Приглашаем посетить сайт

Чехов (chehov-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА

ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА (Johannes Scotus Eriugena), или Э р и г е н a (Erigena) (p. ок. 810 - ум. ок. 877), - ср.-век. философ, создатель первой в средние века цельной объективно-идеалистич. и пантеистич. филос. системы. По происхождению ирландец, однако его филос. деятельность протекала в Париже, куда И. С. Э. был приглашен франц. королем Карлом Лысым для перевода с древнегреч. на лат. яз. произведений Дионисия Ареопагита, a также Максима Исповедника и Григория Нисского. И. С. Э. - автор ряда комментариев к их произведениям, а также к произведениям Августина и Боэция. Однако И. С. Э. вошел в историю ср.-век. философии не столько как переводчик, сколько как автор соч. "О разделении природы" ("De divisione naturae", 867, впервые напечатано в Оксфорде, 1681; напечатано также вместе с нек-рыми др. соч. И. С. Э. в кн.: J. P. Migne, Patrologiae cursus complеtas, ser. latina, t. 122, P., 1865; нем. пер. Eintheilung der Natur, Abtl. 1-2, 1870-74).

Филос. система И. С. Э. - неоплатонизм со значительными элементами рационализма. Решая проблему отношения веры (откровения) и знания (разума), И. С. Э. утверждал, что между истинной философией и религией не может быть никакого противоречия, причем "авторитет происходит из правдивого разума, правдивый же разум никогда не происходит из авторитета" ("De divisione naturae", I, 69, 513 В). Формально придерживаясь христианско-католич. догматики и пытаясь сочетать неоплатонизм с христианством, И. С. Э. фактически разработал первую в истории ср.-век. западноевроп. философии пантеистич. систему, отождествлявшую бога с природой и пришедшую на этой основе в непримиримое противоречие с католич. вероучением. В решении основного вопроса философии И. С. Э. - идеалист, считающий материальность чувств. вещей только видимостью (см. тамже, I, 34, 479 В), а их сущностью - творческую силу божества. Сторонник крайнего реализма, И. С. Э. утверждал, что общее и единое существует вне и до индивидуального и конкретного; чем более общим является понятие (универсалия), тем реальнее его существование в качестве особой сущности. Индивид существует лишь в силу своего приобщения к виду, а вид - к роду. В соответствии с этим под диалектикой И. С. Э. понимал учение о сущем, - "искусство", "которое делит роды на виды и сводит виды к родам"; она - не результат человеч. изобретения, "но установлена в природе всех вещей самим виновником всех искусств... и мудрецами открыта" (там же, I, 44, 486 В). Познающему уму бог открывается как четвероякая "природа". Христ. догмат о творении мира богом истолковывался И. С. Э. на основе неоплатоновского принципа эманации как последовательное порождение более абстрактной природой природы более конкретной, путем нисхождения (processio) от бога как наивысшей реальности, единства и общности - к множественности и единичности, к небытию, а также обратном восхождении (reversio, deificatio) через посредство обобщающих идей к богу. Этот процесс осуществляется по четырем ступеням: 1) природа творящая, но нетворимая - бог как высшее бытие, не познаваемое и не определяемое никакими категориями; "бог-отец" христ. вероучения; 2) природа творящая и творимая - совокупность идей в божеств. уме, логос; "сын божий" христ. вероучения; 3) природа не творящая и творимая - реальный мир единичных предметов, порожденных идеями; 4) природа не творящая и не творимая - бог как конечная цель всего мирового процесса, тождественная с его началом (см. тамже, I, 1, 441 В). В этом процессе самопорождения бог выступает как "начало, середина и конец" (там же, I, 11, 451 Д). Он есть "все во всем" (там же, I, 62, 506 Д; III, 20, 683 В). Пантеистич. единство бога как самотождественной мировой субстанции с порожденными им "богоявлениями" (см. тамже, 1, 7 ff; 445 ff) - природой и человеком - находилось в противоречии с христ. монотеистич. противопоставлением бога и природы.

Рационалистич. и пантеистич. элементы учения И. С. Э. еще в эпоху средневековья были неоднократно использованы передовыми мыслителями и поэтому не раз осуждались римско-католич. церковью. Так, учение И. С. Э. осудили поместный Париж, собор в 1210, папа Гонорий III, к-рый в 1225 в связи с осуждением "ереси" Амори Шартрского, находившейся в зависимости от учения И. С. Э., предписал сжечь все экземпляры "Разделения природы", внесенного рим. церковью в индекс запрещенных книг (1685).

Соч.: Opera quae supersunt omnia, P., 1865 (Patrologiae cursus completus, ser. latina, t 122. Accur. J.P. Migne). Лит.: Татарский И., Сущность и происхождение философии Иоанна Скота Эригены, X., 1885; Бриллиантов А., Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены, СПБ, 1898; История философии, т. 1, [М.], 1940 (по Указателю); Трахтенберг О. В., Очерки по истории западно-европейской средневековой философии, M., 1957 (по Указателю); Сhristlieb T., Leben und Lehre des Johannes Scotus Erigena, Gotha, 1860; Schneider A., Die Erkenntnislehre des Johannes Eriugena im Rahmen ihrer metaphysischen und anthropologischen Voraussetzungen, Tl 1-2, B., 1921-23; Dörries H., Zur Geschichte der Mystik Erigena und der Neuplatonismus, Tübingen, 1925; Grabmann M., Mittelalterisches Geistesleben.

Abhandlungen zur Geschichte der Scholastik und Mystik, Münch., 1926; Кletler P., Johannes Eriugena, Lpz., 1931; Samstag К., Die Dialektik des Johannes Skottus Eriugena, Wertheim am Main, [1930] (Diss.); Сappuyns M., Jean Scot Erigène. Sa vie, son oeuvre, sa pensée, Louvain - P., 1933; Dal Ρra M., Scoto Eriugena ed il neoplatonismo medievale, Milano, 1941.

В. Соколов. Москва.

В начало энциклопедии