745 - 12 нояб. 1783) - мекс. просветитель, философ и педагог. В соч. "Элементы современной философии" ("Elementa recentioris philosophiae", v. 1-2, 1774) и "Философские Академии" ("Academias filosoficas", 1774) Г. вслед за исп. сторонниками Декарта - Мартинесом и Тоска, защищал самостоятельность разума по отношению к католич. догме. Философия, по Г., есть познание истинного посредством разума и рассудка; логика - инструмент для познания истины. Г. стоял на позициях дуализма (себя он считал эклектиком), в духе к-рого решал вопрос о природе материи, называя ее протяженной и делимой субстанцией, душу же - мыслительным началом в человеке. В работе "Заблуждения человеческого разума" ("Errores del entendimiento humano", 1781) Г. критиковал социальную несправедливость, идеологически подготавливая тем самым войну за независимость исп. колоний в Америке (1810-26). Лит.: История философии, т. 1, М., 1957, с. 623; Junсо Victoria, Gamarra о el eclecticismo en México, México, 1944; Ramos S., Historia de la filosofia en México. México, 1943.

P. Бургете. Москва.

ГАМИЛЬТОН

ГАМИЛЬТОН (Hamilton), Уильям, лорд (8 марта 1788 - 6 мая 1856) - англ. философ-идеалист. Шотландец по происхождению. Профессор Эдинбургского ун-та. Г. сочетал эмпиризм шотландской школы (Рид) с рационалистич. и агностич. элементами кантианства. К первичным чувств. данным Г. присоединял априорные формы рассудка и дуалистически признавал непосредств. достоверность существования и материального и духовного миров. Познание бога, в отличие от шотландской школы и в соответствии с Кантом, он считал возможным через моральный постулат. С агностич. и релятивистской позиции Г. выступал против идеализма Шеллинга и Кузена. Выдвинув учение о "квантификации предиката", рассматривающее логич. суждение как ур-ние, выражающее количеств. отношение объемов понятий, Г. явился одним из предшественников математич. логики.

Соч.: Philosophy of the unconditioned in reference to Cousin's doctrine of the infinito-absolute, в его кн.: Discussions on philosophy and literature, 3 ed., Edin.-L., 1866; Lectures on Metaphysics and Logic, v. 1-4, [3 ed.], Edin.-L., 1866-70.

Лит.: Милль Дж. Ст., Обзор философии сэра В. Гамильтона..., пер. [с англ.], СПБ, 1869; Rasmussen S. V., The philosophy of sir William Hamilton. A study, Køobenhavn, 1925.

Б. Быховский. Москва.

ГАНГЕША УПАДХЬЯЯ

ГАНГЕША УПАДХЬЯЯ - инд. философ 12 в., последователь школы ньяя. Его работы составили новый этап в развитии ньяя, т.н. навьяньяя. В своей гл. работе "Размышление об истине" ("Таттва-чинтамани") Г. У. осн. внимание уделял разработке вопросов логики, с помощью к-рой он, в противовес объективному идеализму веданты и субъективно-идеалистич. школам буддизма, доказывал реальность существования вещей и их независимость от сознания человека. Вместе с тем изложение вопросов логики у Г. У. дано в туманной религ. форме. Эта особенность учения Г. У. была усилена его последователями, вследствие чего логика ньяи превратилась в схоластику.

Лит.: История философии, т. 1, М., 1957, с. 194; History of philosophy Eastern and Western, ed. by S. Radhakrishnan and others, v. l, L., 1962, p. 232.

H. Аникеев. Москва.

ГАНДИ

Мохандас Кармчанд (2 окт. 1869 - 30 янв. 1948) - деятель национально-освободит. движения в Индии, основатель идеологии и тактики гандизма. По окончании средней школы в 1887 отправился в Англию для получения юридич. образования. В 1891 вернулся в Индию и занимался адвокатской деятельностью. В 1893 Г. уехал в Юж. Африку, где участвовал в борьбе за демократич. права индийцев-эмигрантов. Создал организацию "Индийский конгресс в Натале", в задачу к-рой входила ненасильств. борьба за избират. права индийцев; издавал газету "Indian Opinion". В этот период находился в переписке с Л. Толстым, к-рого высоко почитал. Вернувшись в 1915 на родину, Г. стал одним из видных руководителей нац.-освободит. движения. В период подъема революц. массовой борьбы против англ. империализма (1919-22) Индийский национальный конгресс принял предлож. Г. программу ненасильств. несотрудничества под лозунгом сатьяграхи (букв. - упорство в истине), к-рая стала одной из осн. форм антиимпериалистич. движения в Индии.

Г. издавал газету "Young India" и еженедельник "Harijan". Разъезжая по стране и разъясняя задачи ненасильств. борьбы за нац. независимость, он выступал за индусско-мусульм. единение, против неприкасаемости, за раскрепощение женщины, за нац. систему нар. образования и т.п. Многократно подвергался репрессиям со стороны англ. колониального пр-ва. За патриотизм и аскетич. образ жизни получил в народе имя Махатма (великая душа). Был убит одним из членов реакц. орг-ции "Хинду Махасабха".

Соч.: Speeches and writings, 3 ed., Madras, [1922]; Young India, 1919-1922, Madras, 1922; Young India, [2 series. 1924-1928], N. Y., 1927; Basic education, Ahmedabad, [1956]; Моя жизнь, пер. с англ., (M.), 1959.

Лит.: Роллан Р., Махатма Ганди, [пер. с франц.], Л.-M., 1924; Теndulkar D. G., Mahatma. Life of Mohandas Karamchand Gandhi, v. 1-8 [Bombay, 1951-54]; Fisсher L., The life of Mahatma Gandhi, L., [1951]; Nanda B. R., Mahatma Gandhi. A biography, L., 1958; [Nair] Pyarelal, Mahatma Gandhi. The last phase, v. 1-2, Ahmedabad, 1956-58; Mahatma Gandhi, India. Ministry of Information and Broadcasting. Publications Division. [Delhi, 1954]. См. там желит. при ст. Гандизм.

А. Литман. Москва.

ГАНДИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГАНИВЕТ

ГАНИВЕ́Т (Ganivet), Гарсиа Анхель (13 дек. 1862 - 29 нояб. 1898) - исп. мелкобурж. писатель и философ. Г. от неосхоластики перешел на позиции просвещения и мелкобурж. социализма. Стремился определить пути возрождения Испании, к-рые соответствовали бы особенностям исп. нац. характера ("Испанская идеология" - "Idearium español", 1897, 6 изд. 1933); по его мнению, определяющим элементом нац. характера является некий дух исп. земли (т.н. территориальный дух), обусловленный география. средой страны, несущий в себе "решение великих политических вопросов". Эту идею географич. детеоминизма, сложившуюся под влиянием учений Монтескьё, Бокля и др., он противопоставлял реакц. церк. идеологии "традиционализма". Обществ. прогресс, согласно Г., достигается в итоге стихийного ("естественного") развития просвещения, свободы мышления и личности. Придя к убеждению, что социализм является неизбежным результатом развития крупной промышленности, Г., однако, вслед за поссибилистами отвергал необходимость политич. борьбы и революц. преобразования общества. Социализм Г. понимал как ассоциацию мелких собственников.

Соч.: Obras completas, v. 1-10, Madrid, 1923-30.

Лит.: Almagro M. Fernandez, Vida y obras de Ganivet, Valenza, 1925.

Д. Претель. Москва.

ГАНОВСКИЙ

Савва Цолович (псевдоним - Трудин) (р. 1897) - болг. философ-марксист. Член Болгаркой АН, проф. Софийского ун-та, директор педагоич. ин-та при Болгарской АН. Получив высшее бразование в Софии, изучал философию в Герании и СССР - в Ин-те красной профессуры 1928-31). С 1914 принял участие в революц. движеии. За участие в борьбе против фашизма неоднократо подвергался преследо-ваниям и арестам. После свобождения Болгарии от фашистской оккупации аходился на дипломатич. работе. С 1950-51 был предздателем Комитета науки, иск-ва и культуры. Труды Г. посвящены филос., педагогич. и социально-политич. проблемам. Ряд работ Г. содержат критику бурж. идеалистич. философии (прагматизма, бергсонианства, ремкианства и др.).

Соч.: Изъ философията на възраждането XVII в. [Рене Декартъ], С., 1938; Основни направления във философията, С., 1934; Кратка история на философията от древността до най-ново време, С., [2 изд., 1945].

А. Бынков. Болгария.

ГАНС

ГАНС (Ganz), Эдуард (22 марта 1798 - 5 мая 1839) - нем. юрист и философ. идеалист-гегельянец. Доцент (с 1820), проф. римского права (с 1825) Берлинского ун-та. Ученик Гегеля, Г. выступил против господствовавшей в юриспруденции т.н. историч. школы права (Г. Гуго, Савиньи) и за создание филос. школы права в духе Гегеля. Развитие права рассматривал как выражение абс. идеи, а собственность как осуществление вечной, неизменной идеи права. Г. был одним из издателей первого собр. соч. Гегеля [впервые издал лекции Гегеля по философии истории, 1837; опубликовал 2-е изд. его "Философии права" (H e g e l, Grundlinien der Philosophie des Rechts, 1833), включив в него ок. 200 прибавлений на основе записей слушателей]. Участвовал в издании журнала "Jahrbücher für wissenschaftliche Kritik" (Stuttgart, 1827).

Соч.: Über römisches Obligationenrecht..., Hdlb., 1819; Scholien zum Gajus, B., 1821; Das Erbrecht in weltgeschichtlicher Entwickelung, Bd 1-4, B., 1824-35; Über die Grundlage des Besitzes, B., 1839; System des römischen Civilrechts im Grundrisse, B., 1827.

Лит.: Mapкс К. и Энгельс Ф., Святое семейство. Соч., 2 изд., т. 2, М., 1955, с. 196; Moog W., Hegel und die Hegeische Schule, Münch., 1930; Erdmann J. E., Grundriss der Geschichte der Philosophie, 4 Aufl., Bd 2, B., 1896.

Б. Раббот. Москва.

ГАОС

ГА́ОС (Gaos), Хосе (р. 1900) - мекс. бурж. философ, близкий по воззрениям к идеализму Ортега-и-Гасета. Учился в ун-тах Валенсии и Мадрида, ректор Мадридского ун-та (1936-39), с 1939 - преподаватель ун-та в Мехико. Г. - автор ряда работ по истории идеалистич. философии. Перевел на исп. яз. статьи и книги западноевроп. философов, в т. ч. соч. экзистенциалиста Хейдеггера "Бытие и время" ("El ser у el tiempo", 1951).

Соч.: La filosofia de Maimónides, [México, 1940]; Filosofia de la filosofia e historia de la filosofia, México, 1947; Dos ideas de la filosofia, (México, 1940]; El pensamiento hispanoamericano, México, [1944]; Filosofia mexicana de nuestros dias, México, 1954.

Лит.: De Brie G. A. [ed.], Bibliographie philosophica 1934-1945, v. 1-2, Brux., 1945.

ГАПОЧКА

Павел Никитич [р. 16 (29) июля 1908] - сов. философ, д-р филос. наук (с 1953). Член КПСС с 1928. Окончил Моск. пед. ин-т им. К. Либкнехта (1933), учился в Ин-те красной профессуры (1935-37). Преподает философию с 1933. С 1953 - проф. Академии обществ. наук при ЦК КПСС. Работает над проблемами историч. материализма и теории науч. коммунизма.

Соч.: Как жил и боролся Сен-Катаяма, [М.], 1934; Сочетание личных и общественных интересов при социализме, "Большевик", 1948, No 6; Поеднання особистих i громадських iнтересiв при соцiалiзмi, Київ, 1948; Поеднання особистих i громадських iнтересiв у колгоспах, Київ, 1948; Ликвидация противоположности между городом и деревней в СССР, "Вопр. философии", 1952, No 4; Ликвидация противоположности между городом и деревней в СССР и пути преодоления существенного различия между ними, М., 1952 (Автореф. дисс.).

ГАРАГАШЯН

Антон (1818-1903) - арм. философ и историк. Жил в Константинополе. В прошлом священник, Г. преодолел идеализм и через деизм вплотную подошел к материализму и атеизму. Г. считал бога выдумкой, явившейся результатом невежества людей, а религию - препятствием в умств. и нравств. развитии ("Религия и нравственность", 1880). Разделяя философов на материалистов и идеалистов, Г. рассматривал историю философии как поиски науч. метода, соответствующего характеру объекта исследования. Гл. роль в этих поисках Г. отводил материалистам, называя франц. материалистов 18 в. "революционерами мысли" ("Краткая история философии", Константинополь, 1868). Отвергая учение о врожденных идеях, Г. считал мысль результатом воздействия на органы чувств объективно существующих предметов, а разум - сосредоточением развивающегося опыта ("Разум и критика", 1886). Фигуры логики он трактовал как опосредствованное отражение объективных связей ("Принципы логики", Константинополь, 1864).

В четырехтомной "Критической истории армянского народа" (1880-95) и в работе "Разум и критика" Г. с позиций бурж. просветительства критиковал феодализм, усматривая решающую силу обществ. прогресса в усвоении народом новых идей. Г. написал также сочинения "Искусство риторики..." (Вена, 1844), "Краткая философия..." (Константинополь, 1868), "География политическая, экономическая и физическая..." (Константинополь, 1873) и др.

Лит.: Шакарян Г. Г., Философские взгляды А. М. Гарагашяна, Ереван, 1958 (Автореф. дисс.).

Г. Хрлопян. Ереван.

ГАРВЕ

ГАРВЕ (Garve), Христиан (7 янв. 1742 - 1 дек. 1798) - нем. философ, представитель т.н. популярной философии. Пропагандировал идеи Просвещения. Перевел на нем. яз. многочисл. произведения Аристотеля, Цицерона, Фергюсона, Бёрка и А. Смита. Автор рецензии на "Критику чистого разума", Г. упрекал Канта в берклеанстве, "высшем идеализме". (Эта рецензия появилась в сокращ. виде в янв. 1782 в журн. "Zugaben zu den Göttingischen Anzeigen von gelehrten Sachen", полностью напечатана в 1785 в "Allgemeine deutsche Bibliothek"). В дальнейшем Г. критиковал теорию Канта с позиции этич. учения, кладущего в основу нравственности учение о стремлении человека к счастью (см. Эвдемонизм).

Соч.: Schriften, [Bd 1-26], Breslau, 1785-1804.

Лит.: Stern Α., Über die Beziehungen Chr. Garve's zu Kant, Lpz., 1884; Müller P., Chr. Garvee Moralphilosophie und seine Stellunganahme zu Kants Ethik, Bern-Lpz., 1905, (Diss.).

Г. Штиллер. Берлин.

ГАРЕДЖЁЛИ

Давид (6 в.) - груз. философ-идеалист. Образование получил в Сирии, в груз. монастыре. По нек-рым сведениям, является автором "Книги поучений", от к-рой сохранилось лишь неск. фрагментов (см. "Древние редакции житий..."). Согласно воззрениям Г., душа выше материи; все, порожденное во времени, со временем исчезает; мир не вечен, вечность принадлежит только богу. Существует т. зр. о родстве идей Г. со взглядами П. Ивера, особенно в вопросе о бесконечности и невыразимости бога. Г. выступал против зороастризма.

Лит.: Иоанн Петрици, Рассмотрение платоновской философии и Прокла Диадоха, пер. с груз. и исследование И. Д. Панцхава, Тб., 1942, с. 25-26.

ГАРЕДЖЁЛИ

В. Кердзевадзе. Тбилиси.

ГАРИН

ГАРИН (Garin), Эудженио (р. 9 мая 1909) - итал. прогрессивный философ. С 1950 - проф. истории ср.-век. философии в ун-те Флоренции. Г. исследовал) осн. течения филос мысли эпохи Возрождения, их взаимодействие со ср.-век. культурой и историч. значение всего комплекса гуманитарных наук. Ряд работ Г. посвящен итал. гуманизму ("L'umanesimo italiano", 1952) и творчеству Пико делла Мирандола ("Giovanni Pico delia Mirandola. Vita e dottrina", 1937), произведения к-рого он издал с комментариями. В работе "Хроника итальянской философии" ["Cronache di filosofia italiana (1900-1943)", 1955] Г. рассматривает историю философии в связи с развитием итал. культуры и политич. истории, исследует происхождение фашистской идеологии. Эта работа Г. получила положит. оценку со стороны итал. коммунистов (см. ст. Roderigo de Castiglia в журн. "Rinascita", 1955, No 6). Соч.: Filosofi italiani del Quattrocento, Firenze, 1942; Il Rinascimento italiano, Mil., 1941; Medioevo e Rinascimento, Bari, 1954.

A. Сандретти. Москва.

ГАРМОНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГАРОДИ

ГАРОДИ (Garaudy), Роже (p. 17 июля 1913) - франц. философ-марксист, писатель и публицист, политич. деятель. Коммунист. Гл. содержание филос. и публицистич. деятельности Г. составляют критика совр. идеализма и защита марксистской теории познания ("Материалистическая теория познания" - "La théorie matérialiste de la connaissance", 1953, рус. пер. 1955) и в особенности разработка проблем свободы и гуманизма ("Грамматика свободы" - "Grammaire de la liberté", 1950, рус. пер. 1952; докт. дисс. - оригинальное марксистское исследование - "Проблемы cвoбоды и необходимости в свете марксизма", защищенная в Ин-те философии АН СССР в 1954; "Марксистский гуманизм" - "Humanisme marxiste", 1957, рус. пер. 1959). В последних работах ("Перспективы человека" - "Perspectives de l'homme", P., 1959) Г. разрабатывает проблемы этики и критикует с марксистских позиций буржуазные и ревизионистские концепции "отчуждения". Для работ Г. характерны творческий подход к исследуемым проблемам, последовательная партийность.

Соч.: Les sources françaises du socialisme scientifique. P., 1948; Le marxisme et la personne humaine, P., 1949; L'église, le communisme et les chrétiens, P., 1949; La liberté, P., 1955.

ГАРРИНГТОН

Х а р р и н г т о н (Harrington), Джеймс (7 янв. 1611 - 11 сент. 1677) - англ. бурж. социолог и полвтич. реформатор, республиканец. Родился в богатой семье. Учился в Оксфордском ун-те. В 1659 основал клуб "The Rota", объединявший передовых демократов того времени (распался в 1660). По приказу короля Карла II был арестован в 1661, освобожден психически больным. Умер в Лондоне. Осн. произведение - "Республика Океания" ("Commonwealth of Oceana", 1656) - социальная утопия, осн. принципами к-рой являются: решающая роль распределения собственности в обществ. жизни; предоставление руководящей роли и господств. положения мелким и средним землевладельцам; выборность и частая смена должностных лиц. Идеальный политич. строй, по Г., - цензовая двухпалатная республика, в к-рой существует религ. свобода, являющаяся предпосылкой свободы политической, всеобщее вооружение народа. В борьбе против теологов и учения о гос-ве Гоббса Г. написал ряд работ: "Преимущества народного образа правления" ("The prerogative of popular government", 1658), "Искусство законодателя" ("The art of law-giving", 1659), "Политическая система" ("System of politics") и др. Исследование земельной собственности в Англии привело Г. к выводу, что народ разделен на классы (Г. был сторонником распределит. теории классов), что гос-во сообразуется с собственностью, а перемены в распределении собственности всегда ведут к изменению норм нравственности, к изменению соотношения политич. сил. Отсюда Г. заключал о неизбежности революций.

По своему мировоззрению Г. склонялся к материализму. После его смерти был найден трактат "Механика природы", в к-ром содержится мысль о "самотворящей" природе. Природа, по мнению Г., снабжена бесчисл. множеством служебных духов, при помощи к-рых она воздействует на материю - Вселенную и на ее отд. части - тела людей. Эти служебные духи - эфирные частицы, невидимо смешанные с элементарной материей; Г. называл их еще "животными духами". Последние сообразны с материей, из к-рой они созданы и в к-рой они действуют. Г. утверждал, что ничто в природе не уничтожается и не теряется. Социологич. учение Г. оказало влияние на амер. республиканцев (конституция штата Массачусетс настолько воплотила идеи Г., что было официально выдвинуто предложение переименовать штат в "Океанию"), на Рейналя (см. его работу "Révolution de l'Amérique", L., 1781) и Сийеса (см. составленную им и принятую в1799 Конституцию VIII года).

Соч.: The Oceana and other works, collected by J. Toland, L., 1771.

Лит.: Ковалевский M., Современные социологи, СПБ, 1905, с. 1229-32; Английская буржуазная революция XVII века, [т, 2], M., 1954; Мортон А. Л., Английская утопия, M., 1956 (см. Именной указатель); Smith H. F., Harrington and his "Oceana", Camb., 1914.

Г. Зельманова. Ленинград.

ГАРСИА МОРЕНТЕ

ГАРСИА МОРЕ́НТЕ (Garcia Morente), Мануэль (1888-1942) - исп. философ-идеалист. Докторскую диссертацию о философии Канта защитил в 1911 в Мадриде. Г. М. перевел. на исп. яз. ряд произв. Декарта, Канта, Гуссерля и Шпенглера. Г. М. испытал сильное влияние экзистенциалиста Хейдеггера и особенно исп. идеалиста Ортега-и-Гасета. Борясь против материалистич. понимания истории, Г. М. выдвинул положение о детерминированности обществ. прогресса развитием человеч. духа, совершающимся через познание идеальных ценностей ("Проблематика жизни" - "Problematice de la vida", 1942). В 1936 Г. М., как противник республики, эмигрировал во Францию, а затем в Аргентину. После победы Франко в 1939 вернулся в Испанию и примкнул к сторонникам философии томизма. Незадолго до смерти Г. М. принял сан священника.

Соч.: La filosofta de Kant, Madrid, 1917; La filosofia de Bergson, Madrid, 1917; Ensayos sobre el progreso, Madrid, 1932; Fundamentos de filosofia, introducción a la filosofia, Madrid, 1943 (совм. с Zaragüeta Bengoechea J.).

Лит.: Marias J., Filosofia actual y existencialismo en Espana, Madrid, 1955; Guy Α., Les philosophes espagnols d'hier et d'aujourd'hui, Toulouse, 1956.

P. Мартинес. Москва.

ГАРТЛИ

Х а р т л и (Hartley), Дэвид (30 авг. 1705 - 28 авг. 1757) - англ. бурж. философ, один из тех, к-рые, по словам Маркса, "уничтожили последние теологические границы локковского сенсуализма" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 144). Сын священника, Г. поступил в Кембриджский ун-т для изучения богословия. Не соглашаясь с догматом церкви о вечности мучений грешников в аду, Г. отказался от намерения стать священником. Получил мед. образование и всю жизнь работал врачом.

В историю философии вошел как автор теории вибрации, представлявшей собой попытку с позиций механистич. материализма объяснить происхождение психич. явлений, и как один из основателей ассоциативной психологии. Свои взгляды Г. изложил в труде "Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях" ("Observations on man, his frame, his duty and his expectations", v. 1-2, 1749). Идеи механистич. материализма у Г. сочетались с религ. взглядами. Г. проводил различие между явлениями психич. жизни и процессами в нервной системе человека; он утверждал, что изменения в нервной системе являются первичными, а психич. явления - производными от них. Г. писал, что внешние объекты, воздействуя на наши органы чувств, вызывают колебат. движения, вибрации мельчайших частиц вещества нервов и мозга. Им соответствуют наши ощущения. Чувства дают материал для всех идей. Самые сложные идеи возникают из идей, рождающихся из ощущений. В мозгу могут одновременно происходить различные вибрации, воздействующие друг на друга. Вибрации в ослабл. виде сохраняются и по удалении объекта восприятия. Поэтому при повторении одной вибрации возникает связанная с ней другая или другие. Это и есть, по Г., материальная основа ассоциации идей, объясняющей психич. жизнь человека. Последняя часть труда Г., посвященная нравств. долгу и чаяниям человека, заполнена богословскими рассуждениями.

Вибрационная теория и теория ассоциации Г., несмотря на свой механицизм, тенденцию сведения сознания к ощущению, имели значение для дальнейшего развития материалистич. философии и психологии. Последователем этих теорий был Пристли, издавший в сокращ. виде работу Г. и снабдивший ее вводным очерком.

Лит.: Πристли Д., Избр. соч., М., 1934; Виноградов Н. Д., Д. Гартли и его "Наблюдения над человеком", Сборник "Л. М. Лопатину", М., 1912; История философии, т. 2, [М.], 1941; Ribot Т., Quid D. Hartley de consociatione idearum senserit, P., 1872; Bower G. S., Hartley and James Mill, L., 1881; Schönlank В., Hartley und Priestley, die Begründer des Associationismus in England, Halle, 1882; Haven K., Coleridge, Hartley and the mystics, "J. History Ideas", 1959, v. 20, No 4.

А. Макаровский. Москва.

ГАРТМАН НИКОЛАЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГАРТМАН ЭДУАРД

ГА́РТМАН Эдуард (Hartmann), (23 февр. 1842 - 5 июня 1906) - нем. философ-идеалист. Идейными источниками философии Г. были волюнтаризм Шопенгауэра и философия тождества Шеллинга. Его "Философия бессознательного" ("Philosophie des Unbewussten", 1869; 12 изд. 1923) направлена против естеств.-науч. материализма и прогрессивных социальных идей с позиций иррационализма и мистич. идеализма. Г. придерживается панпсихизма, признавая основой всего сущего бессознат. духовное начало, образующее абс. единство воли и идеи (представления). Вселенная рассматривается как неразумный, но целенаправл. процесс, в к-ром сознание - лишь орудие бессознат. мировой воли, признаваемой источником жизни и движущей силой развития. На основе признания иррациональности мира Г. разрабатывает этику пессимизма ("Феноменология нравственного сознания" - "Phenomenologie des sittlichen Bewusstseins", 1879, 3 изд., 1922). Он проповедует избавление от трех иллюзий, последовательно владевших умами людей: иллюзии земного счастья, иллюзии потустороннего счастья и, наконец, иллюзии достижения счастья в результате социального прогресса. Отрицание возможности счастья в результате историч. развития особенно наглядно раскрывает крайне реакц. социальное назначение философии Г., завершающейся нигилистич. религией ("Религиозное сознание человечества" - "Das religiöse Bewusstsein der Menschheit", 1882); эволюция влечет бессознательное к уничтожению Вселенной путем осознания ее неразумия и нецелесообразности.

Соч.: Das Grundproblem der Erkenntnistheorie, Lpz., 1889; Die Religion des Geistes, 3 Aufl., B., 1907; Philosophie des Schönen, 2 Aufl., B., 1924; Kategorienlehre, Bd 1-3, 2 Aufl., Lpz. 1923; System der Philosophie im Grundriss, Bd l-8, [Lpz.], 1907-09. Соч. в рус. пер. - Сущность мирового процесса или философия бессознательного, вып. 1-2, М., 1873-75; Истина и заблуждения в дарвинизме, СПБ, 1909; Современная психология, М., 1902.

Лит.: Кюльпe О., Современная философия в Германии, М., 1903, с. 97-107; Huber M., Eduard von Hartmanns Metaphysik und Religionsphilosophie, Winterthur, 1954.

Б. Быховский. Москва.

ГАССЕНДИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница