Приглашаем посетить сайт

Техника (find-info.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ

ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ (от лат. inter - между) - понятие, введенное в ряде совр. идеалистич. теорий познания и в особенности в неопозитивизме для обозначения "независимости" суждений науки от отд. индивидов. Введение понятия И. само по себе означало вынужденное отступление от субъективно-идеалистич. позиций и призвано было замаскировать тенденцию неопозитивизма к солипсизму. В истории философии понятию И. предшествовало специфич. понятие объективности, у Канта истолкованное на основе априоризма как "общеобязательность". В неопозитивизме И. терминологически отличается от понятия объективности и по замыслу призвана вытеснить его. И. совпадает с понятием "интерсубъективной проверки" (см. K. Popper, Logik der Forschung, W., 1935, S. 16), т.е. взаимного соответствия результатов верификации, - проверки истинности к.-л. предложения различными индивидами (см. Верифицируемости принцип) и взаимообмена этими результатами. И. означает также возможность взаимоперевода т.н. протокольных предложений (т.е. предложений, фиксирующих данные опыта) и эмпирически проверяемых предложений научных теорий, высказанных различными субъектами. Первоначально утверждалась И. фактов: "... интерсубъективность есть именно существенное свойство „действительности"" (Carnap R., Der logische Aufbau der Welt, В., 1928, S. 90). Это превращало И. в интерсенсуализм, т.е. в тезис о том, что коллективный чувств. опыт есть "бессубъектная" действительность, изучаемая науками. Вследствие несостоятельности этого понятия была сделана попытка обосновать И. уже как общезначимость предложений посредством физикализма, сначала в т.н. "содержательном", а затем в чисто формальном его понимании. И. при этом считалась присущей лишь языковой структуре протокольных предложений. Различные варианты И. вытекали из разного понимания языковой структуры (в разных вариантах формального физикализма) - то как совокупности лишенных смысла графич. знаков, то как логико-грамматич. отношений между словами, а также между предложениями. Все эти виды истолкования И. привели к выхолащиванию смысла из предложений, входящих в эмпирич. базис науки, и к выдвижению нового понятия И. как конвенционального логич. единства структуры наук, к-рое, в свою очередь, оказалось бесплодным, т.к. явно разделяло все пороки конвенционализма как субъективистской концепции. Дальнейшая судьба понятия И. органически связана с эволюцией конвенционализма в неопозитивизме. По мере растворения конвенционализма в новом априоризме (у Б. Рассела и А. Папа) или в понятии удобства (у неопрагматистов Н. Гудмена, У. Куайна и др.) И. все более связывается с объективно-идеалистич. пониманием ее как независимого от воли субъекта и необъяснимого свойства тех или иных предложений. Так, А. Айер, отказавшись от концепции чувств. данных, попытался заменить ее, с целью обрести И., учением о "фактах", носящих будто бы объективный характер, но на поверку оказывающихся конвенциональными и посредством языка оформленными "вырезками" из потока состояний субъекта.

С т. зр. диалектич. материализма, источник общезначимости знания заключается в его истинности, т.е. в адекватном отражении свойств и законов материи, и в факте независимости по своему содержанию объективной истины от человека. Факты, события, явления внешнего мира не интерсубъективны, но объективны. Объективно и содержание человеч. знаний, к-рое не зависит от человека и человечества. Гарантией адекватности взаимообмена различных субъектов сведениями о внешнем мире является практика людей, носящая в принципе обществ. характер.

Лит.: Haрский И. С., Современный позитивизм. Критический очерк, М., 1961, гл. 3, § 5; Weinberg J. R., An examination of logical positivism, L., 1936; Hempel С. G., Problems and changes in the empiricist criterion of meaning, в сб.: Semantics and the philosophy of language, Urbana, 1952; Percy W., Symbol, consciousness and intersubjectivity, "J. Philos.", 1958, v. 55, No 15, July 17. См. также лит. при статьях Неопозитивизм и Физикализм.

И. Нарский. Москва.

В начало энциклопедии