Приглашаем посетить сайт

Право (law.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
КРЕСТЬЯНСТВО

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КРЕСТЬЯНСТВО

КРЕСТЬЯНСТВО (от рус. "крестьянин", первоначально "христианин", с 15 в. вытеснившего другие термины - "смерд", "сирота" и пр., обозначавшие зависимых от князей и бояр мелких земледельцев) - совокупность в досоциалистич. общественно-экономич. формациях мелких производителей в земледелии (в более широком смысле - в с. х-ве вообще), ведущих хозяйство собств. средствами произ-ва и силами своей семьи, а при социализме объединяющихся для ведения коллективного, кооперативного крупного х-ва.

К. возникло на основе разложения первобытно-общинного строя, когда на смену общинной собственности приходит частная собственность на средства произ-ва. Родовая и патриархальная домашняя община, как хозяйств. единица, заменяется новой формой организации х-ва, влекущей к изменению форм семьи. С установлением частной собственности на средства произ-ва моногамная семья стала хозяйств. единицей общества, к-рой принадлежали жилище, домашнее х-во, скот (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 68, 77, 140). Начало экономич. обособления и развития частной собственности семей у древнейших земледельцев, как показали раскопки в р-не др. Персеполя в Юж. Иране, можно отнести к 6-5-му тыс. до н.э. Родовые связи ослабевают, и место родовой и патриархальной семейной общины занимает сельская (соседская) община. Письменные источники Египта периода Древнего царства в 3-м тыс. до н.э. сообщают, что даже простые люди продавали землю, т.е. уже тогда существовала частная собственность на землю. Но у др. народов частная собственность на пашни, луга и леса появилась много позже. Общинная собственность на землю в менее развитых странах сохранилась до наст. времени.

С. х-во на протяжении тысячелетий было основано на ручном труде и тягловой силе животных. В наиболее развитых странах с.-х. машины на конной тяге получили распространение лишь в 19 в., а механизация с. х-ва на основе механич. двигателей - в 20 в. Медленное развитие с.-х. техники в сочетании с природными особенностями с. х-ва создали относит. устойчивость мелкого х-ва в с.-х. произ-ве, особенно в земледелии. К. как большая обществ. группа существовало в рабовладельч., феод. и капиталистич. обществах. Даже в совр. эпоху перехода от капитализма к коммунизму оно составляет большинство человечества. На протяжении тысячелетий сложились нек-рые общие черты быта и психологии, физич. и духовного облика К. Напряженный труд создавал физич. крепость и выносливость, медленное экономич. развитие - устойчивость традиций в организации х-ва и семейных отношениях, в психологии и идеологии. Разобщенное ведение х-ва отд. семьями затрудняло обществ. и политич. организацию К., разработку и осуществление его общественно-политич. программ и требований.

Общественно-экономич. природа К., его экономич. и политич. положение, а также идеология изменялись в зависимости от смены общественно-экономич. формаций и этапов их развития. Обществ. разделение труда - отделение земледелия от скотоводства, ремесла от с. х-ва - привело к развитию обмена, создало основу для углубления имуществ. неравенства и выделению среди почти однородной массы крестьян-общинников более богатых семей. Обычно это были знатные семьи старейшин, военных руководителей, жрецов и т.п. С появлением прибавочного труда и прибавочного продукта знатные и богатые семьи, обладающие большим количеством средств произ-ва, начали присваивать прибавочный продукт, обращая в рабов пленных, а затем и обедневших соседей-общинников. В условиях рабовладельч. строя К. было неосновным, переходным классом. На первом этапе этого строя оно составляло большинство населения и занимало важное место в экономич. и политич. жизни общества, поставляя, как это было в Др. Риме, осн. военную силу для гос-ва. Образование латифундий, ставших источником дешевых с.-х. товаров, произведенных рабами, усиление эксплуатации К. рабовладельч. гос-вом, помогавшим рабовладельцам захватывать общинные земли и заставлявшим свободных крестьян платить большие налоги, бросать свою деревню и идти в войска, все более разоряли крестьян, превращали их в рабов, уменьшали удельный вес К. в экономич. и обществ. жизни. Ослабление военной мощи рабовладельч. гос-ва, а с другой стороны, движение крестьян против рабовладельцев вызывали появление различных программ для восстановления крест. х-ва. Напр., движение братьев Гракхов (133, 123-122 до н.э.) в Др. Риме, проект указа императора Лю Ина (1 в. до н.э.) и реформы Ван Мана в Др. Китае (1 в.).

Обострение классовых противоречий рабовладельч. общества привело к мощным восстаниям рабов, вместе с к-рыми действовали разоряющиеся крестьяне, напр. восстание Спартака [74 (или 73) - 71 до н.э. ], "Желтых повязок" в Др. Китае (184-205). В Др. Риме кризис рабовладельч. х-ва привел к тому, что рабовладельцы начали в 1 в. делить свои земли на мелкие участки и раздавать их рабам, отпущенным на волю, или разорившимся крестьянам, обязанным нести повинности в пользу землевладельца. Новые земледельцы - колоны - закреплялись за земельными участками. Они были предшественниками ср.-век. крепостных крестьян.

У многих народов, напр. у герм. и слав. племен, рабство не вышло за пределы патриархального, домашнего рабства и они не пережили рабовладельч. формации. На основе разложения первобытнообщинного строя складывался феод. строй.

В феод. обществе К. стало осн. классом, эксплуатировавшимся классом феодалов. Господство феодалов определяется крупной феод. земельной собственностью и личной зависимостью крестьян от феодалов, к-рая могла выражаться в разных формах: от обязанности платить умеренный оброк до полной зависимости крепостного. Крестьянин имел свое х-во, пользовался участком земли, к-рая считалась принадлежащей феодалу или феод. гос-ву. В отличие от раба, он не считался полной собственностью феодала, но последний путем внеэкономич. принуждения заставлял его отдавать прибавочный продукт в виде феод., докапиталистич. ренты на землю. На первом этапе феод.-крепостнич. формации феод. рента взималась в форме отработочной ренты и ренты продуктами. С развитием товарно-денежных отношений она обычно принимает форму денежной ренты. При возрастании спроса на с.-х. продукты, возможности их выгодного сбыта феодалы-помещики увеличивают собств. запашку, урезая наделы крестьян и заставляя их работать в х-ве феодала. В нек-рых странах, в частности в странах Вост. Европы, это выражалось в такой барщине, к-рая отнимала у крестьян почти все рабочее время. Несмотря на стремление феодалов изъять у крестьян весь прибавочный продукт, все же нек-рая самостоятельность крестьянина в ведении своего х-ва создавала иногда возможность накопления и на этой основе - усиления имуществ. неравенства, к-рое в дальнейшем, гл. обр. в период кризиса и разложения феод. х-ва, вело к классовому расслоению К.

К. постоянно вело борьбу против феодалов, особенно в периоды усиления эксплуатации. В этой борьбе проявляется осн. внутр. противоречие феод. общества: К. и крест. х-во представляют гл. производит. силу, но крестьяне являются гл. объектом эксплуатации феодалов, к-рая на определ. ступени задерживает и делает невозможным развитие производит. сил крест. х-ва.

В идеологии К. это противоречие отражалось в идеях равенства, равных прав на землю и освобождения от повинностей. Поскольку интересы господствующего класса феодалов защищались религией, то антифеод. крест. идеология выступала в виде различных ересей, в идеях реформации (учение анабаптистов, Т. Мюнцера и др.). В истории известны восстания, в к-рых участвовали широкие массы крестьян (в сев. Италии под руководством фра Дольчино в 1304-07, Жакерия во Франции в 1358, в Англии под руководством Уота Тайлера в 1381; Крестьянская война в Германии в 1524-25; в Китае в 1620-40-е гг., в России под руководством И. Болотникова в 1606-07, С. Разина в 1670-71, Е. Пугачева в 1773-75). Но крестьяне не могли разработать последоват., законченной программы борьбы, а организацию своих сил строили по примеру господствующего класса: руководитель армии восставших кит. крестьян - Ли Цзы-чэн, овладев в 1644 столицей - Пекином, принял титул императора, Пугачев называл себя императором Петром III. Крест. восстания терпели поражения, а при победе, как это было в Китае в 1644, не могли ее закрепить. История крест. движения против феодализма и крепостничества показывает, что оно может быть успешным лишь когда созревают объективные условия для перехода от феодализма к капитализму. Несмотря на конечные поражения, крест. восстания наносили сильные удары феодализму и усиливали его кризис. В бурж. революциях в период перехода от феодализма к капитализму К. составляло главную силу.

В капиталистич. обществе К. обычно сохраняется, но оно перестает быть единым классом; происходит его классовая дифференциация, глубина и темпы к-рой непосредственно связаны с развитием капитализма. К. распадается на пролетариат и буржуазию. По определению Ленина, трудящиеся и эксплуатируемые массы в деревне представлены след. группами: 1) с.-х. пролетариатом, 2) полупролетариями, или парцельными крестьянами, 3) мелкими крестьянами, к-рые, покрывая потребности своей семьи и своего х-ва, не прибегают к найму чужой рабочей силы. Эти три группы составляют во всех капиталистич. странах большинство населения деревни. Далее в деревне есть: 4) средние крестьяне, к-рые владеют на праве собственности или аренды участками земли, к-рые позволяют получить известный излишек, способный, по крайней мере в лучшие годы, превращаться в капитал, и 5) крупные крестьяне - капиталистич. предприниматели в земледелии (см. Соч., т. 31, с. 130-34). В зависимости от степени развития капитализма и удельного веса пром-сти в нар. х-ве К. в разных капиталистич. странах может составлять различную долю населения - от незначит. меньшинства до подавляющего большинства. Разорению К. "... предшествует отчаянная борьба за свою экономическую самостоятельность" (Ленин В. И., Соч., т. 5, с. 171). Для сохранения своего х-ва крестьяне вынуждены прибегать к чрезмерному труду и ограничению потребностей, в результате чего при капитализме "мелкое земледелие держится... расхищением труда и жизненных сил земледельца, расхищением сил и качеств скота, расхищением производительных сил земли..." (там же, с. 161). При сохранении, а иногда даже увеличении числа крест. хозяйств происходит "рост числа к р е с т ь я н, членов крестьянских семей, считающих уже земледелие своим только п о б о ч н ы м занятием" (там же, с. 201), а основным становится работа по найму и др. "подсобные заработки". Крупные землевладельцы, ведущие на своей земле капиталистич. земледелие, выделяют часть земли для продажи ее или сдачи в. аренду своим "рабочим с наделом", обеспечивая, т.о., свое х-во дешевыми рабочими.

Процесс классовой дифференциации, разорения и вытеснения К. из с. х-ва резко усиливается в эпоху империализма и особенно в период общего кризиса капитализма. Мелкий крестьянин не может даже при самом напряженном труде всех членов семьи возместить отсутствие новейшей техники, применение же ее в мелком х-ве недоступно из-за высокой цены технических усовершенствований и экономически не оправдывает расходов на них. Установление господства монополистич. капитализма во всех отраслях нар. х-ва и в торговле приводит к тому, что крестьяне вынуждены приобретать необходимые средства произ-ва и удобрение по все более высоким ценам, а продавать свою продукцию - продовольств. продукты и сырье - по низким ценам. На совр. этапе гос.-монополистич. капитализма в правящих кругах США и странах "Общего рынка" (Европ. экономич. сообщества) разрабатываются планы резкого сокращения "нерентабельных" х-в ("Зеленый план" в ФРГ, закон "О сельскохозяйственном курсе" во Франции), что угрожает полным разорением и вытеснением мелких и средних крест. х-в.

В других формах проявлялось господство капитализма в менее развитых капиталистич. странах, напр. вост. части Европы, в частности в России, и в колониальных или полуколониальных странах. Вплоть до эпохи империализма там преобладали в экономике феод.-крепостнич. отношения или сохранялись их сильные пережитки. К. испытывало гнет феод.-крепостнич. отношений, еще более тяжелый, из-за проникновения и переплетения с ними капиталистич. отношений. Крестьяне страдали и от капитализма и от недостаточного развития капитализма. Проникновение финанс. капитала в отсталые страны разлагает натуральное или полунатуральное крестьянское х-во, вносит в К. классовую дифференциацию. Финанс. капитал сочетает капиталистич. и феод.-крепостнич. методы эксплуатации. Не заинтересованный в пром. развитии слабых стран, финанс. капитал входит в союз с господствующим классом феодалов и буржуазией (в колониальных и полуколониальных странах с компрадорской буржуазией), поддерживая экономич. базу своих союзников: феод. или полуфеод. землевладение, зависимое положение К. от феодалов и др. Все это задерживает развитие производит. сил отсталых стран и сохраняет надолго в них, особенно в с. х-ве, докапиталистич. производств. отношения, в т.ч. строй мелкого крест. х-ва.

В развитых капиталистич. странах, где крестьяне после бурж. революций, руководимых буржуазией, получили земли помещиков или земли, захваченные у местного населения, напр. в США, они поддерживали новый, капиталистич. строй. Франц. крестьяне помогали буржуазии подавить революц. выступления рабочего класса в 1848 и 1871. Разные классовые группы К. занимают различные политич. позиции. Крупные крестьяне - деревенская буржуазия, примыкает к буржуазии города и вливается в бурж. политич. партии. С.-х. рабочие и полупролетарии постепенно втягиваются в общепролет. движение. Наиболее сложный и длит. путь изменения идеологич. и политич. позиций, путь колебаний проходит мелкое и среднее крестьянство. Экономич. положение ставит эти группы деревни и вообще мелкую буржуазию между пролетариатом и буржуазией. Как частные собственники они тяготеют к буржуазии, как труженики и эксплуатируемые - к пролетариату. Им трудно преодолеть иллюзии о возможности свободно развивать свое мелкое хозяйство. От подобных иллюзий долго не могут освободиться и сел. рабочие. Бурж. идеология, в частности бурж. и реформистская экономич. наука, многочисл. путями поддерживает эти воззрения и приверженность к бурж. правопорядку. Важную роль в поддержании этих иллюзий играет религия. В эпоху капитализма также возникают религ. учения, выступающие против частной собственности на землю: в России было распространено учение Л. Н. Толстого, к-рый рассматривал собственность на землю как "великий грех" и проповедовал, что осознание этого "греха" приведет землевладельцев к добровольному отказу от своей собственности, в Индии большую популярность имело учение Ганди.

Отражением передовых бурж.-демократич. революц. взглядов К. были идеи крест. социализма, разработанные в трудах Герцена, Чернышевского, проводившиеся революц. народничеством в России. Выдвигая крест. общину как основу для перехода К. к социализму, эти идеи представляли собой одно из течений мелкобурж. утопич. социализма. В условиях подъема революц. движения рабочего класса, одухотворенного учением научного социализма, идеи крест. социализма приобретают реакц.-утопич. характер.

Марксизм-ленинизм научно определил положение К. при капитализме и доказал необходимость его союза с рабочим классом в борьбе за свержение капитализма и переход к социализму. Интересы трудящегося К. находятся в антагонистич. противоречии с интересами монополистич. капитала. Коренные же интересы рабочего класса и К. совпадают. В период общего кризиса капитализма крестьяне убеждаются в том, что у них нет иной надежды на будущее, помимо союза с рабочим классом для борьбы против главного врага - капиталистич. монополий. Пролетариат выдвигает программу борьбы против всевластия монополий. "Он поддерживает требования крестьянства о проведении радикальных аграрных реформ и добивается осуществления лозунга „Землю тем, кто ее обрабатывает!"" (Программа КПСС, 1961, с. 38). В слаборазвитых и колониальных странах борьба против феод. пережитков неотделима от борьбы против империализма. Рабочий класс этих стран стремится создать единый нац. фронт революц. сил, основой к-рого является его союз с К.

В результате победы социалистич. революции или бурж.-демократия., перерастающей в социалистическую, происходит принудит. отчуждение без выкупа у крупных землевладельцев земли и инвентаря. Часть земли, гл. обр. та, на к-рой велось крупное капиталистич. х-во, переходит к гос-ву. На ней создаются крупные гос. с.-х. предприятия (в СССР - совхозы). Большая часть отчуждённой земли, а в нек-рых странах и часть инвентаря переходит к К. В странах, где в крест. х-ве принцип частной собственности на землю еще не укрепился, как это было в России, вся земля национализируется и превращается во всенар. достояние, т.е. в гос. собственность. Крестьяне безвозмездно получают в пользование земли, конфискованные у помещиков. В других странах, где у крестьян сложились традиции частной собственности на землю, крестьяне получают отчужденную у землевладельцев землю в частную собственность. Освободившись от гнета крупных землевладельцев, К. получает возможность улучшить и развивать свое х-во. В экономич. отношении большая часть крест. хозяйств в переходный период от капитализма к социализму представляют собой мелкие товарные хозяйства, в нек-рых странах часть крестьян ведет натуральное хозяйство. Сел. буржуазия - кулачество - продолжает вести капиталистич. х-во. Мелкое товарное произ-во после социалистич. революции остается базой, неизбежно рождающей капиталистич. элементы. Классовая дифференциация К. сохраняется и в переходный период, но она происходит иначе, чем при господстве капитализма. Удельный вес среднего К. возрастает, а бедноты и кулачества уменьшается. Гос-во в области землепользования, налогового обложения, снабжения инвентарем, удобрениями и семенами оказывает помощь беднейшему и среднему К., ограничивая развитие кулацкого хозяйства. Часть крестьян из группы бедноты передвигается в группу середняков, а часть переходит в состав рабочего класса.

После социалистич. революции трудящееся К. становится, наряду с рабочим классом, осн. классом общества, в к-ром гос. власть находится в руках рабочего класса и крестьянства. Трудящееся К. заинтересовано в союзе с рабочим классом. Этот союз служит гарантией от реставрации помещиков, способствует подъему материальной обеспеченности и культуры К., обеспечивает защиту общества, приступившего к строительству социализма, от враждебной политики империалистов. Экономич. базой союза рабочего класса и К. в переходный период является взаимозависимость и обмен товаров гос. социалистич. пром-сти и мелкого крест. х-ва. Вместе с тем пока К. остается классом мелких товаропроизводителей, между ним и рабочим классом существуют противоречия по нек-рым общественно-экономич. вопросам, напр. о политике цен на товары, высоте налогового обложения и др. Экономич. позиции кулачества и его влияние на К., особенно в первые годы после социалистич. революции, вызывают колебания отд. групп К., направленные против союза с рабочим классом и перехода к социализму. Они дают почву для деятельности контрреволюц. орг-ций и течений, объявляющих себя защитниками интересов К., напр. "Трудовая крестьянская партия" в СССР (1927-29), "Польская крестьянская партия" (1945-46) и др. При правильной политике коммунистич. партий подобные колебания успешно преодолеваются.

Производств. отношения мелкого товарного х-ва ограничивают развитие крест. х-ва, затрудняя использование машинной техники и достижений агрономич. науки. В то же время индустриализация обеспечивает материально-технич. условия для перехода от мелкого к крупному х-ву в земледелии и животноводстве. Это создает объективные предпосылки для социалистич. кооперирования крест. х-в. На определ. этапе развития отд. стран, при сложившихся объективных и субъективных предпосылках под руководством коммунистич. партий, при помощи рабочего класса осуществляется социалистич. производств. кооперирование, к-рое в разных странах в связи с конкретно-историч. условиями завершается в различные сроки.

Впервые социалистич. кооперирование К. было осуществлено в СССР. "Переход советской деревни к крупному социалистическому хозяйству означал великую революцию в экономических отношениях, во всем укладе жизни крестьянства... На основе ленинского кооперативного плана извечный крестьянский вопрос нашел свое подлинное разрешение" (Программа КПСС, с. 14). К. превращается в класс кооперированного (в СССР - колхозного) К., класс работников социалистич. сел. х-ва. На основе социалистич. кооперирования кулачество как класс ликвидируется, при этом формы этого преобразования зависят от условий классовой борьбы. В СССР в условиях острой борьбы кулаки были экспроприированы. В других социалистич. странах деревенская буржуазия (кулаки) принимается в социалистич. производств. кооперативы или постепенно экономически вытесняется. Победа социализма уничтожает коренные различия между рабочим классом и К. Оба класса объединяются на базе социалистич. способа произ-ва. Союз рабочего класса и крестьянства укрепляется на новой, более высокой основе. Но все же классовые различия между рабочим классом и кооперированным К. сохраняются. Базой рабочего класса является общенародная, гос. форма социалистич. собственности на средства произ-ва, базой К. является колхозно- кооперативная форма социалистич. собственности. К. отличается от рабочего класса отношением к средствам произ-ва, уровнем обобществления произ-ва, формами организации и оплаты труда. В процессе развития социалистич. общества происходит постепенное стирание этих классовых различий. Социалистич. кооперирование создает условия для преодоления в сознании К. бурж. идеологии, в частности религ. взглядов, и утверждения марксистско-ленинской идеологии.

Программа КПСС выдвигает в качестве гл. экономич. задачи партии и сов. народа создание материально-технич. базы коммунизма. "Создание, наряду с могучей промышленностью, процветающего, всесторонне развитого и высокопродуктивного сельского хозяйства - обязательное условие построения коммунизма. Партия организует мощный подъем производительных сил сельского хозяйства, который позволит решить две основные, тесно связанные между собой задачи: а) достигнуть изобилия высококачественных продуктов питания для населения и сырья для промышленности; б) обеспечить постепенный переход советской деревни к коммунистическим общественным отношениям и ликвидировать в основном различия между городом и деревней" (1961, с. 75-76). С. х-во по технич. вооруженности и организации произ-ва будет приближаться к уровню пром-сти, с.-х. труд превратится в разновидность пром. труда. Движение деревни к коммунизму будет происходить при развитии обеих форм социалистич. с. х-ва - совхозов, как ведущих социалистич. предприятий в деревне, и колхозов, к-рые обеспечивают переход К. к коммунизму. "Колхоз как общественная форма хозяйства по характеру организации, демократическим основам, которые будут все больше развиваться, обеспечивает управление производством самими колхозными массами, развертывание их творческой инициативы, воспитание колхозников в духе коммунизма. Колхоз - это школа коммунизма для крестьянства" (там же, с. 77).

Экономич. подъем колхозов создает возможность увеличения осн. производств. фондов и повышения уровня обобществления колхозного произ-ва, благодаря чему организация и оплата труда будут приближаться к формам гос. предприятий. Обществ. хозяйство колхозов со временем будет полностью удовлетворять потребности колхозников и на этой основе личное подсобное приусадебное хозяйство изживет себя экономически. Культурно-бытовые условия в деревне будут приближаться к условиям городов. С ростом производит. сил колхозов будут развиваться межколхозные производств. связи и объединения, а также совместные гос.-колхозные предприятия - "...процесс обобществления хозяйства выйдет за рамки отдельных колхозов" (там же, с. 83). Все эти процессы будут придавать колхозно-кооперативной собственности общенародный характер. Происходящее одновременно развитие общенародной гос. собственности в общенародную коммунистич. собственность будет основой для стирания различий между рабочими и колхозниками. Рабочий класс, колхозное К. и интеллигенция постепенно сливаются в социально-однородное коммунистич. общество.

Лит.: Маркс К., Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8; его же, Капитал, т. 3, ч. 2, там же, т. 25, ч. 2; его же, Теории прибавочной стоимости (4 том "Капитала"), ч. 1-3, М., 1955-1961; Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, в кн.: Маркс К. и Энгельс Φ, Соч., 2 изд., т. 7; его же, Революция и контрреволюция в Германии, там же, т. 8; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; его же, Крестьянский вопрос во Франции и Германии, там же, т. 22; Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Соч., 4 изд., т. 1; его же, Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве, там же; его же, Развитие капитализма в России, там же, т. 3; его же, Рабочая партия и крестьянство, там же, т. 4; его же, Аграрный вопрос и "критики Маркса", там же, т. 5; его же, Аграрная программа русской социал-демократии, там же, т. 6; его же, К деревенской бедноте, там же; его же, Пересмотр аграрной программы рабочей партии, там же, т. 10; его же, Аграрная программа социал-демократии в первой русской революции 1905-1907 года, там же, т. 13; его же, Аграрный вопрос в России к концу XIX века, там же, т. 15; его же, Новые данные о законах развития капитализма в земледелии, там же, т. 22; его же, Седьмая (Апрельская) Всероссийская конференция РСДРП(б) 24-29 апреля (7-12 мая) 1917 г. Доклад по аграрному вопросу 28 апреля (11 мая), там же, т. 24; его же, 1 Всероссийский съезд крестьянских депутатов 4-28 мая (17 мая - 10 июня) 1917 г. Речь по аграрному вопросу 22 мая (4 июня), там же; его же, Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов 25-26 октября (7-8 ноября) 1917 г. Доклад о земле 26 октября (8 ноября), там же, т. 26; его же, Союз рабочих с трудящимися и эксплуатируемыми крестьянами, там же; его же, Пролетарская революция и ренегат Каутский, там же, т. 28; его же, Ценные признания Питирима Сорокина, там же; его же, Речь на 1 Всероссийском съезде земельных отделов, комитетов бедноты и коммун 11 декабря 1918 г., там же; его же, VIII съезд РКП (б) 18-23 марта 1919 г. Доклад о работе в деревне 23 марта, там же, т. 29; его же, Речь на 1 съезде земледельческих коммун и сельско-хозяйственных артелей 4 декабря 1919 г., там же, т. 30; его же, Первоначальный набросок тезисов по аграрному вопросу, там же, т. 31; его же, О продовольственном налоге, там же, т. 32; его же, О кооперации, там же, т. 33; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1961; Заявление Совещания представителей коммунистических и рабочих партий. Москва, ноябрь 1960 г., М., 1960; XX съезд Коммунистической партии Советского Союза 14-25 февраля 1956. Стенографический отчет, т. 1-2, М., 1956; Внеочередной XXI съезд Коммунистической партии Советского Союза 27 января - 5 февраля 1959 года. Стенографический отчет, т. 1-2, М., 1959; ХХII съезд Коммунистической партии Советского Союза 17-31 октября 1961 года. Стенографический отчет, т. 1-3, М., 1962.

К. до капитализма: Mаурер Г. Л., Введение в историю общинного, подворного, сельского и городского устройства и обществ. власти, пер. с нем., М., 1880; Морган Л. Г., Первобытное общество, пер. с англ., 2 изд., Л., 1935; Πетрушевский Д. М., Восстание Уота Тайлера. Очерки из истории разложения феод. строя в Англии, 4 изд., М., 1937; Ковалевский M. M., Очерк происхождения и развития семьи и собственности, пер. с франц., М., 1939; Дружинин Η. Μ., Гос. крестьяне и реформа П. Д. Киселева, т. 1, М.-Л., 1946, т. 2, М., 1958; Смирнов И. И., Восстание Болотникова. 1606-1607, Л., 1951; Греков Б. Д., Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII в., 2 изд., кн. 1, М., 1952, кн. 2, М., 1954; Неусыхин А. И., Возникновение зависимого К. как класса раннефеод. общества в Зап. Европе VI - VIII вв., М., 1956.

К. в развитых капиталистич. странах: Каутский К., Аграрный вопрос, пер. с нем., [Х. ], 1926; Рочестер Α., Почему бедны фермеры. Аграрный кризис в США, пер. с англ., М., 1949; Обнищание и массовое разорение К. стран Зап. Европы, М., 1952; Шифрин Э. Л., С. х-во США после второй мировой войны, М., 1956; Петрушов А. М., Аграрные отношения в странах Зап. Европы после второй мировой войны, М., 1959; Попов В. Α., Земельная реформа и аграрные отношения в Японии после второй мировой войны, М., 1959; Особенности аграрного строя России в период империализма, М., 1962; Анфимов А. М., Российская деревня в годы первой мировой войны, М., 1962; Дубровский С., Столыпинская земельная реформа, М., 1963.

К. в экономически слаборазвитых странах: Аграрный вопрос на Востоке. Сб. ст., М., 1933; Аграрные отношения в странах Востока, М., 1958; Положение с. х-ва и К. в колониях и других слаборазвитых странах, М., 1958; Аграрные реформы в странах Востока, Μ., 1961; Аграрно-крестьянский вопрос в суверенных слаборазвитых странах Азии. (Индия, Бирма, Индонезия), М., 1961; Аграрный вопрос и национально-освободит. движение. Материалы обмена мнениями марксистов-аграрников, состоявшегося в июле-сент. 1960 г. в Гаване и Бухаресте, М., 1963.

К. в социалистич. странах: Аграрные преобразования в народно-демократич. странах Азии, М., 1957; Соболев П. Н., Беднейшее К. - союзник пролетариата в Οкт. революции, М., 1958; Новый этап в развитии колхозного строя, М., 1958; Πершин П. М., Нариси аграрноï революцiï в Pociï, К., 1959; Трапезников С., Историч. опыт КПСС в социалистич. преобразовании с. х-ва, М., 1959; Петрушов Α., С. х-во европ. стран нар. демократии на социалистич. пути, М., 1959; Нуньес Хименес Α., Аграрная реформа на Кубе, пер. с исп., М., 1960; Развитие колхозной собственности в период развернутого строительства коммунизма, М., 1961; Воронович Α. Α., Ленинская аграрная программа и ее осуществление в СССР, М., 1961; Союз рабочего класса и К. на совр. этапе, Μ., 1962; История сов. К. и колхозного строительства в СССР. Материалы науч. сессии, состоявшейся 18-21 апр. 1961 г. в Москве, М., 1963; Победа ленинского кооперативного плана в странах социализма, М., 1963.

Е. Луцкий. Москва.

В начало энциклопедии