Приглашаем посетить сайт

Пушкин (pushkin-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ВКУС

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ВКУС

ВКУС (эстетический) - исторически сложившаяся способность человека к различению, пониманию и оценке прекрасного и безобразного в явлениях действительности и произведениях иск-ва; имеет широкую сферу проявления - в художеств. творчестве, труде, в быту, поведении людей и т.д.

Способность человека оценивать прекрасное и безобразное является результатом длительного историч. развития, формирования его способностей в процессе обществ. практики и усвоения художеств. культуры. В процессе обществ. труда создается "человеческий вкус к природе", "чувствующий красоту формы глаз", "музыкальное ухо", - "короче говоря, такие ч у в с т в а, которые способны к человеческим наслаждениям и которые утверждают себя как ч е л о в е ч е с к и е сущностные силы" (Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, 1956, с. 593, а также 594-95, 599-606, 566-67). Признание обществ. природы эстетич. В., социальной обусловленности его индивидуальных проявлений входит в основы марксистско-ленинской эстетики, к-рая придает огромное значение В. как проявлению общей эстетич. культуры человека, отводя главную роль в формировании способности понимать прекрасное искусству и эстетическому воспитанию.

Изучением проблемы В. усиленно начали заниматься в эпоху становления бурж. общества, когда В. людей явственно обособились и даже вступили в противоречие. Первый толчок к исследованию проблемы В. дала работа испанского писателя и философа Грасиана-и-Моралеса "Настольный предсказатель" (В.Gracian у Morales, Oraculo manual у arte de prudencia, Huesca, 1647, Amsterdam, 1660). Давая широкое определение В. как особой способности человека наряду с разумом и суждением, Грасиан-и-Моралес придавал ему большое значение как средству всестороннего развития природных способностей человека.

С 17 в. вплоть до 19 в. вокруг проблемы В. в эстетике шли споры: имеет ли В. рациональную или иррациональную природу, основывается ли он на разуме или на чувстве, является ли В. прирожденной или воспитываемой способностью, имеют ли его решения всеобщее или индивидуальное значение. Во Франции категория В. получила рационалистич. решение в произведениях Буало, Баттё, Монтескьё, Вольтера и др. Начиная с Буало, к-рый испытал значит. влияние рационалистич. философии Декарта, здесь прочно устанавливается воззрение, согласно к-рому В. должен основываться на изучении произведений иск-ва древности и руководствоваться разумом и смыслом. "Хороший вкус"является критерием подлинного искусства и красоты. Давая рационалистич. трактовку В., франц. эстетика признавала в качестве осн. его признаков правдоподобие, разумность, ясность. Художник должен руководствоваться в своем выборе В.: "Талант подражает природе, вкус подсказывает ему выбор..." (Дидро Д., Собр. соч., т. 6, М., 1946, с. 539).

В англ. сенсуалистич. эстетике 17-18 вв. категория В. приобрела не только эстетич., но и нравств. смысл. Шефтсбери, Хом доказывали, что истинный В. обусловлен не умом и знанием, а характером, гармонич. уравновешенностью в человеке различных аффектов. В. проявляется не в следовании стеснит. правилам, а в чувстве правды, в соответствии истине, природе. Хетчесон, а затем Бёрк утверждали всеобщность эстетич. В., без к-рой не могла бы существовать и наука о В., т.е. эстетика. Несмотря на различие субъективного В., общая всем людям психофизиологич. организация, по их мнению, обусловливает единые суждения В. у разных людей. Продолжая тенденцию подчеркивать субъективность В., Юм абсолютизировал ее, утверждая, что о вкусах не спорят ("Of the standard of taste", 1757). В Германии проблема В. получила отражение в произведениях Винкельмана, Зульцера, Готтшеда и др. Кант в "Критике способности суждений" (1790) указал на осн. трудность теории В., к-рая состоит в том, что В. должен быть признан одновременно и общественным, и индивидуальным, и обязательным для всех, и в то же время зависящим лишь от характера данного индивида, не подчиняющегося никаким рассудочным правилам. Никакие доказательства и объяснения не могут заставить человека признать прекрасным то, что ему не нравится. И тем не менее в самой природе В. заложено убеждение, что прекрасное для одних людей должно быть прекрасным для всех. Это противоречие, утверждал Кант, неразрешимо, т.е. является антиномией. Кант отрицал возможность теоретич. формулирования "правил В.". По его мнению, В. может развиваться лишь при постоянном непосредств. восприятии гениальных художеств. произведений, являющихся образцом В.

Гегель, критикуя эстетику классицизма за ее нормативизм и формализм, подверг критич. разбору понятие В. в том виде, как оно выступало в истории эстетики. Он указал на прекрасное как на объективную основу В. и обратил внимание на его воспитание (см. Соч., т. 12, М., 1938, с. 17, 36, 46-47). В середине 19 в. широкое распространение получило понимание В., развитое в т.н. экспериментальной эстетике Фехнера, к-рый пытался вывести законы В. из физиологич. законов ощущения и восприятия. Фрейд пытался обосновать В. законами "подсознательного" и отрицал общепризнанные нормы В., объявлял его областью полного индивидуального произвола.

Б. Шрагин. Москва.

В русской эстетике проблема В. получила развитие в связи с развитием теории и практики классицизма. Куницын в ст. "О вкусе", Альбицкий в работе "О стихотворстве", Александровский в ст. "О подражании" (опубликованы в сб. "Сочинения студентов Санкт-петербургского Педагогического института по части эстетики", СПБ, 1806), рассматривая иск-во как подражание природе, выводили правила подражания из В., к-рый, по определению Куницына, есть "естественная чувствительность, управляемая разборчивостью разума" (указ. сб., с. 238). Требования и правила В. имеют нормативный характер. "Истинный вкус один, остальные ему противоположны" (там же, с. 247). В 10-20-х гг. 19 в. проблема В. разрабатывалась в работах Мерзлякова, который определял эстетику как "науку о правилах изящных искусств, из наблюдения вкуса извлеченных" (Замечания об эстетике, "Вестник Европы", 1813, No 19, с. 198).

Материалистич. эстетика революц. демократов выступила с критикой как нормативного классицистич. понимания В. "законодателями литературного вкуса" - Буало, Баттё, Мерзляковым и др., так и с критикой сторонников "вдохновения без вкуса", вообще "безвкусицы", романтич. произвола (см. В. Г. Белинский, Русская литература в 1841 году; ст. "Полное собрание сочинений" А. Марлинского и др.). Правдивое воспроизведение жизни в искусстве связано с художеств. мерой, "образованным", "развитым" В., к-рый входит в критерий эстетич. оценки.

Чернышевский рассматривал В. как способность верно оценивать произведения иск-ва. Высмеивая всякие попытки сделать "изящный вкус" критерием оценки художеств. произведения, он вместе с тем требовал от критика "верного вкуса", в частности считал особенностью Белинского то, что "он был одарен чрезвычайно верным и тонким вкусом" ("Очерки гоголевского периода русской литературы", в кн.: Избр. филос. соч., т. 1, 1950, с. 697).

Марксистско-ленинская эстетика, рассматривая индивидуальность и ее В. как продукт обществ. отношений, отрицает нормативный характер В., утверждает необходимость длительного воспитания и образования В., способного правильно оценивать красоту во всех ее проявлениях - в труде, быту, искусстве. Марксистская эстетика считает, что в истории не может существовать непреодолимого противоречия между обществ. эстетич. нормами и индивидуальным В. Если же такое противоречие появляется, то причина этого коренится в обществ. антагонизмах. Формирование В. зависит от обществ. условий труда, от обществ. практики. В. проявляется во всех формах человеч. деятельности и прежде всего в труде, т.к. человек производит и по законам красоты. Маркс и Энгельс указывали, что благодаря условиям труда ср.-век. ремесленник имел интерес к своей специальной работе, "интерес, который мог подниматься до степени примитивного художественного вкуса" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 52). Особое значение для воспитания В. имеет иск-во. "Предмет искусства..., - писал Маркс, - создает публику, понимающую искусство и способную наслаждаться красотой" (там же, т. 12, с. 718).

Лит.: Маркс К., Экономическо-философские рукописи (844 года, в кн.: К. Maркс и Ф. Энгельс, Из ранних произведений, М., 1956, с. 586-87; Дмитриева Η. Α., Вопросы эстетического воспитания, М., 1956; Белинский В. Г., Собр. соч. в трех томах, М., 1948, т. 1, с. 53-54, 156, 287; т. 3, с. 368; Чернышевский Н. Г., Эстетика и литературная критика, Избр. статьи, М.-Л., 1951, с. 92, 110, 223; Жирард Г., О вкусе, с присовокуплением рассуждения о том же предмете д'Аламбера, Вольтера и Монтескье, ч. 1-3, пер. с франц., М., 1803; Монтескье Ш., Опыт о вкусе в произведениях природы и искусства, Избр. произв., М., 1955; Bellegarde J. de, Sur le bon goût, в его кн.: Lettres curieuses de littérature et de morale, P. 1702; Сartaud de la Vilate F., Essai historique et philosophique sur le goût, P., 1736; Вatteux Сh., Cours de belles-lettres distribué par exercices, v. 1-2,1747-48; Sne11 C. W., Lehrbuch der Kritik des Geschmacks, Lpz., 1795; Falke J. von, Geschichte des modernen Geschmacks, 2 Aufl., Lpz., 1880; Schaukal R., Vom Geschmack, 2 Aufl., Münch., 1910; Heimann В., Über den Geschmack, В., 1924; Meier-Oberst E., Dinge um uns. Ein Wort über den Geschmack, "Z. Kunst", Lpz., 1949, H. 3, S. 201-03; Ziegenfuss W., Die Überwindung des Geschmacks, Potsdam, 1949.

В начало энциклопедии