Приглашаем посетить сайт

Пастернак (pasternak.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ПОМПОНАЦЦИ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПОМПОНАЦЦИ

ПОМПОНАЦЦИ (Pomponazzi), Пьетро (16 сент. 1462 - 18 мая 1525) - итальянский философ, проф. философии и медицины в ун-тах Падуи, Феррары и Болоньи. Глава т.н. школы александристов - последователей Александра Афродизийского в эпоху Возрождения. В своем соч. "О бессмертии человеческой души" ("Ткаctatus De immortalitate animae", Bononiae, 1516; лат. текст и перевод на итал. яз., Bologna, 1954; англ. пер. в кн.: The Renaissance philosophy of man, ed. by Ε. Cassirer [a. o.], Chi., [1948]; 3 ed., Chi., 1954) Π. опровергал мнение Ибн Рошда и аверроизма вообще об объективном существовании коллективного человеч. разума. Выступая под влиянием номинализма против платоновской традиции, П. доказывал, что Ибн Рошд отклонялся от Аристотеля, поскольку превращал принадлежащее лишь к области понятия единство человеч. разума в особую, объективную сущность. Не оспаривая факта единства человеч. разума, П. отвергал идею существования его вне отд. людей. Хотя душа, утверждал П. вслед за Аристотелем, - форма тела (его энтелехия), однако смертность последнего означает и распад его формы, следовательно, смертность души. Если и можно говорить о бессмертии души, утверждал П., то лишь в смысле отличия человеч. души от души животных. Первая способна размышлять о самой себе, способна к логич. дискурсивному мышлению в общих понятиях. Поскольку же душа вынуждена постоянно возвращаться от общих понятий к чувств. представлениям, по своей природе она и материальна и смертна. Отвечая на возражения защитников церк. морали, будто отказ от идеи субстанциального бессмертия души должен привести к утрате понятия высшего назначения человека, П. подчеркивал, что только такой отказ и соответствует подлинной природе человека, т.к. цели человеч. деятельности находятся не в потустороннем, а в посюстороннем, земном мире. Книга П. вызвала бурю протестов гл. обр. среди церковников-томистов (монаха доминиканца Б. Спина, епископа Амброзио Франсито, Нифо, перешедшего к этому времени на томистские позиции) и была публично сожжена в Венеции. Против нее был направлен ряд полемич. сочинений, написанных гл. обр. с позиций ортодокс. томизма. П. отвечал на них в "Апологии" ("Apologia", Bononiae, 1518) и "Защите" ("Defensorium...", Bononiae, 1519). Из последующих произведений наибольший интерес представляют "О волшебстве" ("De naturalium effectuum causis, sive De incantationibus", 1520, опубл. Basileae, 1556; франц. пер. - "Les causes des merveilles de la nature...", P., 1930) и "О судьбе, свободе, предопределении и божественном провидении" ("De fato, libero, arbitrio, et de praedestinatione, Providentia Dei", 1520, опубл. 1567; нов. изд., Р., 1957). Первое из этих произведений интересно натуралистич. точкой зрения относительно процессов природы и явлений человеч. жизни. Как аристотелик и человек своей эпохи, П. не отрицал существования внеприродного бога, однако считал, что природа и человеч. общество развиваются без его вмешательства. Идея судьбы сближается здесь с идеей естеств. необходимости, к-рая, однако, в соответствии с астрологич. суевериями эпохи, отождествлялась с воздействием небесных светил на природу и человека. П. отрицал чудеса и требовал объяснения всего происходящего естеств. причинами. Даже возникновение и развитие религий зависит, по П., от влияния небесных светил. В этой связи П. говорил об упадке христианства и предсказывал его близкий конец. Он смело выступал также против обвинений людей в волшебстве в эпоху, когда процессы по таким обвинениям были обычным явлением. Во втором из названных произведений П. пытался примирить человеч. свободу с идеей судьбы как осуществления божеств. провидения и приближался здесь к тому решению вопроса, которое в древности развивалось стоицизмом.

П. как один из гл. представителей теории двойственной истины в эпоху Возрождения указывал, что все его утверждения следует понимать лишь с филос. т. зр. Как философ П. рассуждал иногда в тоне глумления над христ. религией, не верил в бессмертие человеч. души, а как христианин он верил в него и готов был признать ошибочным все свои филос. рассуждения. П. также указывал, что теории двойственной истины не следует опасаться потому, что науч. истина доступна лишь небольшому кругу философов. П. считал, что вера в загробный мир, в к-рой не нуждаются философы, необходима тем не менее как духовная узда для народа. П. оказал значит. влияние на ряд итал. мыслителей 16 в., а также на франц. вольнодумцев 17 в.

Соч.: Tractatus acutissimi, utillimi et mere Peripatetici, Venetii, 1525 [включает 8 трактатов]; Opera, Basileae, 1567.

Лит.: Ρенан Э., Аверроэс и аверроизм, пер. с франц., К., [1903], с. 201-08; История философии, т. 2, [М.], 1941 (по имен. указат.); Fiorentino F., P. Pomponazzi, Firenze, 1868; Ferri L., La psicologla di P. Pomponazzi, Roma, 1877; Ardigo R., P. Pomponazzi, 2 ed., Mantova, 1879; Douglas A. H., The philosophy and psychology of P. Pomponazzi, Camb. (England), 1910 (Diss.); Betzendörfer W., Die Lehre von der zweifachen Wahrheit bei P. Pomponatius, Tübingen, 1919 (Diss.); Weil F,., Die Philosophie des P. Pomponazzi, "Arch. Geschichte Philos.", 1932, Bd 41; Saitta G., Il pensiero italiano nell'Umanesimo e nel Rinascimento, v. 2, Bologna, 1950; Nardi В., Le opere inedite del Pomponazzi, "Giornale Critico delia Filosofia Italiana", 1950-1958, anno 29-37, ser. 3, v. 4-12.

В. Соколов. Москва.

В начало энциклопедии