Приглашаем посетить сайт

Толстой (tolstoy-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ЗОМБАРТ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЗОМБАРТ

ЗОМБАРТ (Sombart), Вернер (19 янв. 1863 - 18 мая 1941) - нем. бурж. экономист и социолог, ученик Г. Шмоллера. С 1890 - проф. в Вроцлаве (Бреславле). С 1906 - проф. Высшей торговой школы в Берлине, в 1917-31 - Берлинского ун-та. В ранних работах З. выступал как представитель "...подкрашенного в марксистский цвет социал-либерализма..." (Ленин В. И., Соч., т. 18, с. 51). В дальнейшем он открыто выступил против историч. материализма и экономич. учения Маркса, вел борьбу против социализма. Будучи экономистом эмпирич. школы, З. под влиянием Маркса, но с целью опровержения марксизма, пытался соединить эмпирич. изучение экономики и теоретич. объяснение обществ. жизни. Он разработал концепцию "экономич. системы", считая это понятие основным в своей системе взглядов (см. "Der Bourgeois", Münch, - Lpz., 1913, S. 1-85; "Die drei Nationalökonomien", Münch.-Lpz., 1930, S. 185).

"Экономическая система" - выражение духа общества. Она, согласно З., вызывает к жизни многочисл. экономич. институты, присущие только данной "системе". Период, в к-ром развертывается и реализуется данная система, З. называл "экономич. эпохой". Считая капитализм "величайшим чудом истории человечества" и отрицая первонач. капиталистич. накопление, З. объяснял развитие капитализма изначальным существованием некоего "капиталистич. духа" в человеке; как только человек преодолевает свое первобытное состояние, он наполняется инстинктивным стремлением к золоту, деньгам, наживе и непрерывно ищет способы применения своих способностей в активной деятельности. Раскрытие этого духа и породило, по З., капиталистич. общество (см. "Der Bourgeois", S. 1-85). Длительное существование рабовладельческого, феод. обществ и образование мировой социалистич. системы в корне опровергают концепцию З.

Развитие общества З. понимал как эволюц. процесс изменения отношений между духовными элементами, образующими обществ. структуру. Революции он рассматривал как случайные и несуществ. моменты в развитии общества. Он отрицал существование классов и утверждал, что ни буржуазия, ни пролетариат не составляют якобы единых классов, т.к. внутри этих классов существуют огромные различия в экономич. положении.

В разработанной им социологич. концепции З. рассматривает социологию в широком смысле, как познание жизни людей в обществе, включая и человеч. культуру (см. "Noo-Soziologie", В., 1956, S. 2). З. различает филос. социологию, к-рая тождественна философии истории и выходит за рамки опыта, и научную, или социологию в собств. смысле слова, являющуюся "систематической наукой о конкретных формах жизни человеческого общества" (там же). В соответствии с этим З. различал "психологическую социологию", рассматривающую психо-биологич. факты - чувства, инстинкты, влечения, как основу человеч. культуры, и "ноологическую социологию" (от греч. nóos - разум), рассматривающую духовные факторы культуры - религию, этику, право и т.п. Однако ноологич. социология не устанавливает единства культуры, оставляя эту задачу философии (там же, S. 4-8). Произвольно деля, под влиянием Фрейда, основы культуры на биологич. и духовные, З. не видел в материальном произ-ве основу социальной жизни и не сумел объяснить истоки материальной и духовной культуры и действит. роли в ней психологически-биологич. факторов. В работах З. содержится большой фактич. материал. Начиная с 1920-х гг. концепции З. неоднократно использовались реакц. политич. кругами Германии.

Соч.: Technik und Wirtschaft, Dresden, 1901; Das Lebenswerk von Karl Marx, Jena, 1909; Die Juden und das Wirtschaftsleben, Lpz., 1911; Krieg und Kapitalismus, Münch. - Lpz., 1913; Sozialismus und soziale Bewegung im 19, Jena, 1896; 10 изд. под назв.: Der proletarische Sozialismus ("Marxismus"), Bd 1-2, Jena, 1924; Die Zukunft des Kapitalismus, В., 1932; Deutscher Sozialismus, В., 1934; Soziologie: was sie ist und was sie sein sollte, в сб.: Sitzungsber. d. Preuss. Akad. der Wiss., Phil. - Hist. Klasse. [Bd] 5, В., 1936; Weltanschauung, Wissenschaft und Wirtschaft, В., 1938; Vom Menschen, В., 1938; в рус. пер.: Социализм и социальное движение в 19 в., СПБ, 1902; Художественная промышленность и культура, СПБ, [б. г.]; История экономического развития Германии в 19 в., ч. 1-2, СПБ, [б. г.]; Почему теперь интересуются вопросами народного хозяйства и социальной политики?, в кн.: Социологические этюды, СПБ, 1904; Идеалы социальной политики, СПБ, 1906; Современный капитализм, т. 1-2, М., 1903-1905, т. 3, М.-Л., 1930 (т. 1, 2 изд., М.-Л., 1931); Буржуа, М., [1924].

Лит.: Энгельс Ф., Неизвестное письмо Ф. Энгельса В. Зомбарту 11 марта 1895 г., "Вопр. истории КПСС", 1962, No 2; Луначарский А. В., Зомбарт о душе буржуа, в его кн.: Мещанство и индивидуализм, сб. статей, М.-П., 1923, с. 202-23; Fechner Ε., Der Begriff der kapitalistischen Geistes bei W. Sombart und M. Weber, Köln, 1929; Εngel W., Max Webers und Werner Sombarts Lehre von den Wirtschaftsgesetzen, В., 1933; Ziegenfuss W., W. Sombart. Geist, Gesellschaft und Wirtschaft, в сб.: Schmollers Jahrbuch, für Gesetzgebung, Verwaltung und Volkswirtschaft, 69 Jahrg, H. 3, В., 1949; Weippert G., Werner Sombarts Gestaltidee des Wirtschaftssystems, Gött., 1953; Leich H., Die anthropologisch soziologische Methodik bei Karl Marx, Werner Sombart und Max Weber, [Köln], 1957.

Ц. Арзаканьян, Б. Григорьян. Москва.

В начало энциклопедии