Приглашаем посетить сайт

Русская библиотека (biblioteka-rus.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "Д" (часть 4, "ДИФ"-"ДРЕ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 4, "ДИФ"-"ДРЕ")

ДИФФЕРЕНЦИРОВКА

ДИФФЕРЕНЦИРО́ВКА - дифференци-ровочное торможение (в практике физиологич. лабораторий также употребляется в значении дифференцировочного условного раздражителя), - один из видов внутр. торможения условных рефлексов. Развивается при действии внешнего агента, сходного с условным раздражителем, но не подкрепляемого безусловным рефлексом. Дифференцировочное торможение является одним из физиологич. механизмов процесса анализа раздражений в нервной системе. У разных животных пределы способности к Д. различны в различных анализаторах. У собаки в этом отношении на первом месте стоят слуховой и обонят. анализаторы, у обезьяны - кинестетич. анализатор. В этом различии отражен филогенетич. опыт, закрепленный естественным отбором. Но и в индивидуальном опыте специализация реакций, выражающаяся в Д., формируется условиями жизни и деятельности. Следствием этого является то, что дифференцировочное торможение, а с ним и аналитич. способности развиваются в процессе тренировки. У человека дифференцировочное торможение также есть один из физиологич. механизмов аналитич. способности. Для развития этой способности у человека также существенно накопление индивид. опыта. Отличие человека от животных состоит в том, что она вырабатывается несравненно быстрее и тоньше под влиянием речи. Тонкость анализа с возрастом ребенка повышается. Профессия человека оказывает большое влияние на развитие Д. и аналитич. способностей в том или ином анализаторе.

Лит.: Павлов И. П., Лекции о работе больших полушарий головного мозга, Полн. собр. тр., т. 4, М.-Л., 1947; Вальков А. В., К вопросу о дальнейшей судьбе процессов внутреннего торможения при дифференцировке, Л., 1925 (им. библиогр.); Воронин Л. Г., Анализ и синтез сложных раздражителей у высших животных, Л., 1952; его же, Лекции по сравнительной физиологии высшей нервной деятельности, М., 1957; Коган А. Б., Основы физиологии высшей нервной деятельности, М., 1959.

ДИХОТОМИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИЦГЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДМИТРИЕВ-МАМОНОВ

Федор Иванович (12 февр. 1727 - 27 марта 1805) - рус. писатель-вольнодумец. Происходил из помещичьей среды. Занимался лит-рой, историей, астрономией; сторонник гелиоцентрич. учения Коперника. Автор антиклерик. памфлета "Дворянин-философ. Аллегория" (1769; отд. издание 1796; см. также сб. "Вопросы истории религии и атеизма", 1956, No 4), свидетельствующего о влиянии на Д.-М. философии Вольтера (в частности, его "Микромегаса"). В памфлете сатирически изображалось духовенство, высмеивались невежество, жадность и религ. нетерпимость церковников. В аллегорич. форме Д.-М. высказывал сочувствие угнетенному народу. Вольнодумство обнаруживало и сочинение Д.-М. "Хронология" (М., 1782), где ставилась под сомнение реальность многих библейских притч.

Лит.: Райков Б. Е., Очерки по истории гелиоцентрического мировоззрения в России, 2 изд., М.-Л., 1947, с. 334-42; Светлов Л. Б., Русский антиклерикальный памфлет XVIII в. [Ф. И. Дмитриев-Мамонов, "Дворянин-философ"], в кн.: Вопросы истории религии и атеизма. Сб. ст., 4, М., 1956.

Л.Светлов. Москва.

ДОББ

ДОББ (Dobb), Морис Герберт (р. 1900) - англ. ученый-марксист, член редколлегии журн. "Marxism to-day"; читает лекции по экономич. наукам в Кембридж. ун-те. Осн. работы Д. посвящены вопросам историч. и диалектич. материализма, политич. экономии, развитию социализма, анализу совр. капитализма. Д. подвергает критике бурж. и лейбористские экономич. и политич. теории (Кейнса, Кросленда, Стрейчи и др.) об "изменении природы капитализма, "смешанной экономики", "государства всеобщего благосостояния". На фактах истории англ. общества Д. доказывает истинность принципов материалистич. понимания истории, критикует субъективизм и идеализм бурж. философов в понимании историч. закономерностей. В ряде работ показывает успехи социализма в СССР.

Соч.: Capitalist enterprise and social progress, L., 1926; Russian economic development since the revolution, 2 ed., 1929; Russia to-day and to-morrow, L., 1930; On marxism to-day, L., 1932; Soviet economy and the war, L., [1941]; Soviet planning and labour in peace and war, N. Y., [1943]; Economics of capitalism, L., [1944]; USSR. Her life and her people, [L.], 1945; Political economy and capitalism, Ν. Υ., [1945]; Marx as an economist, L., 1946; Studies in the development of capitalism, N. Y., 1947; Soviet economic development since 1917, 2 ed., L., 1951; On economic theory and socialism, Collected papers, L., 1955; Keynesian economics, Delhi, 1956; Capitalism yesterday and today, L., 1958; в рус. пер.: Возникновение и развитие капиталистического хозяйства, М.-Л., 1929.

Е. Помогаева. Москва.

ДОБРО И ЗЛО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДОБРОВСКИЙ

ДО́БРОВСКИЙ (Dobróvský), Йосеф (17 авг. 1753 - 6 янв. 1829) - чеш. ученый-просветитель, славист. Выступал против насильств. германизации славян Австро-Венгрии. Боролся за нормализацию чеш. лит. языка. Деист по филос. взглядам, Д. верил в "провидение", писал о великом порядке в природе, называл себя сторонником "просвещения, разума, философии и христианства". Вместе с тем Д. восставал против слепой веры, папства и монашества ("Чешская литература к 1779 г." - "Böhmische Litteratur auf das Jahr 1779", см. вкн.: "Výbor z dila", 1953; "Лекции о практической стороне христианской религии" - "Přednášky о praktické stráncé v křestanském náboženstvi", см. вкн.: "Spisy a projevy", sv. 16, 1948; письма А. Гельферту см. там же, sv. 22, 1941). Д. симпатизировал деятельности рус. просветителей (Н. Новикова и др.).

Соч.: Spisy a projevy, sv. 5, 7-9, 12-13, 16, 18, 19, 21-23, Praha, 1936-54; в рус. пер.: Кирилл и Мефодий, словенские первоучители, М., 1825; Письма Добровского и Копитара, в кн.: Сб. отделения русского языка и словесности АН, т. 39, СПБ, 1885.

Лит.: История философии, т. 2, М., 1957, с. 487; Палацкий Ф., Биография Иосифа Добровского, пер. с нем., М., 1838; Снегирев И. Α., Иосиф Добровский, его жизнь, учено-литературные труды..., Казань, 1884; Horák J., Josef Dobrovský 1753-1829. Sborník statí..., Praha, 1929; Tvrdy J., Vztahy Dobrovského k filosofii, в cб.; Bratislava Časopis učené společnosti safař íkove, roč. 4, 1930; Mасhovес M., Filosofický význam díla Josefa Dobrovského, в сб.: Josef Dobrovský. 1753-1953, Praha, 1953; Vlček J., Dějiny české literatury, sv. 3, Praha, 1960.

И. Черны. ЧССР.

ДОБРОДЕТЕЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДОБРОЛЮБОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДОВГИРД

Анёл Станиславович (2 дек. 1776 - 26 апр. 1835) - философ-идеалист, проф. философии и логики (1818-32) Виленского (Вильнюсского) ун-та. Род. в семье обедневшего помещика Могилевской губ. Член католич. ордена пиаров. Признавая ощущения источником знаний и критикуя с этих позиций теорию врожденных идей, Д. утверждал в то же время, что только разум на основании т.н. естественного, врожденного закона познает мир. Этот закон и является, по Д., критерием истинности знаний. Нек-рую ценность представляют рассуждения Д. в области логики. Выступая против трансцендентализма Канта, Д. утверждал, что логика только тогда станет наукой, когда "будет исследовать одновременно не только форму, но и материю (т.е. содержание. - И. Л.) мышления" ("Лекции о естественных законах мышления или теоретическая и практическая логика" - "Wykład przyrodzonych myślenia prawideł сzyli logika teoryczna i praktyczna", cz. 1, Polock, 1828, s. XV). Соч.: Rozbiór dzieła "O Filozofii" przez F. Jarońskiego, "Dziennik Wileński", Kr., 1817, rocz. 6; О logice, metafizyce i filozofii moralnej, Wilno, 1821.

Лит.: Fijałkowskl A., Ks. Anioł Dowgird, "Wizerunkl i roztrząsania naukowe", 1835, cz. 2, S. 101-21; Struve H., Wykład systematyczny logiki..., t. 1, Warsz., 1871; Straszewski M., Dzieje filozoficznej mýsli polskej w okresie porozbiorowym, t. 1, Kr., 1912; Harassek S., Kant w Polsce..., Kr.-Warsz., 1916; Kolbuszewskl K., Do biografii ks. Anioła Dowgirda, Warsz., 1929; Mośсiсki H., Ζ filareckiego świata, Warsz., 1924.

И. Лущицкий. Минск.

ДОГМА

ДОГМА (от греч. δόγμα - мнение, решение, учение) - положение, принимаемое слепо на веру, без доказательства. В антич. лит-ре термин "Д." обозначал любое общеизвестное положение, обладающее свойством неоспоримой истины; так именовались нек-рые гос. указы и постановления. В др.-греч. философии догматиками называли философов, к-рые, в противоположность скептикам, утверждали нечто положительное. Христ. богословие придало термину "Д." смысл вероучения, признаваемого непреложной истиной, обладающего силой непререкаемого авторитета и не подлежащего критике. Так, напр., в православии осн. Д. является учение о триединстве бога. Церковь придала понятию "Д." смысл религ.-культовой формулы, в к-рой обязательно не только ее содержание, но и словесные выражения (см. Догматы религиозные). В области науки Д. означает неизменную формулу, применяемую без учета конкретных историч. условий. Догматич. мышление, не признающее конкретной истины, враждебно науч. знанию (см. Догматизм).

ДОГМАТИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДОГМАТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДОГЭН

ДО́ГЭН (1200-53) - япон. философ и поэт, основатель секты Сотосю - ветви буддийской секты Дзэн, насчитывающей неск. миллионов членов. С 1223 изучал буддийскую догматику и конфуцианскую философию в Китае. По возвращении в 1232 в Японию начал проповедовать учение Дзэн об интуиции как "единственном источнике достижения истины Будды". Его филос. учение изложено в соч. "Основное богатство истинной веры" ("Сёбо гэндзо"). Пропагандируя неоконфуцианский идеализм, Д. выступил с резкой критикой даосизма. В рассуждениях Д. о добре и зле, о "сущем" содержатся диалектич. элементы. Однако, исходя из религ. принципа о несуществовании, Д. считал, что противоречия не имеют никакого отношения к реальной действительности. Критика Д. даосизма объективно содействовала развитию философии в Японии.

Лит.: Ρадуль-Затуловский Я. Б., Конфуцианство и его распространение в Японии, М.-Л., 1947, с. 178-79; Eliot Gh., Japanese buddhism, L., 1935, p. 169, 284, 323, 331, 397, 399, 412; Тамамуро Τэйдзё, Нихон буккё си гайсэцу (История буддизма в Японии в общем изложении), Токио, 1940; Идзу Кимис, "Юибуцурон кэнкю", 1947, No 2, с. 141-60 (Идеи и логика Догэн, "Изучение материализма", 1947, No 2); Mасутани Фумио, Синран. Догэн. Нитирэн, Токио, 1956, с. 117-60.

Я. Радуль-Затуловский. Ленинград.

ДОДАШВИЛИ

Соломон Иванович [был известен в России как Д о д а е в - М а г а р с к и й; 17 мая 1805 - 20 авг. (1 сент.) 1836] - груз. философ. Род. в с. Магаро в семье священника. Окончил филос.-юридич. фак-т Петерб. ун-та (1827). В 1827 Д. вернулся в Грузию, в 1832 организовал издание первого груз. журнала революц.-просветит. характера "Литературные части Тифлисских ведомостей". В дек. 1832 Д. был арестован за участие в заговоре против рус. самодержавия, затем сослан в Вятку.

В философии Д. шел к материализму, хотя и не мог полностью освободиться от влияния Канта. Считая гл. задачей философии обоснование разумной деятельности человека, Д. положительно оценивал логику Аристотеля, в к-рой категории даны "в ближайшем отношении с самими предметами" (Додаев-Магарский С., Курс философии, ч. 1, Логика, СПБ, 1827, с. 14), критиковал ср.-век. схоластику (см. тамже, с. 16), высоко отзывался о философии Бэкона (см. тамже, с. 17). Д. рассматривал процесс познания как соотношение познающего субъекта с познаваемым объектом. Логич. категории анализировались им в движении и изменении, однако вслед за Кантом Д. допускал априорность законов логики (см. тамже, с. 21), к-рую называл нормативной наукой. Аксиомы и постулаты, так же как и классификацию суждений по форме, он считал установлениями человеч. ума.

В "Логической методологии" (впервые опубл. в "Тр. Ин-та философии АН ГССР", т. 6, 1955, на рус. яз.) Д. критиковал агностицизм и скептицизм, считая, однако, ограниченной сферу предметов познания. Логич. методологию Д. определял как науку об усовершенствовании метода познания. "Риторика" Д. (впервые опубл. в журн. "Мнатоби", 1955, No 1) посвящена рассмотрению вопросов эстетики и теории лит-ры. Целью искусства Д. считал служение обществу.

Соч. на груз. яз.: Сокращенная грузинская грамматика, Тб., 1832; Письма. 1825-1832, в кн.: Материалы по истории Грузии и Кавказа, вып. 2, Тб., 1945; Курс по философии, ч. I - Логика, Тб., 1949.

Лит.: Очерки по истории филос. и обществ.-политич. мысли народов СССР, т. 2, М., 1956, с. 690-95; Каландаришвили Г. М., Очерки по истории логики в Грузии, Тб., 1955; Кукава Т. Г., Выдающийся грузинский мыслитель, "Вопр. философии", 1956, No 2; Нуцубидзе Ш., История грузинской философии, Тб., 1960, гл. 35; на груз. яз.: Кумсишвили Д. И., Кукава Т. Г., "Риторика" Соломона Додашвили, "Мнатоби", 1955, No 1; Кукава Т. Г., Соломон Додашвили и его мировоззрение, Тб., 1955; Гоцaдзе M., Соломон Додашвили. (Жизнь и деятельность), Тб., 1955.

Т. Кукава. Тбилиси.

ДОДД

ДОДД (Dodd), Стюарт Картер (р. 1900) - амер. бурж. социолог. Проф. социологии в Гарвардском, Вашингтонском и др. ун-тах. Представитель социологич. позитивизма. Д. исходит из субъективно-идеалистич. гносеологии операционализма, отвергает объективное значение закона, причинности. Сторонник перенесения в социологию методов физико-математич. наук. В работе "Измерения общества" ("Dimensions of society", 1942) Д. пытался создать всеобъемлющую систему классификации социальных явлений на основе их символизации. Существом системы символизации Д. является обозначение того или иного социального явления (напр., классы, войны и т.д.) произвольным сочетанием символов, к-рыми он обозначил "главные социальные факторы": население (Р), время (Т), черты людей и их окружения (J), пространство (α). В качестве одного из критериев классификации Д. использует показатели степеней, в к-рые он произвольно "возводит" эти главные факторы, создавая символ к.-л. явления. Пустота, формализм, бессодержательность его классификации признается рядом бурж. социологов (см., напр., Г. Беккер и А. Босков, Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении, М., 1961, с. 236; Е. Shanas, A critique of Dodd's "Dimensions of society", "Amer. J. Soc", 1942, v. 48, No 2, sept., p. 214-230; P. A. Sorokin, Fads and foibles in modern sociology and related sciences, Chi., 1956 и др.).

Соч.: Social relations in the Near East, 2 ed., Beirut, 1940; Systematic social science, Beirut, 1947.

H. Новиков. Москва.

ДОДУЭЛЛ

ДО́ДУЭЛЛ (Dodwell) - Генри Старший (1641-1711) - англ. историк и теолог. Проф. Оксфордского ун-та, из к-рого был удален в 1688 вследствие отказа присягнуть Вильгельму Оранскому. Д. - активный участник развернувшегося в Англии в нач. 18 в. "спора о бессмертии души", в к-ром Д. при поддержке Коллинза выступил в защиту материалистич. тезиса о естеств. смертности души, допуская возможность бессмертия лишь в силу божеств. благодати ("Эпистолярное рассуждение доказывающее, ... что душа - начало смертное по природе своей" - "An epistolary discourse proving..., that the soul is a principle naturally mortal...", 1706). Против Д. с обвинением в ереси и безбожии выступили Кларк и др. теологи. В своих соч. ("Предварительная защита..." - "A preliminary defense...", 1707; "Естественная смертность человеческой души..." - "The natural mortality of humane souls...", 1708) Д. возражал своим противникам, доказывая, что книги Евангелия редактировались во времена Траяна (1-2 вв. н. э.).

Г е н р и М л а д ш и й (р. ок. 1700 - ум. 1784) - сын предыдущего, адвокат. Был деистом; написал антирелиг. памфлет "Христианство не обоснованное доказательствами" ("Christianity not founded on argument...", 1741).

У и л ь я м (1709-85) - священник и теолог, выступил против своего брата Генри Д. Младшего в защиту христ. ортодоксии.

Б. Быховский. Москва.

ДОКАЗАТЕЛЬНОСТЬ

ДОКАЗА́ТЕЛЬНОСТЬ - необходимое свойство рассуждений, приводящих к расширению знания. Состоит в том, что в процессе всякого логически правильного рассуждения присоединение нового суждения в качестве истинного к составу имеющегося знания происходит лишь тогда, когда это суждение либо непосредственно основано на показаниях органов чувств, либо выведено (доказано), исходя из ранее включенных в состав знания истинных суждений по законам и правилам логики, - вообще, так или иначе обосновано. Рассуждение, не обладающее свойством Д., не убедительно, оно не может быть средством познания и руководством в практич. деятельности людей. См. Достаточного основания принцип, Доказательство, Истина.

Б. Бирюков. Москва.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ОТ ПРОТИВНОГО

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ОТ ПРОТИВНОГО - обоснование суждения путем опровержения методом "приведения к нелепости" (reductio ad absurdum) нек-рого другого суждения, - именно того, к-рое является отрицанием обосновываемого (Д. от п. 1-го вида) или того, отрицанием к-рого является обосновываемое (Д. от п. 2-го вида); "приведение к нелепости" состоит в том, что из опровергаемого суждения выводится к.-л. явно ложное заключение (напр., формальнологическое противоречие), что и свидетельствует о ложности этого суждения. Необходимость различения двух видов Д. от п. вытекает из того, что в одном из них (именно, в Д. от п. 1-го вида) имеет место логический переход от двойного отрицания суждения к утверждению этого суждения (т.е. применяется т.н. правило снятия двойного отрицания, разрешающее переход от A к А, см. Двойного отрицания законы), в то время как в другом такого перехода нет. Ход рассуждения в Д. от п. 1-го вида: требуется доказать суждение А; в целях доказательства предполагаем, что суждение А неверно, т.е. что верно его отрицание: Ā (не-А), и, опираясь на это предположение, логически выводим к.-л. ложное суждение, напр. противоречие, - осуществляем "приведение к нелепости" суждения А; это свидетельствует о ложности нашего предположения, т.е. доказывает, истинность двойного отрицания: A; применение к A правила снятия двойного отрицания завершает доказательство суждения А. Ход рассуждения в Д. от п. 2-го вида: требуется доказать суждение Ā; в целях доказательства предполагаем верным суждение А и приводим это предположение к нелепости; на этом основании заключаем, что А ложно, т.е. что верно Ā.

Различение двух видов Д. от п. важно потому, что в так называемой интуиционистской (конструктивной) логике закон снятия двойного отрицания не имеет места, в силу чего не допускаются и Д. от п., существенно связанные с применением этого логического закона. См. также Косвенное доказательство.

Лит.: Тарский Α., Введение в логику и методологию дедуктивных наук, пер. с англ., М., 1948; Асмус В. Ф., Учение логики о доказательстве и опровержении, [М.], 1954; Клини С. К., Введение в метаматематику, пер. с англ., М., 1957; Чёрч Α., Введение в математич. логику, пер. с англ., [т.] 1, М., 1960.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО РАЗБОРОМ СЛУЧАЕВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДОКЕТИЗМ

ДОКЕТИЗМ (от греч. δοκέω - кажусь) - раннехристианская ересь 2-3 вв., одна из разновидностей гностицизма. Приверженцы Д. утверждали, что основатель христианства Иисус Христос был не столько богочеловеком, сколько божеством. Согласно этому учению, человеч. природа Христа была лишь призрачной, кажущейся, а следовательно, мучения господа на кресте были такими же призрачными, как весь его человеч. облик. Д. был резко осужден церковью, т.к. "благая весть" об искуплении грехов рода человеческого муками и смертью сына божьего представляла собой важнейшее орудие христ. проповеди среди "язычников". Д. пользовался популярностью в середине и конце 2 в.; его наиболее известными сторонниками были гностики Василид, Валентин и Вардесан. Сведения о Д. сохранились гл. обр. у христ. писателя Ипполита (Philosoph, VIII, 1-4; X, 12). Различные элементы учения Д., несмотря на его осуждение церковью, возрождались во мн. ересях средневековья, напр. у катаров. Лит.: Harnack Α., Dogmengeschichte, 5 Aufl., Tübingen, 1914.

Я. Ленцман. Москва.

ДОКСОГРАФЫ

ДОКСОГРАФЫ (от греч. δόξα - мнение и γράφω - пишу; букв. - записыватели мнений) - антич. писатели, к-рые в своих соч. излагали и сопоставляли мнения древних философов. Начало доксографич. лит-ре положил в 3 в. до н. э. ученик Аристотеля Теофраст своим соч. "О мнениях физиков" (в 18 кн.), где были изложены взгляды древних философов до Аристотеля по отд. темам (за исключением этики и логики). В 1-й кн., посвященной учениям об осн. началах бытия, Теофраст в своем изложении придерживался хронологич. последовательности филос. школ; в остальных книгах взгляды философов оценивались, сопоставлялись с т. зр. даваемых ими решений соответствующих вопросов. От этого соч. до нас дошли только глава об ощущениях и неск. отрывков. Последующие Д., сохраняя принятый Теофрастом систематич. порядок изложения и списывая у него данные о философах до Аристотеля, продолжали далее обзор мнений, доводя его до своего времени, но ограничиваясь простым изложением без всякой оценки. Гл. произведениями доксографии после Теофраста были: "Древние изречения" (соч. неизвестного философа-стоика 1 в. до н. э.), "Изречения" Аэция (нач. 2 в. н. э.), "Изречения философов" в 5 книгах Псевдо-Плутарха (2 в. н. э.), 1-я кн. "Эклог" Иоанна Стобея (по-видимому, 5 в. н. э.) и др. До нашего времени дошел богатый доксографич. материал, вошедший в соч. Диогена Лаэртского (3 в. н. э.) "О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов" (10 кн.). Секст Эмпирик (сер. 2 в. н. э.) приводит сведения по истории древней философии в своих соч.: "Пирроновы положения" (3 кн.), "Против догматиков" (5 кн.), "Против математиков" (11 кн.).

Лит.: Таннери П., Первые шаги древнегреческой науки, пер. [с франц.], т. 1, СПБ, 1902; Маковельский Α., Досократовская философия, ч. 1 - Обзор источников, Казань, 1918; Diе1s H., Doxographi graeci, В., 1879.

А. Маковельский. Баку.

ДОЛГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДОЛЬЧИНО

ДОЛЬЧИНО (Dolcino) (г. рожд. неизв. - ум. 1307) - вождь крестьянского восстания в Сев. Италии нач. 14 в. О личности Д. известно очень мало; по нек-рым данным, он был сыном священника. Судя по его посланиям к единомышленникам, сохранившимся в фрагментарном виде в допросных листках инквизиции, Д. был образованным по тому времени человеком. Он называл себя учеником и последователем Сегарелли, основателя секты апостольских братьев. Как и его учитель, Д. был типичным представителем плебейско-крестьянской ереси средневековья, к-рая, по выражению Энгельса, "...требовала восстановления раннехристианского равенства в отношениях между членами религиозной общины, а также признания этого равенства в качестве нормы и для гражданских отношений. Из равенства "сынов божиих" она выводила гражданское равенство и уже тогда отчасти даже равенство имуществ" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 362). Но как последователь Сегарелли Д. прибавил к этому специфически итал. черты: францисканское учение о "святой нищете", толкование Евангелия и Апокалипсиса в духе спиритуалов и последователей Иоахима Флорского о наступлении нового ("четвертого") периода истории. В нем он, однако, в противовес Иоахиму Флорскому, видел наступление не периода "созерцания" и всеобщего монашества, а справедливого порядка, в к-ром не будет ни светских, ни духовных властей, от к-рых происходит всяческое зло. Свой жизненный подвиг Д. видел в деятельности свободного от повиновения церк. властям проповедника, соблюдающего монашескую аскезу, к-рая для его последователей была своеобразной формой плебейской революц. дисциплины (см. тамже, с. 377-78). В начале 1304 явился в район г. Верчелли (сев.-зап. Ломбардия) и возглавил там восстание местных крестьян. Д. предполагал вначале захватить долину р. Сессии у подножия альпийских гор и здесь создать вольную крест. общину на основе, по-видимому, периодич. уравнительных переделов земли. В марте 1307 восстание было подавлено, Д. был захвачен в плен и казнен. Его идеи еще долго жили и распространялись не только в Италии, но и в смежных с ней странах. Об этом свидетельствуют многочисл. судебные процессы (протоколы к-рых опубликованы во 2-м издании 9-го т. Muratori, Rerum italicarum scriptores pars V.).

Лит.: Маркс К., Хронологические выписки, [Тетрадь] 2, в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 6, М., 1939; Τиханова М. Α., Восстание Дольчино, "Проблемы истории докапиталистических обществ", 1934, No 7-8; Сказкин С. Д., Восстание Дольчино в сб.: Книга для чтения по истории средних веков, ч. 2, М., 1951, с. 148-58; его же, Первое послание Дольчино, в сб.: Из истории социально-политических идей, М., 1955, с 122-29; его же, Исторические условия восстания Дольчино, в кн.: Десятый Международный конгресс историков в Риме, сентябрь 1955 г. Докл. сов. делегации, М., 1956; Stefano Α. de, Riformatori ed eretici del medioevo, Palermo, 1938.

С. Сказкин. Москва.

ДОНАТИЗМ

ДОНАТИЗМ - "еретич." движение в рим. провинциях Сев. Африки 4-5 вв., направленное против ортодоксальной христ. церкви. Свое название получил от имени епископа Доната, возглавившего в 4 в. движение за создание независимой от Рима африканской церкви. Донатисты отрицали право гос-ва на вмешательство в церк. дела, поддерживали антирим. сепаратистские восстания, выступали против подчинения афр. христ. общин рим. церкви, утверждая, что истинная церковь находится только в Африке. Д. воспринял нек-рые черты раннего демократич. христианства, провозглашая свою церковь "церковью бедных". В то же время донатистская церковь была враждебна социальной борьбе масс. Так, донатистские епископы, используя для борьбы с офиц. церковью наиболее революц. представителей Д. - агонистиков, предавали их в руки рим. властей, когда агонистики выступали против владельцев имений и ростовщиков. Впоследствии к Д. примкнули антиримски настроенные слои афр. земельной знати. Д. был разгромлен в нач. 5 в. императорскими властями.

Лит.: Mашкин Η. Α., Движение агонистиков, "Историк-марксист", 1935, No 1; Дилигенский Г. Г., Северная Африка в IV - V вв. н. э., М., 1961, Frend W. H. С., The Donatist Church, a movement of protest in Roman North Africa, Oxf., 1952; Brisson J, P., Autonomisme et christianisme dans ľAfrique romaine de Septime Sévère à 1 invasion vandale, P., 1958.

Г. Дилигенский. Москва.

ДОНИШ

Ахмад или Ахмад Калла (псевд. Ахмада Махдума; 1827-97) - среднеазиатский философ, ученый и поэт; по национальности таджик. Жил в Бухаре. На развитие мировоззрения Д. большое влияние оказало его троекратное пребывание в Петербурге (1856, дважды в 60-70-х гг.), где он познакомился с рус. и зап.-европ. наукой и культурой. Д. полагал, что отсталость феод. Бухары можно ликвидировать путем превращения эмирата в конституц. монархию. Эмир и др. феодалы отвергли предложенный Д. проект реформы, что повело к отказу Д. от иллюзий о возможности значительных преобразований "сверху". Критикуя жестокость и несправедливость эмира и его чиновников, Д. подошел к идее "всеобщего передела" имущества. Переход к справедливому обществ. строю, считал Д., вряд ли произойдет без борьбы, ибо сильные мира сего не откажутся добровольно от богатства. Не видя условий для осуществления своих идей и в то же время боясь революц. потрясений, Д. склонялся к пессимизму.

Осн. филос. произведение Д. - "Редчайшие происшествия" ("Наводир-ул-вакоеъ", 70-80-е гг.). В нем Д., вопреки офиц. учению ислама, писал о познаваемости мира, критиковал фаталистич. идею предопределения, хотя в целом оставался идеалистом. Ряд черт роднит филос. идеи Д. с пантеистическим учением Бедиля.

Соч.: Порчахо аз "Наводир-ул-вакоеъ", [Душанбе), 1957; Асархои мунтахаб, [Душанбе], 1959; Риссола ё мухтасаре аз таърихи салтанати хонадони мангития, [Душанбе], I960; в рус. пер.: [Стихи], в кн.: Антология таджикской поэзии, М., 1957, с. 527-29; Путешествие из Бухары в Петербург. Избранное, [Душанбе], I960.

Лит.: Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 2, М., 1956, с. 805-809; История философии, т. 2, М., 1957, с. 422-23; Брагинский И. С., Очерки из истории таджикской литературы, [Душанбе], 1956; Myминов И., Из истории развития общественно-философской мысли в Узбекистане конца XIX и нач. XX вв., Ташкент, 1957, с. 86-105; Раджабов З., Из истории общественно-политической мысли таджикского народа во второй половине XIX и в начале XX вв., [Душанбе], 1957, гл. 2; его же, Выдающийся просветитель таджикского народа Ахмад Дониш, [Душанбе], 1961; Айни С., Воспоминания, М.-Л., I960, ч. 3, с. 403-15; ч. 4, с. 771-98; его же, Намунаи адабиёти точик, М., 1926; Улугзода С., Ахмади Дониш, [Душанбе], 1946; Ходизода Р., Ахмади Дониш, [Душанбе], I960.

С. Султанов. Ташкент.

ДОНОСО КОРТЕС

ДОНО́СО КОРТЕ́С (Donoso Cortés), Хуан (6 мая 1809 - 3 мая 1853) - реакц. исп. философ и дипломат. Первоначально находился под нек-рым влиянием Прудона, в конце 40-х гг. начал пропагандировать идеи франц. реакционеров-католиков - де Местра и Бональда. Д. К. призывал к установлению воен. диктатуры в Испании и укреплению католич. церкви. Политич. взгляды Д. К. подверг критике А. И. Герцен (см. Полн. собр. соч., т. 6, 1955, с. 133-42).

Соч.: Obras, ordenadas y precedidas de una noticia biográfica рог D. Cabino Tejado, v. 1-5, Madrid, 1854-55.

Лит.: История философии, т. 3, M., 1959, с. 558-60; Schramm В., Donoso Cortés. Leben und Werk eines spanischen Antiliberalen, Hamb., 1935; Westemeyer P. D., Donoso Cortés..., Münster, [1940]; Schmitt C., Donoso Cortés in gesamteuropäischer Interpretation, Köln, 1950; Armas Medina G. de, Donoso Cortés, su sentido trascendente de la vida, [Madrid]. 1953; Сhaix-Ruy J., Donoso Cortés, théologien de ľhistoire et prophète, P., 1956.

P. Мартинес. Москва.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДОСОКРАТИКИ

ДОСОКРАТИКИ - термин, к-рым в истории философии обозначают ранних греч. философов 6-4 вв. до н. э. К Д. относят милетскую школу, Гераклита, элейскую школу, пифагореизм, Эмпедокла, Анаксагора, школу атомистов, основоположниками к-poй были Левкипп и Демокрит, и софистов. Термин "Д." употребляется для обозначения школ, возникших до Сократа. Выделение Д. основано также и на внутр. особенностях развития филос. мысли Древней Греции. У Д. предметом философии являлось в основном познание природы, у философов же последующего, т.н. аттич., периода (Сократ, сократич. школы, Платон и Аристотель) центр тяжести изучения переносился на познание человека и человеч. общества. В бурж. науке подобное деление истории антич. философии часто используется для умаления значения предшествовавшего Сократу материализма милетской школы, Демокрита и др. философов.

Лит.: Маковельский А. О., Досократики, ч. 1-3, Казань, 1914-19; Diels H., Die Fragmente der Vorsokratiker, 9 Aufl., Bd.1-3, В., 1959-60.

А. Маковельский. Баку.

ДОСТАТОЧНОГО ОСНОВАНИЯ ПРИНЦИП

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДОСТОВЕРНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДОСТОЕВСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДОСТОИНСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДРАГОВИЧ

ДРА́ГОВИЧ (Драговић), Радован (10 дек. 1878 - 7 янв. 1906) - первый пропагандист марксизма в Сербии, один из основателей (1903) серб. с.-д. партии. Еще в гимназич. годы примкнул к рабочему движению. Познакомившись с идеями науч. социализма, стал зачинателем марксистского течения в серб, рабочем движении. Инициатор создания рабочих профсоюзов.

Осн. задачами своей деятельности Д. считал пробуждение классового сознания рабочих, соединение марксизма с серб. рабочим движением, создание революц. пролетарской партии. Критикуя экономизм группы "Новое время", возглавляемой М. Поповичем, Д. указывал на необходимость дополнения экономит, борьбы организованных в профсоюзы рабочих борьбой политической. Отстаивая необходимость централизов. партии рабочего класса, вооруженной революц. теорией, Д. утверждал, что "рабочее движение должно быть строго классовым: должно быть самостоятельным и не связанным с буржуазными партиями, хотя бы они и были демократическими" (Избор чланака, Београд, 1954, с. 55). "Без политической организации и политической борьбы не может быть освобождения рабочего класса" (там же, с. 256). Для того чтобы добиться коренного преобразования общества, революц. партия пролетариата "... должна стремиться к завоеванию политической власти" (там же, с. 273). Однако Д. не понял, что рабочий класс не может просто овладеть готовой бурж. гос. машиной и пустить ее в ход для своих целей. Он ошибочно допускал, что пролетариат может "...оказать нажим на буржуазное государство, чтобы оно вмешалось в отношения угнетенных рабочих и зверских работодателей" и таким образом добиться ликвидации строя, движущегося в "анархическом беспорядке" (там же, с. 279). Все же гл. путем перехода общества к социализму Д. считал взятие пролетариатом гос. власти, ибо революция "...уверенно ведет к освобождению человечества от политической и экономической тирании" (там же, с. 248).

Интернационалист и патриот, Д. выступал против бурж. шовинизма, за союз пролетариата Сербии и России. Лит.: История философии, т. 5, М., 1961, с. 433.

Й. Элез. Москва.

ДРЕВНЕВАВИЛОНСКАЯ РЕЛИГИЯ И МИФОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДРЕВНЕГЕРМАНСКАЯ РЕЛИГИЯ И МИФОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ЛОГИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ И МИФОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ РЕЛИГИЯ И МИФОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница