Приглашаем посетить сайт

Грибы (grib.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "Н" (часть 2, "НАУ"-"НЕО")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 2, "НАУ"-"НЕО")

"НАУКА ЛОГИКИ"

"НАУКА ЛО́ГИКИ" (ч. I - 1812; ч. II - 1813 и ч. III - 1816) - соч. Гегеля, в к-ром изложено его логич. учение и развит диалектич. метод.

НАУКА О НАУКЕ

НАУКА О НАУКЕ (н а у к о в е д е н и е) - одно из направлений в изучении науки, к-рое ставит цель разработать теорию социально-экономич. и материально-технич. условий науч. прогресса и правильного использования науки. Возникло в 30-х гг. 20 в., когда потребности организации и планирования науч. исследований вызвали к жизни дискуссии о природе науки и способствовали появлению работ по социологии, психологии и экономике науки. На формирование H. о н. оказали влияние марксизм и, в частности, исследования науки в СССР. В наиболее развитой форме идеи возникающей Н. о н. представлены в кн. Бернала "Социальная функция науки" (J. D. Bernal, The social function of science, 1939, 1946). Близкие по целям и методам исследования науки развернулись за последние годы во многих странах, в т.ч. в СССР. Создаются координац. центры, начинают издаваться спец. журналы, проводятся междунар. конференции и симпозиумы.

На совр. этапе становления Н. о н. наибольшим влиянием пользуются исследования по "измеримым характеристикам" - общий объем науч. деятельности, число ученых, количество журналов, публикаций, учреждений, производительность науч. труда и т.д.

На материале движения массива публикаций Н. о н. уточняет известные ранее и стремится вскрыть новые законы науч. деятельности. Мысль Энгельса о росте науч. знаний в геометрич. прогрессии (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1, с. 568) получает подтверждение и уточнение в законе экспоненциального роста науки. Рост науки по любой измеримой характеристике (число статей, журн., количество ученых и т.п.) на протяжении 300 лет удваивался каждые 10-15 лет. Тот факт, что один и тот же результат дают измерения по любой характеристике, свидетельствует в пользу структурной упорядоченности науки: она растет как единое целое, сохраняющее в процессе роста имманентные пропорции.

В прикладной части Н. о н. исследует проблемы: организации, планирования, финансирования, трансплантации науки, междунар. науч. кооперации, подготовки и рационализаторского использования науч. кадров.

Лит.: Гессен Б. М., Социально-экономич. корни механики Ньютона, М.-Л., 1933; Харкевич Α. Α., О ценности информации, в кн.: Проблемы кибернетики, вып. 4, М., 1960; Бернал Дж., Мир без войны, пер. с англ., М., 1960; Карпов М. М., Осн. закономерности развития естествознания, Ростов н/Д., 1963; Добров Г. Μ., Γолян-Никольский А. Ю., Век великих надежд, К., 1964; Микулинский С. Р., Родный Н. И., Наука как предмет специального исследования, "ВФ", 1966, No 5; Добров Г. М., Наука о науке, К., 1966; Price D., Science since Babylon, New Haven, 1961; его же, Little science big science, N. Y.-L., 1963; Krah W., Zum quantitativen Aspekt der Anwendung von Erkenntnissen, "Dtsch. Z. Philos.", 1964, No 9; The science of science, L., 1964. См. также лит. к ст. Наука.

М. Петров. Ростов-на-Дону.

"НАУКОУЧЕНИЕ"

"НАУКОУЧЕ́НИЕ" (1794) - одно из осн. соч. Фихте.

НАУМОВА

Мария Алексеевна (р. 9 ноября 1904) - сов. философ, д-р филос. наук (1952), профессор (1953). Член КПСС с 1927. Окончила Пед. ин-т имени В. И. Ленина (1931), аспирантуру МИФЛИ (1935). Пед. работу в вузах ведет с 1931. Проф. кафедры ВПШ при ЦК КПСС с 1939. Осн. работы посвящены истории философии, особенно рус. материализму 19 в.

Соч.: Учение Спинозы о гос-ве, в сб.: Тр. Моск. ин-та истории, философии и лит., т. 1, М., 1937; Роль практики в познании, "ПЗМ", 1940, No 5; Чернышевский и Фейербах, "Большевик", 1944, No 22; Обществ.-политич. и филос. взгляды Н. А. Добролюбова, 3 изд., М., 1953; Борьба материализма и идеализма в Германии в конце XVIII - первой половине XIX в., М., 1956; Философствующий богослов, "Уч. зап. каф. диалектич. и историч. материализма ВПШ при ЦК КПСС и местных ВПШ", 1958, вып. 1; Нек-рые вопросы эстетики рус. революц. демократов, в сб.: Рус. прогрессивная филос. мысль XIX в. (30-60-е гг.), М., 1959; Развитие В. И. Лениным закона единства и борьбы противоположностей в "Философских тетрадях", в сб.: Великая сила ленинских идей (К 90-летию со дня рождения В. И. Ленина), М., 1960; Социологич., филос. и эстетич. взгляды Н. А. Добролюбова, М., 1960.

НАУЧНАЯ ИНДУКЦИЯ

НАУЧНАЯ ИНДУКЦИЯ (в формальной л о г и к е) - общее название для различных видов индукции; в более узком смысле - неполная индукция. В зависимости от характера исходного знания возможны два типа ситуаций, в к-рых происходит индуктивное обобщение. В ситуациях 1-го типа вывод делается от единичных высказываний к общему. По тому, как происходит отбор исходных единичных высказываний и их анализ, а также по роли дедукции в индуктивном обобщении, в нематематич. формальной логике изучаются три осн. вида Н. и. Во-первых, Н. и. представлена индукцией через отбор случаев, исключающих случайные обобщения. В отличие от популярной индукции, где учитывается лишь количество исследуемых случаев, здесь принимаются во внимание особенности каждой группы исследуемых случаев. Роль дедукции здесь невелика и состоит в применении нек-рых общих положений к анализу частных случаев. Заключения, полученные этим способом, носят вероятностный характер. Во-вторых, Н. и. выступает в виде методов исследования причинных связей. В-третьих, к Н. и. можно отнести вывод, состоящий в том, что если при рассуждениях о принадлежности (отсутствии) определ. признака у предмета нек-рого класса не используются никакие индивидуальные (т.е. отличающие его от др. предметов того же класса) свойства этого предмета, то заключение об этом предмете можно распространить на все предметы этого класса. Анализ единичного случая происходит здесь в форме дедукции, общей посылкой к-рой является принцип взаимосвязи необходимости и всеобщности: если нек-рый признак необходимо связан с признаком, общим для всех предметов нек-рого класса, то он принадлежит всем предметам этого класса. Заключения выводов этого рода достоверны.

В ситуациях 2-го типа делается вывод от высказываний одной степени общности к высказываниям большей степени общности - происходит обобщение общих высказываний. Результатом такого рода выводов являются, как правило, высказывания, содержащие теоретич. предикаты. Формирование этих высказываний связано с выработкой глубоких науч. абстракций, лишенных непосредств. эмпирич. содержания.

Происходит как бы скачок от обобщений низшего уровня к обобщениям более высокого уровня. Он не может быть объяснен методами одной лишь индукции, даже связанной с дедукцией. Большое значение здесь, в частности, имеет обобщение в форме гипотезы. См. Логика индуктивная и лит. при этой статье.

А. Ветров, Ю. Солодухин. Москва.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАУЧНЫЙ КОММУНИЗМ

НАУЧНЫЙ КОММУНИЗМ - см. Коммунизм.

НАЦИОНАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЦИОНАЛЬНОЙ ДЕМОКРАТИИ ГОСУДАРСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ"

"НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ" (1644) - одно из осн. соч. Декарта, в к-ром изложено учение о познании и начале материальных вещей.

НЕБЫТИЕ

НЕБЫТИЕ - применительно к существованию отд. предмета - те границы, за к-рыми данный предмет еще не существует или уже не существует. В ряде идеалистич. систем Н. выражает ступень предсуществования мира или его к.-л. части и по своему содержанию включается в более общую категорию ничто.

НЕВСКИЙ

НЕ́ВСКИЙ (К р и в о б о к о в), Владимир Иванович (2 мая 1876 - 25 мая 1937) - сов. историк, философ и публицист - пропагандист марксизма, профессиональный революционер-большевик. Революц. деятельность начал в кружках народовольцев в Ростове-на-Дону (1895-97). Член КПСС с 1897. В 1898-99 учился в Моск. ун-те. Участвовал в революции 1905-07. Неоднократно арестовывался. Активный участник Окт. вооруж. восстания 1917, член Петроградского ВРК. Нарком путей сообщения (1917-19), зам. пред. ВЦИК (1919-20), ректор Коммунистич. ун-та им. Я. М. Свердлова, зам. зав. Истпартом (с 1922), директор Гос. б-ки им. Ленина (с 1924). Осн. темы работ Н. - рабочее движение в России в 70-90-х гг. 19 в. ("От „;Земли и воли" к группе „Освобождение труда"", 1930, и др.), проблемы революции 1905-07 ("Советы и вооруженное восстание в 1905 году", 1932, и др.). Н. - автор ряда трудов по истории Коммунистич. партии ["Очерки по истории Российской коммунистич. партии", ч. 1, 1923; "История РКП(б). Краткий очерк", 1926, и др. ]. В 20-е гг., обратившись к филос. проблематике, Н. выступил с защитой диалектич. материализма от нападок идеалистов. В статье "Диалектич. материализм и философия мертвой реакции" (приложение ко 2-му изд. книги В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм", 1920) Н. разобрал работы Богданова (особенно первые две части "Тектологии"), вышедшие после 1909, показав их политич. вред и теоретич. несостоятельность. Н. выступал также против механицизма, в частности против т.н. "коллективной рефлексологии" Бехтерева ("Политич. гороскоп ученого академика", "ПЗМ", 1922, No 3). Резкой критике подверг Н. феноменологию Шпета и религ.-мистич. философию (Лосского, Карсавина и др.), к-рая активно пропагандировалась в журналах "Мысль", "Мысль и слово" в первые годы Сов. власти. Справедливо выступая против идеалистич. интерпретации теории относительности (П. Дюшен, А. Хазе и др.), Н. ошибался, говоря, что идеалистич. выводы неизбежно вытекают из самой сути теории Эйнштейна ("Реставрация идеализма и борьба с "новой" буржуазией", "ПЗМ", 1922, No 7-8). В брошюре "Ленин как материалист в своих первых работах" (1924), давая критику историч. идеализма и механицизма Сорокина, Богданова и др., Н. проанализировал значение произведений Ленина 1894-95 для методологии социальных исследований.

Соч.: Нострадамусы XX в., "ПМЗ", 1922, No 4; В. И. Ленин (Ульянов), М.-Л., [1924 ]; 3-й съезд, 2 изд., X., 1928; Н. Г. Чернышевский, [М. ], 1931; Рабочее движение в январские дни 1905 г., М., [1931 ].

А. Поляков. Москва.

НЕДОНСЕЛЬ

НЕДОНСЕЛЬ (Nédoncelle), Морис Густав (р. 30 окт. 1905) - франц. философ-персоналист, католич. священник. Доктор гуманитарных наук и теологии, профессор и декан (с 1957) теологич. факультета Страсбургского католич. ун-та. В работах "Обоюдность сознаний" ("La réciprocité des consciences. Essai sur la nature de la personne", P., 1942) и "Человеч. личность и природа" ("La personne humaine et la nature", P., 1943) разработал концепцию т.н. спиритуалистического персонализма, в основе к-рой лежит понятие взаимности, обоюдности (Réciprocité), т.е. необходимой связи между сознанием "Я" и сознанием "Другого" (autrui). Персонализм, согласно Н., по самой своей внутр. сущности есть утверждение общности; индивидуализм является его коренным отрицанием. Диада, а не монада, "Мы", а не "Я" делает возможным, по мысли Н., появление личности. Но личность по природе своей "причастна" богу, она не может быть завершена в области материального мира, но только в глубоком духовном общении (любви) с божественным "Ты". (В отличие от др. персоналистич. концепций, развивающих социальный и политич. аспекты личности, напр. Мунье, Н. особо подчеркивает ее божеств. природу). Быть - значит находиться в неразрывном единении с Богом. Поэтому всякая личность, согласно Н., является онтологич. доказательством существования бога. Однако, несмотря на соотнесение личности с идеальной сущностью - богом, каждая личность обладает свободой воли. Когда свобода действует вразрез с божеств. промыслом - отказывается от стремления к совершенству - и этим нарушает связь с абс. духом, она приводит к потере взаимосвязи с др. личностями и лишает "Я" его личностного существования.

В теории познания Н. исходит из декартовского cogito, но вводит в него, помимо субъекта и объекта, то же понятие обоюдности - сознание "Другого". Не существует сознания, к-рому бы не было противопоставлено сознание другого. Этот "Другой", "Ты", рассматриваемый Н. исключительно как духовная сущность, подтверждает реальность моего "Я", а мое "Я" подтверждает реальность "Ты". "Общность сознаний является первичным фактом, cogito с самого начала имеет взаимный характер (см. "La réciprocité des consciences" [P., 1942 ], p. 319).

Природу Н. рассматривает как огранич. часть реальности, в основе к-рой лежит духовная сущность. Н. не отрицает роли науки в познании мира, но в конечном счете она поглощается у него верой как высшей формой познания.

Соч.: La philosophie religieuse en Grande Bretagne de 1850 à nos jours, P., 1934; La pensée religieuse de F. von Hügel, P., 1936; La philosophie religieuse de J. H. Newman, Strasb., 1946; Trois aspects du problème anglo-catholique au XVII siècle, P., 1951; Introduction à l'esthétique, P., 1953; Existe-t-il une philosophie chrétienne?, P., 1956; Vers une philosophie de l'amour et de la personne, P., 1957; Personnalisme, в кн.: Encyclopédie française, t. 29, P., 1957.

Лит.: Mury G., Un panorama de la philosophie. L'Encyclopédie française, "La Pensée", 1958, No 77; Garaudy R., Perspectives de l'homme, P., 1959; Brelet G., La philosophie du Maurice Nédoncelle, "Giornale di metafisica", 1960, No 3.

Т. Сахарова. Москва.

НЕЕДЛЫ

НЕ́ЕДЛЫ (Nejedlý), Зденек (10 февр. 1878 - 9 марта 1962) - чехословацкий ученый-историк, социолог, искусствовед и обществ. деятель. В 1909-39 - проф. Карлова ун-та в Праге. Член Коммунистич. партии Чехословакии с 1929. Во время оккупации Чехословакии жил в СССР, в 1939-45 был проф. Моск. ун-та. С 1945 - министр пр-ва Чехословацкой Республики. Президент Чехословацкой АН (с 1952). В своих историч. соч. ("История гуситской песни" - "Dějiny husitského zpěvu za válek husitských", 1913; "История Советского Союза" - "Dějiny Sovětského svazu. 1917-1947", 1948; "Ленин" - "Lenin", sv. 1-2, 1949, и др.) придерживался концепции т.н. "исторического монизма", заключающегося в утверждении принципа единства и неделимости истории. В работе "Спор о смысле чешской истории" ("Spor о smyslu českich dějin", 1914) H. выступил с критикой реакц. историч. концепции, выдвигаемой Масариком, указывал на нар. характер гусизма. В своих работах по вопросам эстетики Н. разрабатывал проблему народности, отстаивал принципы реализма иск-ва. Н. принадлежит несколько самостоят. филос. очерков ("Слово о чешской философии" - "Slovo о české filosofii", 1950). Он автор ряда работ по истории муз. культуры.

Соч.: Spisy..., sv. 1-51-, Praha, 1949-56-; в рус. пер.: Избр. труды, М., 1960.

Лит.: История философии, т. 5, М., 1961, с. 451-52; Бэлза И. Ф., Королюк В. Д., З. Р. Неедлы. [Некролог ], в сб.: Уч. зап. ин-та славяноведения, т. 25, М., 1962; З. Н. - выдающийся обществ. деятель и ученый, М., 1964; Svoboda L., Zdeněk Nejedlý jako filosof, в кн.: О Zdeňku Nejedlém, Praha, 1948; Stoll L., Strážce čistého ohně, предисл. к кн.: Zdeněk Nejedlý. O smyslu českých dějin, Praha, 1952; Svоbоda L., Zdeněk Nejedlý a dějiny české filosofie, в кн.: Zdeňku Nejedlému Československá Akademie vèd-Praha, 1953; Popelova J., Zdeněk Nejedlý -mistr, dialektické methody, "Filos. Časopis", 1953, No 1.

M. Маховец. ЧССР.

НЕЖОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕЗАВИСИМОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕЙМАН

НЕ́ЙМАН (Neumann), Джон (Янош) фон (28 дек. 1903 - 8 февр. 1957) - математик и логик, с 1930 жил в США. Проф. Принстонского ун-та (с 1930), президент Амер. математич. об-ва (1951-53). Н. - автор работ в различных областях науки (математическая логика, алгебра, теория множеств, теория вероятностей, механика квантовая), один из создателей теории игр и матем. экономики. Ранние работы Н. в области оснований математики и матем. логики посвящены аксиоматизации теории множеств и проблемам непротиворечивости аксиоматич. систем. Н. высказывал идею о принципиальных границах аксиоматизации, нашедшую впоследствии выражение в теореме Гёделя о неполноте. Н. сыграл большую роль в возникновении и развитии кибернетики. Он разработал осн. идеи и был практич. участником создания первых цифровых вычислит. машин (1943). Ему принадлежат основополагающие работы в области изучения осн. принципов строения управляющих систем. В работе "Общая и логическая теория автоматов" (см. А. Тьюринг, Может ли машина мыслить?, М., 1960, с. 59-101) Н. выдвинул идею включения в логику категории времени, что, по его мнению, предотвращает появление различного рода порочных кругов и антиномий. Н. выдвинул также идею об отказе в теории автоматов от абстракции потенциальной осуществимости, к-рую соединил с требованием сделать логич. аппарат менее комбинаторным (имеющим дело с жесткими, дискретными объектами, с понятиями типа "да" или "нет", "всё" или "ничего") и существенно более близким к матем. анализу, имеющему дело с непрерывностью. Он использовал вероятностный подход к логике для решения вопроса о путях построения надежных автоматов из ненадёжных компонент (см. сб. "Автоматы", М., 1956, с. 68-139). В работе "Вычислительная машина и мозг" (см. "Кибернетический сборник", т. 1, М., 1960, с. 11-60), сопоставляя работу вычислит. машины с работой мозга, Н. подчеркнул глубокое функцион. отличие работы мозга от работы машины.

Лит.: Ulam S., J. von Neumann. 1903-1957, "Bull. Amer. Math. Soc.", 1958, v. 64, No 3, pt 2 (имеется подробная библ. работ H.); Shannon С. Ε., Von Neumann's contributions to automata theory, там же.

В. Донченко. Москва.

НЕЙРАТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕЛЬСОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕМЁСИЙ

Эмесский (Νεμέσιος) - церк. писатель, автор написанного, вероятно, на рубеже 4-5 вв. соч. "О природе человека" ("Περὶ φύσεως ἀνϑρώπου", в кн.: Migne, PG., v. 40, P., 1858; рус. пер. Ф. Владимирского, 1904), в к-ром эклектически сочетались различные филос. течения антич. эпохи, модифицированные в христ. духе, - до неоплатонизма включительно. Естеств.-науч. сведения почерпнуты в основном у Аристотеля и Галена, в психологии заметно воздействие стоич. теории аффектов. В понимании природы души Н. ближе к Платону, считая его взгляды более согласными с учением о бессмертии и отвергая аристотелевское представление о душе как энтелехии тела. Соч. Н. оказало влияние на Иоанна Дамаскина. В ср. века оно было хорошо известно, переведено на арм. и дважды (в 11 и 12 вв.) на лат. яз., явившись одним из осн. источников ср.-век. представлений о физич. строении и душевных способностях человека.

Лит.: Владимирский Ф. С., Антропология и космология Немезия, еп. Емесского, в их отношении к др. философии и патристич. лит., Житомир, 1912; Domański В., Die Psychologie des Nemesius, Münster, 1900; Jaeger W.W., Nemesios von Emesa, В., 1914.

В. Зубов. Москва.

"НЕМЕЦКАЯ ИДЕОЛОГИЯ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕОБХОДИМОСТИ СУЖДÉНИЕ

НЕОБХОДИМОСТИ СУЖДÉНИЕ - см. Аподиктическое суждение.

НЕОБХОДИМОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ

НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ - проблема соотношения необходимого, закономерного и случайного в природе и обществе.

См. Необходимость, Случайность.

НЕОБХОДМОСТЬ И СВОБОДА

НЕОБХОДМОСТЬ И СВОБО́ДА - филос. категории, выражающие соотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и общества. См. Необходимость, Свобода.

НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕОДАОСИЗМ

НЕОДАОСИЗМ - см. Сюаньсюэ.

НЕОИНДУИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕОКАНТИАНСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕОКОНФУЦИАНСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕОЛАМАРКИЗМ

НЕОЛАМАРКИЗМ - см. Ламарк.

НЕОМАЛЬТУЗИАНСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕОПИФАГОРЕИЗМ

НЕОПИФАГОРЕИЗМ - направление древнегреческой философии (1 в. до н.э. - 3 в. н.э.), возобновленный пифагореизм. Первыми неопифагорейцами были Нигидий Фигул, Аполлоний Тианский, Модерат иа Гадеса (1 в.), отличавшийся от Аполлония Тианского склонностью к пифагорейскому учению о числах, в первую очередь об единице и двоице. Во 2 в. много и глубоко рассуждал об идеальных числах как о первообразе вещей, наличном в боге, Никомах Герасский (Аравия). К пифагорейским платоникам относится и Нумений, подготовивший почву к органич. слиянию пифагорейства и платонизма в неоплатонизме. К числу неопифагорейцев относится и Филострат младший (3 в. н.э.). Н. выступило в результате острейшей потребности людей эллинизма в субъективном самоуглублении, приводившем, с одной стороны, к магич. мистицизму, а с другой - к использованию пифагорейского учения о числах для более точного конструирования платоновских идей.

Источн.: De Vogel С. J., Greek philosophy. A collection of texts with notes and explanations, v. 3, Leiden, 1959, p. 348-51.

Лит.: Τotok W., Handbuch der Geschichte der Philosophie, Bd 1, Fr./M., 1964, S. 321-23.

А. Лосев. Москва.

НЕОПЛАТОНИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕОПОЗИТИВИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕОПРЕДЕЛЁННОСТЕЙ СООТНОШЕНИЕ

НЕОПРЕДЕЛЁННОСТЕЙ СООТНОШЕ́НИЕ - фундаментальное положение квантовой механики, согласно к-рому любая микрочастица не может одновременно обладать строго определ. координатой и импульсом; то же относится и к другим парам т.н. канонически сопряженных величин (энергия и время, момент количества движения и угол). Произведение неопределенности импульса (Δр) на неопределенность, координаты (Δх) удовлетворяет Н. с., установленному Гейзенбергом: Δp·Δx≥h, где h - постоянная Планка, или квант действия. Н. с. является следствием корпускулярно-волновой природы микрообъектов. См. Микрочастицы.

НЕОРЕАЛИЗМ

НЕОРЕАЛИЗМ - филос. направление, возникшее в Англии и США в нач. 20 в., но уходящее корнями к шотландской школе и философии Ф. Брентано и Мейнонга. На формирование основ Н. большое влияние оказали взгляды Дж. Э. Мура. Его теоретико-познават. идеи, выраженные в статье "Опровержение идеализма" ("The refutation of idealism", опубл. в журн. "Mind", new series, 1903, v. 12, Oct., No 48, затем вошло в его кн.: "Philosophical studies", L., 1920, new ed., [L. ], 1959), были развиты в "Программе и первой платформе шести реалистов" ("The programm and first platform of six realists") - Перри, У. Марвин, Монтегю, Ф. Г. Сполдинг, Э. Б. Холт, У. Питкин - опубликованной в 1910 (см. "Journal of Philosophy, Psychology and Scientific Methods", 1910, No 7; затем перепечатано в сб. "Новый реализм" - "The new realism", N. Y., 1912). Философия Η. явилась реакцией на субъективный идеализм прагматизма и объективный идеализм англ. неогегельянства. Подвергая критике тезис о тождестве действительности и "опыта" (индивидуального у прагматистов и "абсолютного", божественного у неогегельянцев), Н. подчеркивает существование "объекта", отличного от опыта. В теории познания Н. придерживается "теории имманентности независимого", т.е. утверждения, что познаваемый объект может непосредственно "входить" в сознание, не завися в то же время от этого в отношении своего существования и природы. Эта теория дополняется "нейтральным (или эпистемологическим) монизмом", восходящим к теории "нейтральных элементов" Маха, от к-рой "нейтральный монизм" отличается введением в число нейтральных элементов логич. отношений.

В онтологии Н. формулирует взгляд, согласно к-рому необходимо признать две формы объективного существования: existence (пространственно-временного или только временного) и subsistence (идеального существования вне пространства и времени). Первая форма присуща соответственно физич. и психич. явлениям (объектам), вторая - общим понятиям и матем. объектам. Из признания второй формы существования вытекает также признание "объективности" ошибки, иллюзии и т.д. Т.о., если в своей теории познания Н. сближается с субъект. идеализмом и интуитивизмом, то в онтологии он тяготеет к объект. идеализму. "Эпистемологич. монизм" Н. дополняется онтологич. плюрализмом, к-рый обосновывается "теорией внешних отношений", формулирующей идею независимости вещи от тех отношений, в к-рые она вступает с др. вещами. Направленная против абсолютизации англ. неогегельянством понятия о всеобщей связи "теория внешних отношений" в свою очередь абсолютизирует независимость вещей от их взаимных отношений. На формулировку этой теории оказали влияние ранние филос. и логич. работы Рассела.

Н. не пользуется в наст. время широким влиянием как самостоят. филос. школа (см. также Реализм).

Лит.: Квитко Д. Ю., Очерки совр. англо-американской философии, М., 1936; Боднар Я., О совр. философии США, [пер. со словац. ], М., 1959; История философии, т. 5, М., 1961; Богомолов А. С, Философия англо-амер. Н., М., 1962; Хилл Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965, с. 97-131, 167-99; Hasan S. Ζ., Realism, Camb., 1928; Rogers A. K., English and American philosophy since 1800, N. Y., 1928; Bоman L., Criticism and construction in the philosophy of the American newrealism, Stockh., 1955; Passmore J., A hundred years of philosophy, L., 1957.

А. Богомолов. Москва.

НЕОСЛАВЯНОФИЛЬСТВО

НЕОСЛАВЯНОФИЛЬСТВО - см. Поздние славянофилы.

НЕОСХОЛАСТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕОТОМИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕОФРЕЙДИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница