Приглашаем посетить сайт

Литература (lit-info.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "И" (часть 3, "ИНС"-"ИОС")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 3, "ИНС"-"ИОС")

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ

ИНСТИТУТ ПСИХОЛО́ГИИ - первое по времени основания и крупнейшее в СССР науч.-исследоват. учреждение в области психологии. Был создан на частные средства в 1912 при историко-филологич. фак-те Моск. ун-та по инициативе зав. кафедрой философии проф. Челпанова. Под его руководством И. п. стал одним из самых больших и лучших по оборудованию в мире центров экспериментальных психологич. исследований. Но теоретич. позиции И. п. были идеалистическими в соответствии с субъективистскими, антиматериалистич. взглядами самого Челпанова. В первые годы Сов. власти И. п. продолжал оставаться оплотом идеализма. Борьба против "челпановской" психологии развернулась в 1921-23. Выдающуюся роль в ней сыграл проф. Корнилов, призывавший к перестройке психологии на основах марксизма. Борьба закончилась разгромом старых позиций И. п. и его коренной реорганизацией; руководителем ин-та стал К. Н. Корнилов (1923-30). Психологич. концепция, развивавшаяся Корниловым в 20-х гг., заключала в себе, однако, ряд ошибочных положений и была подвергнута острой критике на т.н. реактологической дискуссии в И. п. в 1930-31. В это же и последующее время развернулись дискуссии и по др. кардинальным проблемам психологии. Особо важную роль в работе И. п. сыграло постановление ЦК ВКП(б) "О педологических извращениях в системе Наркомпросов" (1936), положившее начало новому этапу в развитии сов. психологии. С ликвидацией лженауч. педологии все большее место в деятельности И. п. занимают исследования по детской и педагогич. психологии, в к-рых находит осуществление принцип связи психологии с жизнью. Директорами И. п. в это время были В. Н. Колбановский (1932-37), К. Н. Корнилов (1938-41).

В годы Великой Отечеств. войны И. п. включился в работу по оборонной тематике. Предметом изучения становятся: повышение зрительной и слуховой чувствительности бойца, восстановление функций, утраченных в результате ранения, методы обучения разным воен. специальностям и т. п. В этот период И. п. возглавлял С. Л. Рубинштейн (1942-45).

С 1944 И. п. вошел в систему учреждений АПН РСФСР. Во главе его встал А. А. Смирнов, являющийся директором ин-та по наст. время. Исследования ин-та теперь развиваются по двум осн. руслам: общая психология, детская и педагогич. психология. В наст. время И. п. имеет три отдела: отдел общей психологии, объединяющий лаборатории: а) психофизиологии, б) восприятия и памяти, в) мышления и речи, г) психологии труда и производств. обучения; отдел возрастной психологии в составе лабораторий: а) психологии детей преддошкольного и дошкольного возраста, б) психологии школьника младшего возраста, в) психологии школьников среднего и старшего возраста; отдел педагогич. психологии с лабораториями: а) психологии общего и политехнич. образования, б) психологии трудового обучения в школе, в) психологии воспитания, г) психологии способностей. Ведется работа в области истории психологии. И. п. располагает также научно-технич. лабораторией и экспериментальными лабораториями в тех школах-базах, где проводятся психологич. исследования.

ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ - одно из течений совр. бурж. политич. науки и конституц. права, сложившееся в 20-30-е гг. 20 в. во Франции (М. Ориу, Ж. Ренар). Проблематика И. - политич. власть в обществе, прежде всего в совр. бурж. обществе. И. спекулирует на наличии в этом обществе значит. числа политич., экономич., религ. и др. организаций и объединений (партии, церковь, профсоюзы, предпринимат. союзы, корпорации и т. п.), подводимых им под расплывчатое и абстрактное понятие "институция" (франц. institution, от лат. institutum - устройство, установление). С т. зр. И. гос-во - это хотя и важная, но лишь одна из многих "институций", осуществляющих политич. власть, точно так же как право, создаваемое гос-вом, есть лишь одно из многих прав, существующих в обществе. При таком подходе затушевывается подлинная роль капиталистич. гос-ва как гл. орудия политич. власти буржуазии. В наличии многих "институций" в бурж. обществе И. видит доказательство его "демократизации" и даже "социализации". В этой связи И. выступает как теоретич. основа модного бурж.-реформистского лозунга "плюралистической демократии" (Файнер, Стрейчи и др.), изображающей политич. организацию совр. бурж. общества в виде коллективного властвования различных (бурж., рабочих и иных) орг-ций, якобы уравновешивающих друг друга.

Идеи И. нашли значит. отклик в клерикальной, особенно католич., лит-ре, в к-рой подчеркивается значение церкви и различного рода религ. орг-ций в жизни бурж. общества.

Лит.: История политических учений, 2 изд., М., 1960, с. 840-46; Левин И. Д., Современная буржуазная наука государственного права, М., 1960, гл. 4; Гулиев В. Е., Несостоятельность буржуазных идей "плюралистической демократии", "Советское государство и право", 1961, No 8; Ориу М., Основы публичного права, пер. с франц., М., 1929; Renard R. P. G., L'institution, P., 1933; Romano S., Principî di diritto costituzionale generale, Mil., 1946; Burdeau G., Traité de science politique, t. 2, P., 1949; Finer S. Ε., Anonymous empire, L., [1958].

В. Туманов. Москва.

ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНТЕГРАЦИЯ И ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНТЕЛЛЕКТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНТЕЛЛИГИБЕЛЬНЫЙ

ИНТЕЛЛИГИБЕЛЬНЫЙ (от лат. intelligibilis - познаваемый) - у нек-рых идеалистов (Платон, Ямвлих, Кант) означает нечто сверхчувственное, постигаемое лишь разумом, интеллектом. И. вещи противополагают сенсибильным (т.е. воспринимаемым при помощи чувств).

ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНТЕРЕС (В ПСИХОЛОГИИ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНТЕРЕС (В СОЦИОЛОГИИ)

ИНТЕРЕ́С (в социологии) - см. Общественные и личные интересы.

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНТЕРОРЕЦЕПЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНТРОЕКЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от лат. introspecto - гляжу внутрь, всматриваюсь) - в широком смысле всякая психологич. теория, считающая сознание совокупностью феноменов, познаваемых только посредством интроспекции, т.е. самонаблюдения. Истоки этого воззрения восходят к Августину; подробно обосновали его Декарт и Локк, к-рые, однако, пытались соединить концепцию И. п. с детерминистич. представлениями о поведении. Эти представления полностью были отвергнуты Беркли, Юмом и Т. Брауном, чья доктрина И. п. была субъективно-идеалистической. И. п. считает сознание противостоящим внешней реальности как по своей сущности, так и по особой непосредств. познаваемости. Одним из вариантов И. п. является учение о "внутреннем опыте", согласно к-рому психич. явления познаются принципиально иным способом, чем материальные.

И. п. - господствующая доктрина бурж. философии и психологии. Попытки отдельных бурж. философов (напр., Конта) подвергнуть ее критике свелись к отрицанию ценности самонаблюдения, но не коснулись ее основы - идеалистич. представления о сознании. Несостоятельность И. п. вскрыл марксизм. Глубокая критика И. п. содержится в трудах Сеченова.

На рубеже 20 в. субъективизм И. п. обнажается до предела. Психологи-идеалисты различных школ всячески стремятся изощрить субъективный метод, доходя в этом стремлении до требования изучать психич. факты в их "чистой культуре", исключив из них какой бы то ни было намек на объекты внешнего мира (Титченер).

Лит. см. при ст. Самонаблюдение.

М. Ярошевский. Душанбе.

ИНТУИТИВИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНТУИЦИОНИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНТУИЦИОНИСТСКАЯ ЛОГИКА

ИНТУИЦИОНИСТСКАЯ ЛОГИКА - форма логики предикатов, отражающая взгляд интуиционизма на характер логич. законов, считающихся с его т. зр. допустимыми в применении к доказательствам суждений из тех частей дедуктивных наук (особенно математики), к-рые существенно связаны с понятием математической бесконечности.

В соответствии с концепцией интуиционизма, в И. л. нет принципа исключенного третьего и закона снятия двойного отрицания. В качестве И. л. обычно рассматривается формальная логич. система, построенная А. Гейтингом в 1930 (охватывает логику предикатов; еще ранее - на основании соображений, отличных от интуиционистских, - систему И. л. в применении к логике высказываний, составляющей часть логики предикатов, построил сов. ученый Гливенко). И. л. Гейтинга отличается тем, что выразимые в ней содержательные рассуждения являются приемлемыми с т. зр. основателя интуиционизма голл. математика Л. Э. Я. Брауэра. Иногда в качестве И. л. рассматривается др. логич. система минимальное исчисление Иогансона.

И. л. как логич. система объективно не связана с субъективистской филос. интерпретацией математики и логики, проводимой ведущими представителями интуиционизма (Брауэр). Это нашло свое выражение в том, что с развитием конструктивных направлений в математике и логике И. л. нашла в них применение и поэтому стала часто называться конструктивной логикой (хотя в И. л. и нет нек-рых принципов, признаваемых многими представителями этих направлений, напр. принципа конструктивного подбора, выдвинутого отечественным конструктивным направлением, возглавляемым А. А. Марковым).

Лит. см. при статьях Логика высказываний, Предикатов исчисление.

ИНТУИЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНФОРМАЦИЯ

ИНФОРМАЦИЯ (от лат. informatio - осведомление) - см. Теория информации.

ИНХЕНЬЕРОС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНЬ И ЯН

ИНЬ И ЯН - осн. категории кит. натурфилософии. Впервые филос. истолкование получили в др.-кит. классич. "Книге перемен" ("И цзин"), где они трактуются как полярные противоположности: отрицательное и положительное, темное и светлое, женское и мужское, пассивное и активное, слабое и сильное и т.п. И. и я. выступают в качестве двух сил, находящихся в неразрывном единстве, во взаимодействии и взаимоборстве. Борьба сил И. и я. рассматривалась как источник движения и изменения мира, что свидетельствует о наличии в мышлении древних китайцев элементов диалектики. Постоянная смена и чередование И. и я. составляет дао, т.е. закономерный процесс развития мира. Развивая дальше эти диалектич. идеи, т.н. школа натурфилософов связала учение об И. и я. с материалистич. учением о "пяти элементах" (усин), первое упоминание о к-рых встречается в "Великом плане" - в одной из глав древней классич. книги Китая "Книга исторических Преданий" ("Шу цзин").

Н. Сенин. Москва.

"ИНЬЯНЦЗЯ"

"ИНЬЯНЦЗЯ" - школа в истории кит. философии, разрабатывающая проблемы натурфилософии. См. Натурфилософия.

ИОАНН ВОРОТНЕЦИ

ИОАНН ВОРОТНЕЦИ (1315-86) - арм. философ, педагог и церк.-политич. деятель. Учился у пользовавшегося известностью преподавателя философии Есаи Ничеци в Гладзорской высшей школе (ныне - терр. Ехегнадзорского р-на Арм. ССР). В 1345 основал ун-т в Татеве (см. Татевскаяшкола). Большое влияние на воззрения И. В. оказало учение Аристотеля, прогрессивную сторону к-рого он отстаивал. Филос. наследие И. В. включает обширные толкования к трудам "Категории" и "Об истолковании" Аристотеля, к "Введению" Порфирия и др. сочинения.

Философию И. В. стремился подчинить богословию; однако его труды фактически способствовали секуляризации знания. В гносеологии и логике И. В. имелись сильные эмпирико-сенсуалистич., материалистич. тенденции. Решающую роль в процессе познания, по И. В., играет чувств. ступень. Ощущение вторично по отношению к чувственно воспринимаемому миру: "... если ты уничтожишь свое ощущение, тело твое все же останется, уничтожишь же ты свое тело, чувственный <мир> будет <продолжать> существовать" ("Анализ "Категорий" Аристотеля", Ер., 1956, с. 137). Номиналистически решал И. В. вопрос о природе универсалий: он считал, что индивид является "главнейшей, первичной и преимущественной сущностью" (там же, с. 39). При расположении категорий, трактуемых как наивысшие роды бытия, И. В. первой ставил категорию первичной сущности. Понятия рода и вида трактовались им как отвлечение от единичного. Общее возможно только там, где имеется единичность и его множество. Содержание знания не зависит от человека. "Сначала <имеется> познаваемое, а после познание ..." (там же, с. 133). "Мысль, не таящая в себе знания, ничего не содержит. Она чиста как чистое зеркало. И как чистое зеркало отражает в себе образ предмета (поставленного перед ним) и заполняет им свою чистоту, так и мысль, познающая какую-либо вещь, заполняет себя ею" (Краткий анализ книги Аристотеля "Об истолковании", Матенадаран, рук. No 4268, с. 1506). Категории пространства и времени И. В. рассматривал в единстве с материей, однако допускал отд. их существование, т.е. рассматривал пространство как вместилище тела, а время - как мерило движения.

Учеником и последователем И. В. был Григор Татеваци.

Соч. на арм. яз.: Анализ "Категорий" Аристотеля, пер. с древнеарм. А. А. Адамяна и В. К. Чалояна, под ред. С. С. Аревшатяна, Ер., 1956; Краткий анализ многотрудных вопросов Порфирия, там же, с. 298-315; Сочинение, составленное из высказываний философов ("Об элементах"), пер. с древнеарм. С. С. Аревшатяна, "Вестник Матенадарана", 1956, No 3; Краткий анализ книги Аристотеля "Об истолковании", Гос. Матенадаран Арм. ССР, рукопись No 4268; Собрание откровений из первой главы (книги) Филона Мудрого о провидении, там же, рукопись No 1701.

Лит.: Очерки по истории филос. и обществ.-политич. мысли народов СССР, т. 1, М., 1955, с. 77-78; История философии, т. 1, М., 1957, с. 261-62; Чалоян В. К., Основные черты философии Иоанна Воротнеци, "Вопр. философии", 1956, No 5, его же, История армянской философии, Ер., 1959, с. 242-58; на арм. яз.: Аревшатян С. и Лалафарян С., Трактат Иоанна Воротнеци "Об элементах", "Вестник Матенадарана", 1956, No 3.

С. Аревшатян. Ереван.

ИОАНН ГРАММАТИК

ИОА́НН ГРАММА́ТИК (ὁ Ἰωάννης Γραμματικός), или Иоанн Филопон (ὁ Φιλόπονος, т.е. трудолюбивый) (ум. в конце 30-х гг. 6 в.), - греч. философ, богослов, комментатор Аристотеля. Жил в Александрии. Изучал произведения Платона, Аристотеля, неоплатоников. И. Г. был близок к неоплатонизму и вместе с тем критиковал отд. его положения. В не дошедшем до нас соч. "Об изваяниях" И. Г. выступил против тезиса Ямвлиха о причастности изваяний богов к божеств. силе. В соч. "О вечности мира" (ок. 529) критиковал 18 доказательств вечности мира Прокла. В этой критике И. Г. почти не прибегал к ссылкам на Библию, а опирался на тексты платоновского "Тимея" и на законы формальной логики. В соч. "О творении мира" ("De opificio mundi libri VII", 1897) рассмотрел библейское повествование с телеологич. т. зр. совершенства мира. Примыкал к ереси Евтихия; толковал догмат троичности в духе тритеизма (трибожия), подкрепляя это толкование ссылками на аристотелевское учение о сущности. Ряд положений И. Г. осужден церковью в 516 и 681. Комментарии к Аристотелю, в к-рых И. Г. следует Аммонию, пользовались популярностью у сирийских монофизитов, позднее стали известны в Зап. Европе. Медицинские соч., приписанные арабами И. Г., ему не принадлежат. И. Г. сформулировал теорию т.н. "приобретенной силы" (лат. impetus), игравшую большую роль в догалилеевской механике.

Соч.: De aeternitate mundi contra Proclum, Lpz., 1899; Commentaria in Aristotelem graeca, ed. Academiae litterarum Borussicae, v. 13-17, В., 1887-1909.

Лит.: Зубов В. П., У истоков механики, в кн.: Григорян А. Т., Зубов В. П., Очерки развития основных понятий механики, М., 1962; Wohlwill E., Ein Vorgänger Galileis im 6. Jahrhundert, "Phys. Z.", 1906, Jg. 7, S. 23-32; Meyerhof M., Joannes Grammatikos (Philoponos) von Alexandrien und die arabische Medizin, "Mitt. Dtsch. Inst. für ägypt. Altertumskunde in Kairo", 1931, Bd 2, H. 1, S. 1-21; его же, La fin de l'école d'Alexandrie d'après quelques auteurs arabes, "Archeion", Roma, 1933, v. 15, p. 1-15; Corte M. de, Le commentaire de Jean Philopon sur le troisième livre du Traité de l'áme d'Aristote, Liège, 1934; Evrard Е., Les convictions religieuses de Jean Philopon et la date de son Commentaire aux "Météorologiques", "Bull. de la Classe des lettres et des sciences morales et politiques" (Acad. roy. [des sсi., des lettres et des beaux-arts] de Belgique), 1953, t. 39, No 6, p. 299-357; Saffrey H. D., Le chrétien Jean Philopon et la survivance de l'école d'Alexandrie au VI-e siécle, "Rev. études grecques", 1954, t. 67, No 316-18, p. 396-410.

В. Зубов. Москва.

ИОАНН ДАМАСКИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИОАНН ДУНС СКОТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИОАНН ЕРЗЫНКАЦИ

ИОА́НН ЕРЗЫНКАЦИ (по прозвищу - П л у з; 13 в.) - арм. ученый и поэт, обществ.-политич. деятель. В произведениях И. Е. (сохранилось более 65 прозаич. трудов, 22 стих. и др.) рассматриваются вопросы философии, естествознания и др. наук. На формирование взглядов И. Е. оказали влияние как античная, эллинистич. философия, так и предшествовавшая арм. филос. и естеств.-науч. мысль (Давид Анахт, Анания Ширакаци, Иоанн Имастасер и др.). Приписывая сотворение мира богу, И. Е. вместе с тем пытался объяснить явления природы и из нее самой. Эти мысли противоречили религ. догмам. Согласно И. Е., "... все существующее возникло из материи" (Матенадаран, рукопись 6670, с. 106а), к-рая существует в четырех формах: "материя ремесла" (как дерево для плотника, железо для кузнеца и т.д.), "материя природы" (четыре элемента, из к-рых состоят животный и растит. миры и "все то, что находится под луной"), "...общая материя" (из к-рой состоят небесные светила) и "первоматерия" (основа и начало всего сущего). Эта последняя форма материи, в отличие от остальных, не поддается чувств. восприятию. Качеств. разнообразие природы есть результат смешения четырех элементов, при к-ром каждый элемент в разных предметах приобретает различные качества. "Все предметы природы в движении сохраняют свое существование" (там же, рукопись 2173, с. 62б). "Природа не остается вечно неподвижной и не является непрерывно текущей, а есть нечто среднее между этими противоположностями; она находится в движении и покое и только таким образом сохраняется характер существующего" (там же, с. 298б). Уничтожение означает лишь изменение вида материи, "...вещество, материя никогда не уничтожаются" (там же, рук. 6670, с. 96а). Органы чувств, по И. Е., являются как бы воротами города: если ворота закрыты, то царь - разум, сидящий в городе, не может рассуждать о внешнем мире. Место пребывания разума - головной мозг человека. Душа и тело находятся, по И. Е., в единстве; состояние тела влияет на состояние души и наоборот. И. Е. отрицал мистич. идею спасения души через умерщвление плоти.

Лит.: Чалоян В. К., История армянской философии, Ер., 1959, с. 274-80; Григорян Г. О., Гносеологические взгляды Ованнеса Ерзикаци, "Изв. АН Арм. ССР". Обществ. науки, 1961, [No] 4, с. 47-60; на арм. яз.: Срапян А., Ованес Ерзнкаул. Исследование и тексты, Ер., 1958; Аревшатян С., Неизвестное философское сочинение Иоанеса Ерзнкаци, "Вестник Матенадарана", 1958, No 4.

Г. Григорян. Ереван.

ИОАНН ЗЛАТОУСТ

ИОАНН ЗЛАТОУСТ (Ἰωάννης Χρυσόστομος) (ок. 347-407) - один из видных деятелей, отцов восточной церкви; константинопольский архиепископ (398-404). Защитник христ. ортодоксального учения, сыграл большую роль в разработке этич. и социально-политич. теории официальной христ. церкви. Решительно выступал против язычества, арианства, иудаизма, манихейства и т.п. Отражая интересы средних провинциальных собственников, И. З. выступал с критикой богатства и роскоши правящей верхушки империи, что снискало ему популярность у нар. низов и явилось одной из причин его низложения и ссылки. Однако критика И. З. никогда не затрагивала основ существующего строя. Формально признавая общность имуществ, И. З. разработал теорию о собственнике как уполномоченном бога, пропагандировал подчинение каждого своей участи и своему положению в гос-ве.

И. З. был одним из крупных теоретиков христ. морали. В его сочинениях разрабатывались проблемы идеала христианина ("О священстве"), его обязанностей перед богом и людьми, христ. нормы отношений между рабами и господами, богатыми и бедными, вопросы семьи и брака, воспитания и т.д. И. З. выступал за установление полной монополии церкви и в сфере нравственно-воспитат. деятельности, в к-рой он видел одно из гл. средств "оздоровления" общества, смягчения социальных противоречий.

Будучи учеником выдающегося языческого ритора Либания, И. З. явился одним из создателей христ. риторики. Его эмоциональные, насыщенные примерами из обыденной жизни речи (отсюда и прозвище "Златоуст") в течение всего средневековья оказывали влияние на развитие христ. идеологии. На Руси они получают распространение с 10-11 вв. (Сборник 1076) и особенно со времени укрепления Рус. гос-ва (Измарагд, Маргерит, Златоусты, Златоструи). Авторитетом И. З. рус. православная церковь на протяжении мн. столетий оправдывала жестокие гонения своих идейных противников. Его идеи и поныне используются клерикальной реакцией и бурж., христианскими "социалистами" различных оттенков.

Соч.: Opera omnia, t. 1-13, P., 1858-60 (Patrologiae cursus compl., ser. graeca, accur. J. P. Migne, t. 47-64); в рус. пер. - Творения, т. 1-12, СПБ, 1898-1906.

Лит.: Плеханов Г. В., Соч., т. 1, М.-Л., 1923, с. 197-98; т. 21, М.-Л., 1925, с. 105; т. 22, М.-Л., 1925, с. 184, 247; Архангельский А. С., Творения Отцов церкви в древнерусской письменности, [вып.] 1-2, Казань, 1889; Волгин В. П., История социалистических идей, ч. 1, M.-Л., 1928; Курбатов Г. Л., Классовая сущность учения Иоанна Златоуста, в кн.: Ежегодник Музея истории религии и атеизма, [т.] 2, М.-Л., 1958; Будовниц И. У., Общественно-политическая мысль Древней Руси (XI-XIV вв.), М., 1960; Πюш Э., Св. Иоанн Златоуст и нравы его времени, пер. с франц., СПБ, 1897; Baur С., Der heilige Johannes Chrysostomus und seine Zeit, Bd 1-2, Münch., 1929-30.

Г. Курбатов. Ленинград.

ИОАНН ИМАСТАСЕР

Иоанн Софист (р. ок. 1045-55 - ум. в 1129) - арм. ученый, философ и богослов, реформатор арм. календаря. Согласно И. И., все предметы сотворенной богом природы являются сочетанием четырех элементов (воздуха, земли, воды, огня) и имеют свою качеств. определенность. Вследствие соединения в предметах различных элементов "природа любого предмета бывает противоречивой" (Матенадаран, рукопись 2595, с. 255а). Когда "уравновешенность" элементов в предмете сильно нарушается, предмет разлагается. Все в мире изменяется, имеет начало и конец. Все явления природы причинно связаны друг с другом.

Познание, по И. И., невозможно без участия органов чувств, однако только разум может вникнуть в сущность явлений. Органы чувств открывают свои двери перед внешним миром тогда, когда это диктуется разумом. Знания по отношению к природе вторичны: "...не мысль подтверждает предмет, а предмет - мысль, и поэтому в предметах надо искать истину" (цит. по кн. А. Г. Абраамян, Труды Ованеса Имастасера, Ер., 1956, на арм. яз., с 238). "По отношению к мысли сущность предметов первична, и мысль не может изменить первичное" (там же, с. 278). И. И. отвергал авторитет в установлении науч. истин. Большое место в познании он уделял опыту: "Без опыта мнение не может быть достоверным без исследования и опыта не следует верить всякой мысли" (Матенадаран, рукопись 2595, с. 250а). С позиций номинализма И. И. утверждал, что "первичной и преимущественной сущностью являются индивиды" (там же, рук. 2751, с. 218а). И. И. считал, что иск-во есть подражание природе, что его источником является природа, а не божеств. откровение, как твердили отцы церкви.

Лит.: Чалоян В. К., История армянской философии, Ер., 1959, с 221-31; на арм. яз.: Григорян Г. О., Филос. взгляды Иоанна Имастасера, "Историко-филологич. журн.", 1958, No 3.

Г. Григорян. Ереван.

ИОАНН ИТАЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИОАНН МАЙРАВАНЕЦИ

ИОА́НН МАЙРАВАНЕЦИ (7 в.) - арм. философ и социально-политич. мыслитель. О жизни и деятельности почти ничего неизвестно. В острой форме И. М. писал о социальном неравенстве и несправедливости в обществе: "Нужно думать и мыслить о страданиях бедных и обездоленных, нужно думать, что они - братья и нуждаются во всем необходимом так же, как и все остальные...". "Все люди сотворены равными, солнце светит для всех одинаково, у всех в жилах течет одна и та же кровь, но один поглощает долю других и создает неравенство между людьми". И. М. выступал против "рока, судьбы и предопределения", утверждая, что человек как разумное существо сам свободно определяет свои действия и поступки.

Лит.: Чалоян В. К., История армянской философии, Ер., 1959; на арм яз.: "Шогакат", Армяноведческий сб., кн. 1, Вагаршапат, 1913, с. 84-113.

В. Чалоян. Ереван.

ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИОВСКИЙ

Александр Алексеевич (29 авг. 1796 - 22 янв. 1857) - рус. естествоиспытатель-материалист. Окончил Моск. ун-т (1821), проф. Моск. ун-та (с 1835). Основатель и редактор журн. "Вестник естественных наук и медицины" (1828-29; 1831-32), сыгравшего важную роль в борьбе за материализм в рус. естествознании. Отстаивая единство материи и движения, И. писал: "Нет вещества без силы и нет силы без вещества в видимой нами природе" ("Вестник естественных наук и медицины", No 1, 1831, с. 7). Исходя из факта "всегдашней деятельности природы", И. признавал взаимное превращение веществ. Большое внимание он уделял противоречиям в природе, называя "... разделение одного начала на два новые" законом, "который отражается во всей природе..." (там же, 1829, No 8-9, с. 482). "Таковое проявление двух противоположных начал по причине их всеобщего источника имеет место при всех явлениях природы. Соединение веществ, образование нового и разрушение прежнего состава печатлеется действием сих противоположностей" (там же, с. 302-03). Диалектич. тенденция в естеств.-науч. воззрениях И. сочеталась с механистической, проявляющейся в отрицании скачков, в попытках свести качеств. своеобразие явлений к простейшим началам. Основой науч. познания И. считал наблюдения, опыт. "Познание... есть не что иное, как мысль, родившаяся в наблюдении, оплодотворяющаяся в исследованиях и опытах; а сие возможно только в быту общественном" ("О важности химических исследований в кругу наук и искусств", М., 1827, с. 4). И. настаивал на тесной связи науки с жизнью, с "искусствами" (т.е. производств. деятельностью). Он подчеркивал, что опыт не сводится к эмпирич. навыку, а должен опираться на предшествующие знания и вести к новым обобщениям. Признавая ценность нек-рых элементов в трудах представителей шеллингианской натурфилософии (в частности, Окена и Велланского), И. критиковал их за умозрительность и мистич. увлечения. В 1828 И. выступил с критикой "физиологического идеализма" И. Мюллера.

Соч.: О важности химических исследований в кругу наук и искусств, М., 1827; Химические уравнения..., М., 1827; Опыт руководства к познанию внутреннего строения и образования земного шара..., М., 1828; Обозрение медицинских систем в начале 19-го столетия, "Вестн. естеств. наук и мед.", 1828, No 5; О животном магнетизме, там же, 1828, No 5[7], 1829, No 2, 3; О химических соединениях, там же, 1829, No 6-12; О химических пропорциях, М., 1835; Начертание общей фармакологии, М., 1835; Начертание фармации, М., 1838; см. также вкн.: Избр. произв. рус. естествоиспытателей первой половины XIX века, М., 1959.

Лит.: Ушакова Η. Η. и Соловьев Ю. И., Передовой профессор Московского университета А. А. Иовский, "Тр. Ин-та истории естествозн. и техн. АН СССР", М., 1954, т. 2; 3архин И. Б., Очерки из истории отечественной фармации XVIII и первой половины XIX века, М., 1956; Коган Л. Α., Философские взгляды А. А. Иовского, "Вопр. философии", 1958, No 1.

Л. Коган. Москва.

ИОВЧУК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИОНЕСКУ

ИОНЕ́СКУ (Ionescu) (псевд. - Р и о н), Райку (20 авг. 1872 - 20 апр. 1895) - рум. публицист и лит. критик. Окончил Ясский ун-т (1893). Критикуя органич. теорию общества, И. доказывал ложность утверждения Спенсера о возможности добровольного кооперирования рабочих и капиталистов ("Sociologia burgheza`´ fata`´ cu teoria luptei de clase", "Critica sociala`´", 1892, No 6-7). Он разоблачал социальный дарвинизм (там же), боролся против итал. школы криминологии Ломброзо ("Şcoala italiana`´ în criminologie", "Munca", 1892, No 34-36). В работе "Религия, семья, собственность в эпоху французской революции" ("Religia, familia, proprietatea in epoca Revoluţiei franceze", "Crilica sociala`´", 1893, No 10-11, апр.-май) И. показал, как буржуазия меняет свое отношение к этим институтам после прихода к власти. Отстаивая идею неизбежности пролетарской революции, И. доказывал необходимость пролетарской партии ("Idealismul şi materialismul economic", "Critica sociala`´", 1892, No 3-4). Он разоблачал анархизм ("Despre anarhişti", "Munca", 1892, an. 3, No 16-17), критиковал идеалистич. взгляды Лассаля на историю (см. "Sociologia burgheza`´ faţa`´ ta cu teoria luptei de clase", "Gritica sociala`´", 1892, No 6-7). Вместе с тем И. не преодолел полностью влияния оппортунизма и допустил ряд ошибок (переоценка легального пути борьбы пролетариата за власть, включение крестьянства в класс пролетариев и др.).

В области эстетики И. настаивал на социальной обусловленности лит-ры и иск-ва, выступал против теории "искусства для искусства". Считая иск-во формой отражения действительности, И. подчеркивал его гносеологич. и этич. роль.

Соч.: Scrieri literare, Iaşi, 1895; Datoria artei. Articole şi studii de critica`´ literara, [Buc., 1959]; в рус. пер.: Религия! Семья! Собственность! в кн.: Передовые румынские мыслители XVIII - XIX вв., М., 1961.

Лит.: История философии, т. 4, М., 1959, с. 323; Φаур Ф., Социально-политические и эстетические взгляды Райку Ионеску-Риона, М., 1956 (Автореф.); Nеagое Fl., Lupta unui socialist romîn împotriva idealismului în sociologie (Raicu Ionescu - Rion), "Cerceta`´ri filozofice", 1959, No 2, p. 83-104.

Ин-т философии Академии PHP.

ИОНИДИ

Перикл Петрович [р. 25 дек. 1909 (7 янв. 1910)] - сов. философ, профессор (с 1950), д-р филос. наук (с 1950), кандидат химич. наук (с 1939). Член КПСС с 1943. Окончил Моск. химико-технологич. ин-т им. Д. И. Менделеева (1935) и аспирантуру там же (1939). Преподавательскую работу по философии ведет с 1939. С 1959 - зав. кафедрой диалектич. и историч. материализма МВТУ им. Баумана. Занимается исследованием филос. проблем естествознания и техники.

Соч.: О менделеевском наследстве, "Советская наука", 1938, No 3; Борьба материализма с идеализмом в химии, "Тр. Моск. автомоб.-дор. ин-та", 1957, вып. 20; Философское значение периодического закона Д. И. Менделеева, М., 1958; Мировоззрение Д. И. Менделеева, М., 1959; Значение идей В. И. Ленина о категориях и совпадении диалектики, логики и гносеологии для развития современного естествознания, в кн.: В. И. Ленин и некоторые вопросы современной философии, М., 1960 (Тр. МВТУ).

ИОНИЙСКАЯ ШКОЛА

ИОНИЙСКАЯ ШКО́ЛА - материалистич. направление др.-греч. философии, возникшее и развившееся в ионийских колониях Греции в 6-4 вв. до н.э. Эта философия зародилась в богатом торг. городе Милете. Ее представителями являлись Фалес, Анаксимандр и Анаксимен (см. также Милетская школа), Гераклит Эфесский. И. ш. принято противопоставлять пифагорейской, элейской и аттич. школам. Уже в древности в т.н. лит-ре преемств, устанавливавшей преемств. связь филос. учений, И. ш. противопоставлялась италийской, осн. Пифагором. Хотя Пифагор был иониец, но по своим филос. взглядам он не принадлежал к И. ш. Ксенофан Колофонский, иониец по происхождению, вначале продолжал линию ионийской философии, но впоследствии отошел от нее и стал основателем элейской школы. И. ш. была передовым направлением филос. мысли в Др. Греции. Ее представители, стоя на позициях стихийного материализма и наивной диалектики, вели борьбу с зарождающимся идеализмом и с религ. мифологией. Осн. задачей ионийской философии было познание природы и в первую очередь объяснение астрономич. и метеорологич. явлений. Главное направление развития И. ш. - переход от отождествления материи с к.-л. конкретным материальным первоначалом (вода у Фалеса, воздух у Анаксимена, огонь у Гераклита) к более обобщенному истолкованию материи как веществ. субстрата (апейрон Анаксимандра), а также все большее расчленение философии и разработка ее составных частей, в т.ч. и гносеологии. Соч. представителей И. ш. написаны на ионич. диалекте, в отличие от аттич. диалекта произведений Платона и Аристотеля.

Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955, с. 147; История философии, т. 1, М., 1940, с. 25-80; то же, т. 1, М., 1957, с. 72-102; Целлер Э., Очерк истории греческой философии, М., 1913; Риттер Г., История философии древних времен, пер. с нем., ч 1, СПБ, 1859; его же, Geschichte der Jonischen Philosophie, В., 1821; Überweg-Heinze, Die Philosophie des Altertums, 12 Aufl., Β., 1926 (имеется библиогр.).

А. Маковельский. Баку.

ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ

ИО́СИФ ВО́ЛОЦКИЙ (в миру - Санин И в а н) (1439-1515) - рус. богослов-схоласт, церк. писатель-публицист, глава контрреформации в России конца 15 - нач. 16 вв. Осн. произведением И. В. является "Просветитель, или Окончание ереси жидовствующих" (4 изд., 1903), направленное на обличение новгородско-московских "еретиков"; им написано 24 послания к различным лицам, редакции монастырского "Устава" и ряд др. произведений по религ.-церк. вопросам. Реакц. учение И. В. знаменовало идейное перевооружение церковников в ходе борьбы с "еретиками"-вольнодумцами.

Соч.: Послания..., М.-Л., 1959.

Лит.: Лурье Я. С., Иосиф Волоцкий как публицист и общественный деятель, в кн.: Послания Иосифа Волоцкого, М.-Л., 1959, с. 19-97.

Предыдущая страница Следующая страница