Приглашаем посетить сайт

Маркетплейс (market.find-info.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
КОММУНИКАЦИЯ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КОММУНИКАЦИЯ

КОММУНИКАЦИЯ (от лат. communicatio - сообщение) - 1) Общение. Ср. коммуникативная функция языка, т.е. функция общения, обмена мыслями. 2) Категория совр. бурж. философии, гл. обр. экзистенциализма и персонализма, обозначающая общение, основывающееся на взаимопонимании, дискуссии. Исторически учение о К. сложилось в противовес доктрине обществ. договора, восходящей к просветительской идеологии. Сторонники принципа К. (К. Ясперс, О. Больнов, Э. Мунье) считают, что обществ. договор в основе своей есть контракт, сделка, покоящаяся на фактич. разобщенности людей. Участники договора взаимно ограничены обоюдными обязательствами; они воспринимают и осознают друг друга лишь в свете этих обязательств, т.е. абстрактно, безлично. Напротив, К. рассматривается как сознательно устанавливаемая взаимозависимость, противоположная договору. "Контакт - вместо контракта" (Ф. Кауфман). Средством установления К. объявляется "дискуссия", в ходе к-рой люди убеждаются, что их разъединяют сознательные установления и общепринятые нормы мышления, но роднит некий внутренне и бессознательно исповедуемый "этос".

В прошлом договорные отношения реализовались, по Ясперсу, через систему рыночных связей и их правового регулирования; коммуникативные же контакты выступали как еще не разложившиеся общинные зависимости. В совр. условиях, по мнению Ясперса, договорные отношения, конвенция реализуются в мнимых коллективах "массового общества", к числу к-рых относятся различного типа бурж. социальные объединения (корпорации, группы давления, бюрократизированные институты и т.д.). В отличие от корпоративных объединений с их принудительным характером, К., согласно Ясперсу, должны основываться на тщательно подготовленных интимных контактах и осознанной духовной общности.

В развитии экзистенциализма принцип К. появился как попытка преодоления ряда противоречий, к к-рым вело допущение изолированного бытия, экзистенции. Бытие других людей принималось во внимание лишь в качестве условия процесса самосознания, протекающего в изолированном индивиде. "Я один не являюсь самостью для себя, а становлюсь ею во взаимодействии с другой самостью. Коммуникация есть условие также и личного бытия... Поэтому, где есть коммуникация, там есть и одиночество" (Jaspers К., Idee der Universität, В., 1923, S. 36). Обществ. отношения, поскольку они носят материальный характер и опосредуются вещами, просто отбрасываются экзистенциалистами как неподлинные.

Первичной формой обществ. отношений считались эмпирич. формы прямого контакта сознаний - "беседа", "дискуссия" между двумя лицами. К., согласно Ясперсу, - это "безграничное обоюдостороннее пребывание в беседе" (там же, S. 37). "Подлинная дискуссия... возможна только между двумя людьми, беседующими с глазу на глаз" (там же, S. 38).

Объективно учение о К. противостоит марксистскому пониманию коллектива, являясь утонченной формой защиты кастовых и элитарных связей в совр. бурж. обществе.

Лит.: Бур Μ., Нем. экзистенциализм и рефашизация идеологии в Зап. Германии, "Вопр. философии", 1962, No 12; Jaspers К., Die geistliche Situation der Zeit, Β., 1931; его же, Philosophie, В.-Gött.-Hdlb., 1948; Bollnow О., Neue Geborgenheit, Stuttg.- Köln, 1955; Kaufmann F., Κ. Jaspers und die Philosophie der Kommunikation, в кн.: Schilpp P. Α., Κ. Jaspers, Stuttg., 1957; Peursen C. A. van, Die Kommunikationshaftigheit der Welt, в кн.: M. Heidegger zum siebzigsten Geburtstag, Tübingen, 1959; Junghänel G., Über den Begriff der Kommunikation bei К. Jaspers, "Dtsch. Ζ. Philos.", 1961, No 4.

Э. Соловьев. Москва.

В начало энциклопедии