Приглашаем посетить сайт

Культурология (cult-lib.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "Б" (часть 2, "БАР"-"БЕК")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 2, "БАР"-"БЕК")

БАРНС

БАРНС (Barnes), Гарри Элмер (р. 15 июля 1889) - амер. бурж. социолог и историк. В своих трудах Б. с позитивистских позиций рассматривает природу и структуру существующих социальных ин-тов, "динамику" общества, взаимоотношение социологич. и политич. теорий. Работы Б. пронизаны апологетикой существующих капиталистич. отношений, в частности т.н. американского образа жизни.

Соч.: Sociology before Comte, [Chi.], 1917; Sociology and political theory, N. Y., 1924; The story of punishment, Boston, [1930]; Social thought from lore to science, 2 ed., v. 1-2, Washington, 1952 (совм. с Becker H.); Contemporary social theory, N. Y.-L., [1940] (совм. с Becker H. and Becker F. В.); The American way of life, [2 ed.], N. Y., 1950 (совм. с Ruedi Ο. Μ); (ed.) An introduction to the history of sociology, Chi., [1948]; Historical sociology. Its origins and development, N. Y., [1948]; The struggle against the historical blackout, 9 ed., [Ν. Υ.], 1952.

В. Семенов. Москва.

БАРРЕДА

БАРРЕ́ДА (Barreda), Габино (19 февр. 1818 - 10 марта 1881) - мекс. философ-позитивист. Получил мед. и юридич. образование. Работы Б. посвящены преим. социально-политич. проблемам ("Сочинения, дискуссии и речи" - "Opúsculos, discusiones у discursos", México, 1877). Руководствуясь концепцией социальной эволюции Конта, Б. различал для Мексики три периода развития - колониальный, революции и период реформ. Особое внимание он уделял разработке идеи порядка, основанного на частной собственности. В 1867 Б. участвовал в работе комиссии по реформе системы образования, к-рая была осуществлена на основе бурж. позитивистских идей. В работах по логике ("Исследования" - "Estudios", 1941) Б. указывал на необходимость сочетания дедуктивного и индуктивного методов.

Лит.: Ramos S., Historie de la filosofia en México, México, 1943; Ζea L., El positivisino en México, México, 1953.

Р. Бургете. Москва.

БАРРЕТУ ЛУИС ПЕРЕЙРА

БАРРЕ́ТУ Луис Перейра (Barreto), (1840-1922) - браз. философ, представитель т.н. диссидентского позитивизма. Окончил мед. ф-т Брюссельского ун-та, где познакомился с учением Конта. В своих книгах "Три философии" ("As três filosofias", pt. 1-3, 1874-1876), "Позитивное решение бразильской политики" ("As solucōes positivas da política brasileira", 1880) Б. выступал против господствовавшего в Бразилии теологич. мировоззрения, пережитков феодализма, рабства, за капиталистич. развитие страны. Путь к обществ. преобразованиям он видел в реформах и в утверждении позитивистского мировоззрения. В работе "XX век с бразильской точки зрения" ("О século XX sob о ponto de vista brasileiro", 1901) Б. призывал воспитывать и революционизировать нар. массы для борьбы с феодализмом и англо-амер. колониализмом. В последние годы жизни Б. стал на путь преодоления позитивизма Конта.

Лит.: Costa J. С, Contribuicão à história das idéias no Brasil, Rio de Janeiro, 1956; Franca L., Nocōcs de histōria da filosofia, 14 ed., Rio de Janeiro, 1955.

Ж. Базарян. Москва.

БАРРЕТУ ТОБИАС

БАРРЕ́ТУ Тобиас (Barreto), (7 июня 1839-26 июня 1889) - браз. философ-материалист, крупнейший лат.-амер. мыслитель 19 в., поэт, критик, юрист и политич. деятель. Получил юридич. образование в г. Ресифи. На формирование его философских взглядов решающее влияние оказал естественнонаучный материализм Геккеля.

Б. является основоположником филос. "школы Ресифи", к-рая противопоставила теологии, эклектизму и позитивизму материалистич. монизм, объясняющий все явления природы изменениями единой материальной субстанции. Б. высоко ценил "грозного критика капитала" Маркса, однако не понимал диалектич. характера его материализма. Б. не был последоват. материалистом, для его "философского монизма" характерны своеобразный гилозоизм, соединение механицизма с телеологией. Пропагандой материализма, атеизма и эволюц. учения Б. оказал большое влияние на прогрессивную обществ. мысль.

Соч.: Obras completas, v. 1, [Rio de Janeiro], 1925; Ensaios e estudos de pailosophia e critica, Recife, 1875; Estudos allemāes, [2 ed.], [Rio de Janeiro], 1892.

Лит.: Lima H., Tobias Barreto, 2 ed., S. Paulo, [1957]; Brandāo Octavio, Os intelectuais progressistas, [Rio de Janeiro], 1956.

Ж. Базарян. Москва.

БАРТ КАРЛ

БАРТ Карл (Barth), (р. 10 мая 1886) - швейц. философ-теолог, создатель т.н. диалектической теологии. Проф. в Гёттингене (с 1921), Мюнстере (с 1925), Бонне (с 1930). С 1935 работает в Базельском ун-те. Ученик Гарнака и Наторпа, Б. считает своими идейными предшественниками также Лютера, Кальвина, Кьеркегора В "Послании к римлянам" ("Der Römer brief", 1918) Б. выступил против новопротестантской теологии (Шлейермахер). Путем отрицания "предписаний" о боге, различных видов "естественной" теологии и некоторых религ. догматов Б. требует абсолютного утверждения бога и существования человека в боге ("Теологическое существование сегодня" - "Theologische Existenz heute", 1933). Б. выступает против научного предвидения, культурного прогресса, с защитой религиозных убеждений. Диалектич. теология Б. близка религ. экзистенциализму.

Согласно политич. воззрениям Б., евангелич. церковь не должна поддерживать Запад против Востока или Восток против Запада: церковь должна выступать за Европу, идущую неким "третьим путем", однако Европой Б. считает только капиталистич. Европу.

Соч.: Die kirchliche Dogmatik, Bd 1-9, Zollikon - Ζ. 1932-55.

Лит.: Крывелев И. Α., Современное богословие и наука, М., 1959; Balthasar H. U. von, Karl Barth. Darstellung und Deutung seiner Theologie, Olten, 1951.

Α. Мысливченко. Москва.

БАРТ ПАУЛЬ

БАРТ Пауль (Barth), (1 авг. 1858 - 30 сент. 1922) - нем. бурж. социолог и философ-идеалист. Противник марксизма. Проф. Лейпцигского ун-та (с 1897); гл. редактор журн. "Vierteljahrschrift für wissenschaftliche Philosophie und Soziologïe" (1912-16). Ф. Энгельс резко критиковал "искажения" и "кривотолки" Б., пытавшегося приписать марксизму отрицание роли идей в обществ. развитии (см. Ф. Энгельс, [Письма] К. Шмидту 5 авг., 27 окт. 1890, Ф. Мерингу 14 июля 1893, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, Μ, 1953), Соч.: Die Geschichtsphilosophie Hegels und der Hegelianer bis auf Marx und Hartmann, Lpz., 1890; Welche Beweggründe gibt es zum sittlichen Handeln?, Lpz., 1899; Die Geschichte der Erziehung in soziologischer und geistesgeschichtlicher Beleuchtung, Lpz., 1911; Ethische Jugendfünrung, Lpz., 1919; Философия истории как социология, пер. с нем., СПБ, 1902.

Лит.: Меринг Ф., Исторический материализм, в его кн.: На стража марксизма, М.-Л., 1927, с. 50-69.

БАРЯТИНСКИЙ

Александр Петрович (1798-1844) - рус. поэт и мыслитель, декабрист. Воспитывался в иезуитском пансионе, с 1817 - на воен. службе. Вступив в Южное об-во декабристов (с 1821), Б. сблизился с Пестелем, переводил его "Русскую правду" на франц. язык. В 1825 Б. возглавлял Тульчинскую управу и по поручению Пестеля формировал террористич. группу для истребления царской семьи. В 1824 Б. опубликовал на франц. яз. книгу стихов "Часы досуга в Тульчине" ("Quelques heurs de loisir à Toulchin"). Ему принадлежит также неоконч. поэма "О боге", в к-рой с атеистич. позиций ведется полемика с Вольтером и утверждается, что "если бы даже бог существовал - нужно было бы его отвергнуть" (см. Избр. соц.-политич. и филос. произв. декабристов, т. 2, 1951, с. 440). Отрицая разумность и целесообразность мира, Б. проводил мысль о естеств. происхождении религии и об отсутствии сверхъестественного в природе. В Сибири Б. написал не дошедшее до нас филос. сочинение материалистич. характера, направленное против "религиозной конгрегации", куда входили нек-рые декабристы.

Соч.: см. Избр. социально-политические и философские произв. декабристов, т. 2, [Л.], 1951, с. 435-49; ["Дело" А. П. Барятинского], в кн. Восстание декабристов. Материалы, т. 10, [Л.], 1953.

Лит.: Вороницын И. П., История атеизма, 3 изд., [Рязань, 1930], с. 808 - 12; История философии, т. 1, М., 1957, гл. 9, § 7; Нечкина М. В., Движение декабристов, т. 1-2, М., 1955.

П. Никандров. Ленинград.

БАСБАУМ

БАСБА́УМ (Basbaum), Леонсиу (р. 1907) - браз. философ-материалист. Получил медицинское образование в г. Ресифи. После посещения СССР (1928) опубликовал книгу "На пути к рабочей и крестьянской революции" ("А caminho da revolucão operária e camponesa", 1934). В своей гл. филос. работе "Основы материализма" ("Los fundamentos del materialismo", [1943]) Б. излагает и отстаивает важнейшие положения диалектич. материализма, критикует иррационализм совр. идеалистич. учений. При объяснении обществ. явлений допускает идеалистич. ошибки. В работе "Правдивая история республики" ("História síncera da República", 1957) стремится с марксистских позиций изложить историю Бразилии 19 в.

БАСКАКОВ

Василий Георгиевич [р. 7 (20) февр. 1914] - сов. философ, д-р филос. наук (с 1956), профессор (с 1958). Член КПСС с 1943. Окончил Моск. гос. пединститут им. К. Либкнехта (1939) и аспирантуру Ин-та фолософии АН СССР (1947). Старший науч. сотрудник Ин-та философии АН СССР (с 1952). Работает в области истории рус. филос. и обществ.-политич. мысли.

Соч.: Социологические воззрения В. Г. Белинского, М., 1948; Мировоззрение Чернышевского, М., 1955.

Лит.: Денисова Л., Жданов В., Модернизация и произвол в освещении прошлого, "Новый мир", 1956, No 8, там же, 1957, No 2, 251-52.

БАСКИН

Марк Петрович [р. 8(20) дек. 1899] - сов. философ, профессор (с 1930). Член КПСС с 1919. Окончил ун-т им. А. Л. Шанявского в Москве (1919). Преподает (с 1919) философию в вузах Москвы. Старший науч. сотрудник Ин-та философии АН СССР (с 1944). Науч. интересы Б. сосредоточены гл. обр. на изучении истории философии, эстетики и совр. бурж. социологии.

Соч.: Ленин как материалист и диалектик, М., 1924; Наше мировоззрение, Харьков, 1925; Что такое философия, Харьков, 1925; Идеология феодальной эпохи, М.-Л., 1929; Идеология общества эпохи зарождения капитализма, М.-Л., 1930; Войны справедливые и несправедливые, М., 1939; Мораль как форма общественного сознания, М., 1946; Англо-американская социология на службе империализма, М.-Л., 1949; Фидеизм и идеализм на службе у англо-американского империализма, М., 1951; Современная американская буржуазная социология на службе экспансионизма, М., 1952: Философия немецкого просвещения, М., 1954; Шарль Луи Монтескье - выдающийся французский мыслитель XVIII века, М., 1955; Материализм и религия, М., 1955; Философия американского просвещения, М., 1955; Философия Л. Фейербаха, Μ., 1957.

БАССО

БАССО́ (Basso), Себастьян (гг. рожд. и смерти неизв.) - франц. врач, физик и философ 17 в. В соч. "Натуральная философия против Аристотеля" ("Philosophiae naturalis adversus Aristotelem libri XII", 1621), к-рое из предосторожности издал в Женеве, Б., опираясь на атомистич. учения древних, утверждал, что все тела, в т. ч. и живые организмы, состоят из разнородных по своему качеству и неизменных атомов, созданных богом. Качество атомов сохраняется как при раздельном существовании их, так и в различных связях. Из атомов создаются более сложные образования - молекулы. Изменения тел объясняются движением атомов; все поры между атомами и молекулами заполняет простая материя, род мирового эфира. Движение содержит два момента: притяжение и отталкивание. Б. считал, что природа творит и сохраняет вещи согласно присущему ей порядку. Поэтому бог и природа суть одно и то же. Пантеизм Б. навеян Бруно. Б. оказал влияние своими идеями на Беригара и Декарта.

Лит.: Виндельбанд В., История философии, пер. с нем., СПБ, 1898, с. 331; Lasswitz К., Geschichte der Atomistik..., Bd 1, Hamb. - Lpz., 1890, S. 467-68.

Г. Зельманова. Ленинград.

БАТЕНЬКОВ

Гавриил Степанович (25 марта 1793 - 29 окт. 1863) - рус. философ-идеалист, декабрист. Окончил 2-й кадетский корпус в Петербурге, участвовал в Отечеств. войне 1812 и заграничном походе. В 1825, оставив службу, занялся историей, правом и философией, близко сошелся с участниками тайных декабристских об-в (см. Декабристы). За два месяца до восстания 14 дек. 1825 Б. вступил в Северное об-во. В янв. 1826 он был арестован, осужден и пробыл в одиночном заключении св. 20 лет, затем был сослан на 10 лет в Томск.

В соч. "Обозрение государственного строя" (1828) и "Мысли о конституции" (1826) (см. вкн.: М. В. Довнар-Запольский, Мемуары декабристов, вып. 1, Киев, 1906) Б. критиковал обществ. и гос. строй России и доказывал необходимость ликвидации крепостного права. В результате неизбежной, по Б., революции должна быть установлена конституц. монархия. Б. был хорошо знаком с франц. политич. лит-рой 18 в., изучал сочинения Монтескьё и физиократов. В области философии он находился под влиянием мистич. сочинений Бёме, Сведенборга и рус. масонов (см. Масонство), к к-рым он был нек-рое время близок (см. тюремные записки Б. - "Русский ист. журн.", 1918, кн. 5, с. 117-18). Осн. принципом познания и действия Б. объявлял волевую интуицию.

Соч.: Повесть собственной жизни, "Русский архив", 1881, кн. 2.

Лит.: Модзалевский Б. Л., Декабрист Батеньков, "Русский истор. ж.", 1918, кн. 5; Рассказы о Г. С. Батенькове, "Русский архив", 1881, кн. 3; Из архива Елагиных. Письма Г. С. Батенькова, И. И. Пущина и Э. Г. Толля, Μ., 1936; Ореус H. И., Гавриил Степанович Батеньков, "Русская старина" 1889, авг.; Греч Н. И., Записки о моей жизни, М.-Л., 1930. с. 502-50; Венгеров С. Α., Критико-биографический словарь русских писателей и ученых, т. 2, СПБ, 1891, с. 224-27; Бакай Н., Сибирь и декабрист Г. С. Батеньков, Томск, 1927; Снытко т. Г., Г. С. Батеньков-литератор, в кн.: Литературное наследство, т. 60, кн. 1, М., 1956.

А. Казарин. Москва.

БАТИНИЗМ

БАТИНИЗМ (от араб. батин - внутренний, сокровенный) - одно из сектантских религ.-филос. учений в исламе, носившее черты манихейства, маздакизма и испытавшее влияние др.-греч. философии и инд. вероучений, особенно буддизма. Б. возник в 8 в. как оппозиц. течение по отношению к официальной феод. идеологии, отражая гл. обр. интересы крестьянства и средних гор. слоев угнетенных халифатом народов. Б. получил распространение во всех странах, находившихся под властью багдадских халифов. По учению батинитов, нельзя понимать Коран буквально; необходимо придавать его стихам иносказат. смысл, находить в нем сокровенные "тайны" (отсюда и название "Б."). В установленной Б. иерархии существ "Илах ул-аввал" (Первое божество) не является единств. деятельным лицом, он управляет миром вместе с "Илах ул-сани" (Вторым божеством), т.е. душой (нафс). Над ними стоит абстрактное существо, подобное "зарвану акарану" (бескрайнее время) в зороастризме. Материя, пространство и время суть узловые ступени в иерархии существ. Каждое явление заключает в себе как прошедшее, так и будущее.

В Б., содержавшем немало противоречий, имелись прогрессивные оппозиционные к ортодокс. исламу тенденции. Б. служил идейным оружием для исмаилитов, карматов, хоррамитов и др.

Лит.: Сиасет-намэ. Книга о правлении вазира XI столетия Низам ал-Мулька. Пер., введ. в изучение памятника и примеч. Б. Н. Заходера, М.-Л., 1949.

А. Агахи. Баку.

БАТТЁ

БАТТЁ (Batteux), Шарль (6 мая 1713 - 14 июля 1780) - франц. философ, эстетик и педагог. Получил богословское образование. С 1754 - член Академии надписей и изящной словесности, с 1761 - член Франц. академии. Автор трудов по вопросам эстетики и иск-ва: "Изящные искусства, сведенные к одному общему принципу" ("Les beaux arts reduits à un même principe", 1746) и "Курс изящной словесности" ("Cours de belles-lettres ou Principes de la littérature", 1747-48). Как сторонник эстетики классицизма, Б. исходил из аристотелевской идеи подражания, усматривая различие между отд. иск-вами в разных средствах подражания природе (живопись - подражание цветом, музыка - звуком, танец - жестом, поэзия - речью). Он считал, что подражать надо не всякой, а лишь "прекрасной" природе, под к-рой подразумевал некий идеал, и рассматривал античное иск-во, воспроизводящее этот идеал, как абсолютную внеисторич. норму. Б. устанавливал незыблемые правила "хорошего вкуса", повторяя в основном поэтику Буало. Эстетика Б. получила в 18 в. распространение в Германии (писатели Готшед, Рамлер и др.). С реалистич. позиций с Б. полемизировали Дидро и Лессинг, упрекая его в том, что он не объясняет нигде, что же такое "прекрасная природа", и не видит внутр. различия между поэзией и живописью.

В. Бахмутский. Москва.

В России эстетика Б. с ее принципом "подражания природе" была хорошо известна. "Cours de belles-lettres..." Б. был переведен под названием "Начальные правила словесности" (с прибавл. Дм. Облеухова, т. 1-4, 1806-1807). Кроме этого, на рус. яз. появились переводы: "О свободных науках", 1803 (пер. А. Степанова) и "Правила поэзии", 1808 (пер. А. Буниной). Идеи Б. использовали рус. эстетики конца 18 - нач. 19 вв. (Н. Остолопов в своем "Словаре древней и новой поэзии", ч. 2, 1821, Мерзляков и др.). В 20-х гг. 19 в. эстетика Б. была подвергнута критике "любомудрами" (Д. В. Веневитинов, Полное собр. соч., 1934), а затем Белинским (Полное собр. соч., т. 13, 1948, см. Указатель) и Чернышевским (Полное собр. соч., т. 16, 1953, см. Указатель).

З. Каменский. Москва.

Соч.: De la construction oratoire, P., 1763; La morale d'Е́picure, P., 1758; Les quatre poétiques d'Aristote, d'Horace, de Vida, de Despréaux, v. 1-2, P.. 1771.

Лит.: Машкин А. П., Эстетическая теория Баттё и лирика Державина, Казань, 1916; Schenker M., Charles Batteux und seine Nachahmungetheorie in Deutschland, Lpz., 1909.

БАТУРИН

Пафнутий Сергеевич (р. ок. 1740 - ум. 23 окт. 1803) - рус. просветитель-материалист, выступивший против идеализма и мистики масонов. Выходец из обнищавших дворян, средний судейский чиновник Калужско-Тульского наместничества. В соч. "Исследование книги о заблуждениях и истине" [Тула, 1790, анонимно] (см. вкн.: "Избранные произведения рус. мыслителей второй половины XVIII в.", т. 2, 1952, с. 391-532), опираясь на естествознание 18 в. (работы А. Лавуазье, И. И. Бехера, Г. Э. Шталя, Д. Гартли и др.), Б. подверг критике систему франц. мистика Сен-Мартена, особо популярную среди рус. масонов (см. Масонство). Попыткам Сен-Мартена найти "духовные начала" в вещах, оторвать движение от материи, обосновать "уничтожимость" всего телесного Б. противопоставил учение о четырех телесных стихиях (земля, вода, воздух, огонь) как первооснове вещей, а также принцип неуничтожимости вещества и его неразрывной связи с движением. Высмеивая мистич. "откровение" как шарлатанство, Б. защищал опытное познание природы. Отбрасывая мистич. трактовку истории как истории "грехопадения" людей, вызванного "свободой воли", Б. доказывал, что воля обусловлена естеств. причинами. Он защищал идею естеств. происхождения гос-ва, не делая из нее политически радикальных антифеод. выводов; выступал против войн.

Материализм Б. был заключен в рамки деизма и носил метафизич. характер, Б. считал бога бестелесной первопричиной мира, отождествлял в ряде случаев мышление человека и психику животных.

Соч.: Записки (1780-1798 гг.). С предисл. Б. Л. Модзалевского, "Голос минувшего", 1918, No 1-9.

Лит.: Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 1, М., 1955, с. 243.

Е. Плимак. Москва.

БАУМГАРТЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАУХ

БА́УХ (Bauch), Бруно (19 янв. 1877 - 27 февр. 1942) - нем. философ-идеалист, неокантианец. Первоначально последователь баденской школы. Подлинный смысл натовской философии Б. видит не в критике чистого разума, как марбургская школа, и не в критике практич. разума, как баденская школа, а в критике способности суждения, на основе к-рой он и пытался достичь синтеза названных неокантианских направлений. Проблемы, прежде разбиравшиеся раздельно в теории познания, метафизике, онтологии, учении о действительности и учении о ценностях, Б. стремился рассмотреть в едином синтезе, достигаемом в трансцендентальной сфере человеч. разума. В своих осн. трудах "Истина, ценность и действительность" ("Wahrheit, Wert und Wirklichkeit", 1923) и "Идея" ("Die Idee", 1926) Б. трактует действительность как истину и как нечто идентичное с ценностью.

Соч.: Grundzüge der Ethik, Stuttgart, 1935; Immanuel Kant, 4 Aufl., В., 1933; Иммануил Кант и его отношение к естествознанию, пер. [с нем.], М., 1912. Лит.: Leisegang H., Deutsche Philosophie im 20. Jahrhundert, Breslau, 1928.

Г. Штилер. ГДР.

БАУЭР БРУНО

БА́УЭР Бруно (Bauer), (6 сент. 1809 - 13 апр. 1882) - нем. философ-идеалист, младогегельянец (см. Гегельянство). Приват-доцент Берлинского (1834-1839) и Боннского (1839-42) ун-тов. В 1835 с позиций ортодоксального гегельянства критиковал книгу Д. Штрауса "Жизнь Иисуса", но уже в 1839 примкнул к левым (или младо) гегельянцам. В памфлетах "Трубный глас страшного суда над Гегелем" 1841, рус. пер. 1933, предисл. Б. С. Чернышева) и "Учение Гегеля о религии и искусстве" ("Hegel's Lehre von der Religion und Kunst...", 1842), в написании к-рых, по-видимому, принимал участие Маркс, представил Гегеля атеистом и революционером. В работах "Критика евангелия от Иоанна" ("Kritik der evangelischen Geschichte des Johannes", 1840) и "Критика синоптических евангелий" ("Kritik der evangelischen Geschichte der Synoptiker", Bd 1-3, 1841-42) он дал более радикальную, чем Штраус, критику религии и отрицал историч. достоверность евангелий. Отвергая христ. бога, Б. оставался идеалистом и обожествлял самосознание. После 1848 Б. все более эволюционировал вправо и к концу жизни стал консерватором, сторонником Бисмарка.

Главным вопросом философии Б. считал разрешение противоречия между субстанцией и самосознанием. Отвергая гегелевскую абсолютную идею, он объявил абсолютным самосознание. Б. считал, что обществ. переустройство возможно с помощью изменения сознания, требовал не изменения существующего порядка, а лишь изменения представлений о нем, абсолютизируя гос-во и идеализируя, вслед за Гегелем, прусскую монархию. К истории 13. подходил как субъективный идеалист. Он создал теорию всемогущества "критических личностей" и ничтожества народа, к-рый он объявлял пассивным материальным элементом истории, врагом духа. Движущей силой истории Б. считал умств. деятельность, борьбу понятий в головах "критических критиков".

Критику субъективного идеализма и национализма Б. дали Маркс и Энгельс в "Святом семействе" (Соч., 2 изд., т. 2, М., 1955) и "Немецкой идеологии" (там же, т. 3).

Соч.: Die gute Sache der Freiheit und meine eigene Angelegenheit, Z. - Winterthur, 1842; Die Judenfrage, Braunschweig, 1843; Das entdeckte Christentum, Z., 1843. Лит.: Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, М., 1955; его же, Бруно Бауэр и раннее христианство, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 15, [М., 1933]; Mеринг Ф., Карл Маркс. История его жизни, М., 1957; Серебряков М. В., Фридрих Энгельс в молодости, Л., 1958; История философии, т. 3, М., 1959 (см. Именной указатель); Корню О., К. Маркс и Ф. Энгельс. Жизнь и деятельность, пер. с нем. т. 1, М., 1959; Кеgel М., Bruno Bauer und seine Tneorien über die Entstehung des Christentums, Lpz., 1908 ; Runze G., Bruno Bauer, der Meister der theologischen Kritik, Neu-Finkenkrug, 1931.

А. Панфилова. Москва.

БАУЭР ОТТО

БА́УЭР Отто (Bauer), (5 сент. 1882 - 4 июля 1938) - лидер австр. с.-д-тии, один из основоположников австромарксизма, представитель междунар. реформизма. В философии Б. пытался соединить марксизм с кантианством. В работе "Национальный вопрос и социал-демократия" ("Die Nationalitätenfrage und die Sozialdemokratie", W., 1907, рус. пер. 1909) Б. по аналогии с кантовской трансцендентальной апперцепцией говорил о некоей "национальной апперцепции", якобы обусловливающей извечное стремление людей группироваться по нациям. Отправляясь от ненаучного понимания нации как совокупности людей, "связанных общностью характера на почве общности судьбы", Б. выдвинул оппортунистич. теорию "культурно-национальной автономии", к-рая подрывала интернациональное единство рабочего движения, обособляла рабочих по национальностям. Теория культурно-нац. автономии была подвергнута резкой критике Лениным и Сталиным (см. В. И. Ленин, Тезисы по национальному вопросу, Соч., 4 изд., т. 19; его же, О "культурно-национальной" автономии, там же; его же, Критические заметки по национальному вопросу, там же, т. 20; И. В. Сталин, Марксизм и национальный вопрос, Соч., т. 2). В политико-экономич. работах ("Путь к социализму" - "Der Weg zum Sozialismus", 1919) Б. выдвинул антимарксистскую теорию социализации пром-сти, к-рую он противопоставлял национализации капиталистич. собственности, причем в качестве метода ее осуществления предлагал взимание налога с капиталистов. Октябрьской революции 1917 Б. не понял. В брошюре "Мировая революция" ("Weltrevolution", 1919) он характеризовал ее как крестьянскую революцию.

Однако в последний период жизни Б. "нашел в себе мужество и силу воли посмотреть фактам в глаза и дать им правильную оценку" (Хрущев Н. С., Выступление перед представителями Объединения австрийских профсоюзов 2 июля 1960 года, "Правда", 1960, 3 июля). В кн. "Между двумя мировыми войнами" (1936) Б. писал, что Советское гос-во пользуется поддержкой широких слоев народа, и выразил уверенность, что Советский Союз "на протяжении немногих лет на деле покажет всем народам мира экономическое, социальное, культурное превосходство социалистического общественного строя".

Соч.: Die österreichische Revolution, W., 1923; Sozialdemokratische Agrarpolitik, W., 1926; Der Aufstand der österreichischen Arbeiter, seine Ursachen und seine Wirkungen, Prag, 1934.

БАУЭР ЭДГАР

БА́УЭР Эдгар (Bauer), (7 окт. 1820 - 18 авг. 1886) - немецкий публицист, младогегельянец. В 1843 выступил с брошюрой "Бруно Бауэр и его противники" ("Bruno Bauer und seine Gegner", 1842), где критику младогегельянцами христианства изображал как антифеодальную революцию. За соч. "Спор критики с церковью и государством" ("Der Streit der Kritik mit Kirche und Staat", 1844) был присужден к 4 годам заключения. После амнистии (1848) издавал в Альтоне политич. журнал "Die Parteien" (1849). Все обществ. антагонизмы Б. истолковывал как абстрактные категории, легко преодолеваемые в понятиях. Б. презрительно относился к народу, заявляя, что рабочие не создают ничего, т.к. создают лишь материальные, неодухотворенные предметы. Б. - автор ряда книг по истории обществ.-политич. жизни Германии и Франции.

Соч.: Staat, Religion und Partei, Lpz., 1843. Лит. см. при статье Бауэр Бруно.

БАХМАНЯР

Абуль-Гасан Марзубан-оглы (г. рожд. неизв. - ум. 1065) - азерб. философ. Б. был в основном идеалистом, но в его мировоззрении содержалась материалистич. тенденция в трактовке нек-рых филос. проблем.

Сторонник философии Аристотеля, ученик Ибн-Сины, полемизировавший с учителем по ряду вопросов. В логике Б. склонялся к рационализму, признавая, что истина постигается в основном путем логич. мышления.

Б. - автор неск. трактатов. "Метафизика" ("Маб∋д ∋т-Т∋би∋т") и "Иерархия существ" ("М∋ратиб ∋л-М∋вчудат") (напеч. в Каире, 1911, 1329 Хиджры, на араб. яз.; на нем. яз. - Лейпциг, 1851) разбирают вопросы о бытии и познании, "Приобретение знаний" ("∋т-Т∋hсил") и "Украшение" ("∋з-Зин∋т") посвящены вопросам логики, "Красота и счастье" ("∋л-Беhч∋т в∋ ∋с-С∋ад∋т") освещает этич. проблемы. Часть ' " рукописей Б. хранится в б-ке Ин-та востоковедения АН Узб. ССР (Ташкент).

В сов. науке существуют разногласия между комментаторами произведений Б. относительно ведущих мотивов его творчества. Согласно точке зрения проф. А. О. Маковельского, целью идеалистич.-схоластич. философии Б. было стремление использовать системы Аристотеля и неоплатоников для обоснования догм ислама (см. "Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР", т. 1, 1955, с. 55-56).

Лит.: Гусейнов Г. Н., Азербайджанский философ XI века Абуль Гасан Бахманяр, "Докл. АН Азерб. ССР". 1947, т. 3, No 5; его же, Из истории общественной и философской мысли в Азербайджане XIX века. 2 изд., Баку, 1958, с. 13-14; Τäрбийäт Μ. Α., Данешмäндан-е-Азäрбайджан, Тегеран, 1314. солнечный г. Хиджры (1935); Ибн-Халликан, Вафаят ал-аян, Каир, 1882; Мухаммед Багир ал-Хансарайи, Ровзат ал-джаннат, Тегеран, 1889; З∋куев ∋. К., Б∋hм∋нярын ф∋лс∋фи к∋р∋шл∋ри, Бакы, 1958.

А. Закуев. Баку.

БАШКИН

Матвей Семенович - еретич. деятель России 50-х гг. 16 в., вольнодумец. Свидетельства о Б. относятся к периоду с 1547 по 1554. В годы реформ Ивана IV Б. собрал вокруг себя группу единомышленников, из участников к-рой известны лишь мелкие вотчиновладельцы бр. Борисовы. Идеям Б. сочувствовал нестяжатель Артемий. Мн. идеи Б. унаследовал от ереси жидовствующих, однако он отказался от характерной для нее ветхозаветной, пророческой традиции. Обосновывая свои идеи учением апостолов и принципами евангельской любви к ближнему, Б. требовал отмены холопства и кабальной зависимости (он "изодрал" кабалы людей, лично от него зависимых) и текстами евангельских книг доказывал несовместимость этих институтов с христианством. Постепенно Б. пришел к критике догмата о троичности божества; он считал Христа простым человеком, а иконные изображения Христа, богородицы и святых называл идолами. Церковь Б. понимал как "собрание верных" и выступал против притязания церкви на политическое господство. Вместо церковного покаяния Б. призывал к простому отказу от дурных дел.

По доносу попа Симеона и дьяка Висковатого в 1553 Б. был арестован и подвергнут допросу "осифлянами" Г. Леньковым и Ф. Полевым. Собор (окт. 1553) признал Б. виновным в ереси, и он был заточен в Волоколамский монастырь. Дальнейшая судьба Б. неизвестна.

Лит.: Зимин Α. Α., Матвей Башкин - вольнодумец XVI в., в кн.: Вопросы истории религии и атеизма, [т.] 4, М., 1956; его же, И. С. Пересветов и русские вольнодумцы ΧVI в., там же, [т.] 3, М., 1955.

А. Клибанов. Москва.

БЕXEP

БЕ́XEP (Becher), Эрих (1 сент. 1882 - 5 янв. 1929) - нем. философ. Проф. в Мюнстере (1909) и Мюнхене (с 1916). В своих работах занимался проблемами теории познания, психологии и натурфилософии. Филос. концепция, сложившаяся в значит. степени под влиянием Дж. Ст. Милля, Фехнера и Эрдмана, изложена в его первой кн. "Философские предпосылки точных естественных наук" ("Philosophische Voraussetzungen der exakten Naturwissenschaften", 1907). Этот труд Б. посвящает защите "основных посылок физики и химии" (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 14, с. 277) от нападок со стороны махизма (последний Б. характеризует как "субъективистский позитивизм"). Однако, признавая объективное существование внешнего мира, Б. в то же время отрицает познаваемость "сущности материи" (здесь он близок к т. зр. Гельмгольца и Больцмана, т. е. к "стыдливому" и недодуманному до конца материализму), называет свои гносеологич. взгляды "критическим реализмом", а в учении об органической природе даже приближается к витализму (Б. считается представителем так называемого психовитализма).

Соч.: Die Grundfragen der Ethik, Köln, 1907; Gehirn und Seele, Hdlb., 1911; Geisteswissenschaften und Naturwissenschaften, Münch., 1921; Einführung in die Philosophie, 2 Aufl., Münch., 1949.

Лит.: Fischer Α., Ε. Bechers Entwicklung und Stelung in der Philosophie der Gegenwart, в кн.: Веcher Ε., Deutsche Philosophen, Münch., 1929.

Г. Симон. ГДР.

БЕБЕЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕДИЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЗОБРАЗНОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЗУСЛОВНОЕ СУЖДЕНИЕ

БЕЗУСЛО́ВНОЕ СУЖДЕ́НИЕ - см. Суждение.

БЕЗУСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС

БЕЗУСЛО́ВНЫЙ РЕФЛЕ́КС - см. Рефлекс.

БЕЙЛЬ

БЕЙЛЬ (Bayle), Пьер (18 нояб. 1647 - 28 дек. 1706) - франц. публицист и философ; ранний представитель франц. Просвещения. Проф. Седанской академии (1675-81) и Роттердамского ун-та (до 1692). В 1683 опубликовал свое первое произведение - "Разные мысли по поводу кометы" ("Pensées diverses écrites... à l'occasion de la cométe...", t. 1-2, 1683), принесшее ему европ. известность. Б. выступил здесь с доказательством нелепости астрологич. суеверий. В дальнейшем издавал журнал "Новости литературной республики"("Nouvelles de la République des lettres", 1684-87), выражавший бурж. обществ. мнение. Мировоззрение Б. сформировалось под влиянием скептицизма Монтеня, философии Декарта, естественнонаучных открытий 17 в. Его осн. произведение - "Исторический и критический словарь" ("Dictionnaire historique et critique", t. 1-2, 1695-97, nouv. ed., v. 1-16, P., 1820-24) - представляет собой справочник, преимущественно биографич. характера, попутно трактующий различные филос. богословские, историч. проблемы, а также вопросы естествознания и математики. В примечаниях на полях и сносках внизу страниц (составляющих в целом до 4/5, всего труда) сконцентрированы наиболее интересные мысли. Гл. идея Б. - несовместимость религии и знания, веры и философии. Он призывал философов отказаться от стремления (к-рое он усматривал в соч. Декарта, Мальбранша, Лейбница и др.) доказать "истины" веры. Однако Б. не делал атеистич. выводов, признавая наиболее ценной веру абсолютно противоразумную. Свой скептицизм Б. распространял на разум и на философию: истинность вообще недоступна науке и философии, им доступна только вероятность. Скептицизм Б. удерживал его от атеизма. Тем не менее Б. сыграл большую роль в истории философии прежде всего как критик религ. догматов и тех филос. систем, к-рые пытались дать им теоретич. основу. По словам Маркса, Б. " разрушил метафизику с помощью скептицизма, подготовив тем самым почву для усвоения материализма и философии здравого смысла во Франции" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 141). Религ. индифферентизм Б. приводил его к убеждению в независимости морали от религии. В этой связи Б. сделал очень важный вывод, согласно к-рому общество атеистов может выполнять не только свои гражд., но и свои моральные обязанности не хуже, чем общество верующих. Влияние Б. испытали Вольтер и др. франц. просветители 18 в., а также Фейербах ("Пьер Бейль" - L. Feuerbach, Pierre Bayle, 1838).

Соч.: Oeuvres diverses, v. 1-4, La Haye, 1727-31.

Лит.: Шахов Α., Вольтер и его время, 2 изд., СПБ, 1912; Пиков В., Пьер Бэйль, М., 1933; История философии, т. 2, М., 1941, с. 280-286; Sugg F. В., Pierre Bayle. Ein Kritiker der Philosophie seiner Zeit, Lpz., 1930.

В. Соколов. Москва.

БЕЙСЕМБИЕВ

Касым (р. 5 сент. 1919) - сов. философ, д-р филос. наук (1960), зав. отделом историч. материализма и истории общественно-филос. мысли Казахстана Ин-та философии и права АН Каз. ССР (с 1958). Член КПСС с 1942. Окончил Высшую парт. школу при ЦК КПСС (1948). С 1947 преподает философию в Казахстане. Разрабатывает историю казахской обществ. и филос. мысли.

Соч.: Мировоззрение Абая Кунанбаева, Алма-Ата, 1956; Из истории общественной мысли Казахстана второй половины XIX века. Алма-Ата, 1957. Казак агартушыларынын ∋леуметтiксаяси ж∋не философиялык кезкарастары туралы, Алматы, 1958.

БЕКЕШ

Кацпер (1520-79) - трансильванский полководец, участник войн польского короля Стефана Батория, деятель арианской секты в Белоруссии и Литве. Умер в Гродно. Согласно источникам, "не придерживался никакой религии". Высеченное вскоре после смерти Б. по его завещанию изречение на его памятнике, в к-ром отрицается бог, душа, загробная жизнь, является свидетельством наличия смелой атеистич. мысли в Белоруссии 16 в.

Лит.: Biegeleisen H., Illustrowane dzieje literatury polskiej, t. 3, Wieden, [s. a.]; Brückner Α., Róznowiercy Polscy, seria 1, Warsz., 1905; Merczyng H., Polscy deiści i wolnomyślicieli za Jágiellonów, Warsz., 1911. См. также Отдел рукописей АН Литовск. ССР. Фонд Виленской капитулы, No 38.

Н. Алексютович. Минск.

БЕККАРИА

БЕККАРИА (Beccaria), Чезаре (15 марта 1738 - 28 нояб. 1794) - итал. бурж. просветитель, юрист. Учился в Пармской иезуитской коллегии, затем в ун-те в Павии; доктор прав (1758). Под влиянием идей франц. Просвещения организовал кружок, в 1764 - 66 издавал журнал ("Кофейный" - "Il Caffè"). По поручению кружка Б. написал работу "О преступлениях и наказаниях" ("Dei delitti е delle pene", 1764, напечатана без указания автора и места издания, рус. пер. 1803, 1939), к-рая произвела огромное впечатление и была издана на мн. европ. языках.

Осн. идеи Б. отражали стремление буржуазии к освобождению от феод. правопорядка. Б. доказывал, что многие преступления порождаются экономич. строем общества, требовал равенства граждан перед законом. Он протестовал против жестоких наказаний и пыток, считая, что они ожесточают народ и портят нравы, требовал отмены смертной казни. Наказание, по Б., оправдывается лишь в том случае, если оно является мерой предотвращения преступлений. Б. считал, что для уменьшения преступлений необходимо просвещение народа, улучшение его благосостояния и уравнение граждан в материальном и моральном отношениях.

Идеи Б. оказали влияние на уголовное законодательство и политич. мысль мн. стран, в т. ч. и России ("Наказ" Екатерины II, 1767, гл. 10).

Соч.: Le Opere, Firenze, 1854.

Лит.: Гегель, Философия права, пер. [с нем.], Соч., т. 7, М.-Л., 1934; Городисский Α., Влияние Беккарии на русское право. "Ж. М-ва юстиции", 1864, сентябрь; Левенсон П. Я., Беккариа и Бентам, их жизнь и общественная деятельность, СПБ, 1893; Сantù С., Beccaria е il diritto penale, Saggio, 1862; Marchi A. de, Cesare Beccaria ei l processo penale, Torino, 1929; Vianellо С. Α., La vita e l'opera di Cesare Beccaria, Milano, 1938.

Г. Зельманова. Ленинград.

БЕККЕР БАЛТАСАР

БЕ́ККЕР Балтасар (Bekker), (20 марта 1634 - 11 июня 1698) - флам. философ-картезианец. В книге "Правдивое и искреннее увещевание о философии Картезия" ("Do philosophia Cartesiana admonitio candida et sincera", 1668) разграничивал области религии и науки, ратовал за свободу филос. мысли. Вокруг книги Б. "Заколдованный мир" ("De betooverde weereld", v. 1-4, 1691-93, вскоре была переведена с флам. на франц., нем., англ. и итал. яз.) возникла полемика. Основываясь на философии Декарта, в частности на его учении о невозможности влияния духа на тело, а также используя данные совр. ему науки (напр., результаты микроскопич. наблюдений Левенгука), Б. доказывал вздорность веры в демонов, ангелов и т. п., вскрывал нелепость и бесчеловечность преследований людей за ведовство. Б. был одним из ранних предшественников Просвещения.

Лит.: История философии, т. 2, М., 1941, с. 147-48; Linde A. van der. Balthasar Bekker. Bibliografie, 's.-Gravenhage, 1869; Knuttel W. P. C., Balthasar Bekker,'s.-Gravenhage, 1906.

В. Соколов. Москва.

Предыдущая страница Следующая страница