Приглашаем посетить сайт

Иностранная литература (ino-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "З" (часть 2, "ЗЕЛ"-"ЗУЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "З" (часть 2, "ЗЕЛ"-"ЗУЛ")

ЗЕЛЕТИН

ЗЕЛЕТИН (Zeletin), Моташ Штефан (19 июля 1882 - 18 июля 1934) - рум. бурж. философ и социолог-идеалист, теоретик либерализма. В произв. "Румынская буржуазия. Происхождение и ее историческая роль" ("Burghezia română, origina si rolul ei istoric", 1925) отстаивал ложный тезис о постоянно прогрессивной роли капитализма. Проповедовал бурж. теорию "социальной гармонии", отказ от классовой борьбы. Стремясь "дематериализовать" марксизм, З. в основу своих построений положил ложную идею о подчиненности социальных явлений т.н. психологич. детерминизму (см. Психологическая школа в социологии).

Соч.: Neoliberalismul. Studii asupra istoriei si politicei burghesiei române, Buc, 1927.

Лит.: Gáll Εrnö, Sociologia burgheză din Romînia, Buc, 1958.

Ин-т философии Академии PHP.

ЗЕЛЛЕ

ЗЕ́ЛЛЕ (Selle), Христиан Готлиб (7окт. 1748 - 9 нояб. 1800) - нем. медик и философ-материалист. В своем соч. "Философские беседы" ("Philosophische Gespräche", Bd 1-2, 1780) З. с позиций материалистич. сенсуализма выступал против субъективного идеализма, особенно против априоризма (см. Априори) Канта. Основой всех явлений З. считал "субстанцию". Вещи познаются благодаря тому, что вызывают соответствующее изменение в нашей способности познания. Поэтому З. считал, что представления и понятия априори не существуют.

Соч.: Urbegriffe von der Beschaffenheit, dem Ursprunge und Endzwecke der Natur, В., 1776; Studium physico-medicum, oder Einleitung in die Naiur- und Arzneiwissenschaft, 2 Aufl., Hamb., 1787; Grundzüge der reinen Philosophie, В., 1788.

О. Фингер. ГДР.

ЗЕМЛЕР

ЗЕ́МЛЕР (Semler), Иоганн Заломо (18 дек. 1725 - 14 марта 1791) - нем. историк и теолог, основоположник историч. направления библейской критики в Германии. Проф. теологии в Галле (с 1753). З. опровергал "учение" о боговдохновенности Библии, доказывая ее историч. происхождение. В соч. "Пособие к свободному толкованию нового завета..." ("Apparatus ad liberalem Novi Testamenti interpretationem...", 1767) заявлял, что Ветхий и Новый завет следует интерпретировать, исходя из обстоятельств времени и места. Согласно З., в учении Иисуса и апостолов содержится большое количество воззрений, имеющих лишь ограниченное историч. значение ("De daemoniacis, quorum in Evangeliis fit mentio", 1760). Восставая против ортодоксальной теологии, З. защищал право свободной интерпретации канонов и резко разграничивал религию и теологию. Никакая догма или теологич. система не идентична христианскому учению, а история догм является историей человеч. ошибок, слабостей и односторонности ("Historische Einleitung in die dogmatische Gottesgelehrsamkeit", в кн.: "S. J. Baumgartens Evangelische Glaubenslehre...", Hrsg. J. S. Semler, Bd 1-3, 1759-60). Однако, выступая с резкой критикой церк. догматов, З. хотел сохранить религию для низших слоев населения. Критика библии З. способствовала внесению в философию духа историзма.

Соч.: Lebensbeschreibung von ihm selbst abgefasst, TI 1-2, Halle, 1781-82.

Лит.: Sсhmid H., Die Theologie Semlers, Nördlingen, 1858; Hoffmann H., Die Theologie Semlers, Lpz., 1905; ZscharnackL., Lessing und Semler, Giessen, 1905; Gastrow P., J. S. Semler in seiner Bedeutung für die Theologie, Giessen, 1905; Köstlin H., Das religiöse Erleben bei H. S. Reimarus und J. S. Semler, Borna-Lpz., 1919 (Diss.); Αner. К., Die Theologie der Lessingzeit, Halle, 1929.

Г. Штилер. ГДР.

ЗЕН-БУДДИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗЕНОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗЕНЬКОВСКИЙ

Василий Васильевич (р. 1881) - реакц. философ и теолог, белоэмигрант (с 1919). Доцент, затем проф. (с 1915) Киевского ун-та. С 1925 - проф. Православной богословской академии в Париже; в 1942 принял сан священника.

Критикуя "справа" психофизический параллелизм ("Проблема психической причинности", К., 1914), З. отстаивает "теорию" психофизич. взаимодействия, осн. началом к-рого является, по З., психическое, направляющее эволюцию "органического" тела. Основу взглядов 3. составляет мистицизм, близкий по своей филос. окраске персонализму. В гносеологии З. - эмпирич. интуитивист; признание "идеирующей абстракции" сближает его с Гуссерлем. Кризис капитализма для З. - это "мировой кризис" ("Православие и культура", Берлин, 1923, с. 15, 3, 4, 5). Спасение З. видит в православии, к-рое якобы способно обновить жизнь людей. Тупик, в к-рый, по мнению З., зашла наука при разрешении проблем личности, объясняется З. именно антирелигиозностью науки ("Apologetika", P., 1958).

Свою историко-филос. концепцию З. строит на основе превращения философии в придаток теологии (проблема секуляризма). Он полагает, что философия рождается из недр религ. мировоззрения. Метод изложения З. состоит в том, чтобы описать темы, определявшие творчество к.-л. мыслителя и те "интуиции..., которые направляли это творчество" ("История русской философии", в 2 тт., т. 2, Париж, 1950, с. 463). Особенностью рус. философии З. считает то, что она будто бы никогда не порывала с религией и ее построения озарены светом православия. З. извращает материалистич. учения рус. философии и науки, особенно революц.-демократич. идеологию ("О мнимом материализме русской науки и философии", Мюнхен, 1956); он злобно клевещет на марксизм-ленинизм, на социалистич. строй.

Соч.: Современное состояние психофизической проблемы, К., 1905; Социальное воспитание, его задачи и пути, М., 1918; Психология детства, Лейпциг, 1924; Об иерархическом строе души, в кн.: Научн. тр. Рус. нар. ун-та в Праге, т. 2, Прага, [1929]; Проблемы воспитания в свете христианской антропологии, Париж, 1934; Знание и вера, в сб.: Православие в жизни, Нью-Йорк, 1954; Русские мыслители и Европа, 2 изд., Париж, [1955]; Aus der Geschichte der ästhetischen Ideen in Russland im 19 und 20 Jahrhundert, s'Graven-hage, [1958].

Лит.: История философии, т. 4, M., 1959 (См. Именной указатель); Против современных фальсификаторов истории русской философии, М., 1960.

А. Поляков. Москва.

ЗЕРВАНИЗМ

ЗЕРВАНИЗМ (зрванизм, зурванизм) - дрневнеиран. религ.-филос. учение, рассматривающее в качестве первонач. субстанции Зрван - время. Как определенная религ. система З. может быть отнесен ко времени Ахеменидов (6-4 вв. до н.э.), но культ Зрвана существовал, вероятно, еще раньше. Нек-рые представления З. вошли и в Авесту. Позднее З. был одним из осн. течений внутри зороастризма, объединив в монистич. системе дуалистич. представления, свойственные маздеизму. З. оказал большое влияние на развитие иудаизма, раннего христианства и гностицизма; Зрван стал верховным богом манихейства. По З., первоначально, когда существовало лишь бесконечное время, мир находился в потенциальном состоянии. От Зрвана якобы произошли доброе, светлое начало - Ормузд, и злое, темное - Ариман. Ход борьбы этих начал и все, что происходит в мире, заранее предопределено временем. Фаталистич. тенденция З. и характерная для зороастризма идея свободного выбора были позднее унифицированы в концепции, по к-рой участь человека в этом мире определена судьбой (временем), но от его действий зависит его положение в будущем мире. В противоположность маздеизму, для З. характерна пессимистич. тенденция рассматривать этот мир как владение злого начала.

В З. представления о всеобъемлющей активной субстанции, бесконечном времени тесно связаны с представлениями о вечном пространстве. Благодаря времени, осн. сущностью к-рого является продолжительность, материя имеет возможность прийти в действие. Уже поздняя Авеста различает между бесконечным временем и временем, обладающим длительной продолжительностью, но конечным. Позднее теологи трактовали бесконечное время как вечность сущего, а длительное время рассматривали как продолжительность мира, к-рый был создан и будет иметь конец. Наряду с т.н. этич. З., в З. имелось и др. материалистич. течение (существовало уже в 3 в. н.э.). Зрваниты-материалисты отрицали творение мира и существование бога-создателя, воздаяний, рая и ада, верили в вечность мира, развивающегося в бесконечном времени и благодаря ему. Это учение продолжено позднее в дахризме (от араб. "дахр" - время, судьба).

Лит.: Nуberg H. S., Questions de cosmogonie et de cosmologie mazdéennes, "J. asiatique", 1929, t. 214, p. 193-310; 1931, t. 219, p. 1-134; Schaeder H. Н., Der iranische Zeitsrott und sein Mythos, "Z. Dtsch. morgenländ. Ges.", 1941, Bd 95, S. 268-99; Duchesne-Guillemin J., Ormazd et Ahriman, P., 1953; Zaehner R. C, Zurvān, a Zoroastrian dilemma, Oxf.. 1955; eго же, Postscript to Zurvān, "Bull, of the School of oriental studies [of London Universityp, 1955, v. 17, pt 2, p. 232-49; Воусе M., Some reflections on Zurvanism, там же, 1957, v. 19, pt 2, p. 304-16.

Э. Грантовский. Москва.

"ЗЕРЦАЛО БЕЗБОЖИЯ ИЛИ НЕВЕЖЕСТВА"

"ЗЕРЦАЛО БЕЗБОЖИЯ ИЛИ НЕВЕЖЕСТВА" ("Зерцало безбожи я") - произведение рус. атеистич. лит-ры конца 18 в. Автор не установлен. Входило в рукописный сборник, датируемый не раньше 1797. Сборник (288 стр.; обнаружен в 1941 в г. Костроме) содержит след. произведения: 1) "Письмо Руссо к Вольтеру"; 2) "Оратория" Михаила Ломоносова; 3) "Рассуждение о размножении душ" Феофана Прокоповича; 4) "Письмо Фридриха II короля Прусского к фельдмаршалу Кейту"; 5) "Исповедание веры г. наместника Савоярда". Сочинение Ж. Ж. Руссо; 6) "Письмо одного мусульманина к своему другу"; 7) "Зерцало безбожия или невежества"; 8) "Рассуждение о душе". В сборнике представлены произведения как умеренно деистические (с доказательствами бытия бога и бессмертия души) и антиклерикальные, так и атеистические.

Названия глав "Зерцала..." (напечатано в кн. "Избр. произв. рус. мыслителей второй пол. XVIII в.", т. 2, 1952) выражают атеистич. характер взглядов автора: 1) Несовершен бог: имеет пределы своих деяний; 2) Бог имеет пределы разума; 3) Бог имеет пределы воли; 4) Бог не есть творец и промыслитель мира; 5) Мир не зависит от бога; 6) Несовершенный не есть бог; 7) Бог не есть присущ существованию. В результате критики теологич. "обоснования" "бытия бога" автор приходит к выводу: "... Бога нет". Содержание "Зерцала..." свидетельствует о знакомстве его автора с "Системой природы" Гольбаха.

Лит.: Шахнович М., Новый памятник рус. свободомыслия XVIII в., в сб.: Звенья, кн. 8, М., 1950; Щипанов И. Я., Общественно-политич. и философские воззрения рус. мыслителей второй пол. XVIII века [вступит. статья], в кн.: Избр. произв. рус. мыслителей второй пол. XVIII в., т. 1, М., 1952, с. 62-6З.

А. Голодко. Москва.

ЗИБЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗИБЕРН

ЗИБЕРН (Sibbern) - см. Сибберн.

ЗИГВАРТ

ЗИГВАРТ (Sigwart), Христоф (1830-1904) - нем. логик, по своим филос. воззрениям близкий к баденской школе неокантианства. Проф. философии в Тюбингене (1865-1903). З. испытал (особенно в первый период своей деятельности) влияние ряда нем. философов - Ф. Баура, Ф. Шлейермахера, Э. Целлера. Первые работы З. посвящены истории философии (Бэкону, Спинозе) и истории естеств. наук. Осн. произведение З. "Логика" ("Logik", Bd 1-2, 1873-78, рус. пер., т. 1-2, 1908-1909) представляет собой не только изложение логич. учения, но и попытку нового обоснования метафизики. Исследование логики, по мнению З., должно выяснить общие принципы познания, вывести критерии истинного мышления и разработать нормы суждения, в результате чего станет возможным решение метафизич. проблем. Согласно З., логика является нормативной дисциплиной, устанавливающей правила, к-рые руководят мышлением в поисках истины. Не удовлетворяясь традиц. пониманием логики и отвергая гегелевскую логич. концепцию, З. стремился обосновать логику на фактах реального мышления. Он примыкает к идущему от Дж. С. Милля направлению психологизма в логике. Специфич. особенностью психологизма З. является телеологизм. В логич. системе З. понятию цели принадлежит решающая роль (с его помощью определяются все осн. понятия логики, в т.ч. и понятие истины). Все категории логики (суждение, понятие, законы тождества и противоречия и т. д.) З. рассматривает, с одной стороны, как реальные процессы мышления или их закономерности, с др. стороны, - как не выводимые из эмпирич. материала логич. отношения и законы. Смешение логич. и психология, моментов обусловило эклектичность логич. системы З., ее неспособность дать адекватное объяснение логическому.

Предпринятая З. попытка психологич. обоснования логики была подвергнута критике со стороны Фреге, Гуссерля и др. З. не смог решить и др. задачу, к-рую он ставил перед своей "Логикой", - построить методологию науч. знания. Изложенное им логич. учение фактически не выходит за рамки аристотелевской логики и в силу этого не только не решает, но даже, по существу, и не затрагивает специфич. проблем методологии науч. исследования.

Соч.: Spinoza's neuentdeckter Tractat von Gott, dem Mensehen und dessen Glückseligkeit, Gotha, 1886; Die Impersonalien..., Freiburg in Breisgau, 1888; Kleine Schriften, Bd 1-2, 2 Aufl., Freiburg in Breisgau - Tübingen., 1889; Vorfragen der Ethik, 2 Aufl., Tübingen, 1907; в рус. пер.: О моральных основах науки, "Вестн. воспитания", 1904, No 9; Борьба против телеологии, СПБ, 1907.

Лит.: Гуссерль Э., Логические исследования, пер. с нем., ч. 1, СПБ, 1909; Вокач Н., Зигварт и проблема логики, "Вопр. философии и психологии", 1911, кн. 109, с. 449-71, кн. 110, с. 681-724; Попов П. С, История логики нового времени, М., 1960, с. 241-44; Philosophische Abhandlungen. Christoph Sigwart zu seinem 70. Geburtstage, Tübingen, 1900.

В. Садовский. Москва.

ЗИГФРИД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗИЗАНИЙ ЛАВРЕНТИЙ

ЗИЗА́НИЙ Лаврентий (г. рожд. неизв. - ум. ок. 1634) - белорус. гуманист-просветитель. В 1626 по заданию моск. патриарха Филарета написал обширный "Катихизис" (Гродно, 1783), в к-ром дал свое толкование церк. догматов, близкое к протестантизму. Вместе с тем в этой книге он изложил сведения естеств.-науч. характера - "...о крузех небесных, и о планитах, и о зодиях, и о затмении солнца, и о громе, и о молнии, и о тресновении, и о шибении, и о перуне, о комитах и о прочих звездах" (цит. по кн.: "Заседание в книжной палате 18-го февраля 1627 года по поводу исправлений Катихизиса Лаврентия Зизания", СПБ, 1878, с. 33). В противоположность официальной религ. идеологии, З. пытался по-своему объяснить явления природы естеств. путем, исходя из данных опыта и наблюдений. Признавал шарообразность Земли и движения небесных светил. Моск. богословы, к-рым был отдан на просмотр "Катихизис" З., признали его взгляды еретическими. Соч.: Славянская азбука, Вильно, 1596; Грамматика словенска, Вильно, 1596.

Лит.: Ильинский Ф., Большой Катехизис Лаврентия Зизания, К., 1899.

Н. Алексютович. Минск.

ЗИЗАНИЙ СТЕФАН

ЗИЗА́НИЙ Стефан - белорус. полемист конца 16 в. В своих проповедях и сочинениях ("Катихизис", "Казанье св. Кирилла об антихристе", Вильна, 1596) осуждал насильств. политику полонизации и окатоличения белорус. населения, изобличал роскошь, богатство и своеволие духовных и светских феодалов. Развивая тезис о господстве на земле антихриста в лице папы, З. подверг критике иезуитов и папство. Деятельность З. вызвала к нему фанатич. ненависть со стороны духовенства и властей. Он был отлучен от церкви и объявлен гос. преступником. В 1599, скрываясь от преследований церковников и гос. властей, З. вынужден был оставить пределы Белоруссии.

Лит.: Акты, относящиеся к истории Западной России, т. 4, 1588-1632, СПБ, 1851, с. 196-98; Русская историческая библиотека, т. 7, кн. 2, СПБ, 1882, с. 169-222; Завитневич В. З., Палинодия Захарии Копыстенского и ее место в истории западно-русской полемики XVI и XVII ее., Варшава, 1883; Laszcz M., [Жебровский], Kqkol, który rozsiewa Stephanek Zizania w cerkwiach Ruskichw Wilnie, Wilno, 1595; Plewy Stephanka Zyzanicy, Heretyka, z cerkwi Ruskiey wykletego, Wilno, 1596.

H. Алексютович. Минск.

ЗИММЕЛЬ

ЗИММЕЛЬ (Simmel), Георг (1 марта 1858 - 26 сент. 1918) - нем. философ-идеалист и социолог, представитель т.н. философии жизни. С 1914 - проф. в Страсбурге. Все области бытия, по З., охватываются иррац. понятием жизни, к-рая объявляется основой бытия и сознания, единств. реальностью, данной в "непосредственном переживании". Внешний мир существует лишь постольку, поскольку он "переживается" субъектом. Поэтому естеств. науки, по З., исследуют лишь явления, они не могут охватить все многообразие жизненных форм, а также постигнуть жизнь в целом. Познание же истории, по мысли З., следует искать не во внешних фактах, а в психологии, к-рая является априорной предпосылкой историч. науки; задача состоит в том, чтобы на основании документов и преданий заключать о психич. явлениях, лежащих в основе историч. событий. При этом лишь философ, обладающий даром интуиции, может охватить целостность истории, не достигая, однако, объективной истины. Позиция З. ведет к субъективистской интерпретации событий и к ликвидации историч. науки.

Социологич. взгляды З. носят бурж.-апологетич. характер. Социологию он определяет как науку о социальных формах. Гос-во, церковь, обществ. строй и др. "объективные образования" З. рассматривал как результат бесчисл. взаимоотношений индивидов. Истолковывая эти взаимоотношения идеалистически, он называл социологию "психологической микроскопией взаимо-отношений между атомами общества". Он заменяет понятие общества понятием "социальности", осн. регулятором к-рой является "социальное расслоение" ("Über soziale Differenzierung", 1890; рус. пер. "Социальная дифференциация", 1909). Дифференциация, по З., создает путем естеств. отбора высшие и низшие социальные группы. В жизни, утверждал З., господствует борьба за существование, цель к-рой - возвышение жизни ради самой жизни, и потому морально то, что способствует достижению этой цели. Эти рассуждения В. И. Ленин назвал "абстрактными" и "совершенно ненаучными" (см. Соч., т. 1, с. 392).

Реакц. взгляды З. оказали влияние на неокантианцев Риккерта, Струве, на мн. представителей бурж. философии истории эпохи империализма. На него ссылались также идеологи герм. фашизма.

Соч.: Vom Wesen des historischen Verstehens, В., 1918; Schopenhauer und Nietzsche, 2 Aufl., Münch.-Lpz., 1920; Grundfragen der Soziologie, 2 Aufl., В.-Lpz., 1920; Philosophie des Geldes, 4 Aufl., Lpz.-Münch., 1922; Die Probleme der Geschichtsphilosophie, 5 Aufl., Münch.-Lpz., 1923; Kant, Münch.-Lpz., 1924; Der Konflikt der modernen Kultur, 3 Aufl., Münch.-Lpz., 1926; Hauptprobleme der Philosophie, 7 Aufl., В., 1950; Soziologie, 4 Aufl., В., 1958; в рус. пер.: Проблемы философии истории, М., 1898; Проблемы социологии, "Научное обозрение", 1899, No 3; К методологии социальной науки, там же, 1900, No 2; Конфликт современной культуры, П., 192З.

Лит.: История философии, т. 3, М., 1959, с. 362-64; Ковалевский М., Современные социологи, СПБ, 1905, с. 98-162; Adler M., G. Siramels Bedeutung für die Geistesgeschichte, W.-В., 1919; Spykman N. J., The social theory of G. Simmel, Chi., 1925; Fabian W., Kritik der Lebensphilosophie Simmels, Breslau, 1926; Buch des Dankes an G. Simmel. Briefe, Erinnerungen, Bibliographie, В., 1958.

А. Мысливченко. Москва.

ЗИНОВИЙ ОТЕНСКИЙ

ЗИНО́ВИЙ ОТЕ́НСКИЙ (г. рожд. неизв. - ум. 1568 или 1570) - рус. церк. писатель-схоласт. Противник крестьянско-плебейской ереси Феодосия Косого. После осуждения Максима Грека, учеником к-рого он являлся, был сослан в 1531 в новгородский Отенский монастырь. Здесь в 50-60-х гг. 16 в. им были написаны полемич. соч. - "Послание многословное черноризца к вопросившим о известии благочестия на зломудрие Косого и иже с ним" (1880), "Истины показание к вопросившим о новом учении" (1863) и др. В этих соч. З. О. особое внимание уделял космологич. и онтологич. доказательствам существования бога, полемике с материалистич. представлениями древних греков, защите догматов и обрядов православной церкви. Оставаясь целиком на крепостнич. позициях, выступая как апологет рабства и защитник монастырского землевладения, З. О. вместе с тем осуждал отд. злоупотребления господ и феод. гос-ва. Произведения З. О. при всей их тенденциозности являются осн. источником для изучения воззрений Феодосия Косого, к-рому он приписывал учение о "самобытном естестве".

Соч.: Слово инока Зиновия на открытие мощей архиепископа Ионы Новгородского, в кн.: Калугин Ф., Зиновий инок Отенский и его богословско-полемические и церковно-учительные произведения, СПБ, 1894.

Лит.: Будовниц И. У., Русская публицистика XVI века, М.-Л., 1947; Клибанов А. И., Реформационные Движения XIV - первой половины XVI вв., М., 1960; Клибанов А. И. и Корецкий В. И., Послание Зиновия Отенского дьяку Я. В. Шишкину, "Тр. Отдела древнерус. лит-ры АН СССР. Ин-т рус. лит-ры (Пушкинский дом)", 1961, т. 17.

В. Корецкий. Москва.

ЗИХ

ЗИХ (Zieh), Отакар (р. 26 мая 1908). - чеш. логик, д-р филос. наук (с 1960), профессор (с 1958) филос. ф-та Карлова ун-та. Науч. труды З. посвящены методологии естеств. и точных наук ("Логические и методологические аспекты эксперимента", 1957, рус. пер. см. вкн. "Мировоззренческие и методологические проблемы науч. абстракции", 1960; "Введение в философию математики" - "Úvod do filosofie matematiky", 1947). В области логики З. построил теорию целых чисел ["О понятии целого числа" - "Sur la notion du nombre entier", в сб.: Česká akademie vĕd a umĕni. Bull. inter. Resumés des travaux présentés. Classe des sciences mathématiques, 49-e année (1948), Praha, 1950]. Анализируя логич. структуру нар. пословиц, З. показывает, каким образом в мышлении нар. масс стихийно возникали сложные логич. формы ("Народные пословицы с точки зрения логики" - "Lidová přisloví s logického hlediska", 1956). Занимается также вопросами преподавания логики ("Значение логики для преподавания в вузах" - "Význam logiky pro práci vysokoškolského učitele", 1959).

Соч.: Moderni logika, Praha, 1958 [совм. с др.]; К metodologii experimentálnchí vĕd, Praha, 1959 (совм. с Málek I. и Tondl L.).

Лит.: Кольман Э., Книга о логике народных пословиц, "Вопр. философии", 1958, No 4, с. 152-54; Jaakkо К., Hintikka J., Identity, variables, and impredicative definitions, "J. Symb. Logic", 1956, v. 21, p. 225-45; Ηelfert V., О české hudbĕ, Praha, 1957.

К Берка. ЧССР

ЗЛАТАРОВ

Асен Христов (4 февр. 1885 - 22 дек. 1936) - болг. ученый-химик, философ и обществ. деятель. Окончил Женевский ун-т (1907). С. 1910 - ассистент по химии. Член Болг. с.-д. партии (группа широких социалистов) (с 1905). По филос. взглядам был близок к махизму, делал попытки "дополнить" философию Маркса воззрениями Маха и Авенариуса, к-рых защищал от критики со стороны Ленина и др. рус. марксистов-материалистов. В конце жизни З. активно участвовал в борьбе против фашизма и войны, симпатизировал коммунизму. После посещения СССР в 1936 написал восторженные статьи и кн. "В стране советов" ("Въ страната на съветитъ", 1936) об успехах социализма и науки в Советском Союзе.

Соч.: Очерки по философия на биологията, С, 1911; Проблемата за истината [предговор], в кн.: Мах Е., Познание и заблуждение, С., 1924 (Натурфилософско четиво, No 5); Маркс-Енгелсовият материализъм и ечпириокритицизмъ [предговор], в кн.: Кауцки К., Медицина и исторический материализъм, С, 1930 (Натурфилософско четиво, No 50); Сборник, С., 1956.

Лит.: Бербатов Н., Философските възгляди на Асен Златаров, в сб.: Годишник на Софийский университет. Философско-исторически факултет, т. 52, кн. 1, С., 1959.

Я. Бербатов. НРБ.

ЗЛО

ЗЛО - см. Добро и зло.

ЗНАК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗНАНЕЦКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗНАЧЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗОЛЬГЕР

ЗОЛЬГЕР (Solger), Карл Вильгельм Фридрих (28 ноября 1780 - 25 октября 1819) - нем. философ-идеалист и эстетик-романтик, проф. Франкфуртского (с 1809) и Берлинского (с 1811) ун-тов. От субъективного идеализма в духе Фихте, под влиянием Спинозы, а также Шеллинга, к-рого слушал в Иене, З. эволюционировал к объективному идеализму ("Философские беседы" - "Philosophische Gespräche", 1817). Наиболее важны эстетич. сочинения З. - "Эрвин. Четыре диалога о прекрасном и искусстве" ("Erwin; vier Gespräche über das Schöne und die Kunst", Bd 1-2, 1815) и посмертно изданные "Лекции по эстетике" ("Vorlesungen über Aesthetik", 1829). З. истолковал в них выдвинутое нем. романтиками понятие романтич. иронии в духе объективного идеализма, отождествив ее с диалектич. моментом отрицания отрицания. Благодаря этому З. явился одним из предшественников Гегеля, высоко его ценившего и отделявшего от субъективно-идеалистич. направления Фихте и Ф. Шлегеля (см. Гегель, Соч., т. 12, с. 72-73). Соч. З. "Эрвин" изучал в студенческие годы К. Маркс (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произведений, 1956, с. 12).

Соч.: Nachgelassene Schriften und Briefwechsel, hrsg. von L. Tieck und Fr. V. Raumer, Bd 1-2, Lpz., 1926; The complete correspondence, Ν. Υ., 1933 (совм. с Tieck).

Лит.: Мемнон (Давыдов И. И.), Разбор сочинения Сольгера..., "Вестн. Европы", 1822, No 13-14; Hegel G. W. F., Über Solgers nachgelassene Schriften und Briefwechsel, в его кн.: Werke, Bd 16, В., 1834; Schmidt R., Solgers Philosophie, В., 1841; Heller J. E., Solgers Philosophie der ironischen Dialektik, Kirchhain, 1928 (Diss.); Boucher Μ., Κ. W. F. Solger.., P., 1934.

Г. Фридлендер. Ленинград.

ЗОМБАРТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗООПСИХОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗОРАЯН

Никогаос (1821 - 30 нояб. 1859) - арм. экономист, педагог и публицист. Род. в Константинополе. Во время революц. событий 1848 находился в Париже.

Признавая объективность мира и возможность его познания, З. отстаивал мысль о том, что "все, что имеется в природе, развивается только через противоречия" ("Любовь к чтению", Константинополь, 1852, с. 9). Он был противником устаревших феод. порядков и вслед за Смитом и Рикардо утверждал, что единств. источником богатства является труд; с освобождением труда "наступит счастливый день, братские узы, как солнечные лучи, рассеют мрак человеконенавистничества, просвещенная заинтересованность станет заменять собой гнусную индивидуалистическую корысть" (там же, с. 163-64). Труд не может быть освобожден до тех пор, пока материальное богатство рассматривается не как средство, а как цель ("Сведения о политэкономии", Константинополь, 1849, с. 338). "Из всего того, что существует, - писал З., - самым главным, самым почетным и самым полезным является человек" (там же, с. 178).

Бурж. ограниченность З. проявилась в том, что под трудом он понимал и капиталистич. предпринимательство, а также в защите им частной собственности и бурж. семьи.

Соч. на арм. яз.: О характере национального воспитания, Константинополь, 1848.

Лит.: Гаспарян Г., Никогаос Зораян, газ. "Коммунист", Ер., 1959, 12 окт., No 292.

Г. Гаспарян. Ереван.

ЗОРГЕ

ЗО́РГЕ (Sorge), Фридрих Альберт (9 нояб. 1828 - 26 окт. 1906) - нем. марксист, пропагандист науч. социализма в Америке, деятель междунар. рабочего движения, ученик и соратник Маркса и Энгельса. После поражения Баденского восстания (1849), за участие в к-ром З. был приговорен к смерти, эмигрировал сначала в Швейцарию, затем в Бельгию и, наконец, через Англию в Америку (1852), где стал руководителем ряда прогрессивных орг-ций. В 1852 З. вместе с Вейдемейером основал в США "Пролетарскую лигу". Принимал участие в созданном в 1857 в Нью-Йорке "Коммунистическом клубе". В 1866-67 был одним из основателей нью-йоркского "Всеобщего немецкого рабочего союза" - орг-ции с коммунистич. программой, где с позиций науч. социализма успешно боролся с лассальянцами. З. был организатором амер. секции 1-го Интернационала, где выступал против бакунистов. Особенно велики его заслуги как секретаря Генерального совета 1-го Интернационала (избран на Гаагском конгрессе 1872). Ленин называл З. "активным членом американского социалистического движения" (Соч., т. 21, с. 390).

З. был одним из основателей Социалистич. рабочей партии США (1876), боролся с догматизмом и сектантством ее руководителей (Ф. Ван-Паттена, А. Шписа). Опубликованные им в 1891-96 в журн. "Neue Zeit" статьи по вопросам амер. рабочего движения (в рус. пер. собранные в кн.: "Рабочее движение в Соединенных Штатах", СПБ, 1907) пропагандировали марксистские положения о необходимости организации рабочего класса для освобождения от ига капитала, о том, что социализм имеет свои корни в рабочем движении и не должен отрываться от него.

Обосновывая и пропагандируя материалистич. понимание истории, З. писал, что "...форма мышления и поведение, чувства и желания людей коренятся в их экономическом положении, определяются материальными условиями и от них зависят..." (указ. соч., с. 84-85). З. считал Маркса "человеком, чей проницательный взгляд проникал в наиболее запутанные отношения общественных классов, ...человеком, впервые изобразившем экономическую структуру всего современного общества..." (там же, с. 67), лучшим знатоком экономич. и политич. явлений (см. тамже, с. 36). Большое значение З. придавал профсоюзам. Подготовленная им к печати переписка с Марксом, Энгельсом и др. (1906, рус. пер. 1907) сыграла большую роль в пропаганде марксизма. Этот труд З. высоко оценил Ленин, как "необходимое дополнение к нашей передовой марксистской литературе" (Соч., т. 12, с. 321).

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Письма [1869-1895], Соч., т. 26-29; Meринг Ф., Переписка Зорге, [СПБ, 1907]; его же, К. Маркс. История его жизни, М., 1957 (см. Указ. имен); Xилквит Μ., История социализма в Соединенных Штатах, 2 изд., П., 1919; Райский Л., Новейшая история Северо-американских Соединенных штатов, Л., 1930; Φостер У. З., Очерк политической истории Америки, М., 1955 (см. Указ. имен); Из истории борьбы Маркса и Энгельса за пролетарскую партию, М., 1955 (см. Указ. имен); Mehring F., F. Α. Sorge, "Neue Zelt", 1906-1907, Bd 1, No 5.

А. Панфилова. Москва.

ЗОРОАСТРИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗОСИМА

Брадатый - рус. гос. и церк. деятель 15 в. В 1490-94 - митрополит, ставленник великого князя Ивана III. Враг воинствующих церковников. По свидетельству Иосифа Волоцкого, З. принадлежит знаменитая фраза: "А что то царство небесное, а что то второе пришествие, а что то воскресение мертвых, ничего того несть: умер кто ин то умер, по та места и был". В обстановке подъема реформац. антифеод. движения Иван III пожертвовал Зосимой. В 1495 З. был лишен сана и сослан в Троице-Сергиевский монастырь. Ему принадлежит "Извещение о пасхалии" (1492), в к-ром впервые сформулирована идея историч. "преемства" Москвой всемирного значения Византии, т.е. идея, предвосхищавшая теорию "Москва - третий Рим".

Лит.: Лурье Я. С., Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV - нач. XVI в., М.-Л., 1960; Клибанов А. И., Реформационные движения в России в XIV - первой пол. XVI вв., М., 1960 (см. Указ. имен).

А. Клибанов. Москва.

ЗУБКУ-КОДРЯНУ

Николае (Николай П е т р о в и ч; 1850 - 31 дек. 1878) - мыслитель и революционер Румынии и Молдавии. Род. в с. Ниспорены (Бессарабия). Будучи (с 1870) студентом Медико-хирургич. академии в Петербурге, участвовал в деятельности народнич. кружков. Преследуемый царской охранкой, уехал в 1874 в Румынию, где занялся организацией революц. кружков.

Мировоззрение З.-К. сформировалось под влиянием идей рус. революц. демократов, нек-рую роль сыграло знакомство З.-К. с трудами Маркса и Энгельса. Революционер и крест. социалист-народник, З.-К. отстаивал идею революции, беспощадно критиковал сторонников социальных реформ. "Капиталистическое общество со своими учреждениями, - писал З.-К., - подобно червю, которого, чтобы уничтожить, нельзя оставить ни одного кусочка, чтобы он не возродился вновь... Эту истину забывают наши современники, которые хотят временно облегчающими средствами вылечить все болезни общества" (см. "Документы из истории Румынии"- "Documente privind istoria României", v. 1, pt. 1, Buc, p. 510). Исходя из формулы Прудона "собственность - это кража", З.-К. требовал ликвидации частной и установления обществ. собственности ("О государстве, собственности и семье", 1880). Он был страстным поборником свободы и дружбы народов.

Материализм в воззрениях З.-К. проявлялся гл. обр. в критике им религии, в разоблачении ее классовых корней и реакц. роли. Социально-экономич. отсталость Молдавии и Румынии 70-х гг., а также влияние философии Спенсера помешали З.-К. понять сущность марксистского учения.

Соч.: Румыния, "Община", Женева, 1878, No 3-4, с. 46-48 (псевд. Н. Драгом); Письма в кн.: Istrati С., О pagină din socialismul rom in, [Buс, 1880]; в рус. пер. в кн.: Передовые румынские мыслители XVIII-XIX вв., М., 1961.

Лит.: [Ралли - Арборе З. К.], Николай Петрович Зубку-Кодряну, Женева, 1879 (на молд. яз. см. вкн.: Арбуре З., Опере алесе, Кишинэу, 1957); Романенко Н., Николай Зубку-Кодряну, в кн.: Борцы революционного подполья Молдавии, Кишинев, 1958; Roller M., Nicolai Zubcu Petrovici, Buc, 1946.

Отдел философии АН Молд. ССР. Ин-т философии Академии PHP.

ЗУЛЬЦЕР

ЗУЛЬЦЕР (Sulzer), Иоганн Георг (16 окт. 1720 - 27 февр. 1779) - нем. эстетик и педагог. Род. в Швейцарии, в 1743 переехал в Германию; с 1775 руководил филос. классом Берлинской АН. Во "Всеобщей теории изящных искусств" ("Allgemeine Theorie der schönen Künste", Bd 1-2, 1771-74), наложенной в виде ряда статей, помещенных в алфавитном порядке, З. подчеркивал значение вкуса и чувства в воздействии иск-ва на человека. По его мнению, иск-во призвано пробуждать чувства истины и добра. З. ратовал за то, чтобы поставить иск-во на службу нравств. воспитания бюргерства; однако он часто переходил к плоскому морализированию, что способствовало неприятию его произведений Лессингом, Гердером и Гёте. Соч. З. оказали влияние на развитие рус. эстетики конца 18 - нач. 19 вв.

Соч.: Vermischte philosophische Schriften, Bd 1-2, 2 Aufl., Lpz, 1782-1800; Lebensbeschreibung, В.-Stettin, 1809; Pädagogische Schriften, Langensalze, 1922; в рус. пер.: Разговоры о красоте естества, СПБ, 1777; О полезном с юношеством чтении древних классических писателей мнение, М., 1787; Упражнения к возбуждению внимания и размышления, СПБ, 1801; Новая теория удовольствий, пер. с франц., СПБ, 181З.

Лит.: Меринг. Ф., Легенда о Лессинге, в его кн.: Литературно-критические статьи, т. 1, М.-Л., 1934; Heym L., Darstellung und Kritik der ästhetischen Ansichten J. G. Sulzers, Lpz., 1894 (Diss.); Groß K. J., Sulzers allgemeine Theorie der schönen Künste, В., 1905; Leo J., J. G. Sulzer und die Entstehung seiner "Allgemeinen Theorie der schönen Künste", В., 1907; Τumarkin Α., Der Ästhetiker Johann Georg Sulzer, Frauenfeld, 193З.

Г. Штилер. ГДР.

Предыдущая страница Следующая страница