Приглашаем посетить сайт

Спорт (www.sport-data.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "С" (часть 6, "СОЦ"-"СРЕ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 6, "СОЦ"-"СРЕ")

СОЦИОЛОГИЯ ГОРОДА

СОЦИОЛО́ГИЯ ГО́РОДА - отрасль социологии, изучающая различные аспекты городской жизни. С. г. исследует город как тип сообщества (классификация сообществ, переход от одного типа к другому и т.д.); рассматривает специфику гор. жизни (досуг, массовая культура, общение), малые группы и социальные институты города, социально-демографические и расовые проблемы.

С. г. формируется в 20-30-е гг. 20 в. в связи с серией эмпирич. исследований в США (Р. Парк, Э. Бёрджесс, Р. Макензи, Л. Вирт, супруги Р. и X. Линд). В дальнейшем появились работы по С. г.: Э. Боскова - "Социология гор. районов" (A. Boskoff, The sociology of urban regions, N. Y., 1962), "Вклад в гор. социологию" ("Contributions to urban sociology", ed. E. W. Burgess and D. J. Bogue, Chi-L., 1964), П. Манна - "Введение в гор. социологию" (P. Mann, An approach to urban sociology, L., 1965). Отд. аспекты развития городов изучаются при исследовании проблем урбанизации (К. Дэвис, Ф. Хаузер и др.), семьи, досуга, массовой коммуникации (П. Шомбар де Лов, Ж. Дюмазедье, Л. Богарт и др.). Мн. амер. социологи в последнее время анализируют отд. сегменты социальной структуры города, не уделяя спец. внимания городу как социальному организму, в частности не рассматривая в достаточной мере пространств. аспект размещения жилых и пром. зон, систему учреждений обслуживания, транспортные связи и др.

Роли этих факторов в формировании социальной жизни города придается большая значимость в ряде работ по С. г. во Франции - М. Куаст, "Город и человек" (M. Quoist, La ville et l'homme, P., 1958), P. Каэс, "Жить в больших ансамблях" (R. Kaes, Vivre dans les grands ensembles, P., 1963). В последнее время франц. социологи подчеркивают необходимость более широкого теоретич. осмысления тенденций развития совр. города (П. Шомбар де Лов, "Люди и города" - P. Chombart de Lauwe, Des hommes et des villes, P., 1965; Р. Ледрю, "Гор. социология" - R. Ledrut, Sociologie urbaine, P., 1968).

В социалистич. странах значит. опыт в С. г. накоплен польскими исследователями ("Социологич. проблемы польского города", Сб. ст., пер. с польск., М., 1966). В основе социологич. исследований города в СССР лежит изучение специфики урбанизации в условиях социалистич. общества. При рассмотрении социальной структуры города, его институтов, гор. образа жизни особое место отводится проблемам управления, социального прогнозирования и планирования города в его целостности. Значит. развитие получают градостроительно-социологические исследования.

Лит.: Коган Л. Б., Локтев В. И., Нек-рые социологич. аспекты моделирования городов, "ВФ", 1964, No 9; Яницкий О., Конкретные социологич. исследования в градостроительстве, "Архитектура СССР", 1967, No 2; Ахиезер Α., Нек-рые вопросы методологии градостроительной науки, там же, 1968, No 2; См. также лит. при ст. Урбанизация.

Л. Коган. Москва.

СОЦИОЛОГИЯ ДОСУГА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИОЛОГИЯ МЕДИЦИНЫ

СОЦИОЛО́ГИЯ МЕДИЦИНЫ (медицинская социология) - отрасль социологии, изучающая социальные проблемы, связанные со здоровьем, болезнями и медицинским обслуживанием, с ролью здоровья и трудоспособности населения в социальном развитии. Интерес к социальным проблемам медицины возник в нач. 19 в., но лишь к 30-м гг. 20 в. появились социальные исследования (прежде всего в СССР, Великобритании, США и Германии), позволившие выделить С. м. из комплекса общесоциологич. проблем. С. м. возникла на стыке социологии и медицинских наук (социальная гигиена, теория здравоохранения и т.д.), отличаясь от них подходом, методами и приемами исследования. В наст. время многочисленные и, как правило, эмпирич. работы в этой области концентрируются вокруг след. вопросов: социальные факторы в распространении и этиологии различного рода заболеваний (преим. психических), соотношение социального и биологического в жизнедеятельности человека, отношение разных классов к здоровью, заболеваниям и медицинскому обслуживанию, социальные детерминанты систем здравоохранения, социальная организация медицинского персонала, структура и функционирование учреждений (больниц, госпиталей, медпунктов и т.д.), социальная типология больных и их взаимоотношение с медицинским персоналом в различной обстановке, социально-психологич. факторы определ. заболеваний. Особое внимание социологи уделяют изучению проф. структуры специалистов медицины (мед. деятельность как профессия) и тех социальных процессов, к-рые формируют у них мировоззрение, стандарты и нормы поведения, компетентность, этику.

В СССР вскоре после Окт. революции развернулись исследования проблем, связанных с С. м. Изучение факторов обществ. среды и профессии, влияющих на здоровье и долголетие людей, анализ социально-экономич. и культурных мероприятий по охране и укреплению здоровья и т.д. проводились представителями социальной гигиены. Проблемы С. м. после перерыва в 30-50-е гг. начали затем интенсивно разрабатываться.

Гос. характер здравоохранения в социалистич. странах позволяет связывать воедино социально-экономич. и мед. мероприятия, планировать и осуществлять их в гос. масштабе.

Лит.: Смулевич Б. Я., Социальные проблемы демографии и медицины в бурж. социологии, "ВФ", 1959, No 2; его же, Критика совр. бурж. социальной гигиены и мед. социологии, М., 1960; его же, Проблемы социальной гигиены и критика бурж. мед. социологии, в сб.: Методологич. проблемы совр. медицины, М., 1965; О двух забытых областях социологич. исследований, "Коммунист", 1963, No 17; Ашурков Е. Д., В. И. Ленин и охрана здоровья народа, М., 1965; Ридер Дж. и Гоcс M., Социология медицины, в сб.: Социология сегодня, М., 1965; Филос. и социальные проблемы медицины, под ред. Г. И. Царегородцева, М., 1966, с. 255-393; Царегородцев И. Г. и Полис А. Ф., Социальные проблемы медицины, М., 1968 (библ.); Frеidson Ε., The sociology of medicine, "Current Sociology", 1961-62, v. 10-11, No 3; Winter K., Über den Gegenstand der medizinischen Soziologie, "Dtsch. Ζ. Philos.", 1965, No 4.

И. Добронравов. Москва.

СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ

СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ - дисциплина, изучающая отношение религии и общества, структуру и закономерности существования религии как обществ. явления. С. р. связана со сравнит. религиеведением, психологией религии, историей религии и церкви и т.д.

С. р. изучает: теоретич. выражения религии (миф, вероучение, догматика, теология) в их идеологич. значении, т.е. как форму самосознания общества, выражающую его потребности, нормы, цели, утверждающую его ценности и освящающую его институты; практич. сторону религии (культ, ритуал, праздники) как орудие создания и укрепления религ. общины; структуру и функционирование спец. религ. орг-ций (община верующих, церкви, секты и т.п.).

Возникновение С. р. на рубеже 19-20 вв. было подготовлено развитием филос. анализа религии, формированием наук об обществе и накоплением огромного историч. и этнологич. материала. Существенную роль в становлении С. р. сыграли работы Трёльча, М. Вебера.

Позднее получили известность соч. Й. Ваха (1898-1955), Г. Меншинга (р. 1901) и др., посвященные типологич. анализу религии. Одностороннему историзму и формальной категоризации религ. феноменов противостоит эмпирич. С. р., изучающая явления религ. жизни внутри определенной социальной структуры. Наиболее значительный ее представитель - Г. Ле Бра (р. 1891); его исследования признаков религ. поведения нашли многочисл. последователей, особенно в США и Голландии. В наст. время в капиталистич. странах проводится множество частных исследований отд. сторон культа.

Марксистская С. р. исходит из понимания религии как части надстройки общества, как формы обществ. сознания. Проблемы С. р. решаются в марксистских работах в общих рамках историч. материализма. Работы по С. р. в большинстве социалистич. стран развиваются прежде всего как эмпирич. исследования.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., О религии.[Сб.], М., 1955; Ленин В. И., О религии и церкви. Сб., М., 1966; Левада Ю. Α., Осн. направления в бурж. С. р., в сб.: Филос. проблемы атеизма, М., 1963; его же, Социальная природа религии, М., 1965; Угринович Д. М., Филос. проблемы критики религии, 2 изд., М., 1965; Конкретные исследования совр. религ. верований. Сб. ст., М., 1967; Weber М., Gesammelte Aufsätze zur Religionssoziologie, Bd 1-3, Tübingen, 1920-21; Boulard F., Premiers itineraries en sociologie religieuse, P., 1954; Malinowski В., Magic, science and religion, L., 1955; Wach J., Sociology of religion, Chi., 1958; Durkheim Ε., Les formes élémentaires de la vie religieuse, 4 éd., P., 1960; Herberg W., Protestant - Catholic - Jew. An essay to American religious sociology, N. Y., 1960; Acquaviva S., L'eclissi del sacro nella civiltà industriale, Mil., 1961; Hasenfuss J., Religionssoziologie, Bd 1-2, Ζ., 1964; Religion und Atheismus heute. Ergebnisse una Aufgaben marxistischer Religionssoziologie. Hrsg. von O. Klohr, В., 1966.

Э. Кадлецова. Прага.

СОЦИОЛОГИЯ СЕЛЬСКАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ ТЕСТ

СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ ТЕСТ - метод исследования в социометрии, предложенный Я. Морено для изучения межличностных отношений в малых группах. С. т. фиксирует факт предпочтения или установку, выраженную индивидом в отношении взаимодействия с др. индивидами в определ. ситуациях. Осн. термины: выбор - выраженное желание определ. индивида взаимодействовать с др. определ. индивидом; отвержение - выраженное желание избежать данного взаимодействия; критерий - специфич. ситуация взаимодействия, предусмотренная данным опросом; тестируемая популяция - группа опрашиваемых лиц. Гл. требования к проведению С. т.: четко указать критерий, допустимое число выборов, пределы популяции и обеспечить сохранение тайны ответа. Успех зависит от желания группы сотрудничать с экспериментатором. Ответственность участников возрастает, если известно, что в результате С. т. будет реально изменена ситуация. Вариации С. т. предусматривают определение предпочтений по наблюдаемым поступкам индивидов, или же с помощью косвенных вопросов. Для обработки результатов С. т. используются графические, индексные, матричные и статистич. методы анализа.

Для выражения результатов С. т. применяется социограмма (графич. выражение) и "социометрическая матрица". С. т. применяются для изучения школьных классов, студенч. групп, производств. коллективов и др.

Лит.: Коломинский Я. Л., Розов А. И., Изучение взаимоотношений школьников социометрическими методами, "Вопр. психологии", 1962, No 6; Андреева Г. М., Совр. бурж. эмпирич. социология, М., 1965; Ольшанский В. Б., Личность и социальные ценности, в сб.: Социология в СССР, т. 1, М., 1965; Личность и труд, М., 1965, ч. 1, гл. 4; Кузьмин Е. С., Основы социальной психологии, [Л.], 1967; Proctor С. Н., Loomis С. P., Analysis of sociometric data, в кн.: Research methods in social relation, ed. M. Jahoda, M. Deutsch, S. W. Cook, N. Y., 1951; Moreno J. L., Who shall survive, 2 ed., Wash., 1953; Lindzey G., Borgatta G. F., Sociometric measurement, в кн.: Handbook ot social psychology, v. 1, Camb., 1954; Mayröcker F., Soziometrie und soziometrischer Test, W., 1959; Chełstowski В., Pojęcia, wskaźniki i korelaty integracji grupy w literaturze socjometrycznej, "Studia socjologiczne", 1966, No 1.

В. Ольшанский. Москва.

СОЦИОМЕТРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЮЗ РАБОЧЕГО КЛАССА И КРЕСТЬЯНСТВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СПАВЕНТА

СПАВЕ́НТА (Spaventa) Бертрандо (26 июня 1817 - 22 сент. 1883) - итал. философ-гегельянец, проф. философии в Неаполе. Вместе с Де Санктисом и С. Спавентой представлял левое крыло т.н. неаполитанского гегельянства. С. стремился преодолеть каноны догматич. гегельянства. В воззрениях позднего периода заметны антропологическо-натуралистич. и даже материалистич. тенденции. Однако, отрицая генетич. первичность духа по отношению к природе, подчеркивая единство этих двух тождественных и вместе с тем различных элементов мира, С. в основном истолковывал это единство в духе идеалистич. имманентизма, развиваемого впоследствии итал. неогегельянством. Характерна гуманистич. и антиклерикальная направленность воззрений С., связанная с движением Рисорджименто. Противоречивость взглядов С. обусловила тот факт, что его идеи послужили отправной точкой развития глубоко консервативного неогегельянского идеализма, с одной стороны, и прогрессивной итал. мысли начиная с ученика С. - Лабриолы, с другой.

Соч.: Concetto dell'infinità in Bruno, [Napoli], 1853; Studi su T. Campanella, [Napoli], 1854-55; Le prime categorie della logica di Hegel, "Atti della R. Accademia delle scienze morali e politiche di Napoli", 1864, v. 1; Saggi di critica filosofica, politica e rcligiosa, v. 1, Napoli, 1867; Principi di filosofia italiana, Napoli, 1867 (2 ed. под назв. - Logica e metafisica, Bari, 1911); Idealismo e realismo, [Napoli], 1874; Kant e l'empirismo, [Napoli], 1880; Da Socrate a Hegel: nuovi saggi di critica filosofica, a cura di G. Gentile. Bari, 1905; La filosofia italiana nelle sue relazioni con la filosofia europea, Bari, 1908.

Лит.: Vigorita E., B. Spaventa, Napoli, 1938; Arfé G., L'Hegelismo napoletano e B. Spaventa, "Società", 1952, anno 8, No 1; Plebe Α., Spaventa e Vera, Torino, 1954; Berti G., В. Spaventa, A. Labriola e l'hegelismo napoletano, [s. l.], 1954; Vacca G., Politica e filosofia in B. Spaventa, Bari, 1967.

С. Эфиров. Москва.

СПАНДАРЯН

Сурен Спандарович [3(15) дек. 1882 - 11(24) сент. 1916] - проф. революционер, пропагандист идей марксизма-ленинизма в Армении. Член РСДРП с 1902; с 1905 - член Кавказского союзного к-та РСДРП. Участник Декабрьского вооруж. восстания в Москве. В 1912 на VI (Пражской) конференции РСДРП был избран членом ЦК партии и членом Рус. бюро ЦК. Последние годы жизни провел в ссылке; ум. в Красноярске. В лит.-критич. статьях C. утверждал обществ. значение лит-ры и иск-ва, принципы партийности и народности иск-ва. Анализируя пороки капиталистич. общества, С. показал, что они необъяснимы с антропологич. т. зр. С. считал, что единств. средством избавления от них является революция (см. Статьи, письма и документы, М., 1958, с. 23, 35-36), и подвергал критике реформистские и парламентаристские иллюзии. Отстаивая марксистскую теорию, С. разоблачал политику и идеологию бурж. и мелкобурж. партий. С. вел активную борьбу против национализма арм. буржуазии в защиту пролет. интернационализма.

Лит.: Абрамян Л., С. С. - поборник и пропагандист пролет. интернационализма, Ереван, 1955.

Л. А.

СПАСЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СПЕВСИПП

СПЕВСИПП - и з А ф и н (Σπεύσιππος) (р. ок. 409 - 339 до н.э.) - др.-греч. философ, племянник и ученик Платона, после смерти Платона был руководителем Академии платоновской. В ряде моментов С. отошел от философии Платона. Признавая Единое, или Благо, в качестве исходного пункта бытия, он видел в нем скорее начало, а не конец или идеал. Отрицая идеи Платона, заменял их числами, к-рые понимал субстанциально. Переходя от платоновского Единого к числам, С. разграничивал единое в себе и единицу как начало числового ряда. Он интенсивно использовал пифагорейские традиции, напр. учение о десятирице и составляющих ее первых четырех числах. В отличие от Платона, не отличал Мировой ум (нус) от Души. Отход от философии Платона особенно заметен в его гносеологии, подчеркивавший роль чувств. восприятия, и в этике, где основной категорией для него было счастье. Занимался ботаникой и зоологией, стремясь к систематизации растений и животных. В учении С. уже наметился тот скептицизм, к-рым прославилась последующая история платоновской Академии.

Соч. С. дошли до нас в виде незначительных и немногочисл. фрагментов (см. Lang P., De Speusippi academici scriptis. Accedunt fragmenta, Bonn, 1911, Diss.).

Лит.: Лосев А. Ф., Очерки антич. символизма и мифологии, т. 1, М., 1930, с. 592-608; История философии, т. 1, М., 1940, с. 179, 249-52; Ravaisson-Mollien F., Speusippi de primis rerum principiis placita qualia fuisse videantur ex Aristotele..., P., 1838; Fischer Μ. Α., De Speusippi atheniensis vita, Rastadii, 1845; Frank E., Plato und die sogenannten Pythagoreer, 2 Aufl., Darmstadt, 1962.

А. Лосев. Москва.

СПЕКУЛЯТИВНОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СПЕНС

СПЕНС (Sреnсе), Томас (21 июня 1750 - 8 сент. 1814) - англ. утопич. социалист, по профессии книготорговец. По характеристике Маркса, С. был "...смертельным врагом частной собственности на землю" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 1, с. 388); требовал равномерного распределения земельной ренты среди всех членов общины ("План Спенса", 1775). Ему принадлежит проект национализации земли ("Подлинные права человека" - "The real rights of man", L., 1775), вызвавшие резкие возражения Мальтуса. Согласно этому проекту, вся земля передается в собственность приходских общин, к-рые сдают небольшие земельные участки в аренду своим членам. С., по праву называвший себя "защитником бедняков", неоднократно выступал с отповедью приверженцам реакции (напр., "Обращение Бэрка к свинским массам" - "Burke's address to the Swinish multitude", 1793), подвергал резкой критике существующий строй, за что подвергся осуждению, тюремному заключению (в 1794 и в 1801) и штрафу. В отличие от более высокой формы утопич. социализма, разработанной впоследствии Оуэном, аграрный социализм С. не связывал отмену частной собственности на средства произ-ва с возможностями технич. прогресса, открываемыми пром. переворотом. Идеал утопич. общества ("Спенсония"), нарисованный С., набросавшим даже проект конституции этого общества ("Constitution of Spensonea, a country in Fairyland"), нашел приверженцев, объединившихся после смерти С. в 1816 в Лондоне в орг-цию "Спенсианские филантропы".

Соч.: The restorer of society to its natural state, [L.], 1801; The world turned upside down, [L.], 1805.

Лит.: Davenport A., The life, writings and principles of Th. Spence, [L.], 1836; Rudkin O. D., Th. Spence and his connections, N. Y., 1927.

Б. Быховский. Москва.

СПЕНСЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

СПЕРАНСКИЙ

Михаил Михайлович [1 янв. 1772 (по нек-рым источникам 1771) - 11 февр. 1839] - рус. мыслитель, теоретик законодательства и гос. деятель. Получил образование в Петерб. духовной семинарии, где затем преподавал математику, физику, философию и риторику. На формирование филос. взглядов С. оказало влияние близкое знакомство с нем. мистикой и патристикой. Мысль о ложности церк. христианства, к-рому С. противопоставляет "внутреннее", истинное христианство (см. ст. "Антихрист", в сб.: "В память гр. М. М. Сперанского. 1772-1872", СПБ, 1872), сочеталась у него с идеей "надцерковной христианизации" обществ. жизни, с утопией "священного царства" ("Москвы - третьего Рима") и справедливого "кесаря". В противоположность Карамзину, полемизи- ровавшему со С. с позиций квиетизма, С. искал пути к преобразованию гос-ва. Предложенный им план реформ предусматривал сохранение в измененном виде сословного строя, прикрепление помещичьих крестьян к земле, законодат. регулирование крест. повинностей как мероприятие, подготавливавшее постеп. отмену крепостного права. Проект С. вызвал резкую оппозицию крепостнич. дворянства; в 1812 он был уволен с поста гос. секретаря и выслан в Нижний Новгород, затем - в Пермь. После возвращения из ссылки (1821) С. сблизился с Аракчеевым, приняв участие в судебной расправе над декабристами и выступив с апологией абсолютизма.

Соч.: О силе, основе и естестве, "Москвитянин", 1842, No 1; Досуги. Сент. 1795 (опубл. в ст.: К. Массальский, Воспоминания о графе С., "Сын отечества", 1844, No 1-2); Правила высшего красноречия, СПБ, 1844; Философия, в сб.: В память гр. М. М. Сперанского. 1772-1872, СПБ, 1872; Мудрость, там же; Проекты и записки, М.-Л., 1961.

Лит.: Корф Μ., Жизнь гр. С., т. 1-2, СПБ, 1861; Погодин М., Сперанский, "Рус. архив", 1871, с. 1097-1252; Чистович И. Α.. Руководящие деятели духовного просвещения в России в 1-й половине текущего столетия, СПБ, 1894; Чернышевский Н. Г., Рус. реформатор [рец. на кн. М. Корфа], Полн. собр. соч., т. 7, М., 1950; История политич. учений, M., 1960, с. 454-64; История политич. учений, М., 1965, с. 331-34.

В. Зверев. Ленинград.

СПЕШНЕВ

Николай Александрович (1821 - 17 марта 1882) - один из первых рус. представителей утопич. коммунизма, член кружка петрашевцев. Учился в Царскосельском лицее вместе с Петрашевским. Будучи в Швейцарии, участвовал в войне прогрессивных кантонов против реакц. Зондербунда. В Париже, видимо, встречался с Марксом (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 2, 1929, с. 417). За границей (1842-46) С. изучал нем. классич. философию, историю Великой франц. революции, социалистич. и коммунистич. доктрины, подготавливал труд по истории и организации тайных обществ (в частности, применительно к России; о проекте обязательной подписки для членов тайного об-ва - см. "Дело петрашевцев", т. 3, 1951, с. 445). Вернувшись в Петербург, С. возобновил знакомство с Петрашевским и вскоре выступил инициатором перехода петрашевцев к непосредств. революц. действию, в т.ч. организации тайного об-ва и подпольной типографии. Непосредств. целью такого об-ва С. считал подготовку восстания с целью уничтожения крепостнич. строя и установления демократич. республики. В 1849 С. был арестован и приговорен к смертной казни, к-рая была заменена каторгой.

По своим филос. и социологич. взглядам С. - убежденный материалист и атеист (см. Филос. и обществ.-политич. произв. петрашевцев, М., 1953, с. 477-502). С. подверг критике идеалистич. антропологизм ("антропотеизм"), к-рый определял как новую, утонченную разновидность религии; антропотеизм, по С., поставив на место бого-человека человеко-бога, изменил лишь предмет обожествления; религиозная же, авторитарная сущность идеи осталась неизменной. Антропотеизм, по С., - переходный этап к полному отрицанию религии. Гносеология, идеи С. имеют материалистич., в основном сенсуалистич. характер. С. критиковал узкий эмпиризм, подчеркивал взаимодействие практики (опыта) и теории (умозрения).

Утверждая идею закономерности в развитии общества, С. не выделял к.-л. единого фактора этого развития. С. считал частную собственность гл. причиной социальной несправедливости. Он проповедовал идею создания коммунистич. общин на базе имеющегося обществ. богатства, "распределение продуктов труда по потребностям каждого".

Соч.: в кн.: Петрашевцы. Сб. материалов, т. 3, М.-Л., 1928; Письмо к отцу 24 октября 1838, "Каторга и ссылка", 1930, кн. 1 (62).

Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 7, с. 26; Плеханов Г. В., Соч., т. 23, М.-Л., 1926, с. 247; Герцен А. И., Собр. соч., т. 9, М., 1956, с. 330; т. 10, М., 1956, с. 335, 343-46; т. 17, М., 1959, с. 106-07; т. 18, М., 1956, с. 191, 244, 370; т. 19, М., 1960, с. 193; Лейкина В. Р., Петрашевец Н. А. С., "Былое", 1924, No 25, с. 12-31; История философии в СССР, т. 2, М., 1968; см. также лит. при ст. Петрашевский, Петрашевцы.

В. Евграфов. Москва.

СПИКМЕН

СПИКМЕН (Spykman), Николас Джон (13 окт. 1893 - 26 июня 1943) - амер. бурж. социолог. Род. в Амстердаме, с 1920 жил в США. Проф. Иельского ун-та (с 1923), организатор и первый директор Иельского ин-та по изучению междунар. проблем. Один из создателей амер. концепции геополитики. С. утверждал, что отношения между странами строятся на основе их мощи. Эта концепция приобрела влияние в политич. кругах США.

Соч.: America's strategy in world politics, N. Y., 1942; The social theory of G. Simmel, N. Y., 1966.

СПИНОЗА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СПИР

Статья большая, находится на отдельной странице.

СПИРИТИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СПИРИТУАЛИЗМ

СПИРИТУАЛИЗМ (франц. spiritualisme, от лат. spiritualis - духовный, spiritus - душа, дух) - филос. воззрение, исходящее из противопоставления духовного (психического) и телесного бытия и рассматривающее дух (душу) в качестве первоосновы действительности или в качестве особой бестелесной субстанции, существующей независимо от материи. Как филос. термин был введен в употребление Кузеном, обозначившим так свои взгляды (т.н. эклектич. С.), сложившиеся под влиянием воззрений Мен де Бирана, идей Шеллинга и Гегеля. В дальнейшем он получил распространение преим. на романской почве. С. стали называть ряд школ и направлений во франц. и итал. философии 19-20 вв. (спиритуалистич. позитивизм Равессона, Лашелье и Бутру, учения Розмини, Джоберти, Ренувье, Бергсона, Лавеля и др.), а более широко - самые разнообразные филос. учения древности и нового времени, утверждающие, в противоположность материализму, субстанциальность духовного начала (напр., воззрения Платона, Августина, Лейбница, Беркли и др.). В этом смысле С. выступает как менее употребит. синоним идеализма. Однако нередко в понятии С., в противоположность интеллектуалистич. окрашенности термина "идеализм", акцентируются иррациональные, немыслит. аспекты духа или представления о нем как о нек-рой целостности, не сводимой к разуму, воле, переживанию и др. отдельным ее проявлениям.

В современной, гл. обр. англо-амер., философии принято различать термин "С.", означающий онтологич. характеристику того или иного филос. учения, и "идеализм", означающий его гносеологич. характеристику. При этом С. противопоставляется материализму, а идеализм - реализму. Если материализм постулирует в качестве первичной реальности материю, то С. исходит из приоритета духа независимо от того, как трактуется последний. Под идеализмом же понимают такую систему взглядов, согласно к-рой объект знания зависит от процесса познания, в конечном счете от субъекта. Напротив, реализм утверждает независимость объекта от познават. процесса и, следовательно, от субъекта познания. В соответствии с таким употреблением терминов допустима, напр., такая характеристика, как "спиритуалистич. реализм" (по отношению к философии Сантаяны), в отличие от "материалистич. реализма" Селлерса. Такое употребление терминов отличается как от ср.-век. различения их (номинализм и реализм), так и от принятого в марксистской философии, восходящего к филос. традиции середины 19 в.

Лит. см. при статьях Дух, Идеализм, Персонализм, Теизм.

П. Гайденко, Ю. Попов. Москва.

СПИРКИН

Александр Георгиевич (р. 24 дек. 1918) - советский философ и психолог, доктор филос. наук (с 1960), проф. (с 1970). Член КПСС с 1960. Окончил МГПИ им. В. И. Ленина (1941). Преподает психологию и философию с 1946. Зав. редакцией философии БСЭ, зам. главного редактора Филос. Энциклопедии (с 1960). Ст. науч. сотрудник Ин-та философии АН СССР (с 1962). Председатель секции филос. проблем кибернетики Науч. совета по кибернетике и Науч. совета по проблемам совр. естествознания при Президиуме АН СССР (с 1962).

Проблематика науч. исследований: филос. и психологич. анализ происхождения, сущности и уровней развития сознания и самосознания, соотношение сознания и языка, сознания и мировоззрения, сознания и кибернетики, а также общие вопросы философии, ее предмет, структура и функции.

Соч.: Вопросы психофизиологии и ленинская теория отражения, "Философские записки", 1950, No 5 (совм. с Г. К. Гуртовой); Учение И. П. Павлова о сигнальных системах, М., 1952 (соавтор); Формирование абстрактного мышления на ранних ступенях развития человека, "ВФ", 1954, No 5; Происхождение языка и его роль в формировании мышления, в сб.: Мышление и язык, М., 1957; Мышление и язык, 2 изд., М., 1958; Происхождение сознания, М., 1960; О нек-рых филос. проблемах кибернетики в связи с развитием гуманитарных наук, в сб.: Стр-во коммунизма и обществ. науки, М., 1962; О филос. аспектах кибернетики (соавтор послесловия), в кн.: Клаус Г., Кибернетика и философия, М., 1963; Кибернетика, мышление и жизнь, М., 1964 (ред.); Возникновение сознания человека, в сб.: Проблемы сознания, М., 1966; Курс марксистской философии, 2 изд., М., 1966; Диалектический материализм, М., 1967 (соавтор); Развитие В. И. Лениным теории научного коммунизма, М., 1967; Проблемы сознания и кибернетика, в сб.: Информационные материалы, [No] 7(20), М., 1968 (ВИНИТИ); Материалистическая диалектика - методология совр. науки, М., 1968 (совм. с В. Ф. Глаголевым); Мировоззрение, его структура, жизненный смысл и пути формирования, в сб.: Молодежь, ее интересы, стремления, идеалы. М., 1969; Теория, преобразующая мир. В. И. Ленин о философии марксизма, М., 1969; La stratégue et la tactique des communistes, [Moscou, 1965]; Fundamentals of dialectical materialism, Moscow, 1967 (соавтор).

СПИРМЕН

СПИРМЕН (Spearman), Чарлз Эдуард (10 сент. 1863 - 17 сент. 1945) - англ. психолог, разработавший основы факторного анализа. Изучал экспериментальную психологию в лаборатории Вундта, работал в Оксфорде под руководством Ф. Гальтона и Мак-Дугалла над применением статистич. методов для целей психологич. обследования детей в англ. школах. С. утверждал, что все способности можно вывести из нек-рой "общей способности" - general ability, определяемой на основе корреляций между результатами отд. испытаний, обнаруживающих "специальные способности" - S (special ability). В дальнейшем С. ввел также понятие "группового фактора". С. принадлежит ряд работ по восприятию пространства и по истории психологии (см. "Psychology down the ages", v. 1-2, L., 1937).

Соч.: The nature of intelligence and the principles of cognition, 2 ed., L., 1927; The abilities of man, L., 1927: Creative mind, L., 1930; Human ability, L., 1950 (совм. с J.-L. Wynn).

Лит.: Фресс П. и Пиаже Ж. [сост.], Экспериментальная психология. [Сб. ст.], [пер. с франц.], вып. 1-2, М., 1966, с. 44-45.

М. Роговин. Москва.

СПОЛДИНГ

СПО́ЛДИНГ (Spaulding), Эдуард (6 авг. 1873 - 31 янв. 1940) - амер. философ, один из ведущих представителей неореализма. Проф. Принстонского ун-та (с 1914). В своей осн. работе "Новый рационализм" ("The new rationalism", N. Y., 1918) С. выступил с критикой теории внутр. отношений, к-рую отстаивал абс. идеализм (Брэдли, Ройс) и согласно к-рой свойства единичного предмета определяются отношением к др. предметам и в итоге единичный предмет существует лишь как производное от целого и вне этого целого оказывается недоступным для познания. Он пытался обосновать теорию внешних отношений, сформулированную в общем виде Расселом и представляющую основу онтологии и гносеологии неореализма. Согласно С., единичный предмет не обусловливается отношением, в к-ром он выступает к др. предметам, и поэтому свойства предмета не определяются целым. Теория внешних отношений, абсолютизирующая внешнюю связь, приводит С. к плюралистич. онтологии. С. отрицает существование таких внутр. отношений, как субстанция - атрибут и причинно-следств. зависимость. Реальность рассматривается как простая совокупность разнородных предметов и явлений. Теория внешних отношений лежит и в основе теории познания С.: в ней он усматривает возможность адекватного познания человеком действительности. С. утверждал, что если бы между субъектом и объектом была внутр. связь, предполагающая активное воздействие субъекта на объект, то адекватное познание самого объекта было бы неосуществимым. Согласно С., познават. отношение есть внешняя связь субъекта и объекта, при к-рой последний непосредственно входит в сознание субъекта, не подвергаясь никакому изменению. (Критику неореалистич. теории познания см. в ст. Холт).

Соч.: The new realism, N. Y., 1912 (соавтор); What am I?, N. Y.-L., 1928; Roads to knowledge, N. Y., 1932 (соавтор); A world of chance, N. Y., 1936.

Лит.: Богомолова А. С., Философия англо-амер. неореализма, [М.], 1962, [лекция] 2; Хилл Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965, с. 122-23; Луканов Д. М., Гносеология амер. реализма, М., 1968, гл. 1, 2; Rogers А. К., English and American philosophy since 1800, N. Y., 1922, ch. 8; Lovejоу А. O., The revolt against dualism, L., [1930]; Вoman L., Criticism and construction in the philosophy of the American new realism, Uppsala, 1955.

Д. Луканов. Горький.

СПОНТАННОЕ

СПОНТАННОЕ (от лат. spontaneus - произвольный, добровольный) - само- произвольное, возникающее без внешних воздействий. Понятие "С." приобретает филос. значение в новое время в связи с кризисом религ.-христ. мировоззрения и созданием науч. картины мира, в основе к-рой лежали принципы механики. Из рассмотрения мира в науке и философии исключаются все внешние ему силы, природа понимается как С. целое, как механизм, управляемый однозначно детерминистскими законами. Из-за ограниченности этого способа объяснения мн. материалисты были вынуждены обращаться к божеств. толчку, отстаивать деизм и т.д. В этот же период возникает иная концепция, считающая С. процессом лишь деятельность мышления, рефлексию. У Декарта, Лейбница, Фихте, Гегеля лишь познават. активность обладает внутр. самодвижением. Диалектич. материализм усматривает принцип самодвижения, С. развития в возникновении и разрешении противоречий. "Условие познания всех процессов мира в их "самодвижении", в их спонтанейном развитии, в их живой жизни, есть познание их как единства противоположностей" (Ленин В. И., Соч., т. 38, с. 358). Характеристика С. применительно к процессам, не инспирируемым сознательно, является синонимом стихийности.

А. Огурцов. Москва.

СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СПОСОБНОСТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СРАВНЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД

Статья большая, находится на отдельной странице.

"СРЕДНЕГО КЛАССА" ТЕОРИЯ

"СРЕДНЕГО КЛАССА" ТЕОРИЯ - распространенная в бурж. социологии апологетич. теория, утверждающая, что все западное (т.е. капиталистическое) общество превращается или уже превратилось в общество единого "среднего класса", к-рый поглощает и в к-ром растворяются все прежние социальные классы и слои, включая пролетариат и буржуазию. Основой подобного рода теорий является известный рост средних слоев в капиталистическом обществе. "С. к." т. получила особенно широкое отражение в амер. социологич. лит-ре (К. Майер, Г. Грейсон, Дж. Бернард), а также в работах мн. зап.-европ. социологов (Т. Маршалл, X. Шельский, П. Блетон, Р. Кремер и др.). "С. к." т. направлена против марксистско-ленинского учения о классах. Одна из разновидностей "С. к." т. - "нового среднего класса" теория. См. также ст. Служащие.

А. Вебер. Москва.

СРЕДНИЕ СЛОИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница