Приглашаем посетить сайт

История (med.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ПАНТЕИЗМ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПАНТЕИЗМ

ПАНТЕИЗМ (от греч. πᾶν - всё и ϑεός - бог) - филос. учение, объединяющее бога и мир, а иногда и отождествляющее их. В истории домарксистской философии в пантеистич. концепциях часто скрывались натуралистич. тенденции, полностью растворявшие бога в природе и нередко подводившие к материализму и потому представлявшие собой форму оппозиционного по отношению к господствовавшему религ.-идеалистич. мировоззрению учения. Иногда же в эту форму облекались различные религ.-мистич. стремления, растворявшие природу в боге. Известны примеры весьма причудливого переплетения элементов обоих этих типов Π. в мировоззрении одного и того же мыслителя. Пантеистич. идеи развились уже в индийской философии (в особенности в брахманизме, индуизме и в веданте), в китайской философии (даосизм), древнегреческой философии (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Однако поскольку в эту эпоху политеистич. религ. представлений еще не было понятия бога как единого мирового духа, указанные воззрения были одним из проявлений гилозоистич. одушевления всего мира, возникшего еще во времена первобытного общества и господствовавшего в течение всей античности. Значительно больше оснований имеется для оценки в качестве пантеистического воззрения Ксенофана, объявлявшего (в условиях господства антропоморфных представлений о богах) богом единую природу, постигаемую не чувствами, а умом. Этот П. означал дезантропоморфизацию понятия "бог" и привел Ксенофана к утверждению, объективно имевшему атеистич. значение: боги создаются людьми по своему образу и подобию. В дальнейшем пантеистич. характер имели натурфилос. и отчасти этич. концепции стоицизма. Их П. заключал в себе значительные материалистич. положения.

После возникновения христианства и ислама, с определяющим для них монотеистич. пониманием бога как личности, абсолютно возвышающейся над природой и человеком, и развитием ср.-век. религ.-филос. мысли возрастает и прогрессивная роль П. (обычно теоретически восходившая к филос. системе неоплатонизма). П. противопоставлял религиям учение о безличном мировом духе, скрывающемся в самой природе. Пантеисты европ. и ближневост. средневековья в особенности опирались на присущий неоплатонизму принцип эманационизма, а также на связанный с концепцией "отрицательной теологии" мистич. принцип непосредств. сверхразумного "постижения" бога. В противоположность монотеистич. креацио-нистским представлениям о творении личным богом природы и человека из "ничего" пантеисты средневековья развивали концепции вечного вневременного "порождения" их безличным богом. На этом пути они, с одной стороны, приходили к натуралистич. трактовке бога, растворявшей его в природе, с другой - опираясь на принцип непосредств. "постижения" бога, мистически растворяли природу в боге, утверждали тождество бога и человека. Религ. П. с элементами натурализма ярко представлен в системе Иоанна Скота Эриугены. В дальнейшем элементы натуралистич. П. встречаются у Абеляра и у нек-рых представителей шартрской школы. Одну из первых материалистич. формулировок П. дал Давид Динанский, утверждавший, что материя, разум и бог - одно и то же. Оппозиционные по отношению к господствовавшим в Зап. Европе католич. церкви и феод. строю этич. и социальные выводы из пантеистич. воззрений, восходящих к Эриугене, сделали в нач. 13 в. амальрикане. Антииерархич. возможности П., теоретически сформули-рованные еще Эриугеной, проявились у амальрикан как прямые социальные выводы, отрицавшие всякую власть, церк. и обществ. порядки и т.п. Религ.-мистич. П. (см. Мистицизм) с присущим ему субъективным пониманием безличного бога нашел свое наиболее типичное выражение в воззрениях Экхарта, к-рый делал бога всем одинаково близким и доступным и приходил к отрицанию руководящей роли христианско-католич. церкви в деле "спасения" верующих. Эта разновидность П. стала гл. идейной базой крестьянско-плебейских еретич. движений в их борьбе против системы феод.-церк. эксплуатации. Если внеприродный христианский бог благославлял классово-иерархич. структуру об-ва, то пантеистич. понимание бога, подчеркивавшее абсолютное равенство всех людей перед лицом смерти, разрушило ее и обосновывало уравнительские и коммунистич. стремления крестьянско-плебейских масс.

Натуралистич. тенденции П. со все большей силой начали проявляться в эпоху Возрождения, когда в огромной, по сравнению со средневековьем, степени возрос интерес к природе.

Одним из первых пантеистов этой эпохи был Николай Кузанский, рассматривавший бога как "бесконечный максимум" и приближавший его к природе как "ограниченному максимуму". Низводя бесконечность бога в природу, Николай Кузанский сформулировал идею бесконечности Вселенной в пространстве, что стало важнейшим симптомом начинающегося крушения теологич.-схоластич. мировоззрения с основоположным для него представлением о конечности в пространстве некогда созданного богом мира.

Расцвет пантеистич. концепций в Зап. Европе относится к 16 - нач. 17 вв., когда П. стал важнейшей методологич. базой большинства натурфилос. учений, противостоявших креационизму господствовавших монотеистич. религий, в особенности у Кардано, Патрици, Кампанеллы, Бруно. В этих учениях бог, остававшийся бесконечным незримым абсолютом, все полнее сливался с природой, пока не стал по существу ее псевдонимом у Бруно. П. последнего с его тезисом "...природа... есть не что иное, как Бог в вещах" ("Изгнание торжествующего зверя", СПБ, 1914, с. 162) и учением о единой субстанции, лежащей в основе как материальных, так и духовных явлений, следует расценивать уже как материализм.

С др. стороны, мистич. П., сочетающийся с высокой оценкой разума и "...местами соприкасающийся даже с атеизмом" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 370), составил основу мировоззрения вождя народной Реформации в Германии Мюнцера, а также анабаптистов, его ближайших союзников. В дальнейшем, когда в ряде стран Зап. Европы победили различные протестантские вероисповедания, мистич. П. продолжал оставаться основным руслом, по к-рому направлялось недовольство омертвевшими формами религиозности со стороны наиболее развитых представителей мелкой буржуазии, плебейства и крестьянства. В Германии 16-17 вв. наиболее выдающимися из мистич. пантеистов были С. Франк, В. Вейгель, Бёме и поэт-философ Иоганн Шеффлер. Но почти у всех (особенно у Бёме) пантеистическо-теософские построения причудливо переплетались с натуралистич. положениями и космогонич. фантазиями.

В период англ. буржуазной революции сер. 17 в. мистич. П., к-рого придерживались и глава левеллеров Лилберн и вождь диггеров Уинстэнли, играл первостепенную роль, обосновывая эгалитарные и коммунистич. устремления революц. масс англ. народа. В Нидерландах той же эпохи существовало много направлений и сект мистич. П. Наиболее влиятельными из них были меннониты и коллегианты. К последним был близок Спиноза, который, опираясь на пантеистическую традицию, разработал грандиозную материалистическую философскую систему. В этой системе понятия "бог" и "природа" тождественны. В ней оригинально сочеталось целостно-гилозоистическое понимание мира с его механистическим истолкованием.

В 18 в. пантеистич. воззрения развивали под влиянием Спинозы Гёте и Гердер, к-рые, в противоположность механицизму ряда франц. материалистов 18 в., стремились разработать органическо-гилозоистич. элементы спинозизма и высказали идею диалектич. развития природы. Филос. системы таких нем. идеалистов, как Шеллинг, Гегель и др., по словам Энгельса, "...все более и более наполнялись материалистическим содержанием и пытались пантеистически примирить противоположность духа и материи. В гегелевской системе дело дошло, наконец, до того, что она и по методу и по содержанию представляет собой лишь идеалистически на голову поставленный материализм" (там же, т. 21, с. 285). Для оценки П. важен также тот факт, что ватиканский собор 1870 проклял пантеистов как безбожников. В нек-рых направлениях совр. бурж. идеализма, напр. в персонализме, элементы П.,.напротив, используются в целях борьбы против материализма и атеизма. Автор термина "пантеист" - Толанд (J. Toland, Socinianism truly stated, L., 1705, затем "Pantheisticon", [L., 1720]), а термина "пантеизм", вскоре ставшего синонимом свободомыслия, - его противник нидерландский теолог Й. Фай (1709). В 1828 Краузе для обозначения своей идеалистич. системы и для того, чтобы отличить ее от системы натуралистич. и материалистич. П., ввел термин "панентеизм" (от греч. pan en theo - все в боге).

Лит.: Соколов В. В., К историч. характеристике пантеизма в западноевроп. философии, "ФН" (НДВШ), 1960, No 4; его же, Философия Спинозы и современность, М., 1964; Jäsсhe G. В., Der Pantheismus nach seinen verschiedenen Hauptformen, seinem Ursprunge und Fortgange..., Bd 1-3, В., 1826-32; [Plumptre С. Е.], General sketch of the history of pantheism, v. 1-2, L., 1878-79; Schüler G. M., Der Pantheismus, Würzburg, 1884; Dilthey W., Der entwicklungsgeschichtliche Pantheismus nach seinem geschichtlichen Zusammenhang mit den älteren pantheistischen Systemen, "Arch. Geschichte Philos.", 1900, Bd 13, H. 3,4; Picton J. Α., The religion of the universe, L., 1904.

В. Соколов. Москва.

В начало энциклопедии