Приглашаем посетить сайт

Маркетплейс (market.find-info.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "И" (часть 2, "ИЗО"-"ИНС")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 2, "ИЗО"-"ИНС")

ИЗОМОРФИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИЗУЛЕ-ЛУБАТЬЕР

ИЗУЛЕ́-ЛУБАТЬЕ́Р (Izoulet-Loubatière), Жан Бернар Жоакен (2 авг. 1854 - 25 мая 1929) - франц. бурж. реакц. философ-идеалист и социолог. С 1897 - проф. социальной философии в Коллеж де Франс. В основу своей социологич. теории И.-Л. положил "биосоциальную гипотезу", согласно к-рой общество - это организм, основанный на разделении труда. По признанию И.-Л., осн. элементы его теории содержались в "Социологии" рус. ученого Де-Роберти. Исходя из своей гипотезы, он выводил необходимость существования в обществе элиты и иерархии, возникающих в процессе эволюции, и невозможность равенства людей. "Элита является мозгом социального организма, подобно тому как мозг является элитой животного организма" ("La Cité moderne", P., 1896, p. XXVI; впоследствии названа И.-Л. "Святой град, или Антимарксизм" - "La sainte Cité, ou l'anti-marxisme, P., 1930). Ссылаясь на биологич. законы, И.-Л. обосновывал также необходимость ассоциации, солидарности людей. Критикуя индивидуализм, И.-Л. настаивал на первостепенном значении общества в жизни человечества; только в обществе антропоид превращается в человека (указ. соч., р. 163, 588). С позиций солидаризма И.-Л. осуждал классовую борьбу и революц. действия нар. масс, гл. задачей считал установление социального мира и "справедливого равновесия между руководящей элитой и толпой в обществе" (там же, р. XI). Враждебно встретил Октябрьскую революцию 1917 и призывал к интервенции против СССР ("Без России нет Франции" - "Sans Russie, pas de France!", 1920).

И.-Л. выступил с критикой материализма и идеализма, предлагая в качестве их синтеза мистическо-идеалистич. учение, названное им "пантеизмом" ("метафизич. революция"); материя, по его мнению, проявление жизни духа; в основе механизма природы и общества скрыта целесообразность. Пантеизм, по И.-Л., должен обеспечить примирение враждующих сил в обществе, единение государя и народа, рабочего и хозяина, труда и капитала; к этому реакц. учению о классовой гармонии сводится его т.н. социализм ("Пантеизм Запада..." - "Le panthéisme d'Occident...", 1928). Повторяя ницшеанские положения, И.-Л. выступал против пацифизма, с апологией войны, агрессивности и национализма. В совр. Франции делаются попытки оживления идей И.-Л. (см. "Предисловие" к кн. "Двадцать заповедей" - "Les vingt commandements...", P., 1957).

Соч.: La rentrée de Dieu dans l'école et dans l'état; ou la philosophie de l'histoire de France, P., 1924; Paris, capitale des religions, ou la mission d'Israel, P., 1926; La métamorphose de l'Eglise, ou la sociologie fille du décalogue au collège de France, P., 1928.

Лит.: Боборыкин П., Попытка социологической системы, "Русская мысль", 1897, No 5, с. 1-29.

В. Кузнецов. Москва.

ИЗЪЕМЛЮЩЕЕ СУЖДЕНИЕ

ИЗЪЕ́МЛЮЩЕЕ СУЖДЕ́НИЕ - см. Суждение.

ИИСУС ХРИСТОС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИКАЛТОЕЛИ

Арсен (12 в.) - груз. теолог и философ, защитник христ. догматики. Образование получил в Константинополе; был руководителем Икалтойской академии - центра правого крыла груз. теологич. и филос. мысли того времени, выступавшей против прогрессивной философии Петрици. В трактате "О первенце" и полемич. сборнике "Догматикон" (включавшем, в частности, работы Иоанна Дамаскина "Диалектика" и "Точное изложение православной веры...") И. защищал православное христианство и выступал против еретич. течений.

Лит.: Нуцубидзе Ш., История грузинской философии, гл. XXV, Тб., 1960.

Ш. Хидашели. Тбилиси.

ИКБАЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИКОНОБОРЧЕСТВО

ИКОНОБОРЧЕСТВО - еретич. движение, отрицающее поклонение иконам. И. тесно связано с антитринитарскими спорами, с отрицанием "человеческой" природы Иисуса Христа. Выступления против культа икон известны в Армении уже в 4 в. Однако форму социального и идеологического движения оно приняло в Византии, где было узаконено указом императора Льва III в 726, запретившим почитание икон. Отмена культа икон на первом этапе сопровождалась конфискацией сокровищ и дала гос-ву и светской знати значит. средства. В дальнейшем под лозунгами И. все чаще выступают демократич. элементы. Иконоборч. требования выдвигало павликианство. Это заставило господств. класс отказаться от И.; в 843 иконопочитание было восстановлено.

Сторонники иконопочитания, к к-рым принадлежали, в частности, Иоанн Дамаскин, Феодор Студит и др., развивали восходящие к античности представления о том, что икона - символ божества; наоборот, последователи И. утверждали, что икона - подобие божества и, следовательно, культ икон есть идолопоклонство; поклоняясь иконе Христа, человек обращается не к божеств. природе бога-сына, а к его плотской форме. Отвергая культ икон, И. выступало против тезиса ср.-век. церкви о единстве чувств. и сверхчувств. мира, к-рое осуществляется как в двойственности природы Христа, так и в возможности оторваться от земного мира и достигнуть блаженства при помощи чувственных символов (храм, икона, богослужение). На И. оказали известное воздействие учения иудаизма и ислама, запрещавшие изображения божеств. В 16 в. И. иногда становится лозунгом кальвинизма в борьбе против католичества, напр. в Нидерландах, Швейцарии И. было одной из форм демократич. движения против богатства монастырей и католич. храмов. В России И. известно с 14 в. (напр., ересь Маркиана).

Лит.: Андреев И., Герман и Тарасий, патриархи Константинопольские, Сергиев Посад, 1907; Сюзюмов М. Я., Проблемы иконоборчества в Византии, "Уч. зап. Свердловск. гос. пед. ин-та", 1948, вып. 4; Липши ц Е. Э., Очерки истории византийского общества и культуры. VIII - первая половина IX века, М.-Л., 1961, с. 170-212; Вréhiеr L., La querelle des images, P., 1905; Ostrogorsky G., Studien zur Geschichte des byzantinischen Bilderstreites, Breslau, 1929; Grabar Α., L'iconoclasme byzantin, P., 1957; Alexander P. J., Patriarch Nicephorus of Constantinople..., Oxf., 1958.

А. Каждан. Москва.

ИКОНОМОВ

Тодор Поппетров (29 авг. 1835 - 28 окт. 1892) - болг. демократ, философ и публицист. Окончил Киевскую духовную академию (1865). Участвовал в редактировании журн. "Читальня" ("Читалище", 1871-72). Мировоззрение И. сформировалось под влиянием передовой рус. мысли, идей франц. просветителей и материалистов-энциклопедистов. В области теории познания И. был материалистом-сенсуалистом, признававшим также и роль логич. мышления в познании действительности. И. пропагандировал в болг. лит-ре осн. эстетич. принципы Белинского и Чернышевского. Прекрасное, по И., - в природе и человеке. Иск-во должно отражать действительность, содействовать общественному прогрессу ("Поезията на природата и нашите нужди", журн. "Читалище", 1871). И. активно боролся с религ. предрассудками, однако сам колебался между атеизмом и деизмом. Обществ. явления он рассматривал идеалистически, движущие силы социального процесса видел в борьбе прогрессивных и реакц. идей.

Соч.: Силата на идеите, "Македония", 1869, год. 3, бр. 12, 15 февр.; По въпросът за поп Богомила, там же, 1870, год. 4, бр. 25, 14 февр.; Мъртвото и живото на земята, "Читалище", 1871, год. I, бр. 22-23, авг.-сент.

Лит.: Грозев Г., История на българската философия, ч. 1, С, 1951, с. 90-94; Бъчваров М.Д., Мирогледът на Тодор Икономов, "Философска мисъл", 1959, No 2, с. 83-93.

М. Бычваров. НРБ.

ИЛЛАРИОН

ИЛЛАРИО́Н (гг. рожд. и смерти неизв.) - рус. мыслитель 11 в., оратор, гос. деятель, священник, с 1051 митрополит. Выступал как соратник Ярослава Мудрого в борьбе за объединение Руси, был поборником просвещения. Религиозно-филос. воззрения И. изложены в соч. "Слово о законе и благодати", в к-ром он выступил с доказательством превосходства "благодати", под к-рой подразумевал "новозаветное" учение, над "законом" - т.е. Ветхим заветом. В русле богословских споров развивал вопрос о природе истины, утверждая, что истина выше догмы. Догматизм - удел человека, находящегося в рабском состоянии, в то время как истина может быть познана только человеком физически и духовно свободным. И. высказывал мысль о "возрастании", изменении истины, поскольку, с его т. зр., человек от "закона", т.е. догмы, переходит к благодати, т.е. к истине. "Прежде тень (т.е. догма, закон), потом истина". И. подчеркивал прогрессивное значение принятия Русью христианства. Он писал о героич. традициях родной земли. Призыв к единству Руси выражен им в "Похвале кагану Владимиру". И. утверждал, что укрепление гос-ва является единств. средством для сохранения и умножения богатства, просвещения и независимости всей Руси.

Лит.: Горский А. В., Памятники духовной литературы времен великого князя Ярослава I, M., 1844; Жданов И. Н., Слово о законе и благодати и похвала кагану Владимиру, Соч., т. 1, СПБ, 1904; Никольский Н. К., Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений (X-XI вв.), СПБ, 1906, с. 75-122; Орлов А. С, Древняя русская литература XI-XVII вв., М.-Л., 1945, с. 55-59; Лихачев Д. С, Русские летописи и их культурно-историческое значение, М.-Л., 1947; Гудзий Н. К., История древней русской литературы, 6 изд., М., 1956, с. 81-89; Клибанов А. И., Реформационные движения в России, М., 1960, с. 339, 365; Будовниц И. У., Общественно-политическая мысль Древней Руси (XI-XIV вв.), М., 1960.

К. Шохин. Москва.

ИЛЬИН

Иван Александрович (р. 1882) - бурж. философ, объективный идеалист с ярко выраженными чертами мистицизма.

Приват-доцент (с 1912), проф. (с 1918) Моск. ун-та. Испытал большое влияние нем. идеалистич. философии, особенно Гегеля; в обще-филос. воззрениях близок к В. Соловьёву и Лосскому.

Осн. задачу философии составляет, по И., познание т.н. духовно-предметного смысла явлений. Предметный смысл явлений и сущность души, в конечном счете, совпадают; поэтому "философствование" - это "душевно-д у х о в н о е делание" ("Религиозный смысл философии", Париж, 1925, с. 15). Познание, в трактовке к-рого И. близок к Гуссерлю, состоит, как он писал, из трех актов: опыт, т.е. переживание душой исследуемого предмета; "внутреннее вглядывание в сущность внутренно данного содержания" - интуиция, составляющая центральный акт познания; наконец, стадия "аналитического описания и разумно- логического раскрытия испытанного и усмотренного содержания" (там же, с. 20, 21).

В гл. работе "Учение Гегеля о конкретности бога и человека" (т. 1-2, 1918) И. развил концепцию, согласно к-рой философия Гегеля - религ. практика, получившая форму спекулятивного познания божества. Не признавая диалектику гл. содержанием учения Гегеля, И. извращенно толковал ее суть: противоположные и существенно-различные определения понятия, обогатив друг друга "спекулятивными" содержаниями, переходят к "взаимному творческому приятию".

По политич. взглядам И. сначала примыкал к эсерам, затем перешел на позиции кадетской буржуазии; монархист, шовинист; вел активную борьбу с марксизмом. После Окт. революции 1917 мистицизм И. углубился: он призывал создать новую "философию религиозности и откровения". В 1922 И. за контрреволюционную деятельность был выслан за границу, где продолжал активно выступать против Советской России. Написанные в эмиграции мистико-религиозные сочинения И. не прибавляют ничего нового к его прежним взглядам ("Путь духовного обновления" [1937]; "Аксиомы религиозного опыта", т. 1-2, 1953). Совр. экзистенциалистские истолкователи Гегеля (И. Флюгге и др.) в своей аргументации часто ссылаются на работы И.

Соч.: Понятие права и силы, М., 1910; Идея личности в учении Штирнера, "Вопр. филос. и психол.", 1911, кн. 106(1); Кризис идей субъекта в наукоучении Фихте Старшего, там же, 1912, кн. 111(1) и 112(2); Философия Фихте как религия совести, там же, 1914, кн. 122(2).

Лит.: Против современных фальсификаторов истории рус. философии, [Сб.], М., 1960.

А. Поляков. Москва.

ИЛЬИЧЕВ

Леонид Федорович [р. 2(15) марта 1906] - общественный деятель, секретарь ЦК КПСС (с 1961), академик (с 1962). Член КПСС с 1924. Окончил Ин-т красной профессуры (1937). В 1930-53 вел преподавательскую работу, руководил кафедрами. Был ответственным секретарем и членом редколлегии журн. "Большевик". Гл. редактор газет "Известия" (1944-48), "Правда" (1951-52), зав. Отделом печати и член коллегии МИД СССР (1953-58). Зав. отделом пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам (с 1958). XXII съездом КПСС избран членом ЦК партии. Пред. Идеологич. комиссии при ЦК КПСС (с 1962). Автор работ по диалектич. и историч. материализму, внешней политике СССР и междунар. отношениям. Ленинская премия (1960) за участие в создании книги "Лицом к лицу с Америкой. Рассказ о поездке Н. С. Хрущева в США".

Соч.: Идеализм и материализм, "На подъеме", 1930, No 3; Материализм диалектический, МСЭ, 2 изд., т. 6, М., 1937 (соавтор); Материализм, БСЭ, т. 38, М., 1938 (соавтор); Ленин - вождь нового типа, "Большевик", 1939, No 1 (соавтор); Корифеи революционной науки, [М.], 1939 (соавтор); О книге Ф. Энгельса "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философий". [М.], 1940; О роли личности в истории М., 1941; Гениальное произведение творческого марксизма, в сб.: Великая сила идей ленинизма, [М.], 1950; О произведении Ф. Энгельса "Анти-Дюринг", [М.], 1953; Прогресс науки и техники и международные отношения, М., 1958; О некоторых вопросах идеологической работы в современных условиях, "В помощь политич. самообразованию", 1958, No 12 (без подписи); Проблемы мира и статус-кво, "Международная жизнь", 1958, No 1 (псевд. М. Батурин); Спутники и вопросы международных отношений, там же, No 3; Международные отношения и идеологическая борьба, там же, 1960, No 3 (псевд. Л. Федоров); XXI съезд КПСС и некоторые вопросы идеологич. работы, "Коммунист", 1959, No 2; Вопросы коммунистического воспитания трудящихся, там же, No 14; Мирное сосуществование и борьба двух идеологий, "Проблемы мира и социализма", 1959, No 11; Владимир Ильич Ленин. Биография, М., 1960 (член авторского коллектива); Научная основа политики Ленинской партии, "Правда", 1961, 21 апр., No 111; 28 апр., No 118; Речь на XXII съезде КПСС, там же, 1961, 26 окт., No 300; Мощный фактор строительства коммунизма, "Коммунист", 1962, No 1; Ленинским курсом к победе коммунизма, М., 1962; Основы политических знаний, учебное пособие, 4 изд., М., 1962 (руководитель авторского коллектива); Научная основа руководства развитием общества, М., 1962.

ИММАНЕНТНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИММАНЕНТНОЕ

ИММАНЕНТНОЕ (от лат. immanens - пребывающий в чем-либо, присущий, свойственный чему-либо) - понятие, означающее внутренне присущее к.-л. предмету, явлению, процессу то или иное свойство, закономерность. Материалистич. диалектика, напр., считает, что всем предметам и явлениям внешнего мира и познанию внутренне присущи, т.е. имманентны, противоположности, диалектич. противоречия. Представители имманентной философии называют свою философию имманентной в том смысле, что у них объективный мир оказывается внутренним содержанием сознания. См. Имманентная философия.

ИМПЕРИАЛИЗМ

ИМПЕРИАЛИЗМ (от лат. imperium - власть, господство) - высшая, монополистическая и последняя стадия в развитии капитализма; канун социалистической революции. Научная теория И. разработана В. И. Лениным и получила название ленинской теории И. Определяя И., Ленин писал: "Империализм есть капитализм на той стадии развития, когда сложилось господство монополий и финансового капитала, приобрел выдающееся значение вывоз капитала, начался раздел мира международными трестами и закончился раздел всей территории земли крупнейшими капиталистическими странами" (Соч., т. 22, с. 253). Историч. место И. характеризуется тем, что "империализм есть особая историческая стадия капитализма. Особенность эта троякая: империализм есть (1) монополистический капитализм; (2) - паразитический или загнивающий капитализм; (3) - умирающий капитализм" (там же, т. 23, с. 94). Развитие мирового капитализма и революц. борьбы рабочего класса, победа социализма в СССР, образование мировой социалистич. системы, крах колониальной системы полностью подтвердили правильность марксистско-ленинского анализа капитализма и его высшей стадии - И. Ленинская теория И. на совр. этапе истории конкретизирована и развита в Программе КПСС. Характеристику И. как стадии в развитии капиталистич. общественно-экономич. формации см. в ст. Капитализм.

"ИМПЕРИАЛИЗМ, КАК ВЫСШАЯ СТАДИЯ КАПИТАЛИЗМА"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИМПЛИКАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИМПЛИЦИТНО

ИМПЛИЦИТНО (от лат. implicite, букв. - запутанно, спутанно) - неявно. В логич. и методологич. лит-ре термин И. чаще всего употребляется в словосочетаниях "И. содержащийся", "И. определенный", "И. введенный" и т. п., причем в зависимости от контекста он может иметь различный смысл. Так, относительно посылок, опущенных в нек-ром рассуждении, но подразумеваемых в нем, говорят, что они И. содержатся в данном рассуждении.

В несколько ином смысле термин И. употребляется тогда, когда говорят, что нек-рое суждение И. содержится в данных посылках, имея в виду, что это суждение есть логическое следствие из данных посылок. Словосочетание "И. определенный" употребляется в отношении терминов, смысл к-рых раскрывается не прямо, посредством предложения или совокупности предложений, непосредственно указывающих смысл определяемого термина, а косвенно, напр. через употребление термина в нек-рой системе рассуждений, в данной теории в целом и т. п. О первоначальных (неопределяемых) понятиях (терминах) аксиоматической теории говорят, что они И. определяются (или И. вводятся) системой аксиом данной теории и теми правилами логич. вывода, к-рые в ней используются; в этом случае выражение "имплицитное определение" имеет смысл неявного определения.

Лит.: Baldwin J. M. (ed.), Dictionary of philosophy and psychology, v. 1, Gloucester (Mass.), 1957, p. 525-26; Lalande Α., Vocabulaire technique et critique de la philosophie, P., 1960, p. 481.

Б. Бирюков, В. Садовский. Москва.

ИМЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНВЕРСИЯ

ИНВЕРСИЯ (от лат. inversio - переворачивание, перестановка) - 1) В логике - преобразование условного суждения (или формулы логич. исчисления, являющейся формализацией условного суждения) в новое условное суждение (формулу), состоящее в замене основания (антецедента) и следствия (консеквента) исходного суждения их отрицаниями; суждение, получающееся в результате И., наз. инверсным суждением, или инверсией данного суждения. И. не является логич. операцией, т. к. посредством нее из истинного суждения можно получить ложное. В математике инверсным суждением является формулировка теоремы, противоположной данной (см. Теорема). Об отношении суждения, инверсного данному, к конверсному и контрапозитивному суждениям см. Конверсия, Контрапозиции закон.

Лит.: Тарский Α., Введение в логику и методологию дедуктивных наук, пер. с англ., М., 1948, гл. 2; Градштейн И. С., Прямая и обратная теоремы. Элементы алгебры логики, 3 изд., М., 1959.

К. Суханов. Москва.

2) В науке о языке - перестановка слов в грамматич. предложении, нарушающая их обычный порядок, но сохраняющая осн. смысл предложения; грамматич. предложение (или грамматич. конструкция) с порядком слов, отличным от обычного.

3) В теории автоматов - операция отрицания суждения. Устройство, моделирующее И., наз. инвертором. См. Логические схемы автоматов.

Лит.: Гаазе-Рапопорт М. Г., Автоматы и живые организмы, М., 1961, гл. 4.

ИНГАРДЕН

ИНГАРДЕН (Ingarden), Роман (р. 5 февр. 1893) - польский философ, феноменолог, ученик Гуссерля. Д-р философии (с 1918), проф. (с 1933). В 1925-39 преподавал в Львовском, с 1945 - в Ягеллонском ун-тах. Действит. член Польской АН. Автор ок. 140 трудов на польском, нем., франц., англ. и чеш. языках. Особое значение имеют работы И. в области эстетики. Соч. И. "Исследование по эстетике" ("Studia z estetyki", t.1-2, 1957-58) посвящено анализу структуры художеств. произведения, способов и форм эстетич. восприятия. И. - автор ряда работ о направлениях в совр. бурж. философии: феноменологизме, бергсонианстве, неопозитивизме, а также по проблемам онтологии и логики.

Соч.: Intuition und Intellekt bei Henri Bergson, в кн.: Jahrbuch für Philosophie und phänomenologische Forschung, Bd 5, Halle, 1922; Essentiale Fragen, там же, Bd 7, Halle, 1925; Über die Stellung der Erkenntnistheorie im System der Philosophie, Halle, 1925; Das literarische Kunstwerk..., Halle, 1931; Vom formalen Aufbau des individuellen Gegenstandes, "Studia philosophica", Leopoli, 1935; О poznawaniu dzieła literackiego, Lw., 1936; Szkice z filozofii i literatury, t. 1, Łódź, 1947; Spór o istnienie świata, t. 1-2, Kr., 1947-48.

Лит.: Tymieniecka A. T., Essence et existence. Е́tude à propos de la philosophie de Roman Ingarden et Nicolaï Hartmann, P., 1957.

ИНДЕТЕРМИНИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНДИВИД

ИНДИВИД - и н д и в и д у у м [лат. individuum - неделимое (от in - отрицание и divido - делю), калька с греч. ἄτομον, см. Атом], - единичный, отдельный, фиксированный, тем или иным способом выделенный, отграниченный предмет; отдельная, обособленная сущность или существо; особь, каждый самостоятельно существующий живой организм; отдельная человеч. личность, в отличие от человеч. коллективов (см. Личность). В наст. время, кроме обществ. наук, употребляется гл. обр. в биологии, в химии (в к-рой содержание понятия "химич. И." является неустановившимся и дискуссионным). В логике И. - единичный объект, противопоставляемый виду (см. Видовое понятие), роду (термины традиц. логики), классу (в логике), множеству. См. также Предмет, Имя.

ИНДИВИДУАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ"

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ" - учение австр. психолога А. Адлера, к-рый первоначально был одним из ближайших последователей Фрейда, а затем противопоставил свою концепцию ортодоксальному фрейдизму. Тем не менее "И. п." фактически представляет собой вариант фрейдизма. В основе "И. п." Адлера лежит понятие компенсации, выдвинутое им в качестве психологич. аналога свойств, характеризующих биологич. приспособление живых существ. По Адлеру, человек - биологически самое неприспособленное существо: ребенок начинает свою духовную жизнь с осознания (благодаря столкновению с внешним миром) слабости своего организма, что ведет к развитию "чувства (комплекса) неполноценности", к-рое закрепляется затем под воздействием ближайшего окружения в семье, потом в школе и, наконец, в обществе. В течение всей жизни человек стремится преодолеть свою неполноценность. Это стремление и есть компенсация. Постоянное стремление к нарушению психич. равновесия, обусловленное компенсацией, влечет человека к нек-рой цели, ему неведомой; эта цель детерминируется в раннем детстве и составляет скрытый смысл жизни - т.н. бессознательное; в отличие от ортодокс. фрейдизма, для к-рого бессознательное - это подавленные или подавляемые влечения, в "И. п." это - телеологич. выражение тенденций, латентно существующих в человеке. Адлер придает комплексу неполноценности не только биологическое, но и социальное и даже "космическое" значение: чувство неполноценности может частично преодолеваться благодаря компенсаторной деятельности сознания, выражающейся в форме религии, философии и иск-ва.

"И. п." получила в Зап. Европе большое распространение в 20-е гг. 20 в. на фоне духовной депрессии, вызванной 1-й мировой войной. "И. п." оказала сильное влияние на бурж. педагогику, психиатрию и социологию; были также отд. попытки представить "И. п." как психология, теорию, якобы "дополняющую" социологич. учение Маркса (О. Rühle, 1925). В действительности, "И. п.", отрицающая историч. закономерности развития психики человека, строящаяся на вульгарной биологизации природы человека и общества и провозглашающая классовый мир, не только не имеет ничего общего с марксизмом, но и глубоко враждебна ему. Успех "И. п." в Зап. Европе и Америке объясняется не научным, а идеологич. содержанием ее как "естественнонауч." основы идеологии бурж. индивидуализма.

М. Роговин. Москва.

Лит.: Адлер Α., Роль бессознательного в неврозе, М., [1913]; его же, Сны и их толкование, М., 1914; его же, Studie über Minderwertigkeit von Organen, Münch., 1927; Rühle О., Die Seele des proletarischen Kindes, Dresden, [1925]; Handbuch der Individualpsychologie, Bd 1-2, Münch., 1926; Dreikurs R., Fundamentals of adlerian psychology, Ν. Υ., 1950; Hart D. L., Der tiefenpsychologische Begriff der Kompensation, Z., [1956]; The individual psychology of Alfred Adler. A systematic presentation from his writings, ed. by H. L.. Ansbacher and R. Ansbacher, Ν. Υ., [1956].

ИНДИЙСКАЯ ЛОГИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНДОНЕЗИЙСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНДУИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНДУКТИВНАЯ ЛОГИКА

ИНДУКТИВНАЯ ЛОГИКА - см. Логика индуктивная.

ИНДУКТИВНЫЙ МЕТОД

ИНДУКТИВНЫЙ МЕ́ТОД - см. Индукция, Логика индуктивная.

ИНДУКЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНДУКЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ

ИНДУКЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ - см. Математическая индукция.

ИНДУКЦИЯ НАУЧНАЯ

ИНДУКЦИЯ НАУЧНАЯ - см. Научная индукция.

ИНДУКЦИЯ ПОПУЛЯРНАЯ

ИНДУКЦИЯ ПОПУЛЯРНАЯ - см. Популярная индукция.

ИНДУКЦИЯ ТРАНСФИНИТНАЯ

ИНДУКЦИЯ ТРАНСФИНИТНАЯ - см. Бесконечная индукция.

ИНДУКЦИЯ ЧЕРЕЗ ПРОСТОЕ ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ

ИНДУКЦИЯ ЧЕ́РЕЗ ПРОСТО́Е ПЕРЕЧИСЛЕ́НИЕ - то же, что популярная индукция.

ИНДУСТРИАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНЕРЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНКВИЗИЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНОБЫТИЕ

ИНОБЫТИЕ (нем. Anderssein - бытие в ином, бытие в другом, бытие в др. форме) - категория диалектики Гегеля, фиксирующая один из моментов перехода в противоположность, в новое качеств. состояние; употреблялась гл. обр. для истолкования природы как определ. этапа в развитии абсолютной идеи, связанного с овнешнением и отчуждением идеи в предметно-чувственном материале природы. Категория И. относится к статич. моменту процесса перехода в противоположность, характеризуя этот переход не со стороны процесса, а со стороны результата, хотя и временного, преходящего. В то же время в категории И. подчеркивается связь этого статического и результативного момента с предшеств. моментом, к-рый у Гегеля фиксируется категорией "наличного бытия": "Инобытие есть... не некоторое безразличное наличному бытию, находящееся вне его, а его собственный момент" (Соч., т. 1, М.-Л., 1929, с. 158-59). Этот аспект категории И. выражается у Гегеля понятием "свое другое", к-рое следует отличать от "другого" вообще: "свое другое" - понятие, выражающее противоположность по отношению не к любому, но к строго определенному конкретному предмету, из к-рого это "свое другое" выросло как его отрицание. В диалектич. материализме этот аспект категории И. получает обычно свое выражение в понятии диалектического отрицания (Энгельс называл его конкретным, или определенным, отрицанием). Ввиду многозначности, к-рую термин "И." получил в идеалистич. системе Гегеля, он, как правило, не употребляется в диалектич. материализме. Ибо, как видно из предшеств. изложения, он фактически заменен рядом других, более определенных понятий, характеризующих различные оттенки и аспекты категории И.: "противоположное", "качественно новое состояние", "диалектическое отрицание" и пр. Ленин, перечисляя элементы диалектики, пишет: "... не только единство противоположностей, но п е р е х о д ы к а ж д о г о определения, качества, черты, стороны, свойства в к а ж д о е другое [в свою противоположность?]" (Соч., т. 38, с. 214).

ИНСАЙТ

ИНСАЙТ (англ. insight, букв. - проницательность; понимание) - термин совр. идеалистич. философии (интуитивизма), обозначающий акт непосредств. познавания, минуя логич. анализ. Термином "И." характеризуется предполагаемое психологич. содержание таких гносеологич. понятий идеализма, как ясные и отчетливые идеи Декарта, непосредств. постижение бога у Фомы Аквинского, априорные синтетич. формы рассудка у Канта, интуиция Бергсона и т.п.

Понятие И. было использовано гештальтпсихологией, где получило специфич. значение момента решения мыслительной задачи как внезапного "замыкания поля" (В. Кёлер, Исследование интеллекта человекоподобных обезьян, М., 1930). Соответственно своей концепции структурной целостности эта школа в таком внезапном замыкании видит психологич. характеристику мысленного схватывания (понимания) целого, в отличие от восприятия деталей, его составляющих. Верно отметив нетождественность целого и суммы его частей в акте восприятия, гештальтисты приняли термин "И." для обозначения такого понимания целостной структуры, к-рое представляется им не только как собственное свойство восприятия, но и как нек-рый спонтанный, не связанный с прошлым опытом акт. В критич. анализе гештальтпсихологии И. П. Павлов показал, что действит. схватывание целого (к-рое гештальтисты называют И.) есть процесс образования ассоциаций (временных нервных связей) в коре головного мозга. Наблюдавшееся Кёлером у его экспериментальных животных внезапное решение задачи после периода покоя, сменявшего начальный этап энергичных, но хаотич. попыток, Павлов объяснил как процесс замыкания кортикальных связей (ассоциаций) после торможения, вызванного утомлением от первоначальных усилий.

Лит.: Павловские среды, т. 2, М.-Л., 1949, с. 571-86; Koffka К., Mental development, в кн.: Psychologies of 1925, ed. by С. Murchison, 3 ed., L., 1928, p. 129-43; Lonergan B. J. F., Insight. A study of human understanding, L.-N. Y.-Toronto, [1957].

M. Роговин. Москва.

ИНСТИНКТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница