Приглашаем посетить сайт

Просвещение (lit-prosv.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "Я"

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница

Статьи на букву "Я"

ЯВЛЕНИЕ

ЯВЛЕНИЕ - см. Сущность и явление.

ЯВОРСКИЙ

Стефан (1658-1722) - рус. церк. деятель и публицист. Образование получил в Киево-Могилянской академии, а затем в иезуитских школах Львова и Познани, где перешел в католичество. По возвращении в Россию вновь принял православие. Был префектом Киево-Могилянской коллегии, с 1700 - местоблюстителем патриаршего престола. Автор учебника риторики "Рука риторическая" (на лат. яз.), написанного в духе польско-укр. схоластики 17 в. Поддерживая первоначально в своих проповедях гос. преобразования Петра I, с началом церк. реформ Петра выступил против него. В 1721 был поставлен Петром I, стремившимся использовать авторитет Я., во главе Синода, однако реальной власти не имел. Вошел в историю рус. православия как проводник католич. стиля религ. философствования: образцом для гл. соч. Я. "Камень веры" (1718, опубл. 1728), излагающего основы православной догматики, послужили труды иезуита Беллярмина; трактат был полемически направлен против протестантских тенденций, усилившихся в петровскую эпоху.

Лит.: Терновский Ф., Митрополит С. Я. (Биографич. очерк), "Труды Киев. дух. акад.", 1864, т. 1, No 1-3; его же, Очерки по истории рус. иерархии в 18 в., С. Я., "Древняя и новая Россия", 1879, No 8; Самарин Ю. Ф., С. Я. и Феофан Прокопович, Соч., т. 5, М., 1880; Тихонравов Н. С., Московские вольнодумцы нач. 18 в. и С. Я., Соч., т. 2, М., 1898.

А. Рогов. Москва.

ЯДОВ

Владимир Александрович (р. 25 апреля 1929) - советский философ и социолог, доктор филос. наук (с 1968). Член КПСС с 1950. Окончил филос. фак-т ЛГУ в 1952. С 1960 преподает философию и с 1966 - курс методологии и методики социологич. исследований в ЛГУ. Зав. сектором социологич. и социально-психологич. исследований личности Ин-та конкретных социальных исследований (ИКСИ) АН СССР. Член Президиума Сов. Социологич. Ассоциации (ССА). Проблематика науч. исследований: социологич. анализ обществ. сознания, его структура и функции, социально-психологич. аспекты направленного воздействия на сознание личности, мыслит. программы поведения, методология и методика социологич. исследований.

Соч.: К вопросу о теории "стереотипизации" в социологии, "ФН" (НДВШ), 1960, No 2; Идеология как форма духовной деятельности общества, Л., 1961; Тайна лжи. Заметки о теории и методах бурж. пропаганды, М., 1963; Отношение к труду и ценностные ориентации личности, в кн.: Социология в СССР, т. 2, М., 1965 (совм. с А. Г. Здравомысловым); Об установлении фактов в конкретном социологич. исследовании, "ФН" (НДВШ), 1966, No 5; Нек-рые методологич. предпосылки эмпирич. исследования социальной обусловленности обществ. сознания, в сб.: Человек и об-во, Л., 1966; Роль методологии в определении методов и техники конкретного социологич. исследования, "ВФ", 1966, No 10; Человек и его работа, М., 1967 (соавтор); Методология и процедуры социологич. исследований, Тарту, 1968; К вопросу о марксистской социологии как науке, "ФН" (НДВШ), 1968, No 2; О нек-рых приемах и методах исследования в области пропаганды, в сб.: Проблемы науч. коммунизма, вып. 2, М., 1968.

ЯЗЫК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЯЗЫКОЗНАНИЕ

ЯЗЫКОЗНА́НИЕ - языковедение, л и н г в и с т и к а, - наука о языке; включает в себя различные дисциплины и разделы. См. в ст. Язык.

ЯЗЫЧЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЯКОБ

ЯКОБ (Jacob), Людвиг Генрих Конрад (Людвиг Кондратьевич) (1759 - 22 июля 1827) - нем. философ, проф. (с 1787) и ректор (с 1794) ун-та в Галле. С 1807 работал в России; проф. Харьковского ун-та (с 1807). Я. выступил в России как просветитель, популяризатор филос. знаний; издал уникальный по своей полноте "Курс философии для гимназий Российской империи" (ч. 1-8, СПБ, 1811-17). Взгляды Я. на общество испытали влияние идей Смита, а также теории естественного права. С этих позиций Я. обосновывал необходимость отмены в России крепостного права (см. "Курс философии", ч. 4, с. 6; ч. 7, с. 9-10, 15). Политич. идеал Я. - "народоправство" при конституц. монархии (см. тамже, ч. 7, с. 116-17). В философии Я. пропагандировал сенсуализм, проявляя тенденции к агностицизму; в "самонаблюдении" Я. видел единств. источник психологич. сведений. По Я., основой познания является его "низшая часть" - "чувственное познание" и "ощущение"; свою теорию чувств. познания Я. обосновывал естеств.-науч. данными. "Высшей частью" познания является "мысль о предметах", или "способность... представлять себе общее в вещах" (см. тамже, ч. 3, с. 42). Эта способность подразделяется Я. на "рассудок", "разум" и "ум". В эстетич. взглядах Я. придерживался кантианского формализма, особенно проявившегося в трактовке прекрасного (см. тамже, ч. 5, с. 8, 18-19). Я. критиковал концепцию подражания, свойственную эстетике просветит. классицизма (см. тамже, с. 58-59).

Соч.: Grundsätze der Policeygesetzgebung und der Policeyanstalten, X., 1809; Ответ на задачу об определении выгодно ли обрабатывать землю своими или наемными работниками, в кн.: Труды Вольного экономич. об-ва к поощрению в России земледелия и домостроительства, ч. 66, СПБ, 1814.

Лит.: Xоднев А. И., История Имп. Вольного экономич. об-ва с 1765 до 1865 года, СПБ, 1865, с. 418, 453-58; Сухомлинов М. И., Исследования и статьи по рус. лит-ре и просвещению, т. 1, СПБ, 1889, с. 102, 113, 137-38; Радлов Э., Очерк истории рус. философии, 2 изд., П., 1920, с. 16; Шпет Г., Очерк развития рус. философии, ч. 1, П., 1922, с. 115-16, 119, 222.

З. Каменский. Москва.

ЯКОБИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЯКОВЕНКО

Борис Валентинович (1884-1948) - рус. философ, близкий к неокантианству. В 1912-14 редактировал сб. "Логос". После 1917 жил в Италии, с 1922 - в Берлине, а затем поселился в Праге, где с 1929 по 1939 редактировал журн. "Russische Gedanke" и отд. тома "Bibliotheque Internationale de Philosophie".

В духе кантианской гносеологии Я. утверждает, что исходным пунктом подлинной философии является "...беспредельная и беспощадная критика всего данною, предстоящего, непосредственного, феноме- нального..." ("Очерки рус. философии", Берлин, 1922, с. 123). Но как представитель рус. идеалистич. мысли, Я. считает теоретико-познават. критицизм подготовит. этапом к построению метафизики, а целью и задачей метафизики - постижение абс. бытия ("Сущего") и практич. достижения "жизни в Сущем" (см. тамже). Очистившись путем критич. анализа через освобождение от "субъективных одеяний" от догматич. схематизма и предвзятых мнений, филос. взор, согласно Я., должен обратиться к интуиции, к-рая открывает "Сущее" в его "множественности", что, по мнению Я., составляет характернейшее свойство "Сущего" - "Всемножественного Всесущего Все" (см. тамже, с. 124). Я. стоит на т. зр. плюрализма. Плюрализм Я. связан с рус. персоналистич. интуицией, со стремлением укоренить, увековечить всякую индивидуальность: "Каждая отдельность в нем (в Сущем. - Ред.), каждый трансцендентальный миг его существования есть нечто самостное, самоопределительное, первично-последнее, в себе законченное и в своей трансцендентальной сущности совершенно особенное" (там же).

Я. известен как острый критик филос. концепции, напр., в феноменологии Гуссерля он раскрыл психологизм "высшего" типа (см. "Философия Э. Гуссерля", в сб.: "Новые идеи в философии", сб. 3, СПБ, 1913).

По отношению к марксизму Я. занимал резко отрицат. позиции.

Соч.: О теоретич. философии Г. Когена, "Логос", 1910, кн. 1; О Логосе, там же, 1911, кн. 1; Что такое философия? Введение в трансцендентализм, там же, 1911-12, кн.: 2, 3; Об имманентном трансцендентизме, трансцендентном имманентизме и дуализме вообще, там же, 1912-13, кн. 1, 2; Путь философского познания, там же, 1914, кн. 1; Филос. концепция С. Маймона, "Вопр. филос. и психол.", 1912, кн. 114, 115; Учение Риккерта о сущности философии, там же, 1913, кн. 119-120; Осн. идея теоретич. философии И. Г. Фихте, там же, 1914, кн. 122; Наукоучение, там же; Онтология Ройса и ее религиозное устремление, там же, 1916, кн. 135; Очерки рус. философии, Берлин, 1922; Десять лет рус. философии, "Логос", 1925, кн. 1; Мощь философии, там же; К. критике рус. интуитивистического идеалреализма, в сб.: Научн. тр. Рус. народного ун-та в Праге, т. 2, Прага, 1929; Vom Wesen des Pluralismus, Bonn, 1928; Zur Kritik der Logistik, der Dialektik und der Phänomenologie, Prag, 1936; Geschichte des Hegelianismus in Russland, Prag, 1938.

ЯКОВЛЕВ

Михаил Васильевич (р. 10 дек. 1918) - сов. философ, д-р филос. наук, проф. (с 1965). Чл. КПСС с 1942. Окончил историч. фак-т Киевского пед. ин-та (1946) и аспирантуру Академии обществ. наук при ЦК КПСС (1953). С 1947 ведет преподавательскую работу, в 1953-55 - старший науч. сотрудник Ин-та философии АН СССР, с 1955 - зам. руководителя кафедры философии Академии обществ. наук при ЦК КПСС. Науч. работу ведет в области истории философии, критики совр. нем. бурж. философии.

Соч.: Рус. революц. демократы в борьбе против религии, М., 1955; Мировоззрение Н. П. Огарева, М., 1957; Обществ. сознание и его формы, Политическая и правовая идеология, Мораль как форма обществ. сознания, Религия и пути ее преодоления, в кн.: Историч. материализм, М., 1963; Марксизм и совр. бурж. история философии, М., 1964; Обществ. сознание и его структура, в сб.: Марксистско-ленинская философия, [ч. 2] - Историч. материализм, М., 1967.

ЯКОУБЕК

ЯКОУБЕК - из Стршибра (Jakoubek ze Střibrа), Я к у б е к (1370-1429) - один из идеологов гор. гусизма, соратник Гуса. В 1397 стал магистром Пражского ун-та; после смерти Гуса унаследовал его место проповедника в Вифлеемской часовне. В период 1414-19 Я. выступил с радикальной критикой церкви, заложившей основы религ. учения таборитов, однако в дальнейшем он отказался от революц. социальной программы гусизма. Взгляды Я. последнего периода изложены в его осн. труде "Толкование откровения св. Яна" ("Výklad na zjevenie sv. Jana", dl 1-2, Praha, 1932).

Соч.: Olomouc Studie a texty k náboženskim dějinám českym, red. I. Sedlák, [Praha], 1913.

Лит.: Bartoš F. M., Literárni činnost M. Jakoubka ze Střibra, Praha, 1925 (имеется библ.).

Р. Каливода. Прага.

ЯКУШКИН

Иван Дмитриевич (29 дек. 1793 - 11 авг. 1857) - рус. философ-материалист, участник революц.-освободит. движения декабристов. Учился в частном пансионе и на словесном фак-те Моск. ун-та, где прослушал курс лекций по философии у проф. Буле. В 1811 вступил в гвардию. Участник Отечеств. войны 1812. Один из первых основателей тайного об-ва. Судом по делу декабристов был приговорен к смертной казни, замененной 15-летней каторгой. После выхода на поселение организовал в Сибири начальные детские школы. Приветствовал деятельность Герцена.

Интересуясь философией, Я. изучал Декарта, Локка, франц. материалистов 18 в. и нем. идеалистич. философию (Лейбница, Канта, Шеллинга), занимался естествознанием. На всю жизнь сохранил отрицат. отношение к религии. Я. с материалистич. позиций подходит к проблеме жизни вообще и жизни человека в частности. По Я., вся природа состоит из бесчисленного множества движущихся частиц ("единиц"), "особый способ и порядок" к-рых и есть жизнь, имеющая и общие закономерности и качеств. разнообразие, зависящее от степени развития материи. Человек - только звено в бесконечной цепи явлений органич. природы, но выделяется из нее "силой мышления". Высшей ступенью развития жизни Я. считал сознание, мышление, способность к познанию. Процесс познания Я. представляет себе начинающимся с чувств. опыта, к к-рому человек относится избирательно. Я. признает внутреннюю имманентную активность материи, многообразие ее качеств, проявлений, стоит на т. зр. эволюционизма, диалектически подходит к проблеме чувственного и логического в познании. Я. наиболее глубоко представляет передовую филос. мысль декабристов.

Соч.: Записки, статьи, письма декабриста И. Д. Я., М., 1951; Избранные социально-политические и филос. произв. декабристов, т. 1, [M.], 1951.

Лит.: Кулаков Г., Философские взгляды декабриста И. Д. Я., "Науч. зап. (Днепропетровский гос. ун-т)", 1951, т. 40, вып. 1; Кошурников Α. Α., Декабрист И. Д. Я., Жизнь и мировоззрение, "Уч. зап. (Свердловский гос. пед. ин-т)", 1957, вып. 14; История философии в СССР, т. 2, М., 1968.

П. Никандров. Ленинград.

ЯМБУЛ

ЯМБУЛ (Ἰάμβoυλoς) - близкий к стоицизму др.-греч. утопист 3 в. до н.э. Эксцерпт из соч. Я. сохранился у Диодора Сицилийского (II 55-60). Здесь автор описывает некие острова близ экватора, где среди людей, почитателей солнца, царят полное равенство, свобода от труда и брака, а также общность жен и детей. Влияние этого сообщения о древнем утописте на Кампанеллу и Мора очевидно.

Лит.: Rоhdе Ε., Der griechische Roman und seine vorläufer, В., 1960, S. 241-60.

A. Лосев. Москва.

ЯМВЛИХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЯН ХИН-ШУН

ЯН ХИН-ШУН (р. 1904) - сов. философ, доктор филос. наук (с 1968). Член КПСС с 1927. Окончил филос. отделение КУПОН (в 1933). Преподаватель ДВГУ, ДВ Кит. Ленинской школы (в 1933-39). Старший науч. сотрудник Ин-та философии АН СССР с 1951. Область науч. исследований - история древнекит. философии, проблемы философии и социологии совр. Китая.

Соч.: "Философия жизни" - идеологич. оружие империалистич. реакции в Китае, "ВФ", 1948, No 1; Социологич. взгляды Чэнь Ли-фу как идеологич. основа реакционной клики гоминдана, "Филос. записки", 1948, No 2; Древнекит. философ Лао-Цзы и его учение, М.-Л., 1950; О борьбе материализма с идеализмом в древнем Китае, "ВФ", 1953, No 2; Фрагменты из соч. Сюн-Цзы, там же, 1955, No 1; Зарождение философии в Китае, там же; Трактат Фань Чжэня "О смертности духа", там же, 1955, No 6; Теория познания моистов, там же, 1956, No 1; Из истории кит. философии, М., 1956; Возникновение и развитие филос. мысли в древнем Китае, в кн.: Краткий очерк истории философии, М., 1967; Борьба материализма против идеализма в Китае в эпоху феодализма, там же; Рев.-демократич. мыслители в Китае 19 в. Сунь Ят-сен, там же; Материалистическая мысль в древнем Китае, М., 1967 (Автореф. дисс.).

ЯН ЧЖУ

ЯН ЧЖУ (прибл. 440-360 до н.э.) - др.-кит. философ, мысли к-рого в осн. изложены в главе "Ян Чжу" даоского трактата "Ле-цзы" (3 в. н.э.). Упоминания о нем имеются и в др. трактатах (напр., в "Чжуан-цзы"). Мировоззрение Я. Ч. направлено против конфуцианской этики и характеризуется крайним гедонизмом. Я. Ч. говорил, что стремление к идеалу морального совершенства бессмысленно, ибо во имя одобрения потомков оно заставляет отказываться от наслаждения, составляющего единств, смысл жизни (см. Jang Chu's garden of pleasure, transl. by Anton Forke, L., 1912). Мэн-цзы считал, что Я. Ч., исходивший из принципа "каждый для себя", не согласился бы пожертвовать даже одним своим волосом для спасения всего мира. Фэн Ю-лань доказывает, что в трактате "Ле-цзы" учение Я. Ч. искажено. Хотя он действительно исходил из того, что самое ценное - это собств. жизнь, но не призывал предаваться наслаждениям, а учил ограничивать свои желания и избегать опасностей, с к-рыми сталкивается человек, живя в обществе. Такой взгляд исповедовали бежавшие от мира отшельники, о к-рых упоминает уже Конфуций (см. Fung Yu-lan, A history of Chinese philosophy, v. 1, Princeton, 1952, p. 133-43).

Лит.: Петров Α., Ян Чжу - вольнодумец др. Китая, "Сов. востоковедение", 1940, No 1; Ян Юн-го, История др.-кит. идеологии, пер. с кит., М., 1957, с. 226-36; Xоу Вай-лу [и др.], Чжунго сысян тунши (История кит. идеологий), т. 1, Пекин, 1957, с. 337-50; Graham А. С, The book of Lieh-tzu, L., 1960.

В. Рубин. Москва.

ЯНАГИДА

Кэндзюро (p. 23 нояб. 1893) - япон. философ-марксист и обществ. деятель. Член КПЯ (с 1960). Род. в крест. семье. В 1913 окончил пед. училище и работал преподавателем, в 1925 окончил ун-т в Киото (филос. отделение) и затем получил должность преподавателя повышенной средней школы; в 1929-42 Я. - доцент Тайваньского ун-та, а в 1942-44 - профессор ун-та в Отани; д-р философии (с 1943). В начале филос. деятельности Я. - приверженец и пропагандист нем. классич. идеализма, от исследования к-рого он отходит в 1936 в связи с увлечением философией Нисида, рассматриваемой Я. как единств. путь к осуществлению чаяний япон. народа - к светлому будущему. Под влиянием философии Нисида он пишет ряд работ ("Этика диалектич. мира" - "Бэнсёхотэки сэкай-но ринри"; "Философия Нисида как философия практики" - "Дзиссэн тэцугаку то-ситэ-но Нисида тэцугаку"; "Действенный мир" - "Коитэки сэкай"; "Система философии Нисида" - "Нисида тэцугаку кэйтай", 12 тт. и др.). В конце 40-х гг. начинается переход Я. на позиции материализма, затем марксизма ("Пролетарская этика" - "Пурорэтариа - но ринри"; "Проблемы гуманизма XX в." - "Нидзюсэки-ни-окэру хюманид-зуму-но мондай"; "Преодоление философии Нисида" - "Нисида тэцугаку-но тёкоку" и др.). В нач. 50-х гг. деятельность Я. в япон. Комитете мира совпадает с его активной пропагандой марксизма ("10 лекций по диалектике" - "Бэнсёхо дзюко"; "Этика" - "Ринригаку"; "Совр. философия практики" - "Гэндай дзиссэн тэцугаку"; "Живой путь к правде" - "Синдзицу - ни икиру мити" и др.). Истина марксизма выступает для Я. прежде всего как программа преобразования жизни нар. масс. С 1953 Я. - во главе "Об-ва содействия просвещению рабочих". В 1954 принимает участие в работе сессии Всемирного Совета Мира в Берлине и Всемирного конгресса мира в Стокгольме. В 1958 и 1963 Я. возглавлял делегации япон. философов, посещавших Советский Союз. Последние 15 лет прошли для Я. также под знаком дальнейшего изучения, разработки и пропаганды марксистской теории ("Философия истории", М., 1969; "Философия свободы", М., 1958; "10 лет по пути материализма", М., 1961, и мн. др.).

Соч.: Тёсакусю (Собр. соч.), т. 1-8, Токио, 1967-68; в рус. пер. - Эволюция моего мировоззрения, М., 1957; Свобода и прогресс знаний, "ПМ и С", 1962, No 4.

Лит.: Назар Ш., О свободе действительной и свободе мнимой, "ПМ и С", 1958, No 1; Богомолов Α., От идеализма к материализму, "Коммунист", 1958, No 4.

Л. Шахназарова. Москва.

ЯНОВСКАЯ

Софья Александровна (31 янв. 1896 - 24 окт. 1966) - сов. философ, логик, математик, д-р физ.-матем. наук, проф. МГУ (с 1930). Член КПСС с 1918. В 1936 Я. прочла первый в МГУ курс по математической логике, организовала ее преподавание и (совместно с М. Я. Выгодским) преподавание истории математики. Благодаря ее усилиям была создана в МГУ кафедра математич. логики. Я. внесла выдающийся вклад в пропаганду идей математич. логики в СССР, в частности среди сов. философов. Она уделяла много сил изданию на рус. яз. работ зарубежных специалистов по логике, кибернетике, математике; подготовила к печати математические рукописи К.Маркса. Я. - автор ок. 70 науч. работ по различным вопросам оснований математики, ее методологии и истории, из к-рых главные посвящены теории абстракции и познават. роли абстрактных понятий в науке, методу аксиоматическому, конструктивности и строгости математич. теорий и в связи с этим теоретич. и практич. значению логики, диалектике отображения движения в науч. понятиях, исследованию понятия значения и др. филос. вопросам.

Соч.: Математические рукописи Маркса, "Книга и пролетарская революция", 1933, No 2; О математических рукописях К. Маркса, "ПЗМ", 1933, No 1; то же, в сб.: Марксизм и естествознание, М., 1933; О так называемых "определениях через абстракцию", в кн.: Сб. статей по филос. матем., М., 1936; Логика математическая, БСЭ, т. 37, М., 1938 (совм. с В. Гливенко); К теории египетских дробей, "Тр. Ин-та истории естеств. АН СССР", 1947, т. 1; Передовые идеи Н. И. Лобачевского - орудие борьбы против идеализма в математике, М.-Л., 1950; Из истории аксиоматики, в кн.: Историко-матем. исслед., вып. 11, М., 1958; Математическая логика и основания математики, в кн.: Математика в СССР за сорок лет. 1917-1957, т. 1, М., 1959; Проблемы анализа понятий науки и новейший неопозитивизм, "ВФ", 1961, No 6; О философских вопросах математической логики, в сб.: Проблемы логики, М., 1963; Преодолены ли в совр. науке трудности, известные под названием "Апорий Зенона"?, там же; Проблемы введения и исключения абстракций более высоких (чем первый) порядков. (Тезисы доклада на Международном колоквиуме в Варшаве, 1961), "The Foundation of Statements and Decisions", Warsz., 1965; О математической строгости, "ВФ", 1966, No 3.

Лит.: Башмакова И. Г. [и др.], Математич. жизнь в СССР, С. А. Яновская (к семидесятилетию со дня рождения), "Успехи математич. наук", 1966, т. 21, вып. 3; Горский Д. П., С. А. Я., в в сб.: Исследование логических систем, М., 1970.

Д. Горский. Москва.

ЯНСЕНИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЯНСОН-БРАУН

Ян (18 марта 1872 - 13 апреля 1917) - латыш. марксист, социал-демократ, лит. критик, пропагандист марксистской философии и эстетики, один из деятелей "Нового течения" - союза прогрессивной латыш, интеллигенции. Активно участвовал в революции 1905. В начале 1906 эмигрировал за границу. Погиб при торпедировании нем. подводной лодкой парохода, на к-ром возвращался в Россию после Февральской революции.

В 1908 Я.-Б. выступил с ярко написанной книгой "Фавны или клоуны?" ("Fauni vai klauni?"), в к-рой подверг критике бурж. индивидуализм, идейные основы декадентства. В книге изложены осн. принципы диалектич. и историч. материализма, показано значение марксистской философии для осмысления и революц. перестройки действительности. В 1910 вышла книга Я.-Б. "Историч. материализм" ("Vēsturiskais materialisms"), в к-рой был дан отпор различным критикам марксистской философии. Слабой стороной книги было некритич. отношение Я.-Б. к махизму; впоследствии, ознакомившись с работой Ленина "Материализм и эмпириокритицизм", Я.-Б. преодолел эти ошибки.

Соч.: Kopoti raksti, 1-7, Riga, 1921-28.

Лит.: Валескали П. И., Очерк развития прогрессивной филос. и общественно-политич. мысли в Латвии, Рига, 1967; Šteinbergs V., J. Jansona-Brauna filozofiskie uzskati, Rīga, 1964.

П. Валескалн. Рига.

ЯНЬ ЮАНЬ

ЯНЬ ЮА́НЬ (1635-1704) - кит. мыслитель, один из основателей т.н. ханьсюе - направления кит. философии, критиковавшего сунское неоконфуцианство и призывавшего вернуться к интерпретациям Конфуция, возникшим в эпоху Хань (206 до н.э. - 220 н.э.), как более близким к нему по времени и по существу. Сформировавшись как философ вскоре после завоевания Китая маньчжурами (1644), Я. Ю. наряду с др. представителями своего поколения (напр., Ван Фу-чжи, Хуан Цзун-си); видел причину постигшей Китай катастрофы в созерцательности, приверженности к бесплодной книжной учености и оторванности от жизни конфуцианцев эпохи Мин (1368-1644) - последователей Чжу Си и Ван Ян-мина. Их воззрения, как считал Я. Ю., сложились под влиянием буддизма и даосизма и поэтому не могут считаться истинным конфуцианством, суть к-рого заключается в призыве к действию для осуществления "правильного пути Поднебесной". Критикуя Чжу Си за дуализм, сказавшийся в теории последнего о принципе (ли) и материальном начале (ци), Я. Ю. доказывал, что оба эти начала образуют единый континуум и нельзя поэтому считать, что все зло и несовершенство происходят от "ци", в то время как "ли" остается незапятнанным образцом совершенства. Отрицат. отношение к сунскому неоконфуцианству сочеталось у Я. Ю. с требованием радикальных политич. перемен (справедливое распределение земли, реформа управления и т.д.).

Лит.: Хоу Вай-лу, Чжунго цзаоци цимэн сысян ши (История раннего просветительства в Китае), Пекин, 1956; Fung Yu-lan, A history of Chinese philosophy, v. 2, Princeton, 1953; Creel H. G.. Chinese thought from Confucius to Mao Tse-tung, L., 1962.

В. Буров, В. Рубин. Москва.

ЯПОНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЯРОШЕВСКИЙ

Михаил Григорьевич (р. 22 авг. 1916) - сов. психолог и философ, доктор психологич. наук (с 1962), профессор (с 1963). Окончил Ленинградский пед. ин-т в 1937. Заведовал кафедрой психологии пед. ин-та в Душанбе (1955-65) и лабораторией эксперимент, психологии Таджикского гос. ун-та (1963-65). Зав. сектором проблем науч. творчества Ин-та истории естествознания и техники АН СССР. Педагогич. работу ведет с 1934. Область науч. исследований - теория и история психологии и психология науч. деятельности.

Соч.: Филос.-психологич. воззрения А. А. Потебни, "Изв. АН СССР. Серия истории и философии", 1946, т. 3, No 2; Проблема детерминизма в психофизиологии 19 в., Душанбе, 1961; История психологии, Μ., 1966; Прогресс психологии и междунар. психологич. конгрессы, "ВФ", 1966, No 7; Психология науки, там же, 1967, No 5; И. М. Сеченов (1829-1905), Л., 1968; О трех способах интерпретации науч. творчества, в кн.: Науч. творчество, М., 1969; Психология науч. деятельности, в сб.: Наука - сегодня, М., 1969.

"ЯСНОЕ, КАК СОЛНЦЕ, СООБЩЕНИЕ..."

"ЯСНОЕ, КАК СО́ЛНЦЕ, СООБЩЕ́НИЕ..." (1801) - соч. Фихте.

ЯСПЕРС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЯХОТ

Овший Овшиевич (р. 2 марта 1919) - сов. философ, д-р филос. наук (с 1965), проф. (с 1966). Член КПСС с 1946. Окончил филос. фак-т МГУ (1943) и аспирантуру Моск. гос. пед. ин-та (1947). С 1947 преподает в Моск. финансовом ин-те. Область научных исследований - вопросы диалектич. материализма и филос. проблемы социальной статистики.

Соч.: Необходимость и случайность, М., 1956; Причина и следствие, М., 1957; Что такое истина?, 2 изд., М., 1960; Законы природы и общества, М., 1960; Материя и сознание, М., 1961; Отрицание и преемственность в историч. развитии, "ВФ", 1961, No 3; Популярные беседы по диалектич. материализму, М., 1962; Целесообразность, всемогущий бог и законы природы, М., 1962; А. Кетле и некоторые вопросы детерминизма, "Уч. зап. по статистике", 1964, т. 8; Закон больших чисел и социальная статистика, "ВФ", 1965, No 12; Роль статистики в социологич. исследовании, в сб.: Опыт и методика конкретных социологич. исследований, М., 1965; Статистика в социологич. исследовании, М., 1966; Очерк марксистской философии, М., 1968; Статистич. закономерность в социологич. анализе, М., 1969.

ЯШТЫ

ЯШТЫ - см. Авеста.

Предыдущая страница