Приглашаем посетить сайт

Автомобили (auto-2000.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "Т" (часть 4, "ТРА"-"ТЯП")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 4, "ТРА"-"ТЯП")

"ТРАКТАТ ОБ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РАЗУМА"

"ТРАКТАТ ОБ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РАЗУМА" (1677) - соч. Спинозы.

ТРАНЗИТИВНОСТЬ

ТРАНЗИТИВНОСТЬ - свойство бинарных (двуместных) отношений: отношение R наз. т р а н з и т и в н ы м, если для любых элементов х, у и z множества, на к-ром определено это отношение, из xRy и yRz следует xRz. Примерами транзитивных отношений являются отношения типа равенства (из х = у и y = z следует x = z), порядка отношения [из х < у (или х ≤ у) и y < z (соответственно y ≤ z) следует х < z (x ≤ z)], изоморфизм, всякого рода отношения "подобия" и т.п. Отношение R такое, что для любых х, у и z из области его определения из xRy и yRz следует о т р и ц а н и е xRz, наз. и н т р а н з и т и в н ы м; напр., отношение "разночетности" между целыми числами (n и m, по определению, разночетны, если их разность нечетна, и равночетны, если их разность четна) интранзитивно; аналогичным свойством обладает отношение разнозначности действит. чисел и отношения, характеризующие широкий класс свойств "симметрии" и "антисимметрии" в геометрии и в физике. Из интранзитивности к.-л. отношения следует, что оно не транзитивно, но, конечно, не обратно.

Ю. Гастев. Москва.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИСТЫ

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИСТЫ - группа амер. философов-идеалистов, основавших в 1836 в Бостоне "Трансцендентальный клуб". Наиболее влият. члены клуба: Эмерсон, Торо, Дж. Рипли, М. Фуллер, О. Браунсон, Т. Паркер, Э. Олкотт, Н. Хоторн. С 1841-44 Т. издавали журн. "The Dial" ("Циферблат").

Осн. идейные источники философии Т. - нем. классич. философия в истолковании ее англ. последователей (гл. обр. Карлейля и Колриджа). При всей неоднородности философских симпатий Т. общим философским кредо считалась работа Эмерсона "Nature" (1836).

Философия амер. трансцендентализма возникла как реакция на сенсуализм эпохи Просвещения, к-рый, согласно Т., обеднял человеческую личность и не оставлял места для бога, утверждая, что существует лишь то, что может быть воспринято. Сенсуализм, с т. зр. Т., разрушил мораль, т.к. не мог найти в своей системе объективного критерия нравственности. В противоположность сенсуализму Т. выдвигают в качестве основного понятие "трансцендентного", или "потустороннего", к-рое подразумевает признание сверхчувственной идеальной субстанции "Over-soul" ("Верховная душа") или бога и возможность интуитивного "схватывания" ее человеч. душой. (В утверждении абсолютного, независимого от эмпирич. мира духовного начала Т. не дифференцируют понятия "трансцендентного" и "трансцендентального".) Понимание Т. бога близко к пантеизму. У Т. заметна и персоналистская тенденция. Исходя из принципа тождества бытия и мышления, Т. утверждали, что в душе заключено все богатство бытия.

Поскольку все люди обладают душой - все они равны. Но они и не равны - в том смысле, что божеств. начало воплощено в людях не одинаково. Принимая тезис Карлейля о великих личностях как творцах истории, Т. считали, что историю творят те, в ком бог выразился в наибольшей степени.

Большинство Т. (напр., Эмерсон, Торо, Браунсон, Рипли) выступало с резкой критикой капитализма, к-рая и поныне не утратила своей действ. силы. Что же касается позитивной социальной программы, то здесь члены кружка шли различными путями. Рипли и Пратт, напр., пропагандировали идеи Фурье и организовали неподалеку от Конкорда (штат Массачусетс) с.-х. колонию Брук-Фарм, к-рая в 1844 приняла устав фурьеристских "Фаланг" и просуществовала ок. 6 лет. Другие Т. (напр., Торо) видели наибольшую опасность для человеч. души в политич. и экономич. институтах общества, в городах, "благах" капиталистич. цивилизации и призывали к "естественной жизни" человека в общении с природой. Т. принимали деятельное участие в демократическом, а также аболиционистском движении Америки.

Этич. и гуманистич. идеалы Т. оказали заметное влияние на последующее развитие американской философии, в частности на идеалистич. философию Ройса, а позднее персонализма.

Лит.: Μорлей Д., Введение, в кн.: Эмерсон Р., Избранники человечества, пер. с англ., [М., 1912]; История философии, т. 2, М., 1957, гл. 7, § 2; Паррингтон В. Л., Основные течения американской мысли, пер. с англ., т. 2. М., 1962; Schneider H. W., A history of American philosophy, N. Y., 1946, ch. 5; Transcendcntalists; an anthology, ed. P. G. S. Miller, Oxf., 1950; Frothingham О. В., Transcendentalism in New England, a history, Ν. Y., [1959]; Goddard H. C., Studies in New England transcendentalism, N. Y., 1960.

Д. Луканов. Горький.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АППЕРЦЕПЦИЯ

ТРАНСЦЕНДЕНТА́ЛЬНАЯ АППЕРЦЕ́ПЦИЯ - термин кантовской теории познания; означает априорное единство самосознания, составляющее условие возможности всякого знания (см. Априори). Это единство есть, по Канту, не результат опыта, а условие его возможности, форма знания, коренящаяся в самой познават. способности. Кант отличал Т. а. от единства, характеризующего эмпирич. "Я" и состоящего в отнесении сложного комплекса состояний сознания к некоему "Я" как его центру. Единство эмпирич. "Я" в качестве условия имеет, по Канту, априорную деятельность, необходимую для объединения многообразия, данного в опыте и образующего содержание всех переживаний "Я". Т. а. означает тождество "Я" в том формальном гносеологическом смысле, что процесс объединения содержаний в едином "Я" происходит согласно одним и тем же правилам соединения (синтеза) многообразия - категориям, или "чистым понятиям рассудка". В этом смысле индивидуальные сознания неразличимы и Т. а. является сверхличной формой сознания, хотя у Канта и нет ясной формулировки надиндивидуальности Т. а.

Лит.: Кант И., Соч., т. 3, М., 1964, с. 191-99; 205-06; 211; 249-50; Cohen H., Kommentar zu I. Kants Kritik der reinen Vernunft, Lpz., 1907, S. 55-57.

В. Асмус. Москва.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ЛОГИКА

ТРАНСЦЕНДЕНТА́ЛЬНАЯ ЛО́ГИКА - термин, введенный Кантом; обозначает логику, к-рая, в отличие от обычной, формальной логики, исследует в логич. формах и функциях то, что обосновывает в них возможность синтетич. суждений a priori. В указанном здесь значении Т. л. Канта совпадает с его теорией познания. Идеи Т. л. Кант изложил в одноименном разделе "Критики чистого разума" (см. Соч., т. 3, М., 1964, с. 154-592; ср. т. 2, М., 1964, с. 381-425). В то время как трансцендентальная эстетика исследует априорные формы чувственности - пространство и время, обусловливающие, по Канту, возможность априорных всеобщих и необходимых истин в математике, - Т. л. исследует априорные формы рассудка - формы понятия или категории, формы суждения, формы синтеза, или связи чувственности с рассудком, лежащие в основе истин естествознания, а также трансцендентальные идеи разума, направляющие знание в философии к усмотрению безусловного единства всего обусловленного. Кант разделял Т. л. на трансцендентальные аналитику и диалектику. Первая есть логика истины и выясняет, на каких априорных формах покоится возможность априорных синтетич. суждений в науке. Вторая - логика иллюзии; она показывает, в какие противоречия необходимо вступает разум, как только он пытается перешагнуть границу, отделяющую область явлений - согласно Канту единственно доступную познанию, от области "вещей в себе". Значение Т. л. Канта велико: исследуя сравнит. ценность и обоснованность суждений математики, естествознания и философии, он пришел к выводу, что формальная логика, достаточная всюду, где вопрос о предметном содержании знания не имеет значения, должна быть дополнена др. логикой, рассматривающей формы знания в зависимости также и от его предмета и источника.

Разработка Т. л. - параллельно и в известном смысле в противовес формальной - стала одним из условий развития послекантовской диалектики начиная с Фихте. Но и чуждые диалектике идеалисты 2-й пол. 19 и 1-й пол. 20 вв. - марбургская школа, Риккерт и его последователи, Гуссерль - пытались развивать идею и замысел Т. л.

Лит.: Асмус В. Ф., Диалектика Канта, 2 изд., М., 1930, с. 77-105; Копнин П. В., Диалектика как логика, К., 1961, с. 73-77; Черкесов В. И., Материалистич. диалектика как логика и теория познания, М., 1962, с. 138-48; Fichte J. G., Über das Verhältnis der Logik zur Philosophie oder transzendentale Logik, Lpz., 1912, S. 119-416; Husserl E., Formale und transzendentale Logik, Halle, 1929, S. 1-298; Кrings H., Transzendentale Logik, Münch., 1964.

В. Асмус. Москва.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ (от лат. transcendens - перешагивающий, выходящий за пределы) - 1) В схоластике - предельно общие понятия (единое, истинное, доброе и др., превосходящие высшие родовые понятия). 2) В философии Канта - априорные познават. формы, организующее эмпирич. познание. В этом смысле трансцендентальны формы чувственности - пространство и время, категории - субстанция, причинность и др., а потому Т. у Канта называются и трактующие эти проблемы части "Критики чистого разума" ("Т. эстетика", "Т. логика", "Т. аналитика", "Т. диалектика"). "Я называю т р а н с ц е н д е н т а л ь н ы м всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori" (Кант И., Соч., т. 3, М., 1964, с. 121). Кант, в противоречии с собственным же определением Т. и его отличением от трансцендентного (см. тамже, с. 338), нередко употреблял этот термин и в смысле трансцендентного.

В. Асмус. Москва.

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ - п р е д м е т - предмет, запредельный по отношению к миру явлений и недоступный теоретич. познанию. В этом значении употреблен Кантом в сочинениях критич. периода. Согласно Канту, "основоположения, применение которых целиком остается в пределах возможного опыта, мы будем называть имманентными, а те основоположения, которые должны выходить за эти пределы, мы будем называть т р а н с ц е н д е н т н ы м и" (Соч., т. 3, М., 1964, с. 338). От термина "Т. " Кант отличал (не всегда последовательно) термин трансцендентальный. Трансцендентны, по Канту, бог, душа, бессмертие; недоступные для теоретич. познания Т. предметы, по Канту, доступны вере, опирающейся на постулаты практич. разума.

В. Асмус. Москва.

ТРАХТЕНБЕРГ

Орест Владимирович [18(30) авг. 1889 - 23 мая 1959] - сов. философ, профессор (с 1939), д-р филос. наук (с 1941). Действит. член АПН РСФСР (с 1947). Член КПСС с 1952. Окончил юридич. фак-т Ленингр. ун-та по специальности философия права. Преподавательскую деятельность начал с 1921 в вузах Москвы. Профессор МГУ с 1943. Работал в Ин-те философии АН СССР старшим науч. сотрудником (1939-59), в 1946-49 - зав. сектором истории философии. Гос. премия СССР (1943) за участие в труде "История философии" (т. 1-3, М., 1940-1942). Гл. направления исследований Т. - диалектич. и историч. материализм, история ср.-век. философии и философии в новое время, история философии эпохи Возрождения, а также история рус. философии.

Соч.: Историч. материализм, вып. 1-6, М., 1929; Диалектич. материализм, вып. 1-4, М., 1932; Вильям Оккам и предистория англ. материализма, "Изв. АН СССР. Серия истории и философии", 1944, т. 1, No 3; Очерк философии Григория Сковороды, "ПЗМ", 1944, No 4-5; Обществ.-политич. мысль в России в 15-17 вв., в сб.: Из истории рус. философии, М., 1949; Развитие материализма и его борьба против идеализма в период первых бурж. революций (конец 16 - нач. 18 вв.), М., 1956; Очерки по истории западно-европ. средневековой философии, М., 1957; Очерки по истории философии и социологии Англии 19 в., М., 1959.

ТРЕДИАКОВСКИЙ

Василий Кириллович (1703-1769) - рус. ученый, поэт, переводчик. Один из первых рус. академиков (с 1745). Преемник Татищева и А. Кантемира в борьбе против ср.-век. мировоззрения; предшественник Ломоносова. Помимо собственно лит. деятельности, разрабатывал проблемы эстетики, философии, социологии, этики. В ранний период творчества склонялся к атеизму, позднее искал примирения науки с религией; в своей филос. поэме "Феоптия" (1754), написанной в духе "Опыта о человеке" A. Попа, Т. доказывал, что "мир благолепно устроен" и что "человек миру как бы царь". Идеология Т. близка к системам ранних немецких (Лейбниц, X. Вольф) и французских (Монтескьё, Вольтер) просветителей. Анализ творчества Т. обнаруживает его знакомство с философией англ. эмпириков и склонность к рационализму. Причины социального зла Т. усматривал в невежестве и "развращении нравов", к-рые являются следствием "душевной лени". Не соглашаясь с библейской идеей об изначальной порочности "человеческого естества", Т. доказывал, что в человеке заложены задатки к моральному совершенствованию; однако, по Т., "благоразумие не природно", но образуется "трудом и рачением" (см. Соч., т. 1, СПБ, 1849, с. 526). Решающую роль в достижении всеобщего блага Т. отводил распространению науч. знаний, особенно "философии нравственной" и "философии гражданской", определяющих политику. Наилучшей формой правления считал монархию в рамках общественного договора. В понимании "истинно-гражданского общества" Т. более близок идеям Монтескьё, нежели "просвещенному абсолютизму" Татищева.

Т. различал два вида познания: непосредств. ощущение "пятирицей" чувств и "умствовательное", осмысляющее вещи "по второму образу" (см. тамже, с. 484). Отсюда разделение Т. жанров поэзии на "высшие" и "низшие", причем к первым он относил эпос, требующий знаний и филос. осмысления событий, а ко вторым - лирику, ограниченную чувств. восприятием (см. тамже, с. 207-08). Значит. роль в художеств. творчестве Т. отводил фантазии. Разграничивая понятия стихотворства и поэзии, стихотворством Т. называл форму, поэзией - душу художеств. творчества. Т. перевел в стихах "Поэтическое искусство" Буало и в прозе - "Послание к Пизонам" Горация. Эстетич. кредо Т.: сущность иск-ва - "подражание естеству" - остается неизменным во все времена, но "способ речи" исторически изменяется и может быть "...многоразличен в различных народах" (см. тамже, с. 756).

Соч.: Избр. произв., М.-Л., 1963.

Лит.: Орлов А. С., "Тилемахида" В. К. Тредиаковского, в сб.: XVIII век, М.-Л., 1935; Берков П., В. Тредиаковский, в кн.: В. Тредиаковский, М. Ломоносов, А. Сумароков. Стихотворения, [Л.], 1935; Πумпянский Л. В., Т. и немецкая школа разума, в кн.: Западный сборник, т. 1, М.-Л., 1937; Серман И., Неизданная филос. поэма B. Тредиаковского, "Рус. лит-ра", 1961, No 1; его же, Т. и просветительство (1730-е годы), в сб.: XVIII век, сб. 5, М.-Л., 1962; Гуковский Г. Α., Т. как теоретик лит-ры, в кн.: Рус. лит-ра 18 века. Эпоха классицизма, М.-Л., 1964.

А. Штамбок. Москва.

ТРЕЛЬЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТРЕНДЕЛЕНБУРГ

ТРЕНДЕЛЕНБУРГ (Trendelenburg), Фридрих Адольф (30 ноября 1802 - 24 янв. 1872) - нем. философ и логик. С 1833 - проф. Берлинского ун-та; неоаристотелик; развивал концепцию т.н. органич. мировоззрения, считая понятие движения посредующим между категориями мышления и бытия. Критиковал Гегеля за нигилистич. отношение к формальной логике, в первую очередь за непонимание различия между логич. отрицанием и реальным изменением. Т. выступил против гл. идеи Гегеля, а именно, что факт онтологич. изменения якобы достаточен для опровержения противоречия закона. В целом Т. рассматривал господствующее в период его деятельности гегельянство как разновидность филос. декадентства. В области этики предложил один из вариантов концепции естественного права.

Соч.: Die logische Frage in Hegel's System, Lpz., 1843; Historische Beiträge zur Philosophie, Bd 1-3, В., 1846-67 (Bd 1-Geschichte der Kategorienlehre) Über Spinoza's Grundgedanken und dessen Erfolg, В., 1850; Über Herbart's Metaphysik, В., 1854-56; Naturrecht auf dem Grunde der Ethik, 2 Aufl., Lpz., 1868; Kuno Fischer und sein Kant, Lpz., 1869; Erläuterungen zu den Elementen der Aristotelischen Logik, 3 Aufl., В., 1876; De Aristotelis categoriis, 2 Aufl., В., 1877; Elementa logices Aristoteleae, 9 Aufl., В., 1892; в рус. пер. - Логические исследования, ч. 1-2, М., 1868.

Лит.: Лапшин И., Тренделенбург, в кн.: Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, т. 66, СПБ, 1901; Petersen О., Die Philosophie F. A. Trendelenburgs, Hamb., 1913; F. A. Trendelenburg, в кн.: Philosophisches Wörterbuch, Freiburg, 1961.

H. Стяжкин. Москва.

ТРЕСКАУ

Т р е с к о в (Treschow), Нильс (5 сент. 1751 - 22 сент. 1833) - норв. и дат. философ. С 1803 - проф. ун-та в Копенгагене, с 1813 - в Христиании (Осло). Критикуя спекулятивную философию и абсолютизацию абстрактных понятий, Т. считал, что в действительности существует только единичное, индивидуальное; общие понятия - лишь вспомогат. средство его познания. В связи с этим вниманием к своеобразию единичного высоко ценил метод Локка; в психологии стремился ввести метод наблюдения. Эти эмпирич. тенденции переплетаются у него с платонистской трактовкой сущности единичных вещей как идей, возникающих из бесконечности бога. Под влиянием Эразма Дарвина выдвинул эволюцион. учение: как в природе, так и в истории происходит непрерывное развитие от низшего к высшему, духовному; цель истории - совершенствование личности. Впервые высказал мысль о том, что человек происходит от животного.

Рассматривая формирование личности как вершину развития, Т. обосновал этич. индивидуализм.

Соч.: Foreläsninger over den Kantiske philosophie, Kbh., 1798; Gives der noget Begreb eller nogen Idee om enslige Ting, Kbh., 1810; Moral for Folk og Stat, del 1-2, Kbh., 1811; Elementer til historiens philosophie, del 1-2, Kbh., 1811; Om den menneskelige natur i almindelighed, isaer dens aandelige side, Kbh., 1812; Den philosophiske Soedeloeres forste Grunde, Christ., 1824; Om Gud, Idee - og Sandseverdenen..., bd 1-3, Christ., 1831-32.

Лит.: Dons W., N. Treschow og hans filosofiske System, "Nyt norsk Tidsskrift", 1878, bd 4; Winsnes A. H., N. Treschow. En opdrager til menneskelighet, Oslo, 1927; Schmidt-Phiseldeck K., N. Treschow's historie-filosofi, Kbh., 1933.

А. Мысливченко. Москва.

ТРЕТЬЯКОВ

Иван Андреевич (1735-76) - рус. социолог и экономист. Окончил Моск. ун-т и ун-т в Глазго, где в 1767 защитил докторскую диссертацию. С 1768 - проф. права Моск. ун-та.

В общественно-политич. взглядах Т. - сторонник теории общественного договора (см. "Слово о Римском правлении и о разных оного переменах...", [М.], 1769, с. 9). В своих экономич. исследованиях Т. близок к трудовой теории стоимости. Источник богатства, по Т., - труд как таковой, а не его конкретные формы - земледелие или торговля. Тормозом прогресса является деление общества на богатых и бедных, "хозяев" и "работных людей" и в результате этого - "враждебное несогласие" в обществе как следствие частной собственности и разделения труда, возникшего с появлением "избытка вещей". Труд и богатство, по Т., должны распределяться равномерно. Т. подчеркивал роль науки, просвещения в развитии материальной и культурной жизни общества.

Соч.: Рассуждение о причинах изобилия и медлительного обогащения государств как у древних, так и у нынешних народов, в кн.: Избр. произв. pуc. мыслителей второй половины 18 в., т. 1, [М.], 1952.

Лит.: Коркунов H. M., История философии права, 4 изд., СПБ, 1908; Бак И. С., Общественно-экономич. воззрения И. А. Т., "Вопр. истории", 1954, No 9; История рус. экономич. мысли, т. 1, ч. 1, М., 1955, с. 558-70; Коган Ю. Я., Очерки по истории рус. атеистич. мысли 18 в., М., 1982; История философии в СССР, т. 2, М., 1968, с. 44-46.

И. Щипанов. Москва.

ТРЕХЗНАЧНАЯ ЛОГИКА

ТРЕХЗНА́ЧНАЯ ЛО́ГИКА - раздел многозначной логики, в к-ром высказываниям, помимо обычных истинностных значений "истинно" и "ложно", приписывается еще третье значение (напр., "неопределенно", или "нейтрально", или "бессмысленно" и т.п.). Идея трехзначности высказываний восходит к античности: еще Аристотель допускал высказывания, к-рые нельзя считать ни истинными, ни ложными. В истории традиционной (нематематической) логики идеи Т. л. наиболее отчетливо были развиты Н. А. Васильевым (1910-12). Исторически первая система матем. Т. л. была построена Я. Лукасевичем (описание этой системы см. в ст. Многозначная логика). В дальнейшем трехзначные логич. системы для различных целей были построены сов. логиком Д. А. Бочваром, Клини, Рейхенбахом и др. Т. л. получила широкое применение как в логике, так и вне ее: в анализе модальных и нормативных высказываний (см. Модальная логика, Нормативная логика), в анализе парадоксов, в логич. анализе языка квантовой механики (см. Логика квантовой механики), в теории релейных схем и т.д. Она пока остается единств. многознач. логикой, для к-рой найдены интуитивно ясные интерпретации. Т. л. является удобным средством решения методологич. трудностей, возникающих в связи с т.н. неклассич. ситуациями в науке, т.е. когда принцип исключенного третьего не имеет силы (такая ситуация сложилась, напр., в квантовой механике).

Лит. см. при статьях Логика квантовой механики, Многозначная логика.

А. Зиновьев. Москва.

"ТРИ ИСТОЧНИКА И ТРИ СОСТАВНЫХ ЧАСТИ МАРКСИЗМА"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТРИАДА

ТРИАДА (от греч. τριάς, род. падеж τριάδος - троица) - термин, означающий тройств. ритм движения бытия и мышления. Т. была предметом теоретич. исследования еще у Платона, в неоплатонизме (особенно у Прокла). В нем. классич. идеализме - у Фихте, Шеллинга и особенно у Гегеля Т. становится осн. диалектич. принципом развития. Гегель, излагая диалектич. последовательность развития по Т., предупреждал, что троичность есть "...всецело поверхностная, лишь внешняя сторона способа познания" (Соч., т. 6, М., 1939, с. 311), хотя сам часто злоупотреблял триадич. схематизмом. Основатели марксизма, приняв принцип Т. в развитии бытия и познания, отвергли гегелевскую предпосылку, согласно к-рой субъектом триадич. развития является абс. идея. Маркс (см. "Капитал", т. 1, 1955, с. 718-67), Энгельс в полемике с Дюрингом (см. "Анти-Дюринг", 1969, с. 129-142), Ленин (см. "Что такое друзья народа...", в кн.: Соч., т. 1, с. 111-313) и Плеханов (см. "Еще раз г. Михайловский, еще раз „триада"", в кн.: Избр. филос. произв., т. 1, 1956, с. 731-37) в полемике с Михайловским разъясняли, что существенным в понимании развития является для диалектич. материализма не схема Т., но понимание развития как противоречивого процесса, осуществляющегося через снятие противоречия на высшей ступени этого развития, через отрицание и отрицание отрицания.

В. Асмус. Москва.

ТРИПИТАКА

ТРИПИТАКА - т и п и т а к а (санскр., букв. - три корзины), - собрание религ.-филос. текстов, образующих буддийский канон. Канон был частично составлен на 1-м буддийском соборе в Раджагрихе в 5 в. до н.э., окончат. редакцию получил на 3-м буддийском соборе в Паталипутре в 3 в. до н.э. во время царствования Ашоки. Однако запись канона впервые была произведена в 80 до н.э. на яз. пали (на о. Цейлон), и лишь в первых веках нашей эры появился его санскр. вариант - Т.

Канонич. тексты были разделены на три части. Первая часть - Виная-питака (5 кн.) - содержит правила поведения, к-рые обязательны для членов буддийской общины, правила приема в общину, исповеди, предписания, относящиеся к жизни во время сезона дождей, правила, касающиеся жилища, одежды и т.д. Виная-питака состоит из трех отделов: Сутта-вибханга, содержащая изложение и объяснение дисциплинарного кодекса буддийской общины; Кхандхаки - отрывки историч. и легендарного характера (в частности, рассказы о жизни Будды), иллюстрирующие правила поведения; Паривара - краткое резюме предыдущих частей Винаи-питаки. Вторая часть - Сутта-питака - является наиболее полным собранием буддийской мудрости, подлинной энциклопедией буддизма. Эта часть канонич. лит-ры содержит прозаич. диалоги, стихотворные отрывки, легенды и афоризмы. Осн. место в Сутта-питаке занимают высказывания Будды или его учеников, обычно вставленные в какой-нибудь эпизод. Сутта-питака состоит из пяти собраний сутр: Дигха-никая ("Собрание пространных поучений"), Маджджхима-никая ("Собрание средних поучений"), Самъютта-никая ("Собрание связанных поучений"), Ангуттара-никая ("Собрание поучений, большее чем один член") и Кхуддака-никая ("Собрание коротких поучений"). В составе Кхуддака-никаи (15 кн.) мы находим шедевры буддийской прозы и поэзии. В третьей части - Абхидхамма-питака (7 кн.) буддийское учение рассматривается в метафизич. и психологич. аспектах. Она включает психологич. трактат Дхаммасангани ("Классификация дхамм", т.е. учений), обычно относимый к 4 в. до н.э.; изложение спорных вопросов буддийской философии; классификацию типов людей в зависимости от их состояний или поведения; исследования вопросов прикладной логики; исследование понятия причинности и т.д.

В. Бродов. Москва.

ТРОИЦКИЙ

Матвей Михайлович (1 авг. 1835 - 22 марта 1899) - рус. психолог и философ. Окончил Киевскую духовную академию. Профессор Моск. ун-та (с 1875). Инициатор издания журн. "Вопр. философии и психологии" (с 1889). В своих филос. и психологич. воззрениях испытал влияние англ. эмпиризма Ф. Бэкона, Дж. Локка, Дж. С. Милля. Докторская дисс. Т. "Немецкая психология в текущем столетии" (М., 1867) содержит изложение теорий англ. эмпиризма и ассоцианизма, а также критику с этих позиций философии Канта, Гегеля, Гербарта и др. Психологич. теория Т. выдержана в духе англ. ассоциативной психологии (см. "Наука о духе", т. 1-2, М., 1882). Подчеркивая значение для психологии экспериментального метода, Т. осуществил опытное исследование слуховых и зрит. ощущений и представлений, участия мышц гортани и языка в мыслит. процессе. Т. - автор "Учебника логики", написанного в традициях философии Милля.

Лит.: Ивановский В., М. М. Троицкий, "Вопр. философии и психологии", 1889, кн. 47 (2); Ананьев Б. Г., Очерки истории рус. психологии 18 и 19 вв., [М], 1947.

А. Петровский. Москва.

ТРОФИМОВ

Павел Сергеевич [р. 17(30) июня 1910] - сов. философ, доктор филос. наук (с 1963). Член КПСС с 1947. Окончил филос. фак-т МИФЛИ (1938) и аспирантуру МГУ (1941). Ст. науч. сотрудник Ин-та философии АН СССР (с 1948). Область науч. исследований - диалектич. и историч. материализм, марксистско-ленинская эстетика и критика совр. бурж. эстетич. теорий.

Соч.: Единство этических и эстетич. принципов в сов. иск-ве, "Большевик", 1950, No 18; Прекрасное и возвышенное, в кн.: Вопросы марксистско-ленинской эстетики, М., 1956, Социалистич. реализм - творч. метод советского иск-ва, там же; Идейная общность и нац. специфика сов. иск-ва, там же; Критика осн. направлений в совр. бурж. реакц. иск-ве и эстетике, там же; Эстетич. взгляды Г. В. Плеханова, М., 1956; Развитие диалектич. и историч. материализма в период от бурж. революций 1848-1849 до Парижской Коммуны, в кн.: История философии, т. 3, М., 1959, гл. 2; Вопросы эстетики в произв. Маркса и Энгельса, там же, гл. 4; Возвышенное и прекрасное в эстетике Э. Берка, в сб.: Из истории эстетич. мысли нового времени, М., 1959; Играла ли религия прогресс. роль в развитии иск-ва?, М., 1959; Марксистско-ленинская эстетика и ее отношение к др. обществ. наукам, М., 1961; Очерки истории марксистской эстетики, М., 1963; Эстетика марксизма-ленинизма. Очерки истории и теории, М., 1964; Две концепции иск-ва, М., 1965; Законы развития иск-ва, М., 1965; Эстетич. воспитание, в кн.: Строительство коммунизма и духовный мир человека, М., 1966; Ленинская партийность и реализм в иск-ве, М., 1966; Марксистско-ленинската естетика като наука, в сб.: Въпросы на марксистско-ленинската естетика, София, 1957.

ТРОЦКИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТРОШИН

Денис Михайлович (р. 1908) - советский философ, доктор филос. наук (с 1958), профессор (с 1959). Окончил Тимирязевскую с.-х. академию (в 1932), аспирантуру АОН при ЦК КПСС по кафедре философии (1949). В 1949-61- доцент кафедры философии ВПШ при ЦК КПСС. С 1951 по 1954 - зам. директора Ин-та философии АН СССР. С 1957 - зав. кафедрой философии МАИ. Область науч. интересов Т. - диалектич. и историч. материализм, филос. вопросы естествознания.

Соч.: Диалектика развития в мичуринской биологии, М., 1950; Движение и развитие в природе и обществе, М., 1950; О коренной противоположности двух концепций развития, М., 1952; Марксизм-ленинизм об объективном характере законов науки, М., 1953; Место и роль естествознания в развитии общества, М., 1961; Сила науки. О превращении науки в непосредственную производительную силу, М., 1963; Роль науки в стр-ве коммунизма, М., 1965; Методологич. проблемы совр. науки, М., 1966.

ТРУБЕЦКОЙ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТРУБЕЦКОЙ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТРУД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТУГАРИНОВ

Василий Петрович (р. 29 дек. 1898) - сов. философ, д-р филос. наук (с 1951), профессор (с 1951). Член КПСС с 1925. Окончил фак-т обществ. наук МГУ (1925) и ИКП философии (1936). С 1939 - преподаватель философии в вузах. В 1951-60 - декан филос. фак-та ЛГУ. В наст. время - зав. кафедрой философии гуманитарных фак-тов ЛГУ. Член редколлегии "Философской энциклопедии". Область науч. деятельности Т. - проблемы сознания, закона и закономерности, разработка категорий диалектич. и историч. материализма, проблемы личности и теории ценностей.

Соч.: Абсолютная и относит. истина, "ПЗМ", 1941, No 2; О законах объективного мира и законах науки, "ВФ", 1952, No 4; Законы объективного мира, их познание и использование, Л., 1954; О природе сознания, Л., 1955; Соотношение категорий диалектич. материализма. Л., 1956; Законы природы и общества, М., 1956; Соотношение категорий историч. материализма, Л., 1958; О ценностях жизни и культуры, Л., 1960; О смысле жизни, Л., 1961; О нек-рых новых проблемах сознания, "Вестн. ЛГУ. Сер. экон., философии и права", 1964, вып. 2, No 11; Красота как ценность, "ФН" (НДВШ), 1963, No 4; Личность и общество, М., 1965; Марксистская философия и проблема ценности, в сб.: Проблема ценности в философии, М.-Л., 1966; Духовные ценности человека, "Сов. педагогика", 1966, No 1; Еще о машинном мышлении, "Вестн. ЛГУ. Сер. экон., философии и права", 1966, вып. 3, No 17; Теория данностей в марксизме, Л., 1968.

ТУКАЙ

Габдулла (Габдулла Мухаммед Гарифович Τ у к а е в) [14(26) апр. 1886 - 11(24) апр. 1913] - татарский поэт, публицист, революц. демократ. Мировоззрение Т. формировалось под влиянием передовой рус. филос. и эстетич. мысли, революц.-демократич. идей. Т. сотрудничал с рев. социал-демократами, пропагандировал идеи социализма, переводил на тат. яз. марксистскую лит-ру. Однако в целом Т. не сумел подняться до пролет. мировоззрения. В народе Т. видел решающую силу прогрессивного развития общества. Т. разоблачал политику и идеологию царизма, вскрывал пороки эксплуататорского общества, звал рабочих и крестьян к революции, выступал против религ. фанатизма, высмеивал служителей культа, боролся против бурж. национализма, панисламизма и пантюркизма. В укреплении интернац. единства и братской дружбы народов он видел залог будущего величия России. Т. - один из первых пропагандистов рус. культуры среди татар и др. тюркских народов.

Соч.: Эсэрлэр, т. 1-4, Каз., 1955-56; в рус. пер. - Избранное. Стихи и сказки, М., 1956. Избранное, т. 1-2, Каз., 1960-61.

Лит.: Агишев Я. X., Творчество Г. Т., 2 изд., Каз., 1954; Φасеев К. Ф., Из истории татарской передовой обществ. мысли, Каз., 1955; Халит Г., Г. Т. и татарское лит. движение начала 20 в., Каз., 1956; Нафигов Р. И., Формирование и развитие передовой татарской общественно-политич. мысли, Каз., 1964.

К. Фасеев. Казань.

ТУЛЕНОВ

Жандар Туленович (р. 12 янв. 1928) - сов. философ, д-р филос. наук, профессор (с 1963). Член КПСС с 1949. Окончил Алма-Атинский юридич. ин-т (1950) и аспирантуру Ин-та философии АН СССР (1953). С 1954 ведет педагогич, работу по философии в вузах Казахстана. С 1961 - зав. кафедрой философии Казах. гос. ун-та им. С. М. Кирова. Занимается изучением категорий материалистич. диалектики и проблем политич. организации общества.

Соч.: Закон как важнейшая категория материалистич. диалектики, "Коммунист Казахстана", 1955, No 6; Закон как филос. категория, Α.-Α., 1959; Диалектика развития социалистич. гос-ва, "Партийная жизнь Казахстана", 1961, No 9; Гос-во и революция. Диктатура пролетариата. Α.-Α., 1963 (совм. с М. И. Гильманом); Политич. организация сов. об-ва, А.-А., 1965

ТУРКМЕНСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТУРМЕДА

ТУРМЕ́ДА (Turmeda), Ансельмо (р. между 1352 и 1355 - ум. между 1424 и 1432) - исп. антихрист. публицист. В 1387 уехал в Тунис, где перешел в ислам и стал приближенным султана, но продолжал поддерживать сношения с нек-рыми европ. государями.

Трактат Т. "Исповедание веры" или "О вероисповеданиях" ("Les profécies de Fray Anselm Turmeda", 1405-07; опубл. "Revue hispanique", 1911, t. 24, No 66, p. 480-96), переведенный на лат., итал. и исп. языки, способствовал ознакомлению европ. науки с астрономич. представлениями арабов. В соч. "Неоспоримые ответы на аргументы почитателей креста" (написан по-арабски, затем переведен на исп. яз. - "Respuestas victoriosas a los argumentos de los adoradores de la Cruz") Т. выступил как воинствующий апологет ислама, противник христианства вообще и католицизма в частности, а в "Книге о диспуте осла против Ансельма Турмеды", написанной в 1417 на каталонском яз. ("Libro de la Disputa del ase contra frare Enselm Turmeda", Barc., 1509, посл. изд., Barc., 1928) Т. приблизился к отрицанию бессмертия богов. Распространение в Зап. Европе рукописных копий соч. Т. способствовало ознакомлению европ. мыслителей и писателей (в т.ч. Данте) с мусульм. эсхатологией.

Лит.: Aguilé E., Fray Anselm Turmeda, "Museo Balear", 1884-85; Calvet Α., Fray Anselmo Turmeda, heterodoxo español. Barc., 1914.

В. Афанасьев. Ленинград.

ТЫМЯНСКИЙ

Григорий Самуилович (7 августа 1893 - 17 августа 1941) - сов. философ, профессор. Окончил юридический ф-т Варшавского ун-та (1916), филос. отделение ИКП (1924). Член КПСС с 1918. В 1936 был репрессирован, реабилитирован посмертно.

Круг науч. интересов Т. - проблемы истории философии, диалектич. и историч. материализма, методологич. проблемы естествознания и обществоведения. Одним из первых сов. философов Т. обратился к изучению систем Спинозы, Ф. Бэкона, Толанда, работы к-рых он переводил на рус. яз. с обширными комментариями (см. вступит. статьи в кн.: Б. Спиноза, Трактат об усовершенствовании разума, М.-Л., 1934, а также в кн.: Ф. Бэкон, Новый органон, [Л.], 1935). Т. - автор учебников по марксистской философии.

Соч.: Джон Толанд, "ПЗМ", 1924, No 10-11; Эдельман - нем. материалист 18 в., там же, 1925, No 7; Анонимный материалист 18 в., там же, 1925, No 12; Историч. материализм. Базис и надстройка, "Нар. ун-т на дому", 1926, No 12; Личность и об-во, там же, 1927, No 1; Производит. силы и производств. отношения, там же, 1928, No 4; Обществ, бытие и обществ. сознание, там же, 1928, No 5; Классы и классовая борьба, там же; Производит. силы как движущая сила обществ. развития, в сб.; Проблемы марксизма, No 2, Л., 1930; Методология науч. познания, "Нар. ун-т на дому", 1929, No 16; Вопросы методологии естествознания, там же, 1929, No 18; Введение в теорию диалектич. материализма, 2 изд., [М.-Л.]. 1931; Материализм и идеализм, в кн.: Материалистич. диалектика, ч. 1, М.-Л., 1932.

Лит.: За поворот на филос. фронте. [Сб.], вып. 1, М.-Л., 1931, с. 180-96.

В. Клушин. Ленинград.

ТЬЕРРИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЬЮРИНГ

ТЬЮРИНГ (Turing), Алан Матисон (23 июня 1912 - 7 июня 1954) - англ. логик и математик. В 1936-37 предложил идеализированную машинную модель вычислит. процесса - вычислительную схему, близкую к действиям человека, производящего вычисления, и выдвинул тезис ("тезис Т. "), согласно к-рому каждая функция, вычислимая в обычном, естественном смысле, может быть вычислена с помощью такой модели ("машины Т. "). "Машина Т. " явилась одним из первых уточнений понятия алгоритма. Другие такие уточнения подтвердили справедливость тезиса Т. в том смысле, что всякая функция, вычислимая по Т., вычислима и при др. уточнениях понятия алгоритма, и наоборот. "Машина Т. " предвосхитила ряд черт появившихся позднее универсальных цифровых машин. Большое внимание Т. уделял проблемам, связанным с изучением мышления. В частности, Т. указал на необходимость создания машин, моделирующих процесс обучения, поскольку обучение играет решающую роль в развитии мышления у человека. Т. занимался также вопросами, связанными с разрешения проблемой и проблемой сводимости в предикатов исчислении первой ступени.

Соч.: On computable numbers, with an application to the Entscheidungsproblem, "Proc. London. Math. Soc", 1937, 2 ser., v. 42-43; Computability and λ-definability, "J. Symb. Logic", 1937, v. 2, No 4; Systems of logic based on ordinals, "Proc. London. Math. Soc", 1939, 2 ser., v. 45, pt 3; в рус. пер. - Может ли машина мыслить?, М., 1960.

В. Донченко. Москва.

ТЭН

ТЭН (Taine), Ипполит (21 апр. 1828 - 5 марта 1893) - франц. философ и историк. Один из основоположников идеалистич. социологии искусства ("Философия искусства", Р., 1865, рус. пер., М., 1933), автор ряда работ по истории лит-ры, а также критич. очерков по истории Франции ("Происхождение современной Франции"). "Философия искусства" Т. восприняла "теории среды" Дюбо и Монтескьё и сложилась на основе позитивизма Конта. Если Дюбо осн. фактором развития иск-ва считал климатич. условия страны, Монтескьё - экономические и социальные факторы, обусловленные в свою очередь географич. средой и климатом, то Т. расширяет понятие "среды" (milieu), к-рая рассматривается у него как совокупность различных факторов. Это, с одной стороны, неизменные географич. и климатич. условия страны, с другой - характер "расы" (нации), гос. устройства и "моральная температура" или "состояние умов и нравов" данной историч. эпохи. Порожденные своей "средой", произв. иск-ва являются для Т. "фактами", составляющими предмет исследования истории и теории иск-ва. "Моя обязанность лишь изложить факты и показать вам происхождение этих фактов" - фиксировал Т. в духе позитивизма свое науч. кредо ("Лекции об искусстве"). Иск-во непосредственно (лит-ра, живопись) или опосредствованно (архитектура, музыка) воспроизводит предметный мир, вернее, средние, "господствующие типы" данного периода истории. Хотя Т. и говорит о "совокупности" факторов как общей основе характера, расцвета или упадка иск-ва, в истолковании отд. периодов иск-ва и творчества отд. художников эта "совокупность" выступает у него лишь как механич. сумма или же отд. факторы определяют отдельные же черты данного иск-ва. Причинная связь трактуется Т. механистически. Среда с ее факторами определяет не только выбор тематики, характерные черты изображаемых лиц и предметов, но и возникновение жанров и стилей, господство того или др. вида иск-ва (скульптуры в Греции, живописи в эпоху Возрождения и т.д.). Географич. среда и климат обусловливают и характер живописи: "линейный" на юге, "колористический" на севере.

Последователи Т. усугубили позитивистский характер его социологии иск-ва; исходя из теории факторов, они изображали историю иск-ва как механич. чередование "органич. " и "критич. " эпох (Гаузенштейн), "тектонических" или "декоративных" стилей (Кон, Винер) и т.п.

Соч.: Nouveaux essais de critique et d'histoire, 9 éd., P., 1914; в рус. пер. - Путешествие но Италии, т. 1-2, М., 1913-16.

Лит.: Плеханов Г. В., Письма без адреса - Искусство и общественная жизнь, М., 1956; его же, Иск-во и лит-ра, М., 1948, с. 58-60, 72-74; Моравский С., Концепция иск-ва Т. и бурж. эстетика, в сб.: О совр. бурж. эстетике, вып. 2, М., 1965.

И. Маца. Москва.

ТЮБИНГЕНСКАЯ ШКОЛА

ТЮБИНГЕНСКАЯ ШКОЛА - направление в нем. протестантской теологии. 1-й период в истории Т. ш. (1777-97) связан с деятельностью X. Г. Шторра и характеризуется сочетанием супранатурализма с просветит. тенденциями; в этой атмосфере прошли юношеские годы Гегеля, Шеллинга, Гёльдерлина. В 1830 возникла т.н. новая Т. ш., основанная гегельянцем Ф. X. Бауром. Его последователи, стремясь выявить в текстах Нового завета диалектику противоборствующих тенденций, перешли к их критике, идущей "...настолько далеко, насколько это возможно для т е о л о г и ч е с к о й школы" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с.473). Именно в работах Т. ш. выкристаллизовался ряд общих мест старой библейской критики, впоследствии воспринятых мифологич. школой (регистрация противоречий между различными евангелиями, гипотеза о евангелии от Марка как самом раннем, предположение о позднем происхождении ряда посланий апостола Павла, интерпретация раннего христианства как синтеза между стоицизмом и эллинизированным иудаизмом и т.п.). Особое значение имели работы Д. Ф. Штрауса и Б. Бауэра, оказавшие влияние на Ренана, на либеральную нем. теологию конца 19 - нач. 20 вв.; материал этих работ широко использовал Ф. Энгельс. Против Т. ш. выступили теологи консервативного направления во главе с Гонстенбергом. К 60-м гг. 19 в. Т. ш. распалась.

Лит.: Энгельс Ф., Бруно Бауэр и первоначальное христианство, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19; Leube M., Geschichte des Tübinger Stifts, Bd 1-3, Stuttg., 1921-36.

С. Аверинцев. Москва.

ТЮРГО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЯГОТЕНИЕ ВСЕМИРНОЕ

ТЯГОТЕ́НИЕ ВСЕМИРНОЕ (гравитация) - особый вид материального взаимодействия, сила к-рого определяется массами взаимодействующих тел и проявляется только в форме притяжения. Согласно классич. дорелятивистской формулировке закона Т. в., данной Ньютоном, сила тяготения взаимодействующих тел, размеры к-рых пренебрежимо малы в сравнении с расстоянием между ними (материальные точки), прямо пропорциональна их массам и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними. В формулировку закона входит также коэффициент пропорциональности - гравитац. постоянная. Она занимает важное место в группе универс. "мировых констант" и является наряду со скоростью света элементарным электрич. зарядом и квантом действия, существ. элементом в структуре физич. теории. Совр. теорией Т. в. является общая относительности теория, к-рая дает глубокую интерпретацию явлений тяготения, связывая последнее со свойствами пространства-времени, формулирует новый закон тяготения, отличный от ньютоновского. Ньютоновская формулировка вытекает из закона Эйнштейна в качестве предельного частного случая, когда гравитац. поле оказывается достаточно слабым. Попытки учесть влияние гравитац. взаимодействий в физике элементарных частиц привели к развитию квантовой теории тяготения.

Лит.: Фок В. Α., Теория пространства, времени и тяготения, М., 1961; Филос. проблемы теории тяготения Эйнштейна и релятивистской космологии, К., 1965; Эйнштейн Α., Сущность теории относительности, в его кн.: Собр. научных трудов, т. 2, М., 1966.

Ю. Молчанов. Москва.

ТЯПИНСКИЙ

Василий (р. ок. 1540 - ум. ок. 1604) - белорусский просветитель, один из сподвижников Будного, сторонник социнианства; переводчик Евангелия на белорус. яз. В единственном дошедшем до нас произведении Т. - предисловии к переводу Евангелия, относящемуся к важным политич. соч. той эпохи в России, Т. дает характеристику совр. общества. Выражая свою любовь к рус. народу и глубокое убеждение в нравств. достоинствах и культурных достижениях славян, Т. с тревогой отмечает падение образованности в России. Он требует открытия нац. школ, доступных для детей простого народа. Т. обвиняет духовенство в нравств. деградации, в забвении нар. интересов; он первым начинает борьбу против полонизации и окатоличивания северо-зап. края России, исходя из нац.-культурных, а не только религ. задач.

Лит.: Довнар-Запольский М., В. Н. Т., переводчик Евангелия на белорус. наречие, "Изв. отд. рус. яз. и словесности Имп. АН", 1899, т. 4, кн. 3; Алексютович Η. Α., Τ. и его предисл. к Евангелию, в кн.: Из истории филос. и обществ.-политич. мысли Белоруссии. Избр. произв. 16 - нач. 19 в., Минск, 1962.

Н. Алексютович. Минск.

Предыдущая страница Следующая страница