Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "С" (часть 6, "СОЦ"-"СРЕ")
СОЦИОЛО́ГИЯ ГО́РОДА - отрасль социологии, изучающая различные аспекты городской жизни. С. г. исследует город как тип сообщества (классификация сообществ, переход от одного типа к другому и т.д.); рассматривает специфику гор. жизни (досуг, массовая культура, общение), малые группы и социальные институты города, социально-демографические и расовые проблемы. С. г. формируется в 20-30-е гг. 20 в. в связи с серией эмпирич. исследований в США (Р. Парк, Э. Бёрджесс, Р. Макензи, Л. Вирт, супруги Р. и X. Линд). В дальнейшем появились работы по С. г.: Э. Боскова - "Социология гор. районов" (A. Boskoff, The sociology of urban regions, N. Y., 1962), "Вклад в гор. социологию" ("Contributions to urban sociology", ed. E. W. Burgess and D. J. Bogue, Chi-L., 1964), П. Манна - "Введение в гор. социологию" (P. Mann, An approach to urban sociology, L., 1965). Отд. аспекты развития городов изучаются при исследовании проблем урбанизации (К. Дэвис, Ф. Хаузер и др.), семьи, досуга, массовой коммуникации (П. Шомбар де Лов, Ж. Дюмазедье, Л. Богарт и др.). Мн. амер. социологи в последнее время анализируют отд. сегменты социальной структуры города, не уделяя спец. внимания городу как социальному организму, в частности не рассматривая в достаточной мере пространств. аспект размещения жилых и пром. зон, систему учреждений обслуживания, транспортные связи и др. Роли этих факторов в формировании социальной жизни города придается большая значимость в ряде работ по С. г. во Франции - М. Куаст, "Город и человек" (M. Quoist, La ville et l'homme, P., 1958), P. Каэс, "Жить в больших ансамблях" (R. Kaes, Vivre dans les grands ensembles, P., 1963). В последнее время франц. социологи подчеркивают необходимость более широкого теоретич. осмысления тенденций развития совр. города (П. Шомбар де Лов, "Люди и города" - P. Chombart de Lauwe, Des hommes et des villes, P., 1965; Р. Ледрю, "Гор. социология" - R. Ledrut, Sociologie urbaine, P., 1968). В социалистич. странах значит. опыт в С. г. накоплен польскими исследователями ("Социологич. проблемы польского города", Сб. ст., пер. с польск., М., 1966). В основе социологич. исследований города в СССР лежит изучение специфики урбанизации в условиях социалистич. общества. При рассмотрении социальной структуры города, его институтов, гор. образа жизни особое место отводится проблемам управления, социального прогнозирования и планирования города в его целостности. Значит. развитие получают градостроительно-социологические исследования. Лит.: Коган Л. Б., Локтев В. И., Нек-рые социологич. аспекты моделирования городов, "ВФ", 1964, No 9; Яницкий О., Конкретные социологич. исследования в градостроительстве, "Архитектура СССР", 1967, No 2; Ахиезер Α., Нек-рые вопросы методологии градостроительной науки, там же, 1968, No 2; См. также лит. при ст. Урбанизация. Л. Коган. Москва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
СОЦИОЛО́ГИЯ МЕДИЦИНЫ (медицинская социология) - отрасль социологии, изучающая социальные проблемы, связанные со здоровьем, болезнями и медицинским обслуживанием, с ролью здоровья и трудоспособности населения в социальном развитии. Интерес к социальным проблемам медицины возник в нач. 19 в., но лишь к 30-м гг. 20 в. появились социальные исследования (прежде всего в СССР, Великобритании, США и Германии), позволившие выделить С. м. из комплекса общесоциологич. проблем. С. м. возникла на стыке социологии и медицинских наук (социальная гигиена, теория здравоохранения и т.д.), отличаясь от них подходом, методами и приемами исследования. В наст. время многочисленные и, как правило, эмпирич. работы в этой области концентрируются вокруг след. вопросов: социальные факторы в распространении и этиологии различного рода заболеваний (преим. психических), соотношение социального и биологического в жизнедеятельности человека, отношение разных классов к здоровью, заболеваниям и медицинскому обслуживанию, социальные детерминанты систем здравоохранения, социальная организация медицинского персонала, структура и функционирование учреждений (больниц, госпиталей, медпунктов и т.д.), социальная типология больных и их взаимоотношение с медицинским персоналом в различной обстановке, социально-психологич. факторы определ. заболеваний. Особое внимание социологи уделяют изучению проф. структуры специалистов медицины (мед. деятельность как профессия) и тех социальных процессов, к-рые формируют у них мировоззрение, стандарты и нормы поведения, компетентность, этику. В СССР вскоре после Окт. революции развернулись исследования проблем, связанных с С. м. Изучение факторов обществ. среды и профессии, влияющих на здоровье и долголетие людей, анализ социально-экономич. и культурных мероприятий по охране и укреплению здоровья и т.д. проводились представителями социальной гигиены. Проблемы С. м. после перерыва в 30-50-е гг. начали затем интенсивно разрабатываться. Гос. характер здравоохранения в социалистич. странах позволяет связывать воедино социально-экономич. и мед. мероприятия, планировать и осуществлять их в гос. масштабе. Лит.: Смулевич Б. Я., Социальные проблемы демографии и медицины в бурж. социологии, "ВФ", 1959, No 2; его же, Критика совр. бурж. социальной гигиены и мед. социологии, М., 1960; его же, Проблемы социальной гигиены и критика бурж. мед. социологии, в сб.: Методологич. проблемы совр. медицины, М., 1965; О двух забытых областях социологич. исследований, "Коммунист", 1963, No 17; Ашурков Е. Д., В. И. Ленин и охрана здоровья народа, М., 1965; Ридер Дж. и Гоcс M., Социология медицины, в сб.: Социология сегодня, М., 1965; Филос. и социальные проблемы медицины, под ред. Г. И. Царегородцева, М., 1966, с. 255-393; Царегородцев И. Г. и Полис А. Ф., Социальные проблемы медицины, М., 1968 (библ.); Frеidson Ε., The sociology of medicine, "Current Sociology", 1961-62, v. 10-11, No 3; Winter K., Über den Gegenstand der medizinischen Soziologie, "Dtsch. Ζ. Philos.", 1965, No 4. И. Добронравов. Москва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ - дисциплина, изучающая отношение религии и общества, структуру и закономерности существования религии как обществ. явления. С. р. связана со сравнит. религиеведением, психологией религии, историей религии и церкви и т.д. С. р. изучает: теоретич. выражения религии (миф, вероучение, догматика, теология) в их идеологич. значении, т.е. как форму самосознания общества, выражающую его потребности, нормы, цели, утверждающую его ценности и освящающую его институты; практич. сторону религии (культ, ритуал, праздники) как орудие создания и укрепления религ. общины; структуру и функционирование спец. религ. орг-ций (община верующих, церкви, секты и т.п.). Возникновение С. р. на рубеже 19-20 вв. было подготовлено развитием филос. анализа религии, формированием наук об обществе и накоплением огромного историч. и этнологич. материала. Существенную роль в становлении С. р. сыграли работы Трёльча, М. Вебера. Позднее получили известность соч. Й. Ваха (1898-1955), Г. Меншинга (р. 1901) и др., посвященные типологич. анализу религии. Одностороннему историзму и формальной категоризации религ. феноменов противостоит эмпирич. С. р., изучающая явления религ. жизни внутри определенной социальной структуры. Наиболее значительный ее представитель - Г. Ле Бра (р. 1891); его исследования признаков религ. поведения нашли многочисл. последователей, особенно в США и Голландии. В наст. время в капиталистич. странах проводится множество частных исследований отд. сторон культа. Марксистская С. р. исходит из понимания религии как части надстройки общества, как формы обществ. сознания. Проблемы С. р. решаются в марксистских работах в общих рамках историч. материализма. Работы по С. р. в большинстве социалистич. стран развиваются прежде всего как эмпирич. исследования. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., О религии.[Сб.], М., 1955; Ленин В. И., О религии и церкви. Сб., М., 1966; Левада Ю. Α., Осн. направления в бурж. С. р., в сб.: Филос. проблемы атеизма, М., 1963; его же, Социальная природа религии, М., 1965; Угринович Д. М., Филос. проблемы критики религии, 2 изд., М., 1965; Конкретные исследования совр. религ. верований. Сб. ст., М., 1967; Weber М., Gesammelte Aufsätze zur Religionssoziologie, Bd 1-3, Tübingen, 1920-21; Boulard F., Premiers itineraries en sociologie religieuse, P., 1954; Malinowski В., Magic, science and religion, L., 1955; Wach J., Sociology of religion, Chi., 1958; Durkheim Ε., Les formes élémentaires de la vie religieuse, 4 éd., P., 1960; Herberg W., Protestant - Catholic - Jew. An essay to American religious sociology, N. Y., 1960; Acquaviva S., L'eclissi del sacro nella civiltà industriale, Mil., 1961; Hasenfuss J., Religionssoziologie, Bd 1-2, Ζ., 1964; Religion und Atheismus heute. Ergebnisse una Aufgaben marxistischer Religionssoziologie. Hrsg. von O. Klohr, В., 1966. Э. Кадлецова. Прага. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ ТЕСТ - метод исследования в социометрии, предложенный Я. Морено для изучения межличностных отношений в малых группах. С. т. фиксирует факт предпочтения или установку, выраженную индивидом в отношении взаимодействия с др. индивидами в определ. ситуациях. Осн. термины: выбор - выраженное желание определ. индивида взаимодействовать с др. определ. индивидом; отвержение - выраженное желание избежать данного взаимодействия; критерий - специфич. ситуация взаимодействия, предусмотренная данным опросом; тестируемая популяция - группа опрашиваемых лиц. Гл. требования к проведению С. т.: четко указать критерий, допустимое число выборов, пределы популяции и обеспечить сохранение тайны ответа. Успех зависит от желания группы сотрудничать с экспериментатором. Ответственность участников возрастает, если известно, что в результате С. т. будет реально изменена ситуация. Вариации С. т. предусматривают определение предпочтений по наблюдаемым поступкам индивидов, или же с помощью косвенных вопросов. Для обработки результатов С. т. используются графические, индексные, матричные и статистич. методы анализа. Для выражения результатов С. т. применяется социограмма (графич. выражение) и "социометрическая матрица". С. т. применяются для изучения школьных классов, студенч. групп, производств. коллективов и др. Лит.: Коломинский Я. Л., Розов А. И., Изучение взаимоотношений школьников социометрическими методами, "Вопр. психологии", 1962, No 6; Андреева Г. М., Совр. бурж. эмпирич. социология, М., 1965; Ольшанский В. Б., Личность и социальные ценности, в сб.: Социология в СССР, т. 1, М., 1965; Личность и труд, М., 1965, ч. 1, гл. 4; Кузьмин Е. С., Основы социальной психологии, [Л.], 1967; Proctor С. Н., Loomis С. P., Analysis of sociometric data, в кн.: Research methods in social relation, ed. M. Jahoda, M. Deutsch, S. W. Cook, N. Y., 1951; Moreno J. L., Who shall survive, 2 ed., Wash., 1953; Lindzey G., Borgatta G. F., Sociometric measurement, в кн.: Handbook ot social psychology, v. 1, Camb., 1954; Mayröcker F., Soziometrie und soziometrischer Test, W., 1959; Chełstowski В., Pojęcia, wskaźniki i korelaty integracji grupy w literaturze socjometrycznej, "Studia socjologiczne", 1966, No 1. В. Ольшанский. Москва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
СПАВЕ́НТА (Spaventa) Бертрандо (26 июня 1817 - 22 сент. 1883) - итал. философ-гегельянец, проф. философии в Неаполе. Вместе с Де Санктисом и С. Спавентой представлял левое крыло т.н. неаполитанского гегельянства. С. стремился преодолеть каноны догматич. гегельянства. В воззрениях позднего периода заметны антропологическо-натуралистич. и даже материалистич. тенденции. Однако, отрицая генетич. первичность духа по отношению к природе, подчеркивая единство этих двух тождественных и вместе с тем различных элементов мира, С. в основном истолковывал это единство в духе идеалистич. имманентизма, развиваемого впоследствии итал. неогегельянством. Характерна гуманистич. и антиклерикальная направленность воззрений С., связанная с движением Рисорджименто. Противоречивость взглядов С. обусловила тот факт, что его идеи послужили отправной точкой развития глубоко консервативного неогегельянского идеализма, с одной стороны, и прогрессивной итал. мысли начиная с ученика С. - Лабриолы, с другой. Соч.: Concetto dell'infinità in Bruno, [Napoli], 1853; Studi su T. Campanella, [Napoli], 1854-55; Le prime categorie della logica di Hegel, "Atti della R. Accademia delle scienze morali e politiche di Napoli", 1864, v. 1; Saggi di critica filosofica, politica e rcligiosa, v. 1, Napoli, 1867; Principi di filosofia italiana, Napoli, 1867 (2 ed. под назв. - Logica e metafisica, Bari, 1911); Idealismo e realismo, [Napoli], 1874; Kant e l'empirismo, [Napoli], 1880; Da Socrate a Hegel: nuovi saggi di critica filosofica, a cura di G. Gentile. Bari, 1905; La filosofia italiana nelle sue relazioni con la filosofia europea, Bari, 1908. Лит.: Vigorita E., B. Spaventa, Napoli, 1938; Arfé G., L'Hegelismo napoletano e B. Spaventa, "Società", 1952, anno 8, No 1; Plebe Α., Spaventa e Vera, Torino, 1954; Berti G., В. Spaventa, A. Labriola e l'hegelismo napoletano, [s. l.], 1954; Vacca G., Politica e filosofia in B. Spaventa, Bari, 1967. С. Эфиров. Москва. |
Сурен Спандарович [3(15) дек. 1882 - 11(24) сент. 1916] - проф. революционер, пропагандист идей марксизма-ленинизма в Армении. Член РСДРП с 1902; с 1905 - член Кавказского союзного к-та РСДРП. Участник Декабрьского вооруж. восстания в Москве. В 1912 на VI (Пражской) конференции РСДРП был избран членом ЦК партии и членом Рус. бюро ЦК. Последние годы жизни провел в ссылке; ум. в Красноярске. В лит.-критич. статьях C. утверждал обществ. значение лит-ры и иск-ва, принципы партийности и народности иск-ва. Анализируя пороки капиталистич. общества, С. показал, что они необъяснимы с антропологич. т. зр. С. считал, что единств. средством избавления от них является революция (см. Статьи, письма и документы, М., 1958, с. 23, 35-36), и подвергал критике реформистские и парламентаристские иллюзии. Отстаивая марксистскую теорию, С. разоблачал политику и идеологию бурж. и мелкобурж. партий. С. вел активную борьбу против национализма арм. буржуазии в защиту пролет. интернационализма. Лит.: Абрамян Л., С. С. - поборник и пропагандист пролет. интернационализма, Ереван, 1955. Л. А. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
СПЕВСИПП - и з А ф и н (Σπεύσιππος) (р. ок. 409 - 339 до н.э.) - др.-греч. философ, племянник и ученик Платона, после смерти Платона был руководителем Академии платоновской. В ряде моментов С. отошел от философии Платона. Признавая Единое, или Благо, в качестве исходного пункта бытия, он видел в нем скорее начало, а не конец или идеал. Отрицая идеи Платона, заменял их числами, к-рые понимал субстанциально. Переходя от платоновского Единого к числам, С. разграничивал единое в себе и единицу как начало числового ряда. Он интенсивно использовал пифагорейские традиции, напр. учение о десятирице и составляющих ее первых четырех числах. В отличие от Платона, не отличал Мировой ум (нус) от Души. Отход от философии Платона особенно заметен в его гносеологии, подчеркивавший роль чувств. восприятия, и в этике, где основной категорией для него было счастье. Занимался ботаникой и зоологией, стремясь к систематизации растений и животных. В учении С. уже наметился тот скептицизм, к-рым прославилась последующая история платоновской Академии. Соч. С. дошли до нас в виде незначительных и немногочисл. фрагментов (см. Lang P., De Speusippi academici scriptis. Accedunt fragmenta, Bonn, 1911, Diss.). Лит.: Лосев А. Ф., Очерки антич. символизма и мифологии, т. 1, М., 1930, с. 592-608; История философии, т. 1, М., 1940, с. 179, 249-52; Ravaisson-Mollien F., Speusippi de primis rerum principiis placita qualia fuisse videantur ex Aristotele..., P., 1838; Fischer Μ. Α., De Speusippi atheniensis vita, Rastadii, 1845; Frank E., Plato und die sogenannten Pythagoreer, 2 Aufl., Darmstadt, 1962. А. Лосев. Москва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
СПЕНС (Sреnсе), Томас (21 июня 1750 - 8 сент. 1814) - англ. утопич. социалист, по профессии книготорговец. По характеристике Маркса, С. был "...смертельным врагом частной собственности на землю" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 1, с. 388); требовал равномерного распределения земельной ренты среди всех членов общины ("План Спенса", 1775). Ему принадлежит проект национализации земли ("Подлинные права человека" - "The real rights of man", L., 1775), вызвавшие резкие возражения Мальтуса. Согласно этому проекту, вся земля передается в собственность приходских общин, к-рые сдают небольшие земельные участки в аренду своим членам. С., по праву называвший себя "защитником бедняков", неоднократно выступал с отповедью приверженцам реакции (напр., "Обращение Бэрка к свинским массам" - "Burke's address to the Swinish multitude", 1793), подвергал резкой критике существующий строй, за что подвергся осуждению, тюремному заключению (в 1794 и в 1801) и штрафу. В отличие от более высокой формы утопич. социализма, разработанной впоследствии Оуэном, аграрный социализм С. не связывал отмену частной собственности на средства произ-ва с возможностями технич. прогресса, открываемыми пром. переворотом. Идеал утопич. общества ("Спенсония"), нарисованный С., набросавшим даже проект конституции этого общества ("Constitution of Spensonea, a country in Fairyland"), нашел приверженцев, объединившихся после смерти С. в 1816 в Лондоне в орг-цию "Спенсианские филантропы". Соч.: The restorer of society to its natural state, [L.], 1801; The world turned upside down, [L.], 1805. Лит.: Davenport A., The life, writings and principles of Th. Spence, [L.], 1836; Rudkin O. D., Th. Spence and his connections, N. Y., 1927. Б. Быховский. Москва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Михаил Михайлович [1 янв. 1772 (по нек-рым источникам 1771) - 11 февр. 1839] - рус. мыслитель, теоретик законодательства и гос. деятель. Получил образование в Петерб. духовной семинарии, где затем преподавал математику, физику, философию и риторику. На формирование филос. взглядов С. оказало влияние близкое знакомство с нем. мистикой и патристикой. Мысль о ложности церк. христианства, к-рому С. противопоставляет "внутреннее", истинное христианство (см. ст. "Антихрист", в сб.: "В память гр. М. М. Сперанского. 1772-1872", СПБ, 1872), сочеталась у него с идеей "надцерковной христианизации" обществ. жизни, с утопией "священного царства" ("Москвы - третьего Рима") и справедливого "кесаря". В противоположность Карамзину, полемизи- ровавшему со С. с позиций квиетизма, С. искал пути к преобразованию гос-ва. Предложенный им план реформ предусматривал сохранение в измененном виде сословного строя, прикрепление помещичьих крестьян к земле, законодат. регулирование крест. повинностей как мероприятие, подготавливавшее постеп. отмену крепостного права. Проект С. вызвал резкую оппозицию крепостнич. дворянства; в 1812 он был уволен с поста гос. секретаря и выслан в Нижний Новгород, затем - в Пермь. После возвращения из ссылки (1821) С. сблизился с Аракчеевым, приняв участие в судебной расправе над декабристами и выступив с апологией абсолютизма. Соч.: О силе, основе и естестве, "Москвитянин", 1842, No 1; Досуги. Сент. 1795 (опубл. в ст.: К. Массальский, Воспоминания о графе С., "Сын отечества", 1844, No 1-2); Правила высшего красноречия, СПБ, 1844; Философия, в сб.: В память гр. М. М. Сперанского. 1772-1872, СПБ, 1872; Мудрость, там же; Проекты и записки, М.-Л., 1961. Лит.: Корф Μ., Жизнь гр. С., т. 1-2, СПБ, 1861; Погодин М., Сперанский, "Рус. архив", 1871, с. 1097-1252; Чистович И. Α.. Руководящие деятели духовного просвещения в России в 1-й половине текущего столетия, СПБ, 1894; Чернышевский Н. Г., Рус. реформатор [рец. на кн. М. Корфа], Полн. собр. соч., т. 7, М., 1950; История политич. учений, M., 1960, с. 454-64; История политич. учений, М., 1965, с. 331-34. В. Зверев. Ленинград. |
Николай Александрович (1821 - 17 марта 1882) - один из первых рус. представителей утопич. коммунизма, член кружка петрашевцев. Учился в Царскосельском лицее вместе с Петрашевским. Будучи в Швейцарии, участвовал в войне прогрессивных кантонов против реакц. Зондербунда. В Париже, видимо, встречался с Марксом (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 2, 1929, с. 417). За границей (1842-46) С. изучал нем. классич. философию, историю Великой франц. революции, социалистич. и коммунистич. доктрины, подготавливал труд по истории и организации тайных обществ (в частности, применительно к России; о проекте обязательной подписки для членов тайного об-ва - см. "Дело петрашевцев", т. 3, 1951, с. 445). Вернувшись в Петербург, С. возобновил знакомство с Петрашевским и вскоре выступил инициатором перехода петрашевцев к непосредств. революц. действию, в т.ч. организации тайного об-ва и подпольной типографии. Непосредств. целью такого об-ва С. считал подготовку восстания с целью уничтожения крепостнич. строя и установления демократич. республики. В 1849 С. был арестован и приговорен к смертной казни, к-рая была заменена каторгой. По своим филос. и социологич. взглядам С. - убежденный материалист и атеист (см. Филос. и обществ.-политич. произв. петрашевцев, М., 1953, с. 477-502). С. подверг критике идеалистич. антропологизм ("антропотеизм"), к-рый определял как новую, утонченную разновидность религии; антропотеизм, по С., поставив на место бого-человека человеко-бога, изменил лишь предмет обожествления; религиозная же, авторитарная сущность идеи осталась неизменной. Антропотеизм, по С., - переходный этап к полному отрицанию религии. Гносеология, идеи С. имеют материалистич., в основном сенсуалистич. характер. С. критиковал узкий эмпиризм, подчеркивал взаимодействие практики (опыта) и теории (умозрения). Утверждая идею закономерности в развитии общества, С. не выделял к.-л. единого фактора этого развития. С. считал частную собственность гл. причиной социальной несправедливости. Он проповедовал идею создания коммунистич. общин на базе имеющегося обществ. богатства, "распределение продуктов труда по потребностям каждого". Соч.: в кн.: Петрашевцы. Сб. материалов, т. 3, М.-Л., 1928; Письмо к отцу 24 октября 1838, "Каторга и ссылка", 1930, кн. 1 (62). Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 7, с. 26; Плеханов Г. В., Соч., т. 23, М.-Л., 1926, с. 247; Герцен А. И., Собр. соч., т. 9, М., 1956, с. 330; т. 10, М., 1956, с. 335, 343-46; т. 17, М., 1959, с. 106-07; т. 18, М., 1956, с. 191, 244, 370; т. 19, М., 1960, с. 193; Лейкина В. Р., Петрашевец Н. А. С., "Былое", 1924, No 25, с. 12-31; История философии в СССР, т. 2, М., 1968; см. также лит. при ст. Петрашевский, Петрашевцы. В. Евграфов. Москва. |
СПИКМЕН (Spykman), Николас Джон (13 окт. 1893 - 26 июня 1943) - амер. бурж. социолог. Род. в Амстердаме, с 1920 жил в США. Проф. Иельского ун-та (с 1923), организатор и первый директор Иельского ин-та по изучению междунар. проблем. Один из создателей амер. концепции геополитики. С. утверждал, что отношения между странами строятся на основе их мощи. Эта концепция приобрела влияние в политич. кругах США. Соч.: America's strategy in world politics, N. Y., 1942; The social theory of G. Simmel, N. Y., 1966. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
СПИРИТУАЛИЗМ (франц. spiritualisme, от лат. spiritualis - духовный, spiritus - душа, дух) - филос. воззрение, исходящее из противопоставления духовного (психического) и телесного бытия и рассматривающее дух (душу) в качестве первоосновы действительности или в качестве особой бестелесной субстанции, существующей независимо от материи. Как филос. термин был введен в употребление Кузеном, обозначившим так свои взгляды (т.н. эклектич. С.), сложившиеся под влиянием воззрений Мен де Бирана, идей Шеллинга и Гегеля. В дальнейшем он получил распространение преим. на романской почве. С. стали называть ряд школ и направлений во франц. и итал. философии 19-20 вв. (спиритуалистич. позитивизм Равессона, Лашелье и Бутру, учения Розмини, Джоберти, Ренувье, Бергсона, Лавеля и др.), а более широко - самые разнообразные филос. учения древности и нового времени, утверждающие, в противоположность материализму, субстанциальность духовного начала (напр., воззрения Платона, Августина, Лейбница, Беркли и др.). В этом смысле С. выступает как менее употребит. синоним идеализма. Однако нередко в понятии С., в противоположность интеллектуалистич. окрашенности термина "идеализм", акцентируются иррациональные, немыслит. аспекты духа или представления о нем как о нек-рой целостности, не сводимой к разуму, воле, переживанию и др. отдельным ее проявлениям. В современной, гл. обр. англо-амер., философии принято различать термин "С.", означающий онтологич. характеристику того или иного филос. учения, и "идеализм", означающий его гносеологич. характеристику. При этом С. противопоставляется материализму, а идеализм - реализму. Если материализм постулирует в качестве первичной реальности материю, то С. исходит из приоритета духа независимо от того, как трактуется последний. Под идеализмом же понимают такую систему взглядов, согласно к-рой объект знания зависит от процесса познания, в конечном счете от субъекта. Напротив, реализм утверждает независимость объекта от познават. процесса и, следовательно, от субъекта познания. В соответствии с таким употреблением терминов допустима, напр., такая характеристика, как "спиритуалистич. реализм" (по отношению к философии Сантаяны), в отличие от "материалистич. реализма" Селлерса. Такое употребление терминов отличается как от ср.-век. различения их (номинализм и реализм), так и от принятого в марксистской философии, восходящего к филос. традиции середины 19 в. Лит. см. при статьях Дух, Идеализм, Персонализм, Теизм. П. Гайденко, Ю. Попов. Москва. |
Александр Георгиевич (р. 24 дек. 1918) - советский философ и психолог, доктор филос. наук (с 1960), проф. (с 1970). Член КПСС с 1960. Окончил МГПИ им. В. И. Ленина (1941). Преподает психологию и философию с 1946. Зав. редакцией философии БСЭ, зам. главного редактора Филос. Энциклопедии (с 1960). Ст. науч. сотрудник Ин-та философии АН СССР (с 1962). Председатель секции филос. проблем кибернетики Науч. совета по кибернетике и Науч. совета по проблемам совр. естествознания при Президиуме АН СССР (с 1962). Проблематика науч. исследований: филос. и психологич. анализ происхождения, сущности и уровней развития сознания и самосознания, соотношение сознания и языка, сознания и мировоззрения, сознания и кибернетики, а также общие вопросы философии, ее предмет, структура и функции. Соч.: Вопросы психофизиологии и ленинская теория отражения, "Философские записки", 1950, No 5 (совм. с Г. К. Гуртовой); Учение И. П. Павлова о сигнальных системах, М., 1952 (соавтор); Формирование абстрактного мышления на ранних ступенях развития человека, "ВФ", 1954, No 5; Происхождение языка и его роль в формировании мышления, в сб.: Мышление и язык, М., 1957; Мышление и язык, 2 изд., М., 1958; Происхождение сознания, М., 1960; О нек-рых филос. проблемах кибернетики в связи с развитием гуманитарных наук, в сб.: Стр-во коммунизма и обществ. науки, М., 1962; О филос. аспектах кибернетики (соавтор послесловия), в кн.: Клаус Г., Кибернетика и философия, М., 1963; Кибернетика, мышление и жизнь, М., 1964 (ред.); Возникновение сознания человека, в сб.: Проблемы сознания, М., 1966; Курс марксистской философии, 2 изд., М., 1966; Диалектический материализм, М., 1967 (соавтор); Развитие В. И. Лениным теории научного коммунизма, М., 1967; Проблемы сознания и кибернетика, в сб.: Информационные материалы, [No] 7(20), М., 1968 (ВИНИТИ); Материалистическая диалектика - методология совр. науки, М., 1968 (совм. с В. Ф. Глаголевым); Мировоззрение, его структура, жизненный смысл и пути формирования, в сб.: Молодежь, ее интересы, стремления, идеалы. М., 1969; Теория, преобразующая мир. В. И. Ленин о философии марксизма, М., 1969; La stratégue et la tactique des communistes, [Moscou, 1965]; Fundamentals of dialectical materialism, Moscow, 1967 (соавтор). |
СПИРМЕН (Spearman), Чарлз Эдуард (10 сент. 1863 - 17 сент. 1945) - англ. психолог, разработавший основы факторного анализа. Изучал экспериментальную психологию в лаборатории Вундта, работал в Оксфорде под руководством Ф. Гальтона и Мак-Дугалла над применением статистич. методов для целей психологич. обследования детей в англ. школах. С. утверждал, что все способности можно вывести из нек-рой "общей способности" - general ability, определяемой на основе корреляций между результатами отд. испытаний, обнаруживающих "специальные способности" - S (special ability). В дальнейшем С. ввел также понятие "группового фактора". С. принадлежит ряд работ по восприятию пространства и по истории психологии (см. "Psychology down the ages", v. 1-2, L., 1937). Соч.: The nature of intelligence and the principles of cognition, 2 ed., L., 1927; The abilities of man, L., 1927: Creative mind, L., 1930; Human ability, L., 1950 (совм. с J.-L. Wynn). Лит.: Фресс П. и Пиаже Ж. [сост.], Экспериментальная психология. [Сб. ст.], [пер. с франц.], вып. 1-2, М., 1966, с. 44-45. М. Роговин. Москва. |
СПО́ЛДИНГ (Spaulding), Эдуард (6 авг. 1873 - 31 янв. 1940) - амер. философ, один из ведущих представителей неореализма. Проф. Принстонского ун-та (с 1914). В своей осн. работе "Новый рационализм" ("The new rationalism", N. Y., 1918) С. выступил с критикой теории внутр. отношений, к-рую отстаивал абс. идеализм (Брэдли, Ройс) и согласно к-рой свойства единичного предмета определяются отношением к др. предметам и в итоге единичный предмет существует лишь как производное от целого и вне этого целого оказывается недоступным для познания. Он пытался обосновать теорию внешних отношений, сформулированную в общем виде Расселом и представляющую основу онтологии и гносеологии неореализма. Согласно С., единичный предмет не обусловливается отношением, в к-ром он выступает к др. предметам, и поэтому свойства предмета не определяются целым. Теория внешних отношений, абсолютизирующая внешнюю связь, приводит С. к плюралистич. онтологии. С. отрицает существование таких внутр. отношений, как субстанция - атрибут и причинно-следств. зависимость. Реальность рассматривается как простая совокупность разнородных предметов и явлений. Теория внешних отношений лежит и в основе теории познания С.: в ней он усматривает возможность адекватного познания человеком действительности. С. утверждал, что если бы между субъектом и объектом была внутр. связь, предполагающая активное воздействие субъекта на объект, то адекватное познание самого объекта было бы неосуществимым. Согласно С., познават. отношение есть внешняя связь субъекта и объекта, при к-рой последний непосредственно входит в сознание субъекта, не подвергаясь никакому изменению. (Критику неореалистич. теории познания см. в ст. Холт). Соч.: The new realism, N. Y., 1912 (соавтор); What am I?, N. Y.-L., 1928; Roads to knowledge, N. Y., 1932 (соавтор); A world of chance, N. Y., 1936. Лит.: Богомолова А. С., Философия англо-амер. неореализма, [М.], 1962, [лекция] 2; Хилл Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965, с. 122-23; Луканов Д. М., Гносеология амер. реализма, М., 1968, гл. 1, 2; Rogers А. К., English and American philosophy since 1800, N. Y., 1922, ch. 8; Lovejоу А. O., The revolt against dualism, L., [1930]; Вoman L., Criticism and construction in the philosophy of the American new realism, Uppsala, 1955. Д. Луканов. Горький. |
СПОНТАННОЕ (от лат. spontaneus - произвольный, добровольный) - само- произвольное, возникающее без внешних воздействий. Понятие "С." приобретает филос. значение в новое время в связи с кризисом религ.-христ. мировоззрения и созданием науч. картины мира, в основе к-рой лежали принципы механики. Из рассмотрения мира в науке и философии исключаются все внешние ему силы, природа понимается как С. целое, как механизм, управляемый однозначно детерминистскими законами. Из-за ограниченности этого способа объяснения мн. материалисты были вынуждены обращаться к божеств. толчку, отстаивать деизм и т.д. В этот же период возникает иная концепция, считающая С. процессом лишь деятельность мышления, рефлексию. У Декарта, Лейбница, Фихте, Гегеля лишь познават. активность обладает внутр. самодвижением. Диалектич. материализм усматривает принцип самодвижения, С. развития в возникновении и разрешении противоречий. "Условие познания всех процессов мира в их "самодвижении", в их спонтанейном развитии, в их живой жизни, есть познание их как единства противоположностей" (Ленин В. И., Соч., т. 38, с. 358). Характеристика С. применительно к процессам, не инспирируемым сознательно, является синонимом стихийности. А. Огурцов. Москва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
"СРЕДНЕГО КЛАССА" ТЕОРИЯ - распространенная в бурж. социологии апологетич. теория, утверждающая, что все западное (т.е. капиталистическое) общество превращается или уже превратилось в общество единого "среднего класса", к-рый поглощает и в к-ром растворяются все прежние социальные классы и слои, включая пролетариат и буржуазию. Основой подобного рода теорий является известный рост средних слоев в капиталистическом обществе. "С. к." т. получила особенно широкое отражение в амер. социологич. лит-ре (К. Майер, Г. Грейсон, Дж. Бернард), а также в работах мн. зап.-европ. социологов (Т. Маршалл, X. Шельский, П. Блетон, Р. Кремер и др.). "С. к." т. направлена против марксистско-ленинского учения о классах. Одна из разновидностей "С. к." т. - "нового среднего класса" теория. См. также ст. Служащие. А. Вебер. Москва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |