Приглашаем посетить сайт

Просвещение (lit-prosv.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "Б" (часть 1, "БАА"-"БАР")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 1, "БАА"-"БАР")

БААДЕР

БААДЕР (Baader), Франц Ксаверий (27 марта 1765 - 23 мая 1841) - нем. философ-идеалист, врач, специалист по горному делу; проф. философии и богословия Мюнхенского ун-та (1826-38). Выступив как философ в 1809 ("Динамическая философия" - "Beiträge zur dynamischen Philosophie..."), Б., используя идеи каббалы, Сен-Мартена, отчасти Бёме, развил в духе реакц. романтизма теософскую систему, в к-рой проводил мысль о полной зависимости бытия человека, человеч. истории от бытия бога, а потому знания - от веры.

Соч.: Sämtliche Werke, Bd 1-16, Lpz., 1851-60; Schriften zur Gesellschaftsphilosophie, Jena, 1925.

Лит.: Nohl J., Franz von Baader, Philosoph der Romantik, "Euphorion", 1912, Bd 19, S. 612-23; Sauter J., Die Sozialphilosophie Franz von Baaders, Münch., 1926 (Diss.); его же, Baader und Kant, Jena, 1928; Вaumgardt D., Franz von Baader und die philosophische Romantik, Halle, 1927; Susini E., Franz von Baader et le romantisme mystique, t. 2-3, P., 1942; Sieg1 J., Franz von Baader..., [Münch.], 1957.

Г. Верле. Берлин.

БАБА КУХИ

БАБА́ КУХИ - см. Бакуйа.

БАБЁФ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАБИЗМ

БАБИЗМ - течение в исламе шиитского направления в Иране, получившее название по прозвищу его основателя Али-Мохаммеда (1820-50) - Баб (арабск.), т.е. "Врата", через к-рые людям откроется новая вера и объявится махди - мусульм. мессия. В 1844 Али-Мохаммед объявил себя "Бабом", а в 1847 - махди. Осн. положения учения Али-Мохаммеда были изложены в книге "Веян", т.е. "Откровение" ("Le Béyân arabe...", 1847, изд. 1905), написанной в подражание Корану.

Согласно учению Баба, эпохи пророков Моисея, Иисуса, Мухаммеда, последовательно сменявшие друг друга, уже миновали. Отжили своей век Коран и шариат, их призван заменить "Беян". Причиной несчастий и несправедливостей являются, по Бабу, светские и духовные власти, отстаивающие старые порядки. В учении Баба большое место заняло также представление о том, что все люди по своей природе равны друг другу. Но бабидское святое царство должно установиться сначала в пяти провинциях Ирана; жить там уготовано одним бабидам. Остальные, в т.ч. иностранцы, не принявшие "Веяна" как истины, будут изгнаны, а имущество их конфисковано. Учение Баба отражало прежде всего недовольство торговых слоев Ирана произволом шахской власти и феодалов, усилением закабаления страны англ. капиталистами. Антифеод. направленность Б. проявлялась в требованиях бабидов, касавшихся налогов, денежной системы, взимания процентов ростовщиками и т.п. По учению Б., для скорейшего опознания следующего за Бабом пророка надо развивать пути сообщения, телеграф и почту, печать и образование и т.д.

Антифеод. направленность учения Баба была развита его последователями в учениях, отвечавших чаяниям нар. масс и оказавших большое влияние в среде гор. и сел. населения. В конце 40-х - нач. 50-х гг. 19 в. Б. распространяется среди участников антифеод. восстаний крестьянства и демократич. гор. слоев Ирана, к-рые выступали с требованиями отмены частной собственности, признания общности имуществ, равенства людей перед законом и т.д. Против восставших высшие круги шиитского духовенства объявили священную войну - джихад; в 1850 по приказу шаха Баб был казнен; секта бабидов ушла в подполье. Во 2-й пол. 19 в. в Иране, Турции и др. странах Ближнего Востока получает развитие бехаизм, в своих истоках связанный с Б.

Лит.: Мирза, Баб и бабиды.

Религиозно-политические смуты в Персии в 1844-1852 годах, СПБ, 1865; Крымский Α., История мусульманства, ч. 3, М., 1912 ("Тр. по востоковедению, изд. Лазаревским ин-том вост. языков", вып. 12, ч. 3); Жуковский В., Российский имп. консул Ф. А. Бакулин в истории изучения бабизма, "Записки Вост. отд. Русского археол. об-ва", 1917, т. 24, вып. 1-4; Иванов М. С, Бабидские восстания в Иране (1848-1852), М.-Л., 1939; его же, Очерк истории Ирана, М., 1952, гл. 11; Беляев Ε. Α., Мусульманское сектантство, М., 1957.

БАБСТ

Иван Кондратьевич [1824 - 6(18) июня 1881] - рус. бурж. просветитель, историк и экономист. Ученик Грановского. Проф. Казанского (с 1851) и Моск. (1857-74) ун-тов. В молодости интересовался философией и опубликовал статью о Лейбнице ("Современник", 1848, т. 7, псевд. - И. В.). В соч. "Государственные мужи Древней Греции в эпоху ее распадения" (1851)и "Джон Ло и финансовый кризис во Франции в первые годы регентства" (1852) Б. рассматривал историю политич. идей в связи с экономич. историей, уделяя большое внимание анализу противоречий имуществ. и политич. интересов. Б. стремился найти в экономич. истории основу для объяснения политич. явлений, однако в целом он остался на позициях просветительско-идеалистич. понимания истории. В политич. экономии Б. находился под влиянием вульгарных экономистов.

Либерал по политич. взглядам, Б. отстаивал необходимость бурж. реформ и освобождения России от засилья иностр. капитала. Произнесенная в 1856 речь Б. "О некоторых условиях, способствующих умножению народного капитала" (1857) была одобрена Чернышевским за ее обличительный характер. В дальнейшем Б. стал противником Герцена и Чернышевского.

Лит.: Чернышевский Н. Г., Полн. собр. соч., т. 16, М., 1953 (см. Указатель); Добролюбов H. A., [рец.], От Москвы до Лейпцига. И. Бабст (из "Атенея"), в его кн.: Полн. собр. соч. в шести томах, т. 4, М., 1937, с. 387-402; История русской экономической мысли, т. 1, ч. 2, М., 1958, гл. 25 (библиогр., с. 844-46).

А. Казарин. Москва.

БАБУВИЗМ

БАБУВИЗМ - см. в ст. Бабёф.

БАГРАМЯН

Мовсес (2-я пол. 18 в.) - деятель мадрасской группы армянских просветителей, гл. целью к-рой являлась идейная подготовка освобождения Армении от иранского и турецкого владычества. В соч. "Новая книга, называемая увещеванием" (Мадрас, 1772) призывал арм. народ к нац.-освободит. борьбе и установлению в Армении бурж. республики (с. 161), осн. законы к-рой были сформулированы в конституц. программе группы "Западне честолюбия" (1773) Шаамиряна. Отвергая церк.-религ. провиденциалистич. понимание обществ. явлений Б. утверждал зависимость историч. развития от действий людей. Глава церкви Симеон Ереванци отлучил Б. от церкви и в своей "Памятной книге" (Архив истории Армении, кн. 8, Тифлис) попытался опровергнуть идеи Б. 5-я и 6-я главы "Новой книги..." Б., излагавшие историю и географию Армении, были в 1786 изданы на рус. яз. в Петербурге под загл. "Краткое историческое и географическое описание Царства Арменского...".

БАГРАМЯН

Г. Григорян. Ереван.

БАГРАТИОНИ АНТОНИЙ ИЕСЕЕВИЧ

БАГРАТИО́НИ Антоний Иесеевич (католикос Антоний I) (11 нояб. 1720 - 1 марта 1788) - груз. философ и теолог. Неск. лет жил в России; в 1757-62 был архиепископом Владимирской епархии. Вернувшись в Грузию (1763), возглавил дело просвещения в Картли и Кахетии, произвел реорганизацию учебных заведений и церкви Грузии. Б. - автор трактатов "Спекали" ("Драгоценные камни", 1752), "Категории" (1767). Перевел с русского на груз. язык ряд работ Ф.-Х. Баумейстера, X. Вольфа и др., снабдив переводы своими комментариями.

Б. рассматривал общие понятия как результаты обобщения многочисл. конкретных явлений, доказывал необходимость связи чувств и мышления, проповедовал свободу воли. Б. критиковал богословское толкование вопросов логики и философии, данное Иоанном Дамаскином. Б. стремился создать единую идеали-стич. систему, сочетая идеи Платона и Аристотеля с философией Порфирия и Прокла. Значит. влияние на Б. оказали труды Петрици.

БАГРАТИОНИ Антоний Иесеевич

1885; на рус. яз. - Спекали, в дисс.: Рогава А., Спекали Антония Первого, Тб., 1946 (приведен текст).

Т. Кукава. Тбилиси

Лит.: Каландаришвили Г. М., Очерки по истории логики в Грузии, [2 изд.], Тб., 1955.

БАГРАТИОНИ Антоний Иесеевич

БАГРАТИОНИ ДАВИД

БАГРАТИО́НИ Давид (1 июля 1767 - 13 мая 1819) - груз. гос. деятель, писатель и ученый; царевич. Лишенный права престолонаследия, в 1803 переселился в Россию. Б. иронически отзывался о религии, выступал против суеверий, считая предметом научного исследования веществ. мир ("Сокращенная физика", написана в 1817-18). Изменение и движение тел он сводил к соединению и разъединению атомов, из к-рых состоят тела. Отрицая границу деления тел, он считал атомы сложными по составу. Сильное влияние на Б. оказал Вольтер, к-рого он называл своим учителем. Б. принадлежат переводы соч. "О рождестве" Вольтера и работы "О духе законов" Монтескьё (1814). Эту работу Монтескьё Б. называл "лучшим произведением в Европе".

БАГРАТИОНИ Давид

На рус. яз. - Краткая история о Грузии со времен первого во оной населения, СПБ, 1805; Краткая история Грузии, Тифлис, 1893.

Т. Кукава. Тбилиси.

БАГРАТИОНИ Давид

Лит.: Каландаришвили Г. М., Очерки по истории логики в Грузии, [2 изд.], Тб., 1955.

БАГРАТИОНИ ИОАНН

БАГРАТИО́НИ Иоанн (Иоанн царевич) (16 мая 1768-15 февр. 1830) - груз. мыслитель, сын последнего груз. царя. В 1801 переселился в Петербург. В соч. "Путешествие, или Хождение Ионы Иеромонаха" (написано в 1813-28, известно в груз. лит-ре под назв. "Калмасоба", 1862-67, тоже, т. 1-2, 1936-1948; рус. пер.- "Калмасоба, или Хождение по сбору", 1945) Б. дает сведения из различных областей знания, используя для этой цели как груз. филос. лит-ру (произведения И. Петрици, Д. Багратиони, архимандрита Гаиоса и др.), так и переводы работ Прокла, Давида Анахта, Аммония Саккаса, Иоанна Дамаскина, Ф.-Х. Баумейстера и др. Социальные и филос. взгляды Б. изложены также в неопубликов. трактатах "Об урегулировании государственного правления" (1799) и "Силы духа" (1824), в предисловии и примечаниях к его переводу "Логики" Кондильяка (хранится в рукописи в Музее им. Джанашиа АН Груз. ССР).

Примыкая к неоплатонизму Петрици, Б. признавал бога основоначалом мира; душу как божеств. начало в человеке он считал вечной и неизменной. Наряду с этим, утверждая возможность познания мира, Б. тяготел к эмпиризму, материалистически интерпретировал отд. вопросы логики (рассмотрение суждений как отражения отношений между вещами объективного мира). Он высмеивал порочность клерикалов, невежество и деспотизм правящих кругов, но, являясь сторонником улучшения существующих классовых и имуществ. отношений путем нек-рых реформ, видел в просвещении одно из осн. средств оздоровления и процветания общества.

Т. Кукава. Тбилиси.

БАГРАТИОНИ Иоанн

Лит.: Каландаришвили Г. М., Очерки по истории логики в Грузии, [2 изд.], Тб., 1955.

БАДЕНСКАЯ ШКОЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАЗАР

БАЗА́Р (Bazard), Сент-Аман (19 сент. 1791 - 29 июля 1832) - франц. утопич. социалист, последователь Сен-Симона, главный теоретик сен-симонизма. Республиканец по своим политич. убеждениям, Б. в годы Реставрации издавал газ. "Аристарх" ("L'Aristarque"), являясь одновременно одним из организаторов революц.-демократич. тайных об-в - "Друзей истины" ("Amis de la vérité") и карбонариев. За участие в восстании в Кольмаре и Бельфоре Б. был заочно приговорен к смертной казни (1821). В 1825 он познакомился с учениками Сен-Симона и занял среди них руководящее положение. В 1825-27 активно сотрудничал в журн. "Производитель" ("Le Producteur"). В 1828-30 Б. прочитал цикл публичных лекций, в к-рых по поручению сен-симонистской школы дал систематич. изложение ее учения. Это изложение было вскоре опубликовано в "Doctrine de Saint-Simon. Exposition" (1830, рус. пер. - Изложение учения Сен-Симона, под ред. и с коммент. Э. А. Желубовской. Вступ. ст. В. П. Волгина, М.-Л., 1947). Б. способствовал развитию социалистич. тенденций сен-симонизма. В дальнейшем сотрудничал в журн. "Организатор" ("L'Organisateur", 1829) и "Земной шар" ("Le Globe", 1831). С превращением сен-симонистской школы в религ. общину был провозглашен наряду с Анфантеном ее "верховным отцом". При расколе сен-симонизма (1831) Б., не согласный со взглядами Анфантена на религию, брак и семью, вышел из общины, уединился в деревне и попытался изложить свои взгляды в неоконч. соч. "Рассуждения о морали, политике и религии" ("Discussions morales, politiques et religieuses", 1832).

Лит.: Волгин В. П., Сен-Симон и сен-симонизм, М.-Л., 1924; Sρüh1er W., Saint-Simonismus. Lehre und Leben von S.-A. Bazard, Z., 1926.

И. Зильберфарб. Москва.

БАЗАРОВ

БАЗА́РОВ (псевд. Ρ у д н е в а, Владимира Александровича) [27 июля (8 авг.) 1874 - 16 сент. 1939] - рус. философ и экономист, социал-демократ. Во время революции 1905-07 примыкал к большевикам. В годы реакции отошел от большевизма, пропагандировал богостроительство (" "Богоискательство" и "богостроительство" " - "Вершины", 1909, кн. 1) и эмпириокритицизм ("Мистицизм и реализм нашего времени" - сб. "Очерки по философии марксизма", 1908), защищал "третью линию" в философии ("На два фронта", СПБ, 1910). Ленин, разоблачивший в "Материализме и эмпириокритицизме" базаровскую фальсификацию марксизма, назвал его "полуберклеанцем, полуюмистом махистской секты" (Соч., 4 изд., т. 14, с. 98). В 1917-19 Б. занимал меньшевистскую позицию, в последующие годы работал в плановых органах (см. С. Г. Струмилин, На плановом фронте, М., 1958). В последние годы жизни Б. занимался переводами художеств. и филос. лит-ры. Вместе с И. Скворцовым-Степановым Б. участвовал в переводе "Капитала" Маркса (т. 1-3, 1907-09).

Соч.: Авторитарная метафизика и автономная личность, в сб.: Очерки реалистического мировоззрения, СПБ, 1904; Анархический коммунизм и марксизм, СПБ, 1906; Материал коллективного опыта и организующие его формы, в кн.: Очерки философии коллективизма, сб. 1, 1909; [Предисловие] к книге Бутру Э., Наука и религия, СПБ, 1910; О философии действия, "Современник", 1913, No 6, 7, 10; Судьбы русского "идеализма" за последнее десятилетие, в сб.: Из истории новейшей русской литературы, М., 1910.

Лит.: Ленин В. И., Марксизм и ревизионизм, Соч., 4 изд., т. 15; его же, Наши упразднители, там же, т. 17; его же, Герои "оговорочки", там же, т. 16; Шаумян Ст., Письма, Ереван, 1959, с. 29.

В. Литвинов. Саратов.

БАЗИС И НАДСТРОЙКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАЙЕР

БА́ЙЕР (Bayer), Ян (1630 - 14 мая 1694) - словацкий философ, представитель т.н. прешовской школы (см. Чехословацкая философия). В соч. "Вступление в природу" ("Ostium vel atrium naturae, ichonographice delineatum", 1662) и "Свет разума" i"Filum Labyrinthi, vel Cynosura seu Lux mentium universalis", 1663) проповедовал эмпиризм Ф. Бэкона, резко выступая против схоластич. трактовки Аристотеля.

Б. считал, что наука и философия призваны служить жизни и человеч. счастью. Основывая свои взгляды на достижениях естеств. науки, Б. все же аргументировал их Библией и признавал церк. авторитет.

Лит.: Felber S., Ján Bayer, slovenskў baconista 17 storočia. Brat., 1953; eго жe, Filosofické myslenie prešovskej školy, в кн.: Kapitoly z dejín slovenskej filozofie, Brat., 1957.

T. Мюнц. Чехословакия.

БАКАЛОВ

Георги (7 ноября 1873 - 14 июля 1939) - болгарский литературный критик, историк и публицист. В 1891-93 учился в Женеве, где сблизился с Плехановым. Вернувшись в Болгарию, занимался публицистич. деятельностью, издавал библиотечки для нар. чтения, переводил произв. Маркса и Энгельса. В лит.-критич. статьях и историч. исследованиях посвященных гл. обр. нац. возрождению, Б. активно боролся против бурж. эстетства и формализма, отстаивая принцип партийности лит-ры. Однако он допускал ошибки в оценках реалистич. наследия болг. лит-ры ("Иван Вазов и социализмът", 1920, "Беседи по изкуството", 1924), к-рые позднее подверг критике ("Против меншевизма в литературоведението", 1934).

Будучи в эмиграции в СССР (1925-32), Б. вел научно-исследоват. работу, сотрудничал в ряде журналов. В 1932 был избран чл.-корр. АН СССР. По возвращении в Болгарию редактировал прогрессивные обществ.-лит. журналы "Звезда" (1932-34), "Нова литература" (с 1935), "Мисъл" (с 1936). Б. - автор ряда книг о развитии революц. движения в Болгарии ("Христо Ботев", 1934, "Васил Левски", 1934). Выступал активным пропагандистом марксизма и сов. лит-ры в Болгарии.

Соч.: Избрани произведения, С, [1953]; Сергей Нечаев и Христо Ботев, С, 1924; Христо Ботев, Киев - Харьков, 1936 (на болг. яз.); Руските приятели на Христо Ботев, С, 1937; Николай Чернишевски, С., 1934; От Пушкина до Смиренски, С., 1937; Днешната българска литература, С., 1938.

Лит.: Авджиев Ж., Георги Бакалов, С, 1959; Велчев В., Георги Бакалов и руската революция от 1905-1907 г., "Език и литература", 1956, No 2; 3арев П., Георги Бакалов, там же, 1954, No 3.

А. Илиев. Болгария.

БАКИХАНОВ

Аббас-Кули-Ага (псевд. - К у д с и ) (21 июня 1794 - нач. 1847; ранее ошибочно указывалось 31 мая 1847) - азерб. ученый, писатель-просветитель. Род. в с. Амираджан, близ Баку. Много путешествовал, был знаком с Пушкиным, А. А. Бестужевым-Марлинским, И. Чавчавадзе и Абовяном, способствовал ознакомлению соотечественников с лит-рой России и Зап. Европы. Естеств.-науч. взгляды Б. изложены в работах "Тайны мироздания" ("Эсрар уль-мелекут") и "Открытие чудес" ("Кешф уль-гараиб"). В сочинениях "Улучшение нравов" ("Тэхзиб уль-ахлаг") и "Книга наставлений" ("Несихетнаме") разбираются вопросы философии, психологии, педагогики и этики. В философии Б. - идеалист. Признавая движение и бесконечность Вселенной, существование в природе закономерности и причинности, Б. истолковывал их теологически. Этика Б. носит по преимуществу религ.-идеалистич. характер, но по ряду вопросов (признание "житейской мудрости" и др.) выходит за рамки феодальной морали. Для политических взглядов Б. характерна защита привилегий феодалов. Трактат Б. "Чаша весов" ("Эйн уль-мизан") посвящен логике. Известный труд Б. "Райский цветник" ("Кyлyстани-Ирyм", на рус. яз., 1926, на азерб. яз., 1951) освещает историю Азербайджана. В работах "Цветник Кудси" ("Рияз уль-Кудси"), "Правила Кудси" ("Кануни Кудси") Б. изложил грамматику персидского языка. Рукописи работ Б. хранятся в рукописном фонде АН Азербайджанской ССР.

Лит.: Современники о Бакиханове. [Сб.], Баку, 1959; Агаян Ц. П., А. Бакиханов, [Азербайджанский ученый. 1794-1847], Баку, 1948; Гусейнов Г., Из истории общественной и философской мысли в Азербайджане XIX века, Баку, 2 изд., 1958, гл. 2; Касим-заде Ф., Аббаскули Ага Бакиханов (Гудси), Жизнь и творчество, Баку. 1958; Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 2. M., 1956, с. 731-34.

А. Шакир-заде. Баку.

БАКРАДЗЕ

Константин Спиридонович (р. 24 ноября 1898) - сов. философ, профессор (с 1930), д-р философских наук (с 1959). Окончил филос. ф-т Тбилисского ун-та (1922). Зав. кафедрой логики Тбилисского ун-та (с 1940). Работает в области истории философии (нем. классич. идеализм) и логики. С участием Б. составлены на груз. яз. учебные пособия по диалектическому (1955) и историческому материализму (1957).

БАКРАДЗЕ

На рус. яз.: Логика, Тб., 1951; Субъективный идеализм - идеология империалистической буржуазии, Тб., 1955; Система и метод философии Гегеля, Тб., 1958.

БАКС

БАКС (Вах), Эрнест Белфорт (24 июля 1854 - 26 ноября 1926) - англ. социалист, историк и философ. Один из деятелей с.-д. движения в Англии (с 1881). Был редактором "Justice" - органа Социал-демократической федерации (1884). В годы 1-й мировой войны занял шовинистическую позицию и вместе с Гайндманом был исключен из Британской социалистической партии.

Б. принадлежат труды по вопросам истории и теории социализма ("Социальная сторона реформации в Германии" - "Social side of the Reformation in Germany", v. 1-3, 1894-1903; "Социализм, его развитие и перспективы" - "Socialism, its growth and outcome", 1893). В филос. работах "Проблема реальности" ("The problem of reality", 1892) и "Реальное, рациональное и алогическое" ("The real, the rational and the alogical", 1920) Б. критиковал идеалистич. системы античности, нового и новейшего времени, но к анализу обществ. явлений сам подчас подходил с кантианских позиций. Его преувеличение роли психологического фактора для обществ. развития определенных историч. эпох было подвергнуто критике (1882) марксистами.

Соч.: A handbook of the history of philosophy..., L., 1886; The religion of socialism, [6 ed.], L., 1902; The roots of reality, N. Y., 1908; Problems of men, mind and morals, L., 1912; The story of the French revolution, N. Y., 1934; Соч. в рус. пер.: Великая французская революция, П., 1918; Парижская коммуна 1870-1871, П., 1918.

Лит.: Энгельс Ф., [Письмо] Ф.-А. Зорге от 7 дек. 1889 г., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, М., 1953, с. 415-16 История философии, т. 3, М., 1959, с. 461, 464-66, 469.

Е. Помогаева. Москва.

БАКУВИ

Сейид-Яхья, Джелал-эд-дин (90-е гг. 14 в. - 1462) - азерб. мыслитель. Жил и умер в Баку. Руководимый Б. богословский орден при активной поддержке ширваншаха противодействовал стремлению династии Сефевидов объявить шиизм гос. религией. Б. основал в Баку высшую богословско-филос. школу, отделения к-рой были открыты в ряде городов Азербайджана (Барда, Тебриз и др.). Б. писал на азерб., перс. и араб. языках. Сохранились 18 его произведений, главные из которых посвящены вопросам онтологии, этики и учению батинизма. Большинство произведений Б. издано в Турции в 19 в. Среди неизд. соч. Б. - его важнейшее произведение "Комментарии к вопросам "Гюльшен-и-Раз" Махмуда Шабустари".

Лит.: Айни Μ. Α., Сеид-Яхья Ширвани, "Маариф ве меденият", 1923, No 6 (на азерб. яз., араб. шрифт); Кочарли Ф., Азербайджан эдебияты тарихи материаллары, т. 1, ч. 1, Баку, 1925, с. 85 (на азерб. яз., араб. шрифтом); Сеид-Задэ А. А., Из истории развития общественно-политической и философской мысли в Азербайджане в эпоху феодализма (XIII-XVIII вв.), в сб.: Объединенная научная сессия по вопросам истории философской и общественно-политической мысли народов Закавказья, Тбилиси, 1957.

А. Сеид-задэ. Баку.

БАКУЙА

БАКУЙА (псевдоним - Баба Кухи), Мухаммед Али (948-1050) - средневековый поэт и философ-идеалист. Много путешествовал (Иран, Аравия, Индия и др.). Долгое время жил в Нишапуре и Ширазе (Иран), где и умер. Написанный на перс. языке "Диван" Б. (издан в Ширазе; 2 изд., 1954) сохранился в трех списках, два из к-рых находятся в СССР.

Б. принадлежат также фрагмент под названием "Начало и конец Халлажда Мансура" (найден и опубликован франц. востоковедом Л. Массиньоном - "Quatre textes inédits, relatifs à la biographie, d'al Hosayn ibn Mansour al-Hallaj..., P., 1914) и соч. "Axбар аль-Гафилин" (также найдено Массиньоном). Не разыскано соч. Б. "Ахбар аль-Арифин".

Вначале Б. примыкал к мусульм. ортодоксии, позднее стал одним из первых теоретиков оппозиц. богословия - батинизма, участвовал во мн. диспутах против официального богословия (см. Захириты). Содержание филос. взглядов Б. - пантеизм, имеющий значит. материалистич. тенденции, сочетающийся с зороастризмом, отд. положениями учений Эмпедокла (автоапофеоз, четыре элемента) и Пифагора (символика чисел и букв).

Лит.: Жуковский В. Α., Тайны единения с богом в подвигах старца Абу-Са'ида. Толкование на четверостишие Абу-Са'ида. Персидские тексты, СПБ, 1899; Бакиханов Α., Гюлистан-Ирам, Баку, 1926; Кочарли Ф., Азербайджан эдебияты тарихи материаллары, т. 1, ч. 1, Баку, 1925, с. 82 (на азерб. яз., араб. шрифт); Τäрбийäт M. А, Данешмäндан-е-Азäрбайджан, Тегеран, [1935], 1314 Хиджры, с. 316-17; Бертельс Е. Э., Две газели Баба-Кухи Ширази, "Докл. Росс. АН", [сер.] В., 1924, апрель - июнь, с. 59-62.

А. Сеид-задэ. Баку.

БАКУНИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАКУРИ

БАКУРИ - груз. философ 2-й пол. 4 в. Источниками для изучения взглядов Б. служат письма неоплатоника Либания (Libanius..., Opera, recensuit R. Foerster, ν. 9, 1927) и "Летопись Грузии" ("Картлис Цховреба", т. 1, 1955). Б. стоял на позициях неоплатонизма, стараясь согласовать его с догматами христианства. "Боги", по Б., неусыпно следят за действиями людей, что и составляет основу справедливости. Б. придерживался учения стоиков (см. Стоицизм) об умеренности и господстве над собств. страстями и влечениями. Филос. деятельность Б. связана с колхидской школой риторич. и философского образования. Из-за разногласий с представителями ортодоксального христианства он был вынужден уехать в Византию.

БАКУРИ

Г. Тевзадзе. Тбилиси.

БАЛЛОД

Петр Давидович (1 дек. 1839 - 22 янв. 1918) - латыш. мыслитель, революц. демократ. Сын крестьянина. По окончании Рижской духовной семинарии поступил в Мед.-хирургич. академию в Петербурге (1856), в 1858 перешел на физико-математич. ф-т Петерб. ун-та. Здесь Б. занимался естеств. науками, познакомился с зап.-европ лит-рой по социальным вопросам, с учением социалистов-утопистов. Под влиянием идей Герцена, Чернышевского и др. рус. революц. демократов Б. стал материалистом, атеистом и революционером. Деятельный участник революц. кружков, Б. создал одну из первых нелегальных типографий в России, в к-рой напечатал ряд революц. прокламаций. В июне 1862 Б. был арестован и осужден на каторгу и вечное поселение в Сибири. Неск. лет он провел вместе с Чернышевским на Александровском заводе. В Сибири Б. глубоко заинтересовался марксистской лит-рой. В 1905-06 в Благовещенске он руководил кружком по изучению "Капитала" К. Маркса. Воспоминания современников Б. и сохранившиеся отд. заметки Б. свидетельствуют о том, что он признавал действенность и перспективность материалистич. философии, выступал против идеализма и религии. Его привлекали проблемы гос. и обществ. устройства, вопросы культуры и морали.

Лит.: Валескалн П. И., Революционный демократ Петр Давыдович Баллод, Рига, 1957; Лемке М. К., Политические процессы в России в 1860-х гг., 2 изд., М.-П., 1923; Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 2. М., 1956, с. 833-34.

П. Валескалн. Рига.

БАЛЬМЕС УРПИЯ

БА́ЛЬМЕС УРПИЯ (Balmes Urpiá), Хайме (28 авг. 1810 - 9 июля 1848) - исп. философ-идеалист, сторонник "традиционализма", поэт и публицист. Философия Б. У. сочетает томизм с элементами идеалистич. рационализма и направлена на защиту католической идеологии и церкви. В теории познания Б. У. безуспешно противопоставлял материалистич. сенсуализму положение о трех критериях достоверности истины (сознание, отчетливость и "интеллектуальный инстинкт").

Соч.: Obras completas, v. 1-33, Barcelona, 1925-27; El criterio, Barcelona, 1845; Filosofia fundamental, v. 1-4, Barcelona, 1846.

Лит.: История философии, т. 3, M., 1959, с. 558, 568; Roure N., La vida y las obras de Balmes, Madrid, 1910; Klimke F. y Colomer E., Historie de la filosofia, [2 ed.], Barcelona, 1955; Diaz-Ρlaja G., Historia de la literature espanola. - Francisco Monterde, Historia de la literature mexicana, Mexico, 1955.

БАНЗАРОВ

Доржи (1822-1855, похоронен 2 марта) - бурятский ученый-этнограф и востоковед. Окончил Казанский ун-т (1846), представив дисс. "Черная вера или шаманство у монголов", являющуюся первой научной работой о шаманизме. Отвергая господствовавший ранее взгляд на шаманизм как результат искажения и упадка к.-л. развитой религии, Б. считал шаманизм одной из ранних ступеней развития религии.

Соч.: Собр. соч., М., 1955.

Лит.: Петров Л. Α., Доржи Банзаров. Первый бурят-монгольский ученый, Улан-Удэ, 1943; Савельев П. С, Жизнь и труды Доржи Банзарова, СПБ, 1855; К столетию со дня смерти Доржи Банзарова (Материалы научной сессии и статьи), Улан-Удэ, 1955.

БАНЗЕН

БАНЗЕН (Bahnsen), Юлиус (30 марта 1830 - 7 дек. 1881) - нем. философ-идеалист, ученик Шопенгауэра, соединивший волюнтаризм своего учителя с извращенной диалектикой Гегеля. Б. считал "мировую волю" раздробленной на множество взаимопротиворечащих индивидов (генад - от греч. ἐνάς, букв. - единица). Поскольку эти противоречия непреодолимы, мир, в т. ч. и общество, алогичен, непознаваем и не может быть усовершенствован. Считая обществ. неравенство вечным, Б. выступал против коммунизма.

Соч.: Der Widerspruch im Wissen und Wesen der Welt, Bd 1-2, Lpz., 1882; Zur Philosophie der Geschichte, В., 1872; Beiträge zur Charakterologie..., Bd 1-2, Lpz., 1867.

Лит.: Feсhter Р., Grundlagen der Realdialektik, Münch., 1906; Schopf H., Bahnsen Jul. Friedr. August..., Lauenburg in Pommern, 1930; Heydorn H.-J., Julius Bahnsen, Göttingen - Frankf./M., 1953.

Бур. Берлин.

БАНФИ

БА́НФИ (Banfi), Антонио (30 сент. 1886 - 22 июля 1957) - итал. философ и обществ. деятель, коммунист; с V съезда итал. компартии (янв. 1946) - член ЦК ИКП. Б. был депутатом сената и пред. об-ва "Италия - СССР". С 1931 - проф. Миланского ун-та. Вначале придерживался концепции критич. рационализма, согласно к-рой разум - идеальное требование, пронизывающее все стороны опыта - личного, культурного и социального; отрицательно относился к экзистенциалистскому иррационализму. В дальнейшем Б. под влиянием марксизма занимался этич. и политич. проблемами, пытаясь найти связь критич. рационализма с требованиями марксистской философии. Переходу Б. на позиции марксизма способствовало его активное участие в борьбе за освобождение Италии от фашизма. В 1952-53 Б. опубликовал "Историю материализма" ("Storia del materialismo", [t.] 1-2). Выступая по вопросам совр. культуры, Б. отмечал кризис гуманистич. сознания в капиталистич. обществе, опустошающее влияние на человека бурж. социальной структуры, делающей его "винтиком огромного механизма". В марксизме Б. видит гуманистич. движение совр. эпохи ("Вестн. истории мировой культуры", 1957, No 4, с. 201-03).

Соч.: Principi di una teoria della ragione, Milano, 1926; La filosofia e la vita spirituale, Milano, 1922; Pestalozzi. Firenze, 1929; Vita di Galileo Galilei, Milano - Roma, 1930; Federico Nietzsche, Milano, 1934; La fenomenologia della coscienza storica, "Studi filosofici", Milano, 1942, No 3; Socrate, Milano, 1943; Vita dell'arte, Milano, 1947; L'uomo copernicano, Milano - Verona; 1950.

Лит.: Антонио Банфи. (Некролог), "Вопр. философии", 1957, No 6; Bertin G. M., Banfi, Padova, 1943; Bontadini G., Dall' attualismo al problematicismo, Brescia, 1946; Sсiaссa M. F., La filosofia oggi, 2 ed., v. 1-2, Roma - Milano, 1952-54

БАО ЦЗИН-ЯНЬ

БА́О ЦЗИН-ЯНЬ - китайский философ-материалист и гуманист 3 в. Произведения Б. Ц.-я. утеряны; единств. источником изучения его филос. системы является книга Гэ Хуна "Бао-пу-цзы", в к-рой имеется спец. глава, посвященная Б. Ц.-я., - "Цзе-Бао-пянь" ("Осуждение Бао").

Политич. и филос. взгляды Б. Ц.-я. сложились под влиянием крестьянских восстаний в Китае в последние годы правления династии Вост. Хань. В своих произведениях Б. Ц.-я. выступал с критикой отношений господства и подчинения, сравнивая носителей феод. гнета с хищниками: морской выдрой, поедающей рыбу, коршуном, к-рый душит мелкую птицу, и т.д. Критикуя феод. порядки, Б. Ц.-я. в то же время рисует идеал общества, в к-ром нет классов, войн, господства одного человека над другим. В этом идеальном мире все люди трудятся, никто не может брать себе больше того, что ему положено, поэтому между людьми нет борьбы ради личного обогащения и наживы. Утопич. идеи Б. Ц.-я. тесно связаны с его материализмом и атеизмом. Согласно Б. Ц.-я., мир возникает и развивается путем изменений и превращений взаимнопротиворечивых сил "инь" и "ян". Все вещи существуют объективно, независимо ни от какой духовной силы. Б. Ц.-я. отрицал существование всевышнего (бога - "шанди"), отвергал положение о том, что бог установил сословия в обществе и тем самым "определил" судьбу простого народа. Развивая эти идеи, Б. Ц.-я. разработал материалистич. учение в духе гуманизма.

Лит.: Xоу Вайлу, Социальные утопии древнего и средневекового Китая, пер. с кит., "Вопр. философии", 1959, No 9; Xоу Вай-лу и др., Чжунго сысян тунши (История китайских идеологий), т. 3, Пекин. 1957, гл. 8; Чжан Кай-вэнь. Ян Чао, Ли Сюэ-цинь, Чжунго лидай датун лисян (История китайских социальных утопий), Пекин, 1959.

Хоу Вай-лу. Китай.

БАПТИСТЫ

БАПТИСТЫ (от греч. βαπτίζω - окунаю, крещу) - наиболее многочисленная христ. секта. Баптизм возник в Англии в русле пуританского движения в период подготовки англ. бурж. революции 17 в. как мелкобурж. оппозиция офиц. англиканской церкви. Первая община Б. в Англии появилась в 1612; в 1644 был опубликован манифест 7 баптистских общин Лондона. В Америке первая община Б. была основана в 1639 англ. индепендентом Р. Уильямсом, в Германии - в 1834. В 1905 образовался "Всемирный союз баптистов", к-рый объединил 7 млн. членов. В 1956 насчитывалось ок. 22 млн. Б., из к-рых 19 млн. в Сев. Америке, гл. обр. в США, и 1,2 млн. в Европе, из них в Англии - св. 340 тыс. Нек-рые элементы демократизма, характерные для ранних общин Б., утрачены и по своей классовой сущности и реакц. роли баптизм не отличается от др. религ. направлений. Всемирный совет Б. находится в Вашингтоне (США).

В Россию баптизм был занесен нем. колонистами в 60-х гг. 19 в. и распространился гл. обр. среди зажиточных крестьян и мелкой буржуазии Юж. Украины, Закавказья, Поволжья. В 1916 в России насчитывалось ок. 60 тыс. Б. Баптистская верхушка враждебно встретила Октябрьскую революцию. В 20-х гг. она заявила о лояльном отношении к Сов. власти. В 1944 Б. объединились с родственной им сектой евангельских христиан, а через год состоялось соглашение о присоединении к ним "христиан евангельской веры" (пятидесятников), в результате чего была образована "Церковь евангельских христиан-баптистов" во главе с Всесоюзным советом евангельских христиан-баптистов.

Единственным источником своего вероучения Б. объявляют Священное писание, опираясь в основном на легенду об Иисусе Христе. Б. верят в триединого бога, ад и рай, "царство небесное" и пр. религиозные нелепости; признают воскресные и "двунадесятые" праздники. Б. требуют "сознательного принятия веры", а потому отвергают детокрещение, почитание икон, крест и крестное знамение, православных священников и священнические облачения, посты, "святых угодников" и мощи, монашество, таинства и мелкие церк. праздники. Но у баптистов есть свои не менее нелепые обряды - крещение взрослых (отсюда и название секты), хлебопреломление и свои праздники - жатвы, день единства. Баптистские проповедники спекулируют на проблемах морали, доказывая необходимость заботы о спасении души, утверждая бессилие человека и святость страданий. Б. образуют общины во главе с пресвитерами, к-рые стремятся подчинить своему влиянию рядовых членов, объявляя все, что выходит за рамки жизни общины, "суетным" и "греховным". Руководители общин стремятся воспитать ее членов религ. фанатиками и проповедниками веры, обращая особое внимание на молодежь и женщин. Секта евангельских христиан-баптистов - самая многочисленная в СССР. Борьба с баптизмом - одна из задач общей борьбы с вреднейшими пережитками прошлого.

Лит.: Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола, под ред. В. Бонч-Бруевича, вып. 1, СПБ, 1908; Исповедание веры христиан-баптистов, М., 1928; Тихомиров Б.. Баптизм и его политическая роль, 2 изд., М.-Л., 1929; Baptist bibliography, ed. [by] E. С. Starr, Ν. Υ., 1947; American Baptist convention. Year Book 1948-51, Containing historical documents..., v. 1-4, Phil, [a. o.], 1948-51.

Л. Митрохин. Москва.

БАРАНОВИЧ

Лазарь (1620 - сент. 1693) - укр. писатель, политич. и церк. деятель. Проф. философии и богословия и ректор (с 1650) Киево-Могилянской коллегии. Выступал за союз Украины с Россией, за единство слав. народов в борьбе с тат.-тур. агрессией. Выступал против унии и католицизма. Являясь сторонником централизов. монархии во главе с разумным правителем, Б. отстаивал примат светской власти. Большое внимание уделял развитию школьного дела и книгопечатания. Филос. взгляды Б. представляют собой синтез философии Аристотеля с христ. религией. Из двух признаваемых субстанций - духовной и телесной - Б. считал определяющей первую. Цель человеч. познания Б. видел в познании бога, считая, однако, что полностью бог открывается только вере.

Соч.: Меч духовный, 2 изд., Киев, 1686; Трубы словес проповедных, 2 изд., Киев, 1679; Lutnia Apollinowa kojdey sprawie gotowa, [Kijów], 1671; Nowa miara starey wiary, Nowogródek siewierski, 1676; О przygodach zycia ludzkiego, Czernihów, 1678; W Wieniec Bozey Mátki, Czernihów, 1680.

Лит.: Сумцов Η. Φ., К истории южнорусской литературы семнадцатого столетия, вып. 1, Харьков, 1885; Русский биографический словарь, [т. 10], СПБ, 1914.

В. Евдокименко. Киев.

БАРДИЛИ

БА́РДИЛИ (Bardili), Христоф Готфрид (18 мая 1761 - 5 июня 1808) - нем. философ-идеалист; преподаватель гимназии в Штутгарте (1795). Соч. Б. "Очерк первой логики..." ("Grundriss der ersten Logik...", 1800) привлекло внимание К. Рейнгольда и др. философов.

В отличие от субъективного идеализма Канта и Фихте и предваряя Гегеля, Б. пытался обосновать учение объективного идеализма, называя это учение "чистым реализмом". Мышление, по Б., предполагает сверхвременные образцы или типы вещей природы, сходные с платоновскими "идеями". Эти первообразцы предшествуют возникновению сознания в человеке. Реальность объекта, утверждал Б., удостоверяется не восприятием, а чистым мышлением; последнее первично как для самого мыслящего субъекта, так и для объекта. В то же время Б. отвергал тождество объекта и субъекта: предмет и представление о нем - различные и раздельные области. Однако представление, по Б., доводит предмет до сознания лишь при условии, если и представление и предмет подчиняются одинаковым законам.

В основе мышления нет никакого субъекта - ни эмпирического, ни трансцендентального, ни даже логического. Мышление осуществляется как абстрагирование от содержания, даже как "уничтожение" содержания. И все же в содержании таится, по Б., нечто непроницаемое для логического, и предмет всегда остается запредельным (трансцендентным) для сознания. Таким образом, Б. пришел к алогич. выводу, что в бытии есть нечто, не постижимое никакими логич. формами познания.

Соч.: Epochen der vorzüglichen philosophischen Begriffe, Halle, 1788; Allgemeine praktische Philosophie, Stuttgart, 1795; Ursprung des Begriffs von der Willensfreiheit, Stuttgart, 1796; Über die Gesetze der Ideenassoziationen, Tübingen, 1796; Philosophische Elementarlehre, 1-2. Münch.. 1802-1806; Chr. G. Bardilis und C. L. Reinholds Briefwechsel über das Wesen der Philosophie..., Münch., 1804.

Лит.: Karsch F., Chr. Gottfried Bardili, Der Vertreter des logischen Realismus im Zeitalter des deutscnen Idealismus, Marburg, 1923 [Diss.]; его же, Chr. G. Bardilis logischer Realismus, "Kantstudien", 1925, Bd 30, S. 437-52.

В. Асмус. Москва.

БАРНАВ

БАРНА́В (Barnave), Антуан Пьер Жозеф Мари (22 нояб. 1761 - 29 нояб. 1793) - франц. социолог и политич. деятель; выступал как сторонник конституц. монархии и противник участия нар. масс в гос. управлении. За тайные сношения с королевским двором Б. был арестован и гильотинирован.

В своих филос. воззрениях Б., находясь под влиянием Кондильяка, сочетал сенсуализм с нек-рыми элементами дуализма и агностицизма. Значение Б. в истории философии определяется его социологич. идеями. Б. критиковал абстрактно-рационалистич. построения просветителей 18 в., являлся поклонником Монтескьё и находился под влиянием идей физиократов о естеств. ходе вещей и роли произ-ва, взглядов Гельвеция на общество, историко-экономич. концепции Рейналя. В своем осн. соч. "Введение во французскую революцию" ("Introduction à la Revolution Francaise", 1792, изд. 1843) Б. развивал мысль о влиянии географич. среды на формирование политич. строя. Однако он считал, что это влияние осуществляется не через психику людей, а через хозяйство, к-рое и определяет историч. прогресс. В истории Б. выделял 4 периода: 1) охотничий, когда собственности почти нет, а политич. учреждения только зарождаются, 2) пастушеский, в к-ром появляются животноводство и собственность (на скот), 3) земледельческий, когда собственность распространяется на землю, увеличивается экономич. неравенство, складываются феод. отношения и 4) торгово-промышленный, когда человечество создает новый источник обогащения и прогресс техники вызывает к жизни многочисл. и деятельные объединения людей (городá). Соответствующее этим хоз. изменениям новое распределение богатства вызывает новое распределение власти. Феод. собственность породила господство аристократии, "движимая собственность" порождает демократию (имелась в виду бурж. демократия), освобождая народ от феод. неравенства и повинностей, от светской власти папства. Как правило, в малых странах возникают республики, а в больших - представит. монархии, служащие интересам промышленников. Политич. власть опирается на вооруж. силу, собственность и обществ. мнение. Б. прослеживал борьбу классов в истории и видел в ней прежде всего антагонизм демократии и феод. аристократии. Но он приближался и к пониманию классовых противоречий внутри третьего сословия, в частности между буржуазией и рабочими. Взгляды Б. сыграли значит. роль в подготовке философии истории Сен-Симона и идей историков эпохи Реставрации.

Соч.: Oeuvres, t. 1-4, P., 1843; Извлечения из кн.: Введение во французскую революцию, пер. [с франц.], в кн.: Хрестоматия по французскому материализму, т. 2, П., 1923, с. 187-212.

Лит.: Попов-Ленский И. Л., Антуан Барнав и материалистическое понимание истории, М.-Л., 1924; История философии, т. 2, М., 1941, с. 319-22; Олар Α., Ораторы революции, т. 1-2, М., 1907-1908.

Г. Зельманова. Ленинград.

Предыдущая страница Следующая страница