Приглашаем посетить сайт

Иностранная литература (ino-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
СИНТЕЗ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

СИНТЕЗ

СИНТЕЗ (от греч. σύνϑεσις - соединение, сочетание, составление) - соединение различных элементов в единое целое, выполняемое в процессе познания и практич. деятельности. С. неразрывно связан с анализом. С. и анализ - фундаментальные процессы, к к-рым в конечном счете сводятся все виды умств. деятельности. Их физиологич. основа - аналитико-синтетич. деятельность головного мозга. Мысленный С. формируется в практич. деятельности, но затем отделяется от нее и приобретает относительно самостоятельный характер. С. может осуществляться на различном уровне, начиная от простого механич. соединения частей неорганизованного целого до создания науч. теории на основе обобщения отдельных фактов и идей. Результатом С. может быть нечто качественно совсем иное, чем сумма составляющих элементов (см. Структура, Система, Систематика). Вместе с анализом мысленный С. ведет к образованию понятий, играет важную роль в формировании как эмпирического, так и выводного знания, в создании художеств. произведений и в технич. изобретениях. Творч. С. изобретателя опирается на изученные им связи между объектами и часто идет по пути моделирования уже известных явлений природы, а фантазия художника достигает успеха лишь в том случае, если отражает жизненные отношения и учитывает законы художеств. творчества. С. не является простым копированием действительности, а включает в себя идеализацию, расчет реальных возможностей, учет тенденций развития. Это отчетливо проявляется при построении науч. гипотез, образовании понятий и т.п.

С. можно подразделить на виды в зависимости от характера объединяемых в С. элементов, особенностей целого, возникающего в результате С., и своеобразия способа объединения элементов в единство. Учитывая все это, можно различать: объединение частей в единое целое (примером такого рода С. может служить мысленное конструирование к.-л. механизма или же осмысливание организма как единого целого); соединение множества сторон, свойств, признаков в единство (напр., определение нового биологич. вида посредством выделения совокупности характерных для него признаков); объединение элементов с целью установления присущих им общих свойств и отношений (этот вид С. характерен для обобщения и мыслительного процесса, ведущего к открытию закона).

В антнч. науке под С. понимали прием получения знания о целом через соединение его элементов или же ход мысли от посылок (оснований, причин) к следствиям (так понимал С., в частности, Аристотель). Кант определял С. в широком смысле: как "...присоединение различных представлений друг к другу и понимание их многообразия в едином акте познания" ("Критика чистого разума", Соч., т. 3, М., 1964, с. 173). Если этот С. совершается "посредством способности воображения" (там же, с. 174), то это - эмпирич. С., "синтез схватывания" (см. тамже, с. 213). Высшая ступень С., по Канту, - "чистый", или "трансцендентальный" С., имеет место тогда, когда чувств. многообразие подводится под опред. априорные понятия (категории), к-рые придают единству, образованному в процессе С., значение необходимости. Гегель рассматривал С. как ход мысли от всеобщего к единичному и выделял ступени этого пути. Всеобщее - это "дефиниция", затем идет его ограничение (особенное) и, наконец, "теорема", т.е. единичное. Правда, теорема - это не чувственно-единичное и поэтому Гегель весь С. демонстрирует на матем. примерах, где за исходное берутся абстракции. Гегель подобный трехступенчатый С. относит лишь к области рассудочного знания. Разумному же мышлению, по его мнению, присущ С., к-рый заключается в диалектич. соединении тезиса и антитезиса.

В совр. науке связь анализа и С. становится все более многогранной. Это иллюстрирует уже сам процесс дифференциации знания. Возникновение, напр., таких наук, как физич. химия, биохимия, кибернетика, является, с одной стороны, результатом анализа, выделения из старых наук новых областей знания; с др. стороны - сам анализ в данном случае осуществляется в процессе С. Интеграция методов различных наук, происходящая в наст. время во всех областях знания, представляет собой явление такого же рода.

И. Бурова, Н. Годер. Москва.

С. и анализ в математике. Анализ в математике - это рассуждение, идущее от того, что подлежит доказательству (от неустановленного, неизвестного), к тому, что уже доказано (установлено ранее, известно). С. - рассуждение, к-рое идет в обратном направлении. Для анализа ведущим является вопрос, как свести доказываемое утверждение к ранее известному (доказанному). Он является средством нахождения доказательства и выявления его идеи, но в большинстве случаев сам по себе еще доказательства не составляет. С. же, опираясь на данные, найденные анализом, завершает доказательство: он показывает, как из ранее установленных утверждений вытекает доказываемое, дает доказательство теоремы или решение задачи. Такое понимание анализа и С. возникло еще в матем. школе Платона и окончательно сложилось после появления "Начал" Эвклида и работ его античных комментаторов (в частности, у Паппа Александрийского, греч. математика 2-й половины 3-го в. н.э.). В совр. математике термины "анализ" и "аналитический" употребляются чаще уже в др. смысле, к-рый, однако, исторически связан с первым. Поскольку решение уравнений можно считать процессом аналитическим (т.к. здесь мы переходим от неявного определения нек-рых чисел с помощью уравнений к их явному определению, к-рое появляется, когда мы находим корни этих уравнений), то науки, в к-рых уравнения и связанные с ними методы играют важную роль, стали называться математиками аналитическими. Так, область математики, в к-рой геометрич. объекты задаются уравнениями, называется аналитич. геометрией. По этой же причине дифференциальное и интегральное исчисление и нек-рые др. разделы математики наз. матем. анализом.

Б. Бирюков. Москва.

Лит.: Маркс К., Теория прибавочной стоимости, ч. 3, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 3; Кэджори Р., История элементарной математики, пер. с англ., 2 изд., Одесса, 1917; Гегель Г. В., Соч., т. 1, 5, 6, М.-Л., 1929-39; Аристотель, Метафизика, М.-Л., 1934; Евклид, Начала, пер. с греч., 2 изд., кн. 11-15, М.-Л., 1950; Мамардашвили М. К., Процессы анализа и синтеза, "ВФ", 1958, No 2; Ильенков Э. В., Диалектика абстрактного и конкретного в "Капитале" Маркса, [М.], 1960; Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения, М., 1960; Югай Г. Α., Проблема целостности растительного организма. "ВФ", 1960. No 12; Розенталь М. М., Принципы диалектич. логики, М., 1960, с. 416-26; Бурова И. Н., Единство анализа и синтеза, М., 1962; Гоббс Т., Избр. произв., т. 1, М., 1964. См. также ст. Анализ, Пор-Рояля логика и лит. при этих статьях.

В начало энциклопедии