Приглашаем посетить сайт

Пушкин (pushkin-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ВНИМАНИЕ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ВНИМАНИЕ

ВНИМАНИЕ - избирательно-активное состояние психич. деятельности, являющееся предпосылкой наилучшего отражения действительности. Физиологич. основой В. является возникновение в коре головного мозга очага оптимальной возбудимости, вызывающее по закону отрицательной индукции более или менее глубокое торможение окружающих участков. Соотношение нервных процессов в коре, определяющее степень и направленность В., устанавливается в зависимости от характера действующих раздражителей, содержания выполняемой деятельности и постоянно меняется. В. привлекается всяким непривычным изменением внешней обстановки, появлением новых раздражителей, что вызывает со стороны организма ориентировочный или исследовательский рефлекс. У человека развились сложные условнорефлекторные формы ориентировочно-исследовательской деятельности, отвечающие обществ. характеру жизненных условий. Различают В. непроизвольное и произвольное. Как в одном, так и в другом случае В. человека привлекается прежде всего предметами, приобретшими в ходе жизни определенное значение и связанными с потребностями и задачами деятельности. Различие же состоит в том, что в случае непроизвольного В. ориентировочные рефлексы вызываются появлением самого предмета или содержанием деятельности, и В. не носит организованного характера, а в случае произвольного В. ориентировочная деятельность организуется поставленной задачей и определенным планом деятельности. Для трудовой деятельности характерно произвольное В., получившее свое развитие именно в процессе обществ. труда как необходимое условие достижения поставленной цели. "Кроме напряжения тех органов, которыми выполняется труд, во всё время труда необходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании..." (Маркс К., Капитал, т. 1, 1955, с. 185). Тесная связь между процессом деятельности и ее результатом часто приводит к тому, что В. начинает стимулироваться не только поставленной задачей, но и непосредственно самим содержанием деятельности. В этих случаях произвольное В. приобретает характер непроизвольного. Может быть и обратное явление: В., непроизвольно вызванное появлением объекта, начинает в дальнейшем стимулироваться необходимостью более детального исследования этого объекта, и непроизвольное В. уступает место целеустремленному, произвольному В.

Лит.: Ананьев Б. Г., Воспитание внимания школьника, 2 изд., М.-Л., 1946; Гальперин П. Я., К проблеме внимания, "Докл. Акад. пед. наук РСФСР", 1958, No 3; Гоноболин Φ. Η., Воспитание внимания у учащихся, М., 1955; Добрынин Η. Φ., Внимание и его воспитание, М., 1951; его же, Внимание и память, М., 1958; Милерян Ε. Α., Вопросы теории внимания в свете учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности, "Советская педагогика", 1954, No 2; Ρозов А. И., К вопросу о теории внимания, "Вопр. психологии", 1956, No 6; Произвольное и послепроизвольное внимание, М., 1958; Страхов И. В., Вопросы психологии внимания в школе, "Уч. зап. Саратовского пед. ин-та", 1954, вып. 18; Чухин Α., Внимание и способы его привлечения, Симферополь, 1949; Добрынин Η. Φ., Основные вопросы психологии внимания, в кн.: Психологическая наука в СССР, т. 1, М., 1959; Ρибо [Г.], Психология внимания, пер. с франц., СПБ, 1892; Mierke К., Konzentrationsfähigkeit und

Konzentrationsschwäche, Stuttgart [Bern], 1957; Piérоn Η., L'Attention, "J. psychol. norm. et pathol.", [P.], 1931, No 1-2; Τitchener E. В., Lectures on the elementary psychology of feeling and attention, N. Y., 1908.

Л. Гурова. Москва.

В начало энциклопедии