Приглашаем посетить сайт

Просвещение (lit-prosv.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "П" (часть 5, "ПРА"-"ПРО")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 5, "ПРА"-"ПРО")

ПРАКТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРАМОНОТЕИЗМ

ПРАМОНОТЕИЗМ (п е р в о б ы т н о е е д и н о б о ж и е) - ложная клерикальная теория происхождения религии, согласно к-рой религия началась с почитания единого бога. Теория П., в основе к-рой лежит библейский рассказ о сотворении человека богом и идея "первобытного откровения", до недавнего времени держалась лишь на авторитете церкви и не имела никакого отношения к науке. Но в 19 в. успехи прогрессивной науки, подрывавшие основы церк. традиции, побудили защитников религии научно обосновать идею П. В 1873 рус. философ-идеалист Влад. Соловьев попытался доказать исконность монотеизма и его позднейшее искажение на примере древней индо-европ. мифологии (см. "Мифологический процесс в древнем язычестве"). В 1898 англ. фольклорист Э. Лэнг в своей книге "Делание религии" указал на то, что у мн. отсталых народов есть вера в верховное небесное божество, и предположил, что это - один из корней религии. За выводы Лэнга ухватились католич. ученые во главе с венским этнографом патером В. Шмидтом (см. Культурно-историческая школа). В своем 12-томном труде "Происхождение идеи бога" (W. Schmidt, Der Ursprung der Gottesidee, Bd 1-12, Münster, 1912-55) и во многих более мелких работах Шмидт старательно подбирал факты из мифологии всех частей света, говорящие будто бы о том, что древнейшим религ. представлением было представление о едином небесном боге, строго этич. образ к-рого был лишен мифологич. элементов; это представление якобы сохранилось у наиболее "древних" племен - пигмеев, австралийцев и др., и было искажено позднейшими мифологич. наслоениями ("солярная" и "лунарная" мифология), а также привнесенными в него анимистич., тотемич., магич. и др. верованиями. Т.о., согласно Шмидту, данные науки якобы подтверждают библейский рассказ об "откровении". Однако критич. разбор трудов Шмидта и его последователей показывает, что вся теория П. построена на произвольном истолковании фактов, на необъективном подборе источников. В действительности идея небесного бога-творца - сравнительно более позднее явление в истории религии.

Лит.: Лукачевский Α., Происхождение религии, 2 изд., М., 1930; Крывелев И. И., Крушение теории П., "ВФ", 1960, No 7; Τокарев С. Α., Религия в истории народов мира, М., 1964; Lang Α., The making of religion, 2 ed., L., 1900; Schmidt W., Die Uroffenbarung als Anfang der Offenbarungen Gottes, Münch., [1921].

С. Токарев. Москва.

ПРАТТ

ПРАТТ (Pratt), Джеймс Биссет (22 июня 1875 - 15 янв. 1944) - амер. философ, историк религии и педагог, один из основателей амер. критического реализма. П. подчеркивал опосредствованный характер познания, соотносящегося с "независимым и общим объектом, в который верят здравый смысл и вся реалистическая философия" ("Critical realism and the possibility of knowledge", см. "Essays in critical realism", L., 1920, p. 96). Этот независимый, т.е. физич. объект, согласно П., недоступен нашему познанию, к-рому непосредственно даны лишь "качественные группы" или "данные", понимаемые как сочетание чувственных качеств и "значимости", т.е. отнесенности к объекту. Отвергнув субъективизм прагматизма и псевдообъективизм неореализма, отождествляющих объект с содержанием сознания, П. переходит к умеренному агностицизму: не данные нам непосредственно, физич. объекты все же "существуют в одном с нами мире и постоянно на нас воздействуют и испытывают наше воздействие в реальных причинных связях" (там же, р. 110). В дальнейшем для объяснения своеобразия "данного" по сравнению с объектом П. ввел фактор деятельности "души", или "Я", как основы организации знания. В книге "Материя и дух" ("Matter and Spirit", N. Y., 1922) П. признает субстанциальность "души", орудием к-рой является тело. Это явилось шагом к религ. или персоналистич. "реализму", развитому П. в работе "Персоналистический реализм" ("Personal realism", Ν. Υ., 1937). Будучи сплавом элементов критич. реализма, персонализма и теории эмерджентной эволюции, персоналистич. реализм П. трактует мир как совокупность "личностей" разного уровня развития, сливающихся в "космическом Я" или "мировой душе". Вселенная, согласно П., органична, целесообразна и проникнута творч. потенциями.

П. занимался историей, психологией и социологией религии, оказав большое влияние на разработку этих дисциплин в США. Он рассматривал религ. верования как историч. образования, однако считал, что религия, как неустранимое стремление человека постичь "высшую реальность" и выразить свою эмоц. оценку ее, вечна.

Соч.: The psychology of religious belief, Ν. Υ., 1907; India and its faiths, Boston, 1915; Democracy and peace, Boston, 1916; The religions consciousness, N. Y., 1920; The pilgrimage of Buddhisam and Buddhist pilgrimage, N. Y., 1928; Adventures in philosophy and religion, N. Y., 1931, Naturalism, New Haven, 1939; Why religions die, "University of California publications in philosophy", 1940, v. 16, No 5; Can we keep the faith?, New Haven, 1941.

Лит.: Квитко Д. Ю., Очерки совр. англо-амер. философии, М.-Л., 1963, гл. 4; Совр. философия и социология в странах Зап. Европы и Америки, М., 1964, с. 329-32, 338; Богомолов А. С., Англо-амер. бурж. философия эпохи империализма, М., 1964.

А. Богомолов. Москва.

ПРЕАНИМИЗМ

ПРЕАНИМИЗМ (от лат. рrае - перед и анимизм) - условное обозначение ранней стадии религ. верований в бурж. теориях происхождения религии, возникших в нач. 20 в. В противоположность анимистич. теории, согласно к-рой начало религии связано с верой в духов и души, сторонники П. - К. Прёйс, А. Фиркандт и в особенности Р. Маретт, не будучи объединены одной общей концепцией происхождения религии, утверждали, что вере в души и духов предшествовала вера в безличную сверхъестеств. силу. См. Аниматизм.

Лит.: Лукачевский Α., Происхождение религии, 2 изд., М., 1930; Эншлен Ш., Происхождение религии, пер. с франц., М., 1954; Токарев С. Α., Ранние формы религии и их развитие, М., 1964; Vierkandt Α., Die Anfänge der Religion und Zauberei, "Globus", 1907, Bd 92, No 2-4; Marett R., The threshold of religion, 2 ed., L., 1914; Preuß К., Die geistige Kultur der Naturvölker, 2 Aufl., Lpz., 1923.

С. Токарев. Москва.

ПРЕВРАЩЕНИЕ

ПРЕВРАЩЕНИЕ - в силлогистике - операция преобразования формы суждения, состоящая в замене термина сказуемого (предиката) на дополнительный к нему термин (т.е. Ρ на не-Р и наоборот для произвольного предиката Р; о понятии д о п о л н е н и я в логике см. Область предметов) и в одновременном изменении логич. отношений, связывающих термины (субъект и предикат) этого суждения согласно след. правилам: 1) "От истинного суждения вида "Все S суть Р" можно перейти к также истинному суждению вида "Ни одно S не есть не-Р" и наоборот"; 2) "От истинного суждения вида "Ни одно S не есть Р" можно перейти к также истинному суждению вида "Все S суть не-Р" и наоборот"; 3) "От истинного суждения вида "Нек-рые S суть Р" можно перейти к также истинному суждению вида "Нек-рые S не суть не-Р" и наоборот"; 4) "От истинного суждения вида "Нек-рые S не суть Р" можно перейти к также истинному суждению вида "Нек-рые S суть не-Р" и наоборот". Операция П. (лат. obversio) обычно рассматривается как непосредственное умозаключение.

Лит.: Челпанов Г. И., Учебник логики, М., 1946, с. 60; Ziembiński Z., Logika praktyczna, Warsz., 1965, s. 191-92.

А. Ветров, М. Новоселов. Москва.

ПРЕДВАШННАЯ ФОРМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРЕДВИДЕНИЕ НАУЧНОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРЕДИКАБИЛИИ

ПРЕДИКАБИЛИИ (лат. praedicabilia) - термин древнегреческой и впоследствии схоластич. логики; обозначает типы сказуемых (предикатов). Аристотель в "Топике" выделяет четыре П.: р о д (γένος, genus), в и д (εἶδος, species), собственное отличие (ἴδιον, proprium), с л у ч а й н о е или п р и в х о д я щ е е о т л и ч и е (συμβεβηκός, accidens). Порфирий во "Введении к Категориям" Аристотеля в качестве пятой П. указывает еще в и д о в о е о т л и ч и е (διαφορά, differentia). Пример П. (по Порфирию): живое существо (род), человек (вид), одаренность разумом (видовое отличие), способность к юмору (собственное отличие), цвет волос или сидячее положение (привходящее отличие). В качестве предикатов, к-рые высказываются о (неединичных) классах, П. противопоставляются единичным именам, к-рые такими предикатами быть не могут. В системе аристотелевской логики понятие о П. связано с одной стороны с общей теорией категорий, а с другой - с учением об определении и делении объема понятий. Иное содержание в термин "П." вкладывается в трансцендентальной логике Канта, к-рый определяет П. как производные понятия рассудка a priori, выводимые из нек-рых осн. и первонач. понятий - категорий (или предикаментов). Так, напр., П. силы, действия, страдания являются производными от категории причинности; П. возникновения, исчезновения, изменения - от категории модальности.

Лит.: Кант И., Критика чистого разума, СПБ, 1902; Mинто В., Дедуктивная и индуктивная логика, 6 изд., М., 1909; Аристотель. Категории (с приложением "Введения" Порфирия к "Категориям" Аристотеля), М., 1939; Ахманов А. С., Логическое учение Аристотеля, [М., 1960]; Вidez J., Boéce et Porphyre, "Rev. belge de Philologie et d'Histoire", 1923, t. 2, Avril; Кneale W. and Кneale M., The development of logic, Oxf., 1962.

H. И. Стяжкин, A. Л. Субботин. Москва.

ПРЕДИКАТ

ПРЕДИКАТ (лат. praedicatum) - в традиц. логике один из двух терминов суждения, а именно тот, что "сказывается" (говорится) о другом, о т.н. предмете речи (субъекте). О совр. трактовке понятия П. см. ст. Суждение. См. также ст. Функция, Предикатов исчисление, Предикатов классификации, Рекурсивные функции и предикаты и лит. к этим статьям.

ПРЕДИКАТОВ ИСЧИСЛЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРЕДИКАТОВ КЛАССИФИКАЦИИ

ПРЕДИКА́ТОВ КЛАССИФИКА́ЦИИ (иерархии предикатов) - методы приписывания предикатам (в формализованных исчислениях логики и математики) различных "степеней конструктивности", базирующиеся на идеях и аппарате теории алгоритмов и теории рекурсивных функций и предикатов и играющие существ. роль в метаматематических (см. Метатеория) исследованиях. Идеи эти обнаруживают близкое родство с известными принципами классификации множеств и функций, предложенными Р. Бэром, Э. Борелем, Ш. Ж. де ла Валле Пуссеном, Η. Η. Лузиным и др. математиками. Примером классификаций такого рода могут служить иерархии, предложенные С. К. Клини и. А. Мостовским. П. к. Клини - Мостовского позволяет также приписывать различные степени конструктивности арифметическим множествам и функциям и строить иерархии логич. систем. Принцип П. к., разработанный амер. математиком Э. Постом (1944), исходит из разбиения систем множеств, предикатов, св-в, отношений и т.п. посредством рефлексивного, симметричного и транзитивного отношения: "А рекурсивно относительно В и В рекурсивно относительно А" на классы эквивалентности, наз. "степенями (рекурсивной) неразрешимости", причем транзитивное отношение "А рекурсивно относительно В" для представителей классов естеств. образом упорядочивает (см. Порядка отношение) эти степени неразрешимости. Как показали сов. математик А. А. Мучник и амер. математик Р. Фридберг (1956), предикаты (множества), входящие в классификацию Поста, не образуют линейно упорядоченной иерархии. Идея упорядочения классов эквивалентности лежит и в основе предложенной сов. математиком Ю. Т. Медведевым классификации массовых проблем по "степеням трудности" (см. Сводимость).

Лит.: Медведев Ю. Т., Степени трудности массовых проблем, "Докл. АН СССР", 1955, т. 104, No 4, с. 501-04; Кlееnе S. С., Recursive predicates and quantifiers, "Trans. Amer. Math. Soc.", 1943, v. 53, p. 41-73; Ρоst Ε. L., Recursively enumerable sets of positive Integers and their decision problems, "Bull. Amer. Math. Soc.", 1944, v. 50, p. 284-316; Mostowski Α., On definable sets of positive integers, "Fundamenta Mathematicae", 1947, v. 34, p. 81-112.

ПРЕДМЕТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРЕДУСТАНОВЛЕННАЯ ГАРМОНИЯ

ПРЕДУСТАНОВЛЕННАЯ ГАРМОНИЯ - понятие, введенное в философию Лейбницем (впервые в 1696) с целью обоснования учения о взаимоотношении монад. Согласно этому учению, монады, как идеальные сущности, не могут физически взаимодействовать между собой; их взаимодействие есть результат гармонии, предустановленной богом. П. г. превращает каждую монаду в "живое зеркало Вселенной". Благодаря этой божеств. гармонии и существует мировой порядок, происходит развитие всех вещей по единому плану. Лейбниц объяснял П. г. не только согласованность всех монад, но и согласие души с телом (см. Избр. филос. соч., М., 1908, с. 360). Ленин обратил внимание на высказывание Фейербаха о том, что учение о П. г. есть "слабая сторона Лейбница" (см. Соч., т. 38, с. 381, ср., также с, 580-81, прим. 147). Слабость этого учения состояла в его религ.-идеалистич. телеологии. В то же время в учении Лейбница о П. г., как и в его учении о монаде, содержатся идеи детерминизма и диалектики: единство Вселенной, всеобщая связь вещей, связь единичного со всеобщим и др. Однако эти идеи не могли получить последоват. развития, этому мешала его религ.-идеалистич. филос. система, носившая в своей сущности метафизич. характер. Учение Лейбница о П. г. было использовано представителями реакц. религ.-идеалистич. философии.

Лит.: Sigwart H., Die Leibnizsche Lehre von der prästabilierten Harmonie..., Tübingen, 1822; Вerthоld G., Leibniz und die Uhrenglelchniss, "Monatsbericht der Königlich Preussischen Akademie der Wissenschaften zu Berlin", 1874, August; Εisler R., Kritische Untersuchung des Begriffes der Weltharmonie, В., 1895. См. также лит. к ст. Лейбниц.

Б. Мееровский. Москва.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРЕЗЕНТИЗМ

ПРЕЗЕНТИЗМ (от англ. present - настоящее) - субъективно-идеалистич. течение в бурж. философии, истории, отрицающее объективность историч. познания и рассматривающее историч. науку как проецирование в прошлое совр. стремлений и чаяний. Наиболее резко П. выражен в работах амер. бурж. историков К. Беккера и Ч. Бирда, считающих, что в истории не может быть объективной истины, что суждения историков отражают их субъективные переживания. Это приводит к крайнему релятивизму, к выводу, что каждый человек создает свою картину историч. прошлого, к-рые одинаково правомерны. Историч. обобщения становятся при этом "актами веры" (Бирд). П. объективно является теоретич. обоснованием модернизации прошлого.

Лит.: Шaфф Α., Π. - реакц. методология бурж. историографии, "Коммунист", 1955, No 16; Кон И. С., Филос. релятивизм в совр. амер. бурж. историографии, "Новая и новейшая история", 1958, No 5; его же, Филос. идеализм и кризис; бурж. историч. мысли, М., 1959; Beard Ch. Α., The discussion of human affairs, N. Y., 1936; Весker С. L., Everyman his own historian: essays on history and politics, N. Y., 1935; его же, What are historical facts?, в кн.: The philosophy of history in our time. An anthology selected and edited by H. Meyerhoff, N. Y., 1959; Strout C., The pragmatic revolt in American history: Carl Becker and Charles Beard, New-Haven, 1958.

И. Кон. Ленинград.

ПРЕКРАСНОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ФОРМЫ СУЖДЕНИЯ

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ФОРМЫ СУЖДЕНИЯ (в традиц. логике) - общее название превращения, обращения, противопоставления, ограничения третьего понятия и др. форм непосредственных умозаключений. Наряду с термином "кажущиеся умозаключения", используется теми логиками, к-рые не считают непосредств. умозаключения формой логич. вывода, а рассматривают их как приемы чисто грамма-тич. преобразования высказываний (см., напр., X. Зигварт, Логика, т. 1, СПБ, 1908, § 52; Дж. С. Милль, Система логики силлогистической и индуктивной, М., 1914, кн. 2, гл. 1, § 2). Противники этой т. зр., напротив, отказываются от использования термина "П. ф. с." по отношению к перечисленным выше операциям, поскольку считают, что, в отличие от чисто грамматич. преобразований высказываний (таких, напр., как преобразование высказывания "Все люди обладают разумом" в высказывание "Всем людям присуще свойство разумности"), эти операции сохраняют все свойства логич. вывода.

А. Ветров. Москва.

ПРЕРЫВНОСТЬ И НЕПРЕРЫВНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРЕСТЕС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРЕФОРМИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРИНЦИП

ПРИНЦИП (от лат. principium - начало, основа)- в философии то же, что и основание, т.е. то, что лежит в основе нек-рой совокупности фактов или знаний. Поиски так понимаемых П. начинаются уже в антич. философии, где в качестве исходного П. бытия пытались рассматривать ту или иную субстанцию. Анаксимандр впервые в качестве П. берет нечто неопределенное - апейрон (впрочем, таким абстрактным П. можно считать и дао У Лао-цзы); он же ввел и само представление о П. - "архе". В дальнейшем нахождение основ бытия (П.) стало рассматриваться как осн. задача философии. После того как тот или иной П. бытия был сформулирован, он нередко начинал рассматриваться и как исходный пункт объяснения. Т.о. были различены П. бытия (principia essendi) и П. познания, или идеальные П. (principia cognoscendi). Широкая трактовка этого последнего понимания привела к тому, что под П. стали понимать вообще всякое основание, из к-рого надо исходить и к-рым нужно руководствоваться в деятельности.

В наст. время термин "П." обычно употребляется в связи с самыми различными сферами человеч. деятельности (с сохранением первичного оттенка - первый, основной, исходный), тогда как применительно к миру употребляется термин "закон".

В. Костеловский. Москва.

ПРИНЦИП АБСТРАКЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРИНЦИП ЗАМЕЩЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРИНЦИП ИСКЛЮЧЕННОГО ТРЕТЬЕГО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРИРОДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРИСКИЛЛИАН

ПРИСКИЛЛИА́Н (Присциллиан) [Prisciliano (исп.); Priscillianus (лат.); г. рождения неизв. - ум. 385] - религ. деятель, основатель и идеолог еретич. движения, получившего широкое распространение среди демократич. слоев населения Испании в 4-6 вв. н. э. Был епископом г. Авилы. Учение П. родственно астральным и дуалистич. представлениям манихейства (хотя сам П. отрицал свою связь с ним) и гностицизма и содержит элементы местных кельтских языческих верований. Исходя из идеи всеобщего равенства людей, П. отстаивал тезис о праве мирян, в т.ч. женщин, отправлять богослужение. Отрицал троичность бога и воскрешение из мертвых; выступал против арианства. Присциллианство было осуждено на соборе в Сарагосе (380) как ересь, а сам П. после процесса в Бордо (384) был казнен. Длит. время о П. и его учении было известно только из соч. его противников - Августина, Иеронима, Льва Великого, Орозия, Сульпиция Севера, и лишь в конце 19 в. Г. Шеппс обнаружил в б-ке Вюрцбургского ун-та 11 приписываемых П. религ.-филос. трактатов (опубл.: Corpus scriptorum ecclesiasticorum latinorum, v. 18, Vindobonae, 1889).

Лит.: López Ferreiro Α., Estudios histórico-críticos sobre el priscillianismo, Santiago, 1878; Paret F., Priscillianus, Würzburg, 1891; Hilgenfeldt Α., Priscillianus und seine neuentdeckten Schriften, "Zeitschrift für wissenschaftliche Theologie", 1892; Bd 35; Кünstle K., Antipriscilliana, Freiburg, 1905; Bonillay San Martin Α., Historia de la filosofίa espagñola, Md, 1908, p. 196-206; Вabut E. Сh., Priscillien et le priscillianisme, P., 1909; Alès A. d', Priscillien et l'Espagne chrétienne à la fin du IV siècle, P., 1936.

В. Афанасьев. Ленинград.

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРИСТЛИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРИЧИНА

ПРИЧИНА - явление, непосредственно обусловливающее, порождающее др. явление (следствие). Наука не знает изолированных явлений, существование к-рых было бы целиком положено в них самих. Каждое явление находит свое основание в нек-рых др. явлениях и определяется ими как своими П. Эта закономерность носит всеобщий характер. В процессе познания явлений исследователь неизбежно выходит за границы их простого описания, обращаясь к выяснению закономерностей их возникновения, развития, функционирования и т.д., отыскивая те П., к-рые определяют наличность соответствующих св-в данного объекта. Движение мысли от описания к причинному объяснению есть движение познания от внешнего к внутреннему, от явления к сущности. П., будучи основой и сущностью следствия, выступает в роли исходного и определяющего элемента взаимосвязи явлений. Существует бесчисл. многообразие форм взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и соответственно многообразие видов П. В совр. науке классификация П. производится по самым различным признакам. П. разделяют на внешние и внутренние, главные и неглавные, объективные и субъективные и т.д. Необходимо отделять П. от условий их действия. Рассмотрение всего многообразия окружающих явлений приводит к представлению о причинности как фундаментальной черте действительности (см. Причинность и лит. при этой статье).

И. Ляхов. Москва.

ПРИЧИННОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОБАБИЛИЗМ

ПРОБАБИЛИЗМ (от лат. probabilis - вероятный, возможный) - 1) В неопозитивистской социологии - понятие, характеризующее вероятностную природу обществ. явлений. Ссылаясь на статистич. характер обществ. процессов, неопозитивисты выдвигают П. как замену или ограничение принципов детерминизма и причинности. 2) В схоластич. и более поздней зап.-европ. христ. этике - моральная система, исследующая условия принятия решений о возможных поступках в спорных случаях. В П. были различные течения, оправдывавшие или сужавшие свободу выбора (см. А. Schmitt, Zur Geschichte des Probabilismus, Innsbruck, 1904). Пробабилистами наз. также скептиков т.н. Новой Академии платоновской.

И. Нарский. Москва.

ПРОВЕРЯЕМОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ (от греч. πρόγνωσις - знание наперед) - определение тенденций и перспектив развития тех или иных процессов на основе анализа данных об их прошлом и нынешнем состоянии. В отличие от предвидения научного, П. решает, как правило, более узкие практич. задачи. Наиболее общим методом П. является экстраполяция динамич. рядов взаимно сопряженных процессов и их балансовый анализ по состоянию на заданный момент времени в будущем. Напр., демография, прогнозы определяют тенденции движения населения путем экстраполяции динамики рождаемости и смертности, иммиграции и эмиграции и оценки их баланса на ряд лет или десятилетий вперед. П. предваряет планирование, к-рое решает задачи определения путей и способов достижения определ. цели на основе результатов П.

Математич. теория П. была создана Н. Винером. Количеств. П., носящее статистич. характер, тесно связано с качественным. Общая достоверность прогноза зависит не только от полноты статистич. информации, но и от правильности выделения осн. тенденций развития. Результаты П. одной группы процессов могут служить критериями при П. другой группы. Напр., прогнозы научно-технич. прогресса используются в экономич. П.

Усложнение обществ. процессов требует развития комплексного П., объединяющего методы и достижения специализированных прогнозов. Овладение методикой комплексного науч. П. является одной из актуальных задач коммунистич. строительства. В ряде случаев довольствуются краткосрочными прогнозами (до года), техника к-рых получила, напр., развитие в "программированной экономике" зап.-европ. стран. Но все чаще в условиях не только социализма, но и капитализма проявляется потребность в долгосрочных прогнозах экономики. Такие прогнозы опираются на ряд допущений, напр. отсутствие мировой термоядерной войны. Но даже с такими допущениями прогнозы даются на неск. уровнях (напр., высоком, среднем и низком), причем "вилка" между высоким и низким уровнями оценок получается очень большой.

Комплексное П. развития производит. сил, научно-технич. прогресса, демографич. и природных ресурсов становится общепризнанной предпосылкой планирования экономики и научного управления развитием общества. Оптимальные условия для этого дает социалистич. организация общества.

Лит.: Маркс К., Послесловие ко 2 изд. "Капитала", Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23; Ленин В. И., Набросок плана научно-технических работ. Апрель 1918, Соч., 4 изд., т. 27; Φролов В. Α., Вторжение в тайны погоды, Л., 1962; Ландсберг Г. Г., Φишман Л. Л., Фишер Дж. Л., Ресурсы США в будущем, пер. с англ., т. 1-2, М., 1965; Techniques of economic forecasting. Organization for economic cooperation and development, N. Y.-P.-L., 1965.

Ю. Шейнин. Москва.

ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОГРЕСС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОДИК

ПРО́ДИК (Πρόδικος) К е о с с к и й (р. между 470 - 460 до н. э.) - др.-греч. философ-софист, ученик Протагора. П. считается автором неск. соч. ("О природе", "Похвала глупости", "Времена года"). В основе филос. взглядов П. лежат общие всем софистам идеи противопоставления природных и социальных законов, решающей роли воспитания в становлении этич. норм и судьбы человека, отрицания религии и признания богов творениями людей. В качестве отличительной черты П. древние отмечали исключительный интерес к языку, к номинативной функции слов (см. комедии Аристофана; Платон, Менон 75 Е; А. О. Маковельский, Софисты, Баку, 1941, с. 9).

П. занимался проблемой синонимии, т.е. идентификации совпадающих по смыслу слов, а также учил правильному употреблению слов (см. Платон, Кратил, 384 В; Протогор, 341 А). Для П. характерны также попытки усмотрения сходного смысла в родств. понятиях (полусинонимах). По-видимому, им составлялись даже этимологич. гроздья родственных по значению слов. П. делал попытки определять синонимы (и полусинонимы) в относительном смысле, т.е. как взаимозаменимые только в нек-рых контекстах. П. занимался также проблемой омонимии, т.е. различением смысла графически совпадающих словесных конструкций с помощью соответствующих контекстов. Особое внимание П. уделял правилам спора, приближаясь к формулировке общего способа опровержения ложных условных предложений формы "если р, то q". Для этого следует подыскать хотя бы один такой случай, когда р является верным, a q (одновременно) неверным. В целом заслуга П. в истории логики состоит в осознании важности анализа языка для исследования логич. и филос. проблем.

Атеизм П. подчеркивается всеми источниками. Возникновение культов обожествления П. связывал с конкретными особенностями производительного труда, с задачами удовлетворения духовных нужд человека: "... те предметы, которые питают (человека) и приносят (ему) пользу, раньше всего были признаны богами и сделаны священными, а после них были обожествлены и (люди), которые изобрели или (новые) виды пищи, или (новые способы) защиты, или прочие искусства, как например Деметра, Дионис и др." (Philodemus, De pretate, с. 9, 7, p. 75; рус. пер. Маковельский А. О., Софисты, 1941, с. 15).

Воспитательно-филос. деятельность П. оказала влияние на др.-греч. лит-ру. Отд. стороны учения П. часто использовал (а иногда пародировал) Аристофан ("Птицы", "Облака"); у П. учился Еврипид (Gellius, XV, 20,4).

Φрагм.: Diels H., Die Fragmente der Vorsokratiker, Bd 2, 6 Aufl., В., 1952.

Лит.: Радлов Э., Очерк истории греч. этики до Аристотеля, СПБ, 1908; Чернышев Б., Софисты, М., 1929; История философии, т.1, [М.], 1940 (по имен. указат.); Wеlсker F. G., Prodikos der Vorgänger des Sokrates, в кн.: Kleine Schriften, Tl 2, Bonn, 1845, S. 393-527; Mayer H., Prodikos von Keos..., Paderborn, 1913; Lоenen D., Protagoras and the Greek community, Amst., 1940; Neslte W., Vom Mythos zum Logos, Stuttg., 1942; Jaeger W., Paideia, v. 1-2, В., 1944; Freeman К., The Pre-Socratic philosophers, Oxf., 1946; Kerferd G. В., The "Relativism" of Prodicus, "Bulletin of the J. Rylands Library", 1954, v. 37, No 1, Sept., p. 249-56; Ζeррi S., Un passo delle "Leggi" e la filosofia di Prodico, "Rivista critica di storia della filosofia", Roma-Mil., 1955, fasc. 3-4, p. 213-22; Kroner R., Speculation in pre-Christian philosophy, Phil., 1956.

M. Петров. Ростов н/Д., H. Стяжкин. Москва.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОИЗВОДСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОКЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОКОПОВИЧ

Феофан [1681 - 8(19) сент. 1736] - рус. и укр. обществ. и церк. деятель, ученый, поэт. Род. в купеч. семье в Киеве. Окончил филос. курс в Киевской духовной академии, продолжал образование в Польше и Ватикане. По возвращении на родину (ок. 1704) принял монашество, преподавал в Киево-Могилянской академии. В 1716 был назначен псковским епископом, в 1721 - вице-президентом Синода; с 1724 - архиепископ новгородский. Возглавлял "ученую дружину" Петра I, к которой принадлежали Татищев, А. Кантемир, А. М. Черкасский, И. Ю. Трубецкой.

П.- автор ряда уч. пособий и историч. трудов, первой светской трагикомедии "Владимир" (1705). По поручению Петра I П. написал "Духовный регламент" (1720), к-рый представлял собой политич. и сатирич. памфлет, направленный против претензий "князей церкви" и злоупотреблений духовенства; в памфлете нашло выражение требование о превращении духовенства в "государевых богомольцев" и распространителей просвещения. В филос.-юридич. трактате "Правда воли монаршей" (1722), а также в своих речах и проповедях П. выдвигал идеи просвещенного абсолютизма.

В философии П. стремился согласовать веру со знанием и приспособить науку к религии. Он критиковал материалистич. тенденцию в философии Аристотеля, выступал против атеизма Эпикура и Спинозы. Критикуя схоластич. умствования, П. стремился распространять естеств.-науч. открытия, вел астрономич. наблюдения, занимался математикой. Отходя порой от традиц. религ. объяснения истории, П. высказывал идеи, созвучные концепциям естественного права и общественного договора. "И замечательно, что наиболее выдающийся публицист эпохи Петра ссылается на естественное право раньше, нежели на Писание; недаром ревнители православия считали его малонадежным богословом" (Плеханов Г. В., Соч., 21, 1925, с. 47).

Соч.: Соч., М.-Л., 1961; Слова и речи поучительные, похвальные и поздравительные, ч. 1-3, СПБ, 1760-65; Богословские сочинения, СПБ, 1774; Рассуждение о безбожии..., М., 1774; История императора Петра Великого, СПБ, 1773.

Лит.: Чистович И., Ф. П. и его время, СПБ, 1868; Mорозов П., Ф. П. как писатель, СПБ, 1880; История философии, т. 1, М., 1957, с. 479-80; Πетров Л. Α., Филос. взгляды П., Татищева и Кантемира, Иркутск, 1957; его же, Антирелиг. тенденции в филос. мысли России первой половины XVIII в., в сб.: Материализм и религия, М., 1958; его же, Социологич. взгляды П., Татищева и Кантемира, Иркутск, 1958; его же, Общественно-политич. взгляды П., Татищева и Кантемира, Иркутск, 1959; Бетяев Я. Д., Общественно-политич. и филос. мысль в России в первой половине XVIII в., Саранск, 1959; Благой Д. Д., История рус. лит-ры XVIII в., 4 изд., М., 1960, с. 71-80; Гудзiй Μ. Κ., Φ. Прокопович, в кн.: Матерiали до вивчення iстopiï украïнськоï лiтератури, т. 1, К., 1959; Τеtznеr J., Theophan Prokopovič und die russische Frühaufklärung, "Ζ. Slawistik" 1958, Bd 3, Η. 2-4, S. 351-68.

Л. Петров. Иркутск.

Предыдущая страница Следующая страница