Приглашаем посетить сайт

Иностранная литература (ino-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
СОКРАТ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

СОКРАТ

СОКРАТ (Σωκράτης) (470/469-399 до н.э.) - др.-греч. философ. Род. в Афинах, сын ваятеля; сам ничего не писал, проповедовал на улицах и площадях, ставя своей целью борьбу с софистами и воспитание молодежи. С. был одним из родоначальников филос. диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед, т.е. постановки определенных вопросов и методич. нахождения ответов на них. Сделав понятия предметом филос. исследования, С., к-рого Маркс назвал "олицетворением философии" (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1, с. 99), "воплощённой философией" (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произв., 1956, с. 199), сыграл большую роль в дальнейшем развитии древнегреч. философии. Был казнен (принял яд цикуты), как гласило официальное обвинение, за введение новых божеств и за развращение молодежи в новом духе (Xen. Memor. I 1, 1; Plat., Apol. 24 ВС).

Философия. Считая неудовлетво-рительной древнюю натурфилософию, С. обратился к анализу человеческого сознания и мышления. Двигаясь в направлении объективного идеализма, он был далек еще от гипостазирования общих понятий в виде самостоят. сущностей. Так его изображает Аристотель (Met. XIII 1,6), приписывающий С. индуктивное учение о переходе к общим понятиям от текучей действительности, а также учение об определении понятий, впервые дающем возможность познавать сущность каждой вещи (ср. у Ксенофонта. Memor. IV 6,1; 13, 14-15; 5, 12; III 8, 1-3 и ранние диалоги Платона). Вместе с тем С. не имел ничего общего с субъективным идеализмом и свои логич. построения понимал вполне объективно, разыскивая с их помощью "существо вещи" (Arist., Met. XIII 4, 1078в 23).

Идеалистичность филос. учения С. состояла в признании действия родовых сущностей в окружающей действительности, что превращалось у него в учение об общем и универсальном разуме или об отд. богах-умах; от ограниченного человеч. разума он переходил к разуму вообще. Употребляемый С. отвлеченно-филос. термин "бог" (напр., Plat. Apol., 23 А) весьма далек от монотеистич. бога, но уже не сводился к традиц. мифологич. образам. Вопреки уверениям Ксенофонта (Xen. Memor. I 1, 19) учение С. имело мало общего с нар. религией, хотя в то же время он и не доходил до отрицания старой религии (I 1, 2-3, 19; III 1, 3-4; IV 3, 16; IV 19-20), не пренебрегал оракулами и гаданиями (I 1, 9; IV 3, 12). Однако основным для С. являлось непосредств. созерцание закономерностей природы и жизни (IV 3, 12-14). Рационалистичным было у С. понятие "демона" (daimónion), под к-рым он понимал собств. совесть, разум или здравый смысл, правда, еще слабо дифференцированные от нар. демонизма, о к-ром он высказывался вполне иронически. Это стремление С. высвободить философию от мистицизма подчеркнул Маркс: "Сократ сознаёт, что он - носитель даймония", но "он не замыкается в себя, он носитель не божеского, а человеческого образа; Сократ оказывается не таинственным, а ясным и светлым, не пророком, а общительным человеком" (Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., 1956, с. 135). Учение С. о промысле и провидении решительно порывало с наивным политеизмом и приобретало вид филос. телеологии. С. признавал общий разум в практич. целях - для объяснения наглядно видимой целесообразности, не объяснимой ссылкой на случайность (Xen. Memor. I 4-19).

В этике С. был далек от старинного благочестия. Его осн. тезис гласил, что добродетель есть знание, или мудрость (Xen. Memor. III 9, 4,5; IV 6, 2-6; 10-11; IV 2, 20; Arist. Ethic. Nic. III 11, 3; Ethic. End. III 1, 14), что знающий доброе обязательно и поступает по-доброму (Xen. Memor. IV 6, 6,11), а поступающий по-злому или не знает, что такое добро, или творит зло в целях конечного торжества добра (IV 2, 19). Случаи расхождения правильного знания и плохого поведения, конечно, были ему известны (I 2, 55), но в его понимании не может быть противоречия между разумом и поведением, и он проповедовал цельность человеческой личности.

В области п о л и т и к и С. необоснованно обвиняли во враждебности к демократии и в аристократизме. В действительности С. критиковал все формы правления - монархию, тиранию, аристократию, плутократию и демократию (IV 6, 12; Ср. I 2, 32), если они основаны на несправедливости. В то же время гос-во, с его т. зр., необходимо (II 1, 12), и оно должно быть основано на справедливости (I 2, 40-46; III 7, 19; 9, 10; IV 4). В этом смысле С. противопоставлял мнение одного лучшего сумбурному и безнравств. мнению большинства (Plat. Crit. 6Е, 7D). С. возражал против выборной системы лишь потому, что выборы сами по себе отнюдь не обеспечивают, по С., появления лучших людей у власти (Xen. Memor. I 2, 9). Рабство было для С. не экономич. категорией, но лишь моральной. Название "раб", с т. зр. С., прилагается к тому, "кто не знает прекрасного, доброго, справедливого" (IV 2, 22). С. полагал, что свобода заключается вовсе не в том, чтобы только есть и спать, что труд делает людей и более здоровыми, справедливыми, знающими и состоятельными (II 7, 7-10, 8). С. считал необходимым ради всеобщей пользы "не пренебрегать общественными делами" (III 7, 6-9). Глубоко чувствуя разложение афинского гос-ва, С., однако, верил в возможность возродить его героическое прошлое (III 5). С. вошел в историю антич. философии как глубокий, независимый мыслитель, бескорыстный искатель истины.

Источн.: Ксенофонт Афинский, Сократич. соч., М.-Л., 1935; Творения Платона, т. 1 - Евтифрон, Апология С., Критон, Федон 114-118 А, П., 1923; т. 5 - Пир, Федр, П., 1922; Творения Платона, т. 1 - Лахет, Хармид, Лисий, М.. 1899; т. 2 - Протагор, М., 1903; Платон, Соч., т. 1 - Апология С., Критон, М., 1968; Аристотель, Метафизика, М.-Л., 1934; его же, Этика, СПБ, 1908; его же, Никомахова этика, СПБ, 1908; Аристоксен: FHG II frg. 25-31а Müller; Diogenes Laertius, Lives of eminent philosophers, with an english transl. by R. D. Hicks, v. 1-2, Camb., 1958-59; Doxagraphi Graeci, coll. rec. proleg. indicib. instrusit H. Diels. ed. tertia. Photomech. impressum, Berolini, 1958; Plutarchi chaeronensis. De genio Socratis (Moralia, rec. G. N. Bernardakis, II, Lipsiae, 1891); Apulei, Liber de deo Socratis, в кн.: Apulei Platon. Madaurensis de philosophia libri, rec. P. Thomas, Lipsiae, 1908; Libannii Declamationes (Opera, ed. v. R. Foerster, V. Lipsiae, 1909); Яворский Α. Α., Апология С. по Либанию, "Вопр. педагогики", 1913, No 2, с. 4-7; Maximi Tyrii, De deo Socratis (Maximi Tyrii philosophumena, orat. 7.9.ed. H. Hobein, Lipsiae, 1910); Socrates, в кн.: Suidae lexicon graece et latine, rec. G. Bernhardy, II, Halis et Brunsvigae, 1853.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф.. Соч., 2 изд., т. 3, с. 124; их же, Из ранних произведений, М., 1956 (имен. указат.); Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 38 (имен. указат.); Марков Н., Значение С. как философа-педагога, "Журн. Мин. нар. просв.", 1871, ч. 154, март, апрель; его же, Педагог древнего классич. мира - философ С., Чернигов, 1884; Поспишиль Α., Очерк древнегреч. философии. Сократ, Платон, в кн.: Сб. ст. по классич. древности, вып. 2, К., 1885; Трубецкой С., Собр. соч., т. 3, М., 1910, с. 398-461; Гиляров Α., Источники о софистах. Платон как историч. свидетель, ч. 1, К., 1891; Снегирев Л. Ф., Жизнь и смерть С., рассказанные Ксенофонтом и Платоном, 2 изд., М., 1903; Смирнов П., Справедливо ли был осужден на смерть философ С.? (По свидетельству классич. писателей, касавшихся этого предмета), "Педагогич. еженед.", 1895, No 47, с. 501-05; No 51, с. 557-64; Богдашевский Д. И., Об источниках к изучению философии С., в его кн.: Из истории греч. философии, К., 1898, с. 1-111; Орлов Ε. Η., С. Его жизнь и филос. деятельность. Биографич. очерк, СПБ, 1897 (имеется библ.); Виндельбанд В., О Сократе (Речь), в его кн.: Прелюдии. Филос. ст. и речи, пер. с нем., СПБ, 1904, с. 45-70; Дусинский И., О занятиях С. поэзией, "Летопись ист.-филол. об-ва при Новоросс. ун-те", 1905, т. 12. с. 247-74; Немоевский Α., Из-под пыли веков. I - Сократ, пер. Е. и И. Леонтьевых, СПБ, 1907; Ηовгородцев П., Политич. идеалы древнего и нового мира, вып. 1, М., 1910, с. 60-95; Гомперц Т., Греч, мыслители, пер. с нем., т. 2, СПБ, 1913, с. 32-88; Яворский Α. Α., Мировоззрение Еврипида и его отношение к ист. греч. философии вообще и к учению С. в частности, "Варш. унив. изв.", 1913, No 5-9, с. 1-51; Сиповский В. Д., С. и его время. Историч. очерк, 3 изд., СПБ, 1914; Жебелев C. A., Сократ, Берлин, 1923; Сотонин К., Сократ. Введение в косметику, Каз., 1925; Дынник Μ. Α., Очерк истории философии классической Греции, М., 1936, с. 175-82; Сережников В., Сократ, М., 1937; История философии, т. 1, М., 1940 (по имен. указат.); История философии, т. 1, М., 1957 (по имен. указат.); Соболевский С. И., С. и Аристофан, "Уч. зап. Моск. гор. пед. ин-та", 1947, т. 6, с. 7-32; Габдуллин Б., Несколько слов о критике Абаем этич. идей С., "ФН" (НДВШ), 1960, No 2; с. 169-72; Лосев А. Ф., История античной эстетики. Софисты. Сократ, Платон, М., 1969; Fouillée Α., La philosophie de Socrate, t. 1-2, P., 1874; Piat С., Socrate, P., 1900; Maier H., Sokrates. Sein Werk und seine geschichtliche Stellung, Tübingen, 1913; Kafka G., Sokrates, Platon und der sokratische Kreis, Münch., 1921 (Geschichte der Philos, in Einzeldarstellungen, Abt. 2, Bd 7); Ritteir C., Sokrates, Tübingen, 1931; Meunier M., La légende de Socrate, P., 1965.

А. Лосев. Москва.

В начало энциклопедии