Приглашаем посетить сайт

Просвещение (lit-prosv.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "А" (часть 2, "АВТ"-"АЛЕ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 2, "АВТ"-"АЛЕ")

АВТОРИТЕТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АГАЯН

Газарос (1840-1911) - арм. просветитель, писатель и педагог. Учился в Тифлисе. Работая наборщиком в Москве и Петербурге, посещал лекции в ун-тах. В соч. "Современная публицистика" (1898) А. выступил против несправедливого разделения людей на классы, вызванного, по его мнению, эгоизмом господств. классов, за к-рым скрываются материальные интересы (см. указ, соч., с. 19). Средством устранения обществ. неравенства А. считал ликвидацию частной собственности, порождающей ненависть в отношениях между людьми. Общий интерес, по А., "...заключается во всеобщей собственности. ...Источником счастья и благосостояния общества является его всеобщая собственность" (там же, с. 36, 44). Утопичность идеалов А. сказалась в отрицании революц. методов переделки общества.

АГАЯН

Лит.: Шаумян С. Г., Газаросу Агаяну. - К 40-летию его деятельности, в его кн.: Избр. произв., т. 1, М., 1957; Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 2, М., 1956, с. 780-82.

В. Чалоян. Ереван.

АГНОСТИЦИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АГОНИСТИКИ

АГОНИСТИКИ (лат. agonistici, от греч. ἀγωνιστικός - способный к борьбе), или ц и р к у м ц е л л и о н ы (лат. circumcelliones, букв. - вокруг клетей бродящие), - члены христ. секты 4-5 вв., действовавшей на территории римской провинции Африки (совр. Алжир). В сов. науке высказывалось мнение о том, что А. и циркумцеллионы представляли собой различные группировки (А. Д. Дмитрев, К вопросу об агонистиках и циркумцеллионах, "Вестн. древней истории", 1948, No 3).

А. составляли наиболее радикальное крыло донатизма. Они были в основном выходцами из эксплуатируемых слоев сельского населения - колонов и рабов. А. проповедовали аскетизм, уход от мирских дел, добровольное мученичество. Рассматривая официальную церковь как "предательскую", они преследовали ее священников, иногда выступали во главе стихийных вооруж. восстаний сел. населения. Сыграли значит. роль в борьбе нар. масс против рабовладельч. Римской империи и санкционировавшей ее власть ортодоксальной христианской церкви.

Лит.: Mашкин Η. Α., Движение агонистиков, "Историк-марксист", 1935, No 1; его же, Агонистики, или циркумцеллионы, в кодексе Феодосия, "Вестн. древней истории", 1938, No 1; Дилигенский Г. Г., Вопросы истории народных движений в поздней Римской Африке, "Вестн. древней истории", 1957, No 2.

Г. Дилигенский. Москва.

АГОСТИ

АГО́СТИ (Agosti), Эктор (р. 1911) - аргент. социолог и лит. критик. Член Коммунистич. партии Аргентины. Участник движения Университетской реформы, идеолог его левого крыла. Неоднократно подвергался преследованиям за свои политич. взгляды. В своих работах А. пропагандирует идеи социалистич. реализма.

Соч.: El nombre prisionero, Buenos Aires, [1938]; Crítica de la reforma universitaria, [Buenos Aires, 1934]; Emilio Zola, Buenos Aires, 1941; Literature francesa, Buenos Aires, 1944; Defensa del realismo, [2 ed., Buenos Aires, 1955]; José Jngenieros. Cuidadano de la juventud, 2 ed., Buenos Aires, 1950; Cuaderno de bitácora, Buenos Aires, 1949; Echeverría, Buenos Aires, [1951].

И. Григулевич. Москва.

АГРЕГАТ

АГРЕГАТ (в логике) (от лат. aggrego - присоединяю, включаю) - совокупность однородных предметов, свойства к-рых (фиксируемые в понятии об этой совокупности) принадлежат лишь этой совокупности в целом как особому предмету (напр., "созвездие Большая Медведица", "N-й полк" и т.п.). А., как и индивидуальные предметы, обозначается собств. именем. А. отличается от множеств (классов) предметов, в к-рые объединяются единичные предметы по общим для них свойствам, принадлежащим каждому из единичных предметов этого множества.

А. состоит из предметов, к-рые упорядочиваются в пространственно-временных отношениях, отношениях соподчинения, цели и т.п. Множество же составляется из единичных предметов в результате операции отождествления по общим для них свойствам. Понятия, соответствующие А., носят название собират. понятий. Лит.: Каринский М. И., Классификация выводов, в кн.: Избр. труды русских логиков XIX века, М., 1956, с. 75, 111, 132, 133, 188.

Д. Горский. Москва.

АГРИКОЛА

АГРИКОЛА (Agricola), Г ю и с м а н; голл. X ё й с м а н (Huysman), Рудольф (февраль или август 1443 - 27 или 28 окт. 1485) - гуманист и философ. Родился в Бафло, близ Гронингена (Голландия), учился в Голландии и Германии. В 1468-79 жил в Италии. Переехав в Германию, развил энергичную деятельность по распространению гуманистич. идей. В своих публичных лекциях в Гейдельберге и Вормсе, в многочисл. письмах и стихах А. резко нападал на схоластику и призывал к утверждению науч. метода, основанного на здравом смысле. Борьбе со схоластикой посвящено его соч. "О диалектическом нахождении" ("De inventione dialectica", 1480). Другое его соч. "О построении изучения" ("De formando studio", 1484) считалось в свое время сводом гуманистич. педагогич. знаний. В этом же произведении А. утверждал, что изучение философии (в к-рую он включал и физику) является лучшим средством распространения образования; требовал, чтобы лат. яз. всегда пояснялся немецким. Соч.: In laudem philosophiae et reliquarum artium oratio, "Arch. Geschichte Philos.", В., 1922, Bd 34; Lucubrationes..., Bd 1, Coloniae, 1539.

Лит.: Ihm G., Der Humanist Rudolf Agrikola, sein Leben und seine Schriften, Lfg 1-2. Paderborn, 1893; Velden H. E. J. M. van der, Rudolphus Agricola..., Leiden, 1911; Faust A., Die Dialektik Rudolf Agricolas, "Arch. Geschichte Philos.", В., 1922. Bd 34; Prantl C., Geschichte der Logik im Abendlande, Bd 4, B.. 1957, S. 167-69.

M. Смирин. Москва.

АГРИППА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АД

АД (от греч. Ἀΐδης или Ἅιδης) - в системе представлений большинства религий место наказания душ "грешников". Представление об А. возникло из первобытных представлений о возможности самостоятельного существования души, ее бессмертии, о загробной жизни в глубине земли, где душа якобы продолжает свое земное существование. Это представление получило дальнейшее развитие в религиях Древнего Востока, в к-рых А. изображался в виде места, где "грешники" терпели кару в противоположность "праведникам", получавшим награждение. В др.-греч. мифологии существовало представление о царстве теней, где тени мертвых охраняют свои земные атрибуты и положение в обществе. Царство теней у древних греков делилось на тартар - место обитания злых, и элизий - добрых и мудрых.

Библейские представления об А. постоянно изменялись. В религии иудеев А. (шеол) - подземная область, куда нисходят тени всех умерших, как грешников, так и праведников: затем выработалось представление об А. как месте, где подвергаются мучениям души "грешников" в наказание за "грехи". В кн. Исайи (XVI, 24) даже указывается точное местонахождение А. в окрестностях Иерусалима, в долине Гинном (отсюда - геенна). Воспринятые христианством, эти представления об А. были приспособлены к учению об искуплении, воскрешении мертвых и страшном суде. Христ. представления об А. стали предметом теологии; они излагались в трактатах Тертуллиана, Лактанция, Августина и др. Православная и католич. церкви сохраняют ср.-век. представление об А. По учению православной церкви, муки А. вечны. В католицизме А. делится на постоянный (собственно А.) и временный (чистилище), откуда души грешников могут быть выкуплены заступничеством церкви. Нек-рые протестантские богословы утверждают, что вечные муки А. заключаются в угрызениях совести и что А., т.о., - явление субъективное.

Представления об А. существуют и в вост. религиях - исламе, брахманизме, буддизме. Напр., в буддистской религии существует понятие "нарака", близкое по значению понятию "чистилище". Господств, классы используют представления об А. для запугивания трудящихся вечными муками с целью держать их в повиновении, утверждая, что место и А. уготовано всем непокорным.

Лит.: Лафарг П., Измышление ада, в его кн.: Экономический детерминизм К. Маркса, Соч., т. 3, М.-Л., 1931; Скворцов-Степанов И. И., Благочестивые размышления об аде и рае..., М., 1958; Вautz Y., Die Hölle, Mainz, 1882.

АДВЕНТИСТЫ

АДВЕНТИСТЫ (от лат. adventus - пришествие) - христ. секта, приверженцы к-рой верят в скорое "второе пришествие Христа", к-рый якобы будет чинить "страшный суд" и установит "тысячелетнее царство божие" на земле. Впервые адвентизм возник в США в 30-х гг. 19 в. Амер. баптист У. Миллер в 1833 выпустил книгу "Свидетельства из священного писания и истории о втором пришествии Христовом около 1843 г. и о его личном царствовании в продолжение 1000 лет" (W. Miller, Evidences from scripture and history of the second coming of Christ about the year 1843 etc.). В этой книге отразилось мировоззрение разоряющихся фермеров, в сознании к-рых крах их хозяйства воспринимался как признак крушения всего мира. После 1843 даты пришествия Христа постоянно переносились.

По вероучению и культу адвентизм близок к баптизму (см. Баптисты); он признает триединого бога, богооткровенность Библии, воскресение мертвых, отвергает иконы, "святых угодников", крест и т.п. Отличие адвентизма от баптизма, помимо веры в скорое "пришествие Христа", заключается в особых представлениях о душе, согласно к-рым душа человека умирает и воскресает вместе с телом. Под влиянием классовых противоречий в среде А. выдвинулись различные группы: "адвентисты-христиане", проповедующие, что в конце тысячелетнего царствия все "грешники" будут уничтожены; "адвентисты-евангелисты", признающие бессмертие; "адвентисты седьмого дня", празднующие субботу как день "отдыха бога". Центр междунар. организации А. находится в США, где к 1956 насчитывалось ок. 3 тыс. общин с 313 тыс. членов, гл. обр. "адвентистов седьмого дня". Благодаря интенсивной миссионерской деятельности А. имеются во мн. странах. В России А. появились в 80-х гг. 19 в. К 1910 их насчитывалось 4 тыс. Руководители А. поддерживали политику самодержавия, враждебно отнеслись к Октябрьской революции и Сов. власти. В СССР имеются общины А., преимущественно "адвентистов седьмого дня". Встречаются также немногочисл. группы т.н. адвентистов-реформистов, проповедующих антиобществ. взгляды (отказ от службы в Сов. Армии, отказ от работы в субботние дни и т.д.). Мировоззрение А. проникнуто пессимизмом, пассивностью, ожиданием скорого "пришествия Христа" и "страшного суда". Борьба против адвентизма - актуальный участок науч.-атеистич. пропаганды.

Лит.: Адвентизм седьмого дня, сост. С. Д. Бондарь, СПБ, 1911; Клибанов А. Л., Адвентисты, [Л.], 1931; Φризен Г., Рейнмарус А., Адвентисты, M., 1930; Sheldоn Н. С., Studies in recent adventism, N. Y., 1915; Mueller W., Die Adventisten, was man von ihnen wissen muß, Hamb., 1947.

Л. Митрохин. Москва.

АДЕКВАТНЫЙ

АДЕКВАТНЫЙ (от лат. adaequatus - приравненный, равный) - равный, соответствующий, тождественный. Адекватное познание - познание, к-рое верно отражает существ, свойства и отношения предметов объективного мира.

АДЖИВИКА

АДЖИВИКА (происхождение термина спорное) - материалистич. учение Др. Индии, возникшее, по-видимому, в 6 в. до н.э. Основателем А. считается мудрец Госала Маккхали, к-рый совместно с материалистами Аджита Кешакамбалин, Пурана Кашьяпа и Пакудха Катьяяна организовал особую секту - Адживика. Наибольшим влиянием учение А. обладало в период правления династии Маурьев в рабовладельч. гос-ве Магадха, после чего значение его уменьшилось, и вплоть до 14 в. оно сохраняло лишь местное значение. Источником для изучения А. являются лишь полемич. выступления против него сторонников буддизма и джайнизма. Приверженцы А. отвергали религ. доктрину о переселении душ. Основами бытия они признавали семь начал: четыре веществ. элемента (вода, земля, воздух, огонь), жизнь, радость и страдание. По их мнению, эти элементы обладают крепостью гор и прочностью колонн, нерастворимостью и неразрушимостью, первичностью и неизменностью. Учение А. в нек-ром отношении предваряло атомистич. теорию строения мира. Весь миропорядок; по А., так же как и поведение индивида, определяется не брахманскими догмами кармы, самсары или мокши, а объективным принципом нияти (судьба, необходимость). Учение о нияти направлено против господствовавших религ.-мифо-логич. представлений о подчиненном божеств. воле и непознаваемом универсуме.

Лит.: The Dīgha-Nikāya, ed. by Т. W. Rhys Davids and J. Estlin Carpenter, v. 1, L., 1890; Basham A. L., History and doctrines of the Ajivikas, L., 1951.

Н. Аникеев. Москва.

АДЛЕР МАКС

А́ДЛЕР Макс (Adler), (15 янв. 1873 - 28 июня 1937) - австр. философ, один из гл. представителей австромарксизма и неокантианского ревизионизма. Проф. Венского ун-та. Издатель (совм. с Р. Гильфердингом) "Marx-Studien". Трактуя "вещь в себе" Канта в духе неокантианского субъективного идеализма как "мысленную вещь", А. активно боролся против материалистич. теории отражения. На словах признавая диалектич. метод, А. превращал его (в соответствии о требованием "физич. идеализма") в релятивистское учение о процессах, в учение о сведении всего существующего к функциональным связям, отношениям между явлениями, в к-рых "уже нет места для материальной субстанции". А. старается уверить, будто материалистич. понимание истории классиков марксизма не имеет ничего общего с филос. материализмом (см. "Энгельс как мыслитель", Л.-М., 1924, с. 86-87) и представляет собой историч. позитивизм ("теорию социального опыта"). "Социальное" А. рассматривает как особую" форму восприятия, присущую нашему познанию, и исходит из идеалистич. принципа тождества обществ. бытия и сознания. Производств. отношения А. рассматривает как "явления духовной жизни". Филос. ревизионизм А. был попыткой теоретич. обоснования прикрытого "левыми" фразами реформизма.

Соч.: Marxistische Probleme, Stuttgart, 1913; Die Staatsauffassung des Marxismus, W., 1922; Lehrbuch der materialistischen Geschichtsauffassung, Bd 1-2, B., 1930-32; Das Rätsel der Gesellschaft, W., [1936]; Das Soziologische in Kants Erkenntniskritik, W., 1924; Kant und der Marxismus, B., 1925. Соч. в рус. пер. - Марксизм как пролетарское учение о жизни, П., [1923]; Маркс как мыслитель, пер. [с нем.], Л.-М., 1924.

Лит.: Быховский Б., Враги и фальсификаторы марксизма, М.-Л., 1933.

Б. Быховский. Москва.

АДЛЕР ФРИДРИХ

А́ДЛЕР Фридрих (Adler), (р. 9 июля 1879) - австр. социал-демократич. деятель, один из теоретиков австромарксизма. А. - сторонник субъективно-идеалистич. философии эмпириокритицизма. По образованию физик. В 1907-11 А. - доцент Цюрихского ун-та. Одновременно редактировал орган швейц. социал-демократии "Volksrecht". В 1911-34 - редактор, а затем издатель "Kampf" - теоретич. органа с.-д. партии Австрии. В 1916 убил австр. премьер-министра Штюргка. А. - один из инициаторов создания 2½-го Интернационала (1921) и его последующего слияния со 2-м Интернационалом. С 1923 - секретарь исполкома 2-го Интернационала. Будучи реформистом в политике, А. в философии эклектически соединял элементы вульгаризированного им диалектич. материализма и эмпириокритицизма (филос. статьи в "Neue Zeit", 1906-07, под псевдонимом Фриц Тишлер), пытался "дополнить" и теоретически "обосновать" марксизм с помощью махизма. А. считал махизм философией новейшего естествознания. В работе "Энгельс и естествознание" ("Engels und Naturwissenschaft", 1925) он не признает марксистскую философию как цельное мировоззрение. Критика философии А. дана в книге В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" (см. Соч., 4 изд., т. 14, с. 41, 52, 104, 207).

Соч.: Ernst Machs Überwindung des mechanischen Materialismus, W., 1918; Vor dem Ausnahmegericht, [2. Ausg.], Jena, 1923; Die Erneuerung der Internationale. Aufsätze aus der Kriegszeit, W., 1918; Ortszeit, Systemzeit, Zonenzeit und dss ausgezeichnete Bezugssystem der Elektrodynamik, W., 1920.

Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 30, с. 336-37; т. 35, с 191-92.

АДОМАЙТИС

АДОМА́ЙТИС (Adomaitis), Юозас (псевд. - Ш е р н а с) (7 авг. 1859 - 5 авг. 1922) - литов. просветитель, публицист и популяризатор естественнонаучных, материалистич. знаний. Из крестьян. Преследуемый царской полицией, в 1895 уехал в США. Активно участвовал в эмигрантской бурж.-либеральной печати. Умер в Чикаго. Издал ок. 20 книг на литов. яз., написанных на основе трудов авторов ряда стран, но содержавших и собств. взгляды А.; написал много статей.

Материя, согласно А., первична, вечна и никем не создана ("Биология, или наука о живых существах" - "Biologija, arba mokslas apie gyvus daiktus", Pagal prof. Nusbaumą, sutaisě Šernas, 1901). Все тела Вселенной состоят из одних и тех же элементов. "Строение всех предметов определяется не какой-либо случайностью, а твердыми постоянными законами природы" ("Воздух, вода, свет и теплота". Лекции проф. Блохмана, сост. Шернас - "Oras, vanduo, šviesa ir šiluma", 1907). Рассматривая обществ. развитие с бурж.-либеральных и идеалистич. позиций, А. при этом уделял большое внимание вопросу о роли географич. среды и способу потребления в жизни общества ("Этнология, или наука о народах мира". По д-ру М. Габерландту и Летурно, сост. Шернас, - "Ethnologija, arba mokslas apie žemės tautas", 1903). А. был противником войн, расового, колониального, нац. угнетения ("География, или очерки земли". По Гейке, Налковскому и др., сост. Шернас, - "Geografija; arba žemės арrašymas", 1906). Он боролся против религ. суеверий, хотя и шел в нек-рых случаях на компромисс с католич. духовенством. Несмотря на непоследоват. характер мировоззрения А., работы его сыграли положительную роль в распространении естественно-материалистических и атеистических идей среди литов. населения.

Лит.: Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 2, М., 1956, с. 682- 684; Барздайтис И., Из истории атеистической мысли в Литве, "Коммунист", Вильнюс, 1958, No 7.

И. Мацявичус. Вильнюс.

АДОРАТСКИЙ

Владимир Викторович [7(19) авг. 1878 - 5 июня 1945] - сов. философ, академик (с 1932). Род. в Казани. Окончил юридич. ф-т Казанского ун-та (1903). С 1900 - в революц. движении, С 1904 - член РСДРП, большевик, в 1904-05 - член Казанского комитета РСДРП. В 1905 арестован, в 1906 выслан за границу. Будучи за границей (1903-04, 1905, 1906-08, 1911, 1911 - 12, 1914-18), неоднократно встречался с Лениным и выполнял его поручения. В 1908-12 работал над книгой "О государстве (К вопросу о методе исследования)", изд. в 1923. После Октябрьской революции 1917 работал в Наркомпросе и Центрархиве, преподавал в Ин-те красной профессуры и Коммунистич. ун-те им. Свердлова, был зам. директора Ин-та Ленина (1928-31), директором Ин-та философии Коммунистич. академии (1931-36), директором (1936-39) и старшим науч. сотрудником (1941-44) Ин-та философии АН СССР, директором (1931-38) и гл. редактором (1938-41, 1944 - 45) Ин-та Маркса - Энгельса - Ленина. А. вел исследоват. работу в области теории государства и права, истории марксизма, работал также над науч. биографиями Маркса и Ленина. В. И. Ленин высоко ценил А. как "теоретика и пропагандиста", хорошо образованного, "знающего марксиста" (см. Ленинский сборник XXXVI, 1959, с. 101, 469, 470).

А. - редактор мн. томов Сочинений Маркса, Энгельса, Ленина; составитель хрестоматии по историч. материализму из работ Маркса и Энгельса, хрестоматий по диалектическому и историческому материализму из работ Ленина. Под редакцией А. были изданы "Немецкая идеология" (первые полные публикации на нем. и рус. языках) Маркса и Энгельса, "Капитал" Маркса, "Анти-Дюринг" и "Диалектика природы" (академич. издание на языке оригинала) Энгельса, "Материализм и эмпириокритицизм", "Философские тетради" Ленина. В начале 30-х гг. А. принял участие в выступлениях против меньшевиствующего идеализма и механицизма.

Соч.: Научный коммунизм Карла Маркса, ч. 1, М., 1923; О теории и практике ленинизма, M.-Л., 1924; Маркс, Энгельс, Ленин и Гегель (Марксизм-ленинизм и гегелевская диалектика), в сб.: Гегель и диалектический материализм, Μ., 1932; К вопросу о научной биографии Ленина, М., 1933; О философских работах Ленина, в кн.: В. И. Ленин, Философские тетради, [M.], 1934.

Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 32, с. 437; т. 35, с. 379 и 440; Ленинские сборники: XVI, М.-Л., 1931, с. 97-98, XX, М., 1932, с. 349, XXIII, М., 1933, с. 315-16, XXIV, М., 1933, с. 291, XXXV, М., 1945, с. 341.

Г. Багатурия. Москва.

АДОРНО

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЗЕВЕДУ

АЗЕВЕ́ДУ (Azevedo), Фернанду ди (р. 2 апр. 1894) - браз. бурж. социолог, сторонник Дюркгейма. Пред. Бразильского об-ва социологии (с 1935), заместитель пред. Междунар. ассоциации социологии (1950-53). Автор учебника "Основы социологии" ("Princípios de sociologie", 1935, 6 изд., 1954). Выступает с гуманистич. и просветительскими требованиями бесплатного обучения, против монополизации культуры привилегированным меньшинством ("Социология образования" - "Sociología dé la educatión", 1940, 3 изд., 1954).

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЙEP

А́ЙEP (Ауеr), Алфред Джулс (р. 29 окт. 1910) - англ. бурж. философ, представитель неопозитивизма, проф. метафизики в Оксфорде (с 1959). Образование получил в Оксфордском и Венском ун-тах. Проф. философии в Лондонском ун-те (с 1946), член Британской академии (с 1952). Первая крупная работа А.- "Язык, истина и логика" ("Language, truth and logic", 1936) - является изложением взглядов, сходных, по существу, с идеями Венского кружка. В этой работе знание об объективном мире А. сводит к знанию о "чувственных данных" познающего субъекта, а материальные вещи он рассматривает как "логические конструкции чувственных данных". Однако вскоре А. несколько отходит от общего течения неопозитивизма и сосредоточивает внимание на общефилос. и, в первую очередь, гносеологич. вопросах: природа знания, средства его достижения и достоверности, сущность объекта познания; затрагивает также проблемы причинности и закономерности в природе ("Проблема знания" - "The problem of knowledge", 1956), логич. индукции и эстетич. ценностей и др. Эти проблемы А. старается решить с помощью анализа значения (семантики) соответствующих понятий, ошибочно полагая, что уже семантический анализ дает ответ на поставленные вопросы. При этом анализ проводится с позиций субъективного идеализма (А. отмечает связь, существующую между его философией и учениями Беркли и Юма).

Соч.: The foundations of empirical knowledge, L., 1940: Philosophical essays, L.-Ν. Y., 1954; British empirical philosophers, L.,1952.

Лит.: Корнфорт М., Наука против идеализма. В защиту философии против позитивизма и прагматизма, пер. с англ., М., 1957.

В. Абрамов. Москва.

АЙДИТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЙДУКЁВИЧ

АЙДУКЁВИЧ (Ajdukiewicz), Казимеж (р. 12 дек. 1890) - польский логик и философ. Принадлежал к т.н. львовско-варшавской школе неопозитивизма. С 1925 но 1938 - проф. Львовского и Варшавского ун-тов. В 1938 возглавил Познаньское филос. об-во. А. активно включился в науч. жизнь народно-демократич. Польши: А. - действит. член Польской АН, руководитель Сектора логики в Ин-те философии и "социологии АН; с 1953 - гл. редактор журн. "Studia logica". A. известен гл. обр. своими работами по филос. оценке и интерпретации достижений общей и математич. логики, что нашло свое отражение в разработанной им семантич. теории языка.

Соч.: О znaczeniu wyrazeń, Lw., 1931; Propedeutyka filozofii, 5 wyd.. Warsz.-Wr., 1950; Zagadnienia i kierunki filozofii, Kr.. 1949; Zarys logiki, 4 wyd., Warsz., 1957; Sprache und Sinn, "Erkenntnis", Lpz., 1934, Bd 4, H. 2; Das Weltbild und die Begriffsapparatur, там же, Lpz., 1934, Bd 4, H. 4; Über Fragen der Logik, "Deutsche Z. Philosophie", B., 1956, Jg. 4, H. 3; Die Syntaktische Konnexität, "Studia philosophica", Leopoli, 1935, v. 1; Trzy pojęcia-definicji, "Studia filozoficzne", Warsz., 1958, No 5.

Лит.: Шафф Α., Некоторые проблемы марксистско-ленинской теории истины, пер. с польск., М., 1953; Schaff Α., Poglądy filozoficzne Kazimierza Ajdukiewicza (Szkic krytyczny), Warsz., 1952; Jordan Z., The development of mathematical logic and logical positivism in Poland, L., 1945.

И. Добронравов. Москва.

АКАДЕМИЯ ПЛАТОНОВСКАЯ

АКАДЕ́МИЯ ПЛАТО́НОВСКАЯ (Ἀκαδήμεια) - филос. школа Платона, основанная им ок. 387 до н.э. в парке в окрестностях Афин и названная Академией по имени мифич. героя Академа (Ἀκάδημος). А. п. представляла собой филос. общество почитания муз, возглавляемое схолархом - лицом, выбираемым из среды представителей школы. Почти тысячелетняя история A. п. была историей борьбы антич. идеализма с материализмом. Исходя из объективного идеализма Платона, А. п. на разных этапах своей истории подпадала под влияние других идеалистич. школ и противостояла антич. материализму.

Т. н. Древняя (1-я) академия, возглавлявшаяся сначала самим Платоном, а затем последовательно его учениками Спевсиппом(ок. 348 - ок. 339 до н.э.), Ксенократом из Халкедона (ок. 339 - ок. 315 до н.э.), Полемоном (ок. 315 - ок. 270 до н.э.) и Кратетом (ок. 270 - ок. 265 до н.э.), находилась под влиянием пифагореизма, занимаясь гл. обр. мистич. математикой и построенной на ней своеобразной диалектикой и натурфилософией с соответств. выводами для этики. Идеалистическая в основах своего учения, Древняя академия сыграла определенную роль в развитии и распространении математики и астрономии (Гераклид Понтийский, Евдокс Книдский, Филипп Опунтский). С Аркесилая (265-241 до н.э.) А. п. выходит на путь скептицизма. Этот период ее истории получил название С р е д н е й (2-й) а к а д е м и и. Представителями ее были Лакид Киренский (241 или 240-224 или 222), Телекл, Эвандр, Гегесин. Карнеад Киренский является основателем т.н. Н о в о й (3-й) а к а д е м и и, к-рая углубила скепсис Средней академии и ожесточенно нападала на догматизм стоиков. Академич. скептицизм явился возвратом к сократовским методам философии. За Карнеадом в качестве руководителя Академии выступил его родственник с тем же именем, после него - Кратет из Тарса и затем Клитомах Карфагенский (ок. 129 - ок. 110 до н.э.). Преемниками Клитомаха явились Филон из Ларисы (учитель Цицерона) (4-я а к а д е м и я) и Антиох из Аскалона (5-я а к а д е м и я). При этих руководителях Академия стала заметно отходить от скептицизма и переходить на путь эклектизма, стараясь объединить философию Платона и современные ей школы стоицизма, пифагореизма и перипатетическую школу. С 4-5 вв. (Плутарх Афинский) Академия прочно связывается с неоплатонизмом. В 529 имп. Юстиниан в целях борьбы с языч. идеологией закрыл Академию, конфисковал ее имущество и распустил академиков, которые с тех пор стали искать себе прибежище за пределами Греции. В эпоху Возрождения под назв. "платоновской" существовала во Флоренции (1459-1521) академия, осн. Козимо Медичи. Гл. представителем ее был Марсилио Фичино. Академия успешно боролась со схоластизированным Аристотелем переводила и комментировала сочинения Платона. Она стремилась придать своему платонизму светский характер.

Лит.: История философии, т. 1, М., 1940, с. 249-58, 306-309; Рихтер Р., Скептицизм в философии, т. 1, СПБ, 1910, с. 45-84; И. К. [Коpсунский], Изречения древнейших греческих мыслителей..., Харьков, 1887 (см. разд. 29, 30, 47, 48); Zeller E., Die Philosophie der Griechen, Tl 2-3, Abtl. l, 5 Aufl., Lpz., 1922-23; Sсhmekel A., Die Philosophie der mittleren Stoa, B., 1892; Sееl O., Die Platonische Akademie, Stuttgart, 1953.

А. Лосев. Москва.

АКИНДИН

АКИНДИН (Ἀκίνδυνος), Григорий (14 в.) - визант. церк. писатель и философ. В осн. филос. соч. "О сущности и энергии" ("De essentia et operatione") А. стремился систематически изложить учение Варлаама. Один из вождей варлаамитов, А. в борьбе с

реакционно-мистической теологией утверждал право разума на критику веры, считал, что только знания и опыт дают человеку истину. Полемизировал с Паламой.

Соч.: Palrologiae cursus completus, series graeca, accurante J.-P. Migne, t. 150-51, P., 1865.

Лит.: Успенский Ф., Очерки по истории византийской образованности, СПБ, 1891; Fabricius Α., Bibliotecae graecae, v. 11, Hamb., 1722.

АКОСТА

АКО́СТА (традиц. Acosta; правильнее д а К о с т а, da Costa), Уриель (первоначальное имя - Габриель; р. ок. 1585 - ум. в апр. 1640) - мыслитель-рационалист. Род. в Португалии. Получил католическое воспитание. Увлекся иудаизмом; в 1614 бежал в Голландию, где принял иудейство. Однако, ознакомившись с практикой иудаизма, выступил в своих "Тезисах против традиции" ("Propostas contra a tradição", известны по изложению в соч. "Щит и латы" венецианского раввина Леона да Модена, 1616) с обвинением "фарисеев" (раввинов) в искажении вероучения Моисея. В соч. "О смертности души человеческой" ("Sobre a mortalidade da alma do homen") отрицал религ. догмат о бессмертии души на том основании, что Ветхий завет совершенно умалчивает о нем. В 1623 был отлучен от синагоги. Через год опубликовал "Испытание фарисейских традиций в сравнении с писаным законом" ("Exame das tradições phariseas..."). Книга была публично сожжена раввинами, руководившими еврейской общиной Амстердама. В 1633 А. был вынужден отречься от своих "заблуждений", но вскоре снова разошелся с синагогой и был подвергнут вторичному отлучению, продолжавшемуся 7 лет. Это окончательно сломило силы А. Он согласился на унизит. и жестокий обряд публичного покаяния; не вынесши позора, он через неск. дней застрелился. А. оставил в рукописи соч. "Пример человеческой жизни" ("Exemplar humanae vitae", посм. 1687), в к-ром подверг сомнению истинность библейского иудаизма и отрицательно отнесся к религии откровения вообще. Отделяя мораль от религии, А. считал высшим принципом человеч. общежития любовь к ближнему, свойственную всем людям и независимую от религ. предписаний. В противоположность этой "естественной религии", по мнению А. отвечающей природе человека, существующие религии сеют ненависть и рознь между людьми. Эти идеи А. способствовали подрыву религ. мировоззрения и развитию атеизма. Идеи и судьба А. оказали влияние на формирование мировоззрения Спинозы.

Соч.: Die Schriften..., Amst.-Hdlb.-L., 1922; О смертности души человеческой и другие произведения (Вступит. ст. И. К. Луппола), М., 1958 (имеется библиогр.). Лит.: Казарин А., Уриель Дакоста, "Фронт науки и техники.", 1935, No 11-12; История философии, т. 2, М., 1941, с. 18, 168-69; Jellinek H., Uriel Acostas Leben und Lehre, Zerbst, 1847; Michaëlis de Vasconcellos C., Uriel da Costa, Coimbra, 1922.

В. Соколов. Москва.

АКСАКОВ

Константин Сергеевич [29 марта (10 апр.) 1817 - 7 (19) дек. 1860] - рус. историк и литератор, видный представитель ранних славянофилов. Сын писателя С. Т. Аксакова. Образование получил в Моск. ун-те (1832-35), где примыкал к кружку Станкевича (см. Станкевича кружок). К концу 30-х гг. А. полностью солидаризировался с теоретиком славянофильства Хомяковым. Принимал активное участие в идейной борьбе в России 30-50-х гг., полемизируя с революц. демократами по важнейшим вопросам рус. обществ. жизни.

Согласно А., лишь патриархально-общинный быт, сложившийся якобы на основе православия, гарантирует рус. обществу отсутствие классовых и нац. противоречий, обеспечивает единение царя, народа и церкви. В записке на имя Александра II "О внутреннем состоянии России" (1855) А. восхвалял общину и старые земские соборы как условия сочетания "свободы народа" с сильной императорской властью: "Сила власти - царю, сила мнения - народу". Самодержавие, православие и "народность" для А., как и для др. славянофилов, являлись "тремя китами русского быта", залогом процветания России. Противопоставляя крепостническую Россию "гниющему Западу", критикуя бурж. "антиморализм", А. защищал феодально-монархич. идеалы, пытался обосновать ретроспективную утопию, выступал с реакц. проповедью аскетизма.

Философской основой воззрений А. являлся объективный идеализм с сильными элементами мистики. Понимая мир как творение бога и считая, что материалисты "плоть духотворя, ... и дух и душу губят" (см. "Стихотворения", М., 1909, с. 46), А. ополчался на материализм за его безбожие. Истина, по А., постигается через "покорное следование богу", путем откровения и через любовь к богу и ближнему. Однако "постижение до творенья не достигнет никогда" ("Разуму", там же, с. 69), человеч. разум не способен творить, он лишь познает "всемогущую силу творца", он должен отречься от желания "итти в битву с небом". А. софистически использовал диалектику Гегеля, превращая ее в схоластическую казуистику.

Взгляды А. подвергались острой критике рус. революц. демократами. Идейное наследство А. использовалось идеалистич. и мистико-религ. школами рус. философии.

Соч.: Полн. собр. соч., т. 1-3, М., 1861-80; Сочинения, [ред. и прим. Е. А. Ляцкого], т. 1, П., 1915; О современном человеке, СПБ, 1876; Ранние славянофилы. А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. и И. С. Аксаковы, СПБ, 1912.

Лит.: Белинский В. Г., Полн. собр. соч., т. 6, М., 1955, с. 410-33; Герцен А. И., Полн. собр. соч. и писем. Под редакцией М. К. Лемке, т. 1-22, П.-Л.-М., 1919-25 (см. Указатель имен, т. 22); Чернышевский Н. Г., Полн. собр. соч., т. 1-16, М., 1939-53 (см. Указатель имен, т. 16); Венгеров С. А., Передовой боец славянофильства - К. Аксаков, СПБ, 1912 (имеется библиогр.).

П. Шкуринов. Москва.

АКСЕЛЬРОД

АКСЕЛЬРОД (псевдоним - О р т о д о к с), Любовь Исааковна (1868 - 5 февр. 1946) - рус. философ и литературовед. Участвовала в революц. движении (с 1884), эмигрировала во Францию (1887), затем переехала в Швейцарию. С 1892 - сторонница марксистской группы "Освобождение труда". В 1900 окончила Бернский ун-т (дисс. "Развитие мировоззрения Толстого" - "Tolstois Weltanschauung und ihre Entwicklung", 1902). В журн. "Научное обозрение" (дек. 1900) А. напечатал статью "Опыт критики критицизма". Последовательница Плеханова, А. сотрудничала в журн. "Заря" (1901-02) и газ. "Искра" (1901-05), выступала против экономизма, филос. ревизионизма, гл. обр. неокантианства (сб. "Философские очерки. Ответ философским критикам исторического материализма", 1906). В 1903 А. примкнула к меньшевикам. В 1906 вернулась в Россию. В 1907-10 А. напечатала ряд статей в защиту материалистич. философии от эмпириокритицизма (перепечатаны в сб. "Против идеализма. Критика некоторых идеалистических течений философской мысли", 1922). При изложении марксистской философии А., однако, делала уступки агностицизму и релятивизму, допускала ошибки в духе теории иероглифов (см. Иероглифов теория).

Во время 1-й мировой войны А. разделяла оборонч. взгляды. В нач. 1917 А. - член меньшевистского ЦК, во 2-й пол. 1917 - член плехановской группы "Единство". В 1921-23 преподавала в Ин-те красной профессуры, позднее работала в Ин-те науч. философии PАНИОН и в Гос. академии художеств. наук.

В 20-х гг. А. выступала как один из представителей механистич. ревизии марксистской философии (см. Механисты). К прежним ее ошибкам, идущим по линии отрицания марксистско-ленинской теории отражения и диалектики как теории познания, прибавились: подмена закона единства и борьбы противоположностей теорией столкновения противоположно направленных сил, непонимание сути абстракции, объявление случайности чисто субъективной категорией, проповедь эмпиризма и др. (см. доклад А. и его обсуждение на диспуте 19 дек. 1927 в журн. "Под знаменем марксизма", 1928, No 1). В филос. дискуссиях 1926-30 и в решении ЦК ВКП(б) от 25 янв. 1931 механицизм, на позициях к-рого стояла А., был подвергнут критике. В последние годы А. занималась социологией искусства.

Соч.: Карл Маркс как философ, Харьков, 1924; Критика основ буржуазного обществоведения и материалистическое понимание истории, вып. 1, Ив.-Возн., 1924; Этюды и воспоминания, Л., 1925; В защиту диалектического материализма. Против схоластики, М.-Л., 1928; Лев Толстой, 2 изд., [М.], 1928; Идеалистическая диалектика Гегеля и материалистическая диалектика Маркса, М.-Л., 1934.

Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 14, с. 308-309, т. 21, с. 69, т. 34, с. 163; Любовь Исааковна Аксельрод. К XXV-летию научно-литературной деятельности, М., 1926 (имеется библиогр.); Асмус В. Ф., Л. И. Аксельрод и философия, "Под знаменем марксизма", 1928, No 9-10; Дебоpин А., Ревизионизм под маской ортодоксии, там же, 1927, No 9 и 12, 1928, No 1; его же, Диалектика и естествознание, 4 изд., М.-Л., 1930; Степанян Ц., Новая работа Л. И. Аксельрод, "Книга и пролетарская революция", 1935, No 1; Mитин М., [Рецензия на работу] Аксельрод "Идеалистическая диалектика Гегеля и материалистическая диалектика Маркса", в его кн.: Боевые вопросы материалистической диалектики, Μ., 1936.

В. Литвинов. Саратов.

АКСИОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АКСИОМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АКСИОМА СИЛЛОГИЗМА

АКСИО́МА СИЛЛОГИЗМА - основной принцип категорич. силлогизма. В формулировке Аристотеля гласит: "Когда одно сказывается о другом, как о подлежащем, то все, что говорится о сказуемом, будет говориться и о подлежащем" ("Категории", 3, 1в; рус. пер., М., 1939). Вместо слова "сказывается" Аристотель часто употреблял термин "присуще", а выражения "А сказывается о Б" и "Б содержится в А" считал равносильными. Т.о., понимание Аристотелем А. с. допускало как содержательное (интенсивное), так и объемное (экстенсивное) истолкование. Преимущественно объемное толкование аксиомы дает Хр. Вольф: "Все, что может быть утверждаемо или отрицаемо относительно рода или вида, то утверждается или отрицается и во всяком роде или виде, которые содержатся под первыми" ("Philosophia rationalis sive Logica...", 1758, p. 294). Совр. логика рассматривает вопрос о логич. основаниях силлогич. выводов более конкретно и полно, нежели традиционная. Вопрос о той или иной А. с. решается в контексте более широкой задачи аксиоматизации силлогистики.

Лит.: Аристотель, Категории, пер. [с греч.], М., 1939; его же, Аналитика первая, кн. 1, гл. 1 и 4, в кн.: Аналитика первая и вторая, пер с греч., [Л.], 1952; Лукасевич Я., Аристотелевская силлогистика с точки зрения современной формальной логики, пер. с англ., М., 1959; Wolff Chr., Philosophia rationales sive Logica, methodo seientifica pertractata et ad usum scientiarum atque vitae aptata, pars 1-2, 3 ed., Lipsiae, 1740.

А. Субботин. Москва.

АКСИОМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД

АКСИОМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД - см. Метод аксиоматический.

АКЦИДЕНЦИЯ

АКЦИДЕНЦИЯ (от лат. accidentia - случай, случайность) - филос. термин, означающий случайное, несущественное, изменяющееся, преходящее. Акцидентальное обычно противопоставлялось субстанциальному, или существенному (см. Субстанция). Впервые в этом смысле А. встречается в "Метафизике" (V30, 1025a l4-30 и др.; рус. пер., М.-Л., 1934) и "Физике" (II4, 196в 28; рус. пер., М., 1936) Аристотеля, а в дальнейшем у Порфирия ("Isagoge", V, 4a, 24), к-рый разделил А. на отделимые (напр., сон для человека) и неотделимые (напр., черный цвет кожи для негра). Понятие А. использовалось в схоластич. философии. Так, по Фоме Аквинскому, А. - "вещь, природа которой должна быть в другом" ("Summa Theologiae", III 77, 1а d2). Схоластики обычно выделяли нек-рые свойства вещей как "реальные А.", объективно существующие вне тех субстанций, к-рым они обычно присущи. Нек-рые философы 17 в. - Декарт, Гоббс и др. - отрицали существование "реальных А.", поскольку они отрицали объективное бытие каких бы то ни было чувств. признаков. В связи с этим Спиноза заменил термин "А." термином модус, обозначающим единичное проявление субстанции. В марксистской философии термин "А." не употребляется.

В. Соколов. Москва.

АЛБАНСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛГЕБРА ЛОГИКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛГОРИТМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСАНДЕР

АЛЕКСАНДЕР (Alexander), Самюэл (6 янв. 1858 - 3 сент. 1938) - англ. философ, представитель неореализма, сторонник идеалистич. теории эмерджентной эволюции. Известен также своими работами по этике, эстетике и истории философии: "Моральный миропорядок и прогресс; анализ этических понятий" ("Moral order and progress; an analysis of ethical conceptions", 1899), "Локк" ("Locke", 1908), "Спиноза и время" ("Spinoza and time", 1921), "Искусство и материал" ("Art and the material", 1925), "Красота и другие формы ценностей" ("Beauty and other forms of value", 1933). Исходный пункт философии A. - понятие "пространства - времени", сформулированное на основе объективно-идеалистич. истолкования спец. теории относительности и концепции четырехмерного пространства Минковского. "Пространство - время", по А., - бесконечная и непрерывная целостность всех субстанций, существующая до всех субстанций и являющаяся материалом, из к-рого "конструируется материя и все вещи" ("Пространство, время и божество" - "Space, time and deity", v. 1, 1927, p. VI). "Пространство - время" состоит из "точек - моментов", к-рые должны рассматриваться "не как физические электроны, но как метафизические элементы" - "идеальные действительности" (там же, р. 325). Согласно А., многообразие мира возникает из "пространства - времени" в результате внезапных скачков - эмердженций. Но, признавая недостаточность своей философии для объяснения подлинных причин этого возникновения, А. приходит к теистическим выводам, к признанию бога ("Some explanations", "Mind", 1921, v. XXX, No 120, p. 410).

Соч.: Philosophical and literary pieces, L., 1939.

Лит.: Богомолов А. С., К вопросу о "противниках идеализма" в современной английской буржуазной философии, "Вопр. философии", 1957, No 1; Πомогаева Ε. Φ., Трофимов П. С., О некоторых представителях современной английской буржуазной философии, там же; Корнфорт М., Ответ на письма читателей по поводу Александера и Уайтхеда, там же; Mc Carthy J. W., The naturalism of Samuel Alexander, N. Y., 1948 (имеется библиогр.).

В. Абрамов. Москва.

АЛЕКСАНДР

АЛЕКСАНДР - и з Г э л ь с а (Alexander Halensis, р. ок. 1170 - ум. 21 авг. 1245) - ср.-век. философ, проф. богословия Парижского университета, где получил теолого-филос. образование. Сторонник ср.-век. реализма, А. считал, что все существующее состоит из материи и формы, но создано богом из ничего по универсалиям - идеям или божеств. прототипам. Гл. соч. А. - "Сумма всеобщей теологии" ("Summa universae theologiae", 1475) - систематизировало католич. богословие. Используя аристотелевскую философию и опираясь на Августина, а также черпая аргументы у греч., араб. и евр. философов, А. в этом сочинении впервые применил ту форму схоластич. метода, к-рая послужила образцом для "сумм" Альберта фон Больштедта и Фомы Аквинского и стала впоследствии господствующей. Подлежащая исследованию проблема разлагалась на несколько положений, представлявших различные точки зрения по данному вопросу; приводились и разбирались аргументы ("за" и "против"); заключение опиралось на авторитет, или же выводилось логич. путем, представляя собой новое различение. Эта форма, заключаемая, по мере возможности, в рассуждение посредством силлогизмов, явилась лишь дальнейшим развитием метода "да" и "нет", впервые выдвинутого Абеляром.

Лит.: Трахтенберг О. В., Очерки по истории западноевропейской средневековой философии; М., 1957, с. 99-100; Piсavet F., Abélard et Alexandre de Hales, créateures de la méthode seolastique, P., 1896.

A. Рубин. Москва.

АЛЕКСАНДР АФРОДИЗИЙСКИЙ

АЛЕКСАНДР АФРОДИЗИЙСКИЙ (Ἀλέξανδρος ὁ Ἀφροδισεύς, по прозвищу Ἐξηγητής - Истолкователь) из г. Афродизиады в М. Азии (конец 2 - нач. 3 вв.) - греч. философ, представитель перипатетической школы, комментатор и последователь Аристотеля, преподаватель философии в Афинах (198-211). А. А. составил дошедшие до нас комментарии к сочинениям Аристотеля: "Метафизике", 1-й кн. "Первой аналитики", "Топике" и др. А. А. выступил против стоицизма, опираясь на материалистич. идеи аристотелизма (первичность вещей по отношению к общим понятиям, развитый в материалистич. смысле тезис о первенстве восприятия по отношению к мышлению), высказывая здесь идеи, позже получившие название номинализма; в этике А. А. отклонялся от стоич. фатализма в сторону учения о свободе воли. В 16 в. учение А. А. оказало влияние на Помпонацци.

Сохранились также соч. А. А. "О судьбе" ("De fato", ed. Orelli, Turici, 1824) и "О душе"("De anima"); оба напечатаны в кн.: Omnia Themistii opera..., ed. V. Trincavelli, Venetiis, 1534. (См. также"Quaestionum naturalium et moralium ad Aristotelis philosophiam illustrandam libri quattuor", ex recens. L. Spengel, Monachii, 1842). Два медицинских сочинения, приписываемых Α. Α., ему не принадлежат.

Соч. : Die Abhandlung über den Intellekt. Aus handschr. Quellen zum ersten Male hrsg., B., 1886; Die durch Averroes erhaltenen Fragmente zur Metaphysik des Aristoteles, B., 1885.

Лит.: История философии, т. 1, M., 1940, с. 268; Zelleг E., Die Philosophie der Griechen, Tl. 3, Abt. l, 5 Aufl., Lpz., 1923, S. 817-31; Ley H., Studie zur Geschichte des Materialismus im Mittelalter, B., 1957 (см. Указатель имен).

Предыдущая страница Следующая страница