Приглашаем посетить сайт

Высоцкий (vysotskiy-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
НАЦИОНАЛИЗМ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

НАЦИОНАЛИЗМ

НАЦИОНАЛИЗМ - бурж. идеология и политика в нац. вопросе, выражающая классовые интересы буржуазии. Развитие Н. связано с зарождением и развитием капитализма. Буржуазия использует Н. в качестве орудия создания и завоевания общенац. рынка, установления своего господства в нац. рамках в борьбе против феод. сил и чужеземной буржуазии, в качестве орудия закрепления и расширения этого господства путем порабощения других наций. Н. используется буржуазией с целью добиться "классового мира" внутри нации, посеять между трудящимися разных наций нац. рознь, подорвать интернац. единство революц. движения. Условия бурж. общества ведут к распространению националистич. взглядов среди отсталых слоев трудящихся. Н. прививается им всем аппаратом бурж. гос-ва, его политикой и пропагандой.

Главными принципами идеологии бурж. Н., к-рые служат основой националистич. политики, являются: положение о нации как высшей, надклассовой форме обществ. единства, при этом классовые устремления буржуазии выдаются за общенац. интересы; идея нац. превосходства, нац. исключительности. В гносеологич. отношении основой всякого Н. является абсолютизация нац. момента. Бурж. философы и социологи понимают "национальное" как прежде всего, и почти исключительно, духовное. Понятие Н. толкуется ими как некая самодовлеющая, суверенная духовная сила, к-рой очень часто придаются мистич., а порой и патологич. свойства. Напр., амер. проф. Б. Шейфер определяет Н. ("групповую лойяльность") след. образом: "...1) любовь к общей земле, расе, языку и исторической культуре, 2) стремление к политической независимости, безопасности нации и забота о ее престиже, 3) мистическая преданность туманному, иногда сверхъестественному социальному организму, который известен как нация и народ..., 4) догма о том, что индивидуумы живут исключительно для нации, которая есть цель в самой себе, 5) доктрина, что данная нация... является или должна быть господствующей... среди других наций и должна совершать с этой целью агрессивные действия" ("Nationalism: myth and reality", N. Y., 1955, p. 6). Неуловимость и широта, приданные понятию Н. бурж. теоретиками, служат основой субъективного произвола в анализе конкретного содержания того или иного Н., затушевывания классовых сторон проблемы. Бурж. идеологи обычно признают лишь разновременность возникновения или проявления Н. и его неодинаковый характер в разных странах. В работах амер. ученых (Г. Кон, Л. Снайдер, Ф. Нортроп, X. Моргентау, В. Эбенштейн и др.) восхваляется дух свободы, терпимости и компромисса, будто бы свойственный англо-саксонскому или амер. Н. В то же время мн. бурж. социологи выступают с нападками на Н. в колониальных и зависимых странах. В ряде бурж. теорий Н. служит основой для анализа историч. процесса. В них выдвигаются на первый план в качестве движущей силы истории, в противовес классовой борьбе, взаимоотношения и борьба между нациями, "столкновения" национализмов. Г. Кон заявляет, что "путеводной звездой" историч. развития в Европе после 1789 (а в 20 в. и повсюду) является Н. Он объявляет этот историч. период "веком национализма", а совр. эпоху "веком паннационализма" (см. "The age of nationalism", N. Y., 1962, p. XVI). Нек-рые идеологи империалистич. буржуазии выдвигают шовинистич. положения об "особой" историч. роли нек-рых "избранных" наций, обусловленной якобы их характером и культурой (см., напр., F.S.C. Northrop, The taming of nations, Ν. Υ., 1954, p. 330).

Марксизм-ленинизм показал экономич. и социальные корни Н., его классовую сущность; он рассматривает Н. конкретно-исторически, определяя его объективную обществ. роль в зависимости от историч. этапа развития капитализма, от обществ. роли буржуазии и характера ее связей с нар. массами, от положения данной нации в системе межнац. отношений. В период формирования наций, напр. в Зап. Европе и США, Н., наряду с лозунгами демократии, являлся идейным знаменем восходящей буржуазии в борьбе против феодализма и нац. гнета, поднимая и нар. массы на эту борьбу. Это придало Н. в данный период определ. прогрессивное содержание (см. В. И. Ленин, Соч., т. 20, с. 18). Характер Н. в этих странах изменился с наступлением эпохи вполне сложившихся капиталистич. отношений и перерастания капитализма в империализм. Монополистич. капитал выступает носителем самого грубого и жестокого нац. и колониального гнета, а агрессивный и воинствующий Н. становится орудием империалистич. и колониальной политики и сближается с расизмом (напр., гитлеризм с его изуверской расовой теорией). После 2-й мировой войны особо опасный характер приобрел амер. империалистич. Н. и шовинизм. Внутри США он проявляется в расовой дискриминации негритянского населения, в притеснениях евреев, итальянцев, славян, пуэрториканцев и др. В междунар. отношениях он выражается в претензиях на "руководство" миром и в неоколониалистском курсе США. При этом великодержавный амер. шовинизм все чаще укрывается под космополитич. маской (см. Космополитизм). В условиях существования двух мировых систем империалистич. буржуазия стремится придать Н. прежде всего антикоммунистич. направленность.

Иной характер в совр. эпоху имеет Н. в странах, борющихся за политич. и экономич. независимость, против империализма. На определ. этапе имеет место известное совпадение антиколониальных и антифеод. интересов нац. буржуазии с антиимпериалистич. и антифеод. интересами трудящихся масс. Поэтому в Н. в этих странах в ограниченной форме выражается идея нац. освобождения и нац. независимости и он часто служит знаменем нац.-освободит. движения. В Н. в данном случае находит известное отражение демократизм и протест против империалистич. гнета той части масс, к-рая еще не поднялась до классового сознания. У значит. слоев крестьянства Н. выступает как первоначальная форма антиимпериалистич. сознания. Вместе с тем, наряду с этими прогрессивными сторонами, Н. в бывших колониальных и зависимых странах имеет реакц. черты, к-рые усиливаются с ростом узкоклассовых тенденций в политике нац. буржуазии, с развертыванием в освободившихся странах борьбы за социальный прогресс. Он затушевывает классовые противоречия, пытается оправдать эксплуатацию трудящихся потребностями "нац. прогресса"; не свободен он и от идеи нац. превосходства и национальной, а в нек-рых случаях и расовой исключительности.

Коммунистич. мировоззрение несовместимо с любой националистич. идеологией: "Буржуазный национализм и пролетарский интернационализм - вот два непримиримо-враждебные лозунга, соответствующие двум великим классовым лагерям всего капиталистического мира и выражающие д в е политики (более того, два миросозерцания) в национальном вопросе" (там же, с. 10). Н. служит тормозом в развертывании освободит. борьбы рабочего класса и всех угнетенных и эксплуатируемых, т.к. условием ее победы является интернац. сплочение трудящихся всех наций. Коммунисты подходят к Н. с принципиальных позиций, но оценивают его конкретно-исторически, с т. зр. интересов революц. борьбы народов против империализма, интересов мирового социализма. Коммунисты беспощадно разоблачают империалистич. шовинизм, Н. угнетающих наций и ведут с ним непримиримую борьбу. Отношение коммунистов к Н. угнетенных наций опирается на положение Ленина (см. тамже, с. 384), развитое в Программе КПСС: "В национализме угнетенной нации есть общедемократическое с о д е р ж а н и е, направленное против угнетения, и коммунисты поддерживают его, считая исторически оправданным на определенном этапе. Оно выражается в стремлении угнетенных народов к освобождению от империалистического гнета, к национальной независимости и национальному возрождению. В то же время в национализме угнетенной нации содержится и другая сторона, выражающая идеологию и интересы реакционной эксплуататорской верхушки" (1961, с. 47).

Особенно непримиримо коммунисты относятся к националистич. шатаниям в собств. среде, к-рые возникают в результате давления бурж. и мелкобурж. сил, а также вследствие деятельности империалистич. агентуры. Эти шатания выражаются в проявлениях нац. ограниченности и эгоизма, в отступлениях от принципов интернационализма и классовой солидарности, в раздувании и преувеличении нац. особенностей классовой борьбы и строительства социализма в отд. странах. Новейшей формой таких шатаний являются попытки подменить антиимпериалистич. солидарность народов Азии, Африки и Лат. Америки их обособлением, основанным на географич., националистич. и расовых принципах, от социалистич. содружества и рабочего движения развитых капиталистич. стран, попытки подорвать великий союз и солидарность нац.-освободит. движения с междунар. рабочим классом и мировой социалистич. системой, принизить ведущую роль пролет. сил в мировом революц. процессе. Борьба с Н. в коммунистич. движении и его преодоление - важнейшая задача марксистов-ленинцев.

Почву для полного преодоления Н. создает социализм, к-рый уничтожает основы социальных и нац. антагонизмов, создает условия для нац. равноправия и дружбы народов. Однако свержение буржуазии и установление диктатуры пролетариата не устраняет сразу проявлений бурж. Н. Преодоление Н. - сложный и длит. процесс. Он совершается в напряженной и неослабевающей борьбе с нац. враждой и недоверием, с нац. эгоизмом и ограниченностью, к-рые принадлежат к числу наиболее цепких, устойчивых пережитков капитализма. К тому же националистич. предрассудки всячески оживляются и подогреваются врагами социализма. Практика социалистич. и коммунистич. строительства, борьба против великодержавного и местного Н., строгое соблюдение нац. равноправия, достижение фактич. равенства в экономич., политич. и культурной областях, внимательное отношение к культуре, нуждам и особенностям малых народов, интернац. воспитание трудящихся - все это обеспечивает успех в борьбе с пережитками Н.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., О колониальной системе капитализма. [Сб. ], М., 1959; Ленин В. И., О национальном и национально-колониальном вопросе. [Сб. ], М., 1956; Программа КПСС (принята XXII съездом КПСС), М., 1961; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Красов А., В чем сущность бурж. Н., "В помощь политич. самообразованию", 1957, No 5; Брутенц К. Н., Против идеологии совр. колониализма, М., 1961, гл. 2-3; Совр. освободит. движение и нац. буржуазия, Прага, 1961; Модржинская Е. Д., Распад колониальной системы и идеология империализма, М., 1965; Ηoria Sima, Destinée du nationalisme, [P., 1951 ]; Deutsch K., Nationalism and social communication. An inquiry into foundations of nationality, N. Y., 1953; Emerson R., Paradoxes of Asian nationalism, "Far Eastern Quarterly", 1954, v. 13, Febr.; Kohn H., Nationalism, its meaning and history, N. Y., [1955 ]; Κoppеlmann H. L., Nation, Sprache und Nationalismus, Leiden, 1956; Thayer P. W. [ed. ], Nationalism and progress in free Asia, Balt., 1956. См. также лит. при ст. Интернационализм, Нация.

К. Брутенц. Москва.

В начало энциклопедии