Приглашаем посетить сайт

Футбол (football-2000.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "И" (часть 4, "ИОС"-"ИШР")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 4, "ИОС"-"ИШР")

ИОСИФЛЯНЕ

ИОСИФЛЯНЕ (или осифляне) - представители церк.-политич. течения в Русском гос-ве конца 15 - сер. 16 вв., выступавшие против реформац. движения в России. Свое название И. получили по имени главы движения Иосифа Волоцкого. Вначале И. выражали интересы удельно-княжеской оппозиции и выступали против великокняжеской власти. На соборе 1503 И. добились отклонения проекта ликвидации монастырского землевладения, с к-рым выступили т.н. нестяжатели, поддержанные Иваном III. На соборе 1504 И. добились осуждения новгородско-московских "еретиков" и жестокой расправы над ними. С этого времени И. поддерживали теорию о божеств. происхождении царской власти, выдвинутую Иосифом Волоцким, после смерти Иосифа Волоцкого И. возглавил Даниил, бывший с 1522 по 1539 митрополитом "всея Руси". Во главе с Даниилом И. продолжали ожесточ. борьбу с "еретиками" и нестяжателями, добились суда над Вассианом Косым и Максимом Греком. Противоеретич. полемика Даниила, направленная против выделявшегося в реформац. движении 1-й пол. 16 в. народного течения, носила обнаженно классовый, политич. характер. Выступая против еретич. движений, Даниил отождествлял критику православных догм со стороны "еретиков" с нападками на политич. строй. Представляя собой контрреформацию на рус. почве, И. приняли активное участив и в церк. соборах сер. 16 в., осудивших Матвея Башкина и Феодосия Косого. В борьбе с "еретиками" И. стремились перенять опыт исп. инквизиции. Взгляды И. восторжествовали в борьбе со взглядами нестяжателей и были до сер. 16 в. теорией господствующей церкви.

Лит.: История философии, т. 1, М., 1957, с. 271; Рыбаков Б. А., Воинствующие церковники XVI в., "Антирелигиозник", 1934, No 3; Будовниц И. У., Русская публицистика XVI века, М.-Л., 1947; Зимин Α. Α., О политической доктрине Иосифа Волоцкого, "Тр. Отд. др.-рус. лит-ры. [Ин-т рус. лит-ры]", 1953, т. 9; Лурье Я. С., Краткая редакция "Устава" Иосифа Волоцкого - памятник идеологии раннего иосифлянства, там же, 1956, т. 12; Казакова Н. А. и Лурье Я. С., Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI века, M.-Л., 1955; Зимин А. А., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958, ч. 1, гл. 2; Клибанов А. И., Реформационные движения в России в XIV - первой половине XVI вв., М., 1960, с. 210-11, 259-60; Лурье Я. С., Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV - нач. XVI вв., М.-Л., 1960.

В. Корецкий. Москва.

ИППОЛИТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИПСЕН

ИПСЕН (Ipsen), Гюнтер (р. 20 марта 1899) - нем. реакц. философ и социолог. Проф. Кёнигсбергского (1933-39) и Венского (1939-45) ун-тов, с 1951 - проф. Мюнстерского ун-та в Дортмунде. И. занимался проблемами психологии и философии языка с позиций гештальтпсихологии и философии жизни Дильтея и придерживался идеалистич. концепций о происхождении и сущности языка ("Современная философия языка" - "Sprachphilosophie der Gegenwart", 1930). И. видит в языке, с одной стороны, продукт "логоса", "духа", и считает, что сознание, жизнь духа является примером той духовной активности, к-рая лежит в основе возникновения не только языка, но и всех вещей; с другой стороны, И. считает язык "эманацией народного духа", под к-рым понимает духовную культуру и традиции народа.

В нач. 30-х гг. под влиянием X. Фрейера И. создал профашистскую социологич. теорию, в к-рой слились расизм, мистич. традиции нем. романтизма (особенно выраженные в концепциях В. Риля) и геополитика. Основу этой теории составляет реакц. учение о народе и расе. Особенностью социологич. концепции И. является преувеличение роли сельской общины и вообще сельского общества и критика процесса урбанизации и индустриализации. В основу объяснения историч. событий И. кладет односторонний анализ изменений, происходящих в сельском х-ве, в социальном положении крестьян, в отношениях между городом и деревней.

Соч.: Zur Theorie des Erkennens, "Neue psychologische Studien", 1926, Bd 1; Schallanalytische Versuche. Einführung in die Schallanalyse, Hdlb., 1928 (совм. с F. Karg); Das Landvolk. Soziologischer Versuch, Hamb., 1933; Programm einer Soziologie des deutschen Volkstums, В., 1933; Bevölkerung. I. Bеvölkerungslehre, в кн.: Handwörterbuch des Grenz-und Auslanddeutschtums, Bd 1, Breslau, 1933, S. 425-63; Standort und... Wohnort. Ökologische Studien, Köln - Opladen, 1957 (соавтор); Die polnische Volkskraft und der Bevölkerungswechsel in Ostdeutschland, в кн.: Osteuropa-Handbuch, Köln, 1959, S. 268-313; Industrielle Grossstadt. Studien zur Soziologie und Ökologie industrieller Lebensformen, 1, Tübingen, 1959- (Hrsg.).

И. Добронравов. Москва.

ИРАНСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИРИБАДЖАКОВ

Николай Николов (р. 11 окт. 1920) - болг. философ-марксист, член БКП (с 1940). Окончил Софийский ун-т (1949). Ответств. редактор теоретич. органа ЦК БКП "Новое време" (с 1959). Работает в области диалектич. и историч. материализма, филос. проблем биологии, критики совр. бурж. идеологии и ревизионизма. Осн. работа И. "Современные критики марксизма" ("„Модерни" критици на марксизма", 1960) посвящена критике совр. антимарксизма.

Соч.: Връзките на комунистическата партия с масите - източник на нейната сила и победи, С., 1954; Ролята на народните маси в историята, С., 1956; Гибелни илюзии. С., 1956; Страници от въоръжената борба против фашизма в Търновски окръг, С., 1957; в рус. пер.: Противоположность марксистского и буржуазного пониманий современной эпохи, "Коммунист", 1962, No 10.

Лит.: Орлова К., Павлов Α., Против современного антимарксизма, "Коммунист", 1961, No 9.

С. Ангелов. НРБ.

ИРОНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ

ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ - принципиально недоступное рациональному познанию, несовместимое с разумом и несоизмеримое с его возможностями. Как филос. категория специфична для идеализма и агностицизма. Объективной реальности, соответствующей этой категории, диалектич. материализм не признает. И. нельзя называть явления, к-рые остаются непознанными на данной ступени развития науки и практики или непознаваемы в данных, исторически достигнутых условиях жизнедеятельности людей. См. Иррационализм.

ИРРЕАЛЬНОЕ

ИРРЕАЛЬНОЕ (позднелат. irrealis - невещественный, от in - частица отрицания и res - вещь) - не существующее в действительности, не соответствующее действительности, идеальное в противоположность реальному. В идеалистич. философии И. - значит "потустороннее", мистическое.

ИСИДА БАЙГАН

ИСИДА БАЙГА́Н (О к и н а г а) (1685-1744) - япон. философ-идеалист и экономист. С 1708 изучал буддийскую философию и идеалистич. неоконфуцианскую метафизику, стремясь использовать ее для "упорядочения сердца, семьи и пути горожан". В условиях зарождения япон. буржуазии И. Б. выдвинул теорию, получившую назв. "сингаку" - "учения, основанного на проникновении в свое сердце". Согласно этой теории, объективно направленной против самурайского засилья, все люди равны перед всемогущим владыкой - деньгами. И. Б. пытался этически обосновать предпринимат. деятельность, выдвигал положение о том, что товар и деньги составляют начало и конец всякого философствования. Эти положения И. Б. стремился обосновать на этич. принципе "сэнтэн рёсин" - "врожденной совести", ссылаясь на буддистов и конфуцианцев, а также на установившиеся нормы "морали повседневной практики". Осн. соч. И. Б. "Городам и весям вопросы и ответы" ("Тохи мондо"), "Об упорядочении семьи" ("Сайкарон").

Лит.: Радуль-Затуловский Я. Б., Конфуцианство и его распространение в Японии, М.-Л., 1947, с. 358-62; Нацуяма Сигэки, Сингаку, дзюгаку, кокугаку (Различные философские учения), "Юибуцурон кэнкю", 1936, No 7, с. 38-41; Иэнага Сабуро, Нихон дотоку сисоси (История японской этической мысли), 6 изд., Токио, 1958, с. 149.

Я. Радуль-Затуловский. Ленинград.

ИСИХАСТЫ

ИСИХА́СТЫ (от греч. ἡσυχία - покой) - реакц. филос. и обществ.-политич. группировка в Византии 14 в. Учение И. получило теоретич. обоснование в трудах Григория Синаита, затем вождя И. - Григория Паламы, а также у Николая Кавасилы и др. И. выступали под флагом воинствующего мракобесия, проповедовали уход из жизни, аскетизм, признавая единственно возможной формой познания религ.-мистич. созерцание, молитву. И. проповедовали также необходимость забвения личности, полного смирения человека и превращения его в послушное орудие бога. С этих позиций они вели ожесточенную борьбу против передовых течений византийской философии, в частности против варлаамитов. Идеологи господств. класса феодалов, И. резко выступали против революц.-демократич. движения зилотов, требуя гражданского мира на основе господства визант. феодализма. Победа И. в идеологич. борьбе 14 в. затормозила развитие визант. культуры. Лит.: Успенский Ф. И., Очерки по истории византийской образованности, СПБ, 1891; История философии, т. 1, М., 1957, с. 238; Трахтенберг О. В., Очерки по истории западно-европейской средневековой философии, М., 1957, с. 89; Werner E., Volkstümliche Häretiker oder sozial-politische Reformers, "Wiss. Z. Karl-Marx-Universität Lpz.", 1958/59, Jg. 8, Gesellschafts- und Sprachwiss. Reihe, H. 1, S. 45-83; сокр. рус. пер. в кн.: Византийский временник, т. 17, М.-Л., 1960, с. 155-203. Подробную библиографию см. вкн.: Beck H. G., Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich, Münch., 1959.

Б. Горянов. Ленинград.

ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ СУЖДЕНИЕ

ИСКЛЮЧА́ЮЩЕЕ СУЖДЕ́НИЕ - изъемлющее суждение (в нематематической формальной логике), - суждение, в к-ром выраженное в нем утверждение или отрицание чего-либо относится ко всему объему логич. подлежащего, исключая нек-рую выделенную и указанную в суждении часть последнего; относительно выделенной части подразумевается справедливость обратного (противоречащего) тому, что высказывается об осн. части логич. подлежащего. И. с. имеет форму: "Все А, за исключением (кроме) В, суть (не суть) С" (напр., "Все рабочие этой бригады, кроме Иванова и Петрова, учатся"), понимаемую в смысле: "В (к-рые суть А) не суть (суть) С, а остальные А суть (не суть) С".

Лит.: Бакрадзе К., Логика, Тб., 1951, с. 208-09; Дроздов А. В., Вопросы классификации суждений, Л., 1956, гл. 3, § 1.

Б. Бирюков. Москва.

ИСКЛЮЧЕННОГО ТРЕТЬЕГО ЗАКОН

ИСКЛЮЧЕ́ННОГО ТРЕ́ТЬЕГО ЗАКО́Н - один из важнейших законов формальной логики, состоящий в том, что для всякого высказывания А истинно по крайней мере одно из двух: само А или его отрицание. Был известен уже Аристотелю. См. Принцип исключенного третьего.

ИСКУССТВЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

ИСКУССТВЕННАЯ КЛАССИФИКА́ЦИЯ - классификация, в к-рой расположение понятий в классификац. схеме происходит на основе сходства или различия предметов понятий в несущественных, хотя и собственных, признаках. И. к. часто играет роль начального этапа по отношению к естественной классификации и на время заменяет ее, пока не удается открыть существ. связей объектов. Примером И. к. является ботанич. систематика Линнея, основанная на таких признаках, как число и способ соединения тычинок в цветке растений. Термин "И. к." часто употребляется наряду с термином "вспомогательная классификация", обозначающим такое построение классификац. схемы, при к-ром понятия располагаются по их чисто внешним, но зато легко обозримым признакам. Это облегчает поиск понятий в схеме и обнаружение соответств. предметов. Наиболее распространены вспомогат. классификации на основе алфавитного расположения имен понятий: алфавитные каталоги в библиотеках, расположение фамилий в различных списках и т.д. См. Классификация(в формальной логике) и лит. при этой статье.

Б. Якушин. Москва.

ИСКУССТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСЛАМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСМАИЛИТЫ

ИСМАИЛИТЫ - приверженцы наиболее распространенной мусульм. шиитской секты, возникшей во 2-й пол. 8 в. в арабском халифате. Достоверные сведения о них имеются только с конца 9 в. Название секты происходит от имени Исмаила. Под влиянием наиболее активной группировки шиитов, требовавших решит. выступления против суннитского халифа, Исмаил был признан седьмым и последним имамом. Учение И. представляет собою религ.-филос. систему, в к-рой заметно влияние неоплатонизма и буддизма. Согласно этой системе, бог-аллах, не имеющий атрибутов и недоступный пониманию, породил мировой разум. Этот разум создал мировую душу, свойством к-рой является жизнь, движение. Благодаря этому свойству она произвела материю - видимый мир, доступный восприятию. Но материя инертна и способна принимать различные формы только как отражение идей, содержащихся в мировом разуме. Земными воплощениями этого разума являются пророки, возвещающие божеств. истину, откровение, а преемниками пророков были имамы. И. признают 7 пророков (Адам, Авраам, Ной, Моисей, Иисус Христос, Мухаммед, Исмаил), а их преемниками 7 имамов. Каждый пророк олицетворял историч. эпоху и соответствующую ей стадию божеств. откровения. Учение И. было официальной идеологией фатимидских халифов, захвативших власть в Тунисе в 909, а затем правивших в Египте в 972-1171. В конце 11 в. в исмаилизме произошел раскол: образовался неоисмаилизм, ставший идеологией секты ассасинов, к-рые обожествили своего имама. В последнее время наиболее влият. и распространенное направление исмаилизма возглавлялось "живым богом" Ага-ханом.

Лит.: Смирнов Η. Α., Мусульманское сектантство, М., 1930; Беляев Ε. Α., Мусульманское сектантство (Исторические очерки), М., 1957; Бертельс А. Е., Насир-и Хосров и исмаилизм, М., 1959.

Е. Беляев. Москва.

ИСПАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСТИНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСТИННОСТЬ

ИСТИННОСТЬ (в математической л о г и к е) - см. Логическая истинность.

"ИСТИННЫЙ СОЦИАЛИЗМ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСТМЕН

ИСТМЕН (Eastman), Макс (р. 1883) - реакц. амер. философ и писатель. В 1913-17 - редактор социалистич. журн. "Masses". В сер. 20-х гг. выступил с клеветнич. заявлениями о междунар. коммунистич. движении и был изгнан из компартии США. И. открыто отказался от марксизма и выдвинул требование выработать новое филос. обоснование "социализма". Выпустил ряд антимарксистских книг, где рассматривал марксизм-ленинизм лишь как "экспериментальное" и "гипотетическое" учение, один из вариантов эффективной "стратегии" политич. борьбы. В гносеологии и эстетике занимал позиции, близкие к прагматизму. И. выступает против социализма, считая его неосуществимым в силу природной "испорченности" человека, и выдвигает требования возрождения "свободного предпринимательства", бурж. демократии, открыто защищает капитализм, к-рый якобы несет для рабочих "золотые яйца". С этих позиций И. критикует также различные концепции "демократич." и. "гуманистич." "социализма". Эволюция взглядов И. - типичный пример идейной деградации, к к-рой ведет отказ от теории науч. социализма.

Соч.: Since Lenin died, L., 1925; Marx and Lenin. The science of revolution, N. Y., 1927; The last stand of dialectic materialism, N. Y., 1934; Art and the life of action, L., 1935; Marxism, is it science?, L., 1941; Heroes I have known, N. Y., [1942]; Enjoyment of living, N. Y.-L., [1948]; Reflections on the failure of socialism, N. Y., 1955.

Лит.: Фостер У., Закат мирового капитализма, пер. с англ., М., 1951, с. 139.

А. Титаренко. Москва.

ИСТОРИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ИСТОРИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ УЧЕНИЯ КАРЛА МАРКСА"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСТОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ИСТОРИЯ НАРОДА В РОССИИ ОБИТАЮЩЕГО"

"ИСТОРИЯ НАРОДА В РОССИИ ОБИТАЮЩЕГО" - рукописный сборник конца 18 в., состоящий из оригин. рус. и переводных произв., в т.ч. из антирелигиозных. Хранится в рукописном отделе Биб-ки им. В. И. Ленина (фонд 178, е. х. 4178). Открывается работой "Историческое описание о обитателях государства" (1785-92, лл. 1-56), освещающей положение различных слоев рус. общества. В "Известии о начале, учреждении и состоянии регулярного войска в России..." (1794, лл. 57-93) анонимный автор, отмечая двоякую роль армии [защита от внешних врагов и укрощение "врагов внутренних, возстающих на разрушение спокойствия и безопасности граждан" (л. 57) ], критикует систему рекрутчины, предлагает отменить телесные наказания, освободить солдат-ветеранов от крепостной зависимости.

В сборник включены антицерк. памфлеты Вольтера "Письмо к учителям церкви или богословам" (с приложением 17 вопросов с критикой христ. религии и морали), "Послание к Урании", "Беседа честного человека с монахом", приписываемое Вольтеру соч. "Вопросы Цапаты" (лл. 111-132), к-рое содержит резкую критику нелепостей христ. религии, осуждает религ. нетерпимость (перевод сделан в ноябре 1789). Помещен также ряд пародий на церк. проповеди. Находящееся в сб. "Представление Его Папскому Святейшеству Пию VI" содержит идеи, характерные для Просвещения 18 в.: требование просвещенной монархии, веротерпимости, критику суеверий и "пустосвятства", отрицание различных церк. обрядов, служащих "золотой жилой" для церковников. В примечаниях рус. переводчика говорится о связи развития науч. знаний в зап.-европ. странах с результатами реформация (л. 153 об.).

Заключается сборник анонимным политич. памфлетом "Подарок на Новой 1782 год от Китайского Императора", автор к-рого призывает Екатерину II: "Истреби торжественно рабство, царствующее еще в Твоих провинциях, и да не будет слышно имен Бояр и Крестьян" (л. 174 об.); он советует царице насаждать просвещение среди простого народа, избегать войн и насилий. К "Подарку" примыкает анонимный "Проэкт о изгнании турков из Европы" (1793-94), являющийся как бы оценкой франц. революции 1789 рус. просветителем. Признавая положит. роль Вольтера как борца с предрассудками и суевериями, автор в то же время отрицательно относится к политич. последствиям просветительства; "кровавые события" франц. революции претят ему. К тому же ему уже ясна и лицемерность бурж. равенства: "Праздный, пожирая плоды трудящегося, называет поступок свой равенству приличным" (л. 178 об.). Ожидая от наступающего 19-го столетия больших политич. и социальных перемен, автор пишет о приближении революций в др. странах.

"История народа..." не являлась еще предметом всестороннего анализа в сов. лит-ре. Но бесспорно, что, как и мн. др. памятники рукописной лит-ры ("Библиотека здравого рассудка", сборник, содержащий "Зерцало безбожия или невежества", "Сборник всячины"), она играла большую роль в распространении передовых филос. и общественно-политич. идей в России конца 18 - начала 19 вв.

Лит.: Голодко А. И., Из истории рус. общественной мысли XVIII века, "Тр. МИТХТ им. М. В. Ломоносова", вып. 3, 1962.

А. Голодко. Москва.

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСТРАТИ

ИСТРА́ТИ (Istrati), Константин (5 сент. 1850 - 9 янв. 1918) - рум. ученый-химик, пытавшийся с позиций материализма объяснить совр. ему науч. открытия. Д-р медицины (1877), проф. Бухарестского ун-та (с 1887). Основатель "Рум. об-ва наук" и "Рум. ассоциации по развитию и распространению наук" (1902). В 1896 в сообщении "Единство материи" ("Unitatea materiel", "Buletinul Societäţii de Ştiinţe Fizice", Buc., 1896, No 5-6) И. выступил против физического идеализма, выразив уверенность, что познание человека разрешит все трудные вопросы совр. физики. В работе "Страница современной истории Румынии..." ("О pagină din istoria contemporană a Romìniei din punctul de vedere medical, economic şi naţional", 1880), написанной под влиянием социалистич. движения, И. показал тяжелое положение трудящихся масс на своей родине. Позже И. приспособился к бурж.-помещичьему режиму, выступал с проповедью национализма, к-рого он не был чужд, однако, и в начале своей деятельности.

Соч. см. вкн.: Передовые румынские мыслители XVIII - XIX вв., М., 1961, с. 651-70.

Ин-т философии Академии PHP.

ИСХАК

Адиб (1856-85) - араб. публицист. Род. в Дамаске (Сирия). Много лет прожил в Египте. Идеалист по филос. убеждениям. Основал газеты "Миср" ("Египет", 1877) и "Ат-Тиджара" ("Торговля", 1878). В своих произведениях (собраны в сб. "Ад-Дурар" ["Перлы", 1886 ]) выступал против невежества, застоя и косности, боролся против унижения человеч. личности, против религ. сепаратизма, выступал как решительный антиколониалист, за духовное единство всех мусульман в борьбе против колонизаторов. И. понимал свободу как следствие естеств. равенства людей, призывал арабов к объединению, к активной борьбе за свободу, требовал конституции и равенства людей перед законом. И. - один из тех немногих араб. деятелей, кто в 19 в. признавал нар. восстание высшей формой социально-политич. борьбы и утверждал, что народ готов участвовать в управлении страной. Склонялся к конституц. монархии и панисламизму.

Лит.: Brockelmann С., Geschichte der arabischen Litteratur, Suppl. - Bd 2, Leiden, 1938, S. 759.

З. Левин. Москва.

ИСЧИСЛЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСЧИСЛЕНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЙ

ИСЧИСЛЕНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЙ - раздел символич. логики, в к-ром изучаются логич. связи между высказываниями, рассматриваемыми в отвлечении от их субъектно-предикатного строения; необходимая часть исчисления предикатов. См. Логика высказываний.

ИСЧИСЛЕНИЕ ЗАДАЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСЧИСЛЕНИЕ КЛАССОВ

ИСЧИСЛЕНИЕ КЛАССОВ - раздел совр. логики, по содержанию соответствующий силлогистике Аристотеля и исторически предшествующий исчислению высказываний, с к-рого теперь обычно начинают рассмотрение математической логики. Первые развитые И. к. были построены (сначала скорее в виде алгебры, а не исчисления в совр. смысле) Булем, Джевонсом, Э. Шрёдером, Пирсом, Порецким. См. Логика классов.

С. Яновская. Москва.

ИСЧИСЛЕНИЕ ПРЕДИКАТОВ

ИСЧИСЛЕНИЕ ПРЕДИКАТОВ - раздел символич. логики, в к-ром изучаются логич. операторы всеобщности и существования в связи с рассмотрением субъектно-предикатной структуры суждений; составляет гл. содержание совр. формальной логики. См. Предикатов исчисление.

ИТАЙ

ИТАЙ (от искаженного произношения англ. ether - эфир) - понятие единой материальной субстанции мира, вошедшее в историю кит. философии нового времени. Это понятие заменило традиц. конфуцианские категории ци, тайцзи и др. Впервые материалистич. трактовку понятие И. получило в соч. кит. философа Тань Сы-туна. Концепцию И. как бесформенной, всезаполняющей первоматерии использовал также Сун Ят-сен для объяснения происхождения и развития мира. В наст. время термин "И." употребляется в Китае лишь естествоиспытателями для обозначения физич. понятия "эфир".

Лит.: Сенин H. Г., Сунь Ят-сен - великий китайский революционер-демократ, М., 1956; его же, Прогрессивные мыслители Китая конца XIX в., М., 1958; Сун Ят-сен, Сунь Чжун-шань сюань цзи (Учение Сунь Вэня, Избр. произв., ч. 1), Пекин, 1956; Тань Сы-тун, Жэнь сюэ (Учение о гуманности), Пекин, 1958.

Н. Сенин. Москва.

ИТАЛЬЯНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИТО ДЗИНСАЙ

ИТО ДЗИНСАЙ (Г э н с у к э) (1627-1705) - япон. философ-материалист и литературовед. Изучал кит. философию, особенно сочинения Чжу Си. И. Д. является крупнейшим комментатором Конфуция. С 1662 порвал с чжусианским неоконфуцианством и создал в г. Киото Школу древних принципов ("Когидо"), выступившую с критикой неоконфуцианского идеализма, субъективного идеализма Ван Ян-мина, буддийской и даоской мистики. В своих работах И. Д. дал материалистич. трактовку конфуцианской терминологии, отстаивая теорию о вечной и никем не созданной "итигэнки" - "единой материи" или первичной "единой материальной субстанции". Согласно И. Д., дух ("ри") является "ветвью" ("эда"), т.е. производным, вторичным. Он утверждал, что мир, не имеющий начала и конца, находится в непрерывном движении. И. Д. противопоставил неоконфуцианской этике также и свои этич. воззрения, согласно к-рым нравств. природа людей не является сверхъестеств. или врожденной ("первоприродой"), а представляет собой естеств. результат взаимоотношений людей. В условиях токугавского абсолютистского режима И. Д. выступил с пропагандой принципов гуманизма.

Лит.: Хара Нэнсай, Сэнтэцу содан (Разные заметки о прежних философах), в кн.: Нихон тэцугаку сисо дзэнсю (Полное собрание соч. по японской философской мысли), т, 4, под ред. Хасэгава Нёдзэкан, Сайгуса Хирото, Симидзу Ёитаро, Токио, 1957, с. 61-64; Радуль-Затуловский Я. Б., Материалистическая философия Ито Дзинсай, "Советское востоковедение", 1941, No 11, с. 53-80.

Я. Радуль-Затуловский. Ленинград.

ИУДАИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИХВАH АС-САФА

ИХВА́H АС-САФА́ ("Братья чистоты", или "Чистые братья") - группа философов 10 в. В эту группу входили мыслители Ирака (гл. обр. из г. Басра), Ирана, Азербайджана, стран Ср. Азии, Сирии. "Братья чистоты", тяготея к мутазилитам, исмаилитам и карматам, представляли идеологию антифеод. демократич. движения. Ставили своей задачей распространение филос. и науч. знаний среди народа. С этой целью они составили ок. 50 филос. трактатов (посланий), к-рые в совокупности представляли собой своеобразную популярную филос. энциклопедию, известную в лит-ре под назв. "Расаиль ихван ассафа" ("Послания „чистых братьев"", т. 1-4, Каир, 1928), или "Тухфат ихван ас-сафа" ("Подарок „чистых братьев"", Бомбей, 1882; в рус. пер. фрагменты в кн.: Избр. произв. мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв., М., 1961; нем. пер. в кн.: Dieterici F., Die Philosophie der Araber..., В.-Lpz., 1858-72). Послания делятся на четыре отдела: математич. науки, естеств. науки, психологич. науки, богословские и религ.-законодательные науки. Эти послания тайно распространялись во всех странах тогдашнего мусульм. мира.

Авторы посланий держали свои имена строго в тайне, из них стали известными лишь только Зейд ибн Рифаа, Абу Сулейман Мухаммед ибн Машар аль-Бисти, Абу-ль-Хасан Али ибн Харун аз-Занджани, Абу Ахмед аль-Махараджани и аль-Авфи, принадлежавшие к различным народам. Филос. взгляды И. ас-с. были эклектическими. В вопросах логики они находились под влиянием Аристотеля. Их метафизика основывалась на воззрениях неопифагорейцев и учении неоплатоников об эманации, по к-рому все исходит из бога и в него возвращается. Человека они считали частью мирового тела, а душу человека - эманацией мировой души. В вопросах мироздания они следовали Птолемею, в антропологии и медицине - Галену. "Братья чистоты" полагали, что совершенство может быть достигнуто соединением философии с шариатом, очищенным от невежеств. искажений. Не будучи ортодокс. теологами, они допускали возможность критики Корана и проповедовали религ. терпимость. Мусульм. духовенство считало их еретиками. С конца 16 в. "Братья чистоты" перестали существовать как самостоят. направление.

Лит.: Григорян С. Н., Из истории философии Средней Азии и Ирана VII - XII вв., М., 1960, с. 51-54; Закуев А. К., Философия "Братьев чистоты", Баку, 1961; аль-Кифти, Джамаль ад-Дин аль-Хасан, Ахбар аль-хукама (История мудрецов), Каир, 1У09; аль-Фахури X. и аль-Дмарр Χ., Тарих аль-фальсафа аль-арабийя (История арабской философии), т. 1, Каир, 1953; Steiner Η., Die Mu'taziliten oder die Freidenker im Islam, Lpz., 1865.

А. Закуев. Баку.

ИШРАК

ИШРАК (или Э ш р а к) (араб., букв. - сияние, блеск) - мусульм. философия откровения, возникшая в 12 в. Идейные истоки И. восходят к доисламской религ. мысли народов Востока. Основоположником И. является Сухраварди. Осн. место в И. занимают зороастрийская идея двух противоположных начал - света и тьмы, и платоновское учение о двух мирах - мире идей и мире теней. Ишракисты (араб. - ишракиюн) разделяли науку на теософию и философию. Теософию они называли "эльм аль-илахи" ("божественной наукой") или же "хикмат аль-кашфия" ("философией откровения"), изучающей высший мир, мир света. С ее помощью можно познать абс. истину - "нур аль-анвар" ("свет всех светов") путем внутр. освещения души через интуицию. Тут нет места ни чувственному, ни рацион. познанию. Этот процесс интуитивного познания, по И., проходит через определенные ступени: "сейр" ("прохождение"), "сулук" ("обхождение"), "кашф" ("откровение"), "шухуд" ("узрение") и завершается единением и слиянием познающего с познаваемым, в чем и выражается пантеизм учения И. Т.о., разум здесь бессилен, и в этом смысле теория познания И. носит агностич. характер.

Философия - это, по И., "хикмат аль-бахсия" ("наука диалектики"), изучает низший мир, мир тьмы. Она утверждает роль рационального и чувств. моментов в процессе постижения окружающего мира, изучает материю, ее атрибуты, движение, пространство, время и т.д. По учению И., у человека наряду с пятью внешними чувствами имеется и пять внутр. чувств. Эти же внутр. чувства, в особенности "хисс аль-муштарак" ("общее чувство"), служат посредствующим звеном между мирами света и тьмы. В идеалистической философии И. имеются элементы диалектики.

Лит.: Vаux С. de, La philosophie illuminative (Hikmet el-ichraq), d'après Suhrawerdi Meqtoul, "J. Asiatique", 1902, sér. 9, t. 19; Horten M., Die Philosophie der Erleuchtung nach Suchraward, Halle, 1912 (Abhandlungen zur Philosophie und ihrer Geschichte, Bd 38); Sсhirázi, Das philosophische System, Übersetzt und erläutert von M. Horten, Stras., 1913; Махмуд ибн Масуд аль-Шерази, Шарх хикмат аль-ишрак (Комментарии о Хикмат оль-ишрак), [Тегеран, 1896-98 ]; Сохраварди Шехабеддин, Мосаинафате шейхе-е-эшраг... (Сочинения Шехабеддина Сохраварди), т. 1 - Кетабе Хикмат оль-ишрак (Философия ишрака), Тегеран, 1952.

А. Амин-Заде. Баку.

Предыдущая страница Следующая страница