Приглашаем посетить сайт

Биографии (biografii.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
АВТОРИТЕТ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

АВТОРИТЕТ

АВТОРИТЕТ (от лат. auctoritas - власть, влияние) - понятие этики, означающее общепризнанное влияние к.-л. лица или орг-ции в различных сферах обществ жизни; как обществ. отношение А. представляет собой исторически изменяющуюся форму подчинения действий людей обществ. нормам, средство поддержания обществ. дисциплины. А. имеет широкую сферу действия, проявляется в сфере науки, произ-ва, воспитания и т.д. В зависимости от экономич. и политич. отношений изменяются область применения А., его основания и сам носитель А.

При первобытнообщинном строе, в к-ром обществ. порядок поддерживался без гос. принуждения, дисциплина и распорядок труда держались "силой привычки, традиций, авторитетом или уважением, которым пользовались старейшины рода или женщины..." (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 29, с. 438). С возникновением рабовладельческого гос-ва моральный А. заменялся прямым насилием над рабами. В средние века особое значение в нравств. закрепощении трудящихся приобрел А. бога и лиц, признанных "святыми"; их А. санкционировал эксплуатацию крепостных и освящал христ. добродетели. На А. "непогрешимых" опиралась также и религ. догматика (см. Догматы). Развитие естествознания в эпоху Возрождения и в период нового времени привело к разрушению религ. А. и догматики в схоластич. науке. В 17 в. с критикой религ. А. выступил англ. философ Гоббс. Отрицая религ. А., основанные на слепой вере в догматы, он указал на значение нравств. А., основанного на доверии к знаниям или мудрости какого-либо человека. "Авторитетом я называю того, чьи предписания и чей пример принимаются кем-либо к руководству из доверия к мудрости этого своего образца" (Избр. соч., М., 1926, с. 197). В 18 в. у франц. материалистов Гольбаха, Гельвеция, Дидро А. бога заменялся разумным правом. По словам Гольбаха, политика, "вознаграждающая добродетель и карающая преступление, более способна внушить уважение к нравственности..., чем призрачный авторитет почитаемого всеми бога" ("Система природы...", М., 1940, с. 345). Развитие бурж. индивидуализма привело к отрицанию нравств. А. во имя утверждения автономии воли. В этике Фихте, отразившей антимонархич. тенденции, единств. критерием моральности является совесть "чистого Я", а подчинение А. объявляется бессовестностью (J. G. Fichte, Nachgelassene Werke, Bd 3 - System der Sittenlehre, Bonn, 1835). B этике Ницше, отразившей кризис бурж. нравственности, А. объявляется принципом морали "рабов". Отрицание А, выступало у Ницше как проповедь аморализма "сверхчеловека" (Полное собр. соч., т. 9 - Воля к власти, М., 1910). В совр. бурж. этике существуют дополняющие друг друга автономистская и авторитаристская тенденции. Так, напр., нем. экзистенциалист Ясперс в работе "Свобода и авторитет" (К. Jaspers, Freiheit und Autorität, 1951), считая, что человек свободен в выборе той или иной ситуации, указывает в то же время, что свобода основана на "безусловности авторитета" и даже на "авторитете власти". Бурж. этика обосновывает непререкаемый А. "сверхличности", создающей мистич. "сверхинтеллектуальную" мораль (А. Бергсон, Два источника морали и религии - H. Bergson, Les deux sources de la morale et de la religion, P., 1932) или же непререкаемый А. фашистского гос-ва, укреплению к-рого служат мораль и религия (Дж. Джентиле, Фашизм и культура - G. Gentile, Fascismo e cultyra, Mil., 1943).

О. Дробницкий. Москва.

Коммунистич. этика отвергает А., основанный на принуждении трудящихся масс эксплуататорским меньшинством, на страхе, обмане, демагогии, косной традиции, слепой вере и культе личности. В условиях классовой борьбы важную роль приобретает А. политич. партий и их вождей. Ленин в работе "Детская болезнь "левизны" в коммунизме", решая вопрос об отношении между "вождями - партией - классом - массой", указывал на необходимость воспитания "наиболее авторитетных, влиятельных, опытных... лиц, называемых вождями" (Соч., 4 изд., т. 31, с. 24, 46). В борьбе рабочего класса за свое освобождение и построение социалистич. общества сложился морально-политич. А. Коммунистич. партии и ее вождей, основанный, с одной стороны, на неразрывной связи партии с народом, ее преданности, верности и беззаветном служении интересам народа и, с другой, - на сознат. и добровольной дисциплине трудящихся, понимании ими политики партии, осознании своего обществ. долга, на развитии инициативы масс, на критике и самокритике. В социалистич. обществе демократизм и самодеятельность трудящихся масс соединяются с "ж е л е з н о й дисциплиной во время труда, с беспрекословным повиновением - воле одного лица, советского руководителя, во время труда" (Ленин В. И., там же, т. 27, с. 2411. В период развернутого строительства коммунизма неуклонно возрастает А. обществ. мнения, норм и правил социалистич. общежития. Н. С. Хрущев в докладе на XXI съезде КПСС отмечал, что с продвижением советского общества к коммунизму усиливается А. обществ. организаций трудящихся, берущих на себя различные функции государств. органов. Обществ. А. становится тем более действенным, чем полнее развивается самодеятельность и активность нар. масс, их самоуправление.

Е. Панфилов. Москва.

Лит.: Маркс К., Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, М., 1957, с. 205-208; Энгельс Ф., Об авторитете, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 1, М., 1955: Ленин В. И., Речь на III Всероссийском съезде профессиональных союзов 7 апреля 1920 г., Соч., 4 изд., т. 30, с. 473-77; его же, Детская болезнь "левизны" в коммунизме, там же, т. 31, с. 24; его же, Об условиях приема новых членов в партию, там же, т. 33, с. 229; Теssеn-Wеsieгski F., Der Autoritätsbegriff in den Hauptphasen seiner historischen Entwicklung, Paderborn, 1907; Strohal R., Autorität, ihr Wesen und ihre Funktion im Leben der Gemeinschaft, Freiburg - W., 1955 (библиогр. S. 167-68).

В начало энциклопедии