Приглашаем посетить сайт

Русская библиотека (biblioteka-rus.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "З" (часть 1, "ЗАБ"-"ЗЕЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "З" (часть 1, "ЗАБ"-"ЗЕЛ")

ЗАБЛУЖДЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ЗАДАЧИ СОЮЗОВ МОЛОДЁЖИ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗАЗЗО

ЗАЗЗО́ (Zazzo), Рене (р. 10 окт. 1917) - совр. прогрессивный франц. психолог, коммунист, участник Сопротивления, ученик Анри Валлона. Работает в области педагогич. и детской психологии и психопатологии. Преподает в Ин-те психологии Сорбонны. Руководит лабораторией биопсихологии при Школе Высших курсов и лабораторией больницы Анри-Русель. З. известен трудами в области психологии личности и мышления. В частности, методом изучения близнецов он развил диалектич. понимание генезиса и развития личности. Как враг механицизма и антиисторизма в психологии, он материалистически решает также вопросы формирования психич. процессов (мышления и речи) и проблему взаимоотношений наследственности и среды в развитии психики человека в норме и у близнецов [см. "Близнецы, пара и личность" ("Les jumeaux, le couple et la personne"), v. 1-2, v. 1 - Соматическая индивидуализация (L'individuation somatique), v. 2 - Психологическая индивидуализация (L'individuation psychologique, 1960)].

Соч.: Psychologues et psychologies d'Amérique, P., 1942; Le devenir de l'intelligence, P., 1946; Intelligence et quotient d'âges, P., 1946; Manuel pour l'éxamen psychologique de l'entfant, P., 1960.

О. Тутунджян. Ереван.

ЗАИЧНЕВСКИЙ

Петр Григорьевич (18 сент. 1842 - 19 марта 1896) - рус. революционер, представитель разночинного периода рус. Освободит. движения. Автор "Молодой России" (1862) - радик. манифеста, к-рый, "...провозглашая коммунизм, делал вывод о необходимости социальной революции" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 18, с. 433). Выходец из дворян. В 1859-62 вместе с П. Э. Аргиропуло возглавлял революц. кружок студентов Моск. ун-та. В 1862 был приговорен к каторге за пропаганду среди крестьян и распространение запрещенной лит-ры. В 1869 вернулся в Европ. Россию. В 1870-90 руководил революц. кружками. В 1891-95 отбывал ссылку в Вост. Сибири.

Преобладающее влияние на мировоззрение З. оказал Чернышевский. В духе его учения З. требовал в "Молодой России" передачи общинам земли, пром. и торг. предприятий, обеспечения нетрудоспособных. Будущая "социальная и демократич. республика Русская" представлялась З. в виде федерации самоуправляющихся областей на основе всеобщего политич. равенства, выборности органов управления и суда. Выступая против религии и церкви, З. выдвигал утопич. лозунг уничтожения семьи и брака как средства раскрепощения женщин и ликвидации права наследства. З. обличал рус. либералов, критиковал идейно-политич. колебания Герцена. Программа "Молодой России", ее призыв к крест. революции, совершаемой при участии армии под руководством, революц. партии, а также идея революц. диктатуры призванной обеспечить демократич. выборы в Нац. собрание, нашли одобрение в революц. кругах. Критику с их стороны встретили ошибки "Молодой России": несвоевременность выступления с максимальной программой и курс на разрыв с Герценом. В ряде исследований (Б. Козьмин, П. Г. Заичневский и "Молодая Россия", 1932, и др.) "Молодая Россия" рассматривается как документ рус. бланкизма.

Несмотря на знакомство с учением Маркса в 70-90-х гг., З. не нашел пути к правильной революц. теории. Он стал родоначальником особого течения в народничестве - "русского якобинства". Ошибка "рус. якобинцев" состояла в переоценке роли интеллигенции и партии в революции. В практику борьбы З. и его последователи внесли элемент заговорщичества. Положит. значение деятельности З. состояло в широкой пропаганде революц. идей. Из кружков З. вышел ряд известных деятелей народничества - В. Н. Фигнер, М. Н. Ошанина (Оловенникова), Н. С. Русанов и др.; часть бывших учеников З. перешла в лагерь социал-демократии: В. П. Арцыбушев, М. П. Голубева и др.

Соч.: "Молодая Россия". (Предисловие и примечания В. И. Романенко), в кн.: Очерки по истории философии в России, М., 1960.

Лит.: История СССР, 3 изд., т. 2. Под редакцией М. В. Нечкиной, М., 1954, с. 431-32; Лемке М., Политические процессы в России 1860-х гг., 2 изд., М.-П., 1923; Ухалов Е. С, Издательская деятельность студентов Московского университета в период революционной ситуации 60 гг. XIX в., в кн.: Из истории русской журналистики. Статьи и материалы. [Под редакцией А. В. Западова, М.], 1959; Куликов Ю., Пётр Заичневский, в кн.: Сподвижники Чернышевского, [М., 1961].

Ю. Куликов. Москва.

ЗАЙЦЕВ

Варфоломей Александрович [30 авг. (11 сент.) 1842 - 6(18), по др. данным 8(20) янв. 1882] - рус. критик и публицист, сторонник вульгарного материализма. Род. в Костроме в семье чиновника. Учился в Петерб. и Моск. ун-тах (1858-62). В 1863-1865 - сотрудник журн. "Русское слово". С марта 1869 - в эмиграции. Член рус. секции 1-го Интернационала. Противник самодержавия, ратовавший за уничтожение эксплуатации, З. вместе с тем не понимал роли классовой борьбы и народа в историческом процессе. Он видел путь преобразования общества в просвещении, развивая мысль о естеств.-науч. обосновании социализма.

В ст. "Учение о пище, общепонятно изложенное Я. Молешоттом" ("Русское слово", 1863, No 8), "Последний философ-идеалист" (там же, 1864, No 9) и др. З. защищал материалистич. взгляд на природу, сенсуалистич. теорию познания, но процесс мышления трактовал вульгарно-материалистически, считая, что характер пищи влияет на психич. деятельность людей.

Считая себя сторонником эстетич. теории Чернышевского, З., однако, неверно ее истолковывал. Из тезиса "прекрасное есть жизнь" он делал вывод, что иск-во излишне, поскольку жизнь удовлетворяет эстетич. чувство; иск-во отвлекает полезные силы общества и поэтому "заслуживает полного и беспощадного отрицания" (Избр. соч., т. 1, 1934, с. 331). Однако иск-во, выражающее "верную и честную мысль" (там же, с. 337), играет положит. роль. В этой связи З. высоко оценивал демократич. поэзию Н. А. Некрасова. З. переводил сочинения Лассаля, Дж. С. Милля.

Лит.: История русской критики, т. 2, М.-Л., 1958, с. 245-50; Алисов П., Варфоломей Александрович Зайцев, Лондон, 1900; В. А. Зайцев за границей, "Минувшие годы", 1908, No 11; Шелгунов Н. В., Воспоминания, М.-П., 1923, с. 191; Совсун В., В. Зайцев как литературный критик, в сб.: Литература и марксизм, кн. 1, М., 1928; Кирпотин В., В. А. Зайцев, в кн.: Очерки по истории русской критики, т. 2, М.-Л., 1931; Антонович Μ. Α., Промахи, в его кн.: Избр. статьи, Л., 1938; Козьмин Б. П., Русская секция Первого Интернационала, М., 1957.

М. Пеунова. Москва.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕ́НИЕ - суждение, логически вытекающее из посылок умозаключения; суждение, являющееся заключит. результатом вывода, состоящего из нескольких умозаключений, и логически вытекающее из посылок вывода; формула логич. исчисления, следующая из посылок - формул этого исчисления - по принятым в нем правилам вывода; иначе наз. логич. следствием. При рассмотрении доказательства заключением иногда наз. т е з и с доказательства. З. также наз. ту часть теоремы, к-рая, если теорему выразить в виде условного предложения "если А, то В", стоит после слова "то" (В) и следование к-рой из условия (А) теоремы является предметом доказывания. Иногда термин "З." употребляется в смысле умозаключения или же в смысле вывода. В др. случаях З. наз. совокупность положений, к.-л. образом вытекающих (или представляющихся вытекающими) из предшествующего изложения в книге, докладе, лекции и пр.

ЗАКОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗАКОННИКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗАКОНЫ ДЕ МОРГАНА

ЗАКО́НЫ ДЕ МОРГА́НА - законы логики высказываний, связывающие отрицание с операциями конъюнкции и дизъюнкции, соответствующими логич. союзам "и" и неразделительному "или" естеств. языка. З. де М. в словесной формулировке были известны еще схоластич. логикам. В математич. логику введены англ. логиком де Морганом, однако не как законы логики высказываний, а как соответствующие законы логики классов. Имеют вид:

(1) (A & B) экв. ( A) / ( B);

(2) (A / B) экв. ( A) & ( B).

Здесь знак "" означает операцию отрицания, знак "/" - дизъюнкцию (неразделительное "или"), а знак "&" - конъюнкцию высказываний (союз "и"). Закон (1) читается: отрицание конъюнкции высказываний А и В эквивалентно (равносильно) дизъюнкции отрицаний этих высказываний; закон (2) читается: отрицание дизъюнкции высказываний А и В эквивалентно конъюнкции их отрицаний.

Лит.: Тарский Α., Введение в логику и методологию дедуктивных наук, пер. с англ., М., 1948, с. 88; Чёрч Α., Введение в математическую логику, [т.] 1, пер. с англ., М., 1960, с. 98, 394; De Morgan Α., Formal logic..., L., 1926; Boehner P., Bemerkungen zur Geschichte der Morganschen Gesetze in der Scholastik, "Arch. Philos.", 1951, No 4, S. 113-46.

Б. Бирюков. Москва.

ЗАКОНЫ МАНУ

ЗАКО́НЫ МА́НУ [вольный перевод санскр. mānavadharmasāstra - сборник наставлений Ману (в соблюдении дхармы)] - один из важнейших памятников обществ.-политич. и правовой мысли рабовладельч. общества в Индии. В З. М. отражены догматика и идеология брахманизма. Брахманской традицией памятник приписывается мифич. прародителю людей - Ману. На самом деле З. М. составлены в период первых веков н.э. на основании более древних "священных" текстов, традиций и норм обычного права. З. М. написаны на санскрите стихами и состоят из 12 глав и 2 685 статей весьма разнообразных по содержанию. В I главе содержится рассказ о сотворении мира, в II-VI главах - правила обыденной жизни, вопросы культа и ритуала, в VII - наставления по гос. управлению, в последующих - правила судопроизводства, имущественные, семейные и пр. отношения, правила ритуального очищения, учение о грехе и о посмертном воздаянии. З. М. утверждают божеств. происхождение царской власти: "...когда люди, не имеющие царя, рассеялись во все стороны от страха, владыка создал царя для охраны всего этого [мира] (VII, 3, цит. по кн. "Законы Ману", М., 1960). З. М. утверждали кастовое деление, предусматривая наказание для тех, кто нарушает кастовые нормы. "Тот член, каким человек низший (по касте) ударит высшего, - именно он - у него должен быть отрезан, таково предписание Ману. Подняв руку или палку, он заслуживает отрезания руки; лягнувший в гневе ногой заслуживает отрезания ноги" (VIII, 279, 280). В З. М. всячески подчеркивается, что существующий строй неравенства и угнетения установлен самими богами, что он вечен и неизменен.

З. М. содержат и ряд космогонич. идей, совпадающих в основном с космогонией теистич. философии санкхьи. В ней подвергается критике материалистич. учения (напр., настика).

Издания: The Laws of Manu, transl, by G. Bühler, Oxf., 1886; Законы Ману, [пер. с санскрит. С. Д. Эльмановича], М., 1960.

Лит.: Александров Г. Ф., История социологических учений. Древний Восток, М., 1959, с. 436-49; Jоllу I. (ed.), Mânava Dharma-sâstra; the code of Manu, L., 1887; Μotwani Κ., Manu Dharnia s'āstra. A sociological and historical study, Madras, 1958.

Г. Ильин. Москва.

ЗАКОНЫ МЫШЛЕНИЯ

ЗАКОНЫ МЫШЛЕНИЯ - см. Мышления законы.

ЗАКУЕВ

Ахмед-Керади (Курди) Магомед оглы [р. в мае (июне) 1888] - сов. философ, д-р филос. наук (с 1947), проф. кафедры психологии Азерб. пед. ин-та им. В. И. Ленина (с 1947), ст. науч. сотрудник сектора философии АН Азерб. ССР (с 1944). Науч. интересы З. сосредоточены гл. обр. на вопросах истории филос. мысли средневековья.

Соч.: Махаббат, рухийят ва иджитимаиият ноктəи нəзəриндəн. Бакы, 1922; Əрəб философларынынəгла бахышлары, в кн.: Изв. Восточн. ф-та [Азерб. гос. ун-та], т. 4, Баку, 1929; Бə hманярын фəлсəфи көрушлəри, Бакы, 1958; Психологические воззрения Насирэддина Туси, в кн.: Тр. Ин-та ист. и философ. [АН Азерб. ССР], т. 6, Баку, 1955; Философские воззрения Физули, там же, т. 8, Баку, 1955; Психология Ибн-Сины, Баку, 1958; Арабоязычная психология на Ближ. и Ср. Востоке в ср. века, "Вопр. психологии", 1959, No 4; Философия ан-Наззама, Баку, 1961; Философия "Братьев чистоты", Баку, 1961.

ЗАМЕНЫ РАВНОГО РАВНЫМ ПРАВИЛО

ЗАМЕ́НЫ РА́ВНОГО РА́ВНЫМ ПРА́ВИЛО - правило логики, позволяющее заменять равные (равнозначные, эквивалентные) выражения друг другом без нарушения истинности тех высказываний, в к-рые они входят. См. Правило замены равного равным.

ЗАМЕЩЕНИЕ

ЗАМЕЩЕ́НИЕ - см. Принцип замещения.

ЗАМЕЩЕНИЯ ПРИНЦИП

ЗАМЕЩЕ́НИЯ ПРИНЦИП - правило логического вывода, основанное на отношении тождества (равенства). Положено англ. логиком Ст. Джевонсом в основу своей теории логики. З. п. нашел развитие в работах Каринского. См. Принцип замещения.

ЗАМКНУТАЯ ФОРМУЛА

ЗА́МКНУТАЯ ФО́РМУЛА - такая формула логич. исчисления, к-рая выражает нек-рое высказывание; формула, не содержащая свободных переменных вовсе или имеющая только такие их вхождения, к-рые нельзя связывать кванторами, не выходя за рамки данного исчисления. Напр., З. ф. узкого предикатов исчисления - это формулы, в к-рых связаны кванторами все вхождения предметных переменных, но, вообще говоря, могут иметься свободные вхождения предикатных или пропозициональных переменных. Формулу, не являющуюся З. ф., можно обычно сделать З. ф. (замкнуть), связав переменные кванторами общности. Понятие замкнутости можно перенести и на выражения естеств. языка, если в последнем (или в нек-рой его части) провести четкое выявление слов (или иных языковых средств), с помощью к-рых выражаются переменные, а также средств, дающих возможность связывать такие слова (подобно тому, как кванторы связывают переменные), что позволяет отличить слова, являющиеся связанными, от свободных. См. Квантор, Переменная.

А. Кузнецов. Москва.

"ЗАПАДНИКИ"

"ЗА́ПАДНИКИ" - см. "Западничество".

"ЗАПАДНИЧЕСТВО"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗАПОРОЖЕЦ

Александр Владимирович [р. 30 авг. (12 сент.) 1905] - сов. психолог, д-р пед. наук (1959), профессор (1960), чл.-корр. АПН РСФСР (1959). Окончил пед. ф-т 2-го МГУ (1930). Директор Ин-та дошкольного воспитания АПН РСФСР (с 1960). Осн. работы посвящены вопросам развития произвольных движений и связи практич. деятельности с развитием познават. процессов у детей, а также восстановления двигат. функций. З. исследует гл. обр. роль ориентировочной деятельности в онтогенезе и сознат. регуляции человеч. действий; развитие сенсорных процессов и психологич. основы сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве.

Соч.: Роль елементiв практики i мови в развитку мислення у дитини, "Науковi зап. Харкiвьского державного пед. iн-ту", 1939, т. 1; Особливостi i розвиток процесу сприймання, там же, 1941, т. 6; Восстановление движения, М., 1945 (совм. с А. Н. Леонтьевым); Развитие рассуждения в дошкольном возрасте, "Дошкольное воспитание", 1947, No 8; Психология, 2 изд., М., 1955; Развитие произвольных движений, М., 1960.

ЗАПОТОЦКИЙ

ЗАПОТО́ЦКИЙ (Zápotocký), Ладислав (12 янв. 1852 - 16 дек. 1916) - деятель чеш. рабочего движения, пропагандист марксистских идей. Рабочий-портной. В 1873 руководил забастовочным движением, тогда же вошел в редакцию одного из первых чешских с.-д. журналов ("Dělnické listy"). Когда в этом журнале взяло верх националистич. течение, вышел из редакции и совместно с Й. Б. Пецкой и др. основал журн. "Budoucnost".

В 1874 З. опубликовал свой перевод части работы Энгельса "Положение рабочего класса в Англии", а в 1876 - раздел (гл. 2, § 5) труда Маркса "Нищета философии", изданный также отд. брошюрой под назв. "Стачки и рабочий союз" ("Stávky a dělnické koalice"). Это - первые переводы произведений основоположников марксизма на чеш. язык. В своих статьях З. призывал к основанию независимой чеш. рабочей партии; он был инициатором созыва съезда Чехославянской с.-д. партии (1878). После ареста, суда (1881) и двухлетнего тюремного заключения был выслан из Праги (1884). Лишь в 90-х гг. вернулся к публицистич. деятельности в рабочей прессе г. Кладно.

В работах З. рассматривались вопросы об отношении рабочих к культуре, о враждебности буржуазии науке и искусству, о роли философии в марксистском мировоззрении, о задачах атеистич. пропаганды, о нар. массах как гл. силе обществ. развития, о пролетарском интернационализме.

Соч.: Ze starych vzpomínek, Praha, 1949; К srdci lidú, Praha, 1954; Vzpominky z prunich dob dělnického hnutí v Čechách, в кн.: Prûkopníci socialismu u nás, Praha, 1954.

Лит.: История философии, т. 4, M., 1959, с. 331-32; Zápotocký Α., Vstanou noví bojovnici, Praha, 1949 (рус. пер. в кн.: Запотоцкий Α., Избр. произв., т. 1, М., 1959); Кrеibiсh К., J. В. Pecka a L. Zápotocky, [Brno], 1950.

И. Дубски. ЧССР.

ЗАРАТУШТРА

ЗАРАТУШТРА (греч. передача имени З. - Зороастр) - пророк и реформатор древнеиранской религии, получившей название зороастризма. По мнению мн. совр. ученых, З. - реальное историч. лицо, к-рому принадлежит составление Гат, древнейшей части Авесты - священной книги зороастризма. Время жизни З. относят к 10-7 вв. до н.э. Проповедь З. направлена против власти родоплеменных вождей и старого жречества, против культа старых богов - дэвов. З. призывал к установлению сильной власти и мирной жизни на земле. Начав проповедовать новое учение, З. не имел успеха и был вынужден бежать, найдя, наконец, покровительство при дворе царя Виштаспы. Для "младшей" Авесты З. - уже мифич. лицо, полубог. Где и когда действовал З., определенно не установлено. Согласно данным, содержащимся в "младшей" Авесте, обычно предполагают, что деятельность З. протекала в Вост. Иране и Ср. Азии. Лит.: Абаев В. И., Скифский быт и реформа Зороастра, "Arch. Orientální", 1956, [t.], 24, No 1, с. 23-56; Дьяконов И. М., История Мидии от древнейших времен до конца IV века до н.э., М.-Л., 1956; Duсhеsne-Guillemin J., Zoroaster.., P., 1948; Henning W. В., Zoroaster, L., 1952.

A. Грантовский. Москва.

ЗАРДАБИ

Гасан-бек Медиков (Мелик- з а д е) (12 нояб. 1842 - 28 ноября 1907) - азерб. просветитель-демократ, пропагандист материалистич. идей, создатель и редактор первой газеты на азерб. языке "Экинчи" (1875-77); один из организаторов азерб. нац. театра (1873). Род. в бекской (дворянской) семье. Окончил гимназию в Тифлисе, затем - Моск. ун-т (1865). Испытал влияние прогрессивной рус. культуры, в частности материалистич. естественно-науч. мысли, был близок с представителями демократически настроенной интеллигенции (поэтом А. Н. Плещеевым и др.). Критикуя шарлатанство духовенства, З. отвергал сотворение мира и загробную жизнь. Будучи сторонником дарвинизма, он признавал эволюцию органич. природы, вечное движение и изменение во Вселенной; пропагандировал взгляды И. И. Мечникова и др. передовых ученых ("Земля, вода и воздух" - "Топраг, су вə hава", 1912; "Гигиена" - "Бəдəни сəламəт сахламаг дустурулəмəлидир", 1914, и др.). Показывая патриарх.-феод. отсталость тогдашнего Азербайджана, З. ратовал за развитие промышленности и ремесел на основе достижений науки и техники, за дружбу народов. Он выступал против самоуправства царских чиновников и местных феодалов, в защиту интересов крестьянства. В событиях революции 1905-07 З. видел осуществление своих идеалов (см. газ. "Хаят", 1906, No 6, 8 янв.). Ограниченность взглядов З. сказалась в идеализации им общинного землепользования.

Соч.: Сечилмиш əсəрлəри, Бакы, 1960.

Лит.: История философии, т. 4, М., 1959, с. 248-51; Гусейнов Г. Н., Из истории общественной и философской мысли в Азербайджане XIX в., Баку, 2 изд., 1958; Hабиев А. Г., Социально-экономические взгляды Гасан-бека Меликова (Зардаби), М., 1954 (Автореф. дисс.); Касумов M. M., Очерки но истории передовой философской и общественно-политической мысли азербайджанского народа в XIX в., Баку, 1959; Mамедов Ш. Φ., Мировоззрение Гасан-бека Меликова Зардаби, М., 1960; Геюшев З. В., К вопросу о характере мировоззрений Г. М. Зардаби, "Философские науки" (Научн. докл. высш. школы), 1961, No 1.

А. Шакир-Заде. Баку.

ЗАСУЛИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗАХИДОВ

Вахид Юлдашевич (р. 1914) - сов. философ, д-р филос. наук (1946), профессор (1957), член-корр. АН Узб. ССР (1947). Окончил обществ.-лит. ф-т Азерб. высшего пед. ин-та им. В. И. Ленина (1933) и аспирантуру Моск.историко-филос.-лит. ин-та (1938). Преподает философию с 1933. Ведет научно-исследовательскую работу в области истории общественно-политич. и филос. мысли и лит-ры народов Средней Азии.

Академик-секретарь Отделения обществ. наук АН Узб. ССР (1962).

Соч.: Дунё адабйётининг нуроний сиймоси, Тош., 1948; Бируни как мыслитель, в кн.: Бируни, М.-Л., 1950; Буюк рус революцион шоири на мутафаккири А. Н. Радищев, Тош., 1950; Навойининг янги топилган асари, "Шарк юлдузи", 1957, No 6; Бобирнинг фаолияти на адабий, илмий мероси хакида, там же, 1958, No 11; Узбек адабиёти тарихидан, Тош., 1961; Яшасин акл, йуколсин зулмат, Тош., 1961; Мир идей и образов Алишера Навои, Тош., 1961; Инсон ва замон садоси, Тош., 1961.

ЗАХИРИТЫ

ЗАХИРИТЫ (араб. захирийя, от захир - явный, наружный) - приверженцы ныне уже не существующего мазхаба (мусульманский религ.-правовой толк), по учению к-рого содержание Корана и сунны (хадисов) должно восприниматься в их прямом, буквальном смысле. В противоположность батинитам (см. Батинизм), З. не допускали иносказат. толкования этих священных книг. Основоположником учения З. считается багдад. богослов Дауд ибн Халаф аль-Исфахани (ум. 883). В ср. века идеи З. получили широкое распространение В Сев. Африке.

Е. Беляев. Москва.

ЗАЯВЛЕНИЕ СОВЕЩАНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КОММУНИСТИЧЕСКИХ И РАБОЧИХ ПАРТИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ЗДРАВОГО СМЫСЛА ФИЛОСОФИЯ"

"ЗДРАВОГО СМЫСЛА ФИЛОСОФИЯ" - идеалистич. школа в шотл. философии 18 -начала 19 вв. (см. Шотландская школа).

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗЕA

ЗЕ́A (Zea) - см. Сеа.

ЗЁЙМЕ

ЗЁЙМЕ (Seume), Иоганн Готфрид (29 янв. 1768 - 13 июня 1810) - нем. писатель-демократ. В своих афоризмах ("Апокрифы", 1811, рус. пер. в сб.: "Немецкие демократы XVIII в. Шубарт, Форстер, Зейме", пер. с нем. Ред., вступит, статья и примеч. В. М. Жирмунского, М., 1956) З. критиковал религию: "Небо испортило нам землю", - писал он (там же, с. 578). Не будучи сам атеистом, З. защищал атеистов от обвинений в аморальности; для того чтобы быть добродетельным, не нужно верить в бога; "разумный эгоизм" заставляет человека не совершать по отношению к другим того, чего он сам не хотел бы испытать. Все творчество З. проникнуто демократич., антифеод., антимонархич. идеями. "Разум всегда за республику", - писал З. (там же, с. 573). З. относился с большой симпатией к франц. революции, но слабость демократич. сил в тогдашней Германии обусловила его колебания между революц. идеями и надеждами на мирные преобразования. В годы наполеоновского господства З. выступал с патриотич. призывами к борьбе за нац. свободу и единство. З. служил в рус. армии (1793-96) и путешествовал по России (1805). Крепостное рабство он считал осн. злом, ослабляющим рус. народ.

Соч.: Prosaische und poetische Werke, Bd 1-10, В., 1868-1876; J. G. Seume. Ein Lesebuch für unsere Zeit, Weimar, 1954; Treibt die Furcht ausl Auszüge aus "Apokryphen" und anderen Werken, Moskau, 1956.

Лит.: Слободкин Г., Жизнь и творчество немецкого писателя-демократа И. Г. Зейме, М., 1954 (Автореф. дисс); Planer О. und Reissmann С., J. Seume. Geschichte seines Lebens und seiner Schriften, Lpz., 1898; Hunger J., I. G. Seume. Leben und Wirken eines aufrechten Demokraten und großen Patrioten, В., 1953.

А. Гулыга. Москва.

ЗЕЛЕНОГОРСКИЙ

Федор Александрович (1839-1909) - рус. философ-эклектик. Окончил историко-филологич. ф-т Казанского ун-та (1868). Проф. философии Харьковского ун-та (с 1878). Безуспешно пытался преодолеть "крайности" материализма и идеализма на базе динамизма Лейбница и диалектики Платона.

Рациональным в творчестве З. являлась идея взаимосвязи опытного и теоретич. исследования природы, защита детерминизма в трактовке психич. явлений ("Очерк развития психологии с Декарта до настоящего времени", 1885), доказательство эмпиричности исходных начал логики и психологии. Симпатизируя индуктивной логике, З. стремился дополнить ее методами математики и идеалистич. диалектики ("О математическом, метафизическом, индуктивном и критическом методах исследования и доказательства", 1877). З. являлся автором ряда статей по истории философии на Украине ("Философия Григория Саввича Сковороды, украинского философа XVIII столетия", в журн. "Вопр. философии и психологии", 1894, кн. 23-24; "Ив. Г. Шад", там же, 1895, кн. 27), а также по истории древней философии (см. "Вера и разум", 1890-91).

Соч.: Учение Аристотеля "О душе" в связи с учением о ней Сократа и Платона, СПБ, 1871; Общая характеристика движения философии в последние три века в ее главнейших направлениях, в кн.: Зап. имп. Харьковского ун-та, 1893, кн. 2; Автобиография, в кн.: Историко-филологич. ф-т Харьковского ун-та... (1805-1905), X., 1908.

С. Крымский. Киев.

Предыдущая страница Следующая страница