Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ

ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ - направление обществ. мысли, стремящееся придать христ. религии социалистич. окраску. Возник в 30-40-х гг. 19 в. как разновидность феодального социализма. С самого начала X. с. отличался разнообразием форм в разных странах и у различных его представителей [Ламенне (Франция), Морис, Кингсли (Англия), Баадер, Хубер, Кеттелер (Германия) и др.]. Так, если Ламенне придерживался довольно демократич. убеждений, то взгляды епископа Кеттелера, напр., были крайне консервативны. Многие деятели X. с. искренне стремились и стремятся избавить эксплуатируемых от их бедствий, подневольного состояния, но указывали при этом нереальные пути и средства (братское партнерство классов, нравств.-религ. самосовершенствование). В ходе своей эволюции X. с. сформировался в одну из осн. разновидностей бурж. идеологии, противостоящей науч. социализму и рабочему революц. движению. Особую роль в попытке придать христ. религии новую социальную окраску и приспособить ее к совр. историч. условиям играют католич. церковь и выступающие под флагом католицизма христ.-демократич. партии, профсоюзы и др. светские католич. организации, программные документы к-рых включают в себя мн. положения X. с. Модернизация социальной программы церкви [пасторская конституция "О церкви в современном мире", принятая II Ватиканским собором 1962-65, энциклика Павла VI "Populorum progressio" (1967)], признание необходимости осуществить ряд социальных реформ представляют собой попытку дать альтернативу коммунистич. программе преобразования мира, отколоть от коммунистич. партий часть их сторонников. Вместе с тем следует учитывать, что в трансформированном виде идеи X. с. присущи миллионным массам верующих, к-рые в совр. условиях все активнее участвуют в общедемократич., особенно антивоенных и классовых движениях и к-рые облекают свои стремления к социальному благоденствию, миру, социализму в религ. формы.

В условиях прогрессирующей дехристианизации широких слоев католич. населения, роста их самосознания и популярности идей науч. социализма идеологи X. с. вынуждены критически оценивать мн. стороны капиталистич. действительности. Однако они выступают в конечном итоге как социал-реформисты, ратующие за совершенствование бурж. обществ. отношений.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 59; Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 10, с. 65-66, т. 17, с. 32; Левада Ю. Α., Совр. христианство и социальный прогресс, М., 1962; Ковальский Η. Α., Ватикан и мировая политика, М., 1964; Шейнман M. M., От Пия IX до Иоанна XXIII. Ватикан за 100 лет, М., 1966; Мчедлов М. П., Эволюция совр. католицизма, М., 1967; его же, X. с. История и идеология, М., 1969; Великович Л. Н., Кризис совр. католицизма, М., 1967; Андреев М. В., Католицизм и проблемы совр. рабочего и нац.-освободит. движения, М., 1968; Joly H., Le socialisme chrétien, P., 1892; Daujat. J., Catholicisme et socialisme. Textes pontificaux et commentaires, [3 éd.], P., 1951; Τuрini G., Democratici cristiani, Mil., 1954; Magri F., La democrazia cristiana in Italia, v. 1-2, Mil., 1954; Fuchs E., Marxismus und Christentum, Lpz., 1955; Vaussard M., Histoire de la démocratie chrétienne, v. 1-2, P., 1956; Del Bo Dinо, I cattolici italiani di fronte al socialismo, Roma, 1956; Fogarty M., Christian democracy in Western Europe, 1820-1953, L., 1957; Collonge Α., Le scandale du XX siècle et le drame des prêtres-ouvriers, P., 1957; Chambre H., Christianisme et communisme, P., 1959; Guerry E., Eglise catholique et communisme athée, P., 1960; Poulain J.-C., L'Eglise et la classe ouvrière, P., 1961; Bennett J. C, Christianity and Communism today, N. Y., 1960; Girardi G., Marxismo e Christianesimo, Assisi, 1966; Daim W., Christentum und Revolution, Münch., 1967.

M. Андреев. Москва.

В начало энциклопедии