Приглашаем посетить сайт

Кулинария (povar.modnaya.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "Х" (часть 2, "ХИЛ"-"ХЬЮ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Х" (часть 2, "ХИЛ"-"ХЬЮ")

ХИЛИАЗМ

ХИЛИАЗМ (от греч. χιλιάς - тысяча) - вера в "тысячелетнее царство" бога и праведников на земле, т.е. в история, материализацию мистически понятого идеала справедливости. Эта вера основывалась на пророчестве Aпокалипсиса: "И увидел я престолы, и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его... Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет" (XX, 4). В этом пророчестве, как и во всем X., отчетливо ощущается мотив компенсации обществ. неправды, характерное уже для ветхозаветных пророков умозаключение от невыносимости настоящего к возмещению крови и слез в будущем: притом эта компенсация должна произойти не вне человеч. истории (в "царстве небесном"), но внутри ее, ибо иначе история потеряла бы для жаждущих возмездия приверженцев X. свой смысл. Типологически и генетически христ. X. связан с иудейско-раввинич. учением о земной державе мессии, в к-рой воскреснут и получат тысячекратное воздаяние за свои муки все праведные страдальцы (Арос. Baruchi XXLX, 5, и др.; ср. такие же мотивы в исламском учении о махди). Представителями X. были Папий (нач. 2 в.) и иудействующий гностик Керинф (2 в.). Церковь преодолевала X. по мере своего отхода от ближневост. понимания теократии и своей эллинизации; осуждение X. последовало в 255 в Александрии, прибежище философско-аллегорич. истолкования Нового завета. Новое мистич. осмысление истории, уже не нуждающееся в X, (ибо оно приравнивало метаисторич. торжество правды к историч. торжеству неправды), дал Августин ("О граде божием"). Однако в дальнейшей истории христианства X. не раз претерпевал возрождение: следует особо отметить учение Иоахима Флорского о царстве св. духа. Плебейский X., постулировавший возмещение страданий уже здесь, на земле, достиг своей кульминации в учении Мюнцера. В капиталистич. эпоху X. замещается в своих функциях мирской социальной утопией, к-рая отчасти усваивает и структуру X., его образы и т.п.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 481; Gry L., Henoch X, 19 et les belles promesses de Papias, "Revue biblique", 1946, v. 53, p. 207; Studia Patristica, v. 4, В., 1961, S. 268-80.

С. Аверинцев. Москва.

ХИМИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХИНАЯНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХО ШИ МИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХОБХАУЗ

ХО́БХАУЗ (Hobhouse), Леонард (8 сент. 1864 - 21 июня 1929) - англ. философ и социолог, проф. социологии Лондонского ун-та (с 1907). Содействовал созданию об-ва социологов (1903). Принимал участие в рабочем и проф. движении, примыкая к т.н. движению "нового тред-юнионизма".

Подход X. к социологии прагматичен: познание прошлого связывается с задачами социальных реформ в духе политич. либерализма 19 в. Видя в социологии секуляризованную форму философии, X. рассматривает ее как универсальную науку о человеке, ставящую целью "понимание социальной жизни как единства" и органич. целостности (см. Органическая школа в социологии). Разрабатывая общую теорию развития общества и его институциональных форм, X. стремится осуществить синтез обширного эмпирич. материала сравнит. этнологии, религиеведения, психологии, антропологии и политич. экономии. Социология X. переплетается с моральной философией: в качестве этич. критерия и цели человеч. развития он вводит понятие о "рациональном добре", в к-ром примыкает к переосмысленному в духе Канта англ. эмпиризму 18 в. Оказал значит. влияние на англ. социологию 20 в.

Соч.: The theory of knowledge, L., 1896; The labour movement, 2 ed., L., 1898; Mind in evolution, L., 1901; Morals in evolution, L., 1906; Liberalism, N. Y., [1911]; Social evolution and political theory, N. Y., 1911; Development and purpose, L., 1913; The metaphysical theory of the state, L., 1918; The rational good, L., 1921; The elements of social justice, Ν.Y., 1922; Social development, L., 1924; The material culture and social institutions of the simpler peoples, L., 1965 (совм. с G. С. Wheeler and M. Ginsberg); Sociology and phylosophy, L., [1966] (библ.).

Лит.: Carter H. S., The social theories of L. T. Hobhouse, Chapel Hill (N. C), 1927; Hobson J. A. and Ginsberg M., L. T. Hobhouse, his life and work, L., 1931.

ХОВЕЛЬЯНОС

Ховельянос-и-Рамирес (Jovellanos y Ramírez), Гаспар Мельчор де (5 янв. 1744 - 27 нояб. 1811) - исп. просветитель, гос. деятель, политич. мыслитель, экономист, публицист, поэт и драматург. Сторонник постепенного преобразования экономики Испании на капиталистич. началах, X. ратовал за изучение естеств. наук, отстаивал идею нац. самобытности исп. иск-ва ("Похвала изящным искусствам" - "Elogio de las bellas artes", Md, 1782); как литератор высмеивал в своих сатирич. произведениях невежество знати.

Соч.: Obras publicadas e inéditas, t. [1]-5, Md, 1951 - 195C; Diarios, Md, [1967]; фрагменты ряда произв. X. (на исп. яз.) - в кн.: Хрестоматия исп. лит-ры, сост. В. С. Узин, 2 изд., М., 1948, с. 529-38.

Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 10, с. 444; Александров Г. Ф., Из истории исп. философии, "ПЗМ", 1939, No 2, с. 173-74; Майский И. М., Испания, М.. 1957 (указат. имен); Gоnzález-Blanco В., Jovellanos. Su vida y su obra, Md, 1911; Artinano y de Galdácano G. de, Jovellanos y su Espana, Md, 1913; Juderías J., D.G.M. de Jovellanos, Md, 1913; Casariego-Fernandez J. E., Jovellanos, о el equilibrio, Md, 1943; Βonet. J. Α., Grandeza y desventura de D.G. M. de Jovellanos, Md, 1944; Jovellanos, su vida y su obra..., B. Aires, 1945.

В. Афанасьев. Ленинград.

ХОКИНГ

ХОКИНГ (Hocking), Уильям Эрнест (10 авг. 1873 - 12 июня 1966) - амер. философ, персоналист. Будучи в Германии, учился у К. Фишера, В. Виндельбанда, В. Дильтея; закончил Гарвардский ун-т (1901), где обучался у Ройса и Джемса; у первого воспринял персоналистич. идею, у второго - прагматистский метод. С 1914 -проф. Гарвардского ун-та. Осн. принципы персонализма X. излагает в работе "Значение бога в человеч. опыте" ("Meaning of god in human experience", N. Y., 1912).

Отличит. чертой философии X. является прагматистский метод испытания идеи бога, используемый им в целях опровержения самого прагматизма (и позитивизма вообще) и обоснования религ. истины. Отправляясь от тезиса "что не работает - не истинно", X. приходит к выводу, что концепции, исключающие божество, "не работают", а следовательно, не являются истинными (см. "Science and the idea of god", N. Y., 1944). В духе традиций религ. философии X. утверждает, что наука, дающая лишь истину об особенном, частном, не может обойтись без представления о всеобщем, постигаемом в религ. опыте. Не может обойтись без бога и человеч. личность, т.к. атеистич. мировоззрение неизбежно ведет к сознанию бессмысленности бытия. Согласно X., без признания бога не может нормально функционировать и человеч. общество, ибо, отказываясь от бога, оно неизбежно обожествляет волю отд. лиц. Именно в этом X. усматривает психологич. основу тоталитарных режимов, в к-рых преступления, террор и постоянное насилие над личностью оправдываются фетишизированными идеалами данного общества; в подобном обществе человек теряет свою сущность - свободу, к-рую может ему вернуть только обращение к богу, как высшему авторитету и закону его совести (см. указ. соч., р. 69-72).

Другая важная проблема философии X. - "как можно познать другие умы" - понимается им также теистически: поскольку человек есть производное от высшей реальности - бога, он может познать содержание сознания другого разумного существа, являющегося так же, как и он, проявлением этой реальности. Этот вывод явился гносеология, проекцией традиц. учения религ. философии о божеств. начале в человеке.

X. - сторонник мирного сосуществования социальных систем.

Соч.: Men and the state, New Haven, 1926; Types of philosophy, Chi.-N. Y., 1929; Lasting elements of individualism, Ν.Y., 1937; Thoughts on death and life, N. Y., 1937; Living religions and a world faith, N. Y., 1940; What man can make of man, N. Y., 1942.

Лит.: Шeршенко Л. Α., Амер. персонализм, в сб.: Совр. объективный идеализм, М., 1963; Шлайфер Η. Ε., Теоретико-познават. концепция Э. X., в сб.: Из истории зарубежной философии 19-20 вв., М., 1967; Rouner L. S. [ed.], Philosophy, religion and the coming world civilization; essays in honor of W. E. Hocking, The Hague, 1966.

Д. Луканов. Горький.

ХОЛДЕЙН

ХОЛДЕЙН (Haldane), Ричард (30 июля 1856 - 19 авг. 1928) - англ. философ, представитель персонализма, юрист и обществ. деятель. Учился в Эдинбургском и Гёттингенском ун-тах; получил степень магистра (1876); в 1885-1911 - член палаты общин; был воен. министром и дважды (1912-15 и в 1924) лордом-канцлером Англии.

В своей филос. концепции X. развивает принцип Лотце о существовании идеальных сущностей - человеч. сознаний, являющихся частью абсолюта - мирового сознания, благодаря к-рому возможна их взаимная коммуникация. В то же время, основываясь на "теории относительного" Гамильтона и Мэнсела, согласно к-рой познават. акт неизбежно связывает объект с субъектом, X. утверждает, что действительность существует только благодаря познават. активности субъекта или идеальной сущности. На этой основе X. дал идеалистич. истолкование теории относительности Энштейна (см. Относительности теория).

Философия X. оказала влияние на формирование взглядов амер. персоналистов, в частности Флюэллинга.

Соч.: The pathway to reality, L., 1903; The reign of relativity, L., 1921; The philosophy of humanism and of other subjects, L., 1922; Human experience, L., 1926; An autobiography, L., 1929.

Лит.: Cunningham G. W., The idealistic argument: in recent British and American philosophy, N. Y.-L., 1933; Maurice F., Haldane. 1915-1928. The life of Viscount Haldane of Cloan, L., 1939.

Д. Луканов. Горький.

ХОЛИЗМ

ХОЛИЗМ (от греч. ὅλος - целый, весь) - "философия целостности"; идеалистич. учение, рассматривающее мир как результат ступенчатой творч. эволюции, к-рая направляется нематериальным и непознаваемым "фактором целостности". Основоположником X. считается Смэтс (см. Организмические теории).

ХОЛЛ ГРЕНВИЛЛ СТЭНЛИ

ХОЛЛ Гренвилл Стэнли (Hall), (1 февр. 1844 - 24 апр. 1924) - амер. психолог, один из организаторов психологич. науки в США. После окончания духовной семинарии в 1878-80 учился в Германии, в т.ч. у Фехнера и Вундта. С 1881 преподавал психологию в ун-те Дж. Гопкинса (Балтимора). В 1888-1920 - проф. психологии и президент Кларкского ун-та. Организатор первого амер. психологич. журнала "American Journal of Psychology" (1887), а также журналов по возрастной и детской (1891) и по прикладной (1915) психологии. Один из организаторов и первый президент (1892) Амер. психологич. ассоциации. Наиболее известны работы X. по детской психологии, к к-рой он попытался применить эволюц. идеи. Теория рекапитуляции, созданная им под прямым влиянием биогенетич. закона, утверждала, что ребенок в своем индивидуальном развитии кратко повторяет гл. этапы истории человечества. При этом X. подчеркивал биологич. детерминацию детской психики, формирование к-рой он изображал как автоматич. переход от фазы к фазе, совершающийся в соответствии с осн. направлением эволюц. процесса. Отсюда делался вывод, что обучение должно провести ребенка через все стадии этого процесса, в т.ч. через анимистическую, религиозную и т.д. X. - один из основателей психологии старения. Ему принадлежат также работы по психологии религии.

Соч.: Adolescence, v. 1-2, N. Y., 1904, в рус. пер. - Инстинкты и чувства в юношеском возрасте, 2 изд., П., 1920; Очерки но изучению ребенка, М., 1925.

Лит.: Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966, с. 379-81; Boring Ε. G., A history of experimental psychology, 2 ed., N. Y., 1950; Pruette L., G. S. Hall; A biography of a mind, N. Y., 1926.

M. Роговин. Москва.

ХОЛЛ ГЭС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХОЛМС

ХОЛМС (Holmes), Оливер Уэнделл (8 марта 1841 - 6 марта 1935) - амер. юрист, член Верховного суда США, сторонник философии прагматизма, распространивший ее на теорию права. По X., право постоянно изменяется под воздействием нужд данного времени, преобладающих моральных и политич. теорий, политики и даже предрассудков судей. В этом смысле "жизнью права является не логика, а опыт". Попытка обосновать право на основе социальной практики, опыта имела целью отбросить нек-рые правовые представления домонополистич. периода, не соответствовавшие новым условиям 20 в. По X., "опыт" - это психологич. состояние людей, к-рые в силу заложенного в них инстинкта и реакции на окружающую их среду приходят к осознанию "удобного", "выгодного", к-рое в свою очередь превращается в критерий ценности как материальных, так и духовных явлений [см. "The common law", Camb. (Mass.), 1963, p. 5]. X. разделял общее негативное отношение прагматизма к нормам Права как малодейственным "логич. постулатам". Право как совокупность норм - это не более чем "предсказание того, что в действительности сделают суды" (см. Социология права). Позиция X. открывала возможность гибкого толкования конституции, к которому не раз прибегал и сам X.

Соч.: The dissenting opinions of Mr. Justice Holmes, N. Y., 1929; The mind and faith of Justice Holmes. His speeches, essays, letters and judical opinions, Boston, 1943.

Г. Калямин. Москва.

ХОЛТ

ХОЛТ (Holt), Эдвин Биссел (21 авг. 1873 - 25 янв. 1946) - американский философ-неореалист. Окончил Гарвардский (1896) и Колумбийский (1900) ун-ты; д-р философии (1901), проф. Принстонского ун-та (1926-36). Взгляды X. формировались под влиянием идей Маха, Дж. Мура и Джемса, а также бихевиористской психологии Уотсона. В осн. работах "Новый реализм" ("The new realism", N. Y., 1912), написанной совместно с пятью др. амер. неореалистами, и "Понятие сознания" ("The concept of consciousness", L., 1914) X. развивает идеи радикального неореализма. С т. зр. X., представляющего т.н. третью линию в философии, ошибкой и материализма, и идеализма было стремление ограничить бытие одной из субстанций. Дуалистич. философию, основывающуюся на равноправности двух субстанций, X. критикует за то, что она не в состоянии объяснить, каким образом сознание может отразить противоположное ему - материальный мир. Согласно X., развивающему идеи "нейтрального монизма", бытие не имеет ни материального, ни идеального характера - оно представляет собой совокупность "нейтральных элементов", к-рые в зависимости от ситуации, т.е. той связи, в к-рую они вступают, приобретают либо физическое, либо психич. значение. Входя в сознание, эти элементы становятся мыслями; выходя из "гносеологической ситуации", они приобретают значение предметов, физического. На основе этой тождественности физического и психического утверждается возможность адекватного "познания". Не будучи в состоянии найти критерий разграничения адекватного и неадекватного знания, X. попадает в гносеологич. тупик. Тезис X. об онтологич. статусе заблуждений и иллюзий был подвергнут критике представителем умеренного крыла неореализма У. П. Монтегю. В конце жизни X. отказался от последоват. проведения неореалистич. идей и перешел к трактовке материи в духе кантовской "вещи в себе" (см. "Materialism and the criterion of the psychic", "Psychological Review", 1937, v. 44, No 1, p. 33-53).

Соч.: The Freudian wish and its place in ethics, N. Y., 1915; Animal drive and the learning process, N. Y., 1931; Materialism and the criterion of the psychic, "Psychological Review", 1937, v. 44, No 1.

Лит.: Квитко Д. Ю., Очерки совр. англо-амер. философии, М., 1936; Богомолов А. С., Философия англо-амер. неореализма, М., 1962; Хилл Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965; Луканов Д. М., Гносеология амер. "реализма", М., 1968, гл. 1, 2; Kremer R., Le néo-réalisme américain. P., 1920; Evans D. L., New realism and old reality, Princeton, 1928; Ray В., Consciousness in neo-realism, L.-Oxf. - [a. o.], 1935; Perry R. В., Present philosophical tendencies, N. Y., 1955.

Д. Луканов. Горький.

ХОМ

ХОМ (Ноmе), Генри, лорд К е й м с (1696 - 27 дек. 1782) - англ. философ, представитель шотландской школы. В трактате "Элементы критики" ("Elements of criticism", v. 1-3, Edin., 1762) X. продолжает традицию англ. эмпирич. психологии и эстетики и дает психологич. анализ эстетич. восприятия - тех атрибутов, отношений и обстоятельств, к-рые применяются для пробуждения "изящных движений души" в "изящных иск-вах". "Движение красоты" составляется из массы отд. эмоций, сливаемых в одно мгновение. Эстетич. чувство отличается от страстей тем, что оно свободно от желаний (идея незаинтересованности эстетич. чувства, идущая от Хетчесона). Существуют две формы прекрасного - внутренняя (intrinsic beauty) и внешняя (relative beauty). Первая характеризует чувства, вызываемые объектами как таковыми, и воспринимается непосредственно, вторая опосредствуется рефлексивным актом рассудка. X. исследует мн. категории, характерные для англ. эстетики, начиная с Шефтсбери: правильность, единство, множество, пропорции, порядок; прекрасное, по X., есть единство в многообразии. Значит. внимание X. уделяет математич. закономерностям, строя определ. иерархию красоты (круг нравится больше квадрата, квадрат красивее параллелограмма, т.к. правильнее, и т.д.). X. дает и моралистич., основанное на телеологии истолкование прекрасного, как и всей психологич. жизни человека, - любовь к порядку способствует, напр., быстроте понимания. X. оказал большое влияние прежде всего на развитие эстетики в Германии (Мендельсон, Г. Лессинг, Кант, позднее Фехнер).

Соч.: Essays on the principles of morality and natural religion, Edin., 1751.

Лит.: Самсонов Н. В., История эстетич. учений, ч. 2, [М., б.г.]; Neumann W., Die Bedeutung Home's für die Ästhetik und sein Einfluss auf die deutschen Ästhetiker, Halle, 1894; Joseph M., Die Psychologie H. Homes, [s. 1.], 1911; Randall H. W., The critical theory of Lord Kames, Northampton, 1944.

Ал. В. Михайлов. Москва.

ХОМАНС

ХОМАНС (Homans), Джордж Каспар (р. 11 авг. 1910) - амер. социолог-теоретик, проф. Гарвардского ун-та (с 1953). X. - необихевиорист с ярко выраженной функционалистской ориентацией. В ряде работ он применял идеи функционализма к анализу разных этапов истории общества и разных уровней его структурной организации: ср.-век. англ. общества ("English villagers of the 15th century", Camb., 1942), малых социальных групп, системы родства в примитивных обществах ("Marriage authority and final causes", Chi., 1955, coвм. с D. Μ. Schneider).

X. является создателем теории малой группы как частной социологич. "теории среднего уровня" ("Человеческая группа" - "The human group", Ν. Υ., 1950). Под малой группой он понимает группу лиц, к-рые "связаны друг с другом в течение некоторого периода времени, группу, которая достаточно мала, так что каждое лицо в состоянии поддерживать связь со всеми остальными не через других, а непосредственно, лицом к лицу" (указ. соч., р. 1). Осн. черты теории X.: 1) групповое поведение анализируется по нек-рому числу взаимозависимых элементов - обобщенных со-циально-психологич. признаков (взаимодействие, деятельность, нормы поведения, чувства, установки, мотивы, стимулы); 2) группа изучается как органич. целое или социальная система, существующая в среде; 3) динамика системы выявляется путем эмпирич. обобщений, устанавливающих функциональные зависимости между отд. элементами группового поведения.

Хотя X. и признает, что нек-рые положения Маркса "есть чрезвычайно полезное руководство для исследования" ("Amer. Soc. Rev.", 1964, v. 29, No 6, p. 811), однако он исходит из первичности психологич. факторов в детерминации социальных систем различного уровня. Предметом его анализа является социальное поведение, т.е. поведение двух или более индивидов в непосредств. контакте в любых социальных ситуациях: на произ-ве, в быту, на досуге.

В работе "Социальное поведение. Его элементарные формы" ("Social behavior: Its elementary forms", Ν. Υ., 1961), последовательно развивая редукционистскую т. зр. на социологию как вывод из психологии, X. анализирует социальное поведение на основе теорий, заимствованных из психологии поведения (Б. Скиннер) и экономия, концепций обмена. Экстраполируя на поведение людей закономерности, выявленные в экспериментальных исследованиях животных и в экономич. концепциях обмена на товарном рынке, X. рассматривает социальное поведение как обмен материальной и нематериальной деятельности людей в зависимости от количества и вида вознаграждения, к-рое они получают от контактов друг с другом (теория мотивации поведения "нового экономич. человека"). В 60-е гг. X. отходит от функционализма к крайнему социологич. бихевиоризму. С этих позиций он критикует логич. основы концепции Парсонса.

Соч.: An introduction to Pareto, N. Y., 1934; Fatigue of workers, N. Y., 1941; Sentiments and activities, N. Y., 1962; Contemporary theory of sociology, в кн.: Faris R. Ε. L. [ed.], Handbook of modern sociology, Chi., 1964; Bringing men back, "Amer. Soc. Rev.", 1964, v. 29, No 6.

Лит.: Lооmis С. P., Lооmis Z. K., Modem social theories, [Ν. Υ.], 1963.

Г. Антипина. Ленинград.

ХОМЯКОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХОРКХЕЙМЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХОРНИ

ХО́РНИ (Homey), Карен (16 сент. 1885 - 4 дек. 1952) - психолог и психопатолог. Работала в Психоаналитич. ин-те в Берлине. В 1932 эмигрировала в США, став там одним из основателей неофрейдизма. Ее взгляды сложились во многом под влиянием амер. культурной антропологии (устанавливающей связь формы невроза с формой культуры), а также учения А. Адлера о "комплексе неполноценности" и "принципе компенсации" как основе психич. динамики. Широкая известность X. была связана с тем, что она в числе первых психопатологов обратилась от изучения классич. форм неврозов к изучению новейших видов патологии в совр. обществе. Формы неврозов (т.н. неврозов нашего времени), по X., определяются избранной индивидом позицией или формой защиты по отношению к изначально враждебной ему среде (в духе социального бихевиоризма невроз выступает здесь прежде всего как форма поведения). Таковы, напр., позиции бегства от общества, конформистского подчинения, стремления к власти. Позднее ею разработано более сложное психодинамич. учение, причем гл. источником невроза признается разрыв между реальным положением индивида в обществе и созданным им своим идеализированным внутр. образом (как неадекватной формой социальной защиты). X. широко вводит в психиатрию понятие отчуждения. Печатным органом последователей X. в США является "American Journal of Psychoanalysis".

Соч.: The neurotic personality of our time, N. Y., 1937; New ways in psychoanalysis, N. Y., 1939; Self-analysis, N. Y., 1942; Neurosis and human growth, N. Y., [1950]; Our inner conflicts. A constructive theory of neurosis, N. Y., [1966].

Лит.: Advances in psychoanalysis. Contributions to Karen Horney's holistic approach, N. Y., 1964.

Д. Ляликов. Москва.

ХРИСИПП

ХРИСИПП (Χρύσιππος) (ок. 280 - 208/205 до н.э.) - др.-греч. философ, третий (после Зенона и Клеанфа) архонт школы стоиков. По антич. источникам, автор более 700 работ, из к-рых сохранились только фрагменты. Хотя по ряду проблем (детерминизм, случайное, провидение, роль логики) взгляды X. не совпадали со взглядами основателей стоицизма, он известен гл. обр. как его систематизатор. Диоген Лаэртский приводит древнюю поговорку: "Если бы не было Хрисиппа, не было бы Стои" (Diog. L. VII 7, 183). С именем X. связаны в стоицизме осн. представления об отношении логического и физического, о познании. Около половины его работ посвящено логике. До нас дошли фрагменты из его соч. "Логич. исследования". X. разрабатывал логику высказываний (см. Древнегреческая логика). От X. идут попытки синтеза идей Гераклита и Аристотеля, а также значит. часть терминологии стоиков.

X. впервые установил тезис двузначности, легший затем в основу т.н. классич. математики и логики, в к-рых ограничиваются лишь двумя значениями истинности высказываний: "истинно" и "ложно". X. сделал первые шаги на пути аксиоматич. трактовки логики, выделив пять специальных недоказуемых силлогизмов (см. К. Prantl, Geschichte der Logik im Abendlande, Bd 1, Lpz., 1855, S. 473-74). Модальная логика Х. базируется на категориях: "возможно", "невозможно", "необходимо", "не-необходимо". В понимании первой из указанных категорий X. отступил от Аристотеля, за что впоследствии подвергся острой критике перипатетика Александра Афродизийского. X. владел техникой определения одних логич. постоянных через другие; так, он, напр., следующим образом определял дизъюнкцию "первого" и "второго" (порядковые числительные употреблялись им в качестве переменных для высказываний): "первое" или "второе" имеет место только в том случае, если из отрицания первого следует второе, а из отрицания второго следует первое (Bochenski Ι. Μ., Ancient formal logic, Amst., 1951, p. 92).

Соч.: Fragmenta Stoicorum veterum, coll. J. Arnim, v. 2 - Chrysippi fragmenta logica et physica.Lpz., 1923; v. 3 - Chrysippi fragmenta moralia, Lpz., 1923.

Лит.: Darjes I. G., Via ad veritatem, caput V - Logica Stoicorum, Jenae, 1764, S. 239-51; Petersen Сh. P., Philosophiae Chrysippeae fundamenta, Hamb., 1827; Вaguet F., De Chrysippi vita, doctrina et reliquiis, Lovanin, 1882]; Brehier E. F., Chrysippe et l'ancien stoïcisme, P., 1951; Cicero M. T., De natura deorum, ed. A. Stanley Pease, liber 1-2, Camb.,1955-58 (см. указат., кн. 2); Becker О., Zwei Untersuchungen zur antiken Logik, Wiesbaden, 1957, S. 27-49; Sambursky S., Physics of the stoics, L., 1959.

В. Зубов. Москва. M. Петров. Ростов-на-Дону.

ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХРИСТИАНСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХУАН ЦЗУН-СИ

ХУА́Н ЦЗУН-СИ (1610-95) - кит. философ, политич. деятель и мыслитель. В молодости принимал активное участие в борьбе прогрессивных кругов интеллигенции с кликой евнухов, окружавших императора, а затем - в сопротивлении маньчжурам, захватившим Китай. После установления маньчжурской династии (Цин) X. Ц.-с., отказавшись от политич. деятельности и отвергнув все предложения пр-ва о сотрудничестве, посвятил себя науч. занятиям и преподаванию. В трактате "Предложения для лучшей эпохи" ("Мин-и дай фан лу"), проникнутом ненавистью к деспотии, X. Ц.-с. впервые в истории конфуцианской мысли отказывается от враждебного отношения к закону (фа), к-рый обычно отождествлялся со свойственным школе фацзя (законников) представлением о законе как об орудии деспота, не имеющем никакого отношения к нравств. нормам. X. Ц.-с. доказывает, что закон, предназначенный для того, чтобы страна принадлежала правителю как его личная собственность, на самом деле представляет собой беззаконие под видом закона. Возражая против традиционного конфуцианского взгляда, согласно к-рому управление зависит от людей, от их нравств. облика, а не от законов, X. Ц.-с. пишет, что беззаконный закон, связывающий людей по рукам и ногам, не дает возможности даже нравственно совершенной личности преодолеть систему подозрительности и бесконечных ограничении. Поэтому необходим настоящий закон, к-рый служил бы целям защиты и воспитания народа. Трактаты X. Ц.-с. "Труды конфуцианцев эпохи Мин" ("Мин жу сюэ ань") и "Труды мыслителей эпох Сун и Юань" ("Сун Юань сюэ ань") представляют собой первые в Китае работы по истории кит. мысли. X. Ц.-с. принадлежат также критич. исследования конфуцианских канонич. книг и работы по географии и литературоведению.

Лит.: Ян Юн-го [и др.], Цзянымин чжунго сысян ши (Краткая история идеологий Китая), Пекин, 1962, с. 156-160; Фишман О. Л., Кит. cатирич. роман, Μ., 1966, с. 20-25; Lin Mоu-shêng, Men and ideas, Ν. Υ., 1942, р. 186-99; Sources of Chinese tradition, comp. by de W. Τ. Ваrу, v. 1, Ν. Υ., 1964, p. 530-42; Ваlazs E., Political theory and administrative reality in traditional China, L., 1965, р. 16-29.

В. Рубин. Москва.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХУК

ХУК (Hook), Сидни (р. 20 дек. 1902) - амер. философ-прагматист, проф. Нью-Йоркского ун-та (с 1939). В общем для прагматизма духе X. в качестве исходной филос. "реальности" принимает "опыт" (непрерывный "поток опыта"), развивая один из позитивистских вариантов теории "нейтрального опыта" и "принципиальной координации" субъекта и объекта (по терминологии X., "трансакции"). X. примыкает к инструментализму Дьюи, истолковывая истину как процедурное условно-гипотетич. "правило действия", ведущее к успеху в реконструировании отдельной, уникальной ситуации. Маркса X. интерпретирует с прагматистских позиций: как сторонника прагматистского понимания роли практики в познании; одновременно X. отвергает диалектико-материалистич. теорию как "механическую". В социологии отрицает объективную историч. закономерность и закон прогрессивного развития (см. "Socialism and American life", 1952, v. 1, No 8, p. 448). Индетерминизм и историч. волюнтаризм дополняются у X. учением о решающей роли выдающихся личностей в развитии общества ("The hero in history", N. Y., 1943). X. - один из теоретиков т.н. демократич. социализма и антикоммунизма.

Соч.: The metaphysics of pragmatism, Chi., 1927; Towards to understanding of Karl Marx, N. Y., 1933; From Hegel to Marx, L., 1936; Reason, social myths and democracy, N. Y., 1950; Dialectical materialism and scientific method, Manchester, 1955; Marx and the Marxists, Princeton, 1955; Political power and personal freedom, N. Y., 1959; The quest for being and other studies in naturalism and humanism, L., 1961; The paradoxes of freedom, Berk., 1962; Religion in a free society, Lincoln (Neb.), 1967.

Лит.: Карабанов Н. В., С. Гук в роли ниспровергателя основных законов диалектики, "ВФ", 1958, No 9; Быховский Б. Э., Философия неопрагматизма, М., 1959; Прокопьев С. С., Философия антикоммунизма С. X. - черное знамя империализма, Новосибирск, 1963; Τитаренко А. И., Прагматистский лжемарксизм - философия антикоммунизма, М., 1964.

А. Титаренко. Москва.

ХУРУФИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХУСТО

ХУСТО (Justo), Хуан Баутиста (1865-1928) - деятель рабочего движения, один из основателей Социалистич. рабочей партии Аргентины. Врач по образованию; свою обществ. деятельность начал в качестве редактора организованной им газеты "La Vanguardia" ("Авангард", 1896 -), на страницах к-рой велась пропаганда идей социализма. В частности, идею кооперации стремилось осуществить на практике основанное X. рабочее общество "La luz" ("Свет"), создавшее первый в Аргентине рабочий кооператив "El Hogar Obrero" ("Рабочий очаг"). Заслугой X. является перевод им на исп. яз. 1-го тома "Капитала" (изд. в Мадриде, 1898). X., однако, не был последоват. марксистом, в основном оставаясь на реформистских позициях. Реформизм X. особенно проявился после Октябрьской революции в России, когда X. выступил против присоединения Социалистич. партии Аргентины к 3-му Интернационалу. Осн. работа X. - "Teoría у práctica de la historia" (В. Aires, 1909) - представляет собой попытку отождествить марксизм с биологич. детерминизмом.

Лит.: Очерки истории Аргентины, М., 1961; Mouchet E., J. В. Justo. Ensayo preliminar sobre su vida, su pensamiento y su obra, [B. Aires], 1932; Rodríguez Arditi J., J. B. Justo parlamentario, [B. Aires], 1934; Repetto Ν., J. В. Justo. Contribución a su biografía, [В. Aires], 1935; Сеlso Tíndaro, Ideario de J. B. Justo, t. 1-2, [B. Aires], 1939; Cúneo D., J. B. Justo, [B. Aires, 1943]; Esbozo de historia del Partido Comunista de la Argentina, B. Aires, 1948; Ghioldi R., J. B. Justo, "Nueva era", 1965, [No] 6.

Ж. Вильф. Москва.

ХУЭЙ ШИ

ХУЭЙ ШИ (ок. 350 - 260 до н.э.) - др.-кит. диалектик и софист, друг Чжуан-цзы, оказавший на него серьезное влияние своей идеей всеобщего релятивизма. Парадоксы X. Ш., сохранившиеся гл. обр. в трактате "Чжуан-цзы" ("небо находится так же низко, как земля, и горы не возвышаются над болотами", "четырехугольник не четырехуголен, и круг нельзя считать круглым" и др.), рассматривались в "Историч. записках" Сыма Цяня как примеры неадекватности и неточности обыденного языка. Среди совр. исследователей одни интерпретируют их как доказательство тождества всех предметов Вселенной (см. Ян Юн-го, История др.-кит. идеологии, М., 1957, с. 299), другие видят в них стремление доказать внутр. противоречивость понятий пространства, времени и движения (см. А. Forke, Geschichte der alten chinesischen Philosophie, Hamb., 1927, S. 428, 430, 435). Сравниваемые нек-рыми учеными с апориями Зенона Элейского, эти парадоксы ставят вопрос о диалектике конечного и бесконечного, относительного и абсолютного, единичного и всеобщего.

Лит.: Го Mо-жо, Философы др. Китая, пер. с кит., М., 1961; Быков Ф. С., Зарождение общественно-политич. и филос. мысли в Китае, М., 1966; Fung Yu-Lan, A history of Chinese philosophy, v. 1; Princeton, 1952.

В. Буров, В. Рубин. Москва.

ХЬЮЗ

ХЬЮЗ (Hughes), Эверетт Черрингтон (р. 30 нояб. 1897) - амер. социолог. В 1949-61 - проф. социологии Чикагского ун-та, с 1961 - в Ин-те Брандейса (шт. Массачусетс). В 1952-60 - редактор журн. "American Journal of Sociology". В 30-х гг. был близок по своим взглядам к Парку, Маккензи, анализировал общество как целое и исследовал религ. движения, разделение труда. С конца 30-х гг. переходит на позиции последоват. трактовки социальных явлений и процессов в духе психологизма.

X. занимался различными проблемами: его работы посвящены социальной экологии, социологии институтов, профессий, расовых и этнич. отношений. Он изучает также социальную стратификацию, проф. структуру общества, определяя социальное положение индивида не в связи с его социально-экономич. положением, а как место в иерархии престижа в глазах окружающих людей. X. критикует понимание профессии как места в системе обществ. разделения труда и определяет ее лишь как продукт ощущений и представлений человека по поводу своей профессии. Мн. работы X. посвящены изучению нац. отношений; он сводит проблемы нац. принадлежности к ощущению тем или иным человеком своей национальности. Нек-рые его работы ценны фактич. материалом.

Соч.: An outline of the principles of sociology, N.Y., [1939] (соавтор); French Canada in transition, L., [1946]; New outline of the principles of sociology, N. Y., [1946] (соавтор); Where peoples meet: Racial and ethnic frontiers, Glencoe (III.), [1952] (совм. с H. С. Hughes); New peoples, в сб.: Race relations in world perspective, Honolulu, 1954; The cultural aspect of Urban research, в сб.: The state of the social sciences, [Chi., 1956]; Men and their work, Glencoe (III.), 1958; Twenty thousand nurses tell their story, Phil., [1958] (совм. с H. C. Hughes and I. Deutscher); Race: individual and collective behavior, Glencoe (III.), [1958] (ред. совм. с Ε. Τ. Thompson); Boys in white: student culture in medical school, [Chi., 1961] (соавтор); в рус. пер. - Исследование занятий, в сб.: Социология сегодня, М., 1965, с. 493-515.

Н. Новиков. Москва.

Предыдущая страница Следующая страница