Приглашаем посетить сайт

Кулинария (povar.modnaya.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "Н" (часть 1, "НАА"-"НАУ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 1, "НАА"-"НАУ")

НААH

Густав Иоганович (р. 17 мая 1919) - сов. философ, акад. АН Эст. ССР (с 1951). Чл. КПСС с 1943. Учился на физич. фак-те Ленинградского ун-та (1937-41), окончил Высшую парт. школу при ЦК КПСС (1946) и аспирантуру Академии обществ. наук при ЦК КПСС (1949). Вице-президент АН Эст. ССР (1951-64), в наст. время (1964) ст. научн. сотрудник Ин-та физики и астрономии АН Эст. ССР. Занимается филос. вопросами естествознания (космологии, теории относительности).

Соч.: Совр "физич." идеализм в США и Англии на службе поповщины и реакции, "Вопр философии", 1948, No 2, К вопросу о принципе относительности в физике, там же, 1951, No 2, Борьба материализма и идеализма в совр космологии, "Изв. АН Эст. ССР", 1952, No 1; О совр. состоянии космологич науки, в сб.: Вопросы космогонии, т. 6, Μ, 1958, Общие вопросы космологии, в сб.: Тр. шестого совещания по вопросам космогонии, Μ., 1959, О бесконечности Вселенной, "Вопр. философии", 1961, No 6, Завоевание космоса и религия, в сб.: Успехи совр науки и религия, Μ., 1961, автор ряда глав в "Истории философии", тт. 2-5, M., 1957-1961, автор и редактор "Истории Эст. ССР с древнейших времен до наших дней", 2 изд., Τ., 1958, "Истории Эст. ССР", т. 1, Τ., 1961, Über die Freiheit der nationalen Entwicklung, в сб.: Das Problem der Freiheit im Lichte des wissenschaftlichen Sozialismus, В., 1956, Despre structura si "vistra" Umversului in lumina datelor celor moi recente ale astronomici extragalactice, в кн.: Probleme filozofice ale ştiinţelor naturn, Buc., 1960

НАБЛЮДЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАВОИ

Низамаддин Алишер (1441-1501) - узб. поэт, мыслитель и гос. деятель, основоположник узб. языка и лит-ры. В основе мировоззрения Н. лежал пантеизм с элементами суфизма; природа, учил Н., это - сокровищница, изучение к-рой делает человека счастливым. Критикуя духовенство и ср.-век. схоластику, Н. высоко ценил науку, знания и человеч. разум. Выступая против лицемерной клерикальной идеологии, Н. поет гимн земному бытию, твердо веря в конечное торжество справедливости и счастья в человеческом обществе. Однако в силу историч. условий все свои надежды он возлагал на "справедливого царя".

Уважение к труду, утверждение братства между народами, стремление к справедливости и освобождению личности - осн. мотивы творчества Н.

Соч.: Танланган асарлар, т. 1-3 (6 книг), Тош., 1948-49; Мезонул авзон, Тош., 1949; Хазойинул маоний, т. 1-4, Тош., 1959-60; в рус. пер. - Пять поэм, М., 1948; Лирика, М., 1948; Избр. произв., Таш., 1951.

Лит.: Бертельс Е. Э., Навои. Опыт творческой биографии, М.-Л., 1948; Великий узб. поэт А. Н. Сб. ст., Таш., 1948; Захидов В. Ю., Мир идей и образов А. Н., Таш., 1961; Айбек, Навои, [М., 1961 ].

А. Валиев. Ташкент.

НАВЫК

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАГАРДЖУНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАГАТА ХИРОСИ

НАГА́ТА ХИРО́СИ (К и м и с и м а Синъити) (1904-47) - япон. философ-марксист, историк япон. философии. Вместе с Тосака Дзюн, Мори Коити, Кодзаи Йосисигэ и др. марксистами организовал "Общество по изучению материализма". Н. X. выступал в филос. журн. "Юибуцурон кэнкю" ("Изучение материализма") с исследованиями марксистско-ленинской теории ленинского этапа в философии. В работах Н. X. подвергнуты критике япон. популяризаторы механицизма. Н. X. - автор первых марксистских работ по истории япон. философии и, в частности, истории япон. материализма.

Соч.: Хандоо тэцугакуся-но юибуцубэнсёхоо "хихан"-но хихан (Критика "критики" материалистич. Диалектики реакц. философами), "Юибуцурон кэнкю", 1934, май, No 19; Гэндай юибуцурон-ни окэру нинсикирон-но мондай. Рэнинва икани бэнсёхоотэки юибуцурон-но нинсикирон-о хаттэи сасэта ка? (Проблемы теории познания в совр. материализме. Как Ленин развил диалектич. материализм?), там же, январь, No 15; Рэкиси-ви окэру сюкантэки дзёкан-но иги (Значение субъективных условий в истории), там же, 1934, февраль, No 26; Гэндай сюкё хихан кова (Лекции, посвященные критике современной религии), Токио, 1935; Нихон юибуцурон си (История япон. материализма), Токио, 1936 (в соавторстве с Акисава Сюдзо); Нихон тэцугакуси (История япон. философии), Токио, 1937; Нихон хокэнсэй идэороги (Идеология япон. феодализма), Токио, 1938; Нихон тэцугаку сисо си (История япон. филос. мысли), Токио, 1938.

Лит.: Радуль-Затуловский Я. Б., Андо Сёэки - философ-материалист XVIII века, Μ, 1961, с. 22, 23, 62, 68, 121, 172, 177, 187.

Я. Радуль-Затуловский. Ленинград.

НАГЕЛЬ

НАГЕЛЬ (Nagel), Эрнест (р. 16 нояб. 1901) - амер. философ и логик. Проф. Колумбийского ун-та. Разработал филос. систему, названную им "контекстуальным натурализмом". В плане онтологии она является в общем материалистической, ибо "в понятии природных процессов, которое отстаивает натурализм, нет места для действий бестелесных сил, нет места для имматериальных духов, направляющих ход событий, нет места для жизни личности после разрушения тела, в котором она проявлялась" ("Logic without metaphysics, Glencoe, 1956, [p. 7 ]). Качеств, многообразие вещей Н. считает не обманчивыми фантомами, а реальностями данной среды, неотделимой чертой космоса. Причинная связь, по Н., существует только между различно организованными материальными телами. Но в гносеологич. аспекте учение Н. содержит много идеалистич. положений в духе неопозитивизма и прагматизма, что особенно проявляется в понимании Н. природы логики и вообще науки, в неправильной трактовке связи эмпирического и теоретического и т.д. По мнению Н., в распоряжении философов как отд. группы мыслителей нет особого, открытого лишь для них пути к познанию существующей действительности. Задача философии заключается не в соперничестве с наукой в деле расширения наших познаний о природе вещей, - философия должна играть роль интеллектуальной совести человечества и подвергнуть коренному пересмотру и критике все человеч. убеждения и ценности. В центре интересов Н. - логика и методология науки, к-рым посвящено большинство его работ. В них Н. разрабатывает проблемы теории вероятностей, науч. объяснения структуры науч. теорий, дедукции, редукции и т.д.

Соч.: On the logic of measurement, [Ν. Υ. ], 1930; An introduction to logic and scientific method, N. Y., 1934 (coвм. с M. R. Cohen); The formation of modern conceptions of formal logic in the development оf geometry, в [сб. ]: Osiris, v. 7, Bruges (Belgium), 1939; Principles of the theory of probability, Chi., [1939 ]; Operational analysis as an instrument for the critique of linguistic signs, "J. Philos.", 1942, v. 39; The meaning of reduction in the natural sciences, в кн.: Science and civilization, Madison, 1949; Sovereign reason, and other studies in the philosophy of science, Glencoe, [1954 ]; The structure of science. Problems in the logic of scientific explanation, L., [1961 ].

Лит.: Боднар Я., О совр. философии в США, [пер. со словацк. ], М., 1959; Turner J. S., Cohen-Nagel on logic, [ред. ], "Bull. Amer. Math. Soc", 1935, v. 41, No 1; Reichenbach H., Reply to E. Nagel's criticism..., "J. Philos.", 1946, v. 43, No3.

И. Добронравов, Ю. Солодухин. Москва.

НАДЕЖДИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАДСТРОЙКА

НАДСТРОЙКА - см. Базис и надстройка.

НАЗАРЕHKO

Иван Дмитриевич [р. 16(29) авг. 1908 ] - сов. философ, д-р филос. наук (с 1962). Член КПСС с 1929. Окончил Харьковский электро-технич, ин-т (1935), три курса Ин-та красной профессуры (.1934), Академию обществ. наук при ЦК КПСС (1948). В 1936-41 заведовал кафедрами философии в ряде вузов Харькова. С 1941 - на руководящей парт. работе. Директор Ин-та истории партии ЦК КП Украины (с 1956). Автор ряда работ по философии, в частности о мировоззрении Шевченко; руководитель авторского коллектива "Очерков истории Коммунистич. партии Украины" (2 изд. 1964). Лауреат Ленинской премии (1964).

Соч.: О ленiнських фiлос. "кругах", "Бiльшовик Украïни", 1940, No 10; Нiмецька класична фiлософiя, К., 1941; Свiтогляд Т. Г. Шевченка, К.,. 1957; К вопросу о научной разработке истории Коммунис-тической партии Украины, "Коммунист Украины", 1957, No 5; Нариси icтоpiï Комунiстичноï napriï Украïни, К., 1961; Общественно-политич., филос. и атеистич. взгляды Т. Г. Шевченко, М., 1961; Т. Г. Шевченко - борець проти iдеалiзму i релiгii, К., 1961.

НАЗАРЯН

Степанос [15(27) мая 1812 - 27 апр. (9 мая) 1879 ] - арм. обществ. деятель, просветитель, историк, философ и филолог. Издававшийся им в Москве (1858-64) журн. "Юсисапайл" ("Северное сияние") оказал влияние на развитие прогрессивной обществ. мысли Армении. Н. вел борьбу против клерикализма и крепостничества, считая, что крепостное произ-во основано на грабеже крестьянина и не имеет стимулов для развития. Вместе с тем Н. отрицал эксплуатацию и классовую борьбу при капитализме. В гос-ве, по Н., воплощается идея справедливости и закона, гармония противоборствующих сил.

Отвергая революцию, он считал, что нет "скачков как в мире вещественном, так и духовном. Все следует закону необходимой постепенности; всякое новое развитие требует времени и, так сказать, живительного дыхания счастливых обстоятельств" (Обозрение Гайканской литературы в новейшее время, "Ученые записки Казанского императорского университета", 1846, No 2, с. 120).

В философии Н. был деистом; подчеркивал роль производства в развитии науки; подвергая анализу роль категорий в познании, он развивал диалектические идеи и критиковал субъективный идеализм.

Соч.: Абуль-Касем Фердауси Тусский, творец Книги Царей, известной под названием Шах-Намэ, кн. 1-2, Каз., 1849-51; на арм. яз.: Значение арм. языка, "Юсисапайл", 1858, No 1; Письмо К. Ц., там же, 1859, No 11; Новогодние думы, там же, 1860, No 1; Век священных переводчиков, там же, No 2; Предложение о создании арм. общества в России, там же, 1862, No 7; Национальные думы, там же, 1863, No 1, 1864, No 2, 3, 4.

Лит. на арм. яз.: Лэо, С. Назарянц, т. 1-2, Тб., 1902; Mхитарян М., Журнал "Юсисапайл", Ер., 1958.

А. Хачатурян. Москва.

НАЗВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЗЗАМ

НАЗЗА́М (а н - Н а з з а м) ибн Сайяр (801-837) - арабский философ. Под влиянием философии Анаксагора Н. высказал ряд новых для Ближнего Востока того времени идей: тело состоит из бесконечного множества частиц, оно бесконечно делимо, мир является вечным, а все тела существуют одновременно в потенциальном состоянии; все движется; душа материальна и она распространена по всему организму, и др. Многочисл. труды Н. до нас не дошли, о его филос. воззрениях известно гл. обр. по трудам его противников, полемизировавших с Н.

Лит.: Аль-Касими Джама ад-дин, Тарих Джахмийя во аль-Мутазила, Каир, 1831; Абу Мансура аль-Багдади, Аль-Фарк бейн аль-фирак, Каир, 1899; Закуев А. К., Философия ан-Наззама, Баку, 1961; Ibn al-Мurtadā al Mu'tazila, cd. T. W. Arnold, Lpz., 1902.

А. Закуев. Баку.

НАИМИ

Фазлаллах аль-Хуруфи (р. ок. 1339 - ум. 1394) - основоположник широко распространенного в странах мусульм. Востока хуруфитского движения (см. Хуруфизм). Идейно близок к исмаилитам карматского толка. Мировоззрение Н. формировалось под влиянием сектантских эзотерич. учений вост. перипатетиков. Выступая в роли комментатора Корана и толкователя ислама, Н. в действительности опровергал их, подменяя веру в Аллаха пантеистич. учением, облаченным в мистич. форму (обожествление букв и цифр). Н. призывал людей изучать окружающее, причем изучение мира считал необходимым начинать с познания определений. По Н., мир находится в вечном циклич. движении, а в развитии существует преемственность: "каждая предыдущая ступень является началом последующей" ("Джавидан-наме" - "Книга о вечности"). Н. писал о взаимосвязи между неорганическим, растительным, животным мирами и человеком. За резкую критику совр. ему действительности, за призывы бороться против господства Тимуридов и еретич. идеи Н. был предан мучительной казни.

Соч.: Искендер-Наме, [Книга об Искандере (Ал. Македонском) ], в "Е. J. W. Gibb Memorial series", v. 9, Textes persans relatifs à la secte des houroufis, publiés, traduits et annotés par C. Huart, L., 1909; Махаббат-наме (Книга о любви), рукопись, хранится в библиотеке гос. ун-та в Ереване; Аш'ар Найми (Стихи Наими), хранятся в биб-ке Ленинградского ин-та народов Азии и Африки, шифр - Г 306.

Лит.: Садег Кийа, Важэ наме (Словарь гюргянского языка), Тегеран, 1330 с. г. х. (1951).

З. Кули-Заде. Баку.

НАКАЭ ТЕМИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАКАЭ ТОДЗЮ

НАКА́Э ТО́ДЗЮ (К о р э н а к а) (1608-48) - япон. философ. Основал япон. "Школу Ван Ян-мина" (см. Ван Ян-мин). Н. Т. проповедовал, что субстанцией мира является "божественная великая пустота"; идеальное (ри) и материальное (ки) начала представляют собой ее свойства и в основе между ними нет различия, как нет различия между бытием и небытием вообще. Вещи существуют лишь постольку, поскольку человек их воспринимает. Познание, согласно Н. Т., есть результат "рети" - "естественного (врожденного) знания" или интуитивного постижения, и его поле тем шире, чем совершеннее душа человека. "Рети" заложено во всех людях, т.к. они по своей природе в конечном счете представляют частицы одной и той же мировой субстанции. Среди соч. Н. Т. наиболее популярны - "Вопросы и ответы старца" ("Оокина мондо"), "Истолкование памятника „Великое учение"" ("Дайгаку кай"), "Истолкование памятника "Беседы и рассуждения" Конфуция и его учеников" ("Тюё кай") и др.

Лит.: Радуль-Затуловский Я. Б., Конфуцианство и его распространение в Японии, М.-Л., 1947, с. 328-331; Нагата Хироси, Нихон тэцугаку си (История япон. философии), Токио, 1937, с. 53-58; Иноуэ Тэцудзиро, Нихон ёмэйгакуха-но тэцугаку (Философия японской школы Ван Ян-мина), Токио, 1938; Сайгуса Хирото, Тэцугакухэн-но кайсэцу (Редакц. пояснения и введение к "Толкованию памятника "Следование средине""), в кн.: Нихон тэцугаку сисо дзенсё (Полн. собр. соч. по япон. филос. мысли), т. 15, Токио, 1957, с. 49-50.

Я. Радуль-Затуловский. Ленинград.

НАКШБЕНДИ

НАКШБЕНДИ (Шейх Бахааддин, Ходжа Мухаммед) (1319-89) - основатель ордена Накшбендия (см. Накшбендизм), проповедовал идеалистич. пантеистич. теории, проникнутые идеей возвращения ислама к его первоначальной чистоте.

Лит. см. при ст. Накшбендизм.

М. Хайруллаев. Ташкент.

НАКШБЕНДИЗМ

НАКШБЕНДИЗМ - одно из гл. направлений среднеазиатского суфизма, получило развитие после возникновения в 13 в. дервишского ордена Накшбендия, основателем к-рого был Накшбенди. Ранний Н. имел нек-рое прогрессивное значение, отражая интерес нар. масс к чисто мирским проблемам. В этот период на Н. оказывали влияние идеи Хамадани и Абдулхалика Гиждувани. Н. призывал пользоваться благами этого мира, овладевать знаниями и трудиться. После смерти Накшбенди Н. становится реакционным. Ставший во главе ордена Ходжа Ахрар (14-15 вв.) и его последователи учили, что наука - это не знания, полученные посредством ощущений, рассуждений и размышлений, что истинная наука - это внушения и разъяснения самого шейха, она состоит из духовных божеств, тайн, к-рые неизвестны обычным ученым (журн. "Шуро", 1913, No 22).

Лит.: История Узбекской ССР, 2 изд., т. 1, кн. 1, Таш., 1955; Муминов И. М., Филос. взгляды М. Бедиля, Таш., 1957; Смирнов Е. Т., Дервишизм в Туркестане, "Туркест. ведомости", 1898, No 55-58; Цветков П., Исламизм, т. 4, Ашхабад, 1913.

М. Хайруллаев. Ташкент.

НАЛБАНДЯН

Статья большая, находится на отдельной странице.

"НАПИСАНИЕ О ГРАМОТЕ"

"НАПИСА́НИЕ О ГРА́МОТЕ" - анонимный филос. грамматич. трактат, памятник рус. рационалистич. и гуманистич. мысли 15 - нач. 16 вв. Филос. введение "Н. о г." содержит идеи, утверждающие познават. возможности и созидат. силы ума в противоположность феодально- православному мировоззрению, обезличивавшему человека, "Н. о Г." представляет собой новую ступень в развитии идеи свободы человека, к-рая в Лаодикийском послании моск. еретика Ф. Курицына была формулирована как "самовластие души". "Н. о г." постулирует самовластие ума человека, различая понятия "разума" как сознающей, но пассивной способности человека, и "ума" как активной способности к действию, к обогащению сознающей способности, выражением чего является знание. Знание дает постижение минувшего, понимание настоящего, предвидение будущего. Начальной ступенью к знаниям служит грамота и с ее помощью люди становятся учеными, мудрецами, овладевают всевозможными мастерствами и искусствами. Отсюда вывод: "грамота есть самовластие", иными словами "учение есть свобода". "Н. о г." содержит гуманистич. мотивы и по своей центр, идее имеет точки соприкосновения со знаменитым манифестом итал. гуманизма 15 в. трактатом Пико делла Мирандола "О достоинстве человека". Социальными носителями идей "Н. о г." являлись участники еретич. движения последней трети 15 - нач. 16 вв., среди к-рых находились, представите ли городских торгово-ремесленных кругов, низшего духовенства, а также представители социальных низов города. "Н. о г." вызвало к жизни спец. соч. - "Беседы об учении грамоте", в к-ром анонимный представитель церк. кругов выступил с полемикой против "Написания", уличая автора его в антитринитаризме (см. Антитринитарии), в следовании ереси арианства, несторианства и т.п.

Лит.: Клибанов А. И., "Н. о г.", в сб. ст.: Вопросы истории религии и атеизма, [т. ] 3,. М., 1955; его же, Реформац. движения в России в XIV - первой половине XVI вв.,. М., 1960, с. 63-82. и с. 333-50.

А. И. Клибанов. Москва.

НАРИМАНОВ

Нариман Кербалай Наджаф оглы [2(14) апр. 1871 - 19 марта 1925 ] - азерб. писатель, деятель Коммунистич. партии и Сов. гос-ва, один из председателей ЦИК СССР. Род. в Тифлисе в крест. семье. Будучи студентом Новороссийского ун-та в Одессе, вел революционную работу среди портовых рабочих. В 1905 вступил в большевистскую организацию "Гуммет". За революц. деятельность был арестован и сослан в Астрахань (1909). В 1917 - пред. комитета орг-ции "Гуммет", один из руководителей революц. борьбы за власть Советов в Азербайджане. В 1921 - пред. СНК Азербайджана. С 1922 - пред. Союзного Совета ЗССР, затем один из пред. ЦИК СССР.

Мировоззрение Н. формировалось под влиянием передовой рус. культуры и, впоследствии, идей марксизма. В 90-х гг. Н. стоял на просветительских позициях и, разоблачая религию, выдвигал демократии, гуманистич., интернационалистич. идеи. Н. активно пропагандировал материализм и естветвенно-науч. знания, выступал за отделение церкви от гос-ва. Его антирелиг. пропаганду высоко оценил Ленин (см. Ленинский сб., XXXV, 1945, с. 233). Переход Н. на позиции марксизма начался в годы первой рус. революции, в этот период он стал пропагандироватышрекрасные идеи прекрасных принципов Маркса" (газ. "Хаят", NoNo 102 и 140, 1960). После 1917 Н. прочно стал на позиции марксизма-ленинизма и начал борьбу за торжество ленинских идей в Азербайджане. "Путь вашего всестороннего освобождения - в ленинской программе. Ленинская программа, направленная против помещиков и капиталистов... освободит мусульманский народ из-под гнета" (газ. "Гуммет", "Что мы должны делать?", янв., 1918).

В области лит-ры Н. отстаивал реализм, критиковал теорию "чистого" иск-ва.

Соч.: Ленин в∋ Шəрг, Бакы, 1924; Əс∋рлəри, Бакы 1956; на рус. яз. - Ленин и Восток. Сб. ст. (соавтор), M., 1924; Статьи и письма, М., 1925; Пир, М., 1925; Собр. соч. т. 1-2, М.-Л., 1926; О В. И. Ленине. Сб., Баку, 1957.

Лит.: Памяти Н. Н. Сб. ст., M., 1925; Ρафили М. Г., Η. Η. - выдающийся революционер и писатель, Баку, 1956; Активные борцы за Сов. власть в Азербайджане, Баку, 1957; Гулиев Дж. В., Η. Η. - выдающийся партийный и гос. деятель, в кн.: Тр. Ин-та истории партии при ЦК КП Азерб. филиала Ин-та марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, т. 20, 1957; История философии, т. 5,. М., 1961 с. 379; на азерб. яз. - M əммəдов В., Н.. Нəриманов, Бакы, 1957.

Ф. Кочарли. Баку.

НАРОД

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАРОДНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

НАРОДНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - революция, осуществляемая массами, широкими слоями народа в противоположность "верхушечным" революциям и дворцовым переворотам. Отличит. чертой Н. р. является то, что она поднимает к участию в историч. творчестве нар. массы, к-рые выступают активно, со своими собственными экономич. и политич. требованиями. Н. р. могут иметь весьма различное общественно-экономич. содержание. Так, известны Н. р., сметавшие феодализм, расчищавшие дорогу для развития капитализма: напр., бурж. революции во Франции конца 18 в., в России 1905-07. Сравнивая три бурж. революции 20 в.: португальскую, турецкую и русскую, Ленин писал о первых двух, что "...„народной" ни та, ни другая не являются". Революция 1905-07 в России была "...несомненно, "действительно народной" революцией, ибо масса народа, большинство его, самые глубокие общественные "низы", задавленные гнетом и эксплуатацией, поднимаясь самостоятельно, наложили на весь ход революции отпечаток с в о и х требований, с в о и х попыток по-своему построить новое общество, на место разрушаемого старого" (Ленин В. И., Соч., т. 25, с. 388).

К числу Н. р. 20 в. относятся народно-демократические революции в 40-х гг. в ряде стран Европы и Азии, выросшие из антиимпериалистич., антифашистской, нац.-освободит. борьбы широких нар. масс, кубинская революция 1959, национально-освободительные революции в ряде стран Азии и Африки. Наиболее глубокими Н. р., руководимыми рабочим классом и осуществляемыми массами трудящегося народа, являются социалистические революции. В совр. развитых капиталистич. странах существуют предпосылки антимонополистич. демократич. революции, направленной против наиболее реакц. групп буржуазии, во имя упрочения мира, защиты и расширения демократии. Н. р., имеющие антиимпериалистич. характер, при руководстве рабочего класса и его марксистско-ленинской партии сближаются и непосредственно перерастают в социалистич. революции.

А. Бутенко. Москва.

НАРОДНИЧЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

"НАРОДНОГО КАПИТАЛИЗМА ТЕОРИЯ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАРОДНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАРОДНОСТЬ ИСКУССТВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАРСКИЙ

Игорь Сергеевич (р. 18 ноября 1920) - сов. философ, д-р филос. наук (1961), профессор (с 1963), Окончил филос. фак-т Моск. ун-та (1948). С 1949 ведет педагогич. и науч. работу по философии. Ст. науч. сотрудник Ин-та философии АН СССР (1951-61). С 1962 - проф. филос. фак-та Моск. ун-та. Член редколлегии журн. "Филос. науки" (с 1963). Исследует проблемы марксистско-ленинской теории познания, особенно методологии науки и роли языка и символич. средств в познании; вопросы истории филос. и социологич. мысли европ. стран нар. демократии, особенно Польши; вопросы истории англ. философии, особенно "эмпирических" ее течений; истории и критики позитивизма, особенно логич. и лингвистич. позитивизма. Редактор, автор вступит. статей и комментариев в кн.: Избр. произведения прогрессивных польских мыслителей (т. 1-3, М., 1956-58); Польские мыслители эпохи Возрождения (М., 1960); Д. Локк, Избр. филос. произведения (т. 1, М., 1960); Т. Котарбиньский, Избр. произведения (М., 1963).

Соч.: Мировоззрение Э. Дембовского. Из истории польской философии XIX в., М., 1954; Критика семантич. идеализма, [M. ] 1956; Философия польского просвещения, М., 1958; Марксистское понимание предмета философии и позитивизм, М., 1959; "Материализм и эмпириокритицизм" В. И. Ленина и логич. позитивизм, в сб.: Великое произведение воинствующего материализма, М., 1959; Вопросы диалектики познания в "Капитале" К. Маркса, М., 1959; Философия Джона Локка, М., 1960; Очерки по истории позитивизма, М., 1960; Совр. позитивизм. Критич. очерк, М., 1961; Философия Бертрана Рассела, М., 1962; Понятие формального анализа и диалектика, "Вестн. МГУ". Серия 8. Экономика, философия, 1963, No 1; Проблема значения и критика ее неопозитивистских решений, "Вопр. философии", 1963, No 6; Об историко-филос. развитии понятия "отчуждение", "Филос. науки" (Науч. докл. высшей школы), 1963, No 4; К вопросу об отражении диалектики движения в понятиях (Еще раз о парадоксе "Летящая стрела"), в сб.: Форм. логика и методология науки, М., 1964.

НАСИЛИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАСИР ХОСРОВ

НАСИР ХОСРО́В (Носир Хисрав) (р. 1004 - ум. ок. 1088 или между 1072 и 1077) - таджико-перс. философ, поэт и обществ. деятель. Как приверженец исмаилизма, подвергался гонениям со стороны феод. правителей и мусульм. духовенства. Философия Н. X. носила в основном идеалистич. характер. Утверждая, что "...мир телесен и разнообразен и движется в пространстве", он идеалистически заключал, что "все субстанциональное, все существующее есть творение творца", и считал, что движение есть порождение формы, "а не материи". Окружающий мир, по Н. X., познаваем; внешнее познается при помощи органов чувств, а внутреннее - при помощи разума. Его теория познания в своей основе рационалистична: "Наука - это познание вещей такими, какими те вещи являются, а познавателем вещей, как они есть, является разум". Он подчеркивал и бесконечность процесса познания: "Невозможно, чтобы человек стал таким, что ему не останется что познавать". Известное влияние на философию Н. X. оказали Фараби и Ибн Сина.

Соч.: Зад ал-мусафирин, Берлин, 1341 л. г. х. (1923); Джамиал-хекмäтäйн, Тегеран-Париж, 1953; Вäдж-е-дин, Берлин, 1343 л. г. х. (1924); Диван, Тегеран, 1307 с. г. х. (1928); в рус. пер. - Избранное, [Душанбе ], 1949; Сафар-Намэ. Книга путешествия, пер. Е. Э. Бертельса, [М.-Л. ], 1933.

Лит.: Богоутдинов А. М., Очерки по истории таджикской философии, [Душанбе ], 1961; Бертельс А. Е., Насиир-и Хосров и исмаилизм, М., 1959; Ашуров Г., Филос. трактат Н. X. "Зод ал-мусофирин", "Изв. отд. обществ. наук АН Тадж. ССР", 1960, No 2 (23); его же, Решение осн. вопроса философии Н. X., там же, 1963, No 2 (33); Ιvanоw W., Nasiri Khusraw and ismailism, Bombay, 1948.

Г. Ашуров. Душанбе.

НАСИРЭДДИН

Т у с и, Абу Джафар Мухаммед [17 (или 18) февр. 1201 - 26 (или 25) июня 1274 ] - азерб. ученый и мыслитель, известен исследованиями в области астрономии, математики, философии и этики, основатель Марагинской астрономич. обсерватории. Филос. воззрения формировались под влиянием Бахманяра. В соч. "Комментарии к философии и логике Ибн Сины. На полях примечания ар-Рази" ["Шарх аль-Ишāрāт", 1290 л. г. х. (1873) ], "Трактат по теологии и метафизике" ["Тəджрид ал-калан", 1274 л. г. х. (1857) ], "Насировская этика" ["Ахлаг-е-Насери", 1309 л. г. х. (1891/92) ], "Характеры или качества благородных людей" ["Оусаф-ол-ашраф", 1306 с. г. х. (1927) ] и др. Н. комментировал филос. взгляды Ибн Сины и защищал его воззрения от нападок мусульм. богослова Фахраддина ар-Рази, излагал догмы ислама шиитского толка в филос. плане, разбирал вопросы этики и социологии. В филос. произведении "Рассуждение о двух рассуждениях" ("ал-Мухакамат бейн ал-Муха каматайн") Н. разбирал полемику между мусульм. мыслителем Абу Хамидом аль-Газали и араб. философом, перипатетиком Ибн Рошдом (Аверроэсом). Н. сыграл большую роль в развитии и распространении естеств. и математич. наук на Ближнем и Среднем Востоке. Его астрономич. таблицы ("Зиджи Ильхани") были известны и на Востоке и в Зап. Европе.

Лит.: Бартольд В., История изучения Востока в Европе и России, 2 изд., Л., 1925; Бертельс Е. Э., Очерк истории перс. лит., Л., 1928; Ташкёпрю А. Э., Mevzûât ul-ulûm, т. 1-2, Константинополь, 1313 л. г. х. (1895); Закуев А.-К., Психологич. воззрения Н. Туси, в кн.: Тр. Ин-та истории и филос. [АН Азерб. ССР ], т. 6, Баку, 1955; Рашид-ад-дин, Джами-ат-таварих, Сб. летописей, т. 3, пер. с персид., Баку, 1957; Məммəдбəили, М. Нəсирəддин Туси, Бакы, 1957.

А. Закуев. Баку.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАСТИКА

НАСТИКА (санскр. - отрицающий) - термин инд. философии. Согласно классич. традиции, он употребляется для обозначения учений, отвергающих верховный авторитет Вед. К Н. относились филос. школы буддизма, джайнизма и локаяты, противопоставляемые шести ортодоксальным школам (веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика). Такое толкование термина H. дается в "Законах Ману" (II, 11; III, 150; VIII, 22), а при разграничении ортодоксальных и неортодоксальных учений - в "Сарвадаршана-санграху" Мадхавы. Однако в ряде др. инд. текстов с учением Н. связывается отрицание не только авторитета Вед, но и существования бога (Майтри упанишада, III, 5), потусторонних миров (Мокшадхарма, 323, 10), бессмертной души (Мокшад-харма 218, 28). В подобных случаях слово "Н." употребляется в качестве синонима материализма и атеизма. Встречающееся в др.-инд. филос. лит-ре отнесение признанных впоследствии ортодоксальными филос. учений (напр., санкхьи) к Н. нередко обусловлено наличием в них атеистич. и материалистич. идей.

В. Костюченко. Москва.

НАСЫРОВ

НАСЫРОВ (Насыри), Каюм (14 февр. 1825 - 20 авг. 1902) - татарский ученый-просветитель, педагог и писатель; по своим филос. взглядам материалист. Обществ.-педагогич. взгляды Н. развивались под влиянием рус. революц. демократов и педагогич. идей Ушинского и Л. Н. Толстого.

Соч.: Сайланма əсəрлəр, [Каз. ], 1953; Тəрбия китабы, Каз., 1891.

Лит.: Гайнуллин М., Каюм Насыри (Его науч. лит. и просвет. деятельность), Каз., 1945; Каюм Насыри. 1825-1902 (Материалы науч. сессии, посвященной 120-летию со дня рождения), Каз., 1948; Фасеев К. Ф., Из истории татарской передовой обществ. мысли (Вторая половина XIX в. - начало XX в.), Каз., 1955.

М. Гайнуллин. Казань.

НАТИВИЗМ

НАТИВИЗМ (от лат. nativus - врожденный). Этим термином Гельмгольц обозначил учение о прирожденности пространств видения. Согласно Н., система психофизиологич. актов, дающих осн. пространств. параметры образа, готова с момента рождения, а не приобретается посредством опыта. Концепция Н. восходит к И. Мюллеру, к-рый под влиянием априористской схемы Канта утверждал, что сетчатая оболочка глаза непосредственно ощущает себя пространственно. Геринг, Штумпф и др. последующие представители Н. наделяли сенсорные аппараты прирожд. чувством различных пространств. измерений, к-рое дано изначально и лишь совершенствуется под воздействием опыта, упражнения. Н. противостоял генетизм (или эмпиризм) - концепция пространств. образа как продукта развития, опыта. Спенсер пытался примирить оба направления с позиций эволюц. теории: то, что является прирожденным для индивида, сформировано опытом в процессе филогенеза. Спор Н. и генетизма к концу 19 в. потерял актуальность. Среди сторонников и противников Н. были как идеалисты, так и материалисты. Иногда термином Н. обозначают любое представление о прирожденности к.-л. психич. качеств.

Лит.: Гельмгольц Г., Факты в восприятии [пер. с нем. ], СПБ, [1880 ]; Сеченов И. М., Герман ф.-Гельмгольц как физиолог, Избр. произв., т. 1, [М. ], 1952; Ярошевский М. Г., Проблема детерминизма в психофизиологии XIX в., Душанбе, 1961; Hеlmhоltz Η., Über das Sehen des Menschen, Lpz., 1855; Stumpf K., Über den psychologischen Ursprung der Raumvorstellung, Lpz., 1873; Boring E., Sensation and perception in the history of experimental psychology, Ν. Υ.-L., [1942 ]; его же, A history of experimental psychology, 2 ed., Ν. Υ., [1950 ].

M. Ярошевский. Душанбе.

НАТОРП

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАТУРАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАТУРАЛЬНОЕ ИСЧИСЛЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАТУРФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАТЬЯШАСТРА

НАТЬЯША́СТРА ("Учение о театральном искусстве") [санскр., 2-4 (?) вв. ] - памятник др.-инд. мысли, содержащий сведения по вопросам театра, сценич. иск-ва, танца, теории музыки и поэтики. Приписывается легендарному мудрецу Бхарате. Отд. часть трактата посвящена описанию эмоционального состояния, вызываемого в зрителях театральным представлением, к-рое определяется термином раса (букв. "вкус", "вкушение"). Последующая традиция окружила Н. ореолом святости, ей был присвоен титул "пятой Веды". Трактат неоднократно комментировался. Одним из крупнейших толкователей Н. является Абхинавагупта (X в.; см. "Абхинавабхарати"). Ряд комментариев, в том числе комментарии, составленные Бхатта Лоллатой, Шанкукой и Бхатта Найакой, не сохранились до нашего времени.

Издания: Bharata, Natyasastra, Benares, 1929; Вhаrata, Natyasastra with the commentary of Abhinavagupta, v. 1-4, Baroda, 1926-36.

Лит.: Эрман В. Г., Теория драмы в древнеинд. лит., в сб.: Драматургия и театр Индии, М., 1961; Pandey К. Ch., Comparative aesthetics, 2 ed., v. 1, Indian aesthetics, Benares, 1959.

Ю. Алиханова. Москва.

НАУКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

"НАУКА OБ ИСКУССТВЕ"

"НАУКА OБ ИСКУССТВЕ" - художеств.-теоретич. дисциплина, оформившаяся в нач. 20 в. в Германии (allgemeine Kunstwissenschaft - "всеобщая наука об искусстве"), пытавшаяся объединить в себе методологич. проблемы истории с осн. вопросами формалистически трактованной теории всех видов иск-ва. В качестве "объективной науки", исключающей к.-л. оценочное отношение к иск-ву, "Н. об и." противопоставлялась эстетике как оценочной дисциплине; задача ее виделась в том, чтобы изучать "эстетический объект" как таковой и давать классификацию искусства по "типам" (Дильтей, М. Дессуар), формально-стилистическим категориям с точки зрения способов "художественного видения" (Г. Вёльфлин), видам "мировосприятия" и "художественной воли" (Г. Воррингер и др.). Важнейшими теоретиками этой науки были М. Дессуар и Э. Утиц. Ими было создано об-во эстетики и "всеобщей „Н. об и."", просуществовавшее до 2-й мировой войны и издававшее в 1906-43 журн. "Zeitschrift für Ästhetik und allgemeine Kunstwissenschaft". Конгрессы об-ва состоялись в 1913, 1924, 1927. В области конкретного исследования историч. периодов и стилей, в освещении проблем структуры художеств. произведений "Н. об и." дала ряд положит. результатов, несмотря на формалистич. и идеалистич. характер ее концепций иск-ва в целом.

После 2-й мировой войны центр деятельности сторонников "Н. об и." переместился в США (Манро, Редер, М. Ризер, Е. Вундт и др.), где издается их орган "Journal of Aesthetics and Art Criticism" (c 1941). В отличие от довоенного нем. варианта "Н. об и.", в к-ром господствовал принцип формально-композиц. и структурного рассмотрения произведений и стилей искусства, послевоенный англо-американский вариант, наряду с "ортодоксальным" формализмом, широко пропагандирует взгляды экзистенциализма, семантиков и др.

Идеи "Н. об и." были широко распространены в бурж. искусствоведении довоенных лет. Особое признание получила идущая от Фидлера и разработанная Г. Вёльфлиным формалистич. теория "видения" и "формотворчества", к-рая нашла своих последователей в литературоведении (О. Вальцель, О. Гейгер и др.) и в музыковедении (В. Гурлитт и др.). В СССР в 20-х гг. делались неудачные попытки создать "социологическую" разновидность "Н. об и." в виде "синтетической" науки, объединяющей историю стилей и теорию всех видов иск-ва.

Лит.: Гильдебранд Α., Проблема формы в изобразит. иск-ве, пер. с нем., М., 1914; Сидоров Α. Α., Η. об и., в сб.: Обществ. науки. 1917-1927, М., 1928; Маца И., "Кризис эстетики" и формалистич. "Н. об и.", в сб.: Вопросы эстетики, вып. 3, М., 1960; Dessoir М., Ästhetik und allgemeine Kunstwissenschaft..., Stuttg., 1906; его же, Skeptizismus in der Ästhetik, "Z. Ästhetik und allgemeine Kunstwissenschaft", 1907, Bd 2, H. 4; Tietze H., Die Methode der Kunstgeschichte, Lpz., 1913; Utitz E., Grundlegung der allgemeinen Kunstwissenschaft, Bd 1-2, Stuttg., 1914-20; Frankl P., Das System der Kunstwissenschaft, Brünn-Lpz., 1938.

И. Маца. Москва.

Предыдущая страница Следующая страница