Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "И" (часть 4, "ИОС"-"ИШР")
ИОСИФЛЯНЕ (или осифляне) - представители церк.-политич. течения в Русском гос-ве конца 15 - сер. 16 вв., выступавшие против реформац. движения в России. Свое название И. получили по имени главы движения Иосифа Волоцкого. Вначале И. выражали интересы удельно-княжеской оппозиции и выступали против великокняжеской власти. На соборе 1503 И. добились отклонения проекта ликвидации монастырского землевладения, с к-рым выступили т.н. нестяжатели, поддержанные Иваном III. На соборе 1504 И. добились осуждения новгородско-московских "еретиков" и жестокой расправы над ними. С этого времени И. поддерживали теорию о божеств. происхождении царской власти, выдвинутую Иосифом Волоцким, после смерти Иосифа Волоцкого И. возглавил Даниил, бывший с 1522 по 1539 митрополитом "всея Руси". Во главе с Даниилом И. продолжали ожесточ. борьбу с "еретиками" и нестяжателями, добились суда над Вассианом Косым и Максимом Греком. Противоеретич. полемика Даниила, направленная против выделявшегося в реформац. движении 1-й пол. 16 в. народного течения, носила обнаженно классовый, политич. характер. Выступая против еретич. движений, Даниил отождествлял критику православных догм со стороны "еретиков" с нападками на политич. строй. Представляя собой контрреформацию на рус. почве, И. приняли активное участив и в церк. соборах сер. 16 в., осудивших Матвея Башкина и Феодосия Косого. В борьбе с "еретиками" И. стремились перенять опыт исп. инквизиции. Взгляды И. восторжествовали в борьбе со взглядами нестяжателей и были до сер. 16 в. теорией господствующей церкви. Лит.: История философии, т. 1, М., 1957, с. 271; Рыбаков Б. А., Воинствующие церковники XVI в., "Антирелигиозник", 1934, No 3; Будовниц И. У., Русская публицистика XVI века, М.-Л., 1947; Зимин Α. Α., О политической доктрине Иосифа Волоцкого, "Тр. Отд. др.-рус. лит-ры. [Ин-т рус. лит-ры]", 1953, т. 9; Лурье Я. С., Краткая редакция "Устава" Иосифа Волоцкого - памятник идеологии раннего иосифлянства, там же, 1956, т. 12; Казакова Н. А. и Лурье Я. С., Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI века, M.-Л., 1955; Зимин А. А., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958, ч. 1, гл. 2; Клибанов А. И., Реформационные движения в России в XIV - первой половине XVI вв., М., 1960, с. 210-11, 259-60; Лурье Я. С., Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV - нач. XVI вв., М.-Л., 1960. В. Корецкий. Москва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ИПСЕН (Ipsen), Гюнтер (р. 20 марта 1899) - нем. реакц. философ и социолог. Проф. Кёнигсбергского (1933-39) и Венского (1939-45) ун-тов, с 1951 - проф. Мюнстерского ун-та в Дортмунде. И. занимался проблемами психологии и философии языка с позиций гештальтпсихологии и философии жизни Дильтея и придерживался идеалистич. концепций о происхождении и сущности языка ("Современная философия языка" - "Sprachphilosophie der Gegenwart", 1930). И. видит в языке, с одной стороны, продукт "логоса", "духа", и считает, что сознание, жизнь духа является примером той духовной активности, к-рая лежит в основе возникновения не только языка, но и всех вещей; с другой стороны, И. считает язык "эманацией народного духа", под к-рым понимает духовную культуру и традиции народа. В нач. 30-х гг. под влиянием X. Фрейера И. создал профашистскую социологич. теорию, в к-рой слились расизм, мистич. традиции нем. романтизма (особенно выраженные в концепциях В. Риля) и геополитика. Основу этой теории составляет реакц. учение о народе и расе. Особенностью социологич. концепции И. является преувеличение роли сельской общины и вообще сельского общества и критика процесса урбанизации и индустриализации. В основу объяснения историч. событий И. кладет односторонний анализ изменений, происходящих в сельском х-ве, в социальном положении крестьян, в отношениях между городом и деревней. Соч.: Zur Theorie des Erkennens, "Neue psychologische Studien", 1926, Bd 1; Schallanalytische Versuche. Einführung in die Schallanalyse, Hdlb., 1928 (совм. с F. Karg); Das Landvolk. Soziologischer Versuch, Hamb., 1933; Programm einer Soziologie des deutschen Volkstums, В., 1933; Bevölkerung. I. Bеvölkerungslehre, в кн.: Handwörterbuch des Grenz-und Auslanddeutschtums, Bd 1, Breslau, 1933, S. 425-63; Standort und... Wohnort. Ökologische Studien, Köln - Opladen, 1957 (соавтор); Die polnische Volkskraft und der Bevölkerungswechsel in Ostdeutschland, в кн.: Osteuropa-Handbuch, Köln, 1959, S. 268-313; Industrielle Grossstadt. Studien zur Soziologie und Ökologie industrieller Lebensformen, 1, Tübingen, 1959- (Hrsg.). И. Добронравов. Москва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Николай Николов (р. 11 окт. 1920) - болг. философ-марксист, член БКП (с 1940). Окончил Софийский ун-т (1949). Ответств. редактор теоретич. органа ЦК БКП "Новое време" (с 1959). Работает в области диалектич. и историч. материализма, филос. проблем биологии, критики совр. бурж. идеологии и ревизионизма. Осн. работа И. "Современные критики марксизма" ("„Модерни" критици на марксизма", 1960) посвящена критике совр. антимарксизма. Соч.: Връзките на комунистическата партия с масите - източник на нейната сила и победи, С., 1954; Ролята на народните маси в историята, С., 1956; Гибелни илюзии. С., 1956; Страници от въоръжената борба против фашизма в Търновски окръг, С., 1957; в рус. пер.: Противоположность марксистского и буржуазного пониманий современной эпохи, "Коммунист", 1962, No 10. Лит.: Орлова К., Павлов Α., Против современного антимарксизма, "Коммунист", 1961, No 9. С. Ангелов. НРБ. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ - принципиально недоступное рациональному познанию, несовместимое с разумом и несоизмеримое с его возможностями. Как филос. категория специфична для идеализма и агностицизма. Объективной реальности, соответствующей этой категории, диалектич. материализм не признает. И. нельзя называть явления, к-рые остаются непознанными на данной ступени развития науки и практики или непознаваемы в данных, исторически достигнутых условиях жизнедеятельности людей. См. Иррационализм. |
ИРРЕАЛЬНОЕ (позднелат. irrealis - невещественный, от in - частица отрицания и res - вещь) - не существующее в действительности, не соответствующее действительности, идеальное в противоположность реальному. В идеалистич. философии И. - значит "потустороннее", мистическое. |
ИСИДА БАЙГА́Н (О к и н а г а) (1685-1744) - япон. философ-идеалист и экономист. С 1708 изучал буддийскую философию и идеалистич. неоконфуцианскую метафизику, стремясь использовать ее для "упорядочения сердца, семьи и пути горожан". В условиях зарождения япон. буржуазии И. Б. выдвинул теорию, получившую назв. "сингаку" - "учения, основанного на проникновении в свое сердце". Согласно этой теории, объективно направленной против самурайского засилья, все люди равны перед всемогущим владыкой - деньгами. И. Б. пытался этически обосновать предпринимат. деятельность, выдвигал положение о том, что товар и деньги составляют начало и конец всякого философствования. Эти положения И. Б. стремился обосновать на этич. принципе "сэнтэн рёсин" - "врожденной совести", ссылаясь на буддистов и конфуцианцев, а также на установившиеся нормы "морали повседневной практики". Осн. соч. И. Б. "Городам и весям вопросы и ответы" ("Тохи мондо"), "Об упорядочении семьи" ("Сайкарон"). Лит.: Радуль-Затуловский Я. Б., Конфуцианство и его распространение в Японии, М.-Л., 1947, с. 358-62; Нацуяма Сигэки, Сингаку, дзюгаку, кокугаку (Различные философские учения), "Юибуцурон кэнкю", 1936, No 7, с. 38-41; Иэнага Сабуро, Нихон дотоку сисоси (История японской этической мысли), 6 изд., Токио, 1958, с. 149. Я. Радуль-Затуловский. Ленинград. |
ИСИХА́СТЫ (от греч. ἡσυχία - покой) - реакц. филос. и обществ.-политич. группировка в Византии 14 в. Учение И. получило теоретич. обоснование в трудах Григория Синаита, затем вождя И. - Григория Паламы, а также у Николая Кавасилы и др. И. выступали под флагом воинствующего мракобесия, проповедовали уход из жизни, аскетизм, признавая единственно возможной формой познания религ.-мистич. созерцание, молитву. И. проповедовали также необходимость забвения личности, полного смирения человека и превращения его в послушное орудие бога. С этих позиций они вели ожесточенную борьбу против передовых течений византийской философии, в частности против варлаамитов. Идеологи господств. класса феодалов, И. резко выступали против революц.-демократич. движения зилотов, требуя гражданского мира на основе господства визант. феодализма. Победа И. в идеологич. борьбе 14 в. затормозила развитие визант. культуры. Лит.: Успенский Ф. И., Очерки по истории византийской образованности, СПБ, 1891; История философии, т. 1, М., 1957, с. 238; Трахтенберг О. В., Очерки по истории западно-европейской средневековой философии, М., 1957, с. 89; Werner E., Volkstümliche Häretiker oder sozial-politische Reformers, "Wiss. Z. Karl-Marx-Universität Lpz.", 1958/59, Jg. 8, Gesellschafts- und Sprachwiss. Reihe, H. 1, S. 45-83; сокр. рус. пер. в кн.: Византийский временник, т. 17, М.-Л., 1960, с. 155-203. Подробную библиографию см. вкн.: Beck H. G., Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich, Münch., 1959. Б. Горянов. Ленинград. |
ИСКЛЮЧА́ЮЩЕЕ СУЖДЕ́НИЕ - изъемлющее суждение (в нематематической формальной логике), - суждение, в к-ром выраженное в нем утверждение или отрицание чего-либо относится ко всему объему логич. подлежащего, исключая нек-рую выделенную и указанную в суждении часть последнего; относительно выделенной части подразумевается справедливость обратного (противоречащего) тому, что высказывается об осн. части логич. подлежащего. И. с. имеет форму: "Все А, за исключением (кроме) В, суть (не суть) С" (напр., "Все рабочие этой бригады, кроме Иванова и Петрова, учатся"), понимаемую в смысле: "В (к-рые суть А) не суть (суть) С, а остальные А суть (не суть) С". Лит.: Бакрадзе К., Логика, Тб., 1951, с. 208-09; Дроздов А. В., Вопросы классификации суждений, Л., 1956, гл. 3, § 1. Б. Бирюков. Москва. |
ИСКЛЮЧЕ́ННОГО ТРЕ́ТЬЕГО ЗАКО́Н - один из важнейших законов формальной логики, состоящий в том, что для всякого высказывания А истинно по крайней мере одно из двух: само А или его отрицание. Был известен уже Аристотелю. См. Принцип исключенного третьего. |
ИСКУССТВЕННАЯ КЛАССИФИКА́ЦИЯ - классификация, в к-рой расположение понятий в классификац. схеме происходит на основе сходства или различия предметов понятий в несущественных, хотя и собственных, признаках. И. к. часто играет роль начального этапа по отношению к естественной классификации и на время заменяет ее, пока не удается открыть существ. связей объектов. Примером И. к. является ботанич. систематика Линнея, основанная на таких признаках, как число и способ соединения тычинок в цветке растений. Термин "И. к." часто употребляется наряду с термином "вспомогательная классификация", обозначающим такое построение классификац. схемы, при к-ром понятия располагаются по их чисто внешним, но зато легко обозримым признакам. Это облегчает поиск понятий в схеме и обнаружение соответств. предметов. Наиболее распространены вспомогат. классификации на основе алфавитного расположения имен понятий: алфавитные каталоги в библиотеках, расположение фамилий в различных списках и т.д. См. Классификация(в формальной логике) и лит. при этой статье. Б. Якушин. Москва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ИСМАИЛИТЫ - приверженцы наиболее распространенной мусульм. шиитской секты, возникшей во 2-й пол. 8 в. в арабском халифате. Достоверные сведения о них имеются только с конца 9 в. Название секты происходит от имени Исмаила. Под влиянием наиболее активной группировки шиитов, требовавших решит. выступления против суннитского халифа, Исмаил был признан седьмым и последним имамом. Учение И. представляет собою религ.-филос. систему, в к-рой заметно влияние неоплатонизма и буддизма. Согласно этой системе, бог-аллах, не имеющий атрибутов и недоступный пониманию, породил мировой разум. Этот разум создал мировую душу, свойством к-рой является жизнь, движение. Благодаря этому свойству она произвела материю - видимый мир, доступный восприятию. Но материя инертна и способна принимать различные формы только как отражение идей, содержащихся в мировом разуме. Земными воплощениями этого разума являются пророки, возвещающие божеств. истину, откровение, а преемниками пророков были имамы. И. признают 7 пророков (Адам, Авраам, Ной, Моисей, Иисус Христос, Мухаммед, Исмаил), а их преемниками 7 имамов. Каждый пророк олицетворял историч. эпоху и соответствующую ей стадию божеств. откровения. Учение И. было официальной идеологией фатимидских халифов, захвативших власть в Тунисе в 909, а затем правивших в Египте в 972-1171. В конце 11 в. в исмаилизме произошел раскол: образовался неоисмаилизм, ставший идеологией секты ассасинов, к-рые обожествили своего имама. В последнее время наиболее влият. и распространенное направление исмаилизма возглавлялось "живым богом" Ага-ханом. Лит.: Смирнов Η. Α., Мусульманское сектантство, М., 1930; Беляев Ε. Α., Мусульманское сектантство (Исторические очерки), М., 1957; Бертельс А. Е., Насир-и Хосров и исмаилизм, М., 1959. Е. Беляев. Москва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ИСТИННОСТЬ (в математической л о г и к е) - см. Логическая истинность. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ИСТМЕН (Eastman), Макс (р. 1883) - реакц. амер. философ и писатель. В 1913-17 - редактор социалистич. журн. "Masses". В сер. 20-х гг. выступил с клеветнич. заявлениями о междунар. коммунистич. движении и был изгнан из компартии США. И. открыто отказался от марксизма и выдвинул требование выработать новое филос. обоснование "социализма". Выпустил ряд антимарксистских книг, где рассматривал марксизм-ленинизм лишь как "экспериментальное" и "гипотетическое" учение, один из вариантов эффективной "стратегии" политич. борьбы. В гносеологии и эстетике занимал позиции, близкие к прагматизму. И. выступает против социализма, считая его неосуществимым в силу природной "испорченности" человека, и выдвигает требования возрождения "свободного предпринимательства", бурж. демократии, открыто защищает капитализм, к-рый якобы несет для рабочих "золотые яйца". С этих позиций И. критикует также различные концепции "демократич." и. "гуманистич." "социализма". Эволюция взглядов И. - типичный пример идейной деградации, к к-рой ведет отказ от теории науч. социализма. Соч.: Since Lenin died, L., 1925; Marx and Lenin. The science of revolution, N. Y., 1927; The last stand of dialectic materialism, N. Y., 1934; Art and the life of action, L., 1935; Marxism, is it science?, L., 1941; Heroes I have known, N. Y., [1942]; Enjoyment of living, N. Y.-L., [1948]; Reflections on the failure of socialism, N. Y., 1955. Лит.: Фостер У., Закат мирового капитализма, пер. с англ., М., 1951, с. 139. А. Титаренко. Москва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
"ИСТОРИЯ НАРОДА В РОССИИ ОБИТАЮЩЕГО" - рукописный сборник конца 18 в., состоящий из оригин. рус. и переводных произв., в т.ч. из антирелигиозных. Хранится в рукописном отделе Биб-ки им. В. И. Ленина (фонд 178, е. х. 4178). Открывается работой "Историческое описание о обитателях государства" (1785-92, лл. 1-56), освещающей положение различных слоев рус. общества. В "Известии о начале, учреждении и состоянии регулярного войска в России..." (1794, лл. 57-93) анонимный автор, отмечая двоякую роль армии [защита от внешних врагов и укрощение "врагов внутренних, возстающих на разрушение спокойствия и безопасности граждан" (л. 57) ], критикует систему рекрутчины, предлагает отменить телесные наказания, освободить солдат-ветеранов от крепостной зависимости. В сборник включены антицерк. памфлеты Вольтера "Письмо к учителям церкви или богословам" (с приложением 17 вопросов с критикой христ. религии и морали), "Послание к Урании", "Беседа честного человека с монахом", приписываемое Вольтеру соч. "Вопросы Цапаты" (лл. 111-132), к-рое содержит резкую критику нелепостей христ. религии, осуждает религ. нетерпимость (перевод сделан в ноябре 1789). Помещен также ряд пародий на церк. проповеди. Находящееся в сб. "Представление Его Папскому Святейшеству Пию VI" содержит идеи, характерные для Просвещения 18 в.: требование просвещенной монархии, веротерпимости, критику суеверий и "пустосвятства", отрицание различных церк. обрядов, служащих "золотой жилой" для церковников. В примечаниях рус. переводчика говорится о связи развития науч. знаний в зап.-европ. странах с результатами реформация (л. 153 об.). Заключается сборник анонимным политич. памфлетом "Подарок на Новой 1782 год от Китайского Императора", автор к-рого призывает Екатерину II: "Истреби торжественно рабство, царствующее еще в Твоих провинциях, и да не будет слышно имен Бояр и Крестьян" (л. 174 об.); он советует царице насаждать просвещение среди простого народа, избегать войн и насилий. К "Подарку" примыкает анонимный "Проэкт о изгнании турков из Европы" (1793-94), являющийся как бы оценкой франц. революции 1789 рус. просветителем. Признавая положит. роль Вольтера как борца с предрассудками и суевериями, автор в то же время отрицательно относится к политич. последствиям просветительства; "кровавые события" франц. революции претят ему. К тому же ему уже ясна и лицемерность бурж. равенства: "Праздный, пожирая плоды трудящегося, называет поступок свой равенству приличным" (л. 178 об.). Ожидая от наступающего 19-го столетия больших политич. и социальных перемен, автор пишет о приближении революций в др. странах. "История народа..." не являлась еще предметом всестороннего анализа в сов. лит-ре. Но бесспорно, что, как и мн. др. памятники рукописной лит-ры ("Библиотека здравого рассудка", сборник, содержащий "Зерцало безбожия или невежества", "Сборник всячины"), она играла большую роль в распространении передовых филос. и общественно-политич. идей в России конца 18 - начала 19 вв. Лит.: Голодко А. И., Из истории рус. общественной мысли XVIII века, "Тр. МИТХТ им. М. В. Ломоносова", вып. 3, 1962. А. Голодко. Москва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ИСТРА́ТИ (Istrati), Константин (5 сент. 1850 - 9 янв. 1918) - рум. ученый-химик, пытавшийся с позиций материализма объяснить совр. ему науч. открытия. Д-р медицины (1877), проф. Бухарестского ун-та (с 1887). Основатель "Рум. об-ва наук" и "Рум. ассоциации по развитию и распространению наук" (1902). В 1896 в сообщении "Единство материи" ("Unitatea materiel", "Buletinul Societäţii de Ştiinţe Fizice", Buc., 1896, No 5-6) И. выступил против физического идеализма, выразив уверенность, что познание человека разрешит все трудные вопросы совр. физики. В работе "Страница современной истории Румынии..." ("О pagină din istoria contemporană a Romìniei din punctul de vedere medical, economic şi naţional", 1880), написанной под влиянием социалистич. движения, И. показал тяжелое положение трудящихся масс на своей родине. Позже И. приспособился к бурж.-помещичьему режиму, выступал с проповедью национализма, к-рого он не был чужд, однако, и в начале своей деятельности. Соч. см. вкн.: Передовые румынские мыслители XVIII - XIX вв., М., 1961, с. 651-70. Ин-т философии Академии PHP. |
Адиб (1856-85) - араб. публицист. Род. в Дамаске (Сирия). Много лет прожил в Египте. Идеалист по филос. убеждениям. Основал газеты "Миср" ("Египет", 1877) и "Ат-Тиджара" ("Торговля", 1878). В своих произведениях (собраны в сб. "Ад-Дурар" ["Перлы", 1886 ]) выступал против невежества, застоя и косности, боролся против унижения человеч. личности, против религ. сепаратизма, выступал как решительный антиколониалист, за духовное единство всех мусульман в борьбе против колонизаторов. И. понимал свободу как следствие естеств. равенства людей, призывал арабов к объединению, к активной борьбе за свободу, требовал конституции и равенства людей перед законом. И. - один из тех немногих араб. деятелей, кто в 19 в. признавал нар. восстание высшей формой социально-политич. борьбы и утверждал, что народ готов участвовать в управлении страной. Склонялся к конституц. монархии и панисламизму. Лит.: Brockelmann С., Geschichte der arabischen Litteratur, Suppl. - Bd 2, Leiden, 1938, S. 759. З. Левин. Москва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ИСЧИСЛЕНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЙ - раздел символич. логики, в к-ром изучаются логич. связи между высказываниями, рассматриваемыми в отвлечении от их субъектно-предикатного строения; необходимая часть исчисления предикатов. См. Логика высказываний. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ИСЧИСЛЕНИЕ КЛАССОВ - раздел совр. логики, по содержанию соответствующий силлогистике Аристотеля и исторически предшествующий исчислению высказываний, с к-рого теперь обычно начинают рассмотрение математической логики. Первые развитые И. к. были построены (сначала скорее в виде алгебры, а не исчисления в совр. смысле) Булем, Джевонсом, Э. Шрёдером, Пирсом, Порецким. См. Логика классов. С. Яновская. Москва. |
ИСЧИСЛЕНИЕ ПРЕДИКАТОВ - раздел символич. логики, в к-ром изучаются логич. операторы всеобщности и существования в связи с рассмотрением субъектно-предикатной структуры суждений; составляет гл. содержание совр. формальной логики. См. Предикатов исчисление. |
ИТАЙ (от искаженного произношения англ. ether - эфир) - понятие единой материальной субстанции мира, вошедшее в историю кит. философии нового времени. Это понятие заменило традиц. конфуцианские категории ци, тайцзи и др. Впервые материалистич. трактовку понятие И. получило в соч. кит. философа Тань Сы-туна. Концепцию И. как бесформенной, всезаполняющей первоматерии использовал также Сун Ят-сен для объяснения происхождения и развития мира. В наст. время термин "И." употребляется в Китае лишь естествоиспытателями для обозначения физич. понятия "эфир". Лит.: Сенин H. Г., Сунь Ят-сен - великий китайский революционер-демократ, М., 1956; его же, Прогрессивные мыслители Китая конца XIX в., М., 1958; Сун Ят-сен, Сунь Чжун-шань сюань цзи (Учение Сунь Вэня, Избр. произв., ч. 1), Пекин, 1956; Тань Сы-тун, Жэнь сюэ (Учение о гуманности), Пекин, 1958. Н. Сенин. Москва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ИТО ДЗИНСАЙ (Г э н с у к э) (1627-1705) - япон. философ-материалист и литературовед. Изучал кит. философию, особенно сочинения Чжу Си. И. Д. является крупнейшим комментатором Конфуция. С 1662 порвал с чжусианским неоконфуцианством и создал в г. Киото Школу древних принципов ("Когидо"), выступившую с критикой неоконфуцианского идеализма, субъективного идеализма Ван Ян-мина, буддийской и даоской мистики. В своих работах И. Д. дал материалистич. трактовку конфуцианской терминологии, отстаивая теорию о вечной и никем не созданной "итигэнки" - "единой материи" или первичной "единой материальной субстанции". Согласно И. Д., дух ("ри") является "ветвью" ("эда"), т.е. производным, вторичным. Он утверждал, что мир, не имеющий начала и конца, находится в непрерывном движении. И. Д. противопоставил неоконфуцианской этике также и свои этич. воззрения, согласно к-рым нравств. природа людей не является сверхъестеств. или врожденной ("первоприродой"), а представляет собой естеств. результат взаимоотношений людей. В условиях токугавского абсолютистского режима И. Д. выступил с пропагандой принципов гуманизма. Лит.: Хара Нэнсай, Сэнтэцу содан (Разные заметки о прежних философах), в кн.: Нихон тэцугаку сисо дзэнсю (Полное собрание соч. по японской философской мысли), т, 4, под ред. Хасэгава Нёдзэкан, Сайгуса Хирото, Симидзу Ёитаро, Токио, 1957, с. 61-64; Радуль-Затуловский Я. Б., Материалистическая философия Ито Дзинсай, "Советское востоковедение", 1941, No 11, с. 53-80. Я. Радуль-Затуловский. Ленинград. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ИХВА́H АС-САФА́ ("Братья чистоты", или "Чистые братья") - группа философов 10 в. В эту группу входили мыслители Ирака (гл. обр. из г. Басра), Ирана, Азербайджана, стран Ср. Азии, Сирии. "Братья чистоты", тяготея к мутазилитам, исмаилитам и карматам, представляли идеологию антифеод. демократич. движения. Ставили своей задачей распространение филос. и науч. знаний среди народа. С этой целью они составили ок. 50 филос. трактатов (посланий), к-рые в совокупности представляли собой своеобразную популярную филос. энциклопедию, известную в лит-ре под назв. "Расаиль ихван ассафа" ("Послания „чистых братьев"", т. 1-4, Каир, 1928), или "Тухфат ихван ас-сафа" ("Подарок „чистых братьев"", Бомбей, 1882; в рус. пер. фрагменты в кн.: Избр. произв. мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв., М., 1961; нем. пер. в кн.: Dieterici F., Die Philosophie der Araber..., В.-Lpz., 1858-72). Послания делятся на четыре отдела: математич. науки, естеств. науки, психологич. науки, богословские и религ.-законодательные науки. Эти послания тайно распространялись во всех странах тогдашнего мусульм. мира. Авторы посланий держали свои имена строго в тайне, из них стали известными лишь только Зейд ибн Рифаа, Абу Сулейман Мухаммед ибн Машар аль-Бисти, Абу-ль-Хасан Али ибн Харун аз-Занджани, Абу Ахмед аль-Махараджани и аль-Авфи, принадлежавшие к различным народам. Филос. взгляды И. ас-с. были эклектическими. В вопросах логики они находились под влиянием Аристотеля. Их метафизика основывалась на воззрениях неопифагорейцев и учении неоплатоников об эманации, по к-рому все исходит из бога и в него возвращается. Человека они считали частью мирового тела, а душу человека - эманацией мировой души. В вопросах мироздания они следовали Птолемею, в антропологии и медицине - Галену. "Братья чистоты" полагали, что совершенство может быть достигнуто соединением философии с шариатом, очищенным от невежеств. искажений. Не будучи ортодокс. теологами, они допускали возможность критики Корана и проповедовали религ. терпимость. Мусульм. духовенство считало их еретиками. С конца 16 в. "Братья чистоты" перестали существовать как самостоят. направление. Лит.: Григорян С. Н., Из истории философии Средней Азии и Ирана VII - XII вв., М., 1960, с. 51-54; Закуев А. К., Философия "Братьев чистоты", Баку, 1961; аль-Кифти, Джамаль ад-Дин аль-Хасан, Ахбар аль-хукама (История мудрецов), Каир, 1У09; аль-Фахури X. и аль-Дмарр Χ., Тарих аль-фальсафа аль-арабийя (История арабской философии), т. 1, Каир, 1953; Steiner Η., Die Mu'taziliten oder die Freidenker im Islam, Lpz., 1865. А. Закуев. Баку. |
ИШРАК (или Э ш р а к) (араб., букв. - сияние, блеск) - мусульм. философия откровения, возникшая в 12 в. Идейные истоки И. восходят к доисламской религ. мысли народов Востока. Основоположником И. является Сухраварди. Осн. место в И. занимают зороастрийская идея двух противоположных начал - света и тьмы, и платоновское учение о двух мирах - мире идей и мире теней. Ишракисты (араб. - ишракиюн) разделяли науку на теософию и философию. Теософию они называли "эльм аль-илахи" ("божественной наукой") или же "хикмат аль-кашфия" ("философией откровения"), изучающей высший мир, мир света. С ее помощью можно познать абс. истину - "нур аль-анвар" ("свет всех светов") путем внутр. освещения души через интуицию. Тут нет места ни чувственному, ни рацион. познанию. Этот процесс интуитивного познания, по И., проходит через определенные ступени: "сейр" ("прохождение"), "сулук" ("обхождение"), "кашф" ("откровение"), "шухуд" ("узрение") и завершается единением и слиянием познающего с познаваемым, в чем и выражается пантеизм учения И. Т.о., разум здесь бессилен, и в этом смысле теория познания И. носит агностич. характер. Философия - это, по И., "хикмат аль-бахсия" ("наука диалектики"), изучает низший мир, мир тьмы. Она утверждает роль рационального и чувств. моментов в процессе постижения окружающего мира, изучает материю, ее атрибуты, движение, пространство, время и т.д. По учению И., у человека наряду с пятью внешними чувствами имеется и пять внутр. чувств. Эти же внутр. чувства, в особенности "хисс аль-муштарак" ("общее чувство"), служат посредствующим звеном между мирами света и тьмы. В идеалистической философии И. имеются элементы диалектики. Лит.: Vаux С. de, La philosophie illuminative (Hikmet el-ichraq), d'après Suhrawerdi Meqtoul, "J. Asiatique", 1902, sér. 9, t. 19; Horten M., Die Philosophie der Erleuchtung nach Suchraward, Halle, 1912 (Abhandlungen zur Philosophie und ihrer Geschichte, Bd 38); Sсhirázi, Das philosophische System, Übersetzt und erläutert von M. Horten, Stras., 1913; Махмуд ибн Масуд аль-Шерази, Шарх хикмат аль-ишрак (Комментарии о Хикмат оль-ишрак), [Тегеран, 1896-98 ]; Сохраварди Шехабеддин, Мосаинафате шейхе-е-эшраг... (Сочинения Шехабеддина Сохраварди), т. 1 - Кетабе Хикмат оль-ишрак (Философия ишрака), Тегеран, 1952. А. Амин-Заде. Баку. |