Приглашаем посетить сайт

Мода (modnaya.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ДАОСИЗМ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ДАОСИЗМ

1) Одно из ведущих течений др.-кит. философии, возникшее в 6-5 вв. до н.э. Термин "Д." был введен в науку во 2 в. до н.э. кит. историком Сыма Тань, к-рый, указывая на 6 направлений кит. философии, одно из них назвал школой "дао" и "дэ" ("дао" - источник всех вещей, а "дэ" - доля "дао", приходящаяся на каждую вещь). Впоследствии эта школа стала наз. просто школой "дао".

До 3 в. до н.э. Д. был представлен тремя школами: Ян Чжу, Лао-цзы и Чжуан-цзы. Осн. идеей философии Ян Чжу (5-4 вв. до н.э.) была формула - "все для себя". Согласно его учению, самым дорогим для человека является его жизнь, к-рую не могут заменить никакие богатства. По сохранившимся свидетельствам, Ян Чжу отрицал зависимость человеч. жизни от божьего веления. Деятельность Лао-цзы относится к 6-5 вв. до н.э., однако, по мнению кит. ученых, книга "Лао-цзы" (или "Дао-дэ цзин") появилась несколько позднее, примерно в 4-3 вв. до н.э. Ее осн. понятием является "дао" - естеств. путь вещей, к-рый не зависит ни от бога, ни от людей и является всеобщим законом движения и изменения мира. Автор "Лао-цзы" полагал, что всё находится в процессе развития и изменения, в к-ром вещи, дойдя до определ. предела, превращаются в свою противоположность. Однако развитие, согласно Лао-цзы, идет не по восходящей линии, а вечно обращается по кругу. Философ призывал во всем соблюдать естеств. закон и не вмешиваться в жизнь вещей. Учение Чжуан-цзы (4-3 вв. до н.э.), являясь продолжением школы Лао-цзы, содержит в себе тенденцию к превращению "дао" в абстрактную и идеальную сущность. Диалектич. идеи Лао-цзы превращены у Чжуан-цзы в релятивизм. Поскольку все вещи находятся в процессе изменения, постольку каждая данная вещь является одновременно другой, а вторая - одновременно становится первой, и, следовательно, между ними нет различий. Считая, что истина есть заблуждение, а заблуждение также есть истина, Чжуан-цзы отрицал существование объективной истины. В области социально-этич. идей школы Лао-цзы и Чжуан-цзы проповедовали необходимость возврата к первобытной общине, где, как они полагали, желания людей были скромны, а жизнь проста и безыскусственна. Нек-рые ученые считают, что эти идеи даосизма являются отражением чаяний разорившегося общинного крестьянства.

В 1 в. до н.э. появилась "Книга правителя Хуайнаньского" ("Хуайнань-цзы"), написанная группой ученых и содержащая наряду с нек-рыми мистич. идеями элементы материализма в понимании "дао". Эти элементы воспринял и развил Ван Чун, к-рый использовал их в борьбе с мистицизмом и суевериями. С идеалистич. трактовкой "дао" выступил кит. философ 3 в. Ван Би в своем "Комментарии к Лао-цзы". Кит. философы 4 в. Сян Сю и Го Сян отрицали учение о сотворении мира богом, продолжали развивать мистицизм и релятивизм философии Чжуан-цзы. Однако уже с конца 4 в. Д. как самостоят. филос. направление не получил дальнейшего развития.

Фын Ю-лань. Китай.

2) Одна из китайских религий. Возникновение вероучения Д. относится к периоду династии вост. Хань (1-3 вв.), когда учение Лао-цзы о покое и отсутствии желаний было обращено в магию, а сам Лао-цзы обожествлен (в 166). Д. как вероучение необходимо отличать от Д. как философии. Однако в даосских религ. канонах (дао-цзан) присутствуют также и филос. соч. этой школы. На протяжении веков искатели бессмертия (яншэнцзя) и даосы (даосские монахи) мистически истолковывали филос. соч. "Лао-цзы" и "Чжуан-цзы", приписывали их авторам чудотворство и магию. Однако осн. идеи философии Д. составляют прямую противоположность принципам даосской религии. В 1-й пол. 2 в. Чжан Дао-лин обосновал осн. принципы даосского вероучения, к-рое получило широкое распространение среди социальных низов. Верующие вносили сбор по пять доу (доу - мера объема) риса, отчего это вероучение и получило название "даосское учение сбора пяти доу риса". Впоследствии оно стало наз. "Даосским учением Небесного наставника" (Тянь ши дао).

Образование Д. происходило под известным влиянием проникающего в Китай буддизма. В дальнейшем в Д. был включен ряд положений, направленных против власти имущих и выражавших сочувствие бедным, в результате чего он стал знаменем крест. повстанч. армии "желтых повязок" в конце 2 в. Однако во времена Юж. и Сев. династии (4-6 вв.) первонач. даосское вероучение подверглось пересмотру и исправлению с целью приспособления его к требованиям господств. классов. Д. превратился в духовное оружие феодалов; дальнейшее развитие он получает гл. обр. в верхах общества. Императоры династии Тан (618-907) считали себя потомками Лао-цзы, высоко чтили даосское вероучение, поклонялись предкам в храме Лао-цзы, присвоили Лао-цзы звание Высочайшего первого императора. Д. процветал также и при династиях Сун (960-1279) и Мин (1368-1644). Лишь при маньчжурской династии Цин (1644-1911) даосское вероучение постепенно приходит в упадок. В период гоминьдановского режима Д. был использован в борьбе против революц. движения в Китае.

Последователи Д. проповедовали идеи о вечности индивидуальной жизни, о сверхчеловеч. и бесконечном счастье, занимались различными видами магии, исследуя "наружные и внутренние чудодейств. средства" (элексиры бессмертия, "упражнения в глубоком дыхании" и т. д.). Вместе с тем приемы даосской магии (алхимия) содержали нек-рый материал для науки. Последователи Д. изучали также медицину и астрономию.

Ван Мин. Китай.

Лит.: Fung Yu-lan, A history of Chinese philosophy, v. 1-2, Princeton, 1952-53 (v. 1, p. 132-245, 379-99, v. 2, 133-236); Xоу Вай-лу [и др.], Чжунго сысян тунши (История китайских идеологий), т. 1, Пекин, 1957, стр. 257-359; Ян Хин-шун, Древнекитайский философ Лао-цзы и его учение, М.. 1950.

В начало энциклопедии