Приглашаем посетить сайт

Грибы (grib.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "О" (часть 1, "О"-"ОМЕ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 1, "О"-"ОМЕ")

"О БЕСКОНЕЧНОСТИ, ВСЕЛЕННОЙ И МИРАХ"

"О БЕСКОНЕ́ЧНОСТИ, ВСЕЛЕ́ННОЙ И МИРА́Х" (1584) - одно из осн. соч. Бруно, излагающее естеств.-науч. основы его мировоззрения.

"О ДУХЕ ЗАКОНОВ"

"О ДУХЕ ЗАКО́НОВ" (1748) - соч. Монтескье, в к-ром он изложил свою историч. и социологич. концепцию.

"О ЗНАЧЕНИИ ВОИНСТВУЮЩЕГО МАТЕРИАЛИЗМА"

Статья большая, находится на отдельной странице.

"О ПРИРОДЕ"

"О ПРИРО́ДЕ" (1761-66) - осн. соч. Робине.

"О ПРИРОДЕ ВЕЩЕЙ"

"О ПРИРОДЕ ВЕЩЕЙ" (первое комментиров. издание 1563) - соч. Лукреция.

"О ПРИЧИНЕ, НАЧАЛЕ И ЕДИНОМ"

"О ПРИЧИНЕ, НАЧА́ЛЕ И ЕДИНОМ" (1584) - гл. филос. соч. Бруно.

"О РОЗЫСКАНИИ ИСТИНЫ"

"О РОЗЫСКА́НИИ ИСТИНЫ" (1674-75) - первое и гл. соч. Мальбранша.

"О ЧЕЛОВЕКЕ"

"О ЧЕЛОВЕ́КЕ" (1773) - одно из осн. соч. Гельвеция.

"ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ ДОГОВОРЕ"

"ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ ДОГОВОРЕ" (1762) - одно из осн. соч. Руссо.

"ОБ УМЕ"

"ОБ УМЕ́" (1758) - одно из основных сочинений Гельвеция.

ОБЛАСТЬ ПРЕДМЕТОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ

ОБМЕ́Н ВЕЩЕ́СТВ - совокупность химич. реакций в живом организме, обеспечивающая диссимиляцию и ассимиляцию и выступающая как одна из основ жизни.

ОБОБЩАЮЩАЯ АБСТРАКЦИЯ

ОБОБЩА́ЮЩАЯ АБСТРА́КЦИЯ (генерализирующая абстракция) - процедура отвлечения от несходных, различающихся св-в (признаков) предметов, приводящая к введению в рассмотрение их одинаковых (тождественных, совпадающих, равных) св-в и к образованию (общего) понятия о предметах, обладающих выделенными св-вами (признаками).

В истории гносеологии О. а. рассматривалась неоднократно, причем часто в противопоставлении изолирующей абстракции. О. а. по существу совпадает с абстракцией отождествления, с тем только отличием, что понятие об О. а. не содержит уточняющей абстракцию отождествления явной ссылки на отношение типа равенства, в к-ром находятся любые два предмета, охватываемые образуемым понятием. О. а. играет фундамент. роль в познании; она участвует в образовании науч. понятий разл. уровня абстрактности - от понятий, формирующихся на основе отождествления чувственно-воспринимаемых вещей, до понятий об абстрактных объектах, являющихся результатом многоступенчатого абстрагирования; др. формы обобщающей и абстрагирующей деятельности человеческого ума (в частности, конструктивизация, формализация и идеализация) в той или иной форме всегда связаны с О. а.

Лит.: Горский Д. П., Вопросы абстракции и образование понятий, М., 1961.

Б. Бирюков. Москва.

ОБОБЩЕНИЕ

1) С т. зр. логики - построение (выведение) универсальных и экзистенциальных утверждений: а) в системах дедуктивной логики - на основе постулированных правил построения таких утверждений (правил вывода для кванторов общности и существования - т.н. О. переменных); в) в системах индуктивной логики на основе опытных (экспериментальных) данных ("данных эмпирич. свидетельств") - т.н. и н д у к т и в н ы е О. (см. Индукция, Логика индуктивная, Научная индукция, Неполная индукция, Популярная индукция).

2) С гносеологич. (и методологической) т. зр. О. - одно из важнейших средств науч. познания, процедура перехода на более высокий уровень абстракции на основе выявления (в рассматриваемой области предметов) общих для этих предметов признаков: свойств, отношений, тенденций развития и т.п. Наука, по существу, появляется тогда, когда "...в результате ряда усмотрений опыта установится один общий взгляд относительно сходных предметов" (Аристотель, Met. I 1, 1981 а 1 - в 13; рус. пер., М.-Л., 1934, с. 19). В зависимости от предметной области и задач исследования О. осуществляются на разных уровнях, в частности: 1) на уровне эмпирич. материала [оно включает обычно выработку понятия, отражающего сходство, общность, подобие и т.д., вообще к.-л. отношение между двумя или бóльшим количеством исследуемых предметов (явлений), и формулировку нек-рого принципа, объясняющего единым образом группу (или группы) наблюдаемых явлений или выявление закона, управляющего этой группой явлений ]; 2) на уровне уже выработанных понятий (см. Понятие); 3) на уровне "системы понятий" - теорий. В последнем случае О. тесно связано с понятиями группы преобразований и инвариантов. Напр., для классич. механики были справедливы т.н. галилеевы преобразования: длины и массы тел, интервалы времени оставались неизменными при переходе от одной системы отсчета к другой. Относительности теория применяет более общую группу - лоренцевы преобразования, устанавливая зависимость между пространством и временем. При таком О. прежние инварианты оказываются лишь частными проекциями, зависящими от системы отсчета; в качестве инвариантов берутся др. величины - максимальная длина, пространственно-временный интервал, минимальная масса. Т.о., обычно О. теории предполагает переход от одной группы преобразований к другой, более широкой.

Лит.: Джевонс С., Основы науки, пер. с англ., СПБ, 1881, гл. 27; Горский Д. П., Вопросы абстракции и образование понятий, Μ., 1961, гл. 10.

Ф. Лазарев. Калуга, М. Новоселов. Москва.

ОБОЛЕНСКИЙ

ОБОЛЕ́НСКИЙ (псевд. - М. И. Красов), Леонид Егорович (9 марта 1845 - 23 сент. 1906) - рус. философ, социолог, журналист и писатель. В 60-х гг. изучал философию и юриспруденцию в Моск. и Петерб. ун-тах. Был близок к народнич. кружку ишутинцев, за что был выслан из Петербурга (1866). С конца 70-х гг. сотрудничал в народнич. журналах ("Мысль", "Рус. богатство" и. др.). Филос. взгляды О. эклектичны; в целом он - позитивист, полагавший, что представление о явлениях объективного мира "не т о ж д е с т в е н н о е объективной реальностью. Оно только с и м в о л и ч е с к и передает ее, но не i n s i c h и f ü r s i c h" ("История мысли", СПБ, [1901 ], с. 235). В социологии О. - поклонник Конта - был близок к либеральному народничеству, ратовал за сохранение общинного землевладения, выступал против материалистич. понимания истории. Он различал прогресс (под к-рым понимал сознат. осуществление "блага человека") и эволюцию (т.е. "...процесс смены явлений, определяемый внешними объективными признаками") (см. "Изложение и критика идей нео-марксизма", СПБ, 1899, с. 117). Исходным в этике О. считал чувство боли; усложняясь и эволюционируя, оно приводит к появлению желаний, относящихся к опытной нравственности; последняя подчинена внеопытной, или альтруистич., морали, являющейся критерием поведения человека.

Соч.: Организм и "органич. теория", "Свет", 1879, No 2-3; Нравств. и обществ. чувства, там же, No 2; Теория Мальтуса и дарвинизм, там же, No 9; Что такое сознание?, "Мысль", 1880, No 1; Личность и прогресс, там же, No 2; Прошедшее и будущее философии, там же, 1881, No 9; Субъективный и объективный методы в социологии и их относит, значение, там же, No 10-11; Правда ли, что в мире нет ничего кроме движения?, там же, 1882, No 5; Свобода воли, "Рус. богатство", 1883, No 2; Что такое прогресс, там же, 1885, No 1-2; Мораль чувства и мораль долга, там же, 1888, No 9; Осн. ошибки совр. материализма и позитивизма, там же, 1890, No 1-3.

Лит.: Плеханов Г. В., Несколько слов в защиту экономич. материализма, Избр. филос. произв., т. 2, М., 1956; Козлов A. A. (ред.-издатель), Философский трехмесячник, Киев, 1886, т. 1, No 2.

Г. Корхова. Ленинград.

ОБОСНОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБРАЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

О́БРАЗ ХУДО́ЖЕСТВЕННЫЙ - см. Художественный образ.

ОБРАЩЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБРАЩЕНИЕ КОНВЕРСИЯ (В ЛОГИКЕ)

ОБРАЩЕ́НИЕ конверсия (в логике) - в силлогистике операция преобразования суждений видов: "Все S суть Р", "Ни одно S не есть Р", "Нек-рые S суть P", связанная со взаимным обменом местами терминов S и Р. Обычно О. рассматривается как непосредственное умозаключение, правилами к-рого для непустых (см. Пустое) S и Ρ являются следующие: 1) "От истинного суждения вида "Ни одно S не есть Ρ" можно перейти к также истинному суждению вида "Ни одно Ρ не есть S"' и наоборот"; 2) "От истинного суждения вида "Нек-рые S суть Р" можно перейти к также истинному суждению вида "Нек-рые Ρ суть S" и наоборот" [Эти правила наз. правилами простого О., поскольку они не вводят новые кванторные слова (кванторы), или, - по традиц. терминологии, - сохраняют в заключит. суждении количество исходного суждения. ]; 3) "От истинного суждения вида "Все S суть Р" можно перейти к также истинному суждению вида „Нек-рые Ρ суть S"". [Это правило наз. правилом О. с о г р а н и ч е н и е м, поскольку оно вводит в заключение квантор "Нек-рые" вместо квантора "Все" исходного суждения, т.е. ограничивает общность заключит. суждения по отношению к исходному. ] Указанные правила О. обосновываются с е м а н т и ч е с к и в т.н. учении о распределенности терминов в суждении.

В теории отношений О. - замена данного отношения обратным ему отношением (см. Отношение) с одновременным обменом местами членов данного отношения. О. отношений (для произвольного двучленного отношения R) можно рассматривать как умозаключение по правилу: "От истинного высказывания вида xRy [напр., 1<2 ] можно перейти к также истинному высказыванию вида yR-1x [(где R-1 - отношение, обратное R), напр., 2>1 ], и наоборот". Соответствующее рассмотрение возможно для n-местных (n больше двух) отношений.

Лит.: Асмус В. Ф., Логика, М., 1947, с. 118-27; Ziеmbiński Z., Logika praktyczna, Warsz., 1965, s. 190-191; см. также лит. при ст. Отношение.

А. Ветров, М. Новоселов. Москва.

"ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СИСТЕМ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ - см. Понятие.

ОБЩЕОТРИЦАТЕЛЬНОЕ СУЖДЕНИЕ

ОБЩЕОТРИЦА́ТЕЛЬНОЕ СУЖДЕ́НИЕ - см. Силлогистика, Суждение.

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА

ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА - см. Разделение труда.

ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КОММУНИСТИЧЕСКОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ

ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ - см. Формация общественно-экономическая.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЩЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЩЕУТВЕРДИТЕЛЬНОЕ СУЖДЕНИЕ

ОБЩЕУТВЕРДИТЕЛЬНОЕ СУЖДЕ́НИЕ - см. Силлогистика, Суждение.

ОБЩИЙ КРИЗИС КАПИТАЛИЗМА

О́БЩИЙ КРИЗИС КАПИТАЛИЗМА - кризисное состояние мировой капиталистич. системы в целом, охватывающее ее экономику, политику, идеологию. См. Капитализм.

ОБЪЕКТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЪЕКТИВИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЪЕКТИВНАЯ ИСТИНА

ОБЪЕКТИВНАЯ ИСТИНА - выражение объективности содержания истинных знаний. См. Истина.

ОБЪЕКТИВНОЕ

ОБЪЕКТИВНОЕ - то, что принадлежит самому объекту, не зависит от субъекта. В употреблении термина "О." в филос. лит-ре можно выделить след. аспекты: о н т о л о г и ч. аспект, в к-ром О. является то, что существует вне и независимо от человека и человечества (напр., величина вещи как ее О. св-во); здесь О. равно материальному (см. Материя); гносеологич . аспект, в к-ром О. является характеристикой знания, независимости его содержания от человека и человечества. В обществ. жизни под О. понимают процессы и факторы, к-рые не зависят от воли и желания людей (О. факторы и условия в отличие от субъективных). О. противопоставляется субъективно-личностному, предвзятости (О. оценка, О. суждение и т.п.).

В. Костеловский. Москва.

ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ

ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - см. Идеализм.

ОБЪЁМНОСТИ ПРИНЦИП

ОБЪЁМНОСТИ ПРИНЦИП - или принцип экстенсиональности (от лат. extentio - протяжение) - один из главных принципов, лежащих в основе теории множеств: два множества (или класса), состоящие из одних и тех же элементов (т.е. имеющие один и тот же объем), равны (совпадают). При аксиоматич. построении теории множеств О. п. формулируется в виде т.н. аксиомы объемности (или экстенсиональности, или протяженности, или определенности), имеющей, напр., вид: ∀x∀y(∀z(z∈xОБЪЁМНОСТИ ПРИНЦИПz∈y)⊃х=у), где х, у, z - переменные для множеств, ∈ - символ отношения принадлежности, ∀ - квантор общности, а ОБЪЁМНОСТИ ПРИНЦИП есть символ эквиваленции. [Здесь предполагается, что равенство множеств было определено до и независимо от О. п. Но иногда О. п. кладут в основу определения равенства, напр., х=у ≡ df∀z (z∈xОБЪЁМНОСТИ ПРИНЦИПz∈y); в таких случаях обычное определение равенства принимается за аксиому вида, ∀х∀у (х=у⊃∀z(x∈z⊃y∈z)), что приводит к системе эквивалентной по силе системе с постулированным О. п. ] В терминах предикатов исчисления О. п. означает совпадение равнообъемных (имеющих одно и то же множество истинности) предикатов и, т.о., в известном смысле, провозглашает "тождество" между объемом и содержанием понятий, не всегда оправдываемое при анализе логических и особенно семантич. проблем. Это побудило, в частности, нек-рых логиков ввести в рассмотрение логич. системы, в к-рых О. п. не постулируется. Впрочем, при обосновании теории множеств как таковой О. п. не приводит ни к каким затруднениям, т.к. аксиома объемности совместима (см. Совместимость, Непротиворечивость) с др. аксиомами наиболее распространенных аксиоматич. систем теории множеств.

Ю. Гастев. Москва.

ОБЪЯСНЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЫЧАЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОВЕРТОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОВЕЩЕСТВЛЕНИЕ

ОВЕЩЕСТВЛЕНИЕ - нем. Verdinglichung, Versachlichung, англ. и франц. réification, - такая исторически преходящая превращенная форма опредмечивания, когда человек низводит себя до уровня вещи (исполнителя ролей), свои обществ. отношения превращает в вещные, богатство своих сил и творч. способностей - в наделенное самостоятельностью, вещное "богатство", в социальный вещный мир ("среду"). Различение О. и опредмечивания (см. Опредмечивание и распредмечивание) - одно из гл. открытий Маркса в период создания "Капитала". Утилизаторское отношение к человеч. произведению как просто вещи, не принадлежащей понятию самого человека, есть лишь выражение его О. С О. сопряжена "персонификация вещей" - перенос определений субъекта на объект. При О. человек просто наличное бытие рабочей силы, часть природы, "...вещь, хотя и живая, сознающая себя вещь, и самый труд есть в е щ н о е выражение этой силы". Поэтому предметное тело его культуры выступает "как нечто потустороннее, как вещь" (Marx К., Das Kapital, Bd 1, В., 1960, S. 119, 211; Bd 3, S. 937, 621), как могуществ. "порядок вещей" (институциональных структур и т.п.). Верное понимание О. очень важно в социально-гносеологич. проблемах (см. Рассудок), проблемах культуры и личности, образования, языка и т.п. Коммунизм преодолевает все формы О. (знания, морали и др.) вместе с превращением труда в самодеятельность. Проблема О. широко обсуждается философами и социологами бурж. стран (представителями экзистенциализма, персонализма, неофрейдизма и др.). См. Отчуждение, Фетишизм.

Лит.: Mаrx К., Grundriße..., В., 1953, S. 78, 79, 545, 600; его же, Theorien über den Mehrwert, Bd 3, В., 1962, S. 293, 473, 480, 491, 510; eго же, Das Kapital, Bd 3, В., 1960, S. 293, 427, 884-85; Архив Маркса и Энгельса, т. 2 (7), М., 1933, с. 32-34, 124; MEGA, Abt. 1, Bd 5, S. 66, 226 (вводится термин "О."), 416, 417; Науч. коммунизм, М., 1965, с. 246-49; Lukács G., Geschichte und Klassenbewusstsein, В., [1923 ]; Goldmann L., La réification, в кн.: Recherches dialectiques, P., 1959; Gabel J., La réification, P., 1962.

Г. Батищев. Москва.

ОВСЯННИКОВ

Михаил Федотович (р. 21 ноября 1915) - сов. философ, д-р филос. наук, профессор (с 1961). Чл. КПСС с 1955. Окончил Моск. педагогич. ин-т им. В. И. Ленина (1939) и аспирантуру Моск. ун-та (1943). С1943 преподает философию в вузах Москвы. Зав. кафедрой эстетики Моск. ун-та (с 1961), зав. сектором эстетики Ин-та философии АН СССР. Гл. редактор издания "История эстетики. Памятники мировой эстетич. мысли" (т. 1-2, [М. ], 1962-64, изд. продолжается). Науч. работу ведет в области истории зарубежной философии и эстетики, истории марксистско-ленинской эстетики, уделяя осн. внимание социальному аспекту иск-в а и эстетич. принципа в целом.

Соч.: Первые филос. работы молодого Гегеля, "Уч. зап. Моск. обл. пед. ин-та", 1956, т. 42, вып. 3; Нек-рые вопросы эстетики Г. В. Плеханова, "Вести. МГУ. Сер. экон., филос., права", 1957, No 1; Фейербах о происхождении религии, в сб.: Материализм и религия, М., 1958; Маркс и основы эстетики, "Вопр. лит-ры", 1958, No 5; Основоположники марксизма о проблемах искусства и эстетики, "Вестн. истории мировой культуры", 1958, No 6; История домарксистской зарубежной философии, М., 1959 (совм. с В. В. Соколовым); Философия Гегеля, М., 1959; О пластичности и гармонии в филос. этюдах О. Бальзака, в сб.: Из истории эстетич. мысли нового времени, М., 1959; В. И. Ленин и проблемы эстетики, "Искусство", 1960, No 4; Правда жизни - высший критерий художественности, "Художник", 1960, No 3; О марксистской оценке социологич. концепции Гегеля, в кн.: Проблемы истории филос. и социологич. мысли XIX в., М., 1960; Вопросы религии и атеизма в нем. классич. философии, в кн.: История и теория атеизма, М., 1962; Очерки истории эстетич. учений, М., 1963 (совм. с 3. В. Смирновой); Буржуазная эстетика и действительность, "Коммунист", 1965, No 2.

ОГАШВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОГБОРН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОГРАНИЧЕНИЕ

ОГРАНИЧЕ́НИЕ - процедура, обратная о б о б щ е н и ю. В традиц. логике об О. говорят обычно в связи с образованием менее общих понятий из более общих (О., или к о н к р е т и з а ц и я, понятия). О. понятия - это процедура сужения объема понятия, связанная с расширением его содержания; состоит в переходе от данного понятия к менее общему (подчиненному) понятию, т.е. к понятию, объем к-рого составляет лишь часть объема исходного (подчиняющего) понятия. О. понятия можно рассматривать как результат расширения содержания исходного понятия за счет введения в него о г р а н и ч и в а ю щ и х п р и з н а к о в, т.е. признаков, принадлежащих не всем предметам объема исходного понятия (в частности, признаков, не содержащихся, в явной или неявной форме, в признаках, по к-рым осуществлено выделение объема исходного понятия), но совместимых с этим понятием. Примером О. понятия может быть переход от понятия "исчисление" к понятию "логическое исчисление", к-рый связан с введением в содержание исходного понятия признака "логический"; в принципе процесс О. понятия может быть продолжен до получения единичного понятия, напр., такого: "логическое исчисление, пример к-рого приведен на с. 309 1-го тома Философской энциклопедии". Процедура, противоположная О. понятия, наз. в традиц. логике о б о б щ е н и е м п о н я т и я; связь обеих процедур выражается в т.н. законе обратного отношения между содержанием и объемом понятий: по мере увеличения (в описанном смысле) содержания понятия уменьшается его объем и наоборот. См. также Понятие.

Лит.: Введенский А. И., Логика, как часть теории познания, 3 изд., П., 1917, гл. 4; Челпанов Г. И., Учебник логики, [M. ], 1946, гл. 3; Асмус В. Ф., Логика, [М. ], 1947, гл. 4; Кондаков Н. И., Логика, М., 1954, гл. 12.

Б. Бирюков, М. Новоселов. Москва.

ОГРАНИЧЕНИЕ ТРЕТЬЕГО ПОНЯТИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОДНОВРЕМЕННОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОДНО-ОДНОЗНАЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ

ОДНО́-ОДНОЗНА́ЧНОЕ ОТНОШЕ́НИЕ - см. Взаимно-однозначное соответствие.

ОДОЕВСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОЁМЭЙГАКУХА

ОЁМЭЙГАКУХА - япон. филос. школа последователей Ван Ян-мина (япон. Оёмэй). Основоположником О. является Накаэ Тодзю; наиболее известными представителями - Кумадзава Бандзан (1619-91) и Осио Хэйхатиро (1796-1837). Последний в основу философии кладет понятие "тайке" - великой пустоты как мировой субстанции и сущности разума. К школе О. принадлежали или находились под ее влиянием япон. мыслители Сато Иссай (1772-1859), Сакума Дзодзан (1811-64), Матода Тоя (1812-91). Развивая учение Ван Ян-мина, представители этой школы, однако, оставались в рамках субъективного идеализма. В отличие от кит. первоисточника, учение Ван Ян-мина о "врожденном интуитивном знании" было использовано как обоснование морального долга, призывающего выступать с критикой феодальной администрации (Бандзан) и даже участвовать в вооруж. борьбе (Осио Хэйхатиро). В целом же социально-политич. воззрения представителей О. не были едиными. Так, если Бандзан, Хэйхатиро и Тюсай (к-рый известен как защитник прав человека и борец против произвола феодалов) принадлежали к прогрессивному лагерю, то Тоя выступал как охранитель идеологич. основ существующего строя.

Лит.: Радуль-Затуловский Я. Б., Конфуцианство и его распространение в Японии, М.-Л., 1947, с. 327-43; Нагата Хироси, Нихон тэцугакуси (История япон. философии), Токио, 1937; Иноуэ Тэцудзиро, Нихон ёмэйгакуха-но тэцугаку (Философия япон. школы Ван Ян-мина), Токио, 1938; Чжу Цянь-чжи, Жибэньзы гусюэ цзи янминсюэ (Школы последователей учения Ван Ян-мина и классич. конфуцианства в Японии), Шанхай, 1962; Chang С., Wang Yang-ming: Idealist philosopher of 16-th century China, N. Y., 1962.

Ф. Быков. Москва,

Я. Радуль-Затуловский. Ленинград.

ОЙЗЕРМАН

Теодор Ильич (р. 14 мая 1914) - сов. философ, д-р филос. наук (с 1952), профессор (с 1953), член-корр. АН СССР (с 1966). Член КПСС с 1941. Окончил филос. фак-т МИФЛИ (1938). Преподает с 1938 (с 1940 - на филос. фак-те МИФЛИ). Выступает в печати с науч. работами с 1940. В 1949-51 - зав. сектором совр. бурж. философии и социологии Ин-та философии АН СССР. С 1954 - зав. кафедрой истории зарубежной философии филос. фак-та МГУ. Член редколлегии (и один из ведущих авторов) "Истории философии" (т. 1-6, М., 1957-65), а также "Краткого очерка истории философии", член редколлегии журналов "ВФ", "Филос. науки" (до 1958), "Вестник МГУ" (до 1965). Работает в области истории домарксистской и марксистской философии (гл. обр. 40-е гг. 19 в.), критики совр. бурж. философии и социологии.

Соч.: Возникновение марксизма - революционный переворот в философии, М., 1948 (совм. с В. Светловым); Филос. учение Р. Декарта, послесловие в кн.: Декарт Р., Рассуждение о методе, [М.-Л. ], 1953; Развитие марксистской теории на опыте революции 1848 года, М., 1955; Немецкая классическая философия - один из теоретич. источников марксизма, М., 1955; Философия Гегеля, М., 1956; Основные этапы развития домарксистской философии, М., 1957; Основные ступени процесса познания, М., 1957; Что такое материализм, М., 1957; Неотомизм - философия совр. реакц. буржуазии, М., 1959; Голос разума и совр. филос. иррационализм, "Коммунист", 1960, No 14; Об изменении предмета философии, в сб.: Проблемы истории филос. и социологич. мысли XIX в., Μ., 1960; Основной вопрос философии и вопросы критики совр. бурж. философии, "ВФ", 1960, No 8; Основные черты совр. бурж. философии, М., 1960; Чему учит и кому служит совр. бурж. социология, М., 1960 (совм. с А. Ф. Окуловым); Кризис бурж. идеологии на совр. этапе, "Коммунист", 1961, No 17; Прометеева ересь и антикоммунистич. истерия, "ВФ", 1961, No 12; Кризис совр. бурж. философии и фидеизм, в сб.: Современные религиозно-филос. течения в капиталистич. странах, М., 1962; Философия Фихте, М., 1962; Формирование филос. марксизма, М., 1962 (опубл. на нем., венгр., япон. яз.; награждена премией имени М. В. Ломоносова); Антикоммунизм - выражение кризиса бурж. идеологии, М., 1963; И. Кант - родоначальник классич. нем. философии (вступит. ст.), в кн.: Кант И., Собр. соч., т. 1, М., 1963; Об одной реакционной бурж. легенде, "ВФ", 1963, No 6; Экзистенциализм - философия кризиса, в кн.: Критика совр. бурж. идеологии, [Петрозаводск ], 1963; Главный труд Канта (вступ. ст.), в кн.: Кант И., Соч., т. 3, М., 1964; Технофобия - болезнь социальная, "Коммунист", 1965, No 9; Социалистическая идеология и исторический опыт народов, "ВФ", 1965, No 4; Проблема отчуждения и буржуазная легенда о марксизме, М., 1965; Философия кризиса и кризис философии, в сб.: Совр. экзистенциализм, М., 1966; Нек-рые вопросы истории философии как науки, в сб.: Методологич. вопросы обществ. наук, [М. ], 1966; Марксистско-ленинское понимание свободы, М., 1967; Zur Geschichte der vormarxschen Philosophie В., 1960; Die Entfremdung als historische Kategorie, В., 1965; Le problème de l'aliénation dans les travaux de jeunesse de Marx, в кн.: Philosophie soviétique, [P., 1963 ].

ОКЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОККАЗИОНАЛИЗМ

ОККАЗИОНАЛИЗМ (от лат. causa occasionalis - случайная причина) - направление в зап.-европ. философии 17 в., идеалистически решавшее поставленный дуализмом Декарта вопрос о взаимоотношении души и тела. Представителями О. являлись Клауберг, Гейлинкс, Мальбранш и др. Неспособность картезианского дуализма объяснить факты воздействия души на тело и наоборот послужила исходным пунктом О. и была истолкована им как принципиальная невозможность взаимодействия души и тела. То, что в опыте представляется телесной причиной того или иного действия или какой-либо мысли, в действительности, по учению О., есть не более чем "повод" для деятельности истинной "действующей" причины, какой может быть только бог. Тем самым О. объявлял взаимодействие тела и духа результатом непрерывного "чуда" - прямого вмешательства божества в каждом отдельном психич. состоянии, возникшем под влиянием физических раздражений, или, наоборот, физических движений под влиянием ощущений, мыслей, чувств, желаний и т.п.

Идеалистич. переработку картезианства завершил Мальбранш, к-рый выступил с решит. утверждением невозможности влияния не только тела на душу, но и тела на тело. Тем самым он объявил бога единств. движущей силой не только при взаимодействии тела и духа, но и при взаимодействии тел. Т.о., от критики психофизич. причинности О. перешел к отрицанию естеств.-физич., материальной причинности вообще. Идеалистич. критика О. психофизич. и естеств. причинности стала одной из теоретических предпосылок, субъективно-идеалистич. критики причинности Юмом.

Лит.: Введенский А. И., Декарт и О., Берлин - П.-М., 1922; Быховский Б. Э., Философия Декарта, М.-Л., 1940, с. 138-48; Lenoble R., Mersenne ou la naissance du mécanisme, P., 1943 (отрывки из соч. окказионалистов и библ.); Bontadini G., Studi su la filosofia dell'età cartesiana, Brescia, 1947; Вalz Α., Cartesion studies, N. Y., 1951; Giасon С., La causalitá nel razionalismo moderno, Mil., 1954; С allot É., Problèmes du cartésianisme..., Cardet-Annecy, 1956.

В. Соколов. Москва.

ОККАМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОККУЛЬТИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОКУЛОВ

Александр Федорович (р. 12 сент. 1908) - сов. философ, профессор (с 1958), д-р филос. наук (с 1958). Член КПСС с 1931. Окончил Ин-т журналистики (1937) и аспирантуру АОН при ЦК КПСС по кафедре истории философии (1950). В 1937-48 - на парт. работе. Зам. директора Ин-та философии АН СССР (1951-64). С 1964 - директор Ин-та науч. атеизма АОН при ЦК КПСС. Ведет науч. работу по истории марксистской философии, историч. материализму, науч. атеизму, по критике бурж. философии. Один из авторов и редакторов кн. "Очерки по истории филос. и общественно-политич. мысли народов СССР", "Истории философии"; член редколлегии "Филос. энциклопедии".

Соч.: За глубокую науч. разработку совр. проблем атеизма, в сб.: Вопросы науч. атеизма, вып. 1, М., 1966;0 книге В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм", М., 1953; Научное предвидение - основа партийного руководства, "ВФ", 1953, No 2; В. И. Ленин об идейных истоках и классовой сущности социал-демократизма, М., 1954; Творчество масс - источник непобедимости коммунизма, М., 1956; Борьба Г. В. Плеханова против неокантианской ревизии марксизма, "ВФ", 1956, No 6; Борьба В. И. Ленина против ревизионизма, за чистоту марксистской теории, там же, 1958, No 7; 40 Iet sovětské filosofie, "Filosofický časopis", 1958, No 2; Великое филос. произведение творч. марксизма, М., 1959 (совм. с В. В. Мшвениерадзе); Острейшее оружие в борьбе против ревизионизма, "Коммунист", 1959, No 6; Борьба В. И. Ленина против философии реформизма и ревизионизма, М., 1959; Чему учит и кому служит совр. бурж. социология, М., 1960 (совм. с Т. Ойзерманом); Некоторые вопросы развития сов. философии после XX съезда КПСС, "ВФ", 1962, No 1.

ОЛАВИДЕ

О л а в и д е - и - X а у р е г и (Olavide у Jauregui), Пабло Антонио Хосе де (1725-1802) - исп. обществ. деятель. Род. в Лиме (Перу), образование получил в Испании, в ун-тах Алькала и Мадридском; д-р канонич. права (1741). Под влиянием франц. энциклопедистов стал сторонником деизма, критиковал и осмеивал церк. обряды. О. состоял в переписке с Вольтером, Дидро, Руссо, в его салоне в Мадриде собирались видные представители исп. Просвещения. В ноябре 1776 был арестован инквизицией и заключен в секретную тюрьму в Мадриде. В 1780 бежал в Венецию, затем в Париж, где был восторженно встречен в кругах энциклопедистов. Конвент присвоил ему (1793) звание гражданина Франц. республики, однако в период якобинской диктатуры О. был арестован (1794) по обвинению в контрреволюц. деятельности и заключен в тюрьму. В его мировоззрении произошел резкий сдвиг вправо; еще в тюрьме он начал писать труд "Торжествующее евангелие, или История разочарованного философа" ("El evangelio en triumpho, o historia de un filósofo desengañado", V. 1-4, Valencia, 1797-98; посл. изд. - Md, 1915), в к-ром отрекся от своих прежних убеждений, за что получил прощение от инквизиции и в 1798 вернулся в Испанию.

Лит.: Александров Г., Из истории исп. философии, "ПЗМ", 1939, No 2; Didеrоt D., Don Pablo Olavidès, в кн.: Oeuvres complètes de Diderot, t. 6, P., 1875, p. 467-72; Lavalley Arias de Saavedra J. A. de, Don P. de Olavide, Lima, 1859; 2 изд., в его кн.: Estudios históricos, Lima, 1935: Castañeda y Alcover V., Relación del auto de Fé en el que se condenó a don Pablo de Olavide, Md, 1916.

Б. Афанасьев. Ленинград.

ОЛЕЙНИЧУК

Семен Никитов (1798 - 27 июля 1852) - крест. публицист, выразивший в своем творчестве идеи нар. свободомыслия 19 в. За рукописное соч. "Историч. рассказ природных или коренных жителей Малороссии Заднепровской...", явившееся смелым вызовом крепостничеству, О. был в 1849 арестован, заключен в Киевскую, затем Шлиссельбургскую крепость, где и умер. Не поднявшись до атеизма, О. ратовал за распространение в народе науч. знаний, высмеивал нек-рые религ. догматы (о троичности бога и др.). История рассматривалась. О. как "зеркало веков и действий народов"; постигая ее смысл, народы извлекают "драгоценные уроки мудрости" (ЦГАОР, ф. III отд., 1 эксп., д. 376, л. 106, 92 об., л. 67 об.). Природа и общество - не царство покоя, а "мир, наполненный противоположностями" (там же, л. 64).

Лит.: Щеголев П. Е., Историч. этюды, СПБ, 1913; Коган Л. Α., Связь филос. идей в рус. нар. свободомыслии XIX в. с традициями передовой культуры, "ФН" (НДВШ), 1963, No 1.

Л. Коган. Москва.

ОЛЕКСЮК

Мирослав Миронович (р. 6 июня 1925) - сов. философ, доктор филос. наук (с 1963). Член КПСС с 1944. Окончил филологич. фак-т Львовского-ун-та (1950). Профессор Львовского ун-та, директор Ин-та обществ. наук (с 1964). Работает в области истории философии.

Соч.: Общественно-политич. взгляды Л. Украинки, Львов, 1954; Атеï стичні погляди Лесі Украï нки, Львів, 1958; Філософсько-атеï стичні погляди С. Тудора, [Львів ], 1962; С. Тудор и идеологич. борьба на Западной Украине в 20-30 гг. XX ст., К., 1963; Розвиток філософськоï думки на західноукраï нських землях в 20-30 pp. XX ст., в сб.: 3 iстоpiï філософськоі думки на Украï ні, К., 1963; Боротьба матеріалізму проти ідеалізму в домарксистській філософі ï, Львів, 1966.

ОЛЕНОВ

Михаил Ильич (29 апр. 1876 - 4 апр. 1957) - экономист и социолог. Окончил мед. фак-т Киевского ун-та (1904), студентом вступил в революц. движение (1899), в ссылке познакомился с марксизмом. Критиковал экономич. и социологич. концепции либерального народничества, струвизма, зап. бурж. идеологов и ревизионистов (В. Зомбарт, Г. Шмоллер, Э. Бернштейн, Э. Давид и др.). В работах "Идеализм в обществ. науке" ("Правда", 1904, т. 9), "Так называемый „кризис марксизма"" (СПБ, 1906), "Идеология рус. буржуа (О старом и новом либерализме)" (СПБ, 1906), "Народный или мещанский социализм?" ("Совр. мир", 1907, No 1); "О типах бурж. революции" ("Образование", 1908, No 1) и др. защищал марксизм от нападок его "критиков". Ленин положительно оценил выступление О. против рус. "критика" марксизма П. Маслова (см. Соч., т. 13, с. 272). С 1922 О. занимался преподават. деятельностью, принимал участие в работе Науч. об-ва марксистов; с 1925 заведовал кафедрами ленингр. вузов, проф. (с 1926) Коммунистич. и Гос. ун-тов, педагогич. и др. вузов Ленинграда. В 40-х гг. О. работал над темой "Нем. вульгарная политич. экономия и ее крах в фашизме" (не закончена).

Соч.: Борьба за рабочий день и революция, Л., 1926.

В. Клушин. Ленинград.

ОЛИМПИОДОР МЛАДШИЙ

ОЛИМПИО́ДОР Младший (Όλυμπιόδωρος) из Александрии (6 в.) - античный философ, представитель александрийского неоплатонизма, отходившего от неоплатонич. интерпретации Платона и Аристотеля. Написанная им "Жизнь Платона" ("Vita Platonis", в кн.: Diogenis Laertii, De clarorum philosophorum vitis..., P., 1878) является одним из осн. источников для биографии этого философа.

Соч.: Commentarii in Platonis Alcibiadem priorum, ed. F. Creuzer, в кн.: Initia philosophiae ас theologiae ex platonicis fontibus ducta, p. 2, Francofurti ad Moenum, 1821; Scholia in Platonis Philebum, ed. Stallbaum, Lipsiae, 1826; Commentari in Aristotelis Meteora, ed. G. Stüve, [s. 1. ], 1900; Prolegomena et in Categorias commentarium, ed. A. Busse, [s. 1. ], 1902; Olympiodori philosophi in Platonis Phaedonem commentaria, ed. W. Norvin, Lipsiae, 1913; Platonis in Corgiam commentaria, ed. W. Norvin, Lpz., 1936.

Лит.: Zeller E., Die Philosophie der Griechen, 5 Aufl., Tl 3, Abt. 2, Lpz., 1923.

А. Лосев. Москва.

ОЛИМПИОДОР СТАРШИЙ

ОЛИМПИО́ДОР Старший - из Александрии (5 в.) - античный философ, аристотелик, учитель Прокла.

Лит.: Diogenes Laertius, De clarorum philosophorum vitis... libri decem, recensuit С. G. Cobet et Ant. Westermanno et Marini vita Procli..., P., 1878, IX; Zeller Ε., Die Philosophie der Griechen, 5 Aufl., Tl 3, Abt. 2, Hälfte 2, Lpz., 1923, S. 804.

А. Лосев. Москва.

ОЛЬМИНСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОМАР ХАЙЯМ

ОМА́Р ХАЙЯМ (р. ок. 1048 - ум. ок. 1130) - философ, поэт, математик, классик тадж. и перс. лит-ры и науки, автор известных четверостиший (рубаи), филос. и математич. трактатов. К сожалению, тексты рубаи О. X. еще не могут считаться окончательно установленными. О. X. воспевает радости жизни, высмеивает мусульм. духовенство и религ. обряды. Лейтмотивом его поэзии является мысль о бренности бытия, о беспрестанном движении, о переходе одних вещей в другие.

Филос. трактаты О. X. ("Трактат о бытии и долженствовании", "Ответ на три вопроса", "Свет разума о предмете всеобщей науки", "Трактат о существовании" и "Трактат о всеобщности существования") следует рассматривать как ответы О. X. на обвинения в безбожии. В "Трактате о бытии и долженствовании" обсуждается вопрос о том, существует ли бог и нужно ли молиться пророку. Ответы даются положительные, но не на основе догм ислама, а на основе рационалистич. философии Ибн Сины.

В "Ответе на три вопроса" обсуждаются вопросы о наличии зла в мире, о детерминизме и о долговечности; здесь О. X. отказывается от детерминизма, являющегося существенным элементом философии Ибн Сины. В своих филос. трактатах О. X. высказывается свободно только по вопросу о природе общих понятий, так как этот вопрос не был непосредственно связан с мусульм. теологией. В отличие от Ибн Сины, считавшего, что общие понятия существуют трояко: до вещей, т.е. в божеств. разуме, в вещах и после вещей (в разуме человека), О. X. считал, что общие понятия существуют только в вещах и в человеч. разуме: "...Существование относительно и распадается на два смысла... Эти два смысла - это... бытие в вещах, для которого среди людей название "существование" более правильно для всех, и, во-вторых, существование в душе" ("Ответ на три вопроса...", в кн.: "Трактаты", М., 1961, с. 160). Такая точка зрения впоследствии получила в Европе название концептуализма и, как известно, сыграла важную роль в истории ср.-век. философии. Пятый трактат представляет собой краткое изложение основ метафизики и логики, предназначенное, по-видимому, для одного из вельмож.

Вопрос о мировоззрении О. X. был предметом идейной борьбы между материалистами и идеалистами. В этой борьбе материалисты боролись против взгляда на О. X. как на представителя суфийской мистики.

В своих математич. трактатах О. X. сделал ряд крупных открытий: разработал способ извлечения корней любой степени из натур. чисел, дал полную классификацию кубич. уравнений и предложил геометрич. способ решения каждого уравнения; развил доказательство постулата Эвклида, сыгравшее существ. роль в подготовке открытия неэвклидовой геометрии, и т.д.

Соч.: Трактаты, вступ. статья и комментарии Б. А. Розенфельда и А. П. Юшкевича, М., 1961; Рубайят, пер. и вступ. ст. В. Державина, [сост. и общ. ред. К. Айни ], Душанбе, 1965.

Лит.: Морочник С. Б. и Розенфельд Б. Α., Омар Хайям - поэт, мыслитель, ученый, [Душанбе ], 1957; Розенфельд Б. А. и Юшкевич А. П., Омар Хайям, М., 1965;, Christensen A., Critical studies in the Rubâ'iyát of Umar-i-Khayyám, Kbh., 1927.

С. Морочник. Душанбе, Б. Розенфельд. Москва.

ОМЕЛЬЯНОВСКИЙ

Михаил Эразмович (р. 19 янв. 1904) - сов. философ, доктор филос. наук (с 1946), профессор (с 1946), академик Академии наук УССР (с 1948). Член КПСС с 1938.

Соч.: О докторской диссертации Маркса, "ПЗМ", 1935, No 1; Филос. основы теории измерения, Бийск, 1943 (Дисс.); Ленин о пространстве и времени и теория относительности Эйнштейна, "Изв. АН СССР. Серия истории и философии", 1946, т. 3, No 4; В. И. Ленин и физика XX века, М., 1947; Против субъективизма в квантовой механике, К., 1953; Против индетерминизма в квантовой механике, в кн.: Филос. вопросы совр. физики, К., 1956; Филос. вопросы квантовой механики, М., 1956; Диалектич. материализм и совр. физика, в кн.: Филос. вопросы совр. физики, М., 1958; Диалектич. противоречие в совр. микрофизике, "ВФ", 1958, No 10; Ленин о причинности и квантовая механика, "Вестн. АН СССР", 1958, No 4; Диалектич. материализм и проблема реальности в квантовой физике, в кн.: Филос. вопросы совр. физики, М., 1959; В. И. Ленин и филос. вопросы совр. физики, в кн.: Филос. проблемы совр. естествознания, М., 1959; Значение труда В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" для критики "физического" идеализма, в кн.: Великое произв. воинствующего материализма, М., 1959; Филос. борьба вокруг проблемы причинности в квантовой физике, в кн.: Проблема причинности в совр. физике, М., 1960; Проблема наглядности в физике, "ВФ", 1961, No 11; Филос. эволюция копенгагенской школы физиков, "Вестн. АН СССР", 1962, No 9; Проблема элементарности частиц в квантовой физике, в кн.: Филос. проблемы физики элементарных частиц, М., 1963; Квантовая физика и превращаемость элементарных частиц, там же; Совр. физика и диалектич. материализм, в кн.: Диалектика в науках о неживой природе, М., 1964; Диалектич. материализм - методологич. основа совр. физики, "ФН" (НДВШ), 1964, No 6, 1965, No 1; Philosophische Probleme der Quantenmechanik, В., 1962; Die Idee des dialektischen Widerspruchs in der Quantenphysik, "Dtsch. Z. Philos.", 1965, [No ] 1; редакция и статьи для рус. изд. книг: Xолличер В., Природа в научной картине мира, пер. с нем., М., 1960; Ρейхенбах Г., Направление времени, пер. с англ., М., 1962; Гейзенберг В., Физика и философия, пер. с нем., Μ., 1963; Уитроу Дж., Естественная философия времени, пер. с англ., М., 1964.

Предыдущая страница Следующая страница