Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
РЕЧЬ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

РЕЧЬ

РЕЧЬ (более узко - речевая деятельность) - один из видов специфически человеч. деятельности, под к-рым понимается обычно коммуникативная деятельность, опосредованная знаками языка. Термин "Р." не имеет твердо установл. значения. В психологии он иногда понимается расширительно - в объем Р. включается не только деятельность, но в известной мере и система средств общения и вообще осуществления этой деятельности, т.е. язык. В языкознании термин "Р." общепринят для обозначения категории, коррелятивной категории "язык", т.е. для перевода введенного Соссюром термина "parole", тогда как термином "речевая деятельность" иногда пользуются для перевода соссюровского термина "langage".

В науч. лит-ре существуют различные, зачастую прямо противоречащие друг другу взгляды на сущность и функции Р. Так, Б. Кроче трактует Р. как средство эмоц. выражения; О. Дитрих, К. Яберг и К. Фосслер приписывают языку (Р.) две осн. функции - выражение и коммуникация. Для А. Марти и П. Вегенера Р. есть только средство воздействия. Наконец, существуют попытки (П. Демпе) интерпретировать Р. только как средство выразить нек-рое объективное содержание. Наиболее распространена в наст. время концепция К. Бюлера, в к-рой язык характеризуется функциями выражения (Ausdruck), обращения (Appel) и сообщения (Darstellung), реализуемыми в речевой деятельности. Согласно Ф. Кайнцу и К. Аммеру, членение, предложенное Бюлером, соответствует лишь системе "первичных" функций языка или Р. ("диалогич. функции"); наряду с ними в Р. могут реализоваться и "вторичные" ("адиалогические") функции: этическая (выражение определ. отношения к собеседнику), магическо-мифическая и логико-алетическая (выражение мировоззрения). Близко к этому понимание Р. Якобсоном, выделяющим соответственно 6 компонентам акта Р. (отправитель, адресат, контекст, код, контакт и сообщение) след. функции Р.: эмотивную (выражение чувств и воли говорящего); конативную или вокативно-императивную (направленность и модульность Р.); референтную (обозначение предметов внешнего мира); метаязыковую, дающую возможность говорить о языке; фатическую (установление контакта) и поэтическую (организация сообщения).

Согласно пониманию, распространенному в сов. психологии (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн), язык (Р.) имеет две осн. функции: средства общения, орудия коммуникации и функцию средства обобщения, орудия мышления. Сов. психологи выделяют у Р. также функции выражения, воздействия, указательную и др. В отличие от Бюлера и др., рассматривающих функции Р. как самостоятельные и приписывающих их различным речевым элементам, сов. психология склонна трактовать их как включенные в одно единство (внутри к-рого они друг друга определяют и опосредствуют), не считая возможным атрибутировать эти функции отд. единицам Р.

Р. как средство общения. В нек-рых сообществах животных существуют развитые системы коммуникации, функционально сходные с Р., напр. "язык" пчел, используемый для передачи информации о найденном источнике пищи. Однако все подобные системы служат для осуществления только биологич. функций (питание, размножение); они передаются генетич. путем, а не через посредство обучения. Существенно ограничены и их содержат. возможности. Человеч. Р. могла возникнуть лишь в трудовом коллективе, как средство координации специфически трудовой деятельности и как форма существования возникающего в этом же контексте сознания. В этом процессе речевые средства постепенно теряют свой "естеств." характер и становятся системой искусств. сигналов. При этом они уже не просто тем или иным образом организуют в принципе не зависимую от них деятельность, как это было ранее, а вносят в нее новое объективное содержание и этим перестраивают ее структуру: в знаке фиксируются не только внешние, природные связи объектов, но и связи самой деятельности.

Наряду со звуковой Р. для коммуникации могут служить и другие (визуальные, тактильные и т.д.) формы Р.

С коммуникативной функцией Р. связана ее членораздельность (артикулированность), т.е. особая внутр. организация речевого сообщения, соответствующая иерархически организованным в языке и реализующимся в Р. кодовым системам (семантич. артикуляция - распадение потока Р. на слова; морфологич. артикуляция - морфемы; фонетич. артикуляция - фонемы).

Р. как средство обобщения. В языковой форме общество опредмечивает многообразные результаты и формы (способы) деятельности. Каждый индивид в процессе обучения распредмечивает эти результаты и формы и т.о. формирует различные способности. При этом усвоение языка и формирование соответствующих ему способностей является необходимым условием для усвоения др. элементов обществ.-историч. опыта человечества, существующих в языковой форме, и формирования на этой основе др. деятельных способностей. Т.о., язык есть орудие сознания, а речевая деятельность - форма процесса, в к-ром сознание отражает действительность и в к-ром оно реализуется. В известном смысле можно сказать, что Р. есть процесс, а язык - способ осуществления сознания. Это относится и к внутр. Р., т.е. такой, внешняя (звуковая) сторона к-рой редуцирована или совсем свернута и обычно выступает в виде микродвижений речевых органов.

В и д ы Р. выделяются в зависимости от ее функцион. направленности и обстоятельств протекания. Наиболее общо деление Р. на диалогическую и монологическую. В совр. науке специально рассматривают массовую коммуникацию, объединяя в ней все виды Р., служащие задаче воздействия на массовую аудиторию, но не предполагающие с ней непосредств. контакта (пресса, радио, телевидение). По др. основанию Р. делится на письм. и устную. Существуют и многие другие принципы классификации видов Р.

Р. как объект языкознания и д р . н а у к. Языкознание изучает Р. гл. обр. как реализацию системы языка, а также отд. виды Р. Эти последние рассматриваются также поэтикой, теорией массовой коммуникации и нек-рыми др. науками. Логика изучает Р. как одну из форм осуществления человеч. мышления. Психология исследует механизмы онтогенеза Р. и ее функции в психич. деятельности. Механизмы и патология Р. изучаются также в физиологии. Звучание Р. безотносительно к ее содержанию и функциям исследует речевая акустика как часть физики. Наконец, в последние годы начался интенсивный анализ Р. с т. зр. теории связи и прежде всего теории разборчивости речевых сигналов, а также механизмов их опознавания и условий синтеза искусств. Р. В наст. время все эти дисциплины, исторически сложившиеся как самостоят. отрасли знания, располагают собств. системами понятий и терминов и действуют в известной изоляции друг от друга. Между тем существует ряд задач, вызывающих необходимость комплексного междисциплинарного исследования Р. и разработки пограничных вопросов. Это обусловило появление направлений типа "психолингвистики" (США), пытающихся синтезировать различные подходы к исследованию Р.

Лит.: Маркс К., Замечания на книгу А. Вагнера "Учебник политич. экономии", Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19; Πотебня Α. Α., Из записок по рус. грамматике, 2 изд., т. 1-2, X., 1888; его же, Мысль и язык, 3 изд., X., 1913; Соссюр Φ., Курс общей лингвистики, пер. с франц., М., 1933; Μорозова Н. Г., О понимании текста, "Изв. АПН РСФСР", 1947, вып. 7; Происхождение человека и древнее расселение человечества, М., 1951; Выготский Л. С, Избр. психологич. исследования, М., 1956; его же, Развитие высш. психич. функций, М., 1960; Щедровицкий Г. П., "Языковое мышление" и его анализ, "Вопр. языкознания", 1957, No 1; Эльконин Д. Б., Развитие речи в дошкольном возрасте, М., 1958; Жинкин Н. И., Механизмы Р., М., 1958; Лурия А. Р., Развитие Р. и формирование психич. процессов, в сб.: Психологич. наука в СССР, т. 1, М., 1959; Новое в лингвистике, [пер. с англ. и франц.], вып. 1-3, М., 1960-63; Ананьев Б. Г., К теории внутр. Р. в психологии, в его кн.: Психология чувств. познания, М., 1960; ДукельскийН. И., Принципы сегментации речевого потока, М.-Л., 1962; Леонтьев Α. Α., Возникновение и первонач. развитие языка, М., 1963; Лурия А. Р., О нарушении динамики речевого мышления, в его кн.: Мозг человека и психич. процессы, М., 1963; Розенгарт-Пупко Г. Л., Формирование Р. у детей раннего возраста, М., 1963; У истоков человечества, М., 1964; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, 2 изд., М., 1965; Humboldt W., Über die Verschiedenheit des menschlichen Sprachbaues und ihren Einfluss auf die geistige Entwickelung des Menschengeschlechts, Gesammelte Werke, Bd 6, В., 1848; Steintha1 H., Grammatik, Logik und Psychologie. Ihre Prinzipien und ihr Verhältniss zu einander, В., 1855; Bühler K., Sprachtheorie, Jena, 1934; Bloomfield L., Language, L., 1935; Ηje1ms1ev L., Langue et parole, Cahiers F. de Saussure, t. 2, Geneve, 1942; Skinner В., Verbal behavior, Ν. Υ., 1957; Υngve V., A model and an hypothesis for language structure, "Proceedings of the American Philosophical Society", 1960, v. 104, No 5; Malinowski В., The problem of meaning in primitive language, в кн.: Оgden C. K. and Richards I. Y., The meaning of meaning...,10 ed., N. Y., 1959; Pike K. L., Language in relation to a unified theory of the structure of human behaviour, pt 1-3, Glendale, 1954-60; Psycholinguistics: a book of readings, N. Y., 1961; S1ama-Cazacu T., Langage et contexte, 's-Gravenhage, 1961; Psycholinguistics. A survey of theory and research problems, 2 ed., Bloomington, 1965.

А. А. Леонтьев. Москва.

В начало энциклопедии