Приглашаем посетить сайт

Автомобили (auto-2000.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ПРЕКРАСНОЕ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПРЕКРАСНОЕ

ПРЕКРАСНОЕ - категория эстетики, характеризующая явления, обладающие высшей эстетич. ценностью. Как эстетич. ценность П. отличается от нравственных и теоретич. ценностей (добра, истины) тем, что оно связано с определ. чувств, формой и обращается к созерцанию или воображению; в отличие от полезного, восприятие П. носит бескорыстный характер. Для древнейшего эстетич. сознания не было сомнения в объективности Π., к-poe мыслилось как неотъемлемое свойство мира, космоса. Но объяснение этой объективности П. было различным. Для пифагореизма П. есть гармония, внутренне присущая вещам, источник к-рой усматривался в мистически понимаемых количеств. отношениях и божеств. ведении (см. Стобей, Ecl. I, 21,7; Аристотель, Met. I, 4-5 985в-986а). По Гераклиту, "прекраснейший строй мира" и "прекраснейшая гармония" являются результатом единства и борьбы противоположностей (см. В124, Diels9; Аристотель, Eth. Nic. VIII, 2 1155в 4). Гераклит говорит также об относительности П.: "... Самая прекрасная обезьяна безобразна по сравнению с родом людей" (Платон, Гиппий Больший, 289 А). По Сократу, относительность П. обусловлена тем, что "все хорошо и прекрасно по отношению к тому, для чего оно хорошо приспособлено" (Ксенофонт, Воспоминания о Сократе, III, 8,5). Платон проводит четкое различие между тем, "что прекрасно" и тем, "что такое прекрасное", (Гиппий Больший, 287 Е), т.е. между сущностью П. и ее проявлениями. Однако сущность прекрасного Платон трактует как вечную, безотносительную, божеств. идею, от к-рой зависит существование всех прекрасных явлений (см. Пир, 211 А-В). Человек же, "видя здешнюю красоту, вспоминает красоту истинную" (Phaed. 249 D).

Отвергая теорию платоновских "идей", Аристотель полагает, что должно быть единым "прекрасное и бытие прекрасного" (Met. VII, 6 1031в). В соответствии с этим Аристотель рассматривает П. как объективное свойство самой действительности, как проявление ее закономерностей: "...самые главные формы прекрасного, это - порядок <в пространстве>, соразмерность и определенность..." (там же, XIII, 3, 1078а 34); в живой природе П. связано с целесообразностью (см. "О частях животных", 645а). П., по Аристотелю, присуще и обществ. жизни, в к-рой оно совпадает с благом и добродетелью, особенно с мужеством и справедливостью, и выражается в бескорыстном и свободном от эгоистич. интересов служении людям и отечеству (см. Rit. I, 9 1366а-1368а).

В философии софистов и античного скептицизма намечается субъективно-идеалистич. истолкование П. По мнению Пиррона, ни П., ни безобразное не существует в действительности (см. Diog. L., IX, 11, 3). Объективно-идеалистич. понимание П. возрождается у неоплатоника Плотина, к-рый считал, что П. в телах возникает благодаря приобщению к высшей красоте, исходящей от бога (см. "Эннеады"1, 6, 1-9).

Ср.-век. эстетика дает такое же объяснение сущности П. Августин писал, что бог сотворил "прекрасные разнообразные формы, блестящие и приятные цвета" (Исповедь, X, 34). Фома Аквинский также усматривал конечный источник П. в боге; условиями П. он считал целостность, или совершенство, должную пропорцию, или созвучие, и ясность (см. "Summa theologica", I, qu. 39, art. 8).

Мыслители эпохи Возрождения были убеждены в объективности П. Альберти полагает, что... "красота, как нечто присущее и прирожденное телу, разлита по всему телу в той мере, в какой оно прекрасно" ("Десять книг о зодчестве", т. 1, М., 1935, с. 178). Само П. определяется им как "... строгая соразмерная гармония всех частей, объединяемых тем, чему они принадлежат..." (там же). Для Леонардо да Винчи, Дюрера и др. теоретиков и практиков искусства Возрождения гармонически и многосторонне развитый человек - высшая мера П.

Классицизм трактовал П. и его оценку рационалистично и нормативно. В эпоху Просвещения эстетика вычленяется в самостоят. дисциплину (у Баумгартена) именно как "наука о прекрасном". Анализ П. у просветителей связан с их поисками гармонич. обществ. связей, преодолевающих крайности совр. цивилизации. П. рассматривается как посредствующее звено между разумом и чувствами, отвлеченным долгом и естеств. влечениями, как "свобода в явлении" (Шиллер), как единство правды и идеала в иск-ве (Дидро, Лессинг). Дидро, считая, что "...восприятие отношений есть основа прекрасного", различает "реально прекрасное" и "прекрасное, которое мы воспринимаем" или "относительно прекрасное" (см. Избр. произв., М., 1951, с. 382, 378). Англ. сенсуалистич. эстетика 18 в. детально исследовала психологию восприятия и переживания П. (Хетчесон, Хом, Бёрк). Абсолютизация субъективной стороны П. привела к идеалистич. отрицанию его объективности в эстетич. воззрениях Юма и Канта. По мнению Канта, "эстетическое свойство" - "то, чтó в представлении объекта только субъективно..." ("Критика способности суждения", СПБ, 1898, с. 28) и "...суждение вкуса не есть познавательное суждение" (там же, с. 41). Предмет может считаться прекрасным, если отношение к нему будет незаинтересованным, если он без понятия представляется как "объект общего наслаждения" и "предмет н е о б х о д и м о г о удовольствия" и если он воспринимается как обладающий "формой целесообразности" "без представления цели" (см. тамже, с. 52, 92, 85). Гегель при исследовании П. отвергает кантовское "... ошибочное представление о существовании прочной противоположности между субъективным мышлением и объективными предметами..." (Соч., т. 12, М., 1938, с. 61). Для Гегеля П. объективно как "чувственная видимость идеи" (см. тамже, с. 115). Поскольку же в природе идея проявляется лишь смутно, то и П. в ней несовершенно. Только искусство, по Гегелю, способно осуществить необходимое для истинно П. полное соответствие идеи и образа; П. в искусстве и есть идеал. Ценнейшее достижение гегелевской эстетики - диалектич. подход к изучению П. и понимание историч. развития П., хотя и на объективно-идеалистич. основе.

Материалистич. эстетика 18-19 вв. доказывала объективность П., рассматривая его как свойства, качества, отношения самóй материальной действительности. "Под красотой я понимаю, - писал Э. Бёрк в книге "Филос. исследование происхождения наших идей о возвышенном и П.", - качество или качества тел, благодаря которым они (тела. - Ред.) вызывают любовь или подобную страсть" ("A philosophical enquiry into the origin of our ideas of the sublime and beautiful", L.-N. Y., 1953, p. 91). Чернышевский выступил против упрощенной трактовки этой объективности у Бёрка, критикуя его за то, что тот принял "прекрасное и возвышенное прямо за качества самих тел, производящих на нас такие впечатления" (Полн. собр. соч., т. 2, 1949, с. 136).Согласно Чернышевскому, "прекрасное есть жизнь" и "прекрасно то существо, в котором видим мы жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям" (там же, с. 10).

В бурж. эстетике конца 19-20 вв. проблема П. рассматривается с идеалистич. позиций. Согласно субъективно-идеалистич. теории "вчувствования" (Р. Фишер, Т. Липпс, Вернон Ли и др.), П. образуется проецированием на предмет человеч. чувства. По определению Сантаяны, "...красота есть наслаждение, рассматриваемое как качество вещи" ("The sense of beauty", N. Y., [1955], p. 51). Для Кроче П. - "адекватность выражения" (см. "Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика", ч. 1, М., 1920, с. 106). Кэррит видит в П. "выражение эмоции" (см. "The theory of beauty", L.-Ν. Υ., [1962], p. 201). С аналогичных методологич. позиций П. истолковывается эстетикой прагматизма, к-рая трактует П. как качество "опыта" в идеалистич. его понимании и сводит П. к "обозначению характерной эмоции" (см. J. Dewey, Art as experience, N. Y., 1934, p. 129). Субъективный характер П. подчеркивается эстетикой экзистенциализма (Хейдеггер), а также представителями семантич. направления (Хейл) и символич. толкования художеств. творчества (С. Лангер). Сторонники объективно-идеалистич. осмысления П. усматривают его объективность либо непосредственно в боге (напр., эстетика неотомизма), либо в мистически и телеологически интерпретируемой действительности ("ирреальный" слой прекрасного предмета у Н. Гартмана, П. как выражение целенаправленности у Э. Сурио и т.п.). Нек-рые представители совр. бурж. эстетики подчас стирают границы между П. и безобразным.

Л. Столович. Тарту.

Марксистская эстетика исходит из того, что П. возникает в процессе обществ.-трудовой практики и имеет историч. характер. В труде выделяются две стороны: конкретный полезный труд и его продукт, служащий для непосредств. потребления, и труд как универсальное свободное творчество, в процессе к-рого предметно воплощается все богатство человеч. сил и способностей. Вторая сторона характеризует эстетич. аспект труда. "...Животное, ... производит односторонне, тогда как человек производит универсально; оно производит лишь под властью непосредственной физической потребности, между тем как человек производит даже будучи свободен от физической потребности, и в истинном смысле слова только тогда и производит. когда он свободен от неё...; продукт животного непосредственным образом связан с его физическим организмом, тогда как человек свободно противостоит своему продукту... В силу этого человек формирует материю также и по законам красоты" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., 1956, с. 566).

Развитие производит. сил человечества есть одновременно развитие богатства человеч. природы как самоцели (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 2, с. 123). общественно-историч. практика со стороны ее эстетич. содержания является закономерным процессом порождения и развития богатства всеобщих творч. сил человека, материализующихся как предметные формы П.

П. имеет две стороны: объективную и субъективную. Объективная сторона П. состоит в свободном развертывании и предметно-чувств. воплощении творч. сил человека; это - предметное утверждение свободы в природном и обществ. бытии. История развития трудовой практики, материального производства есть, вместе с тем, историч. процесс рождения и формирования субъективных человеч. способностей, эстетич. чувств. В этом процессе возникли и развились "...музыкальное ухо, чувствующий красоту формы глаз, - короче говоря, такие ч у в с т в а, которые способны к человеческим наслаждениям..." (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., 1956, с. 593). Субъективная сторона П. и представляет собой духовное наслаждение процессом и результатами свободного труда как игры физич. и интеллектуальных сил человека.

Поскольку в труде осуществляются единство общества и природы, взаимодействие субъекта и объекта, постольку возникновение красоты в процессе труда есть вместе с тем возникновение красоты в материальном мире. Благодаря творчеству по законам красоты в производств. деятельности и наслаждению ее предметными результатами человек научился эстетически относиться и к явлениям природы, находить красоту в ландшафтах, морской стихии, минералах, животных и растениях, в сочетаниях красок, звуков, в свойствах симметрии, ритма, пропорций и т.п. Природа исторически становится прекрасной по мере того, как в процессе универсального практич. и духовного освоения ее человеком она выступает как объект бескорыстного эстетич. созерцания и наслаждения. Отношение человека к природе вообще не является чем-то непосредственным: оно опосредовано всей системой обществ. отношений, складывающихся в процессе предметно-практич. деятельности. "Наши потребности и наслаждения порождаются обществом; поэтому мы прилагаем к ним общественную мерку, а не измеряем их предметами, служащими для их удовлетворения" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 6, с. 446). Натуралистич. понимание П. возникает в результате ложного отождествления естеств. свойств предмета с его эстетич. функциями, т.е. отождествления вещи и выражаемого ею обществ. отношения.

В искусстве, кристаллизующем в себе эстетич. потенции обществ. практики, П. выступает как идеал, т.е. как чувственно созерцаемый образ универсальной реализации человеч. свободы. Идеал П. является критерием эстетич. оценки действительности. В марксистско-ленинской эстетике идеал П. тесно связан с борьбой за построение коммунистич. общества, способного, по словам Ленина, "... создать красоту, безмерно превосходящую все, о чем могли только мечтать в прошлом" (цит. по кн.: Луначарский А. В., Статьи об искусстве, 1941, с. 46).

Проблема П. широко обсуждается в сов. эстетике последнего десятилетия. В центре внимания - вопрос о происхождении П., его сущности - природной или общественной, о характере объективности П. (обзор дискуссии по проблемам эстетики и выявившихся в ходе ее различных т. зр. на П. см.: Л. Н. Столович, Предмет эстетики, М., 1961; К обсуждению вопроса о сущности эстетического, "ВФ", 1963, No 5; Ф. Д. Кондратенко, Эстетическое как отношение, в сб.: Эстетическое, М., 1964).

С. Гольдентрихт. Москва.

Лит.: История эстетики. Памятники мировой эстетич. мысли, т. 1-3, [М.], 1962-66; Πлеxанов Г. В., Письма без адреса, Избр. филос. произв., т. 5, М., 1958; Вопросы эстетики. Сб. ст., вып. 1-6, М., 1958-64; Из истории эстетич. мысли древности и средневековья, М., 1961; Из истории эстетич. мысли нового времени, М., 1959; О совр. бурж. эстетике. Сб. ст., вып. 2, М., 1965; Асмус В. Ф., Нем. эстетика XVIII в., М., 1962; Борев Ю. Б., Основные эстетич. категории, М., 1960; его же, Введение в эстетику, М., [1965]; Ванслов В. В., Проблема П., М., 1957; Глазман М. С., Проблема П. в эстетике Гегеля, [Душанбе], 1960; Гольдентрихт С. С., Об эстетич. освоении действительности, М., 1959; Дмитриева Н., О П., М., 1960; Εгоров Α., О реакционной сущности совр. бурж. эстетики, М., 1961; П. и жизнь. Сб. ст., М., 1962; Крюковский Н. И., Логика красоты, [Минск, 1965]; Каган М. С., Лекции по марксистско-ленинской эстетике, ч. 1. Диалектика эстетич. явлений, Л., 1963; Коган Л. Н., Труд и красота, М., 1963; Лосев А. Ф., История антич. эстетики (Ранняя классика), М., 1963; Лосев А. Ф., Шестаков В. П., История эстетич. категорий, М., 1965; Смольянинов И. Ф., П. в человеке, Л., 1962; Столович Л. Н., П. в жизни и в искусстве, М., 1964; Breazu M., Despre obiectivltatea valorii estetice, "Cercetări Filozofice", 1958, No 6; Сarritt E. P., The theory of beauty, L.-Ν. Υ., [1962]; Garai Lászlό, A szép pszichológiája, "Magyar Filozófiai Szemle", 1962, No 4; Koebner R. und Koebner G., Vom Schönen und seiner Wahrheit; eine Analyse ästhetischer Erlebnisse, В., 1957; Landmann E., Die Lehre von Schönen, W., 1952; Magritz К., Auf der Suche nach den Gesetzen der Schönheit, "Deutsche Architektur", 1960, H. 4; Μorawski St., O wartosci artystycznei, "Kultura i społeczeństwo", 1962, t. 6, No 4; Munro Τh., The concept of beauty in the philosophy of the naturalism, "Revue internationale de philosophie", 1955, No 31, fasc. 1; Osborne H., Theory of beauty. An introduction to aesthetics, L., 1952; Baghavan V., Concept of beauty, "Vedanta kesari", 1959, v. 46, No 4; Redeкer H., Geschichte und Gesetze des Ästhetischen, [В., 1960]; Santayana G., The sense of beauty, Ν. Υ., 1955; Souriau E., Le problème du beau dans la nature, "Bull. de psychologie", 1962, v. 15, No 210 (18); Sindelár D., Problem krásna. О současném umění a estetice, Praha, 1958.

См. такжелит. к ст. Искусство, Эстетика.

Л. Столович. Тарту.

В начало энциклопедии