Приглашаем посетить сайт

Толстой (tolstoy-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
СТОИЦИЗМ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

СТОИЦИЗМ

СТОИЦИЗМ (греч. στοά - портик; филос. школа стоиков получила свое название от "живописной Cтои" - афинского портика, где она помещалась) - одно из гл. течений эллинистич. и рим. философии, стремившееся обосновать внутр. независимость и непоколебимость человеческой личности в условиях могущества эллинистич. гос-ва и рим. империи.

Периоды развития С. К первому периоду С. (3-2 вв. до н.э.), к т.н. Древней Стое относятся его основатели Зенон из Китиона, Клеанф из Асса и Хрисипп Солский. Их учениками и современниками были: Аристон Хиосский, Герилл Карфагенский, поэт Арат Солский, Эратосфен Киренский, Зенон Тарсский, Диоген Вавилонский, Антипатр Тарсский, Архедем Тарсский. Эта первая, классич. форма С. отличалась крайней жесткостью и ригоризмом этич. учения, смягчение к-рого относится ко второму периоду С. (2-1 вв. до н.э.) - т.н. Средней Стое. Представителями ее являются Боэт, Панеций и Посидоний, использовавшие методы Платона и Аристотеля, так что этот период получил название стоич. платонизма. К этому же времени относится и рим. С. (2-1 вв. до н.э.; см. Римская философия).

Третьим периодом С. (1-2 вв. н.э.) - т.н. Поздней Стоей, для к-рой характерны тенденции к сакрализации, считается стоич. платонизм Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия, Мусония Руфа и Гиерокла-Стоика.

К четвертому периоду или ступени греко-рим. С. можно отнести нек-рых эклектич. платоников и пифагорейцев 1-2 вв. н.э., а также Филона Александрийского и в нек-рых моментах гностицизм, т.н. халдейские оракулы и т.н. герметич. литературу (тексты 1 в. н.э. с идеями восхождения человека к богу, искупления и спасения), а также в значит. мере и псевдопифагоровы "Золотые стихи". С. эволюционировал в этот период в направлении неоплатонизма и в конце концов растворился в нем. Антиох Аскалонский изгнал С. из этики, Гай - из логики, Аммоний Саккас - из психологии и Плотин - из первой философии.

Физика. С. впервые ввел строгое распределение философии на логику, физику и этику (ISVF 46, III Arch. 5 Arn). В физике стоики реставрировали космологизм Гераклита и его учение об огне как первонач. стихии (I фр. 98, 102; II 405, 413, 418), из к-рой истекает все существующее в результате ее превращения в др. стихии. Первоогонь - это, по терминологии стоиков, пневма, "дух", "дыхание" (πνεῦμα), к-рое разливается в мире и создает все вещи вплоть до человека и животных, остывая в неорганич. природе (I 138, 140, 484; II 715, 787, 442, 471, 774, 778, 841, 1009, 310; III Chr. 370, 305). Первоогонь, а также имманентно присущий ему логос истекает с бесконечно разнообразной степенью их бытийной напряженности (τόνος I 563; II 441, 444, 447, 785, 457; III Chr. 473), следовательно и материя, будучи тождественной логосу, отличается бесконечно разнообразной степенью напряженности, т.е. грубости или тонкости. Она различна в неодушевленных и одушевленных существах, в человеческой душе, в природе, космосе и в самих богах (II 318; I 87; II 316, 309; I 85, 493; II 300, 306; III Arch. 12; II 1108; III Chr. 195). Гераклитовское понимание логоса оказывалось недостаточным: первоогонь был уже не просто слепой силой, но художеств.-творч. огнем (πῦρ τεχνικόν), разумно создающим мир и управляющим им (I 98; II 421, 422, 423, 1027); он является здесь Провидением (I 509; II 1157, 1107, 1108, 1029 и мн. др.) - термин, впервые получивший здесь такое значение. Каждый человек - одно из бесчисленных перевоплощений этого космич. первоогня и пневмы, и этим обосновывалось внутр. бесстрастие человека. Первоогонь не только "ведущее", или "господствующее" в душе человека (I 202, 143; II 839, 836, 828, 858; III Chr. 306, 459), но также и бог (II 1076, 1077), небо (II 644), эфир (II 634, 642, 644), "огневидная и теплая сущность" (II 1032), Солнце (I 499) и даже Земля (II 642; III Arch. 15). Все существующее телесно (напр., II 358, 359, 319, 320, 329, 140, 387, 735; III Ant. 16. Arch. 6. Chr. 136), включая людей, богов, любые свойства души. Нек-рые из стоиков объявляли нетелесным пустое пространство, место, время и предметы высказывания (λεκτόν). В целом материализм стоиков резко отличался от материализма греч. классики - своей телеологией, провиденциализмом и фатализмом. Художеств. первоогонь изливается "сперматич. логосами" или "осеменяющими идеями" (II 580, 1027, 1074, 739; I 102, 108), пронизывающими весь космос ("всецелое смешение" I 102; II 497, 487) и образующими т.н. космич. "симпатию" (II 475, 534, 546, 1013, 1211), всеобщую взаимопроницаемость и взаимопревращаемость.

Этот пантеизм сочетался в С. с учением о безусловной разумности всего существующего, так что все несовершенства жизни и мира трактовались как вполне целесообразные (III Chr. Ant. 57). Гераклитовскую идею периодич. воспламенения космоса и очищения его (II 596, 594, 626, 614, 585, 299; I 510) стоики сочетали с учением об абс. повторяемости вещей, лиц, событий и всего космоса после каждого мирового пожара.

Э т и к а. В этике своим ригоризмом стоики близки к киникам, но не разделяли их презрения к науке и культуре. Стоики проповедовали идеал мудреца (I 65, 66, 347, 216, 215, 411, 434; II 131; III Chr. 509, 458, 463, 503, 535, 456, 457, 458, 450), к-рый любит свой рок (amor fati - "любовь к року"); творч. "огонь", "провидение" и "рок" - одно и то же. Не понимающий этого тщетно волнуется и страдает, любя себя, а не свою судьбу, кроме к-рой ведь ничего не существует. Переходных ступеней между мудростью и глупостью нет (III Chr. 682, 668, 760), глупость - это сумасшествие (III Chr. 658, 663), состояние, свойственное подавляющему числу людей, так что мудрецы - незначит. часть среди людей (III Chr. 668). Человек - высшее и наиболее разумное существо природы, его добродетель - практич. "мудрость" (φρόνησις Ι 374, 375; II 174, 1005, 1181; III Chr. 265, 266, 268, 274, 598; III D. 33) или "сила духа", к-рая, по платоновскому образцу, мыслится в виде четырех осн. добродетелей. Но человеку присущи и аффекты, вносящие смуту в его разум и подлежащие искоренению из его души (III Chr. 443, 444, 447). Отсюда осн. категории стоич. этики - бесстрастие, или отсутствие аффектов (ἀπάϑεια III Chr. 301, 448; I 449), непоколебимая моральная "выпрямленность" (κατόρϑωμα III Chr. 501, 284, 494, 297) и "обязанность" (καϑῆκον) как честно и посильно выполняемый долг (officium - I 230; III Chr. 493, 494, 495, 498, 293), так что "выпрямленность" есть "совершенная обязанность" (III Chr. 494, 498, 499). Всякие потребности заслуживают презрения, в этом заключается призыв стоиков к следованию природе, этой абсолютно бесстрастной, идеальной художнице жизни. Первоначальному С. присущ абс. ригоризм в морали. Мудрец может оказаться запутанным против своей воли в хаосе жизненных отношений. Если он не может разумно упорядочить этот хаос, то должен покончить с собой, т.к. это вырвет его из неразумного хаоса жизни и приобщит к идеальной разумности мирового целого. По преданию Зенон из Китиона и Клеанф кончили жизнь самоубийством; это утверждалось и о многих др. стоиках древности.

Наконец, для стоиков весь космос, управляемый судьбой, есть мировое гос-во, а все люди - его граждане, или космополиты (III Chr. 336, 337). До тех пор космос понимался либо как универсальная родовая община (мифология), либо как круговорот материальных стихий (натурфилософия). Только стоики впервые истолковали космос как мировое гос-во, что соответствовало социально-историч. процессам и возникновению эллинистич. гос-в, влившихся затем в Рим. империю (об отождествлении космоса с гос-вом - см. III Chr. 327, 333, 334, 339; II 528, 645, 1127, 1129, 1130, 1131, 1141). Неумолимый "закон" и в природе, и в человеке, и в обществе, и в гос-ве - одна из осн. категорий С. (I 162; II 1003, 528, 1076; III Chr. 315, 317, 319, 323, 332, 308, 360, 613, 614). Первоогонь-логос стоики часто именовали Зевсом. Стоич. космополитизм, уравнивающий перед лицом мирового закона всех людей - свободных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин, знаменует значит. прогресс в развитии идеи человеческого равенства.

Т.о. (в кавычках здесь мы даем чисто стоич. термины), С. в области физики и этики есть учение: 1) о выработке несокрушимой, "бесстрастной", непоколебимой человеч. личности, понимаемой как 2) самое "совершенное", "пневматич." "истечение" "первоогня" - "логоса"; 3) о всеобщей разумности мира, причем гераклитовский огонь истолковывается в "телеологич.", "провиденциалистском" и "фаталистич." духе; 4) о бесконечно-разнообразной "напряженности" этих "пневматич. истечений"; 5) о вытекающей отсюда всеобщей взаимопревращаемости, т.е. о "всецелом смешении" и о космич. "симпатии"; 6) о распространении человечески мудрых отношений на весь космос и превращении его в "мировое государство" с вечными и непоколебимыми "законами", одинаковыми для всех людей; 7) о "подражании" "мудрецов" "природе" с ее "бесстрастием", "художественно-бытийном творчеством" и безусловно материальным характером, поскольку все существующее есть только "тело", т.е. нечто, "способное действовать и претерпевать"; и, наконец, 8) о замене антропоморфизма филос. учением и аллегорич. понимании традиц. мифологич. образов и религ. культа.

Л о г и к а. Самый термин впервые был введен стоиками (II 134, 49, 49а), причем логика оказывается у них наукой не о разуме в смысле Платона, не о понятиях, суждениях, умозаключениях и доказательствах в смысле Аристотеля, но о словесном выражении. Этот момент играет огромную роль в антич. понятии логоса вообще. Стоич. логика делится на риторику и диалектику (II 48), а диалектика - на учение об "обозначающем" (поэтика, теория музыки и грамматика) и "обозначаемом" или "предмете высказывания" (II 122), что напоминает формальную логику, поскольку неполное высказывание трактуется здесь как "слово" ("логос" было бы неправильно переводить здесь как "понятие"), а полное - как "предложение". Следовательно, диалектика в С. понималась лишь описательно-семантически и словесно. Такой же смысл имеют и четыре логич. категории, относящиеся к "слову": нечто (бытие и небытие), существенное свойство (общее и частное), случайное свойство и относительно случайное свойство (т.е. находящееся в соотношении с др. случайными свойствами - II 369-375). "Предложения" делились на простые, или категорические, и сложные, особенно гипотетические (II 252). Считая все телесным, стоики именно "предметы высказывания" считали нетелесными (II 132, 166, 170, 331, 335), что свидетельствует об описательности их логики, к-рая сама по себе не была связана с проблемами объективной реальности. Будучи материалистами, стоики признавали внешний материальный мир, его отражение в человеческом сознании через посредство чувственных восприятий, возникновение чувственных представлений, воспоминание, образование отсюда общих понятий и функционирование их в качестве т.н. "предвосхищений" (πρόληψις - I 140; II 83, 841). Следовательно, "общие понятия" (κοιναί ἔννοιαι II 841, 847) не связаны с объективирующими актами сознания, хотя и возникли на основе чувственного опыта (II 473). Когда такое объективно-образованное понятие осмысленно действует при восприятии чувственной действительности, оно становится "постижением" (κατάληψις I 60; II 90, 84, 131; III Chr. 189), т.е. содержит в себе уже объективирующий акт. Чувственный же образ вместе с таким объективирующим актом наз. "постигающим представлением" (φαντασία καταληπτική Ι 59; II 60, 69, 53, 97, 56, 105, 90, 850), к-рое трактовалось как "критерий истины" (III Ant. 18, Apoll. 13), не всегда устойчивый у разных стоиков (II 90, 105; III В 1). Стоики гибко лавировали между утверждением текучести чувственных восприятий и убеждением в необходимости идеальных понятий. Эти понятия, полученные из опыта путем предельного обобщения, не только идеальны, но и самоочевидны. Поскольку логика в С., будучи семантич. анализом слов и предложений, противопоставлялась учению о бытии, то она сводилась к анализу отношений, царящих в сознании и мышлении, и притом без уклона в сторону субъективизма или номинализма (см. также Древнегреческая логика).

Стоич. учение о словах и предложениях оказало большое влияние на развитие антич. грамматики. На это учение опирался Дионисий Фракийский (1 в. до н.э.) и многие другие.

С. сыграл огромную культурно-историч. роль, будучи наряду с эпикурейской школой и скептицизмом одним из самых влиятельных просветительских направлений антич. мира. Вместе с тем, именно эти школы позднеантич. философии отличались наибольшим примиренчеством к окружающей действительности и отсутствием к.-л. попыток к тому, чтобы изменить ее.

Фрагменты: Nestle W., Die Nachsokratiker, Bd 2, Jena, 1923, S. 1-248 (нем. пер.); Vogel С. J. de, Greek philosophy, v. 3, Leiden, 1959, p. 44-183 (греч. текст и англ. пер.); Brun J., Le stoïcisme, P., 1962 (франц. пер.), Эстетич. фрагменты - в кн.: Tatarkiewicz W., Historie estetyki, 2 wyd., t. 1, Wrocław, 1962, s. 215-19 (греч. текст и польск. пер.), в рус. пер. - Стоики, пер. А. Ф. Лосева, в кн.: История эстетики, т. 1, М., 1962, с. 137-47.

Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Из ранних произв., М., 1956 (имен, указатель); Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 38, с. 285-86; Говоров С., Моральная философия стоиков в отношении к христианству, "Вера и разум", 1888, No 1-12; Невзоров И. Α., Мораль С. и христианское нравоучение, Каз., 1892; Гюйо М., С. и христианство, Собр. соч., т. 4, СПБ, 1900; Гомперц Г., Жизнепонимание греч. философов и идеал внутр. свободы, СПБ, 1912, с. 175-227; История философии, т. 1, М., 1940, с. 283-304; История философии, т. 1, М., 1957 (имен, указатель); Ogereau F., Essai sur le système philosophique des stoïciens, P., 1885; Avenel J. de, Le stoïcisme et les stoïciens, [P.], 1886; Susemihl Fr., Geschichte der griechischen Litteratur in der Alexandrinerzeit, Bd 1, Lpz., 1891, S. 480; Bd 2, Lpz., 1892, S. 62, 238; Häbler Α., Zur Kosmogonie der Stoiker, в кн.: Neue Jahrbücher für Philologie und Paedagogik, H. 4-5, Lpz., 1893, S. 298-300; Musonii Rufi, C., reliquiae, ed. O. Hense, Lpz., 1905; Davidson W. L., Stoic creed, Ν. Υ., 1907; Bevan E. R., Stoics and sceptics, Oxf., 1913; Ζeller Ed., Die Philosophie der Griechen in ihrer geschichtlichen Entwicklung dargestellt, 5 Aufl., Bd 3, Abt. 1, Lpz., 1923, S. 27-372, 572-609, 699-791; Rodier G., Etudes de philosophie grecque, nouv. éd., P., 1926, p. 216-69; Rieth О., Grundbegriffe der stoischen Ethik, В., 1933 (Problemata 9); его же, Über das Telos der Stoiker, "Hermes", 1934, Bd 69, H. 1, S. 13; Εlоrduy E., Die Sozialphilosophie der Stoa, Lpz., 1936; Moreau J., L'âme du monde. De Platon aux stoïcïens, P., 1939; Вarth P., Die Stoa, 6 Aufl., Stuttg., 1946; Goldschmidt V., Le système stoïcien et l'idée de temps, P., 1953; Ganter F. L., Das stoische System der αἴσθησις..., "Philologue", 1894, Bd 53, No 3. S. 465-504; Brihier E. F., Etudes de philosophie antique, P., 1955; Les stoociens, textes trad, par E. Brihier, P., 1962.

A. Лосев. Москва.

В начало энциклопедии