Приглашаем посетить сайт

Женщинам (woman.modnaya.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ПЛАТОНИЗМ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПЛАТОНИЗМ

ПЛАТОНИЗМ - идеалистич. направление антич. философии, основанное на учении Платона и развивавшееся вплоть до возникновения неоплатонизма (4 в. до н.э. - 3 в.). П. состоит в основном из теории идей. Платоновская идея есть предельно обобщенное жизненно функциони-рующее логич. понятие, содержащее в себе принцип и метод, или причину осмысления каждой вещи, обладающая художеств. структурой и образующая специфич. субстанциальную действительность и ее цель. Материя для П. есть отражение и истечение идеи. Эти моменты платоновской философии в разные периоды П. получали разнообразную трактовку.

Осн. гносеологич. причиной возникновения П. были недостатки др.-греч. космологии, к-рая не могла справиться с такими проблемами, как становление (ее рассмотрение вело ко всеобщей неразличимости вещей и, следовательно, к своеобразному нигилизму) или индивидуальность (рассмотрение к-рой атомистами приводило к невозможности объяснить текучую действительность геометрич. атомами, лишенными всяких реальных физич. св-в). Возникла потребность создать такую концепцию действительности, к-рая в своей основе состояла бы из нематериальных атомов, но в условиях применения диалектич. метода обосновывала бы материальную текучесть вещей. Др. словами, если древний натурфилос. космос был проблемой по преимуществу чувств. восприятия или такого чувств. восприятия, к-рое не отличимо от разумного постижения, то в 5 в. до н.э. этот космос уже превратился в проблему сознания, или разума, что и дало свои результаты в виде философии Платона и его школы. Социально-политич. предпосылки возникновения П. состояли в том, что обществ. отношения рабовладельч. формации уже далеко ушли от примитивной, непосредственной физич. эксплуатации раба. Теперь стало выгодным эксплуатировать раба и духовно. Это открывало новые горизонты для духовного развития, в результате чего старый натурфилос. космос тоже превратился в проблему разума и духа. Это вызвало к жизни такую философию, как П., начинающую учить о материи как об отражении и истечении духа и в то же самое время подвергшую материальный космос небывало тонкой логич. разработке, превратившую также и эту логич. разработку в проблему духа. Однако это "духовное" понимание материального мира необходимо приводило к старой натурфилософии, но уже на новых, априорных и духовных началах. Поэтому философия самого Платона и П., учившая не столько о вещах, сколько об идеях вещей, становилась идеологией людей, бессильных исправить свое положение и устремлявших свой взор в идеальный мир. П. стал философией реставрации, консервативной, а подчас реакционной философией. Однако в определенной исторической обстановке Π. в дальнейшем (в неоплатонизме) играл иногда и прогрессивную роль.

Первые преемники Платона не подвергли существ. развитию его идеи (см. Академия платоновская). Дело стало меняться с 1 в. до н.э., когда Посидоний решительно повернул П. на путь строгой систематизации, по преимуществу на основе комментария одного из наиболее систематич. произведений Платона - "Тимея". Так возник стоич. П., к-рый держался еще долго после Πосидония, найдя для себя большую опору в богословии Филона Александрийского, в гностицизме, в герметизме и во всей доникейской патристике, а во 2-3 вв. н.э. у Нумения, учителя Плотина и Оригена. Против стоич. П. выступило направление, к-рое тяготело к Аристотелю и к 3 в. одержало решит. победу со своим рационализмом и диалектикой над мифологией стоич. П. (см. П. П. Блонский, Философия Плотина, М., 1918, с. 11-27). Именно уже Антиох из Аскалона успешно боролся со стоич. этикой в пределах Академии, Гай (платоник 1-й пол. 1 в. н.э.) со своим учеником Альбиной, а также при участии Апулея, Кальвисия Тавра, Аттика и вообще пифагорействующих аристотеликов этого века постепенно изгоняли стоицизм из стоич. П. Аммоний Саккас создал учение об идеальном мире в стиле Платона и Аристотеля и освободил также и учение о душе от методов стоич. натурализма. Нумений тоже стоял на путях этого синтезирования П. с аристотелизмом, но ему мешала в этом связанность с иудейскими и инд. богословием. Т.о., начиная c l в. до н.э. платоники, используя Аристотеля и пифагорейцев, стали решительно бороться со всеми элементами натурализма, к-рые в известной степени, остались еще у самого Платона и весьма окрепли в век эллинизма благодаря деятельности стоиков, эпикурейцев и скептиков. В результате этой почти трехвековой борьбы в 3 в. н.э. появляется неоплатонизм - тщательно разработавший систему Платона. В дальнейшем П. фигурировал гл. обр. именно в виде неоплатонизма.

Лит.: Гиляров Α., Платонизм как основание совр. мировоззрения в связи с вопросом о задачах и судьбе философии, М., 1887; История философии, т. 1, [М.], 1940, с. 249-258; Höfer Р., Die Bedeutung der Philosophie für das Leben nach Piaton, Gött., 1870; Stein H. von, Sieben Bücher zur Geschichte des Piatonismus, Tl 1-3, Gött, 1862-75; Keller L., Die Akademien der Platoniker im Altertum, nebst Beiträgen zur Geschichte des Piatonismus in den Christi liehen Zeiten, "Monatshefte der Comeniusgesellschaft", В., 1899; Archer-Hind R.D., Some remarks on the later Platonism, "J. of Philology", 1904, v. 29, No 58; Glawe W., Die Hellenisierung des Christentums, В., 1912; Frankl W. M., Platonismus, "Arch. für Geschichte der Philosophie", 1910, Bd 23, H. 4; Adam J., The vitality of Platonism and other essays, Camb., 1911; Leisegang H., Die Begriffe der Zelt und Ewigkeit im späteren Platonismus, Münster, 1913; Duhem P., Le système du monde. Histoire des doctrines cosmologiques de Platon à Copernic, t. 1, P., 1913; More P. K., Platonism, Princeton, 1917; Billings Th., The Platonism of Philo Judaeus, Chi., 1919; Burnet J., Platonism, Berk. (Calif.), 1928; Shore y P., Platonism ancient and modem, Berk. (Calif.), 1938; Moreau J., La construction de l'idéalisme platonicien, P., 1939; Méautis G., Platon vivant, P., [1950]; Merlan P., From Platonism to Neoplatonism, The Hague, 1953; Vogel С. J. de, Problems concerning later Platonism, "Mnemosyne", 1949, ser. 4, v. 2, fasc 3; Dörrie H., Die Frage nach dem Transzendenten im Mittelpiatonismus, в кн.: Les sources de Plotin, Gen., 1960; Hoffmann E., Platonismus und christliche Philosophie, Z.-Stuttg., 1960. См. также лит. при ст. Неоплатонизм и Платон.

А. Лосев. Москва.

В начало энциклопедии