Приглашаем посетить сайт

Паустовский (paustovskiy-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ИДЕОЛОГИЯ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ИДЕОЛОГИЯ

ИДЕОЛОГИЯ (от греч. ἰδέα - идея, образ, понятие; и λόγος - учение) - совокупность идей и взглядов, отражающих в теоретической более или менее систематизированной форме отношение людей к окружающей действительности и друг к другу и служащих закреплению или изменению, развитию обществ. отношений. Основой идеологич. отражения действительности являются определ. обществ. интересы. В классовом обществе И. всегда носит классовый характер, отражая положение данного класса в обществе, отношения между классами, классовые интересы. И. выступает в формах политич., правовых, религ., этич., эстетич. и филос. взглядов. И. следует отличать от социальной психологии.

Термин "И." имел в различные историч. периоды неодинаковое содержание. Его значение в марксистской и бурж. лит-ре в корне различно. Впервые И. назвали свое учение Дестют дe Tраси в "Элементах идеологии" (1801), Кабанис в "Отношениях между физической и нравственной природой человека", Вольней в "Физических принципах морали" и др. представители поздней ветви франц. сенсуализма 18 в. Они утверждали, что создали науку И., раскрывающую всеобщие и неизменные законы возникновения идей.

Маркс и Энгельс на основе материалистич. понимания истории раскрыли сущность И., как классового явления, научно объяснили возникновение, развитие и смену различных И. и идеологич. форм; они показали, что причиной иллюзорного, "идеологического" отражения действительности в сознании идеологов эксплуататорских классов являются объективные противоречия материальной жизни общества. У Маркса и Энгельса И. часто именуется, во-первых, исторически определ. тип мыслит. процесса, основанного на идеалистич. теоретич. посылках. Этот процесс ведет к выработке превратных, "идеологич. взглядов", к "идеологизму", как извращенным, иллюзорным суждениям и выводам; во-вторых, И. - это совокупность взглядов, основанных на общих мировоззренч. предпосылках и систематизированных в видах И. (политич. взгляды, право, мораль, философия и пр.), отражающих объективные, материальные отношения с позиций интересов определ. классов. Это отражение может быть правильным, научным или превратным, извращенным. Имея в виду идеологов старого типа, Энгельс писал: "Идеология - это процесс, который совершает так называемый мыслитель, хотя и с сознанием, но с сознанием ложным. Истинные побудительные силы, которые приводят его в движение, остаются ему неизвестными, в противном случае это не было бы идеологическим процессом. Он создает себе, следовательно, представления о ложных или кажущихся побудительных силах. Так как речь идет о мыслительном процессе, то он и выводит как содержание, так и форму его из чистого мышления - или из своего собственного, или из мышления своих предшественников" (Mapкс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 2, 1955, с. 477). Энгельс писал, что образование "чистой И." происходит путем выведения понятий, представлений о действительности не из самой действительности, а из представления о ней, выведения свойств предмета "...не путем обнаружения их в самом предмете, а путем логического выведения их из понятия предмета" ("Анти-Дюринг", 1957, с. 90). Но в этой извращенной И. находят отражение "консервативные или революционные течения" определ. периода (см. тамже, с. 90-91). Энгельс отмечал, что "...тот, кто строит системы, должен заполнять бесчисленное множество пробелов собственными измышлениями, т.е. иррационально фантазировать, быть идеологом" (там же, с. 318). Такая И. оторвана от реальной почвы и в перевернутом виде, словно в "камере-обскуре", изображает людей и их отношения. Жизнь, практика, "...историческая реальность, выброшенная им (идеологом) за дверь, влетает обратно в окно" (там же, с. 91). Эти идеологич. извращенные формы сознания, как указывали Маркс и Энгельс, "...вполне исчезнут лишь с окончательным исчезновением противоположностей классов" (Соч., 2 изд., т. 4, с. 446), т. к. только тогда будут преодолены классовые причины, источники извращенного идеалистич. понимания обществ. жизни. Определяя отношение марксизма к предшествующим теориям, Энгельс писал, что "...как всякая новая теория, социализм должен был исходить из накопленного до него идейного материала, хотя его корни лежали глубоко в материальных экономических фактах" (Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 2, 1955, с. 107). В то же время марксизм коренным образом отличается от всех предшествующих теорий, т. к. "теоретические положения коммунистов ни в какой мере не основываются на идеях, принципах, выдуманных или открытых тем или другим обновителем мира. Они являются лишь общим выражением действительных отношений происходящей классовой борьбы, выражением совершающегося на наших глазах исторического движения" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 438). Т. о., Маркс и Энгельс применяли термин "И." для характеристики предшествующих науч. социализму идеалистич. теорий. Марксизм, будучи наукой, т.е. точным, адекватным отражением действительности, в то же время является научной, истинной И. рабочего класса, целостной, стройной системой идей, взглядов, отражающих положение и историч. цели рабочего класса как творца коммунизма. Лидеры 2-го Интернационала полностью извратили учение Маркса и Энгельса об идеологии. Бернштейн, напр., "обвинял" марксизм в "идеологизме", "метафизике" за то, что он базируется на единой филос. основе. Полностью игнорировалось то, что Маркс и Энгельс считали признаками И. прошлого ложность исходных, мировоззренч. посылок мыслит. процесса идеологов, превратный, ложный характер их систем.

Ленин в борьбе с оппортунизмом показал, что марксизм - это монолитное стройное учение, все составные части к-рого сцементированы единым научным миросозерцанием. Определяя как "...пролетарскую идеологию - учение научного социализма, т.е. марксизм" (Соч., т. 5, с. 315), Ленин отмечал, что "социализм, будучи идеологией классовой борьбы пролетариата, подчиняется общим условиям возникновения, развития и упрочения идеологии, т.е. он основывается на всем материале человеческого знания, предполагает высокое развитие науки, требует научной работы и т.д. и т.д. В классовую борьбу пролетариата, стихийно развивающуюся на почве капиталистических отношений, социализм в н о с и т с я идеологами" (там же, т. 6, с. 143), т.е. вождями, теоретиками рабочего класса. Т. о., термин "И." перестает у Ленина обозначать лишь идеалистич. и метафизич. подход к действительности. Ленин отстаивает и развивает дальше взгляды Маркса и Энгельса на классово-служебную роль И. Идеологии, отмечает Ленин, различаются не только по признаку их филос. теоретич. основ и характеру отражения действительности (научные и ненаучные), но и по их классовой принадлежности (бурж. И., пролет. И., и т.д.). "...В обществе, раздираемом классовыми противоречиями, и не может быть никогда внеклассовой или надклассовой идеологии" (там же, т. 5, с. 356).Попытка идеологов, теоретиков буржуазии представить свои взгляды как внеклассовые является обманом. Ленин охарактеризовал осн. черты и коренную противоположность двух И. совр. эпохи - социалистической и буржуазной, обосновал закономерность борьбы марксистских партий против бурж. И. (см. тамже, с. 355-56).

В своих нападках на марксизм нек-рая часть совр. бурж. идеологов, реформистов и ревизионистов утверждает, что марксизм, как И. пролетариата, - это классовое, и поэтому, мол, одностороннее, субъективное, извращенное сознание, противоположное науке, как безразличному к классам, объективному знанию. И. - это, будто бы миф, превращенный в концепцию обществ. благополучия (см. Н. Bonner, Social psychology, N. Y., 1953, p. 226). Значит. влияние на бурж. и реформистскую трактовку понятия И. оказала т.н. "социология знания" К. Манхейма. Заимствуя у Маркса положение о социальной обусловленности идей и фальсифицируя его, Манхейм пытался показать, что И. не имеет познават. ценности, а является лишь социально значимой системой идей, поддерживаемых определ. обществ. группой, классом. Подобные ненауч. взгляды широко пропагандируются в бурж. антикоммунистич. лит-ре (см., напр., Н. Falk, Die ideologischen Grundlagen des Kommunismus, Münch., 1961).

M. Игитханян. Москва.

На самом же деле И. может иметь познават. ценность, если она является правильным отражением действительности, и в этом плане не противостоит науке. Так обстоит дело с марксистской И. Конкретные науки, поскольку они развиваются в определ. социальных условиях и не могут обойтись без мировоззрения, также связаны с И. и становятся ареной идеологич. борьбы. Яркой иллюстрацией этого является борьба вокруг учения Коперника, теории Дарвина, теории относительности Эйнштейна, атомной физики в нач. 20 в., квантовой механики и т.д.

И. отличается от социальной психологии. Последняя является отражением эмпирич. условий жизни, включает в себя не только мысли, но и чувства, настроения, привычки людей и не носит систематизированного, теоретич. характера. И. и обществ. психология имеют общие корни в социальных отношениях данной эпохи, но И. возникает как теоретич. мышление, вырабатывается и развивается теоретиками, учеными и идеологами, мыслящими представителями класса (см. В. И. Ленин, Соч., т. 31, с. 50). Напр., из условий жизни пролетариев у них, естественно, возникает враждебное чувство к угнетающему их капиталисту, сознание необходимости борьбы за улучшение своего положения и т.д. Однако до науч. сознания коренной противоположности интересов пролетариата интересам класса капиталистов обыденное сознание пролетариев подняться не может. Стихийное рабочее движение может породить лишь тредюнионистское сознание. И. науч. социализма, выражающая положение и коренные интересы пролетариата, вырастает на основе борьбы рабочего класса, но не из стихийного роста рабочего движения, а как результат развития науки, и вносится в рабочее движение партией пролетариата. И., т.о., представляет собой не какую-то надстройку над психикой, не "сгусток психологии", а продукт теоретич. анализа обществ. отношений. Конечно, она связана непосредственно и с психологией данного класса, напр. стремлением рабочего класса к социализму.

И. обладает относит. самостоятельностью. Отражение действительности в И. не является простым автоматич. рефлексом обществ. бытия, как утверждает вульгарный экономич. материализм. Экономика лишь в конечном счете определяет И. Относит. самостоятельность И. выражается в том, что каждая новая идеологич.система, являясь по сути отражением обществ. бытия, по форме выступает как продолжение предшествующего развития мысли, зависит от накопленного ранее запаса понятий и представлений. И. способна воздействовать на другие стороны обществ. жизни, в т. ч. и на породившую ее материальную основу. Как относительно самостоят. явление И. характеризуется специфич. законами своего возникновения, развития и взаимодействия с другими обществ. явлениями. Существуют т.н. И. первого порядка (политич. идеи, правосознание), ближе стоящие к экономике, и И. более высокого порядка, сравнительно удаленные от материальной экономич. основы (напр., философия, религия).

В каждой общественно-экономич. формации господствующей И. является И. экономически и политически господствующего класса. Политич., правовые, филос., религ., этич. и эстетич. взгляды класса представляют собой определ. единство, складывающееся на основе его экономич. интересов и устремлений. Определ. воздействие на формирование различных идеологич. форм оказывает, как правило, политич. И., являющаяся концентрированным выражением и завершением экономич. интересов классов. В антагонистич. обществ. формациях законы обществ. развития и обществ. потребности реализуются через борьбу классов, каждый из к-рых руководствуется своим интересом, отражающим его место в системе обществ. отношений. Осознание классовых интересов, оценка всей обществ. действительности с т. зр. этих интересов становятся необходимыми для решения назревающих задач обществ. развития. И. служит субъективным условием реализации назревших потребностей обществ. развития. Выражая интересы прогрессивных и революционных в данную эпоху классов, отражая конфликт между производит. силами и производств. отношениями, прогрессивная И. обосновывает необходимость ликвидации отживших производств. отношений, служит сплочению обществ. сил, борющихся против старого, способствует революц. преобразованию общества. И. господствующего эксплуататорского класса стремится теоретически оправдать существующие порядки, обосновать необходимость сохранения данного обществ. строя.

Отражение экономич. отношений в И. является необходимым условием формирования идеологич. отношений, а также различных учреждений надстройки. Овладевая массами, И. воздействует на жизнь и развитие общества (см. Базис и надстройка).

При анализе и оценке И. следует различать в ней объективно истинные, научные, а также ложные, извращенные (сознательно или бессознательно) положения. Необходимым социальным условием объективного отражения действительности в И. класса является совпадение интересов этого класса с потребностями прогрессивного обществ. развития. Поскольку в предшествующей истории такое совпадение имело место, постольку в И. различных классов содержались элементы объективных знаний об окружающей обществ. действительности. Однако до возникновения пролетариата даже интересы прогрессивных на определ. этапе классов никогда полностью не совпадали с объективными потребностями обществ. развития. Поэтому И. этих классов не могла быть последовательно научным осознанием потребностей общественного развития.

Положение существенно менялось, когда эксплуататорский класс становился господствующим. Идеологи этого класса, стремясь навязать особые интересы своего класса всему обществу, затушевать имеющиеся между ним и неимущим большинством противоречия, обосновать "право" господствующего класса на эксплуатацию трудящихся, вступали на путь извращенного отражения действительности в угоду интересам этих классов.

Не могла быть подлинно научной и И. трудящихся масс до пролетариата. Стремление трудящихся масс к освобождению от эксплуатации наталкивалось в прошлом на неразвитость материальных условий этого освобождения, в результате чего их И. неизбежно принимала утопич. характер (см. Утопический социализм).

Специфич. возможности для извращенного отражения действительности в И. создаются в антагонистич. обществе в силу присущего ему разрыва материального и духовного труда. Для людей, занятых умств. деятельностью, мыслит. процесс предстает как результат самостоят. деятельности мышления, имеющего дело только с материалом мыслительным, исходящего из мышления своего собственного или предшественников. Понимание связи сознания с материальной действительностью утрачивается. Относит. самостоятельность И. предстает как абсолютная. Это иллюзия на определ. этапе закрепляется классовыми интересами эксплуататоров, к-рым выгодно, чтобы обществ. развитие рассматривалось с т. зр. не его объективных законов, а с т. зр. соответствующих интересам этих классов т.н. вечных принципов, норм, идей. В противоположность предшествующей, марксистская И. является подлинно науч. И. Объективной основой возникновения науч. И. пролетариата является полное совпадение классовых интересов и целей пролетариата с объективными обществ. потребностями, с объективным ходом и направлением историч. развития (процесс концентрации и обобществления произ-ва, обострение противоречий капитализма, неизбежность смены капитализма социализмом и коммунизмом).

И. носит историч. характер и развивается по законам надстроечных явлений. В антагонистич. обществ. формациях различные классы создают свою собств. И. С изменением их положения и задач происходят изменения и в их И. Когда с историч. арены сходит тот или иной класс, постепенно теряет влияние и его И. Вместе с тем в сфере И. имеет место преемственность. Отражая изменяющиеся историч. условия, существующие обществ. противоречия, она формулирует свои положения в понятиях и категориях, созданных в основном ранее, но вкладывает в них новое содержание, включает их в новые системы воззрений. Основой преемственности является то обстоятельство, что в развитии антагонистич. формаций изменяется конкретный характер различных обществ. явлений, но сами эти явления остаются (напр., классы, гос-во, отношения эксплуатации и т.п.). Поэтому сохраняются и понятия, отражающие эти явления, но содержание их меняется. Использование в новых историч. условиях предшествующего мыслит. материала позволяет опираться на результаты абстрагирующей работы мышления прошлых поколений, а не создавать заново необходимого запаса понятий и представлений. В развитии И. сохраняются не только выработанные ранее понятия и категории, но и различные взгляды и принципы. Отбор из имеющегося налицо запаса идей зависит от классовых позиций идеологов. Передовые классы в своей И. опираются на прогрессивные идеи прошлого, развивают их, используют в идеологич. борьбе. Марксизм является преемником всего лучшего, что создано в предшествующем развитии человеч. мысли. Создавая И. пролетариата, Маркс и Энгельс подвергли критич. переработке и переосмысливанию предшествующее развитие мысли и использовали из него все объективно истинное.

Идеологи отмирающих классов, как правило, берут из предшествующей И. реакц. идеи, приспосабливая их к своим интересам, как это ярко видно на примере совр. бурж. И. Глубокий анализ и критика совр. бурж. И. даны в принятой XXII съездом КПСС Программе партии (1961). Характерными особенностями империалистич. И. являются ее реакц., антинауч. характер. Субъективизм, произвол в оценке действительности, искажение фактов и историч. перспектив, отрицание прогресса общества составляют существо этой И., как порождения империализма - строя, у к-рого нет будущего, но к-рый она всеми силами пытается оправдать, приукрасить фальшивыми вывесками свободы и демократии. Глубокий кризис совр. бурж. И. выражается и в том, что она совершенно неспособна выдвинуть идеалы, к-рые бы могли увлечь массы, дать ответы на вопросы, выдвигаемые жизнью. Бурж. И. враждебна прогрессу человечества, интересам народных масс. Прикрывая свою духовную нищету, бурж. идеологи пытаются представить в извращенном виде великое дело коммунизма. "Главное идейно-политическое оружие империализма - а н т и к о м м у н и з м, основным содержанием которого является клевета на социалистический строй, фальсификация политики и целей коммунистических партий, учения марксизма-ленинизма" (Программа КПСС, с. 51-52). Проникнутые ненавистью к коммунизму идеологи и политики империализма выдвигают цель задушить коммунистич. движение и даже доходят до призывов к "превентивной войне" против СССР и стран социалистич. лагеря. Бурж. идеологи стремятся уверить, что коммунизм и мир на земле недостижимы, в силу природы самого человека. "Марксистская концепция человеческой природы", - пишет один из бурж. социологов, - связана с верой "в возможность бесконечного прогресса. Наши сегодняшние, менее оптимистические взгляды подкрепляются выводами современной психологии, согласно которым агрессивность человека разве лишь в самой ничтожной степени обусловливается его экономическим положением и в несравненно большей степени - факторами психологического порядка" (см. Contemporary political ideologies, N. Y., 1961). С помощью подобных псевдонауч. утверждений бурж. И. пытаются обезоружить массы, породить в массах пессимизм, неверие в возможность достижения прочного мира, лучшего будущего. Составными частями бурж. И. является И. милитаризма, грубой силы, шовинизма и расизма, крайним, наиболее человеконенавистническим ее проявлением выступает фашизм.

Для раскола трудящихся масс, затемнения их сознания империалисты широко используют также религ. И. В бурж. философии, политич. экономии, социологии, этике и эстетике и т.д. существует множество школ, к-рые, однако, демонстрируют собой не богатство обществ. мысли, а показывают ее ненауч. характер. Отказ от широких теоретич. обобщений, иррационализм присущи совр. бурж. И., ее различным течениям. "Виды и формы буржуазной идеологии, методы и средства обмана трудящихся многообразны. Но суть их одна - защита отживающего капиталистического строя. Идейное обоснование господства монополий, оправдание эксплуатации, опорочение общественной собственности и коллективизма, воспевание милитаризма и войны, оправдание колониализма и расизма, разжигание вражды и ненависти между народами - таковы идеи, которыми проникнуты политические и экономические теории, философия и социология, этика и эстетика современной буржуазии" (Программа КПСС, с. 53-54). Для распространения этой И. используется громадная пропагандистская машина империалистич. гос-в и капиталистич. монополий; с помощью этого аппарата реакц. идеи пытаются навязать массам.

Социалистич. И. коренным образом отличается от И. всех предшествовавших эпох как по своему содержанию, так и по своей роли в обществ. жизни, что обусловлено самим характером коммунистич. обществ. формации. Возникновение и развитие социалистич. общества не может происходить стихийно. Создавая науч. И. пролетариата, Маркс и Энгельс подчеркивали, что пролетариат в силу своего бытия и историч. задач нуждается не в иллюзиях, а в строго науч. осмыслении действительности. Ленин развил дальше положения Маркса и Энгельса о значении революц. науч. И. для успеха освободит. борьбы пролетариата. Выражая коренные интересы пролетариата, она дает науч. знание объективных законов обществ. развития, необходимое рабочему классу и всем трудящимся для успешного решения всемирно-историч. задачи ликвидации капитализма и построения коммунистич. общества. Открыто провозгласив свою неразрывную связь с борьбой рабочего класса и всех трудящихся за освобождение общества от частной собственности, эксплуатации, социального, нац., духовного гнета, поставив себя на службу делу революц. преобразования, мира, марксистско-ленинская И. соединила в себе высшую и строгую научность с классовостью, партийностью, революцион-ностью. Марксистско-ленинская И. по природе своей является руководством к практич. обществ. деятельности трудящихся масс, решающей силы истории; она чужда всякому догматизму, застою, органически соединяет теорию с практикой борьбы за коммунизм.

Коммунистич. И. является интернационалистской и проникнута духом подлинного гуманизма, ибо она сплачивает трудящихся всех рас и наций на борьбу за создание истинно человеческих условий жизни на земле, против реакц. сил, пытающихся задержать движение человечества к светлому будущему. "Коммунистическая идеология - самая гуманная идеология" (Программа КПСС, с. 122). Марксистско-ленинская И. выдвигает научно обоснованную цель, объединяющую всех людей и направляющую их деятельность во всех сферах обществ. жизни на решение задач коммунистич. строительства. Она служит просвещению, воспитанию и организации масс не только на разрушение старого, но и на создание нового обществ. строя. Законом развития социалистич. общества является постоянное возрастание роли И. Марксистско-ленинская И. является не только необходимым духовным орудием преобразования объективных условий обществ. жизни, но и средством формирования человека, формирования всесторонне развитой личности коммунистич. общества. Овладев социалистич. И., каждый человек может активно и целенаправленно участвовать в общей борьбе за коммунизм. Поэтому важнейшей задачей идеологич. работы Программа КПСС считает овладение всеми членами социалистич. общества науч. мировоззрением. Марксистско-ленинская И. является теоретич. основой политики коммунистич. партии. В политике партии принципы теории превращаются в конкретную программу действий масс в данных историч. условиях. Коммунистич. партии являются носителями социалистич. И., руководствуются ею в своей деятельности и вносят ее в массы. КПСС, исходя из ленинских положений о том, что всякая И. партийна, что всякое умаление социалистич. И. есть усиление И. буржуазной, что без революц. теории не может быть революц. движения, всегда уделяла огромное внимание вопросам идеологич. работы. Содержание идеологич. работы определяется необходимостью постоянного творч. развития социалистич. И., к-рая должна отражать изменение историч. условий и формулировать конкретные задачи, стоящие перед рабочим классом и его партией в данное время и в данной стране в борьбе за достижение конечных целей пролетариата; необходимостью внесения социалистич. сознания в массы, воспитания масс в процессе практич. борьбы на их собств. опыте в духе социалистич. сознания, мобилизации масс на решение поставленных задач; необходимостью борьбы с враждебной бурж. И., с ревизией марксизма-ленинизма и попытками догматизации его положений. Ревизионизм и догматизм приносят громадный вред поступат. развитию социалистич. общества, развитию революц. движения пролетариата в капиталистич. странах, что требует постоянной борьбы за чистоту марксистско-ленинской теории.

В совр. мире идет ожесточ. борьба двух И. - коммунистической и буржуазной, отражающая в духовной жизни человечества историч. процесс перехода от капитализма к коммунистич. обществ. формации. КПСС постоянно подчеркивает, что политика мирного сосуществования не означает примирения бурж. и социалистич. И., а, напротив, предполагает и требует активной наступат. борьбы против бурж. И., разоблачения ее реакц. сущности, освобождения масс из-под ее тлетворного влияния, идейного вооружения масс в борьбе за коммунизм.

Конкретные задачи идеологич. работы партии в совр. условиях определены решениями XXII съезда КПСС, новой Программой партии, в которой научно разработан план коммунистич. строительства, охватывающий все стороны обществ. жизни. В Программе КПСС подчеркивается, что "в борьбе за победу коммунизма идеологическая работа становится все более мощным фактором" (1961, с. 116), и указывается, что главным в идеологич. работе на совр. этапе является "...воспитание всех трудящихся в духе высокой идейности и преданности коммунизму, коммунистического отношения к труду и общественному хозяйству, полное преодоление пережитков буржуазных взглядов и нравов, всестороннее гармоническое развитие личности, создание подлинного богатства духовной культуры" (там же, с. 117). Программа подчеркивает, что важной задачей идеологич. работы является также укрепление единства и сплоченности социалистич. стран и междунар. коммунистич. движения, отстаивание мира и мирного сосуществования. С победой социализма марксистская И. становится И. всего общества. Построение полного коммунизма приведет к исчезновению классов, к единству интересов всего общества и тогда нек-рые идеологич. формы будут преодолены (религия), другие естеств. образом отомрут (политич. И., правосознание), третьи же претерпят качеств. изменения, связанные с полным преодолением классовых различий. В будущем обществе восторжествует общечеловеч. бесклассовая И., к-рая будет необходима для формирования обществ. отношений, воспитания науч. мировоззрения, нравств. и эстетич. качеств человека, решения тех новых социальных задач, к-рые будут возникать перед обществом будущего.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология. Соч., 2 изд., т. 3; их жe, Манифест Коммунистической партии, там же, т. 4; Maркс К., Капитал, т. 1, Предисловие к первому изданию, там же, т. 23; его же, [Письмо] Л. Кугельману 11 июля 1868 г., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, М., 1953; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1957; Ленин В. И., Что делать?, Соч., 4 изд., т. 5; его же, Письмо "Северному союзу", там же, т. 6; его же, Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 14; его же, Три источника и три составных части марксизма, там же, т. 19; его же, Карл Маркс, там же, т. 21; его же, О пролетарской культуре, там же, т. 31; его же, О значении воинствующего материализма, там же, т. 33; Πлеханов Г. В., Основные вопросы марксизма, Избр. филос. произв., т. 3, М., 1957; О задачах партийной пропаганды в современных условиях. Постановление ЦК КПСС, М., 1960; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, Μ., 1961, Программа КПСС, М., 1961; Χрущев Н. С., Отчетный доклад ЦК КПСС XXII съезду партии, М., 1961; его жe, О Программе КПСС, М., 1961; Богданов А., Наука об общественном сознании, 3 изд., П.-М., [1923]; Павлов Т., Теория отражения, М., 1949; Константинов Ф. В., Роль социалистической идеологии в развитии социалистического общества, "Коммунист", 1953, No 13; его же, Роль передовых идей в развитии общества, М., 1953; Шaфф Α., "Социология знания" Маннгейма и проблема объективной истины, "Вопр. философии", 1956, No 4; Корнфорт Μ., Диалектический материализм, пер. с англ., М., 1957; Каммари М. Д., Ревизионистский миф об "освобождении" науки от идеологии, "Вопр. философии", 1958, No 7; Келле В. Ж., Ковальзон М. Я., Формы общественного сознания, М., 1959; Румл В., Идеология и наука, "Проблемы мира и социализма", 1960, No 7; Гак Г. М., Учение об общественном сознании в свете теории познания, М., 1960; Формы общественного сознания, [отв. ред. Г. М. Гак, М.], 1960; Игитханян М. X., Социалистическая идеология и ее роль в создании и развитии коммунистической формации, в кн.: О закономерностях возникновения и развития социалистического общества, М., 1960, гл. 7, разд. 1, 2; Ядов В. Α., Идеология как форма духовной деятельности общества, Л., 1961; Журавлев В. В., Марксизм-ленинизм об относительной самостоятельности общественного сознания, М., 1961; Степанян Э. X., Об относительной самостоятельности идеологии, М., 1961; Barth H., Wahrheit und Ideologie, Ζ., 1945; Weber M., Gesammelte Aufsätze zur Wissenschaftslehre, 2 Aufl., Tübingen, 1951; Mannheim K., Ideologie und Utopie, 3 Aufl., Fr./M., 1952; его же, Essays on the sociology of knowledge, L., [1952]; Lukáсs G., Die Zerstörung der Vernunft, В., 1955; Naess Α., Democracy, ideology and objectivity, Oslo - Oxf., 1956; Merton R. K., Social theory and social structure..., Glencoe (Ill), 1957.

В. Келле, M. Ковальзон. Москва.

В начало энциклопедии