Приглашаем посетить сайт

Набоков (nabokov-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ГАЛИЛЕЙ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ГАЛИЛЕЙ

ГАЛИЛЕЙ (Galilei), Галилео (15 февр. 1564 - 8 янв. 1642) - итал. ученый, один из основоположников экспериментально-математич. естествознания и механистич. материализма. Род. в Пизе в обедневшей дворянской семье. С 1581 учился в Пизанском ун-те, преподавал математику в Пизанском (с 1589) и Падуанском (1592-1610) университетах. В соч. "Звездный вестник" ("Sidereus Nuncius", Venetiis, 1610) Г. изложил результаты своих астрономич. наблюдений и выступил как убежденный сторонник теории Коперника; это соч. принесло Г. европ. известность и положило начало его ожесточ. полемике со схоластами, отстаивавшими аристотелевско-птолемеевскую картину мира. После выхода в свет "Диалога о двух главнейших системах мира - птолемеевой и коперниковой" ("Dialogo dei due massimi sistemi del mondo tolemaico e copernicano", 1632; рус. пер. 1948) Г. был привлечен к суду инквизиции (1633) и обвинен в коперникианстве. Под угрозой запрещения науч. деятельности, сожжения неопубликованных трудов и пыток Г. был вынужден "отречься" от теории Коперника. Это отречение носило чисто формальный характер. В 1638 друзья и последователи Г. издали в Голландии его произведение "Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки" ("Discorsi е dimostrazioni matematiche intorno a due nuove scienze...", рус. пер., Соч., т. 1, 1934), излагающее основы механики (динамики), учения о сопротивлении материалов и представлявшее собой уничтожающий удар по схоластизиров. физике Аристотеля. Скончался Г. в Арчетри, близ Флоренции.

Значение Г. в истории философии и его влияние на развитие материалистич. мировоззрения определяются, во-первых, его естеств.-науч. открытиями: доказа-тельством бесконечности Вселенной, физич. однородности земли и неба (к-рыми Г. развил идеи Коперника, Николая Кузанского, Бруно), установлением законов механич. движения тел, подводившими к пониманию объективных законов природы, освобождению от антропоморфизма и телеологии. Не теология, а природа является, по Г., источником знания: "Ни одно изречение Писания не имеет такой принудительной силы, какую имеет любое явление природы" (письмо к Кастелли от 21.XII.1613; изложено Н. А. Любимовым, в кн.: "История физики", ч. 3, СПБ, 1896, с. 22). Филос. значение открытий Г. в области астрономии и механики состояло в том, что они способствовали решению важнейших проблем теории познания - проблем познаваемости мира и соотношения чувства и рациональных моментов в процессе познания.

Значение Г. в развитии материализма определяется также ф и л о с . - м е т о д о л о г и ч. и д е я м и. Подобно большинству передовых деятелей науки и философии Возрождения, Г. стоял на исторически прогрессивной для того времени т. зр. двойственной истины и стремился отграничить науку от религии, чтобы обеспечить свободное развитие науч. мышления. В своих письмах Г. часто цитировал популярный среди ученых 17 в. афоризм: "В намерения духа святого входит научить нас тому, как взойти на небо, но отнюдь не тому, как ходит само небо". Такая позиция приводила Г. к плодотворному выводу о возможности безграничного познания природы как по широте охвата человеч. мыслью различных явлений космоса, так и по глубине и степени точности познания истины ("Диалог о двух главнейших системах мира"). Эта гносеологич. установка привела Г. к утверждению нового, антисхоластич. метода познания.

Г. резко отрицательно относился к опиравшейся на Аристотеля схоластич. логике. При разработке новой методологии Г. выдвигал прежде всего значение опыта, на к-рое указывали и многие мыслители до Г. Однако, в отличие от них, Г. имел в виду не простое наблюдение природы, а планомерно поставленный эксперимент, посредством к-рого исследователь как бы задает природе интересующие его вопросы и получает ответы на них. Путь такого экспериментального исследования природы - путь выявления ее наиболее простых элементов, был назван Г. р е з о л ю т и в н ы м методом, к-рый, в сущности, есть метод анализа, расчленения природы. Резолютивный, или аналитич., метод исследования Г. подводил к действит. объяснению многих явлений природы, блестящим доказательством чего является открытие им ряда законов механики. При этом Г. руководствовался не только аналитич., но и к о м п о з и т и в н ы м, т.е. синтетич., методом, к-рый, посредством цепи дедукций, проверяет истинность выдвинутых в процессе анализа гипотетич. предположений. Только совместное применение резолютивного и композитивного методов способно, по Г., привести ученого к открытию новых истин. Дедукция же отнюдь не является схоластич. силлогистикой, а представляет собой путь математич. исчисления явлений природы. Поняв, какое громадное значение при изучении природы имеет количеств. анализ, Г. установил связь опытно-индуктивных и абстрактно-дедуктивных исследований природы.

В понимании природы Г. выступал как механистич. материалист и рассматривал материю как реальную субстанцию вещей, обладающую совершенно определенной структурой. Для объяснения последней Г. воскрешал антич. атомизм (одновременно выступая против наивного понимания чувств. достоверности), сводя все чувств. качества к механич. движению частиц вещества. Все вкусы, запахи, цвета и т.п. являются результатом субъективных впечатлений чувств и исчезают с устранением воспринимающего субъекта ("Пробирщик ..." - "Il Saggiatore..."). Это учение Г. стало в 17-18 вв. общим местом механистич. материализма, неспособного к диалентико-историч. пониманию природы и человека.

Механицизм Г. привел к допущению идеи создания богом солнца и всех планет. Бог сообщил им определенный порядок, к-рый в дальнейшем остается неизменным, а природа живет по своим собственным законам. Эта мысль предвосхищает возникший вскоре деизм. Проявлением метафизич. ограниченности воззрений Г. следует также считать и его убеждение в том, что математич. законосообразность, посредством к-рой исправляется чувств. картина явлений и познается истинное содержание веществ. мира, имеет доопытный и внеопытный характер. Метафизич. характер философско-методологич. идей Г. был исторически обусловлен и не помешал им, как и вообще метафизич. методу, сыграть прогресс. роль в общем ходе развития естествознания и философии 17-18 вв. (см. Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, 1957, с. 21).

Прогрессивный характер мировоззрения Г. получил отражение и в лит. форме созданных им трудов. Г. писал преимущественно на родном, итал., а не на лат. языке. Отказавшись от свойств. схоластике собирания и пересказа сведений, почерпнутых гл. обр. в соч. антич. авторов и "отцов церкви", Г. положил в основу науки самостоят. наблюдение и анализ явлений природы. Эклектич. эрудиция схоластики уступила у Г. место живой и образной речи человека, как бы впервые всматривающегося в мир.

Соч.: Le opere..., prima edizione completa, t. 1-15 e uno supplemente, Firenze, 1842-56; Le opere..., Edizione nationale, Publ. A. Favaro [и др.], v. 1-20, Firenze, 1929-1939; Беседы и математические доказательства..., Соч., т. 1, [М.-Л., 1934]; Послание к Франческо Инголи [1624], пер. [с итал.], в кн.: Галилео Галилей. 1564-1642, М.-Л., 1943, с. 142-83; Диалог о двух главнейших системах мира... [пер. с англ.], М.-Л., 1948.

Лит.: Галилео Галилей. 1564-1642, М.-Л., 1943 (Сборник, посвящ. 300-летней годовщине со дня смерти Галилео Галилея, под ред. акад. А. М. Деборина); Выгодский М. Я., Галилей и инквизиция, ч. 1, М.-Л., 1934; Ольшки Л., История научной литературы на новых языках, пер. с нем., т. 3., М.-Л., 1933; Васильев С. Ф., Мировоззрение Галилея, в его кн.: Из истории научных мировоззрений. Сб. статей, М.-Л., 1935, с. 55-67; Вавилов С. И., Галилей, в кн.: Большая Советская Энциклопедия, 2 изд., т. 10, М., [1952], с. 125-30; Саrli A. ed Favaro Α., Bibliografia galileiana (1568-1895), Roma, 1896; Rossi G., La continuitá filosofica dal Galilei al Kant, Catania, 1901; Wieser F., Galilei als Philosoph, Basel, 1919 (Diss.); Wohlwill E., Galilei und sein Kampf für die Copernicanische Lehre, Bd 1-2, Hamb.-Lpz., 1909-26; Banfi A., Galileo Galilei, Mil., 1949.

В. Соколов. Москва.

В начало энциклопедии