Приглашаем посетить сайт

Античная литература (antique-lit.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "Ш" (часть 2, "ШИВ"-"ШПЕ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ш" (часть 2, "ШИВ"-"ШПЕ")

ШИВАИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШИИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШИЛЛЕР ФЕРДИНАНД КАННИНГ СКОТТ

ШИЛЛЕР Фердинанд Каннинг Скотт (Schiller), (16 авг. 1864 - 6 авг. 1937) - англ. философ-прагматист. Проф Оксфордского ун-та (с 1903) и ун-та в Лос-Анджелесе (с 1929). В своем варианте прагматизма - т.н. гуманизме - Ш. исходит из того, что познание есть продукт активности человека, к-рый познает только "человеч. элемент", входящий в наши убеждения. В отличие от Джемса, Ш. считает, что критерий истинности идеи надо усматривать не в "чувственных", а лишь в "благих" последствиях: "Истина всегда есть ... благо в силу самого своего генезиса" ("Must philosophers disagree?", L., 1934, p. 187). "Метафизика" Ш. - сочетание прагматич. субъективного идеализма ("реальность" тождественна пластическому, изменяющемуся под влиянием человеч. действия опыту) с персонализмом (опыт имеет не "нейтральный", как у махистов и Джемса, но личный характер) и телеологич. эволюционизмом, к-рый "объясняет низшее как несовершенную реализацию высшего, ссылаясь на Цель мирового процесса" ("The riddles of the Sphinx", L., 1912, p. 208). Из телеологич. истолкования процесса развития Ш. выводит бога как его причину и как "разумный и личный дух". В 20-е гг. Ш. присоединяется к теории "творческой эволюции", признающей возникновение нового в процессе развития как "творение из ничего" (см. "Must philosophers disagree?", L., 1934, p. 231).

В социально-политич. сфере Ш. занимает антикоммунистич. позиции - спасение бурж. мира от "угрозы коммунизма" он видит в "позитивной евгенике", способствующей воспитанию сверхчеловека, и религ. мировоззрении.

Соч.: Axioms and postulates, в кн Personal idealism, L., 1902; Humanism, 2 ed., Ν. Υ., 1903; Studies in humanism, L., 1907; Formal logic, L., 1912; Problems of belief, Ν. Υ., 1924; Why humanism?, в кн.: Contemporary British philosophy, [v. 1], L.-Ν. Υ., 1924; Cassandra of the future of British Empire, L., [1926], Logic for use, L., 1929; The future of the British Empire after ten years, L., 1936; Our human truths, Ν. Υ., 1939.

Лит.: Джемс В., Прагматизм, пер. с англ., СПБ, 1910, лекц. 7; Эбер Μ., Прагматизм, СПБ, 1911, гл. 3, Mитрохин Л. Η., Критика логич. учения прагматизма (Ф. К. С. Шиллер), Μ., 1956 (автореф. Дисс.), Богомолова С., Англо-амер. бурж. философия эпохи империализма, Μ., 1964, гл. 4, § 2-3, Xилл Τ. И., Совр. теории познания, пер. с англ., M., 1965, с 296-98, Ρеrrу R. В., Present philosophical tendencies, Ν. Υ., 1912, ch. 9, § 9, 10, Abe1 R., The pragmatic humanism of F. С. S. Schiller, N. Y., 1955; Passmore J., A hundred years of philosophy, L., 1957, p. 114-16, 171-72.

А. Богомолов. Москва.

ШИЛЛЕР ФРИДРИХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШИЛС

ШИЛС (Shils), Эдуард Алберт (р. 1911) - амер. бурж. социолог. Проф. социологии Чикагского ун-та. Ш. - автор мн. работ по теоретич. и эмпирич. социологии, посвященных социальному строю, интеллигенции и социологии как науке, проблемам развития стран Азии и Африки. Известен как автор книг, изданных совместно с Т. Парсонсом: "К всеобщей теории действия" ("Toward a general theory of action", Camb., 1951), "Теории общества" ("Theories of society", v. 1-2, N. Y., 1961), а также как переводчик на англ. язык ряда работ М. Вебера и К. Манхейма. Гл. редактор 17-томной "International Encyclopedia of Social sciences" (Ν. Y.-L., 1968). Ш. - один из создателей теории социального действия, от к-рой он в последнее время отходит, критикуя ее западноцентристский уклон.

Соч.: The present state of American sociology, N. Y., 1948; The torment of secrecy. The backgrounds and consequences of American security policies, L., 1957; Center and periphery, в сб.: The logic of personal knowledge, N. Y., 1961; The intellectual between tradition and modernity: the Indian situation, The Hague, 1961.

ШИНКАРУК

Владимир Илларионович (p. 22 апр. 1928) - сов. философ, д-р филос. наук (с 1965), проф. (с 1966), чл.-корр. АН УССР (с 1969). Член КПСС с 1951. Окончил филос. фак-т Киевского ун-та (1950). В 1951 - преподаватель кафедры истории философии Киевского ун-та, в 1965-68 - декан, филос. фак-та Киевского ун-та. Директор Ин-та философии АН УССР(с 1968). Гл. редактор журн. "Фiлософська думка" (с 1969), член редколлегий журн. "Вопросы философии" и "Коммунист Украины", председатель Президиума Киевского (Украинского) отделения Сов. социологич. ассоциации (с 1968). Ведет исследования в области истории и теории диалектики, особенно по проблемам диалектич. логики и филос. аспектам марксистского гуманизма.

Соч.: Предмет та завдання iстopiï фiлософiï як науки, К., 1957; Розвиток фiлософськоï думки в стародавньому Китаï, К., 1958 (совм. В. С. Дмитриченко); В. I. Ленiн про дiалектику субъективного i объєктивного в процесi вiдображення свiдомiстю объєктивноï дiйсностi, в сб.: Теоретична зброя комунiзму, К., 1959; Логика, диалектика и теория познания Гегеля, К., 1964; До питания про iсторичний генезис дiалектичноï логiки як науки, в сб.: Логiка i методологiя науки, К., 1964; Предмет i структура матерiалiстичноï дiалектики в системi марксистськоï1 фiлософiï, в сб.: В. I. Ленiн i фiлософськi проблеми сучасностi, К., 1969.

ШИШКИН

Александр Федорович [р. 10(23) дек. 1902] - сов. философ, д-р филос. наук (с 1955), профессор, заслуж. деятель науки РСФСР (с 1963). Член КПСС с 1928. Окончил Ленингр. коммунистич. политико-просветит. ин-т им. Н. К. Крупской. С 1926 - на преподавательской работе. С 1949 - зав. кафедрой философии в Ин-те междунар. отношений. Член редколлегии журн. "Вопросы философии" (с 1955).Область науч. деятельности - история и теория этики.

Соч.: Педагогич. идеи Канта, "Сов. педагогика", 1938, No 7; Теория воспитания Дени Дидро, там же, No 10; О сущности теории естеств. воспитания Ж.-Ж. Руссо, там же, 1939, No 7; Теория бурж. аморализма Дж. Дьюи, "ВФ", 1947, No 2; История философии, т. 3, М., 1959, гл. 4, § 5; т. 5, М., 1961, гл. 4, § 3; т. 6, кн. 1, М., 1965, гл. 6, § 3; Наука и мораль, "ВФ", 1961, No 4; Основы коммунистич. морали, М., 1955 (пер. на нем., венг., болг., рум. и др. яз.); Из истории этич. учений, М., 1959; Основы марксистской этики, М., 1961; О предмете этики как науки, "ВФ", 1964, No 1; Об этике ученого, "ВФ", 1966, No 2; XX век и моральные ценности человечества, М., 1968 (совм. с К. А. Щварцман); The basic principles of morals in Soviet society, в кн.: Transactions of the third World congress of sociology, v. 6, Amst., 1956; Contemporary philosophy and social revolution, в кн.: Proc. 32th Indian philosophical congress, Srinagar, 1957; De la question des valeurs morales, в кн.: Atti del XII Congresso Internationale di Filosofia, 12-18 Settembre, 1958, v. 3, Firenze, 1960.

ШКАЛИРОВАНИЕ

ШКАЛИРОВАНИЕ - см. Шкалы.

ШКАЛЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ШКОЛА РЕСИФИ"

"ШКО́ЛА РЕСИФИ" ("Escola de Recife") - группа бразильских прогрессивных мыслителей 2-й пол. 19 - нач. 20 вв., выпускников ун-та в г. Ресифи (штат Пернамбуку). Основателем "Ш. Р." был Т. Баррету (1839-89) - видный политич. деятель, демократ, юрист, литератор и философ, одним из первых в Бразилии познакомившийся с идеями Маркса.

Филос. позиции членов "Ш. Р." не были едиными; большинство группы с позиций материалистического монизма объясняло все явления природы эволюционными изменениями единой материальной субстанции (Д. Кабрал и др.). Г. Аранья и др. стремились сочетать монизм Геккеля с идеями Шопенгауэра, Ницше и Э. Гартмана. Различие философских симпатий участников "Ш. Р." но мешало осуществлению гл. цели - борьбе против схоластики, спиритуализма и пропаганде материалистических и эволюционистских идей, гл. обр. Геккеля и Дарвина. Благодаря деятельности первых участников кружка (Т. Баррету, С. Ромеру и др.) естеств.-науч. материализм нашел в Бразилии немало последователей среди ученых, врачей, юристов, писателей: Ливиу ди Кастру (1864-90), Фаусту Кардозу (1864-1906), Эстелита Тапажос (гг. рожд. и смерти неизв.), Кловнас Бевилакуа (1859-1944) и др.

Лит.: История философии, т. 4, М., 1959, с. 413-26; История философии, т. 5, М., 1961, с. 762-67; Прогрессивные мыслители Латинской Америки (XIX - начало XX в.), М., 1965, с. 21, 155-86, 401.

ШЛЕГЕЛЬ АВГУСТ ВИЛЬГЕЛЬМ

ШЛЕ́ГЕЛЬ Август Вильгельм (Schlegel), (8 сент. 1767 - 12 мая 1845) - нем. лит. критик и эстетик, поэт. Вместе с братом Ф. Шлегелем издавал журнал "Athenaeum" (Bd 1-3, В., 1798-1800). В лекциях "О лит-ре и иск-ве", прочитанных Ш. в 1801-04 в Берлине ("Vorlesungen uber schone Literatur und Kunst", Bd 1-3, Hdlb., 1884) и в 1808 в Вене ("Vorlesungen über dramatische Kunst und Literatur", Bd 1-3, Hdlb., 1809-11), впервые получила развернутое изложение историко-художеств. концепция иенского романтизма. С 1814 Ш. занимался санскритом, положил начало совр. науч. индологии. С 1818 - проф. в Бонне.

Не будучи оригинальным философом, Ш. в своих критических и историко-лит. соч. развивал осн. идеи иенского романтизма (в духе Ф. Шлегеля и Шеллинга): представления о мире как живой органич. целостности, являющейся причиной и следствием самой себя и находящейся в непрерывном становлении, об иск-ве как органическом целом ("органическая форма является прирожденной, она строит материал изнутри и достигает своей определенности одновременно с полным развитием первоначального зачатка" - "Лит. теория нем. романтизма", Л., [1934], с. 255), о деятельности художника как подражании не продуктам природы, а творч. принципу ее деятельности и т.п. Рассматривая мир как историч. становление, III. характеризует совр. действительность как раздвоение того, что в античности составляло единство на более примитивной ступени - ступени "облагороженной" чувственности. При этом характерный для религ. историософии оптимизм связывается у Ш. с критикой наступающего бурж. века - в берлинских лекциях Ш. резко выступает против духа Просвещения, его иск-ва, лит-ры, философии. В плане этой же историч. концепции Ш. противопоставляет античное ("классическое") иск-во совр. ("романтическому") иск-ву (греч. поэзия - поэзия "обладания", современная - поэзия "томления" по бесконечности и т.п.), развивая типологию, близкую Шиллеру ("О наивной и сентиментальной поэзии") и др. романтикам и воспринятую затем Шеллингом и Гегелем.

Соч.: Sämtliche Werke, Bd 1-12, Lpz., 1846-47; Kritische Schriften und Briefe, Bd 1-4, Stuttg., 1962-65; Kritische Schriften, Z.-Stuttg., 1962.

Лит.: Ρiсhtоs N. M., Die Aesthetik A. W. von Schlegels in ihrer geschichtlichen Entwicklung, В., 1894; Вesenbeсk Α., Kunstanschaung und Kunstlehre A. W. Schlegels, В., 1930; Lissa Z., Zagadnickie czasu mujycznego za estetyce A. W. Schlegela, "Estetyka", 1960, t. 1, s. 291-316.

Ал. В. Михайлов. Москва.

ШЛЕГЕЛЬ ФРИДРИХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШЛЕЙЕРМАХЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШЛИК

ШЛИК (Schlick), Мориц (14 апр. 1882 - 22 июня 1936) - австр. философ и физик, ведущий представитель раннего этапа логического позитивизма, основатель Венского кружка. Проф. философии и физики в ун-тах Ростока (1917-20), Киля (1921-22), Вены (1922-36), в Калифорнийском ун-те (1931-32). Филос. концепция III., к к-рой он пришел, отказавшись - под сильным влиянием Карнапа и Витгенштейна - от критического реализма, крайне противоречива, хотя сам он называл ее "последовательным эмпиризмом". С одной стороны, особенно в работах по филос. проблемам естествознания, в частности физики (см. его "Der Kaum und Zeit in der gegenwärtigen Physik", В., 1917), он критикует т. зр., согласно к-рой понятия науки о реальных, но неощущаемых объектах являются просто удобными фикциями. С др. стороны, считая первоочередной задачей "... выяснить, что означает приписывание вещи реального существования в жизни или науке..." ("Positivismus und Realismus", см. "Erkenntnis", 1932, Bd 3, H. 1, S. 25), Ш. осн. понятием своей концепции выбирает понятие "чувственного данного" - чувственного п е р е ж и в а н и я отд. познающей личности, не передаваемого др. познающим субъектам. В знании передаются лишь структурные отношения опыта, повторяемость порядка в нем. Т. н. рациональные истины, включая высказывания логики и математики, имеют чисто аналитич. характер, они суть тавтологии (в понимании Витгенштейна), не дающие никакого способа "проникнуть" в неощущаемую реальность. Отсюда вытекает утверждение Ш. о бессмысленности проблемы "познать собственную сущность бытия"; законы природы для Ш. - это формальные правила, определяемые синтаксисом того языка, на к-ром производится описание природы. Эмпиризм в эстетике и этике привел Ш. к утверждению: бессмысленно говорить об абс. Ценностях - только фактически существующие оценочные способы поведения могут составлять предмет исследования. Ш. одним из первых сформулировал верифицируемости принцип как критерий научной осмысленности, много занимался применением своей общей филос. концепции к спец. проблемам философии науки (анализ пространства и времени, причинности, вероятности, жизни и др.).

Соч.: Über die Reflexion des Lichtes in einer inhomogenen Schicht, В., 1904 (Diss.); Allgemeine Erkenntnislehre, 2 Aufl., В., 1925; Fragen der Ethik, W., 1930 (англ. изд. - Problems of Ethics, N. Y., 1939); Les éconcés scientifique et la réalité du monde exterieur, P., 1934; Gesammelte Aufsätze, W., 1938; Philosophy of nature, N. Y., 1949; Natur und Kultur, W., 1952.

Лит.: Хилл Т. И., Современные теории познания, пер. с англ., М., 1965, с. 365-69; Nеurath О., Le dévelopement du cercle de Vienne et l'avenir de l'empirisme logique, P., 1935; Kraft V., Der Wiener Kreis und der Ursprung des Neopositivismus, W., 1950.

И. Добронравов. Москва.

ШЛЮПАС

Йонас (1861-1945) - литов. философ-материалист. В своих соч. "Бог, небо и ад" (1893), "Религия или наука?" (1901) и др. Ш. разоблачал деятельность рим. пап и др. представителей рим. церкви. Написанные с позиций вульгарного материализма и бурж. просветительства, эти работы все же сыграли свою роль в борьбе с релнг. предрассудками, утверждая науч. мировоззрение.

Лит.: История философии, т. 4, М., 1959, с. 279.

ШМИДТ

ШМИДТ (Schmidt), Конрад (1863-1932) - нем. экономист и философ. В 80-х гг. был близок к марксизму, разделял экономич. учение Маркса. Состоял в переписке с Энгельсом. В дальнейшем выступил с филос. работами, в к-рых предлагал соединить марксизм с философией Канта. Эти работы Ш. послужили идейным источником ревизионизма.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 1, с. 3-26; Плеханов Г. В., К. Ш. против К. Маркса и Ф. Энгельса, Соч., т. 11, М.-Л., 1928.

ШМОЛЛЕР

ШМО́ЛЛЕР (Schmoller), Густав (24 июня 1838 - 27 июня 1917) - нем. политэконом. Проф. в Галле, Страсбурге (1872-82) и Берлине (с 1882). С 1881 издавал "Jahrbuch fur Gesetzgebung, Verwaltung und Volkswirtschaft" (после смерти Ш. назван "Schmoller Jahrbuch"). Основатель реакционного "Союза социальной политики".

Работы Ш. представляют интерес для социологии в области методологии социального исследования и исследования обществ. классов. Ш. - один из основоположников новой историч. школы нем. политич. экономии. Ш. утверждал, что экономич. явления - результат взаимодействия поведения хозяйствующих субъектов, уровня техники, природных условий, нравов и гос-ва. Политич. экономия требует, по III., точных методов - эмпирич. наблюдения и историко-сравнит. описания. Строго науч. построение политич. экономии и др. обществ. наук возможно при условии исчерпывающего сбора и изучения материалов прошлого. Пока же, заявлял Ш., нельзя говорить об экономических или социальных законах; речь может идти лишь об эмпирич. обобщениях. В этой связи Ш. критиковал марксизм, приписывая ему страсть к преждевременным обобщениям и грубый материализм. Идеалистич. тенденции взглядов Ш. проявляются в утверждениях, что политэкономию нужно основывать прежде всего на этико-психологич. началах, значимость к-рых возрастает.

Возникновение обществ. классов Ш. связывал с расовыми признаками, разделением труда и образованием профессий и неравномерным распределением доходов. Классовую иерархию Ш. считал необходимым условием существования общества. Полное социальное равенство было бы, по Ш., смертью для прогресса. Ш. принадлежит одна из первых попыток описать классовую структуру Германии 80-х гг. 19 в., к-рая исходит из идеи распределения населения по классам на основе одних доходов, но тем не менее содержит богатый эмпирич. материал (см. "Основы общего учения о народном хозяйстве"-"Grundriss der allgemeinen Volkswirtschaftslehre", Bd 1-2, Lpz., 1900-04, 2 Aufl., Bd 1-2, Munch., 1923).

В своих социально-политич. взглядах Ш. - катедер-социалист и реформист. Он был идеологом и апологетом прусского монархизма, к-рый старался истолковать как "просвещенный абсолютизм"; ратовал за развитие средних классов, что якобы способствует примирению противоречий труда и капитала. Лозунгу классовой борьбы он противопоставлял лозунг "моральной борьбы", взывая к этике, к идее справедливости, к тому, чтобы в рабочем воспитывать человека, а не толкать его на баррикады революций.

Соч.: Über einige Grundfragcn des Redits und der Volkswirtschaft, 2 Aufl., Jena, 1875; Was verstehen wir unter dem Mittelstande?, Gött., 1897; Über einige Grundfragen der Sozialpolitik and der Volkswirtschaftslehre, 2 Aufl., Lpz., 1904; Die soziale Frage. Klassenbildung, Arbeiterfrage, Klassenkampf, Munch., 1918; в рус. пер. - О новейших результатах статистики народонаселения и нравственности, М., 1873; Народное хозяйство, наука о народном хозяйстве и ее методы. Хозяйство, нравы и право. Разделение труда, М., 1902; Борьба классов и классовое господство, М., 1900.

И. Добронравов. Москва.

ШОЛЬЦ

ШОЛЬЦ (Scholz), Генрих (17 дек. 1884 - 30 дек. 1956) - нем. философ, теолог и логик; ученик Риля. В философии религии испытал влияние Р. Отто. Проф. философии религии и протестантской теологии в Бреслау (1917-18), проф. философии в Киле (1919-27) и в Мюнстерс (с 1928). Руководитель кафедры логики математич. фак-та Мюнстерского ун-та (1943-56). Издатель серии "Forschungen zur Logik" (1937-1943).

Ш. - основатель мюнстерской школы логиков и математиков (Г. Хермес, Ф. Бахман и др.). Он исследовал мн. спец. проблемы математической логики и истории логики. Ш. исходил из платонистского толкования математики и логики, считая, что "объекты математики, а с ними и математические области существуют сами по себе как платоновские идеи" ("Grundzüge der mathematischen Logik", В., 1961, S. 1, совм. с G. Hasenjaeger). Ш. различал два способа философствования: реально-философский, касающийся взаимоотношения человеч. духа с действит. миром (отождествляемый Ш. с традиц.-филос. подходом), и вытекающий из логики "трансцендентально-философский", относящийся к познанию любых возможных миров (см. "Methaphysik als strengo Wissenschaft", Köln, 1941, S. 152). Со вторым способом философствования Ш. связывал идею построения философии как "строгой науки", опирающейся на понятия формальной, или общезначимой, истины (см. Тождественная истинность- Ред.). Сводя эти истины к аналитич. суждениям a priori, Ш. утверждал, что они познаются путем особого умств. прозрения, изначально присущего человеку (см. тамже, S. 171).

Соч.: Das Wesen des deutschen Geistes, В., 1917; Der Unsterbliclikeitsgedanke als philosophisches Problem, 2 Aufl В., 1922; Religionsphilosophie, 2 Aufl., В., 1922; Eros und Caritas, Halle, 1929; Geschiclite der Logik, В., 1931; Was ist Philosophie?, В.-W., 1940; Fragmente eines Platonikers, Köln, 1941, Mathesis universalis, Basel-Stuttg., 1961.

Лит.: Grützmachcr R. H., Kntiker und Neuschöpfer der Religion im 20. Jahrhundert..., Scholz, Lpz., 1921.

И. Добронравов. Москва.

ШОМБАР ДЕ ЛОВ

ШОМБА́Р ДЕ ЛОВ (Chombart de Lauwe), Поль Анри (р. 4 авг. 1913) - франц. социолог и обществ. деятель. По своим взглядам близок к коммунистам, один из активных участников движения за мир. Проф. и руководитель исследовательской группы в "Centre national de la recherche scientifique". Возглавляет католич. социологич. центр.

На социологич. идеи Ш. оказали влияние М. Мосс, П. Риве и М. Хальбвакс. По своим филос. взглядам - последователь П. Тейяра де Шардена. Ш. - наиболее прогрессивный представитель той части католиков, к-рые видят в Коммунистич. партии естеств. союзника. Принимает активное участие в движении т.н. "священников-рабочих" (prêtres-ouvriers), бросивших вызов офиц. политике Ватикана и церкви. Ш. считает, что осн. цель социологии, как и всех социальных наук, - поиски и пропаганда такого общества, где объединение людей происходит "...не в силу общения по сходству ... а благодаря общению, основанному на общности..." ("Рост потребностей и эволюция человечества", см. всб.: "Какое будущее ожидает человечество?", Прага, 1964, с. 298). Осн. цель социального прогресса - личное счастье и личное совершенствование не только одного к.-л. индивида, но всего человечества (см. тамже, с. 302-03).

Ш. приобрел известность как руководитель коллективных эмпирич. исследований, посвященных в основном социально-экологич. проблемам - связям между социальным окружением и типами поведения определенных социальных групп.

Ш. проводил также исследования в таких областях, как: социология города, проф. ориентация и мотивация поведения, природа социальных ценностей, структура рабочих семей, проблемы детской преступности, социальная роль и положение женщины в совр. обществе. Своими работами и общественной деятельностью Ш. во многом способствовал эмансипации женщин во Франции, привлекал внимание к проблемам молодежи.

Соч.: Paris et l'agglomération parisienne, t. 1-2, P., 1952 (соавтор); Maladie mentale et société, "Recherches sociologiques", 1955, an. 2, No 2; La vie quotidienne des familles ouvrières, [P.], 1956; Sciences humaines et conceptions de l'habitation, P., 1959 (Famille et habitation, t. 1, соавтор); Vie sociale et liberté, "Etudes philosophiques", 1959, an. 14, No 1; L'homme et les groupes sociaux, P., 1960 (соавтор); La femme dans la société, P., 1963 (соавтор); Images de la femme dans la société, P., [1964] (соавтор); Paris. Essais de sociologie 1952-1964, P., [1965]; Images de la culture, P., 1966 (соавтор).

И. Добронравов. Москва.

ШОПЕНГАУЭР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШОРОХОВА

Екатерина Васильевна (р. 10 июля 1922) - сов. философ, доктор филос. наук (с 1962), профессор (с 1963), Член КПСС с 1952. Окончила психологическое отделение филос. фак-та ЛГУ (1947). С 1947 - в Ин-те философии АН СССР; с 1961 - зав. сектором филос. проблем психологии Ин-та философии АН СССР. Вела педагогич. работу по психологии (в 1952-53) и диалектич. материализму (в 1964-66). Осн. работы относятся к области филос. проблем психологии и физиологии, психологии личности, социальной психологии. Ш. - член редколлегии журн. "Вопросы психологии", вице-президент Общества психологов СССР.

Соч.: К вопросу об отражении деятельности субъекта в его зрит. образах, в сб.: Проблемы психологии, Л., 1948 (под фам. Лапшина Е. В.); Важные проблемы сов. философии, "Вестн. АН СССР", 1956, No 9; Значение трудов И. М. Сеченова для понимания психич. явлений, в сб.: Естествознание и религия, М., 1956; Диалектич. материализм и павловское учение о высшей нервной деятельности, в сб.: Нек-рые филос. вопросы естествознания, М., 1957; Причинная обусловленность сознания, в сб.: Проблема причинности в совр. биологии, М., 1961; Проблема сознания в философии и естествознании, М., 1961; Фрейдизм, в кн.: Совр. психология в капиталистич. странах, М., 1963, гл. 4; Филос. проблемы физиологии высшей нервной деятельности и психологии, в кн.: История философии, т. 6, кн. 2, М., 1965; К проблеме сознания, в кн.: Тр. 4 Всес. съезда невропатологов и психиатров, т. 4 - Пограничные состояния, М., 1965; Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности и его значение для психологии мышления, в кн.: Исследования мышления в сов. психологии, М., 1966; Проблема "Я" и самосознание, в сб.: Проблемы сознания, М., 1966; Принцип детерминизма в психологии, в кн.: Методологич. и теоретич. проблемы психологии, М., 1969; Нек-рые методологич. вопросы психологии личности, в сб.: Проблемы личности, М., 1969.

ШОТЛАНДСКАЯ ШКОЛА

ШОТЛАНДСКАЯ ШКОЛА - или философия "здравого смысла", возникла и получила распространение в 60-80-х гг. 18 в. в шотл. ун-тах в Глазго, Эдинбурге, Абердине. Ее основатель - Т. Рид, виднейшие представители - Дж. Освальд, Дж. Битти, Д. Стюарт, Дж. Кэмпбелл. Ш. ш. сформировалась в полемике с Юмом, поскольку его скептицизм относился не только к материальному миру, но также к вере в бога и в субстанциальность души. Ш. ш. отвергала также философию Беркли, т.к. берклеанские доводы против материальной субстанции в равной мере могут быть распространены и на духовную субстанцию.

Основанием непреложных для "здравого смысла" истин является, согласно учению Ш. ш., непосредственная внутренняя, т.е. интуитивная, достоверность, заложенная в самой природе человека и имеющая божеств. происхождение. В сущности философия "здравого смысла" закрепляет "общепринятые" убеждения и предрассудки, делая их фундаментом науки, морали, религии. Этот догматизм Ш. ш. был подвергнут критике Кантом (см. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, Предисловие). В конечном счете Ш. ш. утверждала веру как основание философии. Выдвигая основанные на "непосредственном познании" доводы в пользу бытия бога, души, разумности и целесообразности всего сущего, философы Ш. ш. теми же доводами "реабилитировали" от нападок субъективного идеализма, скептицизма и агностицизма также материальный мир и принцип причинности. Опровергая феноменалистич. теорию восприятий ("идей"), Ш.ш. доказывала, что в действительности мы непосредственно воспринимаем не ощущения (твердости, протяженности и т.п.), а твердые, протяженные и т.д. вещи вместе с их реальным существованием. Одним из "фундаментальных законов" познания является уверенность в том, что "материальный мир существует независимо от моего сознания" (Stewart D., Complete works, v. 3, Edin., 1854, p. 45). Люди, по словам Рида, видят солнце, а не идею солнца.

Но главное для Ш. ш. - это непоколебимая вера в существование высшего духовного мира, в особенности бытия бога. Самоочевидность религ. "истин" и непререкаемых нравств. норм, коренящихся в "моральном чувстве", - осн. вывод философии Ш. ш. Вот почему при всем своем "реализме" ее представители яростно боролись против сенсуализма Локка и материализма Гартли, Пристли, а впоследствии - Дидро. В свою очередь материалисты подвергли острой критике Ш.ш. В частности, Пристли ("самый ужасный из противников Рида", по выражению Стюарта, - там же, р. 303) посвятил специальный трактат критич. разбору осн. работы Рида (см. Избр. соч., М., 1934, с. 143-66).

В США философия "здравого смысла" распространялась Дж. Уитерспуном (Принстонский ун-т) и ее наиболее активным пропагандистом в США Мак-Кошем. До них близкие к учению Рида взгляды высказывал А. Бартон. С язвит, критикой идей Ш. ш. выступал амер. врач-материалист Б. Раш в "Мыслях о здравом смысле" ("Thoughts of common sense", 1791). Во Франции влияние Ш. ш. сказалось на учениях Руайе-Коллара и П. Прево, а также в эклектич. концепциях Кузена и Жуфруа.

Лит.: История философии, т. 2, Μ., 1941, с. 269-73; MасСоsh J., The Scottish philosophy, biographical expository, L., 1875; Pattison-Pringle A. S., Scottish philosophy, Edin., 1884; Кappes M., Der "Common Sense" ais Princip der Gewißheit in der Philosophie des Schotten T. Reid, Münch., 1890; Laurie H., Scottish philosophy in its national development, Glasgow, 1902; Grave S. Α., Scottish philosophy of common sense, Oxf., 1960; Robinson D. S. [éd.], The story of Scottish philosophy, [N. Y.], 1961; Sсiассa M. F., La filosofia di T. Reid, 3 éd., Mil., 1963.

Б. Быховский. Москва.

ШОХИН

Кирилл Владимирович (11 авг. 1923 - 25 февр. 1965) - сов. философ, д-р филос. наук (с 1964). Член КПСС с 1961. Окончил аспирантуру Ин-та философии АН СССР (1952). В 1952-55 работал в Фундаментальной б-ке обществ, наук АН СССР; с 1955 преподавал диалектич. материализм, историю философии и эстетику в ГИТИСе и в Театр. училище им. Щукина. Область науч. интересов Ш. - история рус. эстетики.

Соч.: Проблема прекрасного в эстетич. воззрениях Древней Руси (11-13 вв.), в сб.: Из истории эстетич. мысли древности и средневековья, М., 1961; О трагич. герое и комич. персонаже, М., 1961; Содержание и форма в искусстве, М., 1962; Очерк истории развития эстетич. мысли в России. (Древнерус. эстетика 11-17 вв.), М., 1963; Классика сегодня, М., 1963; Эстетич. категории. Содержание и форма в искусстве, М., 1963; Россия (вступ. ст.), в кн.: История эстетики. Памятники мировой эстетич. мысли, т. 1, М., 1962, с. 424-28.

ШПАНН

ШПАНН (Spann), Отмар (1 окт. 1878 - 8 июля 1950) - австр. философ-идеалист, развивавший концепцию целостности, социолог и экономист. С 1909 - проф. в Брюнне (Брно), с 1919 по 1938 - проф. в Вене. Следуя традициям философии Платона, ср.-век. реализма, нем. мистицизма и нем. классич. идеализма, стремился создать философско-социологич. систему "универсализма", одно из осн. положений к-рого гласит: хотя целое существует лишь в частях и через них, оно по своей сущности предшествует своим частям; части есть выражение, опосредствование целого, к-рое расчленяется, обусловливая существование частей как органов целого ("Kategorienlehre", Jena, 1924). В концепции Ш. целостность - это первоначальная (ursprüngliche) действительность, где не действует причинность. Ш. утверждает, что причинное понимание предметов возможно лишь на основе ложного положения "части раньше целого"; с этой позиции он отвергает атомизм и материализм, считая суммативность (идею совокупности отд. элементов) неотъемлемым признаком материалистич. мировоззрения. В понимании сущности жизни Ш. близок к взглядам X. Дриша, считал его единственным из биологов, кто достиг понятия целостности. Понятие целостности играет осн. роль и в социологич. концепции Ш. Центральное место среди социальных образований он отводит гос-ву, к-рое, по его мнению, существовало всегда, меняя лишь свои формы. Исходя из универсалистской концепции, Ш. выдвинул идеал обществ. устройства, основанного на сословных градациях и строжайшей иерархии, черты к-рого во многом воспроизводят кастовый строй индусов и цеховую организацию средневековья. Социологич. воззрения Ш. являлись своеобразным теоретич. выражением австр. клерикал-фашизма.

Соч.: Zur Logik der sozialwissenschaftlichen Begriffsbildung, Tübingen, 1905; Geschichtsphilosophie, Jena, 1932; Philosophenspiegel, Lpz., 1933; Gesellschaftsphilosophie. 3 Aufl.. Münch.-В., 1934; Naturphilosophie, Jena, 1937; Der Wahre Staat, 4 Aufl., Jena, 1938; Religionsphilosophic, W., 1947; Die Haupttheorien der Volkswirtschaftslehre, 25 Aufl., Hdlb., 1949; Gesamtausgabe, Bd 1-22, Graz, 1963.

Лит.: Dunkmann K., Der Kampf um O. Spann, Lpz., 1928; Räber H., O. Spanns Philosophie des Universalismus, Jena, 1932

И. Блауберг. Москва.

ШПЕНГЛЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШПЕТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница