Приглашаем посетить сайт

Автомобили (auto-2000.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "Х" (часть 1, "ХАГ"-"ХИД")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Х" (часть 1, "ХАГ"-"ХИД")

ХАГАНИ

Ширвани, Ибрагим ибн Али (1120-1199) - азерб. поэт и мыслитель-идеалист. Признавая сотворенность материального мира богом, X. выводил вечность материального мира из вечности бога. Различая три вида души: растительную, животную и разумную (человека), X. считал душу высшим по сравнению с телом и определяющим началом. Как гуманист, X. славил силу человеч. разума, свободного от религ.-схоластич. пут, подверг резкой критике ханжество и лицемерие духовенства, пороки феод. об-ва, возмущаясь соц. несправедливостью, господствующей в нем. Не видя путей для изменения существующего строя, X. твердо верил, что "дворец угнетателей" будет разрушен и утвердится право человека на труд и счастье.

Соч.: в рус пер. в кн. Антология азерб. поэзии, M., 1939; Лирика, Μ., 1967.

Лит.: Залеман К., Четверостишия Хакани, СПБ, 1875; Султанов M. С., Хагани Ширвани, Бакы, 1954; Khanikof N. de, Mémoire sur Khâcâni, poète persan du ΧΙΙ-e siècle, "Journal Asiatique", 1864-65, 6 sér., t. 4-5.

С. Рзакулизаде. Баку.

ХАЙДЕГГЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХАЙРУЛЛАЕВ

Музаффар Мухитдинович (род. 17 нояб. 1931) - сов. философ, д-р философских наук (с 1966). Член КПСС с 1959. Окончил Среднеазиатский гос. ун-т в Ташкенте (1951) и аспирантуру (1954). С 1954 - на научно-преподавательской работе. С 1961 - директор Ин-та философии и права АН Узб. ССР. Член редколлегии журн. "Обществ. науки в Узбекистане". Науч. работу ведет преим. в области общественно-филос. мысли народов Востока, диалектич. материализма и логики. X. - автор первых уч. пособий по диалектич. и историч. материализму и науч. атеизму на узб. яз.

Соч.: Материалистик диалектика категориялари, в кн.: Диалектик материализм масалалари, Таш., 1958; Логика ва тугри фикрлаш, Таш., 1961; Зулматдан ёругликка, Таш., 1962; Форобий ва унинг фалсафий рисолалари, Таш., 1963; Ўрта осиё халкларининг фалсафа мероси, Таш., 1965; Ўзбекистонда диний эътикодларнинг танкиди ва илгор фикрлар ривожланишининг асосий боскичлара, в кн.: Илмий атеизм масалалари, Таш., 1965; на рус. яз. - В. И. Ленин о роли практики в возникновении законов логики, "Изв. АН УзССР. Сер. обществ. наук", 1957, No 1; Критика методологич. основ бурж. истории философии народов Средней Азии, "Обществ. науки в Узбекистане", 1964, No 3; У истоков классификации наук в Средней Азии, там же, 1965, No 2; Об идейных истоках ср.-век. пантеизма, там же, 1966, No 2.

ХАКСЛИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХАЛЛ

ХАЛЛ (Hull), Кларк Леонард (24 мая 1884 - 10 мая 1952) - амер. психолог, создатель т.н. гипотетико-дедуктивного бихевиоризма. Окончил Мичиганский ун-т, проф. Иельского ун-та (с 1929). Осознав, вслед за Толменом, недостаточность исходной схемы бихевиоризма, X. также счел необходимым ввести в эту схему промежуточные переменные, однако, в отличие от Толмена, он считал их реально присущими организму факторами. Главной промежуточной переменной была для X. потребность, а другие промежуточные переменные (потенциал реакций, первичное и вторичное подкрепление, сила навыка, различные виды торможения и т.д.) оказывались производными от нее и от способов ее удовлетворения. Отдавая дань позитивизму, X. трактовал объективный метод в психологии как изучение только того, что доступно непосредств. наблюдению и измерению.

X. первым применил матем. логику в психологич. исследовании. Его широко известная теория поведения является первой дедуктивно-матем. теорией (по терминологии самого X., гипотетико-дедуктивной) в этой области. В этой теории поведение описывалось на основе неск. постулатов (они опирались на идею промежуточных переменных), причем сами эти постулаты, не находя эмпирич. проверки, неоднократно пересматривались X.

Соч.: The conflicting psychologies of learning - a way out, "Psychol. Rev.", 1935, v. 42, No 6; Mind, mechanism and adaptive behavior, там же, 1937, v. 44, No 1; Principles of behaviour. An introduction to behaviour theory, N. Y.-L., 1943; Essentials of behavior, New Haven, 1951; A behavior system. An introduction to behavior theory concerning the individual organism, New Haven, 1952.

Лит.: Совр. психология в капиталистич. странах, М., 1963, с. 58-65; Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966, с. 499-503.

М. Роговин. Москва.

ХАЛЬБВАКС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХАНАЗАPОB

Кучкар Ханазарович (р. 27 янв. 1922) - сов. философ, д-р филос. наук (с 1963), профессор (с 1967). Член КПСС с 1943. Окончил Гос. ин-т междунар. отношений (1950) и аспирантуру филос. ф-та МГУ (1953). Директор Ин-та языка и лит-ры АН Узб. ССР (с 1964). Область науч. деятельности - проблемы развития нац. отношений, нац. языков и языковой жизни народов СССР.

Соч.: Коммунизм курилиши ва миллий тиллар, Таш., 1965; на рус. яз. - Строительство коммунизма и свободное развитие языков народов СССР, "Коммунист Узбекистана", 1961, No 9; Расцвет и дальнейшее сближение сов. наций, там же, 1962, No 7; Строительство коммунизма и развитие нац. языков, "Обществ. науки в Узбекистане", 1963, No 3; Сближение наций и нац. языки в СССР, Таш., 1963; Сближение наций и развитие языков народов СССР, М., 1964 (VII Международный конгресс антропол. и этнограф. наук, Москва, август 1964, Доклад 396); Образование в СССР новой историч. общности людей, "Коммунист Узбекистана", 1965, No 6; Сближение наций и нац. языки в эпоху стр-ва коммунизма, в сб.: Расцвет соц. наций и их сближение, Таш., 1967.

ХАНЫКОВ

Александр Владимирович [1825 - 30 июня (12 июля) 1853] - рус. революц. демократ, утопич. социалист, член кружка петрашевцев и кружка Н. Кашкина. Был арестован по делу петрашевцев (1849) и приговорен к расстрелу, замененному отправкой в Оренбургский линейный батальон. Умер в Орской крепости.

Причисляя себя к последователям Фурье, X., однако, считал его доктрину "недоработанной". В отличие от Фурье, X. был сторонником активных политич. действий.

Человечество, по X., эволюционировало от состояния первонач. гармонии (связанной с отсутствием частной собственности) через эпохи дикости, патриархата и варварства к совр. стадии цивилизации. Движущая сила этого развития - борьба страстей, принимавшая форму борьбы социальных сил; в наст. время это - борьба "...пролетариев с капиталистами" (см. "Филос. и обществ.-политич. произв. петращевцев", 1953, с. 509). Вернуть общество в состояние гармонии сможет, по X., только социалистич. устройство. X. разделял идею революц. свержения абсолютизма, для чего, по его мнению, необходима тайная революц. организация. В своих проектах переустройства России X. ориентировался на "...общинное устройство... колыбель промышленной и гражданской жизни" (там же, с. 511; ср. Н. Г. Чернышевский, Полн. собр. соч., т. 1, 1939, с. 196), идеализируя, подобно декабристам, рус. респ. традиции (Новгород и т.п.). Одной из целей грядущей революции X. считал "...освобождение крестьянского сословия..." ("Дело петрашевцев", т. 3, 1951, с. 36).

X. был знаком с Чернышевским, на к-рого оказал революционизирующее воздействие (см. Н. Г. Чернышевский, Полн. собр. соч., т. 1, с. 235, а также с. 182).

Лит.: Петрашевцы. Сб. материалов, т. 3, М., 1928, с. 165-70; Дело петрашевцев, т. 1-3, М.-Л., 1937-51 (см. имен. указат.); Чернышевский Н. Г, Полн. собр. соч., т. 16, М., 1953 (имен. указат.). См. также лит. при ст. Петрашевский, Петрашевцы.

З. Каменский. Москва.

ХАНЬ ФЭЙ

ХАНЬ ФЭЙ (ок. 280-233 до н.э.) - др.-кит. мыслитель, автор трактата "Хань Фэй-цзы", завершившего развитие школы фацзя. Принадлежал к аристократич. роду, кончил жизнь самоубийством в тюрьме.

Вклад X. Ф. в теорию фацзя состоит в том, что он дополнил выдвинутые в "Шан-цзюнь шу" общие тоталитарные принципы подхода к политике (основанные на полном ее отрыве от этики) методами контроля над бюрократией, к-рые были разработаны политич. деятелем 4 в. до н.э. Шэнь Бу-хаем, и использовал даосизм (в особенности содержащуюся в трактате "Лао-цзы" критику понятий конфуцианской морали) для подведения филос. основы под политич. теорию фацзя. В частности, для обоснования политики оболванивания народа (юйминь) он воспользовался имеющейся в "Лао-цзы" мыслью о том, что невежество народа предпочтительнее образования. Введение даосских понятий в систему фацзя придало теории X. Ф. крайне противоречивый характер. С одной стороны, он взял из "шан-цзюнь шу" мысль о том, что человек по природе зол и эгоистичен и поэтому политич. деятель не должен заботиться о народе, а ради достижения единоличной власти должен обращаться с ним, как с материалом, из к-рого он создает то, что ему нужно. С др. стороны, X. Ф. заимствовал у даосов превознесение недеяния и настаивал на том, что правитель, лично не участвуя в управлении, должен лишь наблюдать за действием регулируемой тщательно разработанными законами гос. машины. Несмотря на то, что теория X. Ф., идеологически обосновывающая деспотизм, по существу чужда даосизму, призывавшему к тому, чтобы слиться с природой, сбросив оковы гос. регулирования и обществ. условностей, созданная X. Ф. амальгама фацзя с даосизмом привела к тому, что ряд положений теории фацзя вошел в позднейший даосский религ. канон. X. Ф. известен своей антирелигиозностью; он отвергал веру в духов, заявляя, что ее нельзя совместить с законом.

Соч.: Хань Фэй цзи цзе ("Хань Фэй-цзы" со сводом комментариев Ван сянь-шэня), в кн.: Чжу цзы цзичэн (Собр. соч. др.-кит. мыслителей), т. 5, Пекин, 1957; The complete works of Han Fеitzu, transl, by W. K. Liao, v. 1-2, L., 1959.

Лит.: Ян Юн-го, История др.-кит. идеологии, пер. с кит., М., 1957, с. 400-19; Го Mо-жо, Философы др. Китая, пер. с кит., М., 1961, с. 497-564; Хоу Вай-лу [и др.], Чжунго сысян тунши (История кит. идеологий), т. 1, Пекин, 1957, с. 610-34.

В. Рубин. Москва.

ХАОС

ХАОС (греч. χάος - первичное бесформенное состояние мира, бесконечное пространство, от χαίνω - разверзаюсь, изрыгаю) - термин антич. мифологии и философии, означающий неупорядоченную первопотенцию мира. В своем буквальном значении выступает уже у Гесиода (Theog., 700), видящего вместе с тем в X. одну из мировых первопотенций наряду с Землей, Тартаром и Эросом (там же, 116, 123 сл.); кроме того, X. безбрачно порождает из себя супружескую пару - Эреба (мужской коррелат ночи) и Ночь. В досократовской философии Акусилай (9 в 2D11) и Ферекид (7 В 1 а) рассматривали X. как начало всякого бытия; Ферекид отождествлял X. с водой как первопотенцией. У Еврипида (TGF frg. 448 N.-S.) X. - пространство между небом и землей. У Аристофана (Av. 691-702) в его птичьей космогонии X. фигурирует в качестве первопотенции, но уже наряду с Эребом, Ночью и Тартаром, причем вместо водной или воздушной первопотенции X. выступает здесь в виде живого мифич. существа, к-рое в своем брачном союзе с Эросом порождает птиц - основу всей мировой жизни, согласно Аристофану (Nub. 424 и др.).

Аристотель понимал X. как физич. место для любых тел (Phys. IV 208 b 31), Платон же ("Glossen und Scholien zur Hesiodischen Teogonie mit Prolegomena", Lpz., 1876, S. 220 Fl) называет X. свою первоматерию (ср. Plat. Tim. 50 be). Стоики рассматривают X. и как воду - в качестве первоэлемента (SVF I frg. 103-104 Arn.) и как физич. место, необходимое для существования тел (Sext. Emp. Adv. math. X 11-12); обе т. зр. совмещаются у Манилия (Astr. I, 125). У стоиков X. является, с одной стороны, предельным разрежением материи, с др. стороны, принципом разделения элементов и их животворения. О "X. времени" говорит Марк Аврелий (IV 3). Наконец, X. начинает пониматься и как первозданное беспорядочное состояние элементов (Ovid. Met. I 7-9), но с присоединением творчески оформляющего начала (Ovid. Fast. I 89-144), так что сам мировой и двуликий Янус получает название X. Эта диалектич. концепция X. как всепорождающего и одновременно всеуничтожающего начала становится господствующей в неоплатонизме (Clem. Rom. Y 3-4; PG II198; Rufin. Recogn. X 17. 30, P. G. 1429, 1436 Migne) и особенно y Симпликия (In Arist. Phys. IV 1=528, 12 Diels), Гермия Александрийского (In Plat. Phaedr. 246 e=138 11. Couvr.). У неоплатоников наряду с принципами устойчивости и неизменности X. выступает в качестве начала, производящего разъединение и становление в умопостигаемом мире (Procl. in Plat. Tim. 30 cd=1 428, 4 D. Damasc. 1 318, 12 Rue.). В трагедиях Сенеки неоднократно встречаются взывания страдающих и гибнущих героев к всепоглощающему X. (Thyest., 830-835, 1009; Oct. 391; Тrо 400, Неrc. Oet., 47, 1115, 1134; Med., 9, 741, Herc. F. 610, 677, 1108; Oed. 572, Pfaedr. 1238).

Итак, X., совмещающий в себе принципы универс. порождения и универс. поглощения, является излюбленным образом антич. философии на протяжении всей ее истории.

Лит.: Вörtzler F., Zu den antiken Chaoskosmogonien, "Archiv für Religionswissenschaft", 1930, Bd 28, S. 253-68; Lossew Α. F., Chaos antyczny, "Meander", 1957, No 9, s. 283-93.

А. Лосев. Москва.

ХАРАКТЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХАРЧЕВ

Анатолий Георгиевич (р. 2 мая 1921) - сов. философ, д-р филос. наук (1964), проф. (1965). Член КПСС с 1944. Окончил историч. ф-т МГУ (1949) и аспирантуру Ин-та философии АН СССР (1951). В 1952-69 зав. Ленингр. кафедрой философии АН СССР. С 1969 зав. сектором филос. и социологич. проблем коммунистич. воспитания и и.о. зам. директора Ин-та философии АН СССР. Зам. пред. Сов. социологич. ассоциации, пред. ее Ленингр. отд., член Междунар. комитета по исследованию семьи. Область науч. интересов - историч. материализм (проблемы семьи, морали, искусства, воспитания).

Соч.: Семья в сов. обществе, Л., 1955; [2 изд.], Л., 1960; Прекрасное в действительности и искусстве, М., 1958; О нек-рых закономерностях развития обществ, сознания, в сб.: Проблемы развития в природе и обществе, М., 1958; Брак и семья в СССР, М., 1964; Мораль как предмет социологич. исследования, "ВФ", 1965, No 1; Обществ. сознание и его формы, в кн.: Марксистско-ленинская философия, 3 изд., М., 1968: Производств. работа женщин и семья, М., 1970.

ХАСИДИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХАСХАЧИХ

Федор Игнатьевич (21 марта 1907 - 5 нояб. 1942) - сов. философ. Декан филос. фак-та МИФЛИ (1939-41). Лектор ВПШ при ЦК ВКП(б). Учился в докторантуре Ин-та философии АН СССР, однако война помешала X. защитить докторскую диссертацию: с первых дней войны X. ушел добровольцем в ряды Сов. Армии и погиб на Калининском фронте. Осн. проблематика филос. работ X. - теория познания диалектич. материализма.

Соч.: Об античном скептицизме, в сб.: Тр. Моск. гос. ин-та истории философии и лит-ры, т. 9, М., 1941; О познаваемости мира, 2 изд., [М.], 1950; Материя и сознание, [М], 1952; Вопросы теории познания диалектич. материализма, М., 1967.

Лит.: Константинов Ф. В., Предисловие. Светлый образ ученого - воина, в кн.: Хасхачих Ф. И., Вопросы теории познания диалектич. материализма, М., 1967, с. 3-11.

ХАУСХОФЕР

ХАУСХОФЕР (Haushofer), Карл (27 авг. 1869 - 13 марта 1946) - нем. геополитик. Офицер кайзеровской армии, после отставки с 1921 - проф. Мюнхенского ун-та. Через своего ученика Гесса, ближайшего сподвижника Гитлера, был связан с руководителями нацистской партии. Один из основателей и руководителей журн. герм. геополитиков "Zeitschrift für Geopolitik" (1924-44). Глава геополитич. школы герм. фашизма, возглавлял ряд фашистских научных и политич. орг-ций. Развивая взгляды Ф. Ратцеля и Р. Челлена, придал геополитике тот вид, в каком она стала частью офиц. доктрины третьего "рейха". В работах X. эклектически сочетаются географич. детерминизм ("геополитика есть учение о зависимости политических событий от земли"), расовая теория, социальный дарвинизм и концепция гос-ва как живого организма. Рассматривая геополитику как руководство для "практич. политики", X. обосновывал фашистскую агрессию аргументами о "недостаточности жизненного пространства" у Германии, "неудовлетворительности ее границ", "чрезмерной" плотности населения и т.п. Используя отд. положения X., современные амер. и зап.-герм. геополитики пытаются отделить его взгляды от фашистской доктрины.

Соч.: Geopolitik des Pazifischen Ozeans, В., 1924; Bausteine zur Geopolitik, В., 1928 (соавтор); Erdkunde, Geopolitik und Wehrwissenschaft, Münch., 1934; Grenzen in ihrer geographischen und politischen Bedeutung, Hdlb., 1939.

Лит.: Гейден Г., Критика нем. геополитики, пер. с нем., М., 1960.

А. Завадье. Москва.

ХАЧАТУРЯН

Ашот Богданович (р. 12 февр. 1913) - сов. философ, д-р филос. наук (с 1964), профессор (с 1966). Член КПСС с 1954. Окончил филос. фак-т МИФЛИ (1940) и аспирантуру Ин-та философии АН СССР (1949). Науч.-педагогич. работу ведет с 1940. С 1964 - зав. кафедрой философии Моск. гос. заочного педагогич. ин-та. Область науч. исследований - история арм. философии, вопросы диалектич. и историч. материализма, марксистско-ленинская философия.

Соч.: Об эстетических взглядах М. Налбандяна, "Искусство", 1954, No 6; Из истории передовой обществ. филос. мысли Армении второй пол. 18 в., "Уч. зап. МГПИ", 1956, т. 95, вып. 1; К вопросу о ленинском этапе в развитии материалистич. диалектики, там же, 1957., т. 113, вып. 2; В. И. Ленин о диалектике понятий, там же, 1960, т. 162; Движущие силы развития об-ва, М., 1961; Классич. культурное наследие и коммунизм, в сб.: Об эстетич. воспитании трудящихся, вып. 2, М., 1962; Мировоззрение М. Л. Налбандяна, "Уч. зап. МГПИ", 1962, т. 171; Великий арм. просветитель-демократ Хачатур Абовян и передовая рус. культура, "ВФ", 1953, No 5; Об осн. этапах развития домарксистской философии, М., 1963; История философии в СССР, т. 2, М., 1968 (соавтор); Атеизм рус. революц. демократов, в сб.: Некоторые вопросы марксистско-ленинской философии, М., 1968; К вопросу о законе и его типах, в сб.: Некоторые вопросы марксистско-ленинской философии, Μ., 1968.

ХАЧИКЯН

Яков Иванович (р. 17 июля 1921) - сов. философ, д-р филос. наук (1969), проф. (1970). Член КПСС с 1946. Окончил филологич. ф-т Ереван, ун-та (1949) и филос. аспирантуру там же (1952). С 1950 ведет педагогич. и н.-и. работу; зам. директора Ин-та философии и права АН Арм. ССР (с 1969), заведовал группой эстетики Сектора философии и права АН Арм. ССР (1962-69). Работает над теоретико-познават. проблемами иск-ва, в области критики совр. бурж. иск-ва, а также эстетики и истории эстетич. мысли арм. народа.

Соч.: Борьба С. Г. Шаумяна за марксистско-ленинское понимание роли нар. масс в истории, Ер., 1956; О познават. значении иск-ва, Ер., 1959; Слуга народа - Саят-Нова (Саят-Нова об иск-ве), "Вопр. лит-ры", 1963, No 11; Новаторство и язык искусств, в кн.: Борьба идей в эстетике, М., 1966; Армения (соавтор), в кн.: История эстетики. Памятники мировой эстетич. мысли, т. 4, 2 полутом, М., 1968; Абстракционизм и художеств. познание, Ер., 1968; Sprache und Kunst, в кн.: Proceedings of the fifth international Congress of Aesthetics, Amsterdam, 1964, The Hague-P., 1968.

ХАЯКАВА

ХАЯКА́ВА (Hayakawa), Сэмюэл (р. 18 июля 1906) - один из осн. представителей т.н. общей семантики, ученик и последователь А. Кожибского. Род. в Канаде, японец по национальности, в 1929 переехал в США. Преподаватель англ. яз. в технологич. ин-те Иллинойса (1940-47), лектор Чикагского ун-та (1950- 1955), проф. литературоведения в гос. колледже Сан-Франциско (с 1955). Президент междунар. об-ва общей семантики (1949-50). Взгляды X. - конгломерат идей, заимствованных из совр. лингвистики, логики, психологии и антропологии, о природе языка, его связи с действительностью, роли в процессе общения и т.д. X. вслед за Кожибским утверждал, что язык - это не просто форма выражения мысли, но фактор, определяющий способ видения мира: "Человек, который говорит... например, на японском, китайском или турецком, думает совсем не так, как человек, говорящий на английском" ("Language in action", N. Y., 1941, p. XI) (ср. ст. Относительности лингвистической гипотеза). Анализируя функционирование языка в процессах общения, X. пытается найти причины взаимного недопонимания людей и конфликтов между ними в неправильном использовании языка, в увлечении абстрактными словами и в конечном счете в патологич. отклонениях нервной системы (см., напр., его ст. в сб.: "Our language and our world. Selections from ETC", N. Y., 1959).

Соч.: О. W. Holmes, N. Y., 1939; Language, meaning and maturity, N. Y., 1954; Language in thought and action, L., [1959].

Лит.: Брутян Г. Α., Теория познания общей семантики, Ер., 1959; Резников Л. О., О гносеологич. принципах общей семантики, "Вестн. ЛГУ. Серия экономики философии и права", 1962, вып. 4, No 23; его же, Проблема соотношения языка, мышления и действительности в общей семантике, "Уч. зап. кафедр общественных наук Ленинграда, Философия", 1964, вып. 5, с. 159-72.

И. Добронравов. Москва.

ХЕTЧECOH

Х а т ч е с о н (Hutcheson), Фрэнсис (8 авг. 1694 - 1747) - шотл. философ. Проф. моральной философии в Глазго (с 1729). Систематизировал и развивал идеи Шефтсбери; оказал влияние на Юма и А. Смита. Согласно X., в основе красоты, нравственности и религии лежат особые, независимые друг от друга "внутренние" чувства - эстетическое, моральное и религиозное, к-рые врождены человеку и носят непосредств. характер. Так, "моральное чувство", служащее источником и критерием нравств. оценок и суждений (см. Нравственной санкции теории), - это инстинктивное эмоциональное сопровождение (одобрение или осуждение) поступков. Различая "склонности" (affections) как длительные и ясные влечения и "страсти" (passions) как неустойчивые и слепые, X. понимал добродетель как склонность ко всеобщему благу ("наибольшему счастью наибольшего числа людей" - "Inquiry concerning moral good and evil", L., 1725, p. 164). Однако эта высказанная за полвека до Бентама формулировка не носит у X. утилитаристского характера - в основе его этики лежит незаинтересованная эмоциональная удовлетворенность. Человеколюбие подобно тяготению, и сознание долга является производным по отношению к нему. Как и у Шефтсбери, мораль принимает у X. эстетич. окраску.

Эстетика X. соприкасается с учением Канта о незаинтересованности эстетич. наслаждения, но в противоположность Канту утверждает чувств. происхождение прекрасного. Осн. принцип прекрасного - гармония, пропорциональность, единство в многообразии.

Поскольку моральное чувство, согласно X., имеется также и у неверующих, этика у X. не зависит от религии; X. противостоит эвдемонизму и рационализму, выступая против Гоббса и Мандевиля.

Соч.: Works, v. 1-5, Glasgow, 1772.

Лит.: Англ. деисты 17 и 18 столетий, "Зап. имп. Новороссийского ун-та", 1868, т. 3, вып. 1; Fоwlеr Th., Shaftesbury and Hutcheson, L., 1882; Rampendahl A. R., Eine Würdigung der Ethik Hutchesons, Lpz., 1892 (Diss.); Scott W. R., P. Hutcheson. His life, teaching and position in the history of philosophy, Camb., 1900; Westendorp Воerma N., De leer van den zedelijken zin bij Hutcheson, Leeuwarden, 1910; Vigone L., L'etica del senso morale in F. Hutcheson, Mil., 1954; Hipple W. J., The beautiful, the sublime and the picturesque in eighteenth century, [Chi.], 1957; Вlackstone W. T., F. Hutcheson and contemporary ethical theory, [Athens], 1965; Ossowska M., Mýsl moralna oswiecenia angielskiego, Warsz., 1966.

Б. Э. Быховский. Москва.

ХЕЙДЕГГЕР

ХЕ́ЙДЕГГЕР - см. Хайдеггер.

ХЁЙЕР

ХЁЙЕР (Höijer), Беньямин Карл Хенрик (1 июня 1767 - 13 июня 1812) - швед. философ, один из первых представителей "трансцендентального идеализма" в Швеции. X. приветствовал франц. революцию 1789, играл видную роль в лит. клубе в Упсале, объединявшем радикально настроенную интеллигенцию и обвиненном властями в якобинстве. Профессор ун-та Упсалы (с 1809).

В филос. развитии X. влияние Канта сменяется затем влиянием Фихте, Шеллинга, Гегеля. В "Трактате о филос. построениях" ("Afhandlung om den philosophiska constructionen", Stockh., 1799), на к-рый Шеллинг написал положит. рецензию, X. критиковал представление Канта о том, что конструирование понятий возможно только в математике, а не в философии: согласно X., Кант сам дал образец такого конструирования в понятии материи. Критикуя дуализм в философии Канта, X. развил в духе Фихте субъективно-идеалистич. теорию познания. Считал необходимым создание новой (неформальной) логики, к-рая могла бы оперировать противоречивыми понятиями. Осн. проблемы философии усматривал в проблеме свободы и необходимости, к-рую решал в духе Шеллинга: от самого человека зависит, достигнет ли он свободы или подчинится "тирании вещей". Задача человека состоит в бесконечном приближении к нравств. совершенству, что и составляет содержание процесса истории.

Соч.: Samlade skrifter, del 1-5, Stockh., 1825-27; Filosofiska föreläsningar. 1806-1812, Lund, 1931.

Лит.: Nyblaeus J. Α., Den filosofiska forskningen i Sverige, 2 uppl., del 1, Lund, [1879]; Liljekrantz В., В. Höijer. En studie öfver hans utveckling, Lund, 1912; его жe, Höijers identitetsfilosofi i dess tidigaste stadium, Lund, 1913; Rуding Ε., Den svenska filosofins historia, Stockh., [1959]; Ahlberg Α., Filosofiskt lexikon, 4 uppl., Stockh., 1963.

А. Мысливченко. Москва.

ХЁЙЗИНГА

ХЁЙЗИНГА (Huizinga), Йохан (7 декабря 1872 - 1 февр. 1945) - голл. историк и социолог, представитель "социологии истории и культуры". Проф. Гронингенского (с 1905), а затем Лейденского (с 1915) ун-тов. Для X. характерно утверждение индетерминистских тенденций в истолковании истории. Уникальность историч. событий, с его т. зр., делает бессмысленными попытки познания законов истории. Задача истории состоит лишь в описании деятельности людей, констатации различных фактов, соединенных общими событиями.

В толковании историч. факторов проявляется, по X., свобода выбора человека. История 20 в. для всех доступна, каждый имеет о ней собств. мнение и может быть историком. В простом описании единичных, случайных фактов X. видит новую, методологию историч. исследований и путь к освобождению истории от оков естественно-научного и социологич. мышления. При этом гл. содержанием истории, по X., должна быть история культуры. В вопросе происхождения культуры X. придерживается "теории игры". По его мнению, культура и труд человека произошли из игры, к-рая является высшим проявлением человеч. сущности. Эта концепция, ведущая свое начало от Шиллера, была подвергнута критике еще Г. В. Плехановым. В работах "Живущая и мыслящая Америка" ("Amerika levend en denkend", Haarlem, 1926), "Растленный мир" ("Geschonden wereld", Haarlem, 1945) X. показывает упадок бурж. обществ. культуры ("бесчестный мир", где господствуют "позорящие человека нормы морали", злоупотребление наукой в политич. целях, крушение веры в прогресс и навязывание людям пессимистич. мироощущения, разгул милитаризма). X. выступал против фашизма и войн. Однако его программа носит утопич. характер (создание общества, основанного на принципах и идеалах христ. религии, возвращение к мелким федералистским гос-вам).

Соч.: Het aesthetisch bestanddeel van geschiedkundige voorstellingen, [s. l.], 1905; Uit de voorgeschiedenis van ons nationaal besef, [s. 1.], 1912; Mensch en menigte in Amerika, Haarlem, 1918; Erasmus, N. Y.-L., 1924; Cultuur-historische verkenningen, Haarlem, 1929; Im Schatten van morgen, Ζ.-Lpz., 1936; De wetenschap der geschiedenis, Haarlem, 1937; Homo ludens, Haarlem, 1938.

Лит.: Аверинцев С. С, Культурология Й. X., "ВФ", 1969, No 3.

Т. Матвеева. Москва.

ХЕЛЬЧИЦКИЙ

ХЕЛЬЧИЦКИЙ (Chelčicky`), Петр (род. ок. 1390 - ум. 1460) - чеш. мыслитель, один из идеологов гyсизма. Находясь под сильным влиянием антифеод. идей Табора, X. вместе с тем в период революц. борьбы Табора в 1419-20 защищал догмат о непротивлении всем видам насилия (трактат "О духовной борьбе" - "О boji duchovnim", 1420-21, изд. Praha, 1911). В трактате "О трех сословиях народа" ("О trogiem lidu", 1425; впервые был издан на чеш. и рус. яз. Н. В. Ястребовым, в кн. Петра Хельчицкого "О trogiem lidu rzec - О duchowných a о swietskych", СПБ, 1903) X. подверг критике феод. представления о сословном разделении общества. В осн. произв. "Сеть веры" (1521, рус. пер. И. С. Анненкова в кн.: "Соч. Петра X.", СПБ, 1893) X. показал взаимосвязь между духовной и светской властью и выдвинул утопич. программу социального переустройства на основе равенства, единения, любви и взаимопомощи всех членов общества; осуществление этой программы связывалось с идеей непротивленчества. В целом произведения X. представляют собой выдающийся памятник антифеод. утопич. мысли раннебурж. эпохи.

Лит.: Ястребов Н. В., Этюды о П. X. и его времени, вып. 1, СПБ, 1908; Gоll J., P. Chelčický a jeho učeni, в его кн.: Chelčický a jednota v 15 stoleti, Praha, 1916; Urbánek R., Česke dĕjiny, Dil. 3, čast 3, Praha, 1930, s. 882-989; Foustka R. N., Petra Chečickeho názory na stát a pravo, Praha, 1955; Petrú E., Soupis díla Petra Chelčického a literatury o nĕm, Praha, 1957.

Ин-т философии. Прага.

ХЁМСТЕРХЁЙС

ХЁМСТЕРХЁЙС (Hemsterhuis), Франс (27 дек. 1721 - 7 июля 1790) - голл. философ. Сын классич. филолога и математика Тиберия X. Был на гос. службе, затем домашним учителем в семье рус. посла кн. Голицына. Писал на франц. яз. Осн. соч.: "Письмо о человеке и его отношениях" ("Lettre sur l'homme et ses rapports", P., 1772, посл. изд. Р., 1964), диалоги, написанные по образцу платоновских, - "София, или О философии" ("Sophyle ou de la philosоphie", P., 1778), "Аристей, или О божестве" ("Aristée ou de la Divinité", P., 1779), "Алексис, или О золотом веке" ("Alexis ou de l'âge d'or", Riga, 1787). Философия X. вобрала разнородный мыслит. материал: сократовский принцип самопознания, неоплатонич. представления о соотношении души и тела, нравств.-эстетич. идеи Шефтсбери и др. Осн. содержание ее лежит в русле т.н. философии чувства, развивавшей концепцию непосредственного знания. Вслед за Шефтсбери сущность нравственности X. видит в гармонии устремлений, направленных на индивидуальное "Я" и на общество. Понятие гармонии играет центр. роль и в эстетике X. Прекрасное, по X., это то, что пробуждает в нас наибольшее число идей в наименьший промежуток времени. Учение "батавского Платона" (как X. назвал Г. Форстер) вызвало сочувств. интерес Дидро, Канта, Лессинга, Гердера, Гёте, Форстера, оказало существ. влияние на Гамана, Якоби и нем. романтизм (Ф. Шлегель, Новалис, Шлейермахер и др.). В Голландии последователем X. был Хёсде.

Соч.: Oeuvres philosophiques, v. 1-3, Leuwarde, 1846-50.

Лит.: Кожевников В. Α., Философия чувства и веры..., ч. 1, М., 1897, гл. 2 (имеется библ.); Ошис В. В., Этико-эстетич. воззрения X., в сб.: Нек-рые вопросы истории и теории эстетики, М., 1968 (Сб. аспирантских работ, вып. 2); Bulle F., F. Hemsterhuis und der deutsche Irrationalismus des 18. Jahrhunderts, Jena, 1911; Funder Α., Die Ästhetik des F. Hemsterhuis und ihre historischen Beziehungen, Bonn, 1913; Lange В., F. Hemsterhuis, seine Religionsphilosophie in ihrem Abhängigkeitsverhältnis zu Locke, Lpz., 1915 (Diss.); Воulan E., F. Hemsterhuis, le Socrate Hollandais, Groningue - P., 1924; Вrummel L., F. Hemsterhuis, een philosophenleven, Haarlem, 1925; Poritzky J. E., F. Hemsterhuis. Seine Philosophie und ihr Einfluß auf die deutschen Romantiker, В., 1926; Stockum Th. С. van, De philosophie van F. Hemsterhuis, в кн.: Ideologische zwerftochten, Groningen - Djakarta, 1957; De Maria Α., Il pensiero di F. Hemsterhuis, "Filosofia", 1964, v. 15, No 4, p. 647-86.

В. Ошис. Москва.

ХЕТАГУРОВ

Коста Леванович [3(15) окт. 1859 - 19 марта (1 апр.) 1906] - осетинский поэт, мыслитель, революционный демократ, основоположник национальной литературы. Окончил Ставропольскую гимназию (1881), учился в Петербургской Академии художеств. Его мировоззрение сформировалось под влиянием идей рус. рев. демократизма. Вернувшись в Осетию, развернул широкую обществ.-революц. и просветительскую деятельность. Подвергался преследованиям и ссылкам.

В понимании сути обществ. процессов X., подобно рус. рев. демократам, был идеалистом, хотя и высказывался по ряду вопросов в материалистич. духе. Так, напр., обществ. психологию, развитие культуры и т.п. X. считал обусловленными материальными условиями жизни. Подчеркивая историч. важность для Осетии ее присоединения к России, X. выступал против колон. политики царизма. Занимаясь проблемой классового расслоения осет. деревни, X. гл. причину нищеты народа связывал с грабит. политикой царских чиновников и местных феодалов (см. Собр. соч., т. 4, М., 1960, с. 289). В оценке капитализма X. расходился с либеральными народниками, считая важн. задачей кавказских народов развитие производит. сил как условия экономич. и культурного прогресса. X. отмечал антигуманный характер капитализма, в условиях к-рого "...живая человеческая сила ... эксплуатируется самым варварским образом" (там же, т. 3, М., 1951, с. 177). Решающей силой, способной уничтожить существующий строй, X. считал крестьянство. Идея необходимости рев. борьбы - осн. пафос его творчества. X. не дает к.-л. рецептов обществ.-политич. строя, к-рый должен быть установлен после победы революции, представляя его себе лишь в самых общих чертах, гл. обр. за счет отрицания пороков совр. ему режима. X. отвергал религ. мораль, рассматривая ее как средство духовного закрепощения народа; в отношении религии выступал как последоват. атеист. Свидетельством резкого антиклерикализма X. может служить след. его высказывание об одном из монастырей: "Этот Афон по своему внутреннему содержанию - такой притон фарисейства, лжи, обмана и самой наглой эксплуатации человеческого простодушия, что его, невзирая на его редкую красоту, я бы с восторгом предал пламени со всеми его монахами..." (там же, т. 5, М., 1961, с. 158).

Эстетич. взгляды X. продолжали традиции эстетики рус. рев. демократов и оказали, как и все его творчество в целом, плодотворное влияние на развитие осет. культуры.

Лит.: Корзун В., К. Хетагуров, М., 1957; Τотоев М. С., Очерки истории культуры и обществ. мысли в Сев. Осетии в пореформенный период, Орджоникидзе, 1957; Джусойты Н. Г., К. Хетагуров, Сталинири, 1958; Габараев С. Ш., Мировоззрение К. Хетагурова, М,, 1959; Крейденко В. С., Кочисов К. Л., К. Хетагуров. К 100-летию со дня рождения. 1859-1959, Орджоникидзе, 1959; Уxовретова Л. Э., К. Хетагуров. Библиография, Сталинири, 1959.

С. Габараев. Орджоникидзе.

ХИВИ ГАБАЛКИ

Х и в и а л ь -Б а л х и (конец 8 - нач. 9 вв.) - евр. философ-вольнодумец, рацио-налистич. критик иудаизма. В своей книге, сожженной церковниками, X. Г. выдвинул 200 возражений против божеств. происхождения Ветхого завета (в наст. время собраны 66 его тезисов из сочинений его противников), отвергал культ и обряды иудаизма, догмат о бессмертии души, указывал на антропоморфный характер представлений о боге. Воззрения X. Г. были широко известны современникам и оказали влияние на ряд мыслителей позднейшего времени.

Лит.: Беленький М., X. Г. и его возражения против божеств. происхождения Ветхого завета, в сб.: Вопр. истории религии и атеизма, сб. 6, М., 1958; его же, Еще 40 возражений X. Г., там же, сб. 8, М., 1960; Крывелев И. Α., Как критиковали Библию в старину, М., 1966.

М. Беленький. Москва.

ХИДАШЕЛИ

Шалва Васильевич (р. 31 мая 1911) - советский философ, доктор философских наук (с 1962). Член КПСС с 1954. Окончил Тбилисский гос. ун-т (1931) и аспирантуру МИФЛИ (1936). С 1946 работает в Ин-те философии АН Груз. ССР (с 1953 - зав. отделом истории философии, с 1967 - зав. отделом истории груз. философии), профессор Тбилисского гос. ун-та. Один из авторов "Истории философии" (т. 1, М., 1957) и "Истории философии в СССР" (т. 1, М., 1968). Область науч. исследований - история ср.-век. и груз. философии.

Соч. на груз. яз.: Осн. направления обществен. и филос. мысли в феод. Грузии, Тб., 1952; Из истории груз. обществ. и филос. мысли, Тб., 1954; Иоанэ Петрици, Тб., 1956; Проблема сущего в философии Парменида, Тб., 1960; Одна строфа поэмы "Витязь в тигровой шкуре" с т. зрения Ареопагитики, "Вестн. АН Груз. ССР", 1965, No 6; на рус. яз. - Осн. мировоззрен. направления в феод. Грузии (4-13 вв.), Тб., 1962; К характеристике осп. вопроса средневековой философии, "ФН" (НДВШ), 1961, No 2; Шота Руставели как мыслитель и гуманист, "ВФ", 1966, No 9; Соотношение предмета философии и ее истории, "ВФ", 1968, No 6.

Предыдущая страница Следующая страница