Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
НЕЛЬСОН

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

НЕЛЬСОН

НЕЛЬСОН (Nelson), Леонард (11 июля 1882 - 29 окт. 1927) - нем. философ, психолог; глава т.н. психологического течения в неокантианстве, последователь Фриза; профессор университета в Гёттингене. Н. пытался доказать невозможность общей теории познания, поскольку обосновывать познание познанием же невозможно (regressus in infinitum), a любая др. предпосылка познания, естественно, не может служить его логич. обоснованием, ибо должно быть доказано, что эта предпосылка истинна. Следовательно, теоретич. путь решения вопроса о действительности нашего познания, т.е. "...положительное обоснование познания - вещь невозможная" (см. Л. Нельсон, Невозможность теории познания, в сб. "Новые идеи в философии", вып. 5, СПБ, 1913, с. 77). Намеченную проблему Н. решает при помощи понятия такого знания, к-рое не требует обоснования, т.е. при помощи непосредств. знания - восприятия. Это знание, выступающее, по Н., предпосылкой познания, является фактом реальности духовной жизни индивида, т.е. психологич. феноменом. Поскольку оно существует, познание не есть проблема, а есть факт. Проблемой здесь является возможность заблуждения, к-рое, согласно Н., возникает в процессе воспроизведения непосредств. знания - в суждении. Суждения восприятия не доказываются логически - они могут быть только демонстрируемы. Средством осознания непосредств. знания является психологич. рефлексия, поэтому путь к решению проблем, поставленных Юмом и Кантом, - это, по Н., путь психологич. критики разума и психологич. теории разума. Ограниченность т. зр., утверждающей, что "высшим способом познания является непосредственное знание как факт сознания", отмечал еще Гегель, критикуя Фриза; такого рода позицию Гегель характеризовал как "субъективность произвола" (см. Соч., т. 11, М.-Л., 1935, с. 484-85).

Психологич. критика возможности теории познания явилась основанием для построения Н. этич. учения. Поскольку невозможно теоретико-познават. обоснование этики, ибо вопрос об объективности критерия этич. знания неразрешим, Н. проводит т. зр., согласно к-рой этику можно построить лишь путем дедукции - она должна раскрыть непосредственность этич. знания. Предметом этики являются нравств. действия и их мотивы. Подлинно совершенное действие, по Н., так же как и по Канту, - это действие, следующее велению долга. Подчеркивая равноценность каждой личности, Н. отстаивал позиции "либерального социализма", лишенного, по его мнению, "крайностей" как либерализма, так и коммунизма. В учении о праве Н. различал формальное право, абстрагирующееся от содержания, и материальное право, исходящее из содержания и базирующееся на правовом законе; область права - это область, где индивиды взаимно ограничивают свою свободу. Концепция Н. оказала большое влияние на теоретиков социал-реформизма (Оппенгеймера и др.); критика Н. рационалистич. доказательства возможности теории познания была во многом воспринята и продолжена экзистенциализмом (Хейдеггер и др.).

Соч.: Die kritische Methode und das Verhältnis der Psychologie zur Philosophie, "Abhandlungen der Friesschen Schule", 1904, H. 1, S. 1-88; Über die nichteuklidische Geometrie und den Ursprung der mathematischen Gewißheit, там же, 1905, Bd 2; Ist metaphysikfreie Naturwissenschaft möglich?, там же, 1908, S. 241-99; Über das sogen. Erkenntnisproblem, Gött., 1908; Die Unmöglichkeit der Erkenntnistheorie, Gött., 1911; Die Theorie des wahren Interesses..., Gött., 1913; Ethische Methodenlehre, Lpz., 1915; Vorlesungen über die Grundlagen der Ethik, Bd 1, Lpz., 1917; Die Rechtswissenschaft ohne Recht, Lpz., 1917; Die neue Reformation, Bd 1-2, Lpz., 1918; Öffentliches Leben, Lpz., 1918; Demokratie und Führerschaft, Lpz., 1920; System der philosophischen Rechtslehre, Lpz., 1920.

Лит.: Ирибаджаков Н., Совр. критики марксизма, М., 1962; Falkenfeld H., L. Nelson, "Kantstudien", 1928, Bd 33, S. 247-55; Hermann G., Rauschenplat H., Verzeichnis der Schriften L. Nelsons, Gött., 1929; Kronfeld Α., Zum Gedächtnis L. Nelsons, "Abhandlungen der Friesschen Schule", 1930, Bd 5; L. Nelson. Ein Bild seines Lebens und Wirkens, P., 1938; Nelson L. zum Gedächtnis. Hrsg. M. Specht und W. Eichler, Gött., 1953.

А. Огурцов. Москва.

В начало энциклопедии