Приглашаем посетить сайт

Биографии (biografii.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ИИСУС ХРИСТОС

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ИИСУС ХРИСТОС

ИИСУС ХРИСТО́С - мифич. основатель христианства. По христ. учению, И. X. - "богочеловек", одно из лиц Троицы, бог-сын, воплотившийся в человеч. образе и принесенный в жертву богом-отцом во искупление первородного греха Адама и Евы, "спаситель" человечества. Земная жизнь Иисуса-человека относится церк. традицией к 1-й трети 1 в. н. э.; мифы об И. X., содержащиеся в священных книгах (см. Библия), рассказывают, что во исполнение пророчеств Ветхого завета о пришествии мессии-спасителя, евр. девушка Мария зачала непорочным путем от "Духа святого" младенца Иисуса; рождение его сопровождалось чудесами и "знамениями". Иисус в течение трех лет проповедовал свое учение, путешествуя в сопровождении учеников-апостолов по Палестине, творил чудеса, исцелял больных, ходил по водам, воскрешал мертвых и т.д. Его деятельность навлекла на него преследования со стороны иерусалимских "фарисеев и книжников", к-рые добились от рим. наместника Пилата казни И. X.; на третий день после смерти он якобы воскрес, явился нек-рым из своих почитателей, на сороковой день вознесся на небо, где воссел "одесную" (по правую руку) бога-отца; в дальнейшем, по учению христ. церкви, следует ожидать его нового, "второго" пришествия на землю для окончат. осуществления божеств. плана мироустройства и прежде всего для "страшного суда".

Мифичность евангельских повествований о земной жизни И. X. можно считать доказанной, хотя в зарубежной лит-ре в наст. время распространен взгляд на И. X. как на историч. личность. Однако даже в среде бурж. ученых было высказано положение о неисторичности личности И. X. "Неисторичность Иисуса, - писал А. Древс, - также твердо научно установлена, как неисторичность Ликурга, Ромула и Рема, семи римских царей, Горация Коклеса или Вильгельма Телля" (Древс Α., Отрицание историчности Иисуса в прошлом и настоящем, М., 1930, с. 140). Приводимые доказательства историчности И. X. несостоятельны. Эволюция образа И. X. шла не от человека к богу, как бывает в случае посмертного обожествления историч. персонажей, а от бога к человеку. В самом раннем произведении христ. лит-ры - Апокалипсисе - нет еще и речи о земной биографии И. X., там фигурируют только весьма неопределенные и общие упоминания о самом И. X. и "агнце". На следующем этапе формирования христианства, отразившемся в приписываемых Павлу ранних Посланиях, образ И. X. конкретизируется, но история его земной жизни там тоже отсутствует. И только в евангелиях, через сто с лишним лет после того времени, к к-рому приурочивается жизнь и смерть И. X., дается описание событий этой жизни. Миф о боге И. X. лишь постепенно обрастал деталями, составившими биографию человека Иисуса, причем эти детали могли иметь своим источником только фантазию неск. поколений христиан. Не менее важный аргумент доказательства мифичности И. X. заключается в том, что все без исключения историч. источники 1 в. н.э. не содержат никаких свидетельств, подтверждающих евангельские повествования о нем. Жившие и писавшие в 1 - нач. 2 вв. н.э. Плутарх, Сенека, Филон, Тацит, Плиний Младший и др. ни одним словом не упоминают в своих сочинениях об И. X. и событиях, описанных в евангелиях. В "Иудейских древностях" Иосифа Флавия содержится отрывок, в общих чертах воспроизводящий евангельскую легенду, но он является позднейшей интерполяцией; это доказывается тем, что христ. писатели вплоть до нач. 4 в. не знали такого текста и не ссылались на него. Свидетельства об историч. существовании И. X. имеются только в христ. лит-ре, притом в сравнительно поздних ее памятниках. Но эти свидетельства не заслуживают доверия, прежде всего потому, что их авторы преследовали не информационно-историч., а религ.-назидат. цели.

В основе образа И. X. лежит ветхозаветное представление о "помазаннике"-мессии ("Христос" - греч. перевод этого слова), происходящем из рода царя Давида и являющемся по поручению бога Яхве на землю для спасения людей. В отличие от ветхозаветного мессии, И. X. - не победитель-полководец, а мученик, страдалец, искупительная жертва; его миссия заключается не в освобождении народа Израиля от его завоевателей, а в спасении всего человечества от последствий первородного греха. В образе И. X. отразилось влияние мифологии и дохрист. религий, особенно тех, в к-рых играл большую роль культ умирающего и воскресающего божества (егип. мифы о Сераписе-Осирисе, фригийский - об Аттисе, сиро-финикийский - об Адонисе, греко-фракийский - о Дионисе, мифологич. цикл древних иранцев). Во многих из этих мифов нашло выражение фантастич. олицетворение сезонного "умирания" и "воскресения" растительности. Представители разных народов, примыкавшие к христианству, вносили в него свои прежние верования и представления, что не могло не вызывать эволюции и самого образа И. X.

Христ. богословы стараются перенести центр тяжести вопроса об И. X. в морально-этич. область, изображая последнего вневременным нравств. идеалом. Офиц. инстанции большинства христ. исповеданий считают, однако, недопустимой ликвидацию той мифологич. основы христ. догматики, к-рая связана со сверхъестеств. чертами образа И. X.

Религ.-догматич. сторона мифа об И. X. внутренне противоречива. Бессмысленной выглядит жертва богом самого себя во искупление греха созданных им же двух человек. Необходимость второго пришествия И. X. на землю определяется в сознании верующих явной безрезультатностью первого пришествия, что противоречит догмату о всеведущности и всемогущности бога. Миф об И. X. во всей своей непоследовательности и явной логич. несостоятельности сложился исторически в ходе оформления христ. вероучения (см. Христианство).

Лит.: Энгельс Ф., К истории раннего христианства, в кн.: Маркс К.и Энгельс Ф., Соч., т. 16, ч. 2, [М.], 1936; Немоевский Α., Философия жизни Иисуса, М., 1923; Крывелев И., Книга о библии, М., 1958, с. 125-31, 188-90, 208-11; Ранович А. Б., О раннем христианстве, М., 1959; Ленцман Я., Происхождение христианства, М., 1960; Штраус Д., Жизнь Иисуса, кн. 1-2, пер. с нем., Лейпциг - СПБ, 1907; Mутье-Руссэ Э., Существовал ли Иисус Христос?, пер. с франц., М., 1929; Кушу П. Л., Загадка Иисуса, пер. с франц., М., 1930; Древс Α., Миф о Христе, пер. с нем., т. 1-2, М.-Л., 1924; Робертсон Α., Происхождение христианства, пер. с англ., Μ., 1959; Bauer В., Christus und die Caesaren, 2 Aufl., В., 1879; Geiselmann J. В., Yesus der Christus, Stuttg., 1951.

И. Крывелев. Москва.

В начало энциклопедии