Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "О" (часть 1, "О"-"ОМЕ")
"О БЕСКОНЕ́ЧНОСТИ, ВСЕЛЕ́ННОЙ И МИРА́Х" (1584) - одно из осн. соч. Бруно, излагающее естеств.-науч. основы его мировоззрения. |
"О ДУХЕ ЗАКО́НОВ" (1748) - соч. Монтескье, в к-ром он изложил свою историч. и социологич. концепцию. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
"О ПРИРО́ДЕ" (1761-66) - осн. соч. Робине. |
"О ПРИРОДЕ ВЕЩЕЙ" (первое комментиров. издание 1563) - соч. Лукреция. |
"О ПРИЧИНЕ, НАЧА́ЛЕ И ЕДИНОМ" (1584) - гл. филос. соч. Бруно. |
"О РОЗЫСКА́НИИ ИСТИНЫ" (1674-75) - первое и гл. соч. Мальбранша. |
"О ЧЕЛОВЕ́КЕ" (1773) - одно из осн. соч. Гельвеция. |
"ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ ДОГОВОРЕ" (1762) - одно из осн. соч. Руссо. |
"ОБ УМЕ́" (1758) - одно из основных сочинений Гельвеция. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ОБМЕ́Н ВЕЩЕ́СТВ - совокупность химич. реакций в живом организме, обеспечивающая диссимиляцию и ассимиляцию и выступающая как одна из основ жизни. |
ОБОБЩА́ЮЩАЯ АБСТРА́КЦИЯ (генерализирующая абстракция) - процедура отвлечения от несходных, различающихся св-в (признаков) предметов, приводящая к введению в рассмотрение их одинаковых (тождественных, совпадающих, равных) св-в и к образованию (общего) понятия о предметах, обладающих выделенными св-вами (признаками). В истории гносеологии О. а. рассматривалась неоднократно, причем часто в противопоставлении изолирующей абстракции. О. а. по существу совпадает с абстракцией отождествления, с тем только отличием, что понятие об О. а. не содержит уточняющей абстракцию отождествления явной ссылки на отношение типа равенства, в к-ром находятся любые два предмета, охватываемые образуемым понятием. О. а. играет фундамент. роль в познании; она участвует в образовании науч. понятий разл. уровня абстрактности - от понятий, формирующихся на основе отождествления чувственно-воспринимаемых вещей, до понятий об абстрактных объектах, являющихся результатом многоступенчатого абстрагирования; др. формы обобщающей и абстрагирующей деятельности человеческого ума (в частности, конструктивизация, формализация и идеализация) в той или иной форме всегда связаны с О. а. Лит.: Горский Д. П., Вопросы абстракции и образование понятий, М., 1961. Б. Бирюков. Москва. |
1) С т. зр. логики - построение (выведение) универсальных и экзистенциальных утверждений: а) в системах дедуктивной логики - на основе постулированных правил построения таких утверждений (правил вывода для кванторов общности и существования - т.н. О. переменных); в) в системах индуктивной логики на основе опытных (экспериментальных) данных ("данных эмпирич. свидетельств") - т.н. и н д у к т и в н ы е О. (см. Индукция, Логика индуктивная, Научная индукция, Неполная индукция, Популярная индукция). 2) С гносеологич. (и методологической) т. зр. О. - одно из важнейших средств науч. познания, процедура перехода на более высокий уровень абстракции на основе выявления (в рассматриваемой области предметов) общих для этих предметов признаков: свойств, отношений, тенденций развития и т.п. Наука, по существу, появляется тогда, когда "...в результате ряда усмотрений опыта установится один общий взгляд относительно сходных предметов" (Аристотель, Met. I 1, 1981 а 1 - в 13; рус. пер., М.-Л., 1934, с. 19). В зависимости от предметной области и задач исследования О. осуществляются на разных уровнях, в частности: 1) на уровне эмпирич. материала [оно включает обычно выработку понятия, отражающего сходство, общность, подобие и т.д., вообще к.-л. отношение между двумя или бóльшим количеством исследуемых предметов (явлений), и формулировку нек-рого принципа, объясняющего единым образом группу (или группы) наблюдаемых явлений или выявление закона, управляющего этой группой явлений ]; 2) на уровне уже выработанных понятий (см. Понятие); 3) на уровне "системы понятий" - теорий. В последнем случае О. тесно связано с понятиями группы преобразований и инвариантов. Напр., для классич. механики были справедливы т.н. галилеевы преобразования: длины и массы тел, интервалы времени оставались неизменными при переходе от одной системы отсчета к другой. Относительности теория применяет более общую группу - лоренцевы преобразования, устанавливая зависимость между пространством и временем. При таком О. прежние инварианты оказываются лишь частными проекциями, зависящими от системы отсчета; в качестве инвариантов берутся др. величины - максимальная длина, пространственно-временный интервал, минимальная масса. Т.о., обычно О. теории предполагает переход от одной группы преобразований к другой, более широкой. Лит.: Джевонс С., Основы науки, пер. с англ., СПБ, 1881, гл. 27; Горский Д. П., Вопросы абстракции и образование понятий, Μ., 1961, гл. 10. Ф. Лазарев. Калуга, М. Новоселов. Москва. |
ОБОЛЕ́НСКИЙ (псевд. - М. И. Красов), Леонид Егорович (9 марта 1845 - 23 сент. 1906) - рус. философ, социолог, журналист и писатель. В 60-х гг. изучал философию и юриспруденцию в Моск. и Петерб. ун-тах. Был близок к народнич. кружку ишутинцев, за что был выслан из Петербурга (1866). С конца 70-х гг. сотрудничал в народнич. журналах ("Мысль", "Рус. богатство" и. др.). Филос. взгляды О. эклектичны; в целом он - позитивист, полагавший, что представление о явлениях объективного мира "не т о ж д е с т в е н н о е объективной реальностью. Оно только с и м в о л и ч е с к и передает ее, но не i n s i c h и f ü r s i c h" ("История мысли", СПБ, [1901 ], с. 235). В социологии О. - поклонник Конта - был близок к либеральному народничеству, ратовал за сохранение общинного землевладения, выступал против материалистич. понимания истории. Он различал прогресс (под к-рым понимал сознат. осуществление "блага человека") и эволюцию (т.е. "...процесс смены явлений, определяемый внешними объективными признаками") (см. "Изложение и критика идей нео-марксизма", СПБ, 1899, с. 117). Исходным в этике О. считал чувство боли; усложняясь и эволюционируя, оно приводит к появлению желаний, относящихся к опытной нравственности; последняя подчинена внеопытной, или альтруистич., морали, являющейся критерием поведения человека. Соч.: Организм и "органич. теория", "Свет", 1879, No 2-3; Нравств. и обществ. чувства, там же, No 2; Теория Мальтуса и дарвинизм, там же, No 9; Что такое сознание?, "Мысль", 1880, No 1; Личность и прогресс, там же, No 2; Прошедшее и будущее философии, там же, 1881, No 9; Субъективный и объективный методы в социологии и их относит, значение, там же, No 10-11; Правда ли, что в мире нет ничего кроме движения?, там же, 1882, No 5; Свобода воли, "Рус. богатство", 1883, No 2; Что такое прогресс, там же, 1885, No 1-2; Мораль чувства и мораль долга, там же, 1888, No 9; Осн. ошибки совр. материализма и позитивизма, там же, 1890, No 1-3. Лит.: Плеханов Г. В., Несколько слов в защиту экономич. материализма, Избр. филос. произв., т. 2, М., 1956; Козлов A. A. (ред.-издатель), Философский трехмесячник, Киев, 1886, т. 1, No 2. Г. Корхова. Ленинград. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
О́БРАЗ ХУДО́ЖЕСТВЕННЫЙ - см. Художественный образ. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ОБРАЩЕ́НИЕ конверсия (в логике) - в силлогистике операция преобразования суждений видов: "Все S суть Р", "Ни одно S не есть Р", "Нек-рые S суть P", связанная со взаимным обменом местами терминов S и Р. Обычно О. рассматривается как непосредственное умозаключение, правилами к-рого для непустых (см. Пустое) S и Ρ являются следующие: 1) "От истинного суждения вида "Ни одно S не есть Ρ" можно перейти к также истинному суждению вида "Ни одно Ρ не есть S"' и наоборот"; 2) "От истинного суждения вида "Нек-рые S суть Р" можно перейти к также истинному суждению вида "Нек-рые Ρ суть S" и наоборот" [Эти правила наз. правилами простого О., поскольку они не вводят новые кванторные слова (кванторы), или, - по традиц. терминологии, - сохраняют в заключит. суждении количество исходного суждения. ]; 3) "От истинного суждения вида "Все S суть Р" можно перейти к также истинному суждению вида „Нек-рые Ρ суть S"". [Это правило наз. правилом О. с о г р а н и ч е н и е м, поскольку оно вводит в заключение квантор "Нек-рые" вместо квантора "Все" исходного суждения, т.е. ограничивает общность заключит. суждения по отношению к исходному. ] Указанные правила О. обосновываются с е м а н т и ч е с к и в т.н. учении о распределенности терминов в суждении. В теории отношений О. - замена данного отношения обратным ему отношением (см. Отношение) с одновременным обменом местами членов данного отношения. О. отношений (для произвольного двучленного отношения R) можно рассматривать как умозаключение по правилу: "От истинного высказывания вида xRy [напр., 1<2 ] можно перейти к также истинному высказыванию вида yR-1x [(где R-1 - отношение, обратное R), напр., 2>1 ], и наоборот". Соответствующее рассмотрение возможно для n-местных (n больше двух) отношений. Лит.: Асмус В. Ф., Логика, М., 1947, с. 118-27; Ziеmbiński Z., Logika praktyczna, Warsz., 1965, s. 190-191; см. также лит. при ст. Отношение. А. Ветров, М. Новоселов. Москва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ - см. Понятие. |
ОБЩЕОТРИЦА́ТЕЛЬНОЕ СУЖДЕ́НИЕ - см. Силлогистика, Суждение. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА - см. Разделение труда. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ - см. Формация общественно-экономическая. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ОБЩЕУТВЕРДИТЕЛЬНОЕ СУЖДЕ́НИЕ - см. Силлогистика, Суждение. |
О́БЩИЙ КРИЗИС КАПИТАЛИЗМА - кризисное состояние мировой капиталистич. системы в целом, охватывающее ее экономику, политику, идеологию. См. Капитализм. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ОБЪЕКТИВНАЯ ИСТИНА - выражение объективности содержания истинных знаний. См. Истина. |
ОБЪЕКТИВНОЕ - то, что принадлежит самому объекту, не зависит от субъекта. В употреблении термина "О." в филос. лит-ре можно выделить след. аспекты: о н т о л о г и ч. аспект, в к-ром О. является то, что существует вне и независимо от человека и человечества (напр., величина вещи как ее О. св-во); здесь О. равно материальному (см. Материя); гносеологич . аспект, в к-ром О. является характеристикой знания, независимости его содержания от человека и человечества. В обществ. жизни под О. понимают процессы и факторы, к-рые не зависят от воли и желания людей (О. факторы и условия в отличие от субъективных). О. противопоставляется субъективно-личностному, предвзятости (О. оценка, О. суждение и т.п.). В. Костеловский. Москва. |
ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - см. Идеализм. |
ОБЪЁМНОСТИ ПРИНЦИП - или принцип экстенсиональности (от лат. extentio - протяжение) - один из главных принципов, лежащих в основе теории множеств: два множества (или класса), состоящие из одних и тех же элементов (т.е. имеющие один и тот же объем), равны (совпадают). При аксиоматич. построении теории множеств О. п. формулируется в виде т.н. аксиомы объемности (или экстенсиональности, или протяженности, или определенности), имеющей, напр., вид: ∀x∀y(∀z(z∈xОБЪЁМНОСТИ ПРИНЦИПz∈y)⊃х=у), где х, у, z - переменные для множеств, ∈ - символ отношения принадлежности, ∀ - квантор общности, а ОБЪЁМНОСТИ ПРИНЦИП есть символ эквиваленции. [Здесь предполагается, что равенство множеств было определено до и независимо от О. п. Но иногда О. п. кладут в основу определения равенства, напр., х=у ≡ df∀z (z∈xОБЪЁМНОСТИ ПРИНЦИПz∈y); в таких случаях обычное определение равенства принимается за аксиому вида, ∀х∀у (х=у⊃∀z(x∈z⊃y∈z)), что приводит к системе эквивалентной по силе системе с постулированным О. п. ] В терминах предикатов исчисления О. п. означает совпадение равнообъемных (имеющих одно и то же множество истинности) предикатов и, т.о., в известном смысле, провозглашает "тождество" между объемом и содержанием понятий, не всегда оправдываемое при анализе логических и особенно семантич. проблем. Это побудило, в частности, нек-рых логиков ввести в рассмотрение логич. системы, в к-рых О. п. не постулируется. Впрочем, при обосновании теории множеств как таковой О. п. не приводит ни к каким затруднениям, т.к. аксиома объемности совместима (см. Совместимость, Непротиворечивость) с др. аксиомами наиболее распространенных аксиоматич. систем теории множеств. Ю. Гастев. Москва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ОВЕЩЕСТВЛЕНИЕ - нем. Verdinglichung, Versachlichung, англ. и франц. réification, - такая исторически преходящая превращенная форма опредмечивания, когда человек низводит себя до уровня вещи (исполнителя ролей), свои обществ. отношения превращает в вещные, богатство своих сил и творч. способностей - в наделенное самостоятельностью, вещное "богатство", в социальный вещный мир ("среду"). Различение О. и опредмечивания (см. Опредмечивание и распредмечивание) - одно из гл. открытий Маркса в период создания "Капитала". Утилизаторское отношение к человеч. произведению как просто вещи, не принадлежащей понятию самого человека, есть лишь выражение его О. С О. сопряжена "персонификация вещей" - перенос определений субъекта на объект. При О. человек просто наличное бытие рабочей силы, часть природы, "...вещь, хотя и живая, сознающая себя вещь, и самый труд есть в е щ н о е выражение этой силы". Поэтому предметное тело его культуры выступает "как нечто потустороннее, как вещь" (Marx К., Das Kapital, Bd 1, В., 1960, S. 119, 211; Bd 3, S. 937, 621), как могуществ. "порядок вещей" (институциональных структур и т.п.). Верное понимание О. очень важно в социально-гносеологич. проблемах (см. Рассудок), проблемах культуры и личности, образования, языка и т.п. Коммунизм преодолевает все формы О. (знания, морали и др.) вместе с превращением труда в самодеятельность. Проблема О. широко обсуждается философами и социологами бурж. стран (представителями экзистенциализма, персонализма, неофрейдизма и др.). См. Отчуждение, Фетишизм. Лит.: Mаrx К., Grundriße..., В., 1953, S. 78, 79, 545, 600; его же, Theorien über den Mehrwert, Bd 3, В., 1962, S. 293, 473, 480, 491, 510; eго же, Das Kapital, Bd 3, В., 1960, S. 293, 427, 884-85; Архив Маркса и Энгельса, т. 2 (7), М., 1933, с. 32-34, 124; MEGA, Abt. 1, Bd 5, S. 66, 226 (вводится термин "О."), 416, 417; Науч. коммунизм, М., 1965, с. 246-49; Lukács G., Geschichte und Klassenbewusstsein, В., [1923 ]; Goldmann L., La réification, в кн.: Recherches dialectiques, P., 1959; Gabel J., La réification, P., 1962. Г. Батищев. Москва. |
Михаил Федотович (р. 21 ноября 1915) - сов. философ, д-р филос. наук, профессор (с 1961). Чл. КПСС с 1955. Окончил Моск. педагогич. ин-т им. В. И. Ленина (1939) и аспирантуру Моск. ун-та (1943). С1943 преподает философию в вузах Москвы. Зав. кафедрой эстетики Моск. ун-та (с 1961), зав. сектором эстетики Ин-та философии АН СССР. Гл. редактор издания "История эстетики. Памятники мировой эстетич. мысли" (т. 1-2, [М. ], 1962-64, изд. продолжается). Науч. работу ведет в области истории зарубежной философии и эстетики, истории марксистско-ленинской эстетики, уделяя осн. внимание социальному аспекту иск-в а и эстетич. принципа в целом. Соч.: Первые филос. работы молодого Гегеля, "Уч. зап. Моск. обл. пед. ин-та", 1956, т. 42, вып. 3; Нек-рые вопросы эстетики Г. В. Плеханова, "Вести. МГУ. Сер. экон., филос., права", 1957, No 1; Фейербах о происхождении религии, в сб.: Материализм и религия, М., 1958; Маркс и основы эстетики, "Вопр. лит-ры", 1958, No 5; Основоположники марксизма о проблемах искусства и эстетики, "Вестн. истории мировой культуры", 1958, No 6; История домарксистской зарубежной философии, М., 1959 (совм. с В. В. Соколовым); Философия Гегеля, М., 1959; О пластичности и гармонии в филос. этюдах О. Бальзака, в сб.: Из истории эстетич. мысли нового времени, М., 1959; В. И. Ленин и проблемы эстетики, "Искусство", 1960, No 4; Правда жизни - высший критерий художественности, "Художник", 1960, No 3; О марксистской оценке социологич. концепции Гегеля, в кн.: Проблемы истории филос. и социологич. мысли XIX в., М., 1960; Вопросы религии и атеизма в нем. классич. философии, в кн.: История и теория атеизма, М., 1962; Очерки истории эстетич. учений, М., 1963 (совм. с 3. В. Смирновой); Буржуазная эстетика и действительность, "Коммунист", 1965, No 2. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ОГРАНИЧЕ́НИЕ - процедура, обратная о б о б щ е н и ю. В традиц. логике об О. говорят обычно в связи с образованием менее общих понятий из более общих (О., или к о н к р е т и з а ц и я, понятия). О. понятия - это процедура сужения объема понятия, связанная с расширением его содержания; состоит в переходе от данного понятия к менее общему (подчиненному) понятию, т.е. к понятию, объем к-рого составляет лишь часть объема исходного (подчиняющего) понятия. О. понятия можно рассматривать как результат расширения содержания исходного понятия за счет введения в него о г р а н и ч и в а ю щ и х п р и з н а к о в, т.е. признаков, принадлежащих не всем предметам объема исходного понятия (в частности, признаков, не содержащихся, в явной или неявной форме, в признаках, по к-рым осуществлено выделение объема исходного понятия), но совместимых с этим понятием. Примером О. понятия может быть переход от понятия "исчисление" к понятию "логическое исчисление", к-рый связан с введением в содержание исходного понятия признака "логический"; в принципе процесс О. понятия может быть продолжен до получения единичного понятия, напр., такого: "логическое исчисление, пример к-рого приведен на с. 309 1-го тома Философской энциклопедии". Процедура, противоположная О. понятия, наз. в традиц. логике о б о б щ е н и е м п о н я т и я; связь обеих процедур выражается в т.н. законе обратного отношения между содержанием и объемом понятий: по мере увеличения (в описанном смысле) содержания понятия уменьшается его объем и наоборот. См. также Понятие. Лит.: Введенский А. И., Логика, как часть теории познания, 3 изд., П., 1917, гл. 4; Челпанов Г. И., Учебник логики, [M. ], 1946, гл. 3; Асмус В. Ф., Логика, [М. ], 1947, гл. 4; Кондаков Н. И., Логика, М., 1954, гл. 12. Б. Бирюков, М. Новоселов. Москва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ОДНО́-ОДНОЗНА́ЧНОЕ ОТНОШЕ́НИЕ - см. Взаимно-однозначное соответствие. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ОЁМЭЙГАКУХА - япон. филос. школа последователей Ван Ян-мина (япон. Оёмэй). Основоположником О. является Накаэ Тодзю; наиболее известными представителями - Кумадзава Бандзан (1619-91) и Осио Хэйхатиро (1796-1837). Последний в основу философии кладет понятие "тайке" - великой пустоты как мировой субстанции и сущности разума. К школе О. принадлежали или находились под ее влиянием япон. мыслители Сато Иссай (1772-1859), Сакума Дзодзан (1811-64), Матода Тоя (1812-91). Развивая учение Ван Ян-мина, представители этой школы, однако, оставались в рамках субъективного идеализма. В отличие от кит. первоисточника, учение Ван Ян-мина о "врожденном интуитивном знании" было использовано как обоснование морального долга, призывающего выступать с критикой феодальной администрации (Бандзан) и даже участвовать в вооруж. борьбе (Осио Хэйхатиро). В целом же социально-политич. воззрения представителей О. не были едиными. Так, если Бандзан, Хэйхатиро и Тюсай (к-рый известен как защитник прав человека и борец против произвола феодалов) принадлежали к прогрессивному лагерю, то Тоя выступал как охранитель идеологич. основ существующего строя. Лит.: Радуль-Затуловский Я. Б., Конфуцианство и его распространение в Японии, М.-Л., 1947, с. 327-43; Нагата Хироси, Нихон тэцугакуси (История япон. философии), Токио, 1937; Иноуэ Тэцудзиро, Нихон ёмэйгакуха-но тэцугаку (Философия япон. школы Ван Ян-мина), Токио, 1938; Чжу Цянь-чжи, Жибэньзы гусюэ цзи янминсюэ (Школы последователей учения Ван Ян-мина и классич. конфуцианства в Японии), Шанхай, 1962; Chang С., Wang Yang-ming: Idealist philosopher of 16-th century China, N. Y., 1962. Ф. Быков. Москва, Я. Радуль-Затуловский. Ленинград. |
Теодор Ильич (р. 14 мая 1914) - сов. философ, д-р филос. наук (с 1952), профессор (с 1953), член-корр. АН СССР (с 1966). Член КПСС с 1941. Окончил филос. фак-т МИФЛИ (1938). Преподает с 1938 (с 1940 - на филос. фак-те МИФЛИ). Выступает в печати с науч. работами с 1940. В 1949-51 - зав. сектором совр. бурж. философии и социологии Ин-та философии АН СССР. С 1954 - зав. кафедрой истории зарубежной философии филос. фак-та МГУ. Член редколлегии (и один из ведущих авторов) "Истории философии" (т. 1-6, М., 1957-65), а также "Краткого очерка истории философии", член редколлегии журналов "ВФ", "Филос. науки" (до 1958), "Вестник МГУ" (до 1965). Работает в области истории домарксистской и марксистской философии (гл. обр. 40-е гг. 19 в.), критики совр. бурж. философии и социологии. Соч.: Возникновение марксизма - революционный переворот в философии, М., 1948 (совм. с В. Светловым); Филос. учение Р. Декарта, послесловие в кн.: Декарт Р., Рассуждение о методе, [М.-Л. ], 1953; Развитие марксистской теории на опыте революции 1848 года, М., 1955; Немецкая классическая философия - один из теоретич. источников марксизма, М., 1955; Философия Гегеля, М., 1956; Основные этапы развития домарксистской философии, М., 1957; Основные ступени процесса познания, М., 1957; Что такое материализм, М., 1957; Неотомизм - философия совр. реакц. буржуазии, М., 1959; Голос разума и совр. филос. иррационализм, "Коммунист", 1960, No 14; Об изменении предмета философии, в сб.: Проблемы истории филос. и социологич. мысли XIX в., Μ., 1960; Основной вопрос философии и вопросы критики совр. бурж. философии, "ВФ", 1960, No 8; Основные черты совр. бурж. философии, М., 1960; Чему учит и кому служит совр. бурж. социология, М., 1960 (совм. с А. Ф. Окуловым); Кризис бурж. идеологии на совр. этапе, "Коммунист", 1961, No 17; Прометеева ересь и антикоммунистич. истерия, "ВФ", 1961, No 12; Кризис совр. бурж. философии и фидеизм, в сб.: Современные религиозно-филос. течения в капиталистич. странах, М., 1962; Философия Фихте, М., 1962; Формирование филос. марксизма, М., 1962 (опубл. на нем., венгр., япон. яз.; награждена премией имени М. В. Ломоносова); Антикоммунизм - выражение кризиса бурж. идеологии, М., 1963; И. Кант - родоначальник классич. нем. философии (вступит. ст.), в кн.: Кант И., Собр. соч., т. 1, М., 1963; Об одной реакционной бурж. легенде, "ВФ", 1963, No 6; Экзистенциализм - философия кризиса, в кн.: Критика совр. бурж. идеологии, [Петрозаводск ], 1963; Главный труд Канта (вступ. ст.), в кн.: Кант И., Соч., т. 3, М., 1964; Технофобия - болезнь социальная, "Коммунист", 1965, No 9; Социалистическая идеология и исторический опыт народов, "ВФ", 1965, No 4; Проблема отчуждения и буржуазная легенда о марксизме, М., 1965; Философия кризиса и кризис философии, в сб.: Совр. экзистенциализм, М., 1966; Нек-рые вопросы истории философии как науки, в сб.: Методологич. вопросы обществ. наук, [М. ], 1966; Марксистско-ленинское понимание свободы, М., 1967; Zur Geschichte der vormarxschen Philosophie В., 1960; Die Entfremdung als historische Kategorie, В., 1965; Le problème de l'aliénation dans les travaux de jeunesse de Marx, в кн.: Philosophie soviétique, [P., 1963 ]. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ОККАЗИОНАЛИЗМ (от лат. causa occasionalis - случайная причина) - направление в зап.-европ. философии 17 в., идеалистически решавшее поставленный дуализмом Декарта вопрос о взаимоотношении души и тела. Представителями О. являлись Клауберг, Гейлинкс, Мальбранш и др. Неспособность картезианского дуализма объяснить факты воздействия души на тело и наоборот послужила исходным пунктом О. и была истолкована им как принципиальная невозможность взаимодействия души и тела. То, что в опыте представляется телесной причиной того или иного действия или какой-либо мысли, в действительности, по учению О., есть не более чем "повод" для деятельности истинной "действующей" причины, какой может быть только бог. Тем самым О. объявлял взаимодействие тела и духа результатом непрерывного "чуда" - прямого вмешательства божества в каждом отдельном психич. состоянии, возникшем под влиянием физических раздражений, или, наоборот, физических движений под влиянием ощущений, мыслей, чувств, желаний и т.п. Идеалистич. переработку картезианства завершил Мальбранш, к-рый выступил с решит. утверждением невозможности влияния не только тела на душу, но и тела на тело. Тем самым он объявил бога единств. движущей силой не только при взаимодействии тела и духа, но и при взаимодействии тел. Т.о., от критики психофизич. причинности О. перешел к отрицанию естеств.-физич., материальной причинности вообще. Идеалистич. критика О. психофизич. и естеств. причинности стала одной из теоретических предпосылок, субъективно-идеалистич. критики причинности Юмом. Лит.: Введенский А. И., Декарт и О., Берлин - П.-М., 1922; Быховский Б. Э., Философия Декарта, М.-Л., 1940, с. 138-48; Lenoble R., Mersenne ou la naissance du mécanisme, P., 1943 (отрывки из соч. окказионалистов и библ.); Bontadini G., Studi su la filosofia dell'età cartesiana, Brescia, 1947; Вalz Α., Cartesion studies, N. Y., 1951; Giасon С., La causalitá nel razionalismo moderno, Mil., 1954; С allot É., Problèmes du cartésianisme..., Cardet-Annecy, 1956. В. Соколов. Москва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Александр Федорович (р. 12 сент. 1908) - сов. философ, профессор (с 1958), д-р филос. наук (с 1958). Член КПСС с 1931. Окончил Ин-т журналистики (1937) и аспирантуру АОН при ЦК КПСС по кафедре истории философии (1950). В 1937-48 - на парт. работе. Зам. директора Ин-та философии АН СССР (1951-64). С 1964 - директор Ин-та науч. атеизма АОН при ЦК КПСС. Ведет науч. работу по истории марксистской философии, историч. материализму, науч. атеизму, по критике бурж. философии. Один из авторов и редакторов кн. "Очерки по истории филос. и общественно-политич. мысли народов СССР", "Истории философии"; член редколлегии "Филос. энциклопедии". Соч.: За глубокую науч. разработку совр. проблем атеизма, в сб.: Вопросы науч. атеизма, вып. 1, М., 1966;0 книге В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм", М., 1953; Научное предвидение - основа партийного руководства, "ВФ", 1953, No 2; В. И. Ленин об идейных истоках и классовой сущности социал-демократизма, М., 1954; Творчество масс - источник непобедимости коммунизма, М., 1956; Борьба Г. В. Плеханова против неокантианской ревизии марксизма, "ВФ", 1956, No 6; Борьба В. И. Ленина против ревизионизма, за чистоту марксистской теории, там же, 1958, No 7; 40 Iet sovětské filosofie, "Filosofický časopis", 1958, No 2; Великое филос. произведение творч. марксизма, М., 1959 (совм. с В. В. Мшвениерадзе); Острейшее оружие в борьбе против ревизионизма, "Коммунист", 1959, No 6; Борьба В. И. Ленина против философии реформизма и ревизионизма, М., 1959; Чему учит и кому служит совр. бурж. социология, М., 1960 (совм. с Т. Ойзерманом); Некоторые вопросы развития сов. философии после XX съезда КПСС, "ВФ", 1962, No 1. |
О л а в и д е - и - X а у р е г и (Olavide у Jauregui), Пабло Антонио Хосе де (1725-1802) - исп. обществ. деятель. Род. в Лиме (Перу), образование получил в Испании, в ун-тах Алькала и Мадридском; д-р канонич. права (1741). Под влиянием франц. энциклопедистов стал сторонником деизма, критиковал и осмеивал церк. обряды. О. состоял в переписке с Вольтером, Дидро, Руссо, в его салоне в Мадриде собирались видные представители исп. Просвещения. В ноябре 1776 был арестован инквизицией и заключен в секретную тюрьму в Мадриде. В 1780 бежал в Венецию, затем в Париж, где был восторженно встречен в кругах энциклопедистов. Конвент присвоил ему (1793) звание гражданина Франц. республики, однако в период якобинской диктатуры О. был арестован (1794) по обвинению в контрреволюц. деятельности и заключен в тюрьму. В его мировоззрении произошел резкий сдвиг вправо; еще в тюрьме он начал писать труд "Торжествующее евангелие, или История разочарованного философа" ("El evangelio en triumpho, o historia de un filósofo desengañado", V. 1-4, Valencia, 1797-98; посл. изд. - Md, 1915), в к-ром отрекся от своих прежних убеждений, за что получил прощение от инквизиции и в 1798 вернулся в Испанию. Лит.: Александров Г., Из истории исп. философии, "ПЗМ", 1939, No 2; Didеrоt D., Don Pablo Olavidès, в кн.: Oeuvres complètes de Diderot, t. 6, P., 1875, p. 467-72; Lavalley Arias de Saavedra J. A. de, Don P. de Olavide, Lima, 1859; 2 изд., в его кн.: Estudios históricos, Lima, 1935: Castañeda y Alcover V., Relación del auto de Fé en el que se condenó a don Pablo de Olavide, Md, 1916. Б. Афанасьев. Ленинград. |
Семен Никитов (1798 - 27 июля 1852) - крест. публицист, выразивший в своем творчестве идеи нар. свободомыслия 19 в. За рукописное соч. "Историч. рассказ природных или коренных жителей Малороссии Заднепровской...", явившееся смелым вызовом крепостничеству, О. был в 1849 арестован, заключен в Киевскую, затем Шлиссельбургскую крепость, где и умер. Не поднявшись до атеизма, О. ратовал за распространение в народе науч. знаний, высмеивал нек-рые религ. догматы (о троичности бога и др.). История рассматривалась. О. как "зеркало веков и действий народов"; постигая ее смысл, народы извлекают "драгоценные уроки мудрости" (ЦГАОР, ф. III отд., 1 эксп., д. 376, л. 106, 92 об., л. 67 об.). Природа и общество - не царство покоя, а "мир, наполненный противоположностями" (там же, л. 64). Лит.: Щеголев П. Е., Историч. этюды, СПБ, 1913; Коган Л. Α., Связь филос. идей в рус. нар. свободомыслии XIX в. с традициями передовой культуры, "ФН" (НДВШ), 1963, No 1. Л. Коган. Москва. |
Мирослав Миронович (р. 6 июня 1925) - сов. философ, доктор филос. наук (с 1963). Член КПСС с 1944. Окончил филологич. фак-т Львовского-ун-та (1950). Профессор Львовского ун-та, директор Ин-та обществ. наук (с 1964). Работает в области истории философии. Соч.: Общественно-политич. взгляды Л. Украинки, Львов, 1954; Атеï стичні погляди Лесі Украï нки, Львів, 1958; Філософсько-атеï стичні погляди С. Тудора, [Львів ], 1962; С. Тудор и идеологич. борьба на Западной Украине в 20-30 гг. XX ст., К., 1963; Розвиток філософськоï думки на західноукраï нських землях в 20-30 pp. XX ст., в сб.: 3 iстоpiï філософськоі думки на Украï ні, К., 1963; Боротьба матеріалізму проти ідеалізму в домарксистській філософі ï, Львів, 1966. |
Михаил Ильич (29 апр. 1876 - 4 апр. 1957) - экономист и социолог. Окончил мед. фак-т Киевского ун-та (1904), студентом вступил в революц. движение (1899), в ссылке познакомился с марксизмом. Критиковал экономич. и социологич. концепции либерального народничества, струвизма, зап. бурж. идеологов и ревизионистов (В. Зомбарт, Г. Шмоллер, Э. Бернштейн, Э. Давид и др.). В работах "Идеализм в обществ. науке" ("Правда", 1904, т. 9), "Так называемый „кризис марксизма"" (СПБ, 1906), "Идеология рус. буржуа (О старом и новом либерализме)" (СПБ, 1906), "Народный или мещанский социализм?" ("Совр. мир", 1907, No 1); "О типах бурж. революции" ("Образование", 1908, No 1) и др. защищал марксизм от нападок его "критиков". Ленин положительно оценил выступление О. против рус. "критика" марксизма П. Маслова (см. Соч., т. 13, с. 272). С 1922 О. занимался преподават. деятельностью, принимал участие в работе Науч. об-ва марксистов; с 1925 заведовал кафедрами ленингр. вузов, проф. (с 1926) Коммунистич. и Гос. ун-тов, педагогич. и др. вузов Ленинграда. В 40-х гг. О. работал над темой "Нем. вульгарная политич. экономия и ее крах в фашизме" (не закончена). Соч.: Борьба за рабочий день и революция, Л., 1926. В. Клушин. Ленинград. |
ОЛИМПИО́ДОР Младший (Όλυμπιόδωρος) из Александрии (6 в.) - античный философ, представитель александрийского неоплатонизма, отходившего от неоплатонич. интерпретации Платона и Аристотеля. Написанная им "Жизнь Платона" ("Vita Platonis", в кн.: Diogenis Laertii, De clarorum philosophorum vitis..., P., 1878) является одним из осн. источников для биографии этого философа. Соч.: Commentarii in Platonis Alcibiadem priorum, ed. F. Creuzer, в кн.: Initia philosophiae ас theologiae ex platonicis fontibus ducta, p. 2, Francofurti ad Moenum, 1821; Scholia in Platonis Philebum, ed. Stallbaum, Lipsiae, 1826; Commentari in Aristotelis Meteora, ed. G. Stüve, [s. 1. ], 1900; Prolegomena et in Categorias commentarium, ed. A. Busse, [s. 1. ], 1902; Olympiodori philosophi in Platonis Phaedonem commentaria, ed. W. Norvin, Lipsiae, 1913; Platonis in Corgiam commentaria, ed. W. Norvin, Lpz., 1936. Лит.: Zeller E., Die Philosophie der Griechen, 5 Aufl., Tl 3, Abt. 2, Lpz., 1923. А. Лосев. Москва. |
ОЛИМПИО́ДОР Старший - из Александрии (5 в.) - античный философ, аристотелик, учитель Прокла. Лит.: Diogenes Laertius, De clarorum philosophorum vitis... libri decem, recensuit С. G. Cobet et Ant. Westermanno et Marini vita Procli..., P., 1878, IX; Zeller Ε., Die Philosophie der Griechen, 5 Aufl., Tl 3, Abt. 2, Hälfte 2, Lpz., 1923, S. 804. А. Лосев. Москва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ОМА́Р ХАЙЯМ (р. ок. 1048 - ум. ок. 1130) - философ, поэт, математик, классик тадж. и перс. лит-ры и науки, автор известных четверостиший (рубаи), филос. и математич. трактатов. К сожалению, тексты рубаи О. X. еще не могут считаться окончательно установленными. О. X. воспевает радости жизни, высмеивает мусульм. духовенство и религ. обряды. Лейтмотивом его поэзии является мысль о бренности бытия, о беспрестанном движении, о переходе одних вещей в другие. Филос. трактаты О. X. ("Трактат о бытии и долженствовании", "Ответ на три вопроса", "Свет разума о предмете всеобщей науки", "Трактат о существовании" и "Трактат о всеобщности существования") следует рассматривать как ответы О. X. на обвинения в безбожии. В "Трактате о бытии и долженствовании" обсуждается вопрос о том, существует ли бог и нужно ли молиться пророку. Ответы даются положительные, но не на основе догм ислама, а на основе рационалистич. философии Ибн Сины. В "Ответе на три вопроса" обсуждаются вопросы о наличии зла в мире, о детерминизме и о долговечности; здесь О. X. отказывается от детерминизма, являющегося существенным элементом философии Ибн Сины. В своих филос. трактатах О. X. высказывается свободно только по вопросу о природе общих понятий, так как этот вопрос не был непосредственно связан с мусульм. теологией. В отличие от Ибн Сины, считавшего, что общие понятия существуют трояко: до вещей, т.е. в божеств. разуме, в вещах и после вещей (в разуме человека), О. X. считал, что общие понятия существуют только в вещах и в человеч. разуме: "...Существование относительно и распадается на два смысла... Эти два смысла - это... бытие в вещах, для которого среди людей название "существование" более правильно для всех, и, во-вторых, существование в душе" ("Ответ на три вопроса...", в кн.: "Трактаты", М., 1961, с. 160). Такая точка зрения впоследствии получила в Европе название концептуализма и, как известно, сыграла важную роль в истории ср.-век. философии. Пятый трактат представляет собой краткое изложение основ метафизики и логики, предназначенное, по-видимому, для одного из вельмож. Вопрос о мировоззрении О. X. был предметом идейной борьбы между материалистами и идеалистами. В этой борьбе материалисты боролись против взгляда на О. X. как на представителя суфийской мистики. В своих математич. трактатах О. X. сделал ряд крупных открытий: разработал способ извлечения корней любой степени из натур. чисел, дал полную классификацию кубич. уравнений и предложил геометрич. способ решения каждого уравнения; развил доказательство постулата Эвклида, сыгравшее существ. роль в подготовке открытия неэвклидовой геометрии, и т.д. Соч.: Трактаты, вступ. статья и комментарии Б. А. Розенфельда и А. П. Юшкевича, М., 1961; Рубайят, пер. и вступ. ст. В. Державина, [сост. и общ. ред. К. Айни ], Душанбе, 1965. Лит.: Морочник С. Б. и Розенфельд Б. Α., Омар Хайям - поэт, мыслитель, ученый, [Душанбе ], 1957; Розенфельд Б. А. и Юшкевич А. П., Омар Хайям, М., 1965;, Christensen A., Critical studies in the Rubâ'iyát of Umar-i-Khayyám, Kbh., 1927. С. Морочник. Душанбе, Б. Розенфельд. Москва. |
Михаил Эразмович (р. 19 янв. 1904) - сов. философ, доктор филос. наук (с 1946), профессор (с 1946), академик Академии наук УССР (с 1948). Член КПСС с 1938. Соч.: О докторской диссертации Маркса, "ПЗМ", 1935, No 1; Филос. основы теории измерения, Бийск, 1943 (Дисс.); Ленин о пространстве и времени и теория относительности Эйнштейна, "Изв. АН СССР. Серия истории и философии", 1946, т. 3, No 4; В. И. Ленин и физика XX века, М., 1947; Против субъективизма в квантовой механике, К., 1953; Против индетерминизма в квантовой механике, в кн.: Филос. вопросы совр. физики, К., 1956; Филос. вопросы квантовой механики, М., 1956; Диалектич. материализм и совр. физика, в кн.: Филос. вопросы совр. физики, М., 1958; Диалектич. противоречие в совр. микрофизике, "ВФ", 1958, No 10; Ленин о причинности и квантовая механика, "Вестн. АН СССР", 1958, No 4; Диалектич. материализм и проблема реальности в квантовой физике, в кн.: Филос. вопросы совр. физики, М., 1959; В. И. Ленин и филос. вопросы совр. физики, в кн.: Филос. проблемы совр. естествознания, М., 1959; Значение труда В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" для критики "физического" идеализма, в кн.: Великое произв. воинствующего материализма, М., 1959; Филос. борьба вокруг проблемы причинности в квантовой физике, в кн.: Проблема причинности в совр. физике, М., 1960; Проблема наглядности в физике, "ВФ", 1961, No 11; Филос. эволюция копенгагенской школы физиков, "Вестн. АН СССР", 1962, No 9; Проблема элементарности частиц в квантовой физике, в кн.: Филос. проблемы физики элементарных частиц, М., 1963; Квантовая физика и превращаемость элементарных частиц, там же; Совр. физика и диалектич. материализм, в кн.: Диалектика в науках о неживой природе, М., 1964; Диалектич. материализм - методологич. основа совр. физики, "ФН" (НДВШ), 1964, No 6, 1965, No 1; Philosophische Probleme der Quantenmechanik, В., 1962; Die Idee des dialektischen Widerspruchs in der Quantenphysik, "Dtsch. Z. Philos.", 1965, [No ] 1; редакция и статьи для рус. изд. книг: Xолличер В., Природа в научной картине мира, пер. с нем., М., 1960; Ρейхенбах Г., Направление времени, пер. с англ., М., 1962; Гейзенберг В., Физика и философия, пер. с нем., Μ., 1963; Уитроу Дж., Естественная философия времени, пер. с англ., М., 1964. |