Приглашаем посетить сайт

Романтизм (19v-euro-lit.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "А" (часть 4, "АН"-"АНТ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 4, "АН"-"АНТ")

АН ХЯН

АН ХЯН (А н Ю ) (1243-1306) - корейский ученый, основоположник корейского неоконфуцианства. В 1290 во время поездки в Пекин познакомился с комментариями кит. философа Чжу Си. По возвращении в Корею привез "Собрание сочинений Чжу Си" ("Чжу Си уюань шу") и создал первую в Корее комментаторскую школу чжусианского толка. По его ходатайству была восстановлена закрытая в течение двух столетий конфуцианская Академия в Сеуле, к-рая вплоть до 19 в. оставалась осн. центром ортодоксальной неоконфуцианской мысли в Корее.

Лит.: Чосон Кэё (Очерки истории Кореи), Пхеньян, 1957, с. 385-87 (на кор. языке); Кеу Р., Yang, Gregory Henderson, An outline history of Korean Confucianism, pt. I - The early period and Yi Factionalism, " J. Asian Studies", 1958, v. 18, No 1, p. 83-87, 89; pt. 2 - The schools of Yi Confucianism, там же, 1959, v. 18, No 2, р. 273.

А. Ушков. Москва.

АНАБАПТИСТЫ

АНАБАПТИСТЫ - "перекрещенцы" (от греч. ἀναβαπτίζω - перекрещиваю, букв. - вновь погружаю), - последователи возникшего в Германии и Швейцарии в эпоху Реформации 16 в. плебейского движения, принявшего форму религ. ереси. А. требовали, чтобы акт крещения совершался не над детьми, а над взрослыми, способными осознать вытекающие из этого акта обязательства этич. поведения. Первоначально движение А. носило пассивный характер. Его последователи, недовольные Лютером и Цвингли, проповедовали близость мирового переворота, в результате к-рого будет установлено "царство божье" и социальное равенство. Ожидая наступления этого переворота, А. ограничивались требованиями смирения и самосовершен-ствования. Центром движения А. был г. Цвиккау (Саксония), где оно возглавлялось подмастерьем Н. Шторхом. С начала Крестьянской войны (лето 1524) А. отказались от сектантской замкнутости, широко распространяли учение Мюнцера о том, что суд божий над феодалами, богачами и князьями уже начался, что его совершают восставшие крестьяне и плебеи, выступающие "ревнителями дела бога" по искоренению зла из мира. В обстановке подъема крестьянско-плебейского движения социальные взгляды А. приобрели революц., антифеод, характер. После подавления Крест, войны многие А., подвергавшиеся жестоким преследованиям, бежали в Моравию и др. страны и большей частью вернулись к сектантской замкнутости и пассивному ожиданию божеств, переворота. В сер. 30-х гг. 16 в. наступил новый подъем анабаптизма, крупнейшим проявлением к-рого было восстание в г. Мюнстере [напр., Мюнстерская коммуна (1534-35)]. Тюрингские А. вплоть до конца 16 в. сохранили антифеод, характер своего учения, приспособив его пропаганду к условиям наступавшей княжеской реакции. А. провозгласили своим религ. догматом неповиновение властям и призывали не доверять лютеранскому духовенству, считали, что совершенства человек достигает только активными действиями, а не путем пассивного "вкушения" бога в обряде причащения. В результате ожесточ. преследований секта А. распалась. Уже в конце 30-х гг. 16 в. в ряде мест возникла секта "умеренных" А. - меннонитов. Учение А. оказало влияние на формирование взглядов индепендентов в Англии и "чешских братьев" в Чехии.

Лит.: Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., соч., 2 изд., т. 7, М., 1956; Циммерман В., История крестьянской войны в Германии. По летописям и рассказам очевидцев, пер. с нем., т. 1-2, М., 1937; Смирин Μ. Μ., Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая крестьянская война, 2 изд., М., 1955; Hagen К., Deutschlands literarische und religiöse Verhältnisse im Reformationszeitalter, Bd 1-3, 2. Aufl., Frankf./M., 1868; Кеller L., Geschichte der Wiedertäufer und ihres Reichs zu Münster, Münster 1880; Littell F. H., Anabaptist view of the church, Phil., 1952; Ρеасhеу Р., Die soziale Herkunft der schweizer Täufer in der Reformationszeit, Karlsruhe, 1954.

М. Смирин. Москва.

АНАКСАГОР

АНАКСАГОР (Ἀναξαγόρας) из К л а з о м е н в М. Азии (ок. 500-428 до н.э.) - древнегреч. натурфилософ материалистич. направления (хотя и непоследовательный); впервые профессионально преподавал философию в Афинах. Близостью к Еврипиду и Периклу возбудил недовольство со стороны реакц. противников рабовладельч. демократии; был обвинен в безбожии и избег наказания, переехав в Лампсак, где основал свою филос. школу.

А. принадлежит ряд глубоких для своего времени идей, сделавших его одним из ведущих натурфилософов 5 в. до н.э. А. вместе с Эмпедоклом и атомистами выдвинул учение о неразрушимых элементах, к-рых он признавал, вопреки Эмпедоклу, бесконечное количество и, вопреки атомистам, считал бесконечно делимыми. А. предвосхищал современное математич. учение о бесконечных множествах, в к-рых часть может быть не только конечной, но и бесконечной, и понятие о бесконечно малом и бесконечно большом. А. признавал все части равными целому (А 46, Diels). Кроме того, А. отвергал наличие наименьшего и наибольшего элементов в бесконечности, а также считал все вещи одинаково большими и малыми, что тоже указывает на развивающееся у пего понимание математич. бесконечности.

Разделяя все чувств, качества на элементы, бесконечные по качеству и количеству (он их назвал "семенами" или "вещами", позже они были названы гомеомериями), А. представлял себе каждый такой элемент тоже состоящим из бесконечного количества более мелких частиц, части к-рых эквивалентны целому. А. объяснял всякое разрушение разъединением на неразрушимые элементы, а всякое возникновение соединением одинаковых качеств, рассыпанных по всем элементам (там же, В 17), проповедуя, т.о., в своей натурфилософии принцип "всё во всём" (там же, В 5-6).

Состоящую из элементов материю А. мыслил инертной массой; ее приводит в движение ум (νοῦς), в к-ром философы-идеалисты не замедлили увидеть духовное и личное начало (см. Гегель, Соч., т. 9, 1932, с. 288 и сл.; С. Н. Трубецкой, История древней философии, ч. 1, М., 1906, с. 141 и сл.). На самом деле А. понимал ум в виде некой тонкой и легкой материи и вводил это понятие лишь в качестве движущей причины, да и то проявившей себя, по-видимому, только в самом начале в виде единовременного толчка и затем предоставившей материи двигаться по собств. законам. В древности сомневались даже и в том, что ум, согласно А., есть действенная причина (А 57, Diels); Аристотель (там же, А 61) считал этот ум просто потенцией сущего; нек-рые историки философии трактовали его как телесный (В. Виндельбанд, История древней философии, М., 1911, с. 86 и сл.; Г. Гомперц, Греческие мыслители, т. 1, СПБ, 1911, гл. 4).

В занятиях астрономией и метеорологией А. стремился объяснить материальную действительность из нее же самой.

Соч.: [Фрагменты], в кн.: Маковельский А., Досократики, ч. 3, Казань, 1919, с. 104-61, и в кн.: Античные философы [Свидетельства, фрагменты и тексты], сост. А. А. Аветисьян, Киев, 1955; [Фрагменты], в кн.: Diels Н., Die Fragmente der Vorsokratiker..., 5 Aufl., Bd 2, В., 1935, S. 5-44.

Лит.: Дынник Μ. Α., Очерк истории философии классической Греции, М., 1936, с. 107-18; Лурье С. Я., Теория бесконечно малых у древних атомистов, М.-Л., 1935; его же, Очерки по истории античной науки, М.-Л., 1947 (см. Указатель имен); История философии, т. 1, М., 1957, с. 92-94; Bröcker W., Die Lehre des Anaxagores, "Kantstudien", В., 1942-43, Bd 42, S. 176-89.

А. Лосев. Москва.

АНАКСИМАНДР

АНАКСИМАНДР (Ἀναξίμανδρος) Милетский (ок. 610-546 до н.э.) - древнегреч. философ-материалист милетской школы, автор первого в Греции стихийно-материалистич. и наивно-диалектич. соч. "О природе", не дошедшего до нас. Впервые ввел в философию понятие "архэ" ("принцип"), под к-рым он разумел то, из чего все вещи возникают и во что они, уничтожаясь, разрешаются и что лежит в основе их бытия. Таким первоначалом всего существующего, к-рое А. называл апейрон (ἄπειρον - беспредельное), "неопределенной материей", является единая, вечная, бесконечная материя; она находится в вечном движении и порождает из себя бесконечное многообразие всего существующего: первовещество выделяет из себя противоположности теплого и холодного, и мировой процесс состоит в борьбе противоположностей, к-рая является причиной закономерного, совершающегося в определенном временном порядке возникновения и разрушения вещей. А. учил о бесчисленности миров, к-рые закономерно возникают и гибнут, о развитии животного мира. Т.о., его филос. концепция содержала значит, диалектич. моменты.

Истолкование философии А. касалось гл. обр. понятия "апейрон". А. выдвинул учение о бесчисленности миров, что, вопреки ясному свидетельству первоисточников, отрицают нек-рые историки философии: Эд. Целлер ("История греческой философии" - Ed. Zeller, Die Philosophie der Griechen, TI 1, 1844), П. Таннери ("Первые шаги древнегреческой науки", рус. пер. 1902). Аэций же (Анаксимандр, А 17, Diels) в своем перечне философов, признававших бесчисленность миров, на первое место ставит А. Он же (там же) сообщает, что, по мнению А., бесчисл. миры отстоят друг от друга на равном расстоянии. Симпликий (там же) говорит, что в своем учении о бесчисленности миров Левкипп, Демокрит и Эпикур были последователями А.

А. считал, что Земля неподвижно покоится в центре мира, и своим учением о трех небесных кольцах (солнечном, лунном и звездном), вращающихся вокруг Земли, положил начало теории небесных сфер. По свидетельству Диогена Лаэртского (II 2), а также Агафемера (Анаксимандр, А 6, Diels) и Страбона (там же), ссылающихся на Эратосфена, А. составил первую географич. карту, соорудил первые в Греции солнечные часы и астрономич. инструменты.

Ф. Энгельс ("Диалектика природы", 1955, с. 147) и В. И. Ленин ("Философские тетради", 1947, с. 233) отмечали учение А. о развитии в органич. мире. А. учил о происхождении животных из воды без к.-л. участия божеств. сил. В частности, он утверждал, что люди произошли от рыб, к-рые, очутившись на земле, под влиянием новых условий жизни изменились в строении и функциях своего организма.

Соч.: Diеls Н., Die Fragmente der Vorsokratiker..., 5 Aufl., Bd 1, В., 1934, S. 81-90; Маковельский Α., Досократики, ч. 1, Казань, 1914, с. 25-27.

Лит.: Маковельский А., Астрономические учения древних философов (до Платона), Баку, 1925 (с. 116-18 учение А. о небесных кольцах); Дынник Μ. Α., Очерк истории философии классической Греции, М., 1936, с. 22-23; Лурье С. Я., Очерки по истории, античной науки, М.-Л., 1947 (см. Указатель имен); История философии, т. 1, М., 1957, с. 76-77; Нölsсhеr U., Anaximander und die Anfänge der Philosophie, "Hermes", Wiesbaden, 1953, Bd 81, H. 3, 4. См. также лит. к статье Апейрон.

А. Маковельский. Баку.

АНАКСИМЁН

АНАКСИМЁН (Ἀναξιμένης) М и л е т с к и й (р. ок. 588 - ум. ок. 525 до н.э.) - древнегреч. философ-материалист милетской школы, ученик Анаксимандра. А. считал воздух тем первоначалом, из к-рого все возникает и в к-рое все снова возвращается. По учению А., все вещи возникают путем различных степеней сгущения воздуха (образование воды, земли, камней и т.п.) или его разрежения (образование огня). Т.о., у А. впервые в греч. философии выступает идея перехода количества в качество. Душа, по учению А., есть воздух и она "сдерживает" тело (процесс дыхания сохраняет жизнь), подобным образом бесконечный воздух объемлет Вселенную и сохраняет ее, являясь "всеобщей средой" (см. Ф. Энгельс, Диалектика природы, 1955, с. 147). Первоначало (воздух) А. признавал бесконечным и вслед за Анаксимандром учил о бесчисленных мирах. А. первый указал на различие между неподвижными звездами и планетами; установил более правильное, чем Анаксимандр, расположение светил, выдвинул гипотезу, объяснявшую затмения Солнца и Луны, а также фазы Луны. Объяснения А. метеорологич. явлений близки к современным, а нек-рые (объяснения снега и града) признаются приемлемыми и теперь.

Лит.: Маковельский А., Досократики, ч. 1, Казань, 1914; Дынник Μ. Α., Очерк истории философии классической Греции, М., 1936, с. 33-35; Лурье С. Я., Очерки по истории античной науки, М.-Л., 1947, с. 42, 97, 370, История философии, т. 1, М., 1957, с. 76-77; К аринский М., Темное свидетельство Ипполита о философе Анаксимене, "Христианское чтение", 1881, No 9-10.

А. Маковельский. Баку.

АНАЛИЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАЛИЗАТОРЫ

АНАЛИЗА́ТОРЫ - см. Органы чувств.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ МЕТОД

АНАЛИТИЧЕСКИЙ МЕ́ТОД - см. Анализ.

АНАЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАНИЯ ШИРАКАЦИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАНЬЕВ

Борис Герасимович [р. 1 (14) авг. 1907] - сов. психолог, д-р пед. наук (с 1940), проф. филос. ф-та Ленинградского ун-та им. А. А. Жданова (с 1944), директор Ленинградского н.-и. ин-та педагогики (с 1951), действит. чл. АПН РСФСР (с 1955). Окончил Горский пед. ин-т (г. Орджоникидзе, 1928) и аспирантуру при Ин-те по изучению мозга имени В. М. Бехтерева (Ленинград, 1930). Первые науч. работы А. относятся к концу 20-х гг. Значит, часть работ А. посвящена исследованию ощущений, перехода от чувств. познания к мысли, внутр. речи, а также вопросам педагогич. психологии, психопатологии и истории рус. психологии.

Соч.: Материалы к психологической теории ощущения, в сб.: Проблемы психологии, Л., 1948; Ассоциация ощущений, "Уч. зап. ЛГУ", Сер. филос. наук, вып. 8, [Л.], 1955, No 203; Некоторые вопросы теории восприятия, "Уч. зап. ЛГУ". Сер., филос. наук, вып. 3, Л., 1949, No 119; Проблема представления в советской психологической науке, в кн.: Философские записки, т. 5 - Вопросы психологии, М.-Л., 1950, Ин-т филос. АН СССР; Пространственное различие, Л. 1955; К теории внутренней речи в психологии, "Уч. зап. Ленингр. гос. ин-та им. А. И. Герцена", т. 53 - Психология речи, Л., 1946; Очерки истории русской психологии XVIII - XIX веков, [М.], 1947; Человек как общая проблема современной науки, "Вести. ЛГУ". 1957, Сер. эконом., филос. и права, вып. 2, No 11; Осязание в процессах познания и труда, М., 199 (совм. с др.); Вклад советской психологической науки в теорию ощущений, в кн.: Психологическая наука в СССР, т. 1, М., 1959.

АНАРХИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАРХО-СИНДИКАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНГЛИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНДО СЁЭКИ

АНДО́ СЁЭКИ (р. ок. 1700 - ум. в 50-х гг. 18 в.) - япон. философ-материалист и атеист, автор утопич. теории бесклассового общества. Род. в г. Акита. Врач по профессии, А. С. изучал медицину, зоологию, ботанику. На филос. развитие А. С. оказали влияние материалистич. идеи др.-кит. философии. В соч. "Истинно действующие законы природы" ("Сидзэн синэйдо"), "Истинное сообщение о всеобщем (едином) пути" ("ТоἈо синдэн"), "Обзор жизни и деятельности Конфуция" ("Коси иссэй бэнки") выступал против религии - конфуцианства и неоконфуцианства, буддизма, даосизма и синтоизма, придерживаясь мнения, что сама материальная природа наделена "чувствующей" или "божественной" одухотворенностью. Гл. причиной несчастий народа считал учение конфуцианцев и князей буддийской церкви, подавляющее разум, волю и стремление людей. Отрицая мистич. теорию неоконфуцианцев о "великом пределе" (тайкёку) или "беспредельном" (мукёку), А. С. считал, что природа не имеет начала и конца, что она едина и действует самопроизвольно. Ее истинным законом является непрерывное становление, в к-ром жизнь и смерть диалектически связаны. "Жизнь и смерть это не раздельные вещи. Расширение (продолжение) от этого к тому мы называем жизнью для этого и смертью для другого. Сокращение (отступление) от этого к тому мы называем смертью для этого и жизнью для другого" ("Истинно действующие законы природы", Собр. соч. по япон. философии, т. 9, Токио, 1936, с. 258, на япон. яз.). А. С. требовал равенства между людьми, указывал на частную собственность как на источник социального неравенства. Он учил, что общность имущества "исцеляет от болезни эгоистических страстей". А. С. считал необходимым возвращение "к возделыванию земли собственным трудом", т.е. к обществ. строю, где все обязаны трудиться и где коллективный труд является основой благополучия и процветания общества, не знающего над собой ни светских, ни духовных властителей - князей, самураев и др. паразитирующих лиц и групп, "обворовывающих естественные законы природы".

Соч. А. С. - "Истинно действующие законы природы" ("Сидзэн синэйдо"). В условиях жестокой цензуры при токугавском режиме соч. было ксилографировано в сокращ. варианте в 1753. Полный рукописный текст состоял из 100 разделов. В 90-х гг. 19 в. историк и текстолог Кано Кокити обнаружил рукопись. Однако, опасаясь преследований, он ее не опубликовал и передал текст сочинения в б-ку Токийского ун-та, где в 1923 во время землетрясения значит, его часть погибла от пожара. В наст, время сохранилось всего 15 разделов этого соч.

Лит.: Кано Кокити, Андо Сёэки, в сб.: Сэкай сūтë (Идейные течения в мире), т. 3, Токио, 1928; Нагата Χироси, Нихон юйбуцурон си (История материализма в Японии), Токио, 1949, с. 22-31; Иэнага Сабуро, Нихон киндай сисо си кэнкю (Исследование истории современной японской философии), Токио, 1954, с. 39-80; Саигуса Хирото, Нихон но юйбуцуронся (Японские материалисты), Токио 1956, с. 150-77; Ρадуль-Затуловский Я. Б., Конфуцианство и его распространение в Японии, М.-Л., 1947, с. 181, 259, 346; История философии, т. 1, М., 1957, с. 207-10.

Я. Радуль-Затуловский. Ленинград.

АНДРЕЙ

АНДРЕ́Й (Andrei), Петре (1891-1940) - рум. социолог, идеалист. В работе "Проблема метода в социологии" ("Das Problem der Methode in der Soziologie", 1927) А. указывал, что поскольку социология должна пользоваться наблюдением, экспериментом, индукцией, дедукцией, классификацией и обобщением, постольку метод ее должен быть эклектическим. А. признавал существование обществ. классов и классовой борьбы. Однако рассматривая общество как духовную сферу, А. не считал классовую борьбу движущей силой обществ. развития. С утопич. позиций он высказывался за гармонич. общество, в котором ведущая роль принадлежит верхушке интеллигенции. А. выступал с критикой фашистских теорий, в особенности расизма. В период установления фашизма в Румынии А. покончил жизнь самоубийством.

Соч.: Probleme de sociologie, Buc., 1927; Die Soziologische Auffassung des Erkenntnis, Lpz., 1923; Sociologie generlia`´, Craiova, [1936]. Лит.: Dall E., Sociologia burgheza`´ din Romînia, Вuс., 1958.

Институт философии Румынской АН.

АНДРОНИК

АНДРО́НИК (Ἀνδρόνικος) Ρ о д о с с к и й - глава перипатетиков (см. Перипатетическая школа) в 1 в. до н.э. Издатель и комментатор сочинений Аристотеля, к-рые до него не имели критически проверенного текста. А. распределил все сочинения Аристотеля в предметном порядке, в отличие от Теофраста, расположившего их в алфавитном порядке, сохраненном также Диогеном Лаэртским. Филос. позиция А. неясна, но известно (из Комментариев к Аристотелю Элия - Eliae in Porphyrii Isagogen et Aristotelis Kategorias commentaria, В., 1900, р. 117 и сл.), что особенное значение он придавал логике, понимая ее по-аристотелевски как орудие философии, и отходил от Аристотеля в отд. пунктах учения о категориях и психологии. Под именем А. сохранилось два сочинения: "Об аффектах" и парафразы из "Никомаховой этики" Аристотеля. Оба произведения подложны.

Лит.: История философии, т. 1, [М.], 1940, с. 181, 268, 309; Littlg F., Andronikos von Rhodos, Bd 1-3, Münch. - Erlangen, 1890-95.

АНИМАТИЗМ

АНИМАТИЗМ (от лат. animatus - одушевленный) - вера в безличную одушевленность природы или отд. ее частей, характерная черта первобытных религий. Термин "А." введен англ. ученым Р. Мареттом в 1900. А. необходимо отличать от гилозоизма, анимизма, от веры в личные нематериальные существа (духов), якобы присутствующие в тех или иных предметах. Мн. ученые считают А. более ранней стадией развития религии, чем анимизм. Сов. ученый Штернберг ("Первобытная религия в свете этнографии", 1936) выделил 3 ступени развития первобытного религ. мировоззрения: 1) вера в одушевленность всей природы (аниматизм), 2) "открытие духов" - личных нематериальных существ в природе, 3) вера в душу (собственно анимизм). Богораз-Тан различал 5 ступеней развития первобытного мировоззрения, первые три из к-рых относятся к А.: 1) всем предметам природы приписывается такая же жизнь, как у человека; 2) подмечается сходство отд. предметов с отд. частями человеч. тела; 3) предметы наделяются как бы двойной природой, они могут менять свою сущность, превращаться друг в друга; 4) появляется идея о том, что одна из этих двух сущностей - внешняя, видимая, а другая - внутренняя, скрытая, и эта последняя мыслится как человекообразное существо; 5) внутр. сущность предмета рассматривается как свободный, не связанный с материальной оболочкой дух (стадия А.) (см. В. Г. Богораз-Тан, Чукчи, ч. 2, Л., 1939, с. 1-4). Однако, выдвигая 5 ступеней формирования первобытной религии, Богораз-Тан указывал, что их различие условно, т.к. в действительности они взаимосвязаны и существуют одновременно. В современной науке остается спорным вопрос - можно ли считать А. явлением, предшествующим анимизму.

Лит.: Marett R., The threshold of religion, L., 1909.

С. Токарев. Москва.

АНИМИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНИЧКОВ

Дмитрий Сергеевич (1733 - 1 мая 1788) - рус. философ-просветитель, пытавшийся в рамках офиц. идеологии проводить нек-рые прогрессивные для 18 в. филос. идеи. Выходец из разночинцев. Окончил Моск. ун-т (1761). Преподавал математику, затем логику и метафизику в Моск. ун-те. С 1771 - ординарный профессор.

В работах 1761 и 1767 А. выступает как последователь философии X. Вольфа. В конце 60-х гг. он пытается отойти от вольфианства. В написанной с позиций деизма дисс. "... О начале и происшествии натурального богопочитания" (1769) А., примыкая к традиции религиозного вольнодумства 18 в., ставит вопрос о генезисе религии. Страх перед непонятными силами природы, игра воображения и обман невежественных людей жрецами и правителями - таковы, по А., основные причины возникновения языческих верований. Несмотря на формальные заверения в истинности "откровенной" христ. веры, диссертация вызвала преследования духовенства и реакц. профессуры. В "Слове о свойствах познания человеческого..." (1770) А. стремится преодолеть дуалистич. вольфианскую трактовку процесса познания, отрицает врожденные идеи. Однако полностью преодолеть дуализм А. не удается (см. "Слова..." 1774, 1777, 1779 и 1783). Разбирая вопрос о взаимоотношении души и тела, А. отдает предпочтение теории перипатетической школы. Признавая зависимость всех понятий от перемен, происходящих в "чувственных наших органах", А. не умеет объяснить факт несовпадения чувственной видимости вещей с их сущностью и переход от ощущения к понятию. "Первым началом" и "внутренним видом" человека он объявляет душу, к-рая "сама в себе производит понятия" в момент воздействия внешних вещей. По мнению А., так истолкованная теория перипатетиков ("система физического втечения") не противоречит догмату о бессмертии души (см. Избр. произв. русских мыслителей второй половины XVIII века, т. 1, 1952, с. 183-84).

Соч.: Annotationes in logicam et metaphysicam..., Μ., 1782: Слово о свойствах познания человеческого.. 1770 года, в кн.: Избр. произв. русских мыслителей второй половины XVIII века, т. 1, М., 1952, вступит. статья И. Я. Щипанова; Слово... 1774 года, там же; Слово... 1783 года, там же. Лит.: История философии, т. 1. М., 1957, с. 631, 633-36; Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 1, М., 1955, с. 206, 229, 233, 234, 240-41, 244, 249, 252-55; Петровский А. В., Атеистическая диссертация в XVIII в.. "Вопр. философии", 1950. No 1; Русский биографич. словарь, т. 2, СПБ, 1900.

Е. Плимак. Москва.

АННИГИЛЯЦИЯ

АННИГИЛЯЦИЯ (лат. annihilatio, букв. - уничтожение, от лат. ad - к и nihil - ничто) - такое взаимодействие частицы и античастицы, при к-ром они исчезают, превращаясь в другие частицы. Термин "А" неточен. В рассматриваемом явлении происходит не уничтожение материи, а лишь превращение одной формы материи в другую. При таком превращении сохраняется как общая масса и энергия системы частиц, так и ее импульс, заряд и момент количества движения. Так, при столкновении позитрона с электроном обе частицы исчезают с образованием фотонов, а вся энергия пары электрон-позитрон переходит в энергию фотонов. Впервые аннигиляц. излучение наблюдалось в 1930, но окончательно А. была доказана в результате открытия Ф. Жолио-Кюри искусств. радиоактивности с испусканием позитронов, сопровождающейся аннигиля-ционным γ-излучением. Наблюдается также процесс, обратный А., т.н. образование пары позитрон-электрон. В связи с открытием новых элементарных частиц известна А. и др. пар, напр. протона и антипротона, при А. к-рых образуются К-мезоны. Ложное истолкование А. привело нек-рых физиков к физическому идеализму, т.е. к заключению, что "материя исчезает", что возможно "чистое движение" без материи.

Открытие А. имеет важное гносеологич. значение, т.к. опровергает метафизич. представление о неких вечных и неизменных первичных элементах материи. А. показывает, что нельзя абсолютно разграничить отд. формы материи и что при определенных условиях элементарные частицы способны превращаться друг в друга.

Лит.: Ленин В. И., Материалиам и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14, гл. 5; Шпольский Э. В., Атомная физика, т. 2, 3 изд., М.-Л., 1951; Странатан Д., "Частицы" в современной физике, пер. с англ., М.-Л., 1949.

АНСЕЛЬМ

АНСЕЛЬМ (Anselm) К е н т е р б е р и й с к и й (1033 - 21 апр. 1109) - архиепископ, представитель ср.-век. схоластики. В вопросе об отношении веры к знанию его позиция определяется положением: "Credo ut intelligam" (верю для того, чтобы понимать). В споре о природе универсалий А. стоял на позициях крайнего реализма. В соч. "Прибавление к рассуждению" ("Proslogion", гл. 2) развил т.н. онтологическое доказательство бытия бога, суть которого сводится к утверждению: "... вне всякого сомнения существует как в интеллекте, так и реально такой объект, выше которого нельзя помыслить".

С критикой онтологич. доказательства выступил современник А. - Гонилон, считавший, что представление о высшем существе не есть оно само. В последующей истории философии аргументация А. подвергалась всесторонней критике (см. Бог).

Соч.: Opera omnia, v. 1-5, Edin. - Romae, 1946-51. Лит.: Трахтенберг О. В., Очерки по истории западноевропейской средневековой философии, М., 1957, с. 20-22; Ваrth К., Fides quaerens intellectum. Anselms Beweis der Existenz Gottes..., Münch., 1931; Landgraf А. М., Dogmengeschichte der Frühscholastik, [in 6 Bänden], 1, Bd 1, Regensburg, 1952; Fremantle Α., The age of belief, Boston - Camb., 1957.

А. Рубин. Москва.

АНТАГОНИЗМ

АНТАГОНИЗМ (от греч. ἀνταγωνίζομαι - борюсь против кого-либо или чего-нибудь) - одна из форм противоречия, характеризующаяся наивысшей остротой борьбы непримиримо враждебных тенденций, сил, обществ. классов, к-рая с неизбежностью приводит к такому радикальному способу разрешения противоречия, как революция. А. специфичен для рабовладельческой, феодальной и капиталистич. формаций, которые основаны на А. классов, причем существование угнетенного класса составляет "жизненное условие существования" каждого из этих обществ (см. Антагонистические формации). Маркс писал, что до тех пор, пока существует капитализм, "антагонизм между пролетариатом и буржуазией останется борьбой класса против класса, борьбой, которая, будучи доведена до высшей степени своего напряжения, представляет собой полную революцию. Впрочем, нужно ли удивляться, что общество, основанное на противоположности классов, приходит, как к последней развязке, к грубому п р о т и в о р е ч и ю, к физическому столкновению людей?..

Только при таком порядке вещей, когда не будет больше классов и классового антагонизма, с о ц и а л ь н ы е э в о л ю ц и и перестанут быть политическими революциями"

(Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 184-85). См. Антагонистические противоречия.

АНТАГОНИСТИЧЕСКИЕ ФОРМАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТАГОНИСТИЧЕСКОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ

АНТАГОНИСТИЧЕСКОЕ ПРОТИВОРЕ́ЧИЕ - одна из форм противоречий, специфич. для способов произ-ва и всех общественных отношений эксплуататорского классового общества, разрешаемая путем социальной революции.

А. п. - выражение непримиримости интересов угнетателей и угнетенных, эксплуататоров и эксплуатируемых. В совр. условиях А. п. - это противоречия между рабочим классом и капиталистами. Они могут исчезнуть лишь тогда, когда капиталистич. класс будет мирным или немирным путем лишен политич. власти и средств производства, а тем самым возможности эксплуатировать трудящихся. К числу А. п. относятся также противоречия между империалистич. странами, к-рые уже неоднократно приводили к войнам и до сих пор таят в себе эту возможность. К ним относятся и противоречия между империалистич. метрополиями, с одной стороны, и колониальными и зависимыми народами - с другой, к-рые с необходимостью приводят к развертыванию национально-освободит. движения в колониальных и зависимых странах, к целой серии революций угнетенных и эксплуатируемых наций. Итогом этого движения является развал колониальной системы империализма, выход колониальных и зависимых народов на путь самостоят. развития - процесс, который все больше и больше растет и ширится в совр. эпоху. Однако полностью исчезнуть А. п. между нациями могут лишь с исчезновением самого империализма. Антагонизм охватывает все стороны материальной и духовной жизни капиталистич. общества, оно все соткано из А. п. Отрицание антагонистич. природы классовых противоречий в эксплуататорском об-ве неизбежно ведет к реформистскому взгляду о "примирении" классовых противоречий, "врастании" капитализма в социализм. С другой стороны, отождествление А. п. и противоречий вообще, забвение того, что А. п. - это лишь одна из форм развития противоречий (причем такая форма, к-рая препятствует свободному развертыванию противоречий и потому делает неизбежным взрыв), равносильно распространению антагонизмов и на социалистическое общество. С точки зрения практически-политической отождествление А. п. и противоречий вообще означает непонимание природы социалистич. строя, ее коренного отличия от природы всех антагонистич. обществ.-экономич. формаций. "Антагонизм и противоречие совсем не одно и то же, - писал Ленин. - Первое исчезнет, второе останется при социализме" (Ленинский сборник XI, 1929, с. 357) (подробнее см. Противоречие).

"АНТИ-ДЮРИНГ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТИЛОГИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТИНОМИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТИОХ

АНТИОХ (Ἀντίοχος; Antiochus) из Аскалона (г. рожд. неизв. - ум. 68 до н.э.). Глава т.н. пятой Академии платоновской, эклектик, сочетавший учение Платона с идеями Аристотеля и стоицизма, учитель Цицерона, Варрона, Брута. Его воззрения изложил Цицерон (I Academica, II, 18-19). В области морали А. наряду с блаженством чистой духовной добродетели проповедовал блаженство, основанное на физич. удовольствиях, и даже считал это блаженство высшим. А. принадлежит ряд убедит, аргументов против скептицизма: уже само понятие вероятности предполагает, что есть истина; опровергать что-нибудь - значит пользоваться доказательством, а в таком случае скептик не имеет права отрицать силу доказательств; если говорится, что все представления ложны, это значит, что уже имеется убеждение в различии истинного и ложного, напрасно отрицаемого скептиками, и т.д.

Лит.: История философии, т. 1, [М.], 1940, с. 308, 362; Schmekel Α., Dle Philosophie der mittleren Stoa in ihrem geschichtlichen Zusammenhange, В., 1892.

АНТИСФЕН

АНТИСФЕН (Ἀντισϑένης) из Афин (р. ок. 435 - ум. 370 до н.э.) - др.-греч. философ, основатель школы киников. Сын рабыни; ученик Горгия и Сократа, после смерти к-рого открыл собств. школу в Киносаргах. Автор филос. диалогов, в к-рых Сократ выступает среди ремесленников, а не среди аристократов, как у Платона. Противник теории идей Платона, А. считал понятия лишь отвлечениями от вещей, к-рые единственно реальны: "Лошадь я вижу, лошадности же не вижу". Истинное знание может быть только об единичном. А. разрабатывал гл. обр. этику, считая, что человек в своих действиях должен руководствоваться прежде всего разумом. Добродетель состоит в действенном укреплении способностей души и тела, в независимости от всего внешнего, в ограничении потребностей. Различие рабов и господ А. считал противоестественным. Отрывки из работ А. собраны А. Винкельманом ("Antisthenis Fragmenta", 1842) и Муллахом ("Fragmenta philosophorum graecorum", v. 2, Р., 1867). Лит.: История философии, т. 1, [М.], 1940, с. 146-49; Гомперц Т., Греческие мыслители, пер. с нем., т. 2, СПБ, 1913; Сhappuis Ch., Antisthène, Р., 1854; Duеmmler F., Antisthenica, Halis, 1882; Überweg F., Grundriss der Geschichte der Philosophie, 12 Aufl., Tl 1, В., 1926; Zeller E., Die Philosophie der Griecnen..., Bd 2, Tl 1, 5 Aufl., Lpz., 1922, S. 280-82, 288-335.

АНТИТЕЗИС

АНТИТЕЗИС (греч. ἀντίϑεσις - противоположение) - 1) В логике - суждение, противоречащее тезису (см. Доказательство). 2) В философии Гегеля - противоположение, в процессе диалектич. развития - отрицат. момент, противополагаемый исходному положит. моменту - тезису. Однако А. не уничтожает вовсе тезис, а отрицает лишь данное, определенное его содержание. Поэтому, будучи таким определенным отрицанием, он сам является положительным и в дальнейшем развитии переходит в синтез, в к-ром сохраняется первый положит, момент, переработанный и обогащенный всем развитием А. См. также Триада.

АНТИТРИНИТАРИИ

АНТИТРИНИТА́РИИ (от греч. ἀντι - против и лат. trinitas - троица) - последователи религ. учений и сект, отрицавшие догмат о "триединстве божества". Учение А. возникло в конце 2 - нач. 3 вв. н.э., в период, когда в борьбе многочисл. сект и направлений складывались осн. догматы христ. церкви. В 16 в. особенно многочисленны А. в Италии, где в связи с гуманистич. образованием была наиболее сильна критика догматов христианства. Виднейшим идеологом А. был исп. ученый М. Сервет. Преследуемые инквизицией, А. бежали в Швейцарию и Германию, а затем в Польшу и Литву, где были известны под различными именами: социниане (см. Социнианство), ариане, польские братья, буднеисты (см. Будный) и т.д. В связи с торжеством католич. реакции в Польше в конце 16 в. преследуемые католич. церковью А. стали переселяться в Венгрию, Трансильванию и др. страны. Из рус. еретиков 16 в. последователем А. был Феодосий Косой. А. 16 в. являлись представителями раннего рационализма. Признавая авторитет Священного писания, они допускали свободное его толкование, считали религию истинной лишь в пределах разума, отрицали первородный грех, не признавали искупит. жертвы, якобы принесенной Христом за грехи людей, называли это вероучение вредным заблуждением, отнимающим у человека стремление к нравств. совершенствованию. А. находились в оппозиции не только к католицизму, но и к лютеранству и кальвинизму. Нек-рые А. были деистами и даже материалистами (напр., Бекеш, Доманевский). Отражая стремления демократич. слоев населения, А. выступали против церк. иерархии, монашества, почитания икон, святых, иногда доходили до отрицания частной собственности, государств. власти, требовали отмены крепостного права и признания равенства людей. Поэтому их учение пользовалось большим успехом среди простого люда. В наст. время к А. принадлежат различные протестантские церкви и секты.

Лит.: Левицкий О., Социнианство в Польше и Юго-Западной Руси, "Киевская старина", 1882, т. 2, с. 25-57, 193-224, 401-32; Grabowski Т., Literatura aryańska w Polsce, 1560-1660, Kr., 1908; Merczyng H., Polscy deiści i wolnomyśliciele za Jagiellonów, "Przegląd historyczny", Warsz., 1911, t. 12; Kot S., Ideologja polityczna i społeczna Braci Polskich zwanych Arjanami, Warsz., 1932; Górski K., Studia nad dziejami polskiej literatury antytrynitarskiej XVI w., Kr., 1949; Studia nad arianizmem, Warsz., 1959; Literatura ariańska w Polsce XVI wieku. Antologia, [Warsz.], 1959.

Н. Алексютович. Минск.

АНТИФОНТ

А н т и ф о н (Ἀντιφῶν) (2-я пол. 5 в. до н.э.), - др.-греч. философ-софист, один из первых профессиональных учителей философии и ораторского искусства. Осн. идея А. - противопоставление действительно существующего и существующего во мнении людей. В соч. "Истина" А. излагал астрономич. и метеорологич. взгляды (учение о происхождении мира из вихря) и, развивая идеи элейской школы, утверждал, что "все есть единое" А. отрицал объективное существование единичных вещей и времени. Этику А. понимал как "искусство быть беспечальным". А. признавал равенство всех людей по природе: "От природы мы все и во всем устроены одинаково - и варвары и эллины", "все мы дышим воздухом через рот и нос и едим руками". Природу он ставил выше закона и противопоставлял ее государств. власти и обществ. установлениям. В соч. "О согласии" А. выступал в защиту интересов средних земледельч. слоев рабовладельч. общества. Лит.: Лурье С. Я., Новый оксиринхский отрывок, "Изв. Российской Акад. наук", 1918, сер. 6, т. 12, No 15; его же, К хронологии софиста Антифонта и Демокрита, там же, No 18; его же, Антифонт - творец древнейшей анархической системы, М., 1925; его же, Очерки по истории античной науки. М.-Л., 1947; История философии, т. 1, М.. 1940 (см. Указатель имен).

АНТОНОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТРОПОГЕНЕЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП

Статья большая, находится на отдельной странице.

"АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП В ФИЛОСОФИИ"

"АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП В ФИЛОСО́ФИИ" - одно из основных произведений Чернышевского, в к-ром изложены его материалистич. идеи.

Предыдущая страница Следующая страница