Приглашаем посетить сайт

Древнерусская литература (drevne-rus-lit.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ - состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) людей к событиям и фактам социальной действительности, к деятельности различных групп и отд. личностей. Рассматриваемое с т. зр. взаимоотношения с социальными ин-тами или отд. лицами О. м. выступает в обществе в экспрессивной (в более узком смысле - контрольной), консультативной и директивной функциях - занимает определ. позицию, дает совет или выносит решение по тем или иным обществ. проблемам. В зависимости от содержания суждений О. м. выступает в оценочной, аналитич., конструктивной и регулятивной функциях (в последнем случае О. м. вырабатывает или ассимилирует, заимствуя из сферы науки, идеологии, религии и т.д., и насаждает определ. нормы обществ, отношений). Наконец, в зависимости от формы суждений О. м. выступает в позитивной или негативной функциях. О. м. действует практически во всех сферах жизни общества, его объектом могут быть объективные и субъективные факты и явления. Вместе с тем О. м. высказывается не по всякому поводу, границы его суждений определяются рядом критериев. В качестве объекта высказываний общественности выступают, прежде всего, лишь те факты и события действительности, к-рые вызывают к себе обществ. интерес, отличаются значимостью и актуальностью. Проблемы, по к-рым высказывается О. м., должны предполагать, далее, возможность расхождения в оценках, суждениях, т.е. заключать в себе больший или меньший момент дискуссионности. Наконец, эти проблемы должны быть доступны знанию и пониманию общественности, входить в сферу компетентности О. м.

О. м. действует как в рамках общества в целом, так и в рамках различных составляющих общество групп - социальных, демографических, региональных, национальных, профессио-нальных, производственных, политических и др. В этом смысле можно говорить не только об О. м. всей страны, но и об О. м., напр., рабочего класса, молодежи, республики или района, лиц одной профессии, работников данного предприятия, членов данной партийной орг-ции и т.п. В рамках каждой такой общности носителем (субъектом) О. м. может выступать как общность в целом, так и любые составляющие ее структурные образования (группы) - независимо от содержания их суждений, от того, высказываются ли они "за" или "против", образуют ли они "большинство" или "меньшинство". В соответствии с этим по своей структуре О. м. может быть монистичным, единодушным и плюралистичным, состоящим из ряда несовпадающих друг с другом точек зрения. В каждом конкретном случае О. м. определяется рядом факторов - структурой (прежде всего социальной) высказывающейся общности, степенью совпадения (или расхождения) интересов различных групп, характером обсуждаемого вопроса и т.п. Процесс формирования и функционирования О. м. может протекать стихийно, независимо от деятельности тех или иных социальных ин-тов, а также являться результатом целенаправленного действия разного рода гос. учреждений, политич. орг-ций, науч. и др. центров. В качестве источника О. м. при этом могут выступать: 1) молва, слухи, сплетни; 2) индивидуальный опыт людей и, самое главное, 3) многочисл. формы обществ. опыта, оформляемого в разного рода сведения, поступающие к людям теми или иными способами (прежде всего это "опыт" ближайшего социального окружения людей, в особенности лидера группы - официального или неофициального, а также науч. знания, офиц. информация, сведения, поставляемые средствами массовой коммуникации - прессой, радио, телевидением и т.д.). Каждый из этих источников обладает определ. запасом истины и лжи, поэтому и формирующееся на их базе О. м. может быть в большей и меньшей степени истинным или ложным. Более близким образом соотношение элементов истины и лжи в О. м. определяется интересами субъекта О. м., а также интересами источника информации (степенью их заинтересованности в объективном знании). Кроме того, О. м. складывается на различных по глубине уровнях обществ. сознания - на уровне теоретич. знания (науки), с одной стороны, и на уровне обыденного сознания, с другой. Это также приводит к тому, что отражение действительности в О. м. может быть точным или ошибочным, адекватным или иллюзорным. При этом О. м., взятое в целом, как правило, не бывает только истинным или только ложным, но представляет собой сложное переплетение элементов истины и заблуждений.

В развитом обществе привычными каналами (и формами) выражения О. м. являются: выборы органов власти, прямое участие масс в законодат. и исполнит. деятельности (т.н. непосредств. демократия, осуществляемая, напр., в рамках обществ. орг-ций, органов нар. самодеятельности и т.д.), пресса и иные средства массовой коммуникации, собрания, манифестации и проч. Наряду с этим, широкое распространение имеют также и высказывания, вызываемые политическим, исследовательским и т.п. интересом и принимающие форму референдумов, массовых обсуждений к.-л. проблем, совещаний специалистов, выборочных опросов и т.д.

Активность функционирования и фактич. значение О. м. в жизни общества определяются существующими социальными условиями - всеобщими, связанными с уровнем развития производит. сил, характером производств. отношений и массовой культуры, и специфическими, связанными с уровнем развития демократич. ин-тов и свобод, в первую очередь свободы выражения мнений - слова, печати, собраний, манифестаций. Огромное значение имеют и гарантии действенности О. м. Напр., степень влияния О. м. на отд. личность зависит от силы традиций, существующих в обществе в целом или в данной социальной среде, от прочности связей между индивидами в рамках группы (микросреды), от силы авторитета руководителей и т.п. Степень влияния О. м. на разного рода социальные, в частности гос. ин-ты, зависит от социально-политич. структуры власти, от реального отношения, существующего между носителем О. м. и социальными силами, осуществляющими власть. Фактическая роль О. м. в жизни общества прямо пропорциональна степени участия широких слоев населения в непосредственном руководстве общественной жизнью.

О. м. - явление историческое. По мере развития общества меняются экономич., социальные, политич., технич. и др. условия функционирования О. м., и вместе с ними меняется его место в жизни общества, повышается роль, усложняются функции, расширяются сферы деятельности и, в соответствии с этим, меняется его субъект, структура (мера единодушия), повышается степень глубины и компетентности, следовательно, расширяются границы проблем, выступающих в качестве объекта суждения общественности и т.д. Все эти процессы становятся особенно значительными в эпоху перехода от капитализма к коммунизму, что связано, в первую очередь, с качеств. изменениями в социальной природе общества, с ликвидацией его антагонистич. структуры. Огромную роль играют преобразования в политич. и экономич. организации общества, идущие в направлении изменения удельного веса гос. и обществ. органов, все большего привлечения к управлению обществом широких нар. масс.

Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 18, с. 473-74; т. 25, с. 392, 458; т. 26, с. 224; т. 27, с. 111, 185, 230-32, 374; т. 28, с. 226; т. 33, с. 15; его же, Первонач. вариант статьи "Очередные задачи Сов. власти", Полн. собр. соч., 5 изд., т. 36; Коммунисты и демократия. Материалы обмена мнениями, состоявшегося в редакции журн. "Проблемы мира и социализма", Прага, январь, 1963, Прага, 1964; Келле В., Ковальзон М., Формы обществ. сознания, М., 1959; Ядов В. Α., К вопросу о теории "стереотипизации" в социологии, "ФН" (НДВШ), 1960, No 2; Уледов А. К., О. м. сов. общества, М., 1963; Парыгин Б. Д., Обществ. настроение, его природа и динамика, в кн.: Проблемы обществ. психологии, М., 1965; Bogardus E., The making of public opinion, N. Y., 1951; Вerelson B. R., Janowitz M. [ed. ], Reader in public opinion and communication, 2 ed., Glencoe, 1953; Society for the psychological study of social issues. Public opinion and propaganda, ed. D.Katr [a. o. ], N. Y., 1954; "The British Journal of Sociology", 1955, v. 6, No 2; Sauvy Α., L'opinion publique, P., 1956.

Б. Грушин. Москва.

В начало энциклопедии