Приглашаем посетить сайт

Русская библиотека (biblioteka-rus.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
НЕОСХОЛАСТИКА

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

НЕОСХОЛАСТИКА

НЕОСХОЛАСТИКА - собират. понятие, к-рым обозначают систему филос. и теологич. идей, развивавшуюся в рамках гл. обр. католич. и отчасти протестантской идеологии в послеср.-век. эпоху. Осн. направлением католич. Н., зародившейся после Тридентского собора (сер. 16 в.) как реакция на Реформацию, было обновление ср.-век. схоластики. Кризис католицизма побуждал идеологов католич. церкви к разработке более свободной и более широкой, чем христианский аристотелизм Фомы Аквинского, филос. доктрины путем ассимиляции нетомистских и даже несхоластич. идей. Неосхоласты кардинал Фома де Вио из Гаэты (Каетанус, 1469-1534), его последователь Хризостом Явелли (1470-1538) из Болоньи (оба из доминиканского ордена) противопоставляли лютеровскому учению о предопределении теологич. метафизику Фомы Аквинского. В комментариях к соч. Аквината Каетанус развивал учение об аналогии бытия и о трансценденталиях, т.е. те идеи томизма, к-рые у самого Фомы Аквинского были лишь в зародыше. Еще более остро доминиканская Н. выступала против антисхоластич. идей гуманизма (против Пико делла Мирандола, Помпонацци).

Широкое распространение Н. получает в иезуитских уч. центрах Испании и Португалии. С учениями Педру да Фонсека (1528-99, преподавал в ун-те Коимбры, получил прозвище "португальского Аристотеля") и особенно Суареса обычно связывают т.н. второй расцвет схоластики. Место Суареса в истории схоластич. философии определяется тем, что он создал первую систему Н., и именно от него "идет влияние вновь ожившей схоластики, и во всей новой философии сознательно и неосознанно звучит эхо его голоса" (Schulemann G., Die Lehre von den Transcendentalien in der scholastischen Philosophie, Lpz., 1929, S. 55). H. была своеобразной защитной реакцией церковников на коренные перемены в философии, к-рые наступили в период восходящего развития бурж. способа произ-ва. Передовые мыслители Возрождения и нового времени (Ф. Бэкон, Декарт, Гассенди, Гоббс и др.) выступали с критикой спекулятивных построений неосхоластов. Характерный для философии нового времени процесс размежевания метафизики и частных наук в Н. получил наиболее четкое выражение. В отличие от учения Аквината, к-рое еще несло на себе следы аристотелевского эмпиризма (Van Steenberghen F., Ontologie, Einsiedeln, 1953), Суарес и др. неосхоласты все больше изолировали филос. и теологич. проблематику от содержания частных наук. Прогрессирующая изоляция от науки нового времени ограничила сферу влияния схоластич. философии кругом католич. духовенства.

На рубеже 18 и 19 вв. в Италии (Буццетти, ум. 1824, Сорди, ум. 1865), Германии (Гёррес, ум. 1848, Баадер, Ф. Шлегель) начинается т.н. католич. реставрация - движение, направленное на восстановление влияния католич. идеологии, к-рое было разрушено передовой философией нового времени, в особенности рационалистич. критикой со стороны классич. нем. философии. Со 2-й пол. 19 в. развитие Н. принимает все более широкие масштабы и новые формы. Благоприятную почву для этого создает изменение обществ. роли католич. церкви, связанное с переходом капитализма в его империалистич. стадию, превращение ее в политич. и идеологич. опору реакционных империалистич. сил. Новое веяние в Н. открывалось призывом нем. иезуита Клёйтгена (1811-83) вернуться к традициям ср.-век. схоластики. Мощным толчком к развитию этой тенденции послужила энциклика папы Льва XIII "Aeterni patris" (4 авг., 1879), провозгласившая учение Фомы Аквинского единственно истинной философией католицизма. После этого развитие Н. идет в осн. в русле неотомизма.

В совр. период Н. стала крайне разнородной. Наряду со "строгим томизмом" она включает филос. школы, сторонники к-рых, сохраняя верность "непреходящим ценностям" томистского мышления, пытаются синтезировать томизм с новейшими течениями идеалистич. мысли и тем самым приспособить католич. филос. доктрину к духовным запросам совр. бурж. общества (лувенская школа в Бельгии, т.н. пуллахская школа в ФРГ). К Н. примыкают также платоновско-августинианская школа (И. Гессен - ФРГ, Шакка - Италия) и школа, сохраняющая традицию ордена францисканцев (И. Мёллер, Т. Барт - ФРГ).

Н., несмотря на все изменения в филос. базисе, остается верной своему идеологич. назначению - филос. обоснованию церк. догматов, и сохраняет методологию ср.-век. схоластики. Н. ставила и ставит своей целью "преодолеть материализм и пантеизм более совершенными, чем у схоластики, средствами, включить католицизм в культурный прогресс, поднести людям откровение современными аргументами, привести знание и веру к новой формуле, сделать уступку развитию Нового времени, допустив в философию человеческое самосознание" (Meyer H., Weltanschauung der Gegenwart, Paderborn - Würzburg, 1949, S. 155-56).

В филос. лит-ре проводятся и др. т. зр. относительно понятия "Н." и ее историч. рамок: возникновение неосхоластич. движения датируется нач. 19 в. (Enciclopedia filosofica, v. 3, Venezia - Roma, 1957; Lexikon für Theologie und Kirche, 2 Aufl., Bd 7, Freiburg im Breiegau, 1933) или его концом (Philosophisches Wörterbuch, Lpz., 1964; Wörterbuch der philosophischen Begriffe, bearbeitet von R. Eisler, 4 Aufl., Bd 2, В., 1929).

Основу протестантской H. составило учение Меланхтона. Позднее она была развита в учениях Гоклениуса, Клауберга и "протестантского Суареса" - Шейблера, (1589-1653), оказавшего влияние на формирование философии X. Вольфа.

Лит.: Sentroul Сh., Was ist neuscholastische Philosophie?, Münster, 1909; Przywara E., Die Problematik der Neuscholastik, "Kant-Studien", 1928, Bd 33; Εhrle F., Die Scholastik und ihre Aufgaben in unserer Zeit, 2 Aufl., Freiburg im Breisgau, 1933; Indirizzi e conquiste della filosofia neoscolastica italiana, Mil., 1934; Sbarra Α., Ι problemi della neoscolastica, Napoli, 1936.

Л. Греков. Москва.

В начало энциклопедии