Приглашаем посетить сайт

Античная литература (antique-lit.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "Н" (часть 4, "НИЧ"-"НЬЯ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 4, "НИЧ"-"НЬЯ")

НИЧЕФОРО

НИЧЕ́ФОРО (Niceforo), Альфредо (3 янв. 1876 - 2 марта 1960) - итал. бурж. социолог, криминалист и статистик. Проф. социологии в Сорбонне (1919-20), проф. статистики в ун-те Неаполя (1920-31), проф. по криминологии и антропологии в Римском ун-те (с 1931). Н. известен как один из пионеров применения статистич. метода в социологии. Идеи Н. близки к школе Ломброзо, в них также заметно влияние Парето и Михельса. Исходя из психологич. и биологич. неравенства людей, Н. делает реакц. вывод, что все высокоразвитые признаки сосредоточиваются у образованного меньшинства - носителя социального, а низкоразвитые - у отсталого большинства - носителя антисоциальных сил и желаний. В конечном счете, в основе как социального, так и антисоциального у Н. выступают скрытые биологич. инстинкты, на почве к-рых возникают все психологич. стремления, желания и страсти (см. "Sociologia е altri scritti", Mill., 1959, p. 11). По принципу "симпатии к сходным и антипатии к разным" оформляются различные социальные группы. Иерархия таких групп, по Н., полностью зависит от иерархии психич. признаков их членов. Как следствие этого выводятся антинауч. идеи о необходимости и неизменности взаимной борьбы людей, рас, о значении "аристократии духа" (элиты) в развитии общества. При анализе причин различия форм социальной жизни в разных обществах Н. в первую очередь выделяет географич. окружение, этнич. тип (расу), психологию народа, предшествующую историю общества и лишь в последнюю очередь его социально-экономич. окружение (см. тамже, р. 14-15). Пороки капиталистич. общества Н. считал "универсальными" и заявлял о скрытой преступности любого человеч. существа, коренящейся в изначальных инстинктах. Большое внимание Н. уделял анализу психологии личности и психобиологич. аспектам языка и культуры. Н. один из первых итал. социологов, изучавших условия жизни трудящихся классов.

Соч.: Il gergo nei normali, nei degenerati e nei criminali, Torino. 1897; L'Italia barbara contemporanea, Palermo, 1898; Les classes pauvres. Recherches anthropologiques et sociales, P., 1905; Forza e ricchezza, Torino, 1906; Ricerche sui contadini, Palermo, 1907; Antropologia delle classi povere, Mil., 1910; La génie de l'argot, P., 1912; Les indices numériques de la civilisation et du progrès, P., [1921 ]; Il metodo statistico, Messina, [1923 ]; Introduzione allo studia della statistica economica, Messina-Mil., [1934 ]; Criminologia, v. 1-5, Mil., 1941-53; L'"IO" profondo e le sue maschere, Mil., 1949; Il mito della civiltà, il mito del progresso, Mil., [1951 ]; Avventure e disavventure della personalità e delle umane società, Mil.-Roma, 1953; Schematico profilo di una sociologia generale in cinquanta paragrafi, в кн.: Sociologia e altri scritti, Mil., 1959.

И. Добронравов. Москва.

НИЧТО

Статья большая, находится на отдельной странице.

"НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

НОPCTPËM

НО́PCTPËM (Norström), Юхан Виталис Абрахам (29 янв. 1856 - 29 нояб. 1916) - шведский философ-идеалист; с 1891 - профессор в Гётеборгском ун-те; с 1907 - акад.; ученик Бострема и Салина (1824-27). В ранний период Н. развивает идеи бострёмизма, в дальнейшем пытается создать свою концепцию под значит. влиянием неокантианства и философии жизни Дильтея. Философия, по Н., должна выступать, с одной стороны, против эмпиризма, с другой - против "старой метафизики", к-рая не понимала значения более высокой формы "опыта сверхчувственного разума". В понимании объекта философии Н. близок баденской школе неокантианства. Большое место в трудах Н. занимает проблема истины, понимание к-рой эволюционировало у него от субъективистской характеристики ее как "психологической ценности" к сугубо религ. толкованию как божеств. откровения.

Н. как сторонник теории "массового общества" выступает с критикой бурж. культуры.

Деградация культуры, по Н., объясняется тем, что в обществе господствуют нравы и запросы широких масс. Свои надежды на спасение личности и культуры Н. связывал с будущим возрождением религии. Выступая против коллективистских тенденций, в частности против рабочего движения, он требовал "переоценки" роли масс в духе Ницше (см. "Masskultur", Stockh., 1910).

Соч.: Om natursammanhang och frihet, Göteborg, 1895; Hvad är sanning?, Göteborg, 1899 Tankelinier, Stockh., 1905; Naturkunskapens själfbesinning, [Stockh. ], 1907; Om viljans frihet, Stockh., 1917.

Лит.: Åkesson Ε., Norströmiana, Stockh., 1924; Ryding Ε., Den svenska filosofins historia, Stockh., [1959 ], s. 97-105.

А. Мысливченко. Москва.

НОВАЛИС

Статья большая, находится на отдельной странице.

НОВГОРОДЦЕВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НОВИК

Илья Бенционович (р. 3 апр. 1929) - сов. философ, д-р филос. наук (с 1964). Чл. КПСС с 1953. Окончил Моск. ун-т (1950). Ученый секретарь Науч. совета по филос. вопросам естествознания при Президиуме АН СССР (с 1962). Занимается филос. вопросами физики и кибернетики, разрабатывает методологич. проблемы моделирования, вопросы синтеза знания и взаимоотношения человека и машины.

Соч.: О соотношении пространства, времени, материи, "ВФ", 1955, No 3; О специфич. особенностях сознания человека, там же, 1956, No 6; О категориях "вещь" и "отношение", там же, 1957, No 4; Негэнтропия и количество информации, там же, 1962, No 6; Гносеологич. характеристика кибернетич. моделей, там же, 1963, No 8; Кибернетика. Филос. и социологич. проблемы, М., 1963; Наглядность и модели в теории элементарных частиц, в кн.: Филос. проблемы физики элементарных частиц, М., 1963; О филос. вопросах кибернетич. моделирования, М., 1964; Кибернетика и взаимосвязь наук, "Вестн. АН СССР", 1963, No 4; О моделировании жизн. процессов, в кн.: О сущности жизни, М., 1964; К вопросу о единстве предмета и метода кибернетики, в кн.: Кибернетика, мышление, жизнь, М., 1964; Моделирование и его роль в естествознании и технике, в кн.: Диалектика в науках о неживой природе, М., 1964; Развитие познания и кибернетика, "Коммунист", 1965, No 2 (совм. с А. И. Бергом); О моделировании сложных систем, М., 1965.

НОВИКОВ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ

НО́ВИКОВ Михаил Иванович (р. 15 сент. 1897) - сов. философ, д-р филос. наук (с 1952), проф. (с 1952). Чл. КПСС с 1918. Окончил ИКП философии (1933). Науч.-преподавательскую работу ведет с 1931. Руководитель кафедр марксизма-ленинизма и философии в ряде вузов. Специализируется по преим. на изучении воззрений рус. и укр. революц. демократов. Автор раздела о развитии философии на Украине в кн. "История философии" (2 т., М., 1957). Лауреат Ленинской премии (1964).

Соч.: Фiлософськi погляди М. Г. Чернишевського, [К. ], 1941; Про партiйнiсть науки, К., 1952; Атеизм рус. революц. демократов, К., 1955; Общественно-политич. и филос. взгляды Т. Г. Шевченко, М., 1961; О счастье, [М., 1965 ].

НОВИКОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НОВИКОВ ПЕТР СЕРГЕЕВИЧ

НО́ВИКОВ Петр Сергеевич [р. 15(28) авг. 1901 ] - сов. математик и логик. Окончил Московский ун-т (1925). Акад. (с 1960). Ленинская премия (1957). Н. - автор работ по теории множеств, матем. логике, алгебре, мн. из к-рых, помимо собственно матем. ценности, имеют большое значение для понимания методологич. и гносеологич. проблематики, связанной с основаниями математики. Примерами этого могут служить доказательства непротиворечивости нек-рых положений дескриптивной теории множеств (1951) (часть из к-рых была сформулирована ранее К. Гёделем в его известной работе о непротиворечивости континуум-гипотезы, однако он не привел их доказательств). Результаты этого рода способствуют преодолению платонистской точки зрения, согласно к-рой любая проблема теории множеств (и математики вообще) независимо от какой бы то ни было аксиоматич. ее основы имеет нек-рое "объективное" решение (доказательство или опровержение). Н. принадлежат также: важная идея об аналогии между осн. понятиями дескриптивной теории множеств и теории рекурсивных функций и предикатов; результаты о редукции (сводимости) нек-рых классич. матем. теорий к интуиционистским (1939, 1943) (см. Интуиционизм), сыгравшие существ. роль в выработке правильного понимания соотношения силы классич. и интуиционистских систем; доказательство ω-непротиворечивости (см. Непротиворечивость) интуиционистской арифметики, полученное средствами минимальной логики с помощью специального вида индукции (не сводящейся к обычной математической индукции), не формализуемой в арифметике. Доказательство Н. выходит, т.о., за пределы, установленные теоремой Геделя о неполноте (см. Метатеория, Полнота). В области алгебры Н. принадлежит доказательство (1952, 1955) неразрешимости алгоритмич. проблемы тождества (эквивалентности) слов в теории групп, не поддававшейся усилиям математиков в течение неск. десятилетий (этот результат Н. стал исходным для получения целой серии доказательств неразрешимости, полученных самим Н., его учениками и мн. др. математиками; см. Алгоритм), а также решение (1959) знаменитой алгебраич. проблемы Бернсайда о периодических группах. В течение мн. лет Н. руководит н.-и. семинарами по математической логике в МГУ, Матем. институте АН СССР и МГПИ имени В. И. Ленина.

Лит.: Математика в СССР за сорок лет, т. 1-2, М., 1959, т. 1 (см. по именному указателю), т. 2, с. 512 (список трудов Н.).

НОВИЦКИЙ

Орест Маркович (25 янв. 1806 - 4 июня 1884) - рус. философ, представитель "философии" неортодоксального православия. Окончил Киевскую духовную академию (ок. 1831). В 1834-1850 - проф. философии Киевского ун-та. В 50-70-х гг. - царский цензор. Противник материализма, Н. резко обрушивался на проникавшие в Россию идеи нем. материализма 19 в., к-рые связывались им с "опасностью" распространения социалистич. учений. В борьбе с материализмом, в поисках новых форм идеологич. господства религии над наукой Н. стремился использовать достижения естествознания; при этом он приходил к пантеистич. идеям, за что подвергался критике в Санкт-Петерб. духовной академии. В целом труды Н. носят компилятивный характер. После критики Чернышевским и Антоновичем филос. деятельность Н. прекратилась.

Соч.: Об упреках, делаемых философии в теоретич. и практич. отношениях, их силе и важности, К., 1838; Руководство к опытной психологии, К., 1840; Руководство к логике..., К., 1841; Краткое рук-во по логике, с предварит. очерком психологии, 3 изд., К., 1848; Очерк инд. философии, "Журн. Мин-ва народного просвещения", 1844, ч. 41, No 3, ч. 43, No 8, 1846, ч. 52, No 10; Постепенное развитие древних филос. учений в связи с развитием языч. верований, ч. 1-3, К., 1860-61; Духоборцы, их история и вероучение, 2 изд., К., 1882.

Лит.: Критика ("Руководство к логике...", составленное О. Новицким), "Отеч. записки", 1842, т. 23, разд. 5; Антонович М., Два типа совр. философов, "Современник", 1861, т. 86, No 4; Биографич. словарь профессоров и преподавателей имп. ун-та св. Владимира. 1834-1884, К., 1884, с. 489-528; Ананьев Б. Г., Очерки истории рус. психологии XVIII и XIX вв., М., 1947, с. 69; Чернышевский Н. Г., Полемич. красоты. Коллекция 2-я, Избр. филос. соч., т. 3, М., 1951; Москаленко Ф. Я., Учение об индуктивных выводах в истории рус. логики, К., 1955, гл. 5; Белинский В. Г., Полн. собр. соч., т. 8, М., 1955, с. 643; Πелех П. М., Передовi iдеï у вiтчизнянiй психологiï в першi десятирiччя XIX ст., в сб.: Нариси з icтopiï вiтчизнянoï психологiï XIX ст., ч. 1, К., 1955.

В. Зверев. Ленинград.

"НОВОГО СРЕДНЕГО КЛАССА"

"НОВОГО СРЕДНЕГО КЛАССА" - теория -бурж. социологич. теория, утверждающая, что социальную структуру совр. капиталистич. общества характеризует образование " Н. с. к.", под к-рым подразумеваются гл. обр. служащие, интеллигенция. Теория " Н. с. к." возникла в конце 19 в. и связана с увеличением численности и значения работников умств. труда (нем. социологи и экономисты Шмоллер, Вернике, Бетгер и др.). Эта теория получила распространение в ряде зап. стран.

Бурж. социологи, объединяя всех работников умств. и нефизич. труда в один класс, утверждают, что последний неуклонно растет, поглощая как буржуазию, так и пролетариат. Применяя такие критерии, как жизненный уровень, статус, престиж и т.п., они включают в " Н. с. к." не только служащих, интеллигенцию, но и лучше оплачиваемых рабочих, а также мелких предпринимателей. В политич. плане " Н. с. к." рассматривается как противовес пролетариату, "гарант" демократич. развития капиталистич. общества. "Н. с. к." теория непосредственно направлена против марксизма и в конечном счете стремится подвести к выводу, будто через рост "среднего класса" совр. капитализм автоматически превращается в бесклассовое общество.

В период зарождения теории "Н. с. к." нек-рые ее сторонники рассматривали "средний класс" как силу, к-рая сможет противостоять крупному капиталу. Однако затем теория "Н. с. к." была использована в целях апологетики империализма. Большинство совр. бурж. социологов включило понятие "Н. с. к." в свои теории (К. Майер, Дж. Бернард, Ж. Фурастье, Ф. Штернберг, Ш. ван Дорн и др.). Идею "Н. с. к." подхватили и идеологи реформизма, пытающиеся подкрепить ею "теорию" мирной трансформации капитализма в социализм (К. Реннер, Б. Каутский, А. Кросленд, Ж. Мок). Отд. бурж. социологи (Ф. Кронер. М. Коллинз, П. Куин) выступают, по крайней мере на словах, против теории "Н. с. к." и выдвигают вместо нее понятие "класса служащих" как особого обществ. класса, к-рый, хотя и не стоит над рабочими, тем не менее признан играть решающую роль в судьбах бурж. общества. Эти концепции противоречат реальным процессам развития совр. капиталистич. общества (см. Рабочий класс, Служащие).

А. Вебер. Москва.

НОВОГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НОВОЕ

НО́ВОЕ - конечный или промежуточный результат развития, рассмотренный с т. зр. его отношения к предшествующим состояниям развивающегося объекта. О Н. можно говорить лишь применительно к объектам с выявленной структурой, внутр. строением; понятие Н. соотносительно с понятием старого. Содержание Н. составляют изменения в составе объекта, его структуре, функциональных характеристиках, в "поведении" объекта, наконец, в состояниях объекта в целом. В более широком смысле под Н. нередко понимают все то, что возникло впервые, чего не было раньше. Такое понимание, однако, следует считать упрощенным, поскольку в нем не учтен момент развития и связанного с ним закономерного перехода объекта как системы от одной ступени организации к другой.

Как и более широкая категория развития, понятие Н. является относительным: оно приложимо только к объектам, к-рые могут быть включены в более широкое целое, являясь его элементами, и для к-рых может быть установлена определ. система отсчета, начальная точка развития. Необходимо различать характеристику содержания Н. применительно к прогрессу и регрессу. В прогрессивном развитии Н. выражает совершенствование развивающейся системы в целом или ее отд. компонентов. В регрессивном развитии характеристика Н. не может быть однозначной: с одной стороны, в регрессе Н. так или иначе связано с общей тенденцией развития, т.е. выражает упадок, деградацию системы. С др. стороны, нек-рые параметры системы могут и в этом типе развития выступать как (относительно) прогрессивное Н. Напр., в процессе биологич. эволюции некоторые ветви развития оказались регрессивными, и соответств. виды пошли по пути вымирания; однако общий регрессивный характер их развития не исключал ряда изменений, к-рые выражали определ. совершенствование внутр. организации этих видов.

Центральной для материалистич. диалектики является проблема становления Н., особенно прогрессивного Н., выявление тех сил и факторов, к-рые его обеспечивают. Этот процесс осуществляется как диалектич. отрицание старого, через борьбу Н. и старого, и предполагает наличие преемственности со старым. Утверждение Н. по-разному осуществляется в природе и обществе. Благодаря наличию сознат. деятельности в обществ. развитии появляется возможность (и даже необходимость) максимально содействовать росту и утверждению Н., его победе над старым; это, в частности, является необходимым условием становления коммунистич. обществ. строя. Вместе с тем и старое в обществ. развитии стремится использовать сознат. деятельность для сохранения отжившего, реакционного. Поэтому в обществ. развитии борьба Н. и старого прямо или косвенно выступает как борьба сознат. сил, достигающая своего апогея в периоды социальных революций.

Л. Серебряков. Москва.

"НОВОЕ УЧЕНИЕ О ЯЗЫКЕ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

"НОВОЕ ХРИСТИАНСТВО"

"НОВОЕ ХРИСТИАНСТВО" (1825) -последнее соч. Сен-Симона, в к-ром он выступил как выразитель интересов рабочего класса.

НОВОТНЫЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"НОВЫЕ ОПЫТЫ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕ"

"НОВЫЕ ОПЫТЫ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕ" (1765) - осн. филос. соч. Лейбница.

"НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ОБЩЕСТВО"

"НО́ВЫЙ ВЗГЛЯД НА О́БЩЕСТВО" (1813) - соч. Оуэна, написанное в досоциалистич. период его развития и излагающее взгляды на воспитание и его роль в решении социальных проблем.

НОВЫЙ ЗАВЕТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"НОВЫЙ ОРГАНОН"

"НО́ВЫЙ ОРГАНО́Н" (1620) - гл. филос. соч. Ф. Бэкона, противопоставленное автором "Органону" Аристотеля.

НОЖИН

Николай Дмитриевич (8 дек. 1841 - 3 апр. 1866) - рус. биолог-дарвинист и социолог, деятель революц. движения 60-х гг. Происходил из мелкопоместного служилого дворянства. Образование получил в Александровском лицее (1854-60). Еще будучи его воспитанником, сблизился с революц. подпольем. Изучая химию в Гейдельберге, а затем биологию в Тюбингенском ун-те, деятельно участвовал в жизни заграничной рус. студенч. революц. орг-ции. Занимаясь в 1863-64 в Италии, находился в тесном контакте с революц. эмиграцией. По возвращении в Россию (конец 1864) - один из руководителей петерб. отделения ишутинской народнич. организации. С конца 1865 - фактич. руководитель журн. "Книжный вестник".

Убежденный последователь Дарвина (Н. перевел на рус. яз. кн. Ф. Мюллера "За Дарвина" - F. Müller, Für Darwin, Lpz., 1864), H. исходил из единства закономерностей развития и строения животного мира. Выступал против социального дарвинизма, мальтузианства, расизма. Критикуя кастовую бурж. науку, провозглашал ведущую роль науч. знания в социальном переустройстве.

Будучи социалистом и демократом, Н. ставил перед собой задачу разработать такую науч. теорию, к-рая, исходя из законов биологии, указала бы человечеству путь к гармонич. обществ. устройству. Распространяя сформулированный им общебиологич. закон на область социальных отношений, он развивал теорию "враждебных" и "взаимностных" сил, действующих между различными социальными группами. Отрицая разделение труда, он провозглашал взаимопомощь и объединение "целостных" личностей естественным и наивыгоднейшим принципом обществ. взаимоотношений, источником прогресса и гармонии во всех сферах человеч. деятельности. Эти идеи Н. явились одним из источников учения Михайловского о "простой" и "сложной" кооперации.

Лит.: Сватиков С. Г., Н. Д. Ножин, "Голос минувшего", 1914, No 10; Колосов Е., Молодое народничество 60-х гг., "Сиб. записки", 1917, No 2, 3; Гайсинович А. Е., Биолог-шестидесятник Н. Д. Н. и его роль в развитии эмбриологии и дарвинизма в России, "Журн. общей биологии", 1952, т. 13, No 5; Ρудницкая Ε. Л., Н. Ножин, в сб.: Революц. ситуация в России в 1859-1861 гг., М., 1962.

Е. Рудницкая. Москва.

НОЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НОМЕНКЛАТУРА

НОМЕНКЛАТУРА (лат. nomenclatura - перечень, список) - сводка терминов, названий, осн. понятий, употребляемых в к.-л. отрасли знания. В основе любой правильно построенной Н. всегда лежит определ. система классификации.

НОМИНАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НОМИНАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

НОМИНА́ЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕ́НИЕ - см. Определение, Пор-Рояля логика.

НОМОЛОГИЧЕСКИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НОРВЕЖСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НОРМАЛЬНАЯ ФОРМА

НОРМА́ЛЬНАЯ ФО́РМА (в математи- ч е с к о й л о г и к е) - наиболее простая в к.-л. отношении - "стандартная" - форма представления логич. объектов (предложений, формул, доказательств, схем определений и др.). Понятие о Н. ф. вводится в каждом конкретном случае посредством спец. определений. Так, говорят о (совершенных) конъюктивных и дизъюнктивных Н. ф. в алгебре логики (см. также Логика высказываний), предваренных (сколемовских) Н. ф. в предикатов исчислении (см. Предварённая форма), о Н. ф. определения обще-(и частично)-рекурсивных функций (см. Рекурсивные функции и предикаты), о Н. ф. доказательства в секвенций исчислении и др. Доказательства существования Н. ф. играют фундаментальную роль в соответствующих разделах математической логики и теории алгоритмов в связи с разрешения проблемой.

НОРМАЛЬНЫЙ АЛГОРИФМ

НОРМА́ЛЬНЫЙ АЛГОРИФМ - алгорифм преобразования слов в нек-ром конкретном алфавите (при этом слово рассматривается как общая форма конструктивного объекта). Всякий Н. а. вполне определяется заданием алфавита, в к-ром он действует, и списка формул подстановок (схем) в этом алфавите; совокупность предписаний, определяющих применения схем к словам, и наз. Н. а. Понятие Н. а. является одним из уточнений общего понятия алгоритма. См. также Конструктивное направление.

НОРМАТИВНАЯ ЛОГИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

НОРМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НОРТРОП

НО́РТРОП (Northrop), Филмер (р. 27 ноября 1893) - амер. философ, проф. Иельского ун-та (с 1923). Специализируется в области общей социологии и методологии науки; на формирование его мировоззрения оказали влияние инструментализм Дьюи и идеи Манхейма. Свою гл. задачу Н. видит в разработке науч. методов исследования филос. и социальных проблем. Согласно Н., не может быть единого науч. метода; ошибкой мн. мыслителей было убеждение, будто их метод имеет универс. характер. Между тем каждый из методов применим лишь на определ. стадии исследования и для определ. круга проблем. Н. считает, что поиски различных науч. методов для решения социальных проблем приобретают особое значение в настоящую эпоху, к-рая из-за "идеологического конфликта" между Востоком и Западом чревата атомной войной. Для устранения этого конфликта необходимо прежде всего исследовать его с "науч." позиций, а именно - осмыслить филос. позиции вост. и зап. цивилизации. Обнаружив противоположность этих позиций (вост. философия, согласно Н., основана на интуитивизме и ценностном подходе к действительности, западная - базируется на научной, рациональной основе), Н. находит единств. способ преодолеть существующий конфликт в объединении этих филос. позиций, в "горизонтальном синтезе идеологий". В основе социологич. конструкций Н. лежит идеалистич. тезис о примате духовной жизни и сверхклассовом характере идеологий.

Н. ведет активную работу по идеологич. сближению философии амер. и азиатского континентов, регулярно организуя конференции в Гонолулу и выпуская посвященные этой задаче коллективные издания.

Соч.: Science and first principles, N. Y., 1931; The meeting of East and West, 3 ed., Ν. Υ., 1946; The logic of the sciences and the humanities, N. Y., 1947; The taming of the nations, N. Y., 1952; European Union and United States foreign policy, N. Y., 1954; The complexity of legal and ethical experience, Boston, [1959 ]; Philosophical anthropology and practical politics, N. Y., 1960.

Д. Луканов. Горький.

НОУМЕН

НОУМЕН (от греч. νοούμενον - постигаемое) - термин, широко распространенный в философии средневековья и нового времени, обозначающий, в противоположность феномену, умопостигаемое. У Канта - синоним понятия "вещь в себе". После Канта употреблялся рядом бурж. философов-идеалистов (Лашелье, Мартино, Корнелиус и др.).

НРАВСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

НРА́ВСТВЕННАЯ ДЕ́ЯТЕЛЬНОСТЬ - одна из осн. сторон морали; обществ. деятельность человека, поскольку она подчинена осуществлению нравств. целей. Понятие Н. д. в этике представляет собой определ. абстракцию, с помощью к-рой из всего многообразия обществ. практики выделяется ее нравств. сторона - поступки, поскольку они продиктованы моральными мотивами (чувством долга, стремлением к добру, направленностью на осуществление обществ. и нравств. идеалов) и могут быть подвергнуты нравств. оценке. См. также Нравственное сознание, Нравственные отношения.

О. Дробницкий. Москва.

НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НРАВСТВЕННОЙ САНКЦИИ ТЕОРИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НРАВСТВЕННОСТЬ

НРАВСТВЕННОСТЬ - см. Мораль, Нравственное сознание, Нравственная деятельность, Нравственные отношения.

НРАВСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НРАВЫ

НРАВЫ - обычаи, имеющие нравств. значение. В отличие от понятия нравственной деятельности, к-рое выделяет в поступках людей их целенаправленную сторону (каким образом они мотивированы, на осуществление каких моральных целей они направлены), понятие Н. имеет более описат. характер, фиксирует все те формы поведения людей, к-рые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравств. оценке. Если этнограф, бытописатель или публицист, описывая и оценивая распространенные в к.-л. обществе способы поведения, обращают внимание на содержание Н. (то, как принято поступать), то социолога интересует социальный механизм, посредством к-рого Н. воспроизводятся в жизни общества. Первым к рассмотрению Н. с этой т. зр. подошел амер. социолог У. Самнер. В работе "Нар. обычаи" (W. Sumner, Folkways, Boston, 1907) он отличил от обычаев Н. как групповые нормы, имеющие силу предписаний, в к-рых отразились интересы общего благоденствия группы. Однако поскольку ни Самнер, ни более поздние бурж. социологи не признают объективной обусловленности Н. социально-историческими законами (см. R. М. Мас-Iver and С. H. Page, Society. An introductory analysis, L 1952), они оказываются не в состоянии объяснить, почему часто действительно Н. общества совершенно не соответствуют тем нравственным предписаниям, к-рые оно проповедует. Марксистская этика рассматривает это противоречие должного и существующего, как отражение общих противоречий историч. процесса (см. Нравственное сознание, Нравственные отношения).

Лит. см. при ст. Обычай.

О. Дробницкий. Москва.

НУМЕНИЙ

НУМЕНИЙ (Νουμήνιος) и з А п а м е и (Сирия) (2-я пол. 2 в. н.э.) - античный философ, представитель платонизма. Известны заглавия нескольких его трактатов, но сами эти трактаты до нас не дошли. Он, как и его предполагаемый ученик Плотин, учил о трех осн. ипостасях бытия (Procl. in Tim. I.303,27 слл.-frg. 36 Thedinga; Euseb. Praep. Ev. XI 23,3-frg. 25 Thedinga), но учение это резко отличалось от учения Плотина.

Первую ипостась Н. именовал "благом", "монадой", "отцом", "первичным богом", "принципом сущности" и рисовал ее сходно с платоновским учением о благе в "Государстве" (R. Р. VI 507A-509В). Однако вместо абсолютной трансцендентности и неразличимости платоновского "блага" Н. именовал его "умом", т.е. чем-то уже различимым, хотя и старался всячески отделить этот замкнутый в себе "ум" от всего существующего. Поэтому у Н. не получается полной замкнутости первого бога. Вторая ипостась у него - тоже "ум", но только уже как действующий демиург, вступающий в общение с материей, "сын", "вторичный бог", "принцип становления". Третья ипостась - порождение второго "ума", или космос, чем Н. тоже резко отличался от Плотина, у к-рого третья ипостась есть мировая "душа", а космос является порождением первых трех ипостасей. Следовательно, у Н. наблюдается эклектич. подход к трем платонич. ипостасям, что было весьма распространено накануне возникновения неоплатонизма.

Н. хотел сблизить платонизм с Библией, египетскими и инд. учениями, полагая, напр., что Платон есть "говорящий по-аттически Моисей". Больше всего, по-видимому, Н. зависел от стоического платонизма, поскольку "ум" он понимал натуралистически, полагая, что все существующее есть результат "обсеменения" материи "умом". Это понимание материи как неопределенной текучей и зависимой от умств. семян близко к ее толкованию в платоновском "Тимее", но дуализм Н. проявлялся здесь еще больше, равно как и в его учении о душе, к-рое проповедовало две души, добрую и злую, или разумную и неразумную как во всем космосе, так и в каждом человеке. К пифагорейскому платонизму восходит также учение Н. о перевоплощении душ. Вместе с тем, судя по Немесию (De nat. hom. 2; ср. M. Владиславлев, Философия Плотина..., СПБ, 1868, с. 268, сл.), Η. и Аммонию Саккасу принадлежит целое рассуждение, четко отделяющее душу как сдерживающий и организующий принцип от тела как принципа разъединения, рассеяния и текучести; это рассуждение в дальнейшем целиком вошло в неоплатонизм. Из этого можно заключить, что демиург Н. еще более противоположен телесному миру, чем душе. Учение Н. - результат хаотич. истории платонизма, в общем эклектического, но обладавшего определенной тенденцией синтезировать Платона с натурализмом стоиков с помощью малоподходящих для этого методов неопифагорейства и восточных дуалистич. вероучений.

Фрагм. в кн.: Τhеdinga F., De Numenio philosopho Platonico, Bonn, [1875 ].

Лит.: Блонский П. П., Философия Плотина, Μ., 1918, с. 22-23; Guthrie К. S., Numenius of Apamea, L., [1917 ]; Thedinga F., Plotin oder Numenios?, "Hermes", 1917, Bd 52; 1919, Bd 54; 1922, Bd 57; Ζe11er Ed., Die Philosophie der Griechen..., 5 Aufl., Tl 3, Abt. 2, Lpz., 1923, S. 234-41; Dodds F. R., Numenius and Ammonius, Fondation Hardt, t. 5, Les sources de Plotin, Vandoeuvres-Gen., 1957, p. 1-33.

A. Лосев. Москва.

НУС

Статья большая, находится на отдельной странице.

НУЦУБИДЗЕ

Шалва Исакович (р. 14 дек. 1888) - сов. философ, академик АН Груз. ССР (с 1944), профессор, д-р филос. наук (с 1926). Окончил филос. ф-т Петерб. ун-та (1910). С 1918 - проф. Тбилисского ун-та. В первый период науч. деятельности выступал с обоснованием идеалистич. системы "алетологического реализма" ("Болцано и теория науки", "Вопр. философии и психологии", 1913, кн. 116, 117; "Основы алетологии", Тб., 1922, на груз, яз., и др.). С конца 20-х гг. переходит на позиции марксизма ("Теория искусств", Тб., 1929, на груз. яз.). В дальнейшем Н. широко исследует историю груз. филос. мысли ("История груз. философии", на груз. яз., т. 1-2, Тб., 1957-58, рус. пер., Тб., 1960, и др.): он проследил осн. закономерности развития философских идей в Грузии, раскрыл тайну Дионисия Ареопагита, показал роль Ивера и вводимых им в философию идей пантеистич. материализма и отрицат. диалектики в груз. и европ. филос. мысли, доказал, что автором первонач. текста греч. романа "Варлаам и Иосаф" является груз. мыслитель И. Мосх. Н. изучает также проблемы логики, выступает с критикой совр. бурж. философии (экзистенциализма). Перевел на рус. язык поэму Ш. Руставели "Витязь в тигровой шкуре" и др. классич. памятники груз. литературы.

Соч.: Введение в философию, Тб., 1920, на груз. яз.; Wahrheit und Erkenntnisstruktur, В., 1926; Philosophie und Weisheit, В.-Königsberg, 1931; Руставели и Вост. Ренессанс,. Тб., 1947; Тайна Псевдо-Дионисия Ареопагита, Тб., 1942; К происхождению греч. романа "Варлаам и Иоасаф", Тб., 1956; Творчество Руставели, Тб., 1958; Петр Ивер и античное философское наследие, Тб., 1963.

НЬЮМЕН

НЬЮМЕН (Newman), Джон Генри (21 февр. 1801 - 11 авг. 1890) - представитель католич. теологии в Англии, ректор Католич. ун-та в Дублине (1854-58), с 1879 - кардинал. Будучи англиканским пастором в Оксфорде, возглавил т.н. "оксфордское движение", названное в дальнейшем "трактарианизмом" [происходит от 90 "Трактатов на века" - "Tracts for the times", v. 1=6, L.-Oxf., 1833-41, написанных H. совм. с Э. Б. Пьюзи (1800-1882) ] и ставившее целью систематич. разработку догматов англиканской церкви в соответствии с церк. устоями раннего христианства. Н. отстаивал догмы римско-католич. церкви и апологетически разрабатывал психологию религ. веры. Его филос. позиция отличается от схоластич. ортодоксии открытым антирационалистич. скептицизмом и агностицизмом. Осн. задача философии, по Н., - обоснование религ. веры. Н. утверждал примат божественного откровения как абс. источника истины. Вечная, неизменная истина раз навсегда дана людям с неба и становится предметом последующего размышления. Высшим критерием истины Н. признает внутр. убеждение, интуитивную моральную уверенность (assent), акт личной, индивидуальной веры, основанной на "голосе совести". Фидеизм Н. оказал значительное влияние на религ. круги не только в Англии, но также в др. странах, напр. в Польше (см. Бжозовский).

Соч.: Works, v. 1-40, L., 1874-1921; An essay on the development of Christian doctrine, L., 1846; Apologia pro vita sua, L., 1864; An essay in aid of a grammar of assent, L., 1870.

Лит.: Ward W., The life of cardinal Newman, v. 1-2, L., 1912; Guitton J., La philosophie de Newman, P., 1929; Dark S., Newman, L., 1934; May J. L., Cardinal Newman, L., 1945; Harrold Сh. F., J. H. Newman, N. Y.-L., 1945; Nédonсelle M., La philosophie religieuse de Newman, Stras., 1946; Fries H., Die Religions-philosophie Newman's, Stuttg., 1948; Lutz J. Α., Kardinal J. H. Newman, Einsiedeln, 1948; Sencourt R. E., The life of Newman, L., 1948; Вouyer L., Newman, P., 1952; Renz W., Newmans Idee einer Universität, Freiburg, 1958; Вiemer G., Überlieferung und Offenbarung, Freiburg-Basel-W., 1961; Trevor M., Newman, v. 1, L., 1962.

Б. Быховский. Москва.

НЬЮТОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЬЯЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"НЬЯЯ-СУТРА"

"НЬЯЯ-СУТРА" - филос. трактат школы ньяя, дающий первое систематич. изложение ее осн. принципов. "Н.-с." приписывается легендарному мудрецу Готаме (Гаутаме), или Акшападе, и обычно относится европ. индологами к 2-4 вв. н.э.; инд. же исследователи датируют "Н.-с." серединой 1-го тысячелетия до н.э.

Предыдущая страница Следующая страница