Приглашаем посетить сайт

Спорт (www.sport-data.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ПЕТРАШЕВЦЫ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПЕТРАШЕВЦЫ

ПЕТРАШЕВЦЫ - участники кружков передовой рус. интеллигенции (Петербург, 1845-49), ставившие своей целью борьбу против царизма на основе принципов демократии и идей утопич. социализма. Ленин считал, что революц. социалистич. интеллигенция России ведет свое начало примерно "от кружка петрашевцев" (см. Соч., т. 7, с. 26, прим.).

Центр. кружок П. - кружок Петрашевского - возник в 1845. В разное время "пятницы" Петрашевского посещали литераторы - M. E. Салтыков-Щедрин, Ф. М. Достоевский, А. Н. Плещеев, братья В. Н. и А. Н. Майковы, А. А. Григорьев, С. Ф. Дуров, А. И. Пальм; чиновники - братья И. М. и К. М. Дебу, А. П. Баласогло, В. А. Головинский, Д. Д. Ахшарумов, Н. Я. Данилевский, Н. И. Кайданов; офицеры - Н. А. Момбелли, Ф. Н. Львов, Н. П. Григорьев, П. А. Кузьмин; экономисты - И. В. Вернадский, В. А. Милютин, будущий географ и путешественник П. П. Семенов; учителя - Ф. Г. Толь, И. Л. Ястржембский; студенты - А. В. Ханыков, П. Н.

Филиппов и др. Собрания П. происходили также у Момбелли, Н. С. Кашкина, Плещеева, Дурова и Пальма, на квартире Спешнева. Кружки П. существовали также в Москве, Ревеле, Казани, Ростове Ярославском.

Часть петрашевцев была настроена в либерально-бурж. духе и в своих политич. идеалах не шла далее конституц. монархии. Но общий тон в кружках П., их обществ. лицо и историч. значение определяли деятели, либо уже ставшие революц. демократами, либо находившиеся на пути к революц. демократизму в дворянский период освободит. движения России. В своих предположениях и требованиях в области социально-экономич. и политич. преобразований П. пошли значительно дальше декабристов. В условиях политич. реакции 40-х гг. П. пропагандировали идею республики в ее демократич. форме, выдвинули требования освобождения крестьян с землей без какого бы то ни было выкупа, радикальной судебной реформы, отмены цензуры и др. Критикуя заговорщицкую тактику декабристов, П. пришли к мысли "о возможности и близости у нас революции" в форме крест. войны.

Важное значение для развития революц. мысли в России сер. 19 в. имел составленный П. "Карманный словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Первый его выпуск (в подготовке к-рого приняли участие В. Майков, Петрашевский, Р. Р. Шрандман и др.) вышел в свет в Петербурге в апреле 1845. Белинский дал "Словарю" положит. оценку и советовал запасаться им "всем и каждому" (см. Полн. собр. соч., т. 9, 1955, с. 62). Все осн. статьи второго выпуска (1846), определявшие политич. и мировоззренч. направление словаря, были написаны Петрашевским. "Петрашевцы, - писал Герцен в "Былом и думах", - ринулись горячо и смело на деятельность и удивили всю Россию „Словарем иностранных слов"" (Собр. соч., т. 10, 1956, с. 344).

В апреле 1849 большая группа П. была арестована и посажена в Петропавловскую крепость. 22 человека были преданы воен. суду, 21 - приговорен к расстрелу (Петрашевский, Спешнев, Момбелли, Ханыков, братья Дебу, Львов, Н. Григорьев, Ястржембский, Головинский, Филиппов, Толь, Тимковский, Д. Ахшарумов, А. Европеус, Пальм, Дуров, Плещеев, Ф. Достоевский, Кашкин, П. Шапошников). На эшафоте была зачитана конфирмация, по к-рой расстрел был заменен ссылкой на каторжные работы, в арестантские роты, в линейные батальоны действующих на Кавказе войск и т.д.

Филос. взгляды П. получили наиболее полное выражение в произведениях Петрашевского, Спешнева, Ханыкова, Баласогло, Д. Ахшарумова, Кашкина, Толя и Львова. Формирование их мировоззрения происходило под воздействием восстания декабристов, революции 1848-49 в Европе, нараставшего крест. и нац.-освободит. движения. Филос. и социологич. воззрения П. складывались под воздействием произведений франц. просветителей-материалистов, Фейербаха, социалистов-утопистов и особенно теории Фурье. Решающую роль в становлении мировоззрения П. в целом сыграли произведения Белинского и Герцена. В б-ке П. имелись произведения Маркса "Нищета философии" и Энгельса "Положение рабочего класса в Англии"; однако П. еще не выделяли науч. социализм из др. социалистич. учений.

Филос. воззрения П. не были единообразными. Братья Достоевские, Данилевский, Беклемишев, Дуров и нек-рые другие были людьми глубоко религиозными. Петрашевский, Спешнев, Толь, Кашкин и другие П. были убежденными материалистами и атеистами. В статьях "Идеализм" (в 1-м вып. "Словаря") и "Материализм" (во 2-м вып.) ясно проводилась мысль о противоположности материализма и идеализма. В "Карманном словаре" и особенно в бесцензурных работах Петрашевского, Спешнева, Кашкина и нек-рых других П. дается резкая критика идеализма, идеалистич. метафизики. Спешнев объявил "абсолютный дух" Гегеля выдумкой идеалистич. философии, предметом веры, а не науки. В своей "Речи о задачах обществ. наук" (1848) Кашкин, опираясь на тексты из работы Герцена "Дилетантизм в науке", выступил против стремления Канта и философов-идеалистов вообще "поставить разум человека выше законов природы..." (Филос. и обществ.-политич. произв. петрашевцев, 1953, с. 657). Спешневу принадлежит глубокий критич. разбор - т.н. антропотеизма в философии Фейербаха.

В статьях "Карманного словаря" отчетливо проводилась идея об объективном характере природы и законов ее развития. Спешнев назвал эту идею осн. принципом "нового времени". Петрашевский считал романтиками людей, мечтающих "... как-нибудь вывернуться из-под законов природы..." (там же, с. 381); он дал оригинальную критику идеалистич. позиции гегельянцев в этом вопросе (см. тамже, с. 402, а также с. 479, 496). Но эти утверждения не означали признания П. фатального действия законов природы. Петрашевский доказывал, что человек "... и со временем чрез сознание мировых законов, должен вполне сделаться властелином и устроителем всей в и д и м о й п р и р о д ы..." (там же, с. 342).

В трактовке П.-материалистами объективных законов природы имелись элементы диалектич. подхода. В опубликованной в словаре П. ст. "Оппозиция" говорилось о действии в мире "...общего закона противодействия сил, под условием воздействия или взаимодействия которых совершается развитие всех форм бытия в природе" (там же, с. 297). В словарной статье "Неология" движение в природе, ее развитие и жизнь определялось П. как процесс обновления, как "общий закон преобразования ф о р м" (см. тамже, с. 215), действующий не только в природе, но и в сфере человеческого мышления и творчества. Но, сделав большой шаг к пониманию отд. сторон диалектич. развития природы, П. не смогли порвать с нек-рыми осн. принципами механистического материализма.

В "Карманном словаре", в произведениях Петрашевского, Спешнева, Толя, Львова и нек-рых др. П. отстаивались принципы материалистич. теории познания. Примкнув к материалистически толкуемому сенсуализму, Петрашевский, Спешнев и др. отмечали вместе с тем громадное значение науч. обобщений, проверки и сопоставления добытых фактов, их систематизации, обнаружения их сущности. В свою очередь развитие разума П. ставили в зависимость от опыта, полагая, что "... знания в буквальном смысле нет a priori, a только a posteriori..." и что "... практика является предшественницей теории и обобщительницей частных фактов и явлений" (там же, с. 321).

Социологич. воззрения П. Ключом к "философии истории" П. является учение о "природе человека". Гл. причину ненормальности всех предшествовавших обществ, как и совр. бурж. общества, П. вслед за Фурье видели в том, что в них "природа человека" не принималась во внимание, более того, подавлялась неправильной организацией х-ва, неразумным политич. устройством и др. факторами. П. полагали, что устройство об-ва, к-рое по самой своей природе подвержено изменению, необходимо "приладить" к неизменной (или почти неизменной) "природе человека", найти с помощью разума такое обществ. устройство, при к-ром человеч. страсти не только не противоречили бы друг другу и не приходили бы в столкновение с разумом, но превращались бы из источников страдания в источники наслаждения, в движущие силы прогресса. В конечном счете активные поиски П. закономерностей развития общества привели их к признанию в качестве осн. и определяющей причины обществ. развития разума человека, эволюции его сознания. Все П. с сочувствием относились к судьбе нар. масс. Но взгляды их на роль народа в обществ. прогрессе были различны и порой даже противоположны. Выражая т. зр. либералов, Беклемишев видел в народе лишь разрушит. силу, направленную против "обществ. порядка". По другому смотрели на народ П.-демократы. Нек-рые из них, напр. Ахшарумов, проявляли колебания в этом вопросе, не доверяя полностью народу на том основании, что из-за тяжелой жизни многие простолюдины ленивы и дики, что "... куча пьяниц, воров и даже убийц - это все жертвы нашего общества", что "от них можно всего ожидать..." (там же, с. 676). Но при всех этих колебаниях решение вопроса о судьбах обществ. прогресса П. связывали с интересами, волей и активностью нар. масс.

П. высказали ряд оригинальных мыслей о роли личности в истории. Петрашевский неоднократно подчеркивал, что мыслящий человек, понимая зависимость людей от объективных законов, не приписывает отд. личности "чрезвычайного значения" и "особой важности". Вместе с тем он признавал за выдающимися личностями роль новаторов, борцов за новое против старого в обществ. жизни.

Отд. П. приближались к пониманию классовой борьбы как одной из важнейших закономерностей развития общества. В этом смысле о классовой борьбе говорил Ханыков: "Один закон, выражающий эти отрицания, идет чрез всю историю в различных видах, - это закон победителей и побежденных, проявлявшийся на Востоке борьбою каст, в Греции - борьбою демотов с эвпатридами, в Риме - плебеев с патрициями, в средние века - разнообразной борьбою освобожденной личности с авторитетом, борьбою расколов, партий, сословий новых, образовавшихся в то время, характеристическою, наконец, борьбою крестьян, промышленных коммюн с вассалами и в наше время - борьбою пролетариев с капиталистами" (там же, с. 508-09).

Изучение конкретного историч. опыта борьбы угнетенных народов и практич. применение принципов теории естеств. права к вопросу о нациях и нац. отношениях позволили Петрашевскому сформулировать важный тезис о праве каждого народа на независимое нац. существование. Самостоятельность нации П. не возводили в абсолют, как это делали идеологи "официальной народности" и славянофилы, а отстаивали идею равенства и дружбы между всеми народами. Они осуждали колонизаторскую политику Англии и др. гос-в в отношении отсталых стран Азии, Африки и Америки. Касаясь вопроса о будущности наций, Петрашевский, Баласогло, Ханыков, Ястржембский и др. П. считали, что в очень отдаленной перспективе исчезнут не только вражда, но и различия между нациями.

Возникновение и усиление элементов реализма в социологич. воззрениях П. связано с их революц. демократизмом в политике, к-рый был слит с их утопич. социализмом. П. были противниками не только феод. рабства, но и всякого рабства и угнетения, в т.ч. и буржуазного. "С о ц и а л и з м требует устранения этих явлений из жизни общественной" (там же, с. 429). По убеждению Головинского, европ. бурж. общество не только не устранило классово-сословной борьбы, наблюдавшейся в прежней истории, но еще более обострило ее, поставив трудящихся перед выбором: смерть от голода или борьба за лучший обществ. строй. "Социализм - это протест голода" ("Дело петрашевцев", т. 3, 1951, с. 224).

На формирование социалистич. мысли П. оказали очень большое влияние социалисты-утописты Сен-Симон, Р. Оуэн и особенно Фурье. П. горячо восприняли положение Фурье о социализме как великой реорганизации обществ. произ-ва, новой организации человеч. труда. Все П.-социалисты, как сторонники революц. преобразований, так и их противники, были убеждены, вслед за Фурье, в возможности увеличения произ-ва до размеров, обеспечивающих всем не только довольство, но даже роскошь (см. тамже, т. 2, 1941, с. 298). Вслед за Фурье П.-социалисты были убеждены в том, что превращение труда из тягостной обязанности в источник непосредств. наслаждения жизнью приведет к резкому увеличению числа людей, занятых производит. трудом, ибо в сферу произ-ва перейдут все люди, ведущие паразитич. образ жизни, и все прислуживающие им; сюда же перейдет значит. часть торг. сословия; ненужным окажется войско, таможенная стража, сборщики акцизов и податей. Организация труда на основе ассоциации откроет широкие возможности для вовлечения в крупное произ-во женщин, для соединения школьного образования с производственным обучением детей.

Вместе с тем большинство петрашевцев-социалистов не считало социалистич. взгляды своих зап.-европ. учителей безупречными. Многие из них не разделяли предложенный Фурье принцип распределения богатств в фаланстере (4/12 - на капитал, 5/12 - на труд и 3/12 - на талант), считая неправомерным передачу какой-либо части дохода капиталу. Им казалась также несбыточной мысль, чтобы предлагаемый Фурье и Оуэном социалистич. опыт в малом размере мог привести к распространению всеобщего благоденствия, а самое главное, что осуществление социалистич. хоз-ва возможно без политич. борьбы и ревелюц. преобразований в обществе.

Вопрос о путях осуществления социалистич. учения в России был очень трудным для П. Самым большим препятствием для осуществления социализма, а равно и демократич. обществ. преобразований П. считали "... наше глупое, злое... правительство" (Ахшарумов Д. Д., см. Филос. и обществ.-политич. произв. петрашевцев, с. 674), царское самодержавие. Задача ликвидации крепостного строя и свержения царизма признавалась главной в их практич. деятельности. Но вместе с тем, наиболее дальновидные из П. полагали, что только современная, т.е. капиталастич. цивилизация должна подготовить "материалы а способы для будущего благосостояния всего человечества".

Разумеется, не все П.-демократы достаточно критически относились к учению Фурье. Так, Ханыков разделял, хотя и в особенной трактовке, космологич. учение Фурье. Ахшарумов, вслед за Фурье, придерживался взгляда, что большие города есть зло в обществ. жизни и полагал, что в социалистич. обществе они должны погибнуть.

Знаменательно, что в сознании ряда П. зарождались идеи рус. крест. социализма. Автор "Солдатской беседы" Григорьев показал, что община, крест. артель есть "изобретение русского ума, давно поставившего социализм на должное ему место". При обсуждении на собраниях П. вопрос о роли крест. общины поднимался неоднократно в выступлениях Головинского, Ханыкова, Баласогло и самого Петрашевского.

Э т и ч . в з г л я д ы П. В области этики, как и в социологии, П. исходили "из опытного исследования природы человеческой". Для создания счастья их этика вменяла в священную обязанность всякому человеку бороться за свободное, всестороннее и гармонич. развитие всех своих способностей и удовлетворение своих потребностей. Этика П. была направлена не только против старой крепостнической, но и против ханжеской бурж. морали, основанной на религии и гоббсовском принципе "вражды всех противу каждого" (см. тамже, с. 187).

В области эстетич. воззрений часть П. (M. M. Достоевский, А. Майков и др.) придерживалась концепции "иск-ва для иск-ва"; в противоположность им Петрашевский, Плещеев, Баласогло и др. отстаивали важнейшие положения эстетики Белинского с ее требованиями народности, реализма и высокой идейности художеств. произведений.

Теоретич. деятельность П., организованная ими пропаганда материалистич. и диалектич. идей в философии, идей утопич. социализма и прогрессивных социологич. теорий, отстаивание ими принципов морали и эстетики, проникнутых духом революционно-демократич. гуманизма, отвечали насущным потребностям освободит. борьбы против царизма, знаменовали начало поисков передовой обществ. мыслью России правильной революц. теории.

Документы и соч. см. вкн.: Карманный словарь иностр. слов..., вып. 1-2, СПБ, 1845-46; Петрашевцы в воспоминаниях современников, [т. 1], М.-Л., 1926; Петрашевцы. Сб. материалов, т. 2-3, М.-Л., 1927-28; Дело петрашевцев, т. 1-3, М.-Л., 1937-51; Филос. и обществ.-политич. произведения петрашевцев, М., 1953.

Лит.: Арефьев В., М. В. Буташевич-Петрашевский в Сибири, "Рус. старина", 1902, т. 109, [No 1]; Войнов В., Петрашевский-Буташевич Михаил Васильевич, в кн.: Рус. биографич. словарь, [т. 13], СПБ, 1902; Герцен А. И., Петрашевский, Полн. собр. соч. и писем, под ред. М. К. Лемке, т. 6, П., 1919; Семевский В. И., М. В. Буташевич-Петрашевский и петрашевцы, ч. 1, М., 1922; Бешкин Г., Идеи Фурье у Петрашевского и петрашевцев, М.-П., 1923; Ηифонтов А. С., Россия в 1848 г., М., 1949; Никитина Ф., Обществ.-политич. и филос. взгляды М. В. Буташевича-Петрашевского, в сб.: Из истории рус. философии XVIII - XIX вв., М., 1952; Огарев Н. П., Предисл. [ к сборнику "Рус. потаенная литература XIX в."], в его кн.: Избр. соц.-политич. и филос. произведения, т. 1, М., 1952; Очерки по истории филос. и обществ.-политич. мысли народов СССР, т. 1, М., 1955, гл. 17; Герцен А. И., Собр. соч. в 30 томах, т. 10, М., 1956, с. 343-44; т. 17, М., 1959, с. 106-107; т. 18, М., 1959, с. 243-44; т. 19, М., 1960, с. 193, 230; т. 25, М., 1961, с. 46, 67, 138; [Мартыновская В. С.], Соц.-экономич. мировоззрения петрашевцев, в кн.: История рус. экономич. мысли, т. 1, ч. 2, М., 1958; Богатов В. В., Осн. черты мировоззрения выдающихся представителей движения П., М., 1958; Усакина Т. И., Петрашевцы и лит.-обществ. движение сороковых годов XIX в., Саратов, 1965; Лейкина-Свирская В., Петрашевцы, М., 1965.

В. Евграфов. Москва.

В начало энциклопедии